Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное учреждение высшего профессионального образования
Волгоградский Государственный технический университет
Кафедра «Автомобильные перевозки»
Курсовая работа
по дисциплине: «Организация автомобильных перевозок»
Выполнил:
Студент гр. АТ-413
Солдатов Павел
Проверил:
ст. препод. Гудков Д.В.
Волгоград 2010
Рис. 1. Схема транспортной сети
Дано: Схема транспортной сети на рис.1
Таблица 1 – Объем производства грузов в грузообразующих пунктах
Шифр вершины грузообразующих пунктов | Наименование груза | Объем производства в год, тыс. т |
Четный номер | ||
Б | Б | |
7 | Кирпич силикатный | 225 |
20 | Кирпич силикатный | 225 |
13 | Железобетонные изделия | 350 |
2 | Щебень | 250 |
18 | Щебень | 200 |
11 | Щебень | 325 |
25 | Песок | 150 |
4 | Песок | 300 |
Таблица 2 – Объем потребления грузов в грузопоглощающих пунктах
Шифр вершины грузопоглощающих пунктов | Наименование груза | Объем потребления в год, тыс. т |
Четный номер | ||
Б | Б | |
2 | Песок | 200 |
18 | Песок | 100 |
7 | Песок | 150 |
24 | Щебень | 175 |
13 | Щебень | 275 |
5 | Щебень | 125 |
3 | Щебень | 200 |
17 | Кирпич силикатный | 150 |
11 | Кирпич силикатный | 300 |
22 | Железобетонные изделия | 200 |
4 | Железобетонные изделия | 150 |
1. Определение кратчайших расстояний между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами
Определим кратчайшие расстояния между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами согласно схеме транспортной сети методом оценки возможных расстояний до пункта и выбора среди них наименьшего.
По результатам составим таблицы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.
Таблица 1.1
Силикатный кирпич
11 | 17 | |
7 | 15 | 16 |
20 | 10 | 15 |
Таблица 1.2
Песок
2 | 7 | 18 | |
4 | 16 | 18 | 19 |
25 | 18 | 8 | 13 |
Таблица 1.3
Железобетонные изделия
4 | 22 | |
13 | 30 | 15 |
Таблица 1.4
Щебень
3 | 5 | 13 | 24 | |
2 | 6 | 8 | 22 | 12 |
11 | 29 | 19 | 1 | 12 |
18 | 17 | 7 | 11 | 5 |
2. Оптимизация грузопотоков
Составленные матрицы грузопотоков отдельно для каждого груза оптимизируем методом Фогеля.
Таблица 2.1
Силикатный кирпич
11 | 17 | |||||
7 | 15 | 16 | 225 | 1 | ||
75 | 150 | |||||
20 | 10 | 15 | 225 | 5 | ||
225 | - | |||||
300 | 150 | |||||
5 | 1 | 450 |
Транспортная работа F = 225·10 + 75·15 + 150·16 = 2250 + 1125 + 2400 = 5775 т·км.
Таблица 2.2
Песок
2 | 7 | 18 | ||||||
4 | 16 | 18 | 19 | 300 | 2 | |||
200 | - | 100 | ||||||
25 | 18 | 8 | 13 | 150 | 5 | |||
- | 150 | - | ||||||
200 | 150 | 100 | ||||||
2 | 10 | 6 | 450 |
Транспортная работа F = 150·8 + 200·16 + 100·19 = 1200 + 3200 + 1900 = 6300 т·км.
Таблица 2.3
Железобетонные изделия
4 | 22 | ||||
13 | 30 | 15 | 350 | ||
150 | 200 | ||||
150 | 200 | 350 |
Транспортная работа F = 150·30 + 200·15 = 4500 + 3000 = 7500 т·км.
Таблица 2.4
Щебень
3 | 5 | 13 | 24 | |||||||
2 | 6 | 8 | 22 | 12 | 250 | 2 | ||||
200 | 50 | - | - | |||||||
11 | 29 | 19 | 1 | 12 | 325 | 11 | ||||
- | - | 275 | 50 | |||||||
18 | 17 | 7 | 11 | 5 | 200 | 2 | ||||
- | 75 | - | 125 | |||||||
200 | 125 | 275 | 175 | 775 | ||||||
11 | 1 | 10 | 7 |
Транспортная работа F = 200·6 + 50·8 + 275·1 + 75·7 + 50·12 + 125·5 = 1200 + 400 + 275 + 525 + 600 + 625 = 3625 т·км
Составим сводную матрицу грузопотоков для всех грузов
2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 11 | 13 | 17 | 18 | 22 | 24 | |||||||||||||
2 | 6 | 8 | 22 | 12 | 250 | ||||||||||||||||||
200 | 50 | - | - | ||||||||||||||||||||
4 | 16 | 18 | 19 | 300 | |||||||||||||||||||
200 | - | 100 | |||||||||||||||||||||
7 | 15 | 16 | 225 | ||||||||||||||||||||
75 | 150 | ||||||||||||||||||||||
11 | 29 | 19 | 1 | 12 | 325 | ||||||||||||||||||
- | - | 275 | 50 | ||||||||||||||||||||
13 | 30 | 15 | 350 | ||||||||||||||||||||
150 | 200 | ||||||||||||||||||||||
18 | 17 | 7 | 11 | 5 | 200 | ||||||||||||||||||
- | 75 | - | 125 | ||||||||||||||||||||
20 | 10 | 15 | 225 | ||||||||||||||||||||
225 | - | ||||||||||||||||||||||
25 | 18 | 8 | 13 | 150 | |||||||||||||||||||
- | 150 | - | |||||||||||||||||||||
200 | 200 | 150 | 125 | 150 | 300 | 275 | 150 | 100 | 200 | 175 | 2025 |
Из сводной таблицы видно, что самым загруженным является пункт № 13, т.к. здесь наибольший объем производства, он равен 350 тыс. т в год, вид груза – железобетонные изделия, следовательно, дальнейшие расчеты будут вестись для этого пункта. По полученным данным строим картограмму грузопотоков.
- песок
- ЖБИ
- кирпич силикатный
- щебень
3. Выбор подвижного состава и погрузочных механизмов
3.1 Предварительный выбор погрузочных механизмов
Производительность погрузчика определяется количеством груза, которое он сможет погрузить на транспортное средство, переместить с одного места складирования на другое или разработать за единицу времени.
На производительность погрузчика влияет ряд постоянных и переменных факторов.
К постоянным факторам относятся: конструктивные особенности, грузоподъемность, тягово-сцепные свойства, рабочие скорости и другие характеристики погрузчика.
К переменным факторам относятся: физико-механические свойства копаемых и перегружаемых материалов, квалификация машиниста, условия, в которых эксплуатируется погрузчик, вид выполняемых работ и их организация, параметры транспортных средств, используемых с погрузчиком и др.
Рациональное сочетание указанных выше факторов обеспечивает наибольшую эффективность использования погрузчиков.
Критерием предварительного выбора погрузочных механизмов является требуемая производительность.
Техническая производительность погрузчика определяется из выражения:
,
где WТП – техническая производительность погрузчика, т/ч;
VК – ёмкость ковша погрузчика (экскаватора), м3;
КНК –коэффициент наполнения ковша погрузчика (КНК=0,75);
tЦП –продолжительность рабочего цикла, с;
ε- объёмная масса груза, т/ м3 (ЖБИ ε=1,5 т/м3).
Минимальное число погрузчиков определяется по формуле:
где Mx-число погрузчиков, ед.;
Кζа - коэффициент неравномерности прибытия автомобилей под погрузку. На данном этапе расчётов Кζа принимается равным 1,0;
G - производственная мощность предприятия для максимально загруженного пункта. Максимально загруженным является пункт №13, груз –ЖБИ, объём производства 350 тыс. т в год.
Т-продолжительность рабочего дня, примем T=10ч;
ДРГ - количество рабочих дней в году, примем ДРГ=253дня.
WЭП – техническая производительность погрузчика, т;
WЭП = WТП * ηи,
где ηи- коэффициент использования погрузчика(принимается равным 0,7).
Пример расчета:
Экскаватор Э-652Б
VК=0,65 м3; tЦП =22с.
WЭП = 119,7*0,7=83,8 т/ч;
Для остальных экскаваторов проводим аналогичные расчеты, и результат оформляем в виде таблицы 3.
Таблица 3
Тип погрузочного механизма | Емкость ковша Vк, м3 |
Продолжитель ность рабочего цикла tц, с |
Техническая произво дительность погрузчика Wтп, т/ч |
Эксплуата ционная произво дительность погрузчика Wэп, т/ч |
Количество экскаваторов Мх | Выбор погрузочного механизма |
Э-652 Б | 0,65 | 22 | 119,6591 | 83,76136 | 1,651596 | |
Э-10011 | 1 | 32 | 126,5625 | 88,59375 | 1,561509 | |
Э-1252 Б | 1,5 | 32 | 189,8438 | 132,8906 | 1,041006 | 1 |
Э-2621 А | 0,3 | 15 | 81 | 56,7 | 2,439858 | |
ЭО- 3123 | 0,32 | 16 | 81 | 56,7 | 2,439858 | |
ЭО- 4225А | 0,6 | 23 | 105,6522 | 73,95652 | 1,870557 | 2 |
ЭО-5221 | 1,55 | 20 | 313,875 | 219,7125 | 0,629641 | |
ЭО-5126 | 1,25 | 17 | 297,7941 | 208,4559 | 0,663641 | |
ЭО-6123 | 1,6 | 20 | 324 | 226,8 | 0,609964 | |
ЭО-33211 | 0,4 | 17 | 95,29412 | 66,70588 | 2,073879 | 2 |
ЕК-270 | 0,6 | 20 | 121,5 | 85,05 | 1,626572 | |
ЕК-400 | 0,6 | 19 | 127,8947 | 89,52632 | 1,545243 |
Вывод: для максимального использования производительности экскаватора, берем те экскаваторы, у которых Мх ближе к целому числу. Для дальнейших расчетов выбираем 3 экскаватора: Э-1252 Б, ЭО-4225 А, ЭО-33211
4. Выбор подвижного состава и погрузочных механизмов по критерию максимального использования грузоподъёмности подвижного состава
При выборе автомобиля-самосвала необходимо учитывать следующее:
соотношение между вместимостью ковша экскаватора и емкостью кузова автомобиля-самосвала, которое оценивается количеством ковшей, загружаемых в автомобиль;
коэффициент использования статической грузоподъемности автомобиля-самосвала ;
соотношение между фактическим и нормированным временем простоя под погрузкой одного автомобиля-самосвала.
Количество ковшей, загружаемых в автомобиль-самосвал, определяется методом подбора, при последовательной подстановке паспортных емкостей кузовов Va и номинальной грузоподъемности qн автомобилей-самосвалов в выражениях:
и ,
где m-число ковшей, погружаемых в автомобиль, ед.;
Va-ёмкость кузова автомобиля, м3;
qн- грузоподъёмность автомобиля, т.
Полученное после вычислений по формулам число ковшей, загружаемых в автомобиль-самосвал, округляем до целого числа m и выбирается наименьшее из двух.
Статический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля-самосвала определяется при их совместной работе с экскаваторами по выражению:
.
При перевозке сыпучих строительных материалов статический коэффициент использования грузоподъёмности автомобиля должен быть в пределах 0,9≤ γс≤1,1, что служит критерием правильности выбора модели автомобиля.
Пример расчета: автомобиль ГАЗ-САЗ-3512 (Vа = 2,37 м3, qн=1,4 т).
Экскаватор Э-1252 Б. Vк=1,5 м3.
Примем m=1, т.к. больше не поместится в кузов
Для остальных самосвалов проводим аналогичные расчеты, и результаты сводим в таблицу 4.
Таблица 4
Модель самосвала | Vа | qн | Модель экскаватора, объем его ковша, м3 | |||||
Э-1252Б, Vк=1,5 м3 |
ЭО-4225 А, Vк=0,6 м3 |
ЭО-33211, Vк=0,4 м3 |
||||||
γс | m, ед. | γс | m, ед. | γс | m, ед. | |||
ГАЗ-САЗ-3512 | 2,37 | 1,4 | 1,205357 | 1 | 1,446429 | 3 | 1,285714 | 4 |
ЗИЛ-САЗ-1503 | 5 | 3 | 1,125 | 2 | 1,125 | 5 | 1,05 | 7 |
ЗИЛ-УАМЗ-4505 | 3,8 | 6,1 | 0,829918 | 3 | 0,995902 | 9 | 0,959016 | 13 |
ЗИЛ-ММЗ-4520 | 7 | 10,5 | 0,964286 | 6 | 0,964286 | 15 | 0,985714 | 23 |
КамАЗ-6517 | 11,3 | 14,5 | 1,047414 | 9 | 1,024138 | 22 | 1,024138 | 33 |
КамАЗ-55111 | 6,6 | 13 | 0,778846 | 6 | 0,778846 | 15 | 0,761538 | 22 |
КамАЗ-65115 | 8,5 | 15 | 0,9 | 8 | 0,855 | 19 | 0,87 | 29 |
КрАЗ-6125С4 | 9 | 14 | 0,964286 | 8 | 0,964286 | 20 | 0,964286 | 30 |
КрАЗ-65055 | 10,5 | 16 | 0,949219 | 9 | 0,970313 | 23 | 0,984375 | 35 |
МАЗ-5551 | 5,5 | 10 | 0,84375 | 5 | 0,8775 | 13 | 0,855 | 19 |
МАЗ-5516 | 10,5 | 20 | 0,84375 | 10 | 0,81 | 24 | 0,7875 | 35 |
«Урал-55571-10» | 7,1 | 7 | 1,205357 | 5 | 1,060714 | 11 | 1,028571 | 16 |
«Вольво FM10» | 12 | 22,5 | 0,825 | 11 | 0,81 | 27 | 0,8 | 40 |
ДАФ 85 CF | 9,5 | 21,5 | 0,706395 | 9 | 0,690698 | 22 | 0,669767 | 32 |
ИВЕКО Евро | 12 | 24,2 | 0,767045 | 11 | 0,753099 | 27 | 0,743802 | 40 |
Мерседес-Бенц | 9,5 | 21 | 0,723214 | 9 | 0,707143 | 22 | 0,685714 | 32 |
МАН-26/33.364 | 9,3 | 21,7 | 0,699885 | 9 | 0,653226 | 21 | 0,642857 | 31 |
МАН-41.364 | 14 | 26,5 | 0,82783 | 13 | 0,815094 | 32 | 0,798113 | 47 |
Рено Керакс | 9,5 | 17,239 | 0,880997 | 9 | 0,861419 | 22 | 0,835315 | 32 |
«Вольво А20С» | 9,6 | 20 | 0,759375 | 9 | 0,7425 | 22 | 0,72 | 32 |
Вывод: На основании табл.4 можно сделать вывод о том, что автомобили: ЗИЛ-ММЗ-4520, КамАЗ-6517, КрАЗ-6125С4 имеют максимальный коэффициент использования грузоподъемности при совместной работе с экскаваторами: Э-1252Б, ЭО-4225А, ЭО-33211. Дальнейшие расчеты будем вести для этих автомобилей. Окончательный вывод о том, какие сочетания наиболее эффективны ещё сделать нельзя, т.к. необходимо произвести расчёт по себестоимости транспортирования.
4.1 Расчёт потребного числа автомобилей самосвалов
Количество автомобилей-самосвалов Ах, необходимых для вывоза суточного объема навалочного груза определится по выражению:
,
где Qсут- объём производства груза в сутки, т.
.
роизводительность автомобиля-самосвала определяется следующим образом:
,
где - время простоя автомобиля самосвала под погрузкой и разгрузкой, ч;
- коэффициент использования пробега (=0,5);
- техническая скорость движения автомобиля – самосвала ( принимается в пределах от 20 до 30 км/ч).
Полученное значение Ах округляется до целого числа.
Длина ездки с грузом определяется выражением:
Время простоя под погрузку и разгрузку определяется по формуле:
tпр=(tожп +tожр+tнр +tп)/60,
где tпр- время простоя под погрузку и разгрузку, ч;
tожп – время ожидания в очереди под погрузку, мин. (tожп=1 мин);
tожр - время ожидания в очереди на загрузку, мин. (tожр=1 мин);
tнр – нормированное время простоя автомобиля под разгрузку, мин;
tп – время погрузки, мин.
Время погрузки определяется:
tп=(tЦП *m)/60.
Пример расчета для ЗИЛ-ММЗ-4520. Примем = 30 км/ч, =0,5, tнр=9 мин.
Экскаватор Э-1252 Б, Vк= 1,5 м3, tц=32 с.
tп= (6*32)/60=3,2 мин.
tпр=(1+1+9+3,2)/60=0,24 ч;
;
.
Для остальных самосвалов проводим аналогичные расчеты, и результаты сводим в таблицу 5.
Таблица 5
Модель самосвала |
tнр, мин |
Модель экскаватора | |||||||||||
ЭО-4225 А, tц=23 с | Э-1252 Б, tц=32 с | Э-2621 А, tц=15 | |||||||||||
tп, мин |
tпр, ч |
, т/ч |
Ах, ед. |
tп, мин |
tпр, ч |
т/ч |
Ах, ед. |
tп, мин |
tпр, ч |
т/ч |
Ах, ед. |
||
ЗИЛ-ММЗ-4520 | 9 3,2 |
0,24 | 5,8 | 24 | 5,75 | 0,28 | 5,7 | 25 | 6,5 | 0,29 | 5,8 | 24 | |
КамАЗ-6517 | 9 | 4,8 | 0,26 | 8,6 | 16 | 8,4 | 0,32 | 8,1 | 17 | 9,35 | 0,34 | 8,04 | 18 |
КрАЗ-6125С4 | 9 | 4,3 | 0,25 | 7,7 | 18 | 7,7 | 0,31 | 7,4 | 19 | 8,5 | 0,325 | 7,4 | 19 |
5. Уточнённый выбор погрузочных механизмов и подвижного состава по критерию минимум себестоимости перемещения груза
Себестоимость перемещения груза складывается из себестоимости погрузочных работ, транспортирования и разгрузочных работ. Для автомобилей-самосвалов себестоимость перемещения определяется как:
,
где ΣС – суммарная себестоимость перемещения, руб/ч;
Сn-себестоимость использования погрузочного механизма, руб/ч;
Сa-себестоимость использования автомобиля, руб/ч;
Mx – число погрузочных механизмов, ед.;
Ax – потребное число автомобилей, ед.;
Пример расчета для ЗИЛ-ММЗ-4520.
Себестоимость 1 н*ч автомобиля Са=500 руб/ч.
Экскаватор Э-1252Б.
Себестоимость 1 н*ч погрузчика Сп=500 руб/ч, количество экскаваторов Мх=1 ед. Потребное количество автомобилей Ах=24 ед.
Себестоимость погрузки:
С= Сп*Мх=500*1=500 руб/ч.
Себестоимость транспортирования:
С=Са*Ах=500*24=12000 руб/ч.
Суммарная себестоимость перемещения:
ΣС=500*1+500*24=12500 руб/ч.
Для других экскаваторов и автомобилей-самосвалов проводим аналогичные расчеты. Все результаты расчетов сводим в таблицу 6.
Таблица 6.
Модель самосвала | Модель экскаватора | Ед. изм. | Э-1252Б | ЭО-4225А | ЭО-33211 |
Себестоимость 1 н*ч погрузчика | Руб/ч | 500 | 450 | 400 | |
Число погрузочных механизмов | Ед. | 1 | 2 | 2 | |
Общая себестоимость погрузки | Руб/ч | 400 | 900 | 800 | |
ЗИЛ-УАМЗ-4505 | Себестоимость 1 н*ч автомобиля | Руб/ч | 500 | 500 | 500 |
Число автомобилей | Ед. | 24 | 25 | 24 | |
Общая себестоимость транспортирования | Руб/ч | 12000 | 12500 | 12000 | |
Суммарная себестоимость перемещения | Руб/ч | 12500 | 13400 | 12800 | |
ЗИЛ-ММЗ-4520 | Себестоимость 1 н*ч автомобиля | Руб/ч | 700 | 700 | 700 |
Число автомобилей | Ед. | 16 | 17 | 18 | |
Общая себестоимость транспортирования | Руб/ч | 11200 | 11900 | 12600 | |
Суммарная себестоимость перемещения | Руб/ч | 11700 | 12800 | 13400 | |
КрАЗ-65055 |
Себестоимость 1 н*ч автомобиля | Руб/ч | 600 | 600 | 600 |
Число автомобилей | Ед. | 18 | 19 | 19 | |
Общая себестоимость транспортирования | Руб/ч | 10800 | 11400 | 11400 | |
Суммарная себестоимость перемещения | Руб/ч | 11300 | 12300 | 12200 |
Вывод: после анализа результатов предыдущих расчетов можно сказать, что применение самосвала КрАЗ-6125С4 и экскаватора Э-1252Б является самым эффективным при расчете себестоимости перемещения груза.
6. Влияние технико-эксплуатационных показателей на производительность грузового автомобиля
Производительность автомобиля:
Влияние на производительность автомобиля изменения технической скорости.
Vт=32 км/ч
Vт=34 км/ч
Vт=36 км/ч
Vт=38 км/ч
Vт=40 км/ч
Влияние коэффициента использования пробега на производительность автомобиля.
β=0,52
β=0,54
β=0,56
β=0,58
β=0,6
Влияние коэффициента использования грузоподъёмности автомобиля на производительность автомобиля.
γс=0,98
γс=1,00
γс=1,02
γс=1,04
γс=1,06
Влияние изменения времени на погрузку-разгрузку на производительность автомобиля.
tпр=0,27
tпр=0,29
tпр=0,31
tпр=0,33
tпр=0,35
Все расчеты влияния на производительность значений технической скорости, использования коэффициента пробега, коэффициента использования грузоподъемности и времени на погрузку-разгрузку сведены в таблицу 7.
Таблица 7.
Измеряемый параметр | γс | Vт,,км/ч | β | tпр, ч | Wа, т/ч |
0,96 | 30 | 0,5 | 0,25 | 7,68 | |
0,96 | 32 | 0,5 | 0,25 | 8,114717 | |
0,96 | 34 | 0,5 | 0,25 | 8,541308 | |
Vт,,км/ч | 0,96 | 36 | 0,5 | 0,25 | 8,96 |
0,96 | 38 | 0,5 | 0,25 | 9,371009 | |
0,96 | 40 | 0,5 | 0,25 | 9,774545 | |
0,96 | 30 | 0,5 | 0,25 | 7,68 | |
0,96 | 30 | 0,52 | 0,25 | 7,941818 | |
β | 0,96 | 30 | 0,54 | 0,25 | 8,200678 |
0,96 | 30 | 0,56 | 0,25 | 8,456629 | |
0,96 | 30 | 0,58 | 0,25 | 8,709721 | |
0,96 | 30 | 0,6 | 0,25 | 8,96 | |
0,96 | 30 | 0,5 | 0,25 | 7,68 | |
0,98 | 30 | 0,5 | 0,25 | 7,84 | |
γс | 1 | 30 | 0,5 | 0,25 | 8 |
1,02 | 30 | 0,5 | 0,25 | 8,16 | |
1,04 | 30 | 0,5 | 0,25 | 8,32 | |
1,06 | 30 | 0,5 | 0,25 | 8,48 | |
0,96 | 30 | 0,5 | 0,25 | 7,68 | |
tпр, ч | 0,96 | 30 | 0,5 | 0,27 | 7,59322 |
0,96 | 30 | 0,5 | 0,29 | 7,50838 | |
0,96 | 30 | 0,5 | 0,31 | 7,425414 | |
0,96 | 30 | 0,5 | 0,33 | 7,344262 | |
0,96 | 30 | 0,5 | 0,35 | 7,264865 |
По полученным данным строим характеристический график:
График зависимости влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность грузового автомобиля.
Вывод: На основании графика можно сделать вывод о том, что на производительность автомобиля в большей степени влияет техническая скорость Vт.
Таблица 8
Марка автомобиля | Показатели | Э-1252Б | ЭО-4225А | ЭО-33211 |
ЗИЛ-ММЗ-4520 | Ах | 24 | 25 | 24 |
γс | 0,96 | 0,96 | 0,99 | |
С | 12500 | 13400 | 12800 | |
КамАЗ-6517 | Ах | 16 | 17 | 18 |
γс | 1,05 | 1,02 | 1,02 | |
С | 11700 | 12800 | 13400 | |
КрАЗ-6125С4 | Ах | 18 | 19 | 19 |
γс | 0,96 | 0,96 | 0,96 | |
С | 11300 | 12300 | 8900 |