Рефетека.ру / Экономическая география

Реферат: Экономика Южной Кореи


| |
|Государственный Университет Управления |
|Институт Информационных систем управления . |
|Специальность: Математические методы и исследование операций в экономике. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Реферат |
| |
|на тему: |
| |
|Экономика Кореи. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнил: |
|Печерицин А.В. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Москва 2000 |
| |

Содержание.
1. Краткое описание_________________________3
2. Госсструктуры___________________________3
3. Макроэкономика_________________________3
4. Промышленность_______________________8
5. Иноинвестиции__________________________14
6. Экспорт_________________________________22
7. Список литературы_______________________26

1 . Краткое описание.
Республика Корея (Taehan Minguk). Находится на Дальнем Востоке, на
Корейском полуострове, южнее 38-й параллели. Территория: 99,2 тыс.кв.км.
Население: 45,7 млн.чел. (янв. 1997 г.). Столица: Сеул (Seoul) — 10,3 млн.чел. (янв. 1998 г.). Административное деление: 9 провинций и 2 города:
Сеул и Пусан, имеющие статус провинций. Официальный язык: корейский.
Денежная единица: вона = 100 чонам. Национальные праздники: 15 авг. — День освобождения Кореи (1945 г.); 3 окт. — День основания государства.
Отмечается с 1948 г. в память об основании в 2333 г. до н.э. первого корейского государства Древний Чосон. Дипотношения с СССР установлены 30 сент. 1990 г. В дек. 1991 г. РФ признана правопреемницей СССР.

2.Госструктуры

Республика Корея — парламентская республика. Действует конституция, вступившая в силу 25 фев. 1988 г. 15 авг. 1948 г. Южная Корея была провозглашена республикой.

Глава государства — президент, избираемый населением путем всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. По конституции 1988 г. президентская власть значительно ограничена.

Законодательную власть осуществляет Национальное собрание в составе 299 членов, из которых 253 избираются населением путем всеобщего прямого и тайного голосования, а 46 назначаются от политических партий пропорционально числу мест, полученных в результате выборов. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Исполнительную власть осуществляет президент и правительство во главе с премьер-министром.

Глава государства, Президент Республики Корея — Ким Дэ Чжун (Kim Dae
Jun). Избран 18 дек. 1997 г. Вступил в должность 25 фев. 1998 г.

3.Макроэкономика

Накапливавшиеся в течение ряда лет кризисные явления в экономике РК в
1997 г. достигли критического уровня. Произошло заметное снижение конкурентоспособности экономики РК, для которой при полной зависимости от импорта энергоносителей и сырья в последние годы стали характерны высокие издержки и чрезмерный рост оплаты труда, завышенные процентные ставки, высокие транспортные расходы, отставание инновационного процесса.

На фоне сократившегося внутреннего спроса рискованная инвестиционная политика крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) — «чэболей», пользовавшихся неоправданно льготными кредитами, привела к перепроизводству в ряде отраслей (автомобильная, сталелитейная, химическая), снижению рентабельности производства.

Финансовой кризис перекрыл пути привлечения новых инвалютных средств, вызвал массовое бегство иностранного капитала из РК, рост стоимости кредита
(свыше 30%), сокращение валютных резервов до 5 млрд.долл. и, как следствие, обвальное падение обменного курса воны по отношению к доллару почти в 2 раза в ноябре-декабре 1997 г.

Для преодоления кризиса в нояб. 1997 г. РК была вынуждена обратиться к
МВФ с просьбой о срочном предоставлении стабилизационных займов. 3 дек.
1997 г. РК и МВФ подписали протокол о намерениях и техническое приложение к нему, определившие условия крупнейшей в истории программы международной помощи РК (57 млрд.долл.). В обмен на финансовую помощь, сформированную за счет средств МВФ (21 млрд.долл.), ВБ (10 млрд.долл.), АзБР (4 млрд.долл.), а также взносов США (10 млрд.долл.), Японии (5 млрд.долл.), Германии,
Канады, Великобритании и Австрии, РК согласилась ускорить финансовую реформу, проведение жесткой фискальной политики, максимальное открытие финансового рынка для иностранных инвесторов.

