1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, социально-экономическая география позволяет лучше понять современный этап мирового развития.
Предметом изучения социально-экономической географии (СЭГ) являются процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем, а также способы управления ими.
Территориальные системы разделяются по следующим признакам.
1. По составу:
– производственно-территориальные системы (промышленность, транспорт и др.);
– непроизводственно-территориальные системы (торговля, финансовая сфера и др.);
– системы населения и расселения (этнические, демографические и др.)
– социально-территориальные системы (культурные, потребительские и др.)
– политико-территориальные системы (межгосударственные, внутригосударственные);
– природно-ресурсные системы (природное богатство);
– территориально-рекреационные системы.
2. По размерам:
– мегасистема (территория земного шара);
– макросистемы (территории материков и отдельных частей материков);
– мезосистемы (территории отдельных стран и части стран);
– микросистемы (территории отдельных городов и районов).
Впервые термин «экономическая география» появился в 1760 г. В научный оборот этот термин ввел М.В. Ломоносов. Он разработал систему географических наук. В настоящее время в состав дисциплин, изучаемых СЭГ, входят:
– социальная география;
– география населения;
– геодемография;
– география сферы обслуживания;
– рекреационная география;
– экономическая география;
– география промышленности;
– география транспорта;
– география сельского хозяйства;
– география внешних экономических связей;
– геоэкология.
При изучении СЭГ используют следующие научные методы:
1. Программно-целевой метод. Служит для разработки комплексных программ по отраслям и территориям. Включает сбор фактических данных, оценку свойств территориальной системы, установление закономерностей, прогноз развития и изменения территориальной системы.
2. Метод системного анализа. Включает изучение внутренних и внешних связей территориальной системы и всестороннее изучение всей территориальной системы.
3. Балансовый метод. Используется при разработке региональных программ. Позволяет увязать объемы производства с различными видами ресурсов и установить пропорции для оптимального развития.
4. Статистический метод. Включает обработку и анализ большого массива количественной информации.
5. Картографический метод. Необходим для изучения размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов.
6. Экономико-математическое моделирование. Предполагает расчет вариантов поведения систем при различных условиях функционирования и выбор оптимального варианта.
7. Сравнительно-географический метод. Предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам.
8. Исторический метод. С помощью сравнения общего и особенного в исторических явлениях выявляет основные тенденции развития.
В задачи СЭГ входит поиск путей совершенствования территориальной организации общества, организация наиболее рационального размещения производства, обоснование перспектив повышения эффективности развития отдельных регионов и страны в целом.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА
Начало формирования концепций размещения хозяйства относят к 1826 г. Первым разработал теорию размещения хозяйства Й. Тюнен. Он рассматривал абстрактное, изолированное от других, государство, где имеется центральный город. Этот город являлся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения страны другими видами продукции. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличалась от цены в городе на величину транспортных затрат. Транспортные затраты были пропорциональны дальности перевозки и весу груза. Исходя из этой теории оптимальная схема размещения производства представляла собой систему концентрических поясов разного диаметра вокруг центрального города. Каждый пояс специализировался на производстве различных видов сельскохозяйственной продукции. Чем выше урожайность, тем ближе должно размещаться хозяйство к центральному городу; а чем дороже продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение.
Следующая теория размещения хозяйства была разработана В. Лаунхардом. Он исследовал оптимальное размещение отдельных промышленных предприятий относительно источников сырья и рынков сбыта. Основным фактором, влияющим на размещение, он считал транспортные расходы. Теория А. Вебера вводит новые факторы размещения хозяйства: это экономическая выгода (сокращение издержек по производству и сбыту определенного вида промышленного продукта), транспорт, рабочая сила, «агломерационный эффект» (совместное взаимодействие эндогенных и экзогенных факторов). Кристаллер В. разработал теорию о размещении системы населенных пунктов. Согласно этой теории территория разбивается на правильные шестиугольники, являющиеся зоной сбыта продукции центрального города, куда население приезжает за покупками. Такая организация позволяет минимизировать транспортные затраты покупателей, при этом центральные места сбыта продукции имеют определенную иерархию. Теория А. Смита и Д. Рикардо содержит международное территориальное разделение труда на основе торговли. Они разработали теорию абсолютных и относительных преимуществ, которыми обладает страна в отношении производства того или иного товара. Основные положения теории Э. Хекшера и Б. Олина сводятся к следующему: во-первых, ввоз и вывоз товаров может заменяться перемещением факторов производства; во-вторых, в международной торговле должна осуществляться тенденция выравнивания факторных цен; в-третьих, страны должны вывозить продукты использования избыточных факторов производства и ввозить продукты использования дефицитных для них факторов производства. Леонтьев В. установил, что для выбора оптимального размещения хозяйства необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты. Свою цель он реализовал на основе метода межотраслевого баланса, который отражал равенство между наличием ресурсов и их использованием в различных отраслях. В основе теории «полюсов роста» Ф. Перру лежит положение о ведущей роли в структуре экономики лидирующих отраслей. Ареалы, где размещаются лидирующие отрасли, становятся центрами притяжения факторов производства. Теория больших циклов Н. Кондратьева отражает динамику развития мирового хозяйства во временном разрезе. Длинные волны – это эндогенные факторы, влияющие на размещение хозяйства.
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. ЭТАПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ
Политическая география – это наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов. Это означает, что политическая география изучает: формирование политической карты мира; изменения в политических границах; особенности государственного строя; политические партии, группировки и блоки; территориальные аспекты массовых избирательных кампаний.
Процесс формирования политической карты связан с периодом появления общественного разделения труда, частной собственности и расслоения общества на классы. Смена общественных формаций определила временные рубежи основных этапов формирования политической карты:
1. Древний этап (до V в. н.э.). Характеризуется формированием рабовладельческих государств (Китай, Индия, Месопотамия), а затем расцвет культуры в Египте, Греции и Риме.
2. Средневековый этап (V – XVI вв.). Характеризуется формированием феодальных государств в Европе (Византия, Киевская Русь) и на американском континенте (государства инков и ацтеков).
3. Этап с XVI в. до первой мировой войны связан с эпохой великих географических открытий, что привело к колонизации мира. В результате страны Африки, Азии и Америки были вовлечены в процесс международного разделения труда. К 1914 г. крупнейшими метрополиями были США, Япония, Западная Европа.
4. Новейший этап (с 1914 г. до второй половины 90-х г. XX в.). В этот период произошли такие крупные события, как Октябрьская революция, первая и вторая мировые войны. В результате сформировались два политических лагеря – капиталистический и социалистический, и распались многие колонии. К концу этого периода возникло более 100 независимых государств на территориях Африки, Азии и Латинской Америки.
5. Современный этап (с сер. 90-х гг. XX в. до наших дней). Характеризуется крушением социалистического лагеря, распадом СССР, объединением ФРГ и ГДР, распадом Чехословакии и Югославии на семь независимых государств, воссоединение Гонконга с КНР, выделением из состава Эфиопии самостоятельного государства – Эритреи.
В результате этих изменений мир трансформируется из биполярного в монополярный. До распада СССР в мире доминировали два государства – США и СССР. В настоящее время доминируют четыре основных центра – США, Япония, Западная Европа и Китай.
4. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА
Страна, государство – главный объект политической карты мира. Общее число стран на этой карте в течение XX в. заметно увеличилось. Во-первых, в результате изменений, связанных с итогами первой мировой войны. Во-вторых, в результате изменений, последовавших за второй мировой войной, выразившихся в крушении колониальной системы империализма, когда на протяжении 1945 – 1993 гг. политической независимости добились 102 страны. В-третьих, в начале 90-х гг. в результате распада Советского Союза, Югославии, Чехословакии.
На современной политической карте насчитывается около 230 стран. За этим количественным ростом следуют важные качественные сдвиги. Это проявляется в том, что из 230 государств 193 – это суверенные государства. Остальное приходится на так называемые несамоуправляющиеся территории. При таком большом числе стран возникает необходимость в их группировке, которая проводится в первую очередь на основе разных количественных критериев. Наиболее распространена группировка стран по величине их территории и численности населения. Нередко применяется группировка стран по особенностям их географического положения.
1. По размерам выделяют:
– самые большие страны;
– крупные;
– средние;
– небольшие;
– микрогосударства.
2. По количеству населения.
3. По экономико-географическому положению:
– приморские страны;
– полуостровные;
– островные;
– страны-архипелаги;
– страны, занимающие внутриконтинентальное положение.
В отличие от классификации (группировки) стран, основанной преимущественно на количественных показателях, в основу типологии положены качественные признаки, определяющие место той или иной страны на политической и экономической карте мира. Эти признаки могут быть различными и учитывать уровень социально-экономического развития стран, их политическую ориентацию, степень демократизации власти, включенности в мировую экономику и др.
До начала 90-х гг. все страны мира подразделяли на три типа: социалистические, развитые капиталистические и развивающиеся. После фактического распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, также трехчленная, подразделяет все страны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т.е. осуществляющие переход от планово-централизованной к рыночной экономике. Широко применяется двухчленная типология с подразделением всех стран на экономически развитые и развивающиеся. Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта на душу населения. К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они характеризуются более высоким уровнем экономического и социального развития и, соответственно, ВВП из расчета на душу населения. Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы. Первую подгруппу образуют страны «Большой Семерки» (США, Канада, Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия). Эти страны-лидеры западного мира отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. Имеют ярко выраженную постиндустриальную структуру хозяйства и высокий уровень развития рыночных отношений. На долю стран «Семерки» приходится около 50% мирового ВНП и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции, ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов. Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные, но также высокоразвитые страны Западной Европы (Швеция, Норвегия, Дания и др.). Несмотря на то, что политическая и экономическая мощь каждой из этих стран невелика, в целом они играют всевозрастающую роль в мировых делах. Они активно участвуют в мировой системе территориального разделения труда. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «Большой Семерки». Третью подгруппу образуют неевропейские страны – Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская республика. Это бывшие переселенческие колонии Великобритании, которые практически не знали феодализма. В настоящее время отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. В последнее время к этой группе относят и Израиль. Четвертая подгруппа находится еще в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того, как в разряд экономически развитых стран были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле. К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, которые вместе занимают более половины площади земной суши и концентрируют около 3/5 мирового населения. На политической карте эти страны охватывают обширный пояс, простирающийся в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании к северу и особенно к югу от экватора. Некоторые из них (Иран, Таиланд, Эфиопия, Египет, страны Латинской Америки и др.) обладали независимостью еще задолго до второй мировой войны. Но большинство из них завоевало независимость только в послевоенный период.
Развивающиеся страны можно разделить на шесть подгрупп.
Первую подгруппу образуют ключевые страны – Индия, Бразилия и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира. Эти три страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах.
Во вторую подгруппу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Америке.
К третьей подгруппе можно отнести новые индустриальные страны (НИС), специализирующиеся в ряде трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности. В 80-х и 90-х гг. XX в. они добились такого скачка, что получили прозвище «азиатских тигров». В «первый эшелон» таких стран вошли Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг. Ко «второму эшелону» обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию.
Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны. Благодаря притоку «нефтедолларов» душевой ВВП достигает от 10 до 20 тыс. долларов. Это прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), а также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.
В пятую, самую большую, подгруппу входит большинство «классических» развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке. К этой подгруппе можно отнести государства концессионного развития капитализма, разбогатевшие на развитии туризма (Ямайка, Богамы и др.).
Шестую подгруппу образуют примерно 40 стран (с общим населением 600 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам. В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВП составляет 100-300 долларов в год. К этой подгруппе относя такие страны как Бангладеш, Непал, Афганистан, Мали, Эфиопия, Гаити и др.
Включение в данную двухчленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы и страны Балтии, безусловно, относятся к экономически развитым. Среди стран СНГ есть и экономически развитые, и страны, занимающие промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Такое же противоречивое положение занимает и Китай, который имеет свои особенности, как в политическом строе, так и в социально-экономическом развитии.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Общая характеристика населения и трудовых ресурсов мира
При анализе и планировании трудовых ресурсов используются такие понятия, как «население», «трудовые ресурсы», «экономически активное население» (занятое и незанятое в производстве), «нетрудоспособное население». Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, которая достигла необходимого физического развития, умственных способностей и знаний для работы в народном хозяйстве. В понятие «человеческий капитал» включается наиболее подготовленная к участию в современном производстве часть трудовых ресурсов. Масштабы трудовых ресурсов характеризуют потенциальную массу живого труда, или «запас» рабочей силы, которым владеет общество для удовлетворения своих потребностей.
Экономически активное население - это часть трудоспособного населения, занятая общественно-полезным трудом, который дает ей доход, необходимый для воспроизведения самой себя (наемные рабочие, собственники предприятий, члены семей, которые помогают предпринимателям). Доля экономически активного населения зависит от доли трудоспособных во всем населении, а также от степени занятости отдельных возрастных групп. Термин «экономически активное население» используется в международной системе понятий, но во многих странах он статистически четко не определен. Иногда его отождествляют с понятием «рабочая сила» и «трудовые ресурсы», что несколько осложняет анализ статистических данных этих понятий. Статистика промышленно развитых стран включает в категорию экономически активного населения граждан с 15 лет (более 45% населения), в развивающихся странах - с 12-14 лет (в среднем менее 40% населения), а в некоторых африканских странах даже с 6 лет.
Основными факторами, влияющими на размещение населения являются:
природные условия территорий;
наличие богатых и разнообразных природных ресурсов;
уровень экономического развития территорий;
условия для развития транспорта и товарообмена;
история освоения и заселения территорий.
Размещение населения по территории Земного шара крайне неравномерно. На 10% суши проживает 82% населения, причем большая часть проживает в приморских районах, вдоль крупных рек, железнодорожных и автомагистралей. Средняя плотность населения Земли – 42 жителя на 1 кв. км. (Европа – 70 чел. на 1 кв.км, Азия – более 125 чел., Америка – 18 чел., Африка – 24 чел., Австралия и Океания – 4 чел.).
Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Важнейшими факторами, влияющими на естественное движение населения являются:
социально-экономические условия жизни населения;
военно-политические факторы;
природные условия;
религиозные и этнические особенности;
экологические факторы и др.
Показатели естественного движения населения
Коэффициент смертности.
Коэффициент рождаемости.
Коэффициент естественного движения, который равен разности коэффициентов рождаемости и смертности.
Коэффициент ежегодного прироста:
Р = ( Рr / Pm ) * 100%,
где Pr – прирост населения в течение года;
Pm – средняя численность населения в течение года.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
Все страны мира по продолжительности жизни можно разделить на 3 группы:
с высокой продолжительностью жизни (не менее 70 лет). Это в основном страны с развитой экономикой, высокими показателями ВВП на душу населения. К ним относятся: Япония (ср. продолжительность жизни 80 лет, в т.ч. женщины – 83 года), Швеция и Швейцария (78 лет), Нидерланды, Норвегия, Франция, Австралия (77 лет), США, Канада, Австрия, Великобритания, Германия, Израиль, Финляндия (75-76 лет).
со средней продолжительностью жизни (55-70 лет). В числе таких стран Россия и многие республики СНГ, Китай, Польша, Индия, Мексика, Бразилия и др.
с низкими показателями продолжительности жизни (ниже 55 лет). Это многие страны Африки, Южной и Юго-Восточной Азии.
К концу текущего столетия произошел самый значительный рост населения, в 2000 году все население земли уже достигло 6,2 млрд. чел., в том числе экономически активное население сконцентрировано преимущественно в странах «третьего мира» (около 1,9 млрд. чел.), а в индустриально развитых странах в результате старения населения эта часть продолжает сокращаться. В 2015 г. численность населения достигнет 7,3 - 7,9 млрд. чел.
В последние десятилетия демографическая ситуация на Западе, а также в некоторых странах СНГ (в т.ч. и в Украине) характеризуется тревожными тенденциями. В некоторых странах население увеличивается медленно или не увеличивается вообще. Численность населения Украины за 1994 г. уменьшилась с 52,1 млн. чел. до 51,7 млн. или на 0,7%, что обусловлено как природным, так и миграционным движением населения. Еще одна тенденция - увеличение количества «мини-семей» (состоящих из одного чел.) (Франция - одна из лидеров). Из индустриально развитых стран США - единственная страна, где население стабильно увеличивается, причем не только за счет природного прироста, а и в результате притока иммигрантов (около 600 тыс. чел. в год). Наиболее высокие темпы прироста населения (природного) наблюдаются в странах «третьего мира» Основные приросты населения обеспечиваются развивающимися странами (в основном за счет Африки и Индии). В первой половине 50-х годов они обеспечили 79%, а в первой половине 90-х - 95% прироста мировой численности населения. Эти процессы привели к перераспределению населения между различными подсистемами мирового хозяйства. В 1950 г. примерно 2/3 населения проживало в развивающихся странах, в 1990 г. - 77%, в 2025 г. ожидается до 84%. Доля промышленно развитых стран сократилась с 22 до 14,5%. Это усилило дифференциацию между размещением населения и производительных сил. На развивающиеся страны приходится почти 80% населения и только 20% ВМП. В группу развивающихся стран входят самые крупные по населению страны (свыше 100 млн. чел.) - КНР, Индия, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия.
Табл. Распределение населения мира по подсистемам и регионам
Регионы и страны | 1950 | 1970 | 1990 | 2025 |
МИР, млн. чел. | 2516,2 | 3697,0 | 5295,0 | 8472,0 |
% | 100 | 100 | 100 | 100 |
Развитые страны | 33,1 | 28.4 | 22,9 | 16,6 |
Развивающиеся страны | 66.9 | 71,6 | 77,1 | 83,4 |
Африка | 8,8 | 9,8 | 12,1 | 18,7 |
Азия, | 54,7 | 56,8 | 58,9 | 57,8 |
в т.ч. КНР | 22,1 | 22,5 | 21,8 | 18,2 |
Индия | 14,2 | 15,0 | 16,0 | 16,5 |
Латинская Америка | 6,6 | 7,6 | 8,3 | 8,3 |
Северная Америка | 6,6 | 6,1 | 5,2 | 4,3 |
Европа (+ Литва, Латвия, Эстония) | 15,8 | 11,1 | 9,6 | 6,4 |
СССР (кроме прибалтийских стран) | 6,9 | 6,4 | 5,3 | 4,1 |
Океания | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Обычно для выяснения влияния роста населения на экономическое развитие сравнивают темпы роста населения и ВВП на душу населения. Данные последних десятилетий показывают, что в основном повышение уровня экономического развития соотносится с низким коэффициентом воспроизводства населения и более высокой продолжительностью жизни.
В настоящее время соотношение между ростом ВВП и населением выступает как выбор между более высоким уровнем жизни и инвестициями в человеческий капитал. Население мира растет быстро, но мировой продукт увеличивается быстрее и показывает способность мирового сообщества развивать производительные силы. Рост населения не является проблемой, если экономические и социальные изменения происходят достаточно быстро, если обеспечивается необходимый технический прогресс. Но быстрый рост населения в последние десятилетия делает структурные изменения более трудными, что в основном вызывается бедностью. Это требует целенаправленной политики правительств и мирового сообщества по повышению уровня экономического и социального развития, ликвидации разрывов меду промышленно развитыми и развивающимися странами.
Качество рабочей силы
Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом решающим образом зависит от трудовых ресурсов. Немаловажную роль играет качество рабочей силы, которое проявляется в виде определенно развитых свойств работника, которые отражают способность и готовность его к той или иной конкретной деятельности. Производительный потенциал рабочей силы включает психологические и физические качества работника, его здоровье, уровень общего и специального образования, накопленный производственный опыт, общий культурный уровень развития, зависящий от всего комплекса жизненных условий. Эти характеристики во многом определяются социально-экономическим уровнем развития подсистем мирового хозяйства и отдельных стран. На качество рабочей силы в ряде стран стали оказывать влияние недостаточность обеспечения продовольствием, а также инфекционные заболевания. (По данным ВОЗ после 2000 г. не менее 1/4 африканской рабочей силы будет заражено СПИДом). Одним из главных элементов качественных характеристик рабочей силы выступает уровень общего развития и специального образования, т.к. люди, а не машины являются движущей силой экономического роста (К. Маркс). Например, последние 40-50 лет ВВП США увеличивался ежегодно в среднем на 3,2%, 16% этого роста были достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% - в результате технических нововведений и «ноу-хау» (что тоже связано с образованием) и только 12% определялись ростом затрат на оборудование.
Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Как показали исследования увеличение обучения рабочей силы на 1 год может привести к 3%-ному увеличению ВВП. Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. В начале 90-х годов в мире насчитывалось 948 млн. неграмотных (1970 - 890 млн.). 917 млн. приходится на страны «третьего мира», что составляет 1/3 всего взрослого населения. Более 55% неграмотных приходится на Индию (50% населения) и Китай (21% населения). По уровню неграмотности выделяются Южная Азия (63% женщин и 37% мужчин) и Тропическая Африка (53% женщин и 33% мужчин), а также арабские страны (56% и 32%). В Джибути и Буркина Фасо 80% населения неграмотно. В промышленно развитых странах уровень грамотности высокий, но и здесь 31,5 млн. неграмотных взрослых, в основном в Южной Европе.