Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
«Стерлитамакская государственная педагогическая академия
им. Зайнаб Биишевой»
Кафедра экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории финансов
Валютные кризисы: теория и действительность
Выполнил: Ямбаев А.А.
Научный руководитель:
кандидат экономических наук
Юдаков А.Г.
Стерлитамак 2009
Введение
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов, которым посвящено множество работ. В основном это материал, изложенный в учебной литературе, носящей общий характер; но и многочисленные монографии, статьи в журналах и газетах, с которыми современный человек постоянно сталкивается.
С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, с другой стороны, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость, нести научную новизну.
В нынешние дни валютные кризисы не оставили безучастными уже практически ни одного человека. Основные вопросы, которые сейчас больше всего волнуют любого управляющего это то, как пережить мировой финансовый кризис и минимизировать потери.
Кризисы имеют свойство время от времени повторяться, между ними есть стабильность и рост, потом опять возникает спад и кризис. Важно понимать, что кризис, как и в природе, это естественный отбор, и в результате него происходит очищение бизнеса – выживут сильнейшие, слабые – погибнут. Слабые в отношении продаж, доходов или в финансовой стратегии, нарушающие законы денег – обанкротятся.
Экономика циклична — кризисы есть и будут, и их трудно предугадать. Основы ответственной макроэкономической политики, которая поможет предотвратить или смягчить будущие кризисы, закладываются как раз в годы изобилия. Поэтому данная тема курсовой работы актуальна и будет актуальной, пока в мире существует экономика.
Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература и научные статьи в периодических журналах.
Объект исследования: валютный кризис как элемент экономической системы.
Предмет исследования: принцип и механизмы преодоления кризисных явлений.
Цель курсовой работы: изучить теоретические основы валютных кризисов как экономической категории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность валютных кризисов и их характеристику;
2) выявить причины и последствия валютных кризисов;
3) охарактеризовать пути преодоления кризисных явлений на валютном рынке.
1. Сущность валютных кризисов и их характеристика
Разговорами о кризисе наполнились все офисные помещения города. На высоком уровне последствия финансового взрыва мировой денежной системы обсуждаются только за закрытыми дверьми. Оптимисты молчат, но улыбаются; пессимисты отворачиваются; реалисты продолжают работать и продумывать схемы преобразований. Ведь, как говорится, любой кризис — это толчок в сторону позитивного переворота. Случился кризис — надо найти причину и скорректировать стратегию работы.
Однако в настоящее время мы говорим о том, что это самый сильный со времен Первой мировой войны кризис. Оценкой глобальных потрясений заняты умы всего мира. А пока они оценивают высоту завалин после финансового краха, оставшиеся в живых компании сокращают персонал, чтобы уменьшить свои затраты. Сокращением рабочих мест сейчас занимаются даже крупнейшие международные компании. Уволить одного-трех сотрудников из расчета на десять человек — это один из немногих доступных способов спасти изрядно пошатнувшуюся финансовую систему компании.
В условиях замерзших кредитных рынков тяжело даже мировым гигантам, не говоря уже о малом и среднем бизнесе. Когда российские компании, крупнейшие в своей отрасли, начинают сокращать производство, становится, действительно, не до смеха. Экстренное урезание бюджетов и вынужденный отказ от перспективных проектов затронули все секторы экономики. Сокращение реальных доходов, поредевший ассортимент супермаркетов и изменение потребительского спроса, урезание бонусов, премий и увольнение сотрудников компании, обанкротившиеся предприятия и разорившиеся банки — хочется оставить в прошлом1.
Каждый из нас понимает, что кризис поразил мир, но не парализовал. Значит, мы можем и должны действовать, то же самое касается и рекламной политики любой компании. Для этого нам необходимо узнать подробно о сущности кризиса: Что же такое кризис?
Обратимся к Большому экономическому словарю, который приводит такое определение: «Кризис (греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) - резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние, острое затруднение с чем-либо; тяжелое положение, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы»1.
Как мы видим, самостоятельно экономика выйти из кризиса не сможет, но и обязательно должна использоваться грамотная политика государства, чтобы борьба против кризиса не стала плачевной для экономики.
Кризис является составляющей фазой экономического цикла и он, безусловно, необходим, так как восстанавливаются нарушающиеся пропорции общественного производства. Для кризиса характерны следующие признаки: рост массы нереализованной продукции; сокращение кредита; повышение ссудного процента; снижение курса акций и т. д. Все это обусловливает обесценение капитала и сдерживание предпринимательской деятельности, что приводит к падению прибыли, кризису неплатежей, а часто и банкротству2.
Кризис продолжается до тех пор, пока общество не исчерпает товарные запасы, после чего опять появляется и поддерживается товарный спрос. Во время кризиса разоряются неэффективные хозяйства, остаются на рынке наиболее сильные производители, которые способны быстро наполнить рынок товарами, когда в этом появляется потребность.
На такой фазе экономического цикла, как депрессия, падение ВВП и увеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю. Поэтому в этот период экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. Вместе с тем в экономике формируются отдельные точки роста, связанные, как правило, с появлением новой продукции. Через определенное время экономическая система преодолевает низшую точку, называемую впадиной, и начинается оживление.
На стадии оживления движение всех экономических показателей меняет направление: доход и занятость вновь начинают расти. Предприниматели начинают постепенно расширять производство. Это вызывает спрос на факторы производства, который соответственно определяет дополнительный спрос на потребительском рынке. Увеличение роста производства приводит к тому, что его объемы достигают докризисного уровня. Когда предприятия доводят объем производства до высшей точки, достигнутой в предыдущем цикле, то начинается экономический подъем.
В процессе подъема продолжается обновление основного капитала и увеличение производственных мощностей. Усиливается инвестиционный и потребительский спрос, что способствует росту совокупного предложения. Соответственно растут цены и доходы, а безработица, напротив, сокращается. Активизируется деятельность с ценными бумагами. На этом этапе увеличивается спрос на кредит.
Однако в определенный момент хозяйствующие субъекты прекращают обновлять основной капитал и сокращают спрос на инвестиционные товары. Вместе с тем другие участники рынка, не связанные с инвестиционным комплексом, продолжают увеличение объемов продукции. В результате расширение производства начинает обгонять спрос, и экономика входит в новый кризис1.
Материальной основой циклического развития являются особенности движения основного капитала, инвестиционного процесса. Замена элементов этого капитала осуществляется раз в несколько лет, после чего падает инвестиционный спрос. Продолжительность цикла, сроки, через которые повторяются кризисы перепроизводства, - все это связано со средним сроком службы техники.
Кризис мировой валютной системы — это обострение валютных разногласий, резкое нарушение ее функционирования, которое проявляется в несоответствии структурных принципов организации мирового валютного механизма измененным условиям производства. Это понятие возникло в связи с кризисом Первой мировой валютной системы. Кризис золотомонетного стандарта продолжался 10 лет (1913-1922), Генуезкая валютная система существовала восемь лет (1929-1936), Бреттон-Вудская - 10 лет (1967-1976).
Кризис мировой валютной системы ведет к отмене старой валютной системы и замены ее новой, которая обеспечивает относительную валютную стабилизацию1.
Валютные кризисы обычно делят на локальные и циклические.
Локальные валютные кризисы — поражают отдельные страны или группу стран даже в условиях относительной стабильности мировой валютной системы. (После Второй мировой войны периодически возникали локальные валютные кризисы во Франции, Великобритании, Италии и в других странах.)
Циклические валютные кризисы являются проявлением экономических кризисов. Специальные валютные кризисы вызваны другими факторами: кризис платежного баланса, чрезвычайные обстоятельства и т.п.
Для того, чтобы подробнее узнать сущность валютного кризиса, рассмотрим особенности мирового валютного кризиса 1929—1936 гг.
Во-первых, это циклический характер, поскольку валютный кризис был следствием глубокого экономического и денежно-кредитного кризиса.
Во-вторых, структурный характер, ведь основные принципы мировой валютной системы, которая основывалась на золотом стандарте, испытали поражения.
В-третьих, рассматриваемый валютный кризис характеризовался большой продолжительностью: с 1929 г. по осень 1936 г.
В-четвёртых, кризис тяжело переносился всеми странами мира: курс некоторых валют снизился на 50-84%; операции из международного кредитования, особенно долгосрочные, были прекращены через массовое банкротство иностранных должников, в частности Германии, Австрии и Турции, которые прекратили внешние платежи. Вследствие этого образовалась большая масса «горячих» денег, т.е. денег, которые стихийно перемещались с одной страны в другую в поисках спекулятивных прибылей.
В-пятых, кризис приводил к неравномерности развития кризиса в мире. Так, он поражал то одни, то другие страны, в разное время и с разной силой1.
Процесс управления валютными кризисами зависит от валютной политики государства, которая реализуется, прежде всего, через бюджетно-налоговую политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства расширяются государственные заказы частным предприятиям, а также государственное строительство. Государство также активизирует налоговые механизмы для регулирования масштабов капиталовложений и потребительского спроса. Важный инструмент антициклического регулирования государства - применение кредитной политики через изменение учетной, т. е. процентной, ставки, которую взимает Центральный банк при предоставлении ссуд коммерческим банкам2.
На характер экономических циклов существенное влияние оказывает научно-технический прогресс. Все более ускоряющиеся темпы НТП обусловливают ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая фазу кризиса. В результате перепроизводство товаров, как характерная черта кризиса, сменяется перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, пофазной динамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом.
В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет за собой кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания. Так, в 1974-1975 гг. ведущие западные страны одновременно вступили в мировой экономический кризис перепроизводства. В 1987—1989 гг. во всех главных странах также синхронно начался циклический бум. После небольшого спада, длившегося меньше года в 1990-1991 гг., США и страны Западной Европы снова синхронно перешли к экономическому подъему. Это объясняется интернационализацией производства и переходом стран на новый технологический базис производства, который еще больше усиливает международный характер рынков факторов производства (сырья, материалов, оборудования, рабочей силы) и обусловливает мировые структурные кризисы.
Например, в США рост ВВП в фазе подъема снизился с 30,1% в 1919-1938 гг. до 20,9% в 1948-1982 гг., а его сокращение в фазе спада уменьшилось с 14,1 до 2,5%. Спад американской экономики в 1990-1991 гг., продолжавшийся почти 9 месяцев, привел к сокращению реального ВВП всего на 1,4%. Этот спад был более короткий и более умеренный, чем два предшествовавших ему спада 1973-1975 гг. и 1981-1982 гг1.
Для преодоления таких казусов государство создаёт общегосударственную программу, которая фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования. Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров и военнослужащих). Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов)1.
Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, а также в Японии, менее в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Программирование экономики применяется в развивающихся странах. Это объясняется тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно.
По государственной программе составляется финансово-экономическое обоснование, органами государственной власти утверждаются объем и механизм финансирования.
Государственные программы носят рекомендательный (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование - это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.
Рассмотрев данный вопрос, мы выяснили, что валютный кризис цикличен, несёт структурный характер, а также тяжело переносится всеми экономическими странами мира, протекая неравномерно. Но всё же он необходим экономике для замены старой валютной системы на новую, более стабильную, а адекватная и грамотная политика государства лишь поможет этому.
2. Причины и последствия валютных кризисов
Говоря о причинах нынешнего экономического кризиса, следует начать с валютного кризиса в финансовом секторе — именно он, как полагает подавляющее большинство экспертов, и привел к наблюдающемуся сейчас спаду в мировой экономике. С чего начался валютный кризис, известно: с обвала на рынке ипотечных облигаций в США. Однако вызревать он начал гораздо раньше — задолго до расцвета рынка ипотечных облигаций subprime1.
С начала 80-х годов в США начался процесс либерализации финансовых рынков, основным итогом которого стало значительное ослабление регулирования кредитной деятельности банков. Фактически банкам было дано право самостоятельно определять рискованность вложений в рыночные инструменты и, соответственно, создавать на основе своих оценок резервы под эти вложения.
Поскольку резервы банки создают за счет собственного капитала, размер которого ограничен, а прибыль получают именно от кредитной деятельности, такое изменение правил игры естественным образом подтолкнуло банки к наращиванию кредитных портфелей. Тем более что правительство США значительно облегчило банкам привлечение краткосрочного финансирования, последовательно снижая учетную ставку. Конечно, это был не непрерывный процесс. Федеральная резервная система (ФРС) США исторически чередует этапы повышения и понижения ставок. Однако тенденция налицо. Так, если в начале 1980-х ставка рефинансирования в момент достижения «потолка» повышательного цикла превышала 19% годовых, то в начале 90-х была на уровне 10%, в 2000-м этот показатель достиг всего лишь 6,5% годовых, в 2006-м — 5,25%.
Политика циклического снижения-повышения процентных ставок до определенного времени была весьма обоснованной. В периоды низких процентных ставок развивались все возможные виды бизнеса. Периоды же высоких ставок позволяли отсеять «ненужные», точнее, наименее эффективные, спрос на продукцию которых становится минимален1.
Но политика дерегулирования вместе с низкими уровнями процентных ставок внесла в этот циклический процесс свой дерегулирующий вклад. Низкие ставки привели к тому, что стало слишком уж выгодно не сберегать деньги, откладывая их на депозит (под тот же низкий процент), а инвестировать их в растущий из-за обилия дешевых денег фондовый рынок. Также стало выгодно кредитоваться, а либерализация финансовой системы позволила банкам резко увеличить объемы кредитования, что с лихвой компенсировало периодические подъемы ставок американским центробанком.
Масштабная стимуляция спроса открывала блестящие перспективы перед развитием бизнеса. Отсюда и впечатляющий рост фондовых индексов.
Проблема, однако, заключалась в том, что деньги, появляющиеся в ходе кредитной эмиссии, не были подкреплены наличием произведенного товара. Иными словами, вместо того, чтобы создавать товары, а потом менять их на деньги (как на наиболее удобную форму хранения сбережений), американская экономика генерировала деньги «из ничего» в надежде, что товар «подтянется». И он действительно «подтягивался», причем в значительных объемах из-за рубежа — отсюда и непрерывное снижение сальдо торгового баланса США с начала 80-х.
Американские банки кредитовали не только местную экономику — достаточно вспомнить бурный рост иностранных инвестиций в российский фондовый рынок в 2000–2007 годах. Так что речь идет о периоде дешевых денег в мировом масштабе. Конечно, большое значение имеет то, кто получает эти дешевые деньги первым, и с этой точки зрения американцы были в преимущественном положении, но это тема отдельного разговора; кроме того, чтобы получить такое преимущество, надо сначала добиться, чтобы твоя валюта обрела статус основной международной, что нелегко.
В России в 2005–2007 годах, к слову, наблюдалась аналогичная ситуация: рост потребления при дешевеющем кредите шел в основном за счет наращивания импорта, значительно обгоняя рост производства1. Сальдо торгового баланса у нас, правда, росло — просто за счет роста цен на основную статью экспорта, сырье. Но сути дела это не меняло: деньги в экономике стали возникать как будто «из ничего». Таким образом, можно сказать, что граждане современных США получили в наследство от предков основную мировую резервную валюту — доллары и стали обменивать доверие к доллару на иностранные товары. А граждане современной России — запасы природных ископаемых, после чего пошли тем же путем2.
Особо стоит отметить, что большую роль в расширении кредитной эмиссии и последующем крахе рынков сыграли квазиденьги, например пресловутые ипотечные облигации, или, точнее говоря, так называемые структурированные финансовые инструменты, то есть инструменты, составленные из разных финансовых продуктов, загнанных в единую структуру. Низкие ставки и доступность кредитов не просто приводили к дешевым деньгам — этот эффект еще надо было умножить на рост интереса инвесторов к стремительно дорожающим активам, каковое подорожание было спровоцировано все теми же дешевыми деньгами. И чем больше становилось этих квазиденег, тем дороже стоили ценные бумаги, все более приближая стоимость квазиденег к стоимости денег настоящих.
Гораздо более опасный процесс заключается в том, что возникшие «ниоткуда» деньги составляют конкуренцию деньгам реальным, то есть заработанным в процессе производства товара. И люди начинают действовать согласно искаженному видению ситуации, причем не важно, вызвано это искажение пузырем на кредитном рынке или на сырьевом. Но долго так продолжаться не может — пузыри рано или поздно лопаются (грубо говоря, фондовый рынок не может до бесконечности оттягивать на себя деньги из экономики — хотя бы потому, что ценные бумаги не едят и домов из них не строят), после чего иллюзии исчезают и субъекты экономики начинают приводить свои планы в соответствие с объективными реалиями1.
В середине 2004 года ФРС начала очередной цикл плавного повышения ставок, и через два года они выросли с 1 до 5,25% годовых. Для американских заемщиков это стало шоком, поскольку процентные ставки по кредитным договорам в США привязаны к ставкам денежного рынка. В результате для многих заемщиков размер ежемесячных выплат по закладным вырос более чем вдвое. В марте 2007 года СМИ сообщали, что более миллиона американских семей могут остаться без крова, поскольку не в состоянии более выплачивать проценты по ипотечным закладным.
Фондовые индексы и цены на недвижимость в США двинулись вниз. Многим заемщикам становится выгоднее отказаться от выплат по закладной, поскольку купить новое жилье — дешевле, чем продолжать погашать оставшиеся долги.
В этих условиях ФРС спешно начала снижать процентные ставки, что привело к дальнейшему падению курса доллара — инвесторы снова начали предвкушать денежную накачку экономики. Одновременно стремительно пошли вверх цены на сырье: ожидая перепроизводства денег, спекулянты, в частности крупнейшие хеджевые фонды, стали играть на повышение на товарных рынках, несмотря на признаки замедления экономического роста. В результате квазиденьги перетекли с рынков недвижимости и акций именно в товарно-сырьевой сектор, немедленно создав очередной пузырь2.
Массовые отказы от выплат по ипотеке привели к падению цен на «нижние» транши ипотечных облигаций, а вслед за этим — и на все остальные. И банки столкнулись с проблемой, как оценить реальную стоимость квазиденег, находящихся у них на балансе. Тут-то и выяснилось, что это не так просто.
Рынок ипотечных бумаг немедленно перестал выполнять свою функцию квазиденег — с ними просто стало страшно работать. Но это повлекло за собой новый эффект: банкам пришлось переоценивать стоимость своих активов в соответствии с новыми рыночными реалиями. Последовало резкое сокращение капитализации банковской системы, после чего банки оказались не только не в состоянии выдавать новые кредиты, но и стали в спешном порядке отзывать уже выданные. Тогда-то и выяснилось, что денег на рынке на самом деле катастрофически мало.
Понятно, что в условиях катастрофической нехватки кредитных ресурсов и падения потребительского спроса экономика нормально функционировать не может. Крупнейшие корпорации оказались на грани банкротства. Одновременно — что, пожалуй, стало наиболее болезненным для России — рухнули цены на сырье1. Естественная реакция в условиях ожиданий рецессии и дефицита денежных ресурсов, а также предыдущего аномального роста этого рынка.
Сейчас правительства развитых стран продолжают снижать процентные ставки, поддерживать банки путем вливания госсредств, а также напрямую закачивать деньги в экономику путем реализации различного рода программ по ее стимулированию. Однако вопрос, когда эти меры дадут эффект и насколько действенными они окажутся, пока остается открытым.
Хотя кризис еще далеко не закончен, некоторые выводы для себя регуляторы финансовых рынков уже стали делать. Например, власти США начали расследование спекулятивных операций хедж-фондов на сырьевых рынках, заодно заметно ограничив их возможности в этом отношении. Европейские власти рекомендовали банкам осторожнее относиться к вложениям в структурированные финансовые инструменты. Начался пересмотр требований к деятельности рейтинговых агентств. Однако подобные выводы из случившегося представляются довольно поверхностными.
Действительно, можно, конечно, обвинить рейтинговые агентства в применении некорректных методик. Или банки в неосмотрительной кредитной политике. Или регуляторов в том, что допустили раздувание рыночных пузырей до критических размеров. Но это — частности, люди совершали ошибки всегда. Интереснее попытаться разобраться, в чем заключаются принципиальные недостатки существующей финансово-экономической системы.
Главный недостаток мировой финансовой системы сейчас — отсутствие в ней рыночных субъектов, заинтересованных в стабильности. В эпоху всеобщего господства открытых акционерных обществ и институциональных инвесторов это звучит парадоксально, учитывая, что каждый отдельный частый инвестор в стабильности, как правило, заинтересован, но это так1.
3. Пути преодоления кризисных явлений на валютном рынке
На основе опыта кризисов 1998-1999 и 2001 годов правительства стран-лидеров готовились к отражению новой экономической дестабилизации за счет создания мощных финансовых резервов.
Россия образовала Стабилизационный фонд в размере 548,1 млрд. долларов. Китай сконцентрировал огромные золотовалютные резервы, достигающие 1,68 трлн. долларов (70% из них размещено в долларовых активах). Еврозона собрал более 500 млрд. долларов. Япония – 1,02 трлн. долларов. Золотовалютные резервы США относительно невелики, в несколько раз уступая запасам Японии. При этом государственный долг страны к концу 2007-ого года достиг почти 10 трлн. долларов, а суммарный долг государства, штатов и корпораций достиг 40 трлн. долларов.
В качестве антикризисной стратегии всеми странами предполагалось оказывать финансовую помощь попавшим в затруднение компаниям, способствуя восстановлению нормального режима их работы. Также государства планировали направлять финансовые ресурсы на поддержание стабильного курса ценных бумаг и расчетных валют.
Однако, как показали уже первые месяцы нового глобального кризиса, все эти меры оказались неэффективны. Они способствовали кратковременной стабилизации на фондовых рынках, временно восстанавливали платежный баланс корпораций, но не снимали причин кризиса1.
В США меры по снижению ставки рефинансирования, финансовой накачке компаний и временного стимулирования спроса за счет возврата части налоговых поступлений населению не смогли предотвратить вхождения национального хозяйства в полосу кризиса. В Соединенных Штатах отмечается рост безработицы. Из-за нехватки кредитов 28 млн. американских граждан пользуются продовольственными талонами2.
Для других стран, включая Россию, вхождение в мировой кризис пока происходит с серьезным временным отрывом от США. Наряду с США проблемы начали испытывать и хозяйства европейских стран: Франции, Великобритании, Ирландии, Швейцарии, Люксембурга и Испании. Прибыль одного из крупнейших французских банков Credit Agricole по итогам 2007 года снизилась по сравнению с прогнозом на 16,8%. Убытки компании на американском ипотечном рынке в I квартале 2008 года составили 1,2 млрд. евро. Другой французский банк Societe Generale объявил о списании 1,18 млрд. евро по кредитным инструментам и падении чистой прибыли в I квартале на 23% до 1,1 млрд. евро. Крупнейший швейцарский банк Credit Suisse обнародовал информацию о потерях 2,85 млрд. долларов. Еще большие потери понес крупнейший европейский банк UBS AG. За IV квартал 2007 года они составили 13,7 млрд. долларов. Всего банки мира уже списали в связи с американским «народным дефолтом» (массовыми неплатежами по жилищным закладным) более 320 млрд. долларов. Merrill Lynch и UBS почти полностью лишились капитала. Банки Morgan Stanley, Mizuho Financial Group, Citigroup и Washington Mutual понесли убытки на треть капитала. Совокупные потери на рынке ипотеки и связанных с ней долговых ценных бумаг оцениваются МВФ в 565 млрд. долларов. Эта сумма была снижена под давлением США. Ранее МВФ оценивал потенциальные убытки в 945 млрд. долларов. Сведения о потерях, понесенных на ипотечном рынке США, продолжают поступать, размер постепенно рассыпающейся пирамиды ипотечных кредитов оценивается в 10,7 трлн. долларов.
Власти РФ разместили на счетах проблемных банков средства Пенсионного фонда. Среди государств СНГ в наиболее затруднительном положении оказался Казахстан. Причина – финансовые проблемы, вернее, банковский кризис, вызванный невозможностью расплатиться за дешевые иностранные кредиты. Из казахских банков начался отток средств, их рейтинги резко снижены. Правительство Казахстана выделило в помощь банкам 4 млрд. долларов, при общих финансовых резервах страны в 40 млрд. долларов. Однако ни этой суммы, ни золотовалютных запасов Казахстана не хватит надолго. Строжайшая экономия, о которой говорит Назарбаев, тоже окажется малоэффективной. Применение подобных мер правительствами других стран также приведет лишь к углублению кризиса. Получение отсрочки для корпораций за счет дальнейшего падения потребления не только не снимает противоречий кризиса, а напротив – обостряет их1.
Официальные лица США считают, что негативную тенденцию все еще можно преодолеть, предотвратив глобальное расползание кризиса. Однако ожидания чиновников, что финансовое стимулирование способствует повышению потребительской активности, пока не оправдались. Население предпочитает тратить деньги на оплату долгов и создание запасов продовольствия. Американские компании продолжают проводить политику экономии за счет ухудшения условий труда работников, что никак не способствует росту потребления.
Нет оснований считать, будто новое понижение ставки рефинансирования окажется более эффективным. Также нет оснований полагать, что разовая субсидия населению может поднять его платежеспособный спрос, упавший в силу объективных причин. Финансовая накачка компаний не способна вернуть им эффективность в условиях падающего потребления1.
В современных условиях России ее бюджетная политика направлена на преодоление последствий системного кризиса и стабилизации в первую очередь социально-экономической ситуации. С этой целью наиболее актуальными задачами бюджетной политики являются:
- повышение уровня минимальных государственных гарантий перед обществом: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий и их своевременное регулирование в соответствии с ростом потребительских цен;
- стабилизация уровня жизни населения, создание условий во всех регионах режима защищенности наименее обеспеченной части населения, предотвращение обнищания населения и минимизация негативных последствий безработицы;
- оказание помощи населению регионов попавших в кризисные ситуации в результате катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и сепаратистских последствий;
- выравнивание условий социально — экономического развития регионов при одновременной поддержке тех регионов, которые имеют важное стратегическое значение;
- стабилизация работы сектора экономики, как главного элемента обеспечения жизни общества и безопасности государства;
- централизация всех видов доходов и иных ресурсов на счете Федерального казначейства с целью оперативного вмешательства в негативные последствия;
- обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной и других видов продукции;
- погашение задолженности бюджетным организациям и другим получателям бюджетных средств;
- реструктуризация государственных долгов, инвентаризация высших и внутренних заимствований и результатов их использования;
- принятие мер по перечислению дивидендов по акциям находящимся в государственной собственности и прибыли ЦБ РФ в федеральный бюджет;
- обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
- повышение роли бюджета развития РФ как источника государственной инвестиционной политики и т. д1.
Последнее время стало модно придумывать стратегии по борьбе с кризисом. Большинство из них не содержит и малой доли полезных идей или излагает их в сумбурной, противоречивой, бессистемной форме. Но главное не в этом. Всякий антикризисный план должен иметь заинтересованную сторону, часть общества, потребностям которой он отвечает. Реализуемый властями план отражает интересы российских корпораций, не желающих ничего менять в экономике, а нуждающихся только в прекращении кризиса (что само по себе абсурдно). Благие советы правительству для него не интересны. Трудящиеся России пока не заявили себя как самостоятельная общественная сила готовая отстаивать собственные нужды и добиваться исполнения своего антикризисного плана. Антикризисный план – это программа политическая.
Чисто теоретически преодоление кризиса требует переориентировать всю экономическую политику на людей, которые и есть нормальные потребители и которых у нас сознательно душат: бесправием (прописка, к примеру), безумной эмиссией подрывающей зарплаты, отсутствием социальной защиты и таковой политики, пригодных для жизни пенсий. Нет потребителей – нет рынка. Есть спрос, поправятся дела в производственном и кредитном секторах. Только такая политика требует крайне продуманного регулирования. Впрочем, есть альтернатива: власти просто ждут, пока закончится кризис. Кризис все еще воспринимается верхами как некая конъюнктурная неприятность, а не системное потрясение. Правительство и корпорации ждут, пока цены на нефть снова вырастут. Но кризис не собирает заканчиваться. Возможности потребителей подорваны повсеместно, неолиберальная экономика работать дальше не может1.
На население власти тратить денег не намерены. Это для них только статья издержек, поскольку правительство у нас отражает интересы монополий (сырьевых, что важно). Главная ориентация на внешний рынок, внутренний потребитель в сравнении с ним вторичен. В ЕС, США или Японии ситуация отличается от российской ненамного. Власти готовы тратить деньги на разовые выплаты потребителям, но не желают способствовать стабильному повышению их доходов2.
Направленные на действительное преодоление кризиса меры должны сочетать стимулирование спроса с протекционистской защитой рынка. Необходимо поднять пенсии с чудовищно низкого уровня. Нужны реальные пособия по безработице, в несколько раз превышающие теперешний уровень и не привязанные к прописке. Должны создаваться новые рабочие места. Банковский процент надо ограничить 6%. Необходимо произвести технологическое обновление индустрии и создание новых производств. Государство должно отказаться от исключительно монетарных методов регулирования и осуществлять там, где необходимо прямое вмешательство. Но все это не набор технических мер, а политика.
Заключение
Учитывая развивающийся характер российской экономики, вопросы исследования валютных кризисов будут еще долго оставаться актуальной темой для исследования. В нынешние дни валютные кризисы не оставили безучастными уже практически ни одного человека, влияя на бюджет каждого. Они породили взрыв валютных противоречий, резкое нарушение функционирования валютной системы, проявляющееся в несоответствии структурных принципов организации мирового валютного механизма к изменившимся условиям производства, мировой торговли, соотношению сил в мире.
В силу своей природы, обусловленной вызвавшими его противоречиями, валютный кризис призван совершить качественные изменения в мировой хозяйственной системе, вернув ей эффективность, обеспечить валютную стабилизацию, сменив старую валютную систему на новую.
Изучив валютные кризисы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, мы пришли к выводам, что кризисные явления присущи не только развивающимся странам и странам с переходной экономикой, но и развитым странам, действуя неравномерно, тяжело переносятся всеми государствами.
Кризис ипотечного кредитования в США породил валютный кризис, чреватый глобальной проблемой кредитования, рецессией американской экономики и прочими разрушительными последствиями.
С целью минимизации потерь от кризисов и предотвращения кризисных явлений, актуальным является разработка методик ранней идентификации финансовых кризисов.
В условиях кризиса нужно переориентировать всю экономическую политику на людей, т. к. если не будет потребителей, то не будет рынка. Но она требует крайне продуманного регулирования.
Не нужно ждать окончания кризиса, нужно действовать. Самостоятельно экономика выйти из кризиса не сможет, обязательно должна использоваться грамотная политика государства, чтобы борьба против кризиса не стала плачевной для экономики.
Направленные на действительное преодоление кризиса меры должны сочетать стимулирование спроса с протекционистской защитой рынка.
Кризис является составляющей фазой экономического цикла и он, безусловно, необходим, так как восстанавливаются нарушающиеся пропорции общественного производства.
Главный недостаток мировой финансовой системы сейчас — отсутствие в ней рыночных субъектов, заинтересованных в стабильности. В эпоху всеобщего господства открытых акционерных обществ и институциональных инвесторов это звучит парадоксально, учитывая, что каждый отдельный частый инвестор в стабильности, как правило, заинтересован, но это так.
Список использованной литературы
1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 486 с.
2. Бартон. Д. В условиях кризиса // Вестник McKinsey. – 2008. - № 20. – 118 с.
3. Большой экономический словарь // Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: ОМЕГА-Л, 2008 г. – 1416 с.
4. Дювьесар Жан-Паскаль. Управление -дело местное // Вестник McKinsey. – 2008. - № 18. – 118 с.
5. Евченко М. Кризис поразил мир, но не парализовал // Coach. – 2008. - №9. – 68 с.
6. Зотин А. Спекулянты возвращаются // РБК. – 2009. - № 12. – 156 с.
7. Исерн И., Пунг К. Как справиться с реформой // Вестник McKinsey. – 2008. - № 19. - 118 с.
8. Кияткин А. Написано нефтью // Smart Money. – 2008. - № 45. – 70 с.
9. Колташов В.. Кризис глобальной экономики: Учебник. – М.: ИГИСД, 2009. – 482 с.
10. Малютин А. Как власть общается с народом и учит бизнес правильному поведению во время кризиса // Smart Money. - 2008. - №46 – 70 с.
11. Рожков Р. Сказка про лепку // Коммерсантъ. – 2009. - № 4 – 80 с.
12. Рушайло П. Кризис по собственному желанию // Коммерсантъ. Деньги 2.0. – 2009. - № 1-2 – 80 с.
13. Сандул И. Еврозарплата // Корреспондент. – 2009. - № 46. – 68 с.
14. Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 512 с.
15. Хабаров М. Кризис будет глубоким, но недолгим // Коммерсантъ. – 2009. - № 3 – 80 с.
16. Хмыз О. Особенности деятельности хеджевых фондов // Финансовый менеджмент. – 2008. - № 1. – 240 с.
17. Хренников И. Жизнь после краха // Smart Money. – 2008. - № 48. –70 с.
18. Чая В.Т. Аналитические триггеры как инструмент антикризисного управления // Экономический анализ. Теория и практика. – 2008. - № 12. – 84 с.
19. Шараев Ю.В.Теория экономического роста: Учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. - 212 с.
20. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г.П. Журавлёвой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. - Улан Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. – 934 с.
21. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: МГУЭСИИ, 2008. – 286 с.
1 Евченко М. Кризис поразил мир, но не парализовал // Coach. – 2008. - №9. – С. 21.
1 Большой экономический словарь // Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: ОМЕГА-Л, 2008 г. –
С. 513.
2 Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: МГУЭСИИ, 2008. – С. 150..
1 Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005 – С. 24.
1 Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г.П. Журавлёвой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. - Улан Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. – С. 765.
1 Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г.П. Журавлёвой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. - Улан Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. – С. 769.
2 Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: МГУЭСИИ, 2008. – С. 155.
1 Малютин А. Как власть общается с народом и учит бизнес правильному поведению во время кризиса // Smart Money. - 2008. - №46 – С. 2.
1 Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: МГУЭСИИ, 2008. – С. 163.
1 Дювьесар Жан-Паскаль. Управление -дело местное // Вестник McKinsey. – 2008. - № 18. - С. 62.
1 Рушайло П. Кризис по собственному желанию // Коммерсантъ. Деньги 2.0. – 2009. - № 1-2 – С. 10.
1 Хренников И. Жизнь после краха // Smart Money. – 2008. - № 48. – С. 22.
2 Кияткин А. Написано нефтью // Smart Money. – 2008. - № 45. – С. 12.
1 Шараев Ю.В.Теория экономического роста: Учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. - С. 212.
2 Хмыз О. Особенности деятельности хеджевых фондов // Финансовый менеджмент. – 2008. - № 1. – С. 132.
1 Рожков Р. Сказка про лепку // Коммерсантъ. – 2009. - № 4 – С. 21.
1 Хабаров М. Кризис будет глубоким, но недолгим // Коммерсантъ. – 2009. - № 3 – С. 10.
1 Колташов В.. Кризис глобальной экономики: Учебник. – М.: ИГИСД, 2009. – С. 10.
2 Чая В.Т. Аналитические триггеры как инструмент антикризисного управления // Экономический анализ. Теория и практика. – 2008. - № 12. – С. 13.
1 Сандул И. Еврозарплата // Корреспондент. – 2009. - № 46. – С. 10.
1 Исерн И., Пунг К. Как справиться с реформой // Вестник McKinsey. – 2008. - № 19. - С. 12.
1 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2007. - С. 33.
1 Зотин А. Спекулянты возвращаются // РБК. – 2009. - № 12. – С. 40.
2 Бартон. Д. В условиях кризиса // Вестник McKinsey. – 2008. - № 20. - С. 2.