Правительство обязалось принять меры по сокращению в 1998 г. темпов роста экономики до 3% (с возможным незначительным увеличением лишь в 1999 г.), удержанию инфляции в пределах 5% в год, сокращению дефицита платежного баланса по текущим операциям до уровня 1% ВНП на протяжении 1998-99 гг.
Было намечено также открытие рынка краткосрочных облигаций, снятие ограничений на приобретение акций, увеличение допустимого уровня иноучастия в южнокорейских компаниях с 26% до 55%, упорядочение системы найма и увольнения рабочих и служащих.

К концу 1997 г. внешняя задолженность страны с учетом займа МВФ превысила 200 млрд.долл. (IV место в мире), произошел обвал фондового рынка
(за год общая стоимость акций местных компаний уменьшилась наполовину). ВНП на душу населения в 1997 г. сократился по сравнению с 1996 г. на 11% и составил 9,4 тыс.долл. Индекс потребительских цен увеличился на 4,7-4,9%, при этом некоторые товары (нефтепродукты, газ, раст. масло, сахар, кофе, мука) подорожали на 50-60%. Уровень безработицы возрос до 2,9% (1996 г. —
2%). Объем внешней торговли РК составил около 278 млрд.долл. (1996 г. — 280 млрд.долл.).

Экономический кризис болезненно отразился на социальной сфере: сократилась реальная покупательная способность населения, многие предприятия заморозили или сократили размеры заработной платы, возросла безработица. Государство приостановило строительство ряда общественных объектов, было объявлено о грядущих изменениях в системе пенсионного обеспечения, сокращении размеров социальных субсидий и выплат.

Финансовый кризис в РК во многом способствовал победе на президентских выборах в дек. 1997 г. лидера оппозиции Ким Дэ Чжуна, сумевшего использовать недовольство южнокорейцев экономической политикой правящей партии. В своей экономической стратегии Ким Дэ Чжун делает основной упор на недопущение резкого снижения уровня жизни населения, создание либеральной экономической модели, ориентированной на поддержку малого и среднего бизнеса. Экономическая программа новой южнокорейской администрации предполагает также структурные реформы в промышленности, ускорение либерализации финансового рынка, развитие НИОКР.

Экономический кризис в РК проявившийся в истощении валютных резервов,
«бегстве» из страны инокапитала, резком обесценивании нацвалюты и повальном банкротстве южнокорейских компаний, выявил целый ряд «хронических болезней» южнокорейской экономики. Наиболее серьезная из них — чрезмерная концентрация капитала в руках небольшого количества финансово-промышленных групп, которые, пользуясь своим привилегированным положением и влиянием на правительство, проводили бесконтрольную политику в области заимствований и инвестиций. Подобная практика привела к колоссальному росту долговых обязательств и образованию структурных диспропорций в экономике. Не менее значимой проблемой стала внутренняя неподготовленность общества к восприятию политики форсированной «либерализации» и «глобализации». После
«открытия» внутреннего рынка многие южнокорейские компании, обремененные краткосрочными долгами и не сумевшие найти свое место в международном интеграционном процессе, пали жертвами циклических изменений мировой конъюнктуры, особенно в период азиатского кризиса. Массовые банкротства фактически парализовали финансовый сектор южнокорейской экономики, дестабилизировали кредитно-денежную систему страны.

Выход из создавшейся кризисной ситуации администрация Ким Дэ Чжуна видит в дальнейшем реформировании южнокорейского общества по западному образцу
(«параллельное развитие демократии и рыночной экономики»), приближая его экономическую модель к американской и отходя от азиатской. На это были ориентированы и рекомендации стабилизационной программы МФВ, которым правительство РК, хотя и с некоторыми оговорками, следовало на протяжении прошедшего года. В основу этих рекомендаций была положена неоконсервативная модель госрегулирования, предусматривающая, в частности, обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.

Экономическая реформа в РК осуществлялась под патронажем МВФ в несколько этапов. В период с дек. 1997 г. по апр. 1998 г. основной задачей было преодоление кризиса ликвидности за счет привлечения заёмных средств и кредитов. К марту РК получила инокредитов по линии международных организаций на 21,4 млрд.долл. Южнокорейцам удалось также реструктурировать до 90% своих краткосрочных обязательств иностранным кредиторам, которые в феврале достигали 21,8 млрд.долл. Увеличению валютных резервов способствовал и рост положительного сальдо платежного баланса по текущим операциям — до 18,9 млрд.долл. в апр. В результате в период с середины декабря по конец апреля валютные резервы страны увеличились с 3,9 до 30 млрд.долл.

Вместе с тем, сохраняющийся кризис ликвидности (из-за высоких процентных ставок) вынудил правительство использовать в янв. 1998 г. 1 млрд.долл., полученный от АзБР, на обеспечение гарантий кредитования мелких и средних фирм. В апреле им также был выделен заем в 1 млрд.долл. на приобретение импортных сырья и материалов.

В этот же период правительство вновь пошло на увеличение расчетных показателей бюджетного дефицита (с 0,7% до 1,7% ВВП) и снижение учетной ставки с 22,2% до 14,4%, что должно было способствовать приостановлению экономического спада. Одновременно были начаты реформы в финансово- банковской системе и корпоративном секторе, ликвидированы 55 убыточных корпораций и 5 банков. Для решения проблемы «безнадежных» долгов и помощи банковской сфере правительство выделило допассигнований на 64 трлн. вон, а на помощь безработным — 8,5 трлн.вон.

С июля по сент. 1998 г., правительственные реформы в финансовой сфере и реальном секторе экономики продолжались. К сентябрю удалось достигнуть относительной стабилизации обменного курса национальной валюты (1,3 тыс.вон за доллар против 1700 в начале года), приостановить рост оптовых и розничных цен, контролировать инфляцию в пределах 8%, сократить чистый внешний долг до уровня 1996 г.

Вместе с тем, уже в этот период стало очевидно, что монетаристские рецепты МВФ не в состоянии решить многих проблем южнокорейской экономики — не были приостановлены спад промпроизводства (на 6,2% во втором полугодии по сравнению с 1997 г.), рост безработицы (до 7,3% от трудоспособного населения), продолжалось сокращение совокупного внутреннего спроса (на 9% по сравнению с 1997 г.), из-за непомерных долгов южнокорейских компаний и высоких процентных ставок (свыше 20%) практически не осуществлялись инвестиции в реальный сектор экономики (сократились почти в половину по сравнению с 1997 г., так как банки РК, опасаясь финансовых рисков, предпочитали «крутить» деньги на межбанковском рынке). Обострившиеся к тому же в результате массовых банкротств (к октябрю обанкротилось свыше 20 тыс. компаний) социальные проблемы и явное нежелание крупных ФПГ брать на себя часть бремени по осуществлению реформ вынудили правительство РК ужесточить госрегулирование экономическими процессами (концепция «неолиберального этатизма»).

С сент., 1998 г. акценты в экономической политике администрации были сделаны уже на неокейнсианских методах стимулирования эффективного спроса за счёт дальнейшего снижения стоимости кредита, расширения бюджетного
(дефицитного) финансирования, контролируемой эмиссии, ускоренной реструктуризации ФПГ, «рассасывания» безработицы и т.д.

В результате процентная ставка в РК сократилась с 30% (в начале года) до
8-10% к концу года, расчетные показатели дефицита бюджета были увеличены до
5% ВВП, государство пошло на увеличение ассигнований в фонд занятости, социальных выплат, предоставление кредитов малому и среднему бизнесу. В рамках реформ в корпоративном секторе наиболее заметным событием стало соглашение между пятью крупнейшими ФПГ и правительством, которое предусматривает продажу чэболями нерентабельных дочерних компаний, перераспределение их сфер влияния в ключевых отраслях, а также комплекс мер, которые ФПГ должны осуществлять в целях улучшения своего финансового положения. Новая экономическая политика РК предполагает также использование до 70% бюджетных средств на финансирование госпрограмм в области строительства, НИОКР и образования.

В организационно-правовом плане реформы правительства были сконцентрированы на следующих направлениях.

1. В мае 1998 г. были сняты ограничения на приобретение иностранцами местных компаний путем нежелательных «слияний и поглощений», в результате чего количество отраслей, полностью или частично закрытых для иностранных инвесторов, сократилось до 31. В нояб. в РК вступил в действие новый Закон о поощрении прямых иноинвестиций, предусматривающий налоговые и прочие льготы иноинвесторам.

2. В сент. в РК был принят Закон об операциях с иностранной валютой, определяющий порядок их либерализации в два этапа (с 1 апр. 1999 г. и до конца 2000 г.). Законом вводилась в действие новая система госмониторинга за операциями с валютой в целях предупреждения возможных негативных колебаний) на валютном рынке.

3. Приближение уровня управления предприятиями и компаниями к мировым стандартам. В фев. 1998 г. были внесены дополнения в законодательство о банкротстве, в марте — отменена практики предоставления взаимных гарантий по долговым обязательствам между дочерними компаниями.

4. Реформа финансово-банковской сферы. 96 финансовых институтов РК (по состоянию на окт. 1998 г.) были закрыты или приостановили свои операции.

5. Реформы в корпоративном секторе предусматривали расширение прав держателей акций, улучшение финансового положения корпораций, переход на международную систему отчетности, развитие кооперационных связей между крупным и мелким бизнесом.

200 крупных южнокорейских корпораций и 12 тыс. мелких и средних компаний взяли на себя обязательства представить до конца 1998 г. уполномоченным банкам программы по оздоровлению собственных финансов и реструктуризации.

6. Реформы в области трудовых отношении. В фев. 1998 г., после принятия нового Закона о труде, рынок рабочей силы стал более эластичным. Этому способствовали поправки, предусматривающие возможность как массовых увольнений, так и создания крупных отраслевых профсоюзов.

7. Правительство пошло на сокращение госрасходов как на республиканском, так и провинциальном уровнях, а также приступило к приватизации госпредприятий. Планом приватизации предусматривается поэтапная продажа акций пяти крупных компаний в 1999 г. и шести —в 2000 г. Кроме этого, 76 их дочерних компаний предполагается также приватизировать или ликвидировать.
Большое внимание было уделено повышению эффективности работы госаппарата:
50% правительственных постановлений и правил будут упразднены, численность аппарата (на всех уровнях) сократится на 11% до 2000 г.

О результатах реформ администрации Ким Дэ Чжуна можно судить по макроэкономическим показателям 1998 г. По итогам 11 мес. — год спустя после возникновения кризиса — положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям составило 27,8 млрд.долл. Положительное сальдо торгового баланса приблизилось к 36 млрд.долл., в то время как за аналогичный период прошлого года оно было отрицательным — 10 млрд.долл. Данные показатели были достигнуты в основном за счет резкого роста объемов экспорта на фоне девальвированной воны (экспорт за 11 мес. достиг 120 млрд.долл., однако эта цифра на 2% меньше прошлогодней) и сокращения на 37% импорта (за 11 мес. объем импорта РК не превысил 85 млрд. долл.).

С начала реформ запасы иновалюты в стране увеличились на 29,6 млрд.долл., достигнув отметки в 50 млрд., что позволяет говорить о стабилизации положения на финансовых рынках. В пользу этого утверждения свидетельствуют также увеличение валютных активов до 132 млрд.долл., укрепление нацвалюты (с 1690 вон за 1 долл. в начале года до 1200 вон в дек. 1999 г.), а также низкие темпы инфляции, не превышающие, как и предписывалось МВФ, 8% по итогам года. При этом индекс потребительских цен за 11 мес. увеличился лишь на 6,8%. Стабилизации финансовой ситуации способствовали, помимо жесткой политики правительства по реструктуризации банковской сферы, благоприятные внешние факторы: снижение процентных ставок в США, усиление курса йены, снижение цен на импортное сырье и материалы, повышение ценовой конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировых рынках.

Несмотря на видимые улучшения в финансовой сфере, говорить о приостановлении кризисных процессов в реальном секторе экономики пока не приходится. В стране по-прежнему продолжается спад промпроизводства (в среднем на 6% по итогам года), отмечается низкая загрузка производственных мощностей, велика доля нереализованной продукции на складах предприятий.

ВВП РК в 1998 г. снизился по сравнению с прошлым на 5,9%, при этом темпы снижения до сих пор не приостановлены (в I кв. падение на 3,9%, во II и III
— на 6,8%, в IV — на 6%).

В условиях продолжающегося кризиса в стране южнокорейцам так и не удалось достигнуть одной из главных целей своей экономической политики — увеличения притока прямых иноинвестиций, призванных дать импульс отечественной промышленности. Несмотря на то, что прирост иностранных инвестиций в сент. 1998 г. составил 22,6% по сравнению с сент. 1997 г., в целом за 1998 г. объем привлеченных инокапиталовложений не превысил 9 млрд.долл., что было ниже ожидавшихся показателей.

Непростой продолжает оставаться ситуация и в социальной сфере.
Безработица охватила около 2 млн.чел. (7,8%), что несет в себе опасность трудовых и социальных конфликтов. ВНП на душу населения с 9511 долл. в 1997 г. сократился в 1998 г. до 6463 долл. (за основу подсчетов взят средневзвешенный курс в 1400 вон за доллар, инфляция — 8,5%, экономический спад — 7%, прирост населения — 0,89% за год). В результате РК по такому показателю, как ВНП на душу населения, отодвинулась с 34-го на 42-е место в мировой классификации.

Позитивные тенденции, наблюдавшиеся в экономике РК во второй половине
1998 г. и достигнутые, во многом благодаря реализации предложенного МВФ пакета антикризисных мер, в целом сохранятся и на протяжении 1999 г.
Ожидается дальнейшее увеличение положительного сальдо торгового и платежного балансов, валютных резервов, стабилизация обменного курса национальной валюты, рост совокупного индекса стоимости акций южнокорейских компаний. Несмотря на ожидаемое улучшение финансового положения в реальном секторе экономики (которое произойдет, если правительству удастся реализовать свою промполитику и реструктурировать местные ФПГ), объемы промпроизводства начнут расти, лишь во второй половине 1999 г., после того, как цикл экономического кризиса в РК достигнет своей нижней точки и в экономике начнется оживление.

Положение на финансовом рынке. Дебют евро не привнес каких-либо существенных новых моментов в ситуацию на валютном и фондовом рынках РК, наметившаяся тенденция к росту курса нацвалюты продолжает сохраняться.

Укрепление воны (до 1150 ед. за долл. к концу янв. 1999 г. по сравнению с курсом в 1200 вон за доллар в начале 1999 г.) было связано с усилением японской йены относительно доллара США, а также с наплывом инокапитала на фондовый рынок РК. Если эти два фактора сохранятся и впредь, то к концу
1999 г. курс может достигнуть 1100 вон за доллар. Однако подобный сценарий маловероятен. Он не устраивает местных экспортеров, чья конкурентоспособность на мировом рынке может заметно понизиться. Дабы избежать этого и стабилизировать нацвалюту правительство РК намерено снизить ставку рефинансирования с нынешних 6,5 до 5%. В условиях низких процентных ставок у корпораций появится дополнительный стимул покупать иностранную валюту на сеульском валютном рынке и они откажутся от иностранных заимствований. При этом минфин и ЦБ РК исходят из того, что им удастся удержать под контролем естественный в условиях низких процентных ставок приток спекулятивного капитала на местный фондовый рынок и рынок недвижимости.

Оценивая возможные последствия введения евро для южнокорейской экономики, некоторые местные эксперты отмечают, что возможный перелив мирового капитала в финансовые инструменты еврозоны повысит стоимость акций европейских компаний и негативно повлияет на приток иностранных инвестиций в южнокорейскую экономику, что затруднит задачу снижения процентных ставок в РК и стимулирования экономического роста. К тому же единый европейский рынок ценных бумаг, который использует евро, не сможет быстро смягчить давление на РК при аккумулировании средств, так как стоимость заимствований на этом рынке будет сравнительно высокой с учётом возможных рисков.

В случае укрепления новой европейской валюты на фоне снижения обменного курса доллара ожидается усиление конкуренции со стороны американских фирм как на местном, так и на мировом рынках. Если США пойдут на дальнейшее снижение учетных ставок, то это «подхлестнет» курс воны, что также не на пользу южнокорейцам.

Снижение курса евро, в свою очередь, может нанести ущерб южнокорейскому экспорту, которому придется конкурировать с более дешевыми европейскими товарами (страны ЕС являются третьим после США и Японии торговым партнером
РК).

Несмотря на подобные опасения, представители официальных кругов РК склонны оценивать введение евро более оптимистично. Так, из заявлений министра финансов и экономики РК Ли Гю Сона следует, что единая европейская валюта значительно сократит затраты на внешнеторговые операции со странами
Зап. Европы и будет способствовать увеличению товарооборота с ними. В Сеуле также исходят из того, что появление евро ограничит доминирование доллара
(и, соответственно, США) в мировой экономике и сделает ситуацию на финансовых рынках более контролируемой и прозрачной. В условиях дефляционной политики рынок облигаций евро предоставит РК дополнительные возможности для сбора средств и преодоления кризиса. Устойчивая валюта евро предоставит РК еще больше шансов на поставку в Европу своих товаров и будет содействовать инвестициям европейских предприятий в южнокорейскую экономику. Одновременно евро создаст хорошую основу для стабилизации валютного рынка, так как ЦБ будет иметь возможность выбрать евро в качестве резервной валюты, тем самым сможет теснее увязать национальную валюту с евро или валютами основных торговых партнеров и в дальнейшем не будет использовать для взаимных расчетов доллары в нынешнем объеме.

Рынок страхования автотранспорта. В этой сфере работают 11 местных и 2 иностранные (CIGNA, AHA) компании. На коммерческое и долгосрочное страхование приходится 57% заключаемых контрактов (11 и 46% соответственно), на автомобильное — 43%. В 1997 г. сумма известных страховых премий на рынке легковых автомобилей составила около 4,7 млн.долл. (на всем автотранспортном рынке — 10,86 млн.долл.).

Рынок страхования автотранспорта в стране поделен: 27,6% всех операций приходится на Samsung, 14,1% — Hundai, 13,6% — Dongbu, 11,6% — на LG. На остальные компании приходится чуть более 33%.

Применяется два вида страхования автотранспорта — обязательное (с 1963 г.) и добровольное. В первом случае сумма возмещения (пострадавший — физическое лицо) фиксированная и не может в среднем превышать: в случае гибели — 60 млн.вон, травмирования — 15 млн.вон, при постоянной недееспособности — 60 млн.вон; во втором случае сумма возмещения не ограничена.
|4.Промышленность |
|Ситуация в промышленности РК продолжает определяться кризисными |
|явлениями, наблюдавшимися на протяжении 1998 и начала 1999 гг. Низкой |
|остается степень загрузки производственных мощностей (около 70%), высока |
|доля нереализованной продукции, не прекращаются массовые банкротства, во |
|многих отраслях объемы производства сокращаются. Негативное влияние на |
|местных производителей и экспортеров оказывают завышенный курс нацвалюты |
|по сравнению с долларом, высокая стоимость кредита, низкий внутренний |
|спрос, неблагоприятные внешнеэкономические факторы. |
|Вместе с тем, стабилизация финансового положения и увеличение |
|положительного сальдо торгового баланса РК в 1998 г. позволяют говорить о|
|создании предпосылок для улучшения ситуации в промышленном секторе. Рост |
|мировой экономики, падение цен на сырьевых рынках наряду с мерами |
|правительства РК по снижению процентных ставок, контролем над инфляцией и|
|валютным курсом, осуществляемая государством программа реструктуризации |
|основных отраслей промышленности также должны способствовать увеличению |
|объемов производства и увеличению экспорта. |
|Автомобилестроение. Отмеченное в 1998 г. резкое сокращение спроса на |
|предметы длительного пользования, привело к падению на 48,7% объемов |
|продаж автомобилей на местном рынке. При этом парк малолитражных |
|автомобилей (объемом двигателя до 800 куб.см), покупателям которых |
|предоставлялись дополнительные налоговые льготы, увеличился с 6,4 до |
|24,1%. Незначительный рост экспорта автомобилей в 1997 г. не смог |
|компенсировать потери, вызванные сужением внутреннего рынка. Увеличение |
|доли в экспорте малолитражных и, соответственно, дешевых автомобилей |
|также повлияло на сокращение поступлений от экспорта. В результате в 1998|
|г. объем производства автомобилей в РК сократился на 29,9%. Средняя |
|загрузка производственных мощностей в автомобилестроении не превышала |
|49,9%. |
|1998 г. для автомобилестроения стал периодом структурных преобразований —|
|«Дэу Моторс» приобрела компанию «Санъён Моторс», а «Хёндэ Моторс» |
|выиграла тендер на право покупки контрольного пакета акций |
|обанкротившейся «Киа Моторс». |
|Меры правительства РК по поддержке автомобилестроения не дали ожидаемых |
|результатов из-за массовых увольнений (свыше 30 тыс.чел.), охвативших эту|
|отрасль, а также банкротств мелких и средних компаний, выпускающих |
|комплектующие для автомобильных гигантов. |
|В 1999 г. местные эксперты ожидали увеличение спроса на продукцию |
|автомобилестроения на 16% (870 тыс. автомобилей). Этому, по их мнению, |
|должен способствовать рост внутреннего потребления во второй половине |
|года. Экспорт автомобилей в 1999 г. должен возрасти на 6%. |
|Судостроение. С началом экономического кризиса в РК портфель заказов у |
|южнокорейских судостроителей значительно уменьшился. Это объяснялось |
|сложностями с предоставлением иностранным заказчикам гарантий |
|первоклассных банков в отношении возврата кредитов, что явилось |
|результатом падения индекса кредитоспособности РК. В янв. 1998 г., |
|впервые за всю историю южнокорейского судостроения, объем новых заказов |
|был равен нулю. Однако последовавшая девальвация воны и жесткая ценовая |
|конкуренция, а также агрессивная маркетинговая стратегия южнокорейских |
|компаний позволили увеличить портфель заказов (он составил 80% от объема |
|прошлого года). В окт. 1998 г. имевшиеся заказы позволяли загрузить |
|южнокорейские верфи работой на 2 г. В наиболее благоприятной ситуации |
|оказались крупные судостроительные компании. Мелкие и средние фирмы, |
|испытывающие трудности с получением кредитов, а также в условиях низких |
|мировых цен на суда, не смогли обеспечить себя достаточным количеством |
|заказов. |
|В 1999 г. ожидался рост заказов на новые суда (примерно на 10%), чему |
|будут способствовать сильная йена и стабилизировавшийся обменный курс |
|корейской воны. Доля южнокорейских судостроительных компаний в |
|общемировом портфеле заказов также должна возрасти. В 1999 г. объем |
|производства судов в РК и, соответственно, их экспорт увеличатся в |
|среднем на 2,3% по сравнению с 1998 г., достигнув в 7,5 млрд.долл. |
|Бытовая электроника. Производство бытовой электроники в РК в 1998 г. |
|возросло на 6,6%. Однако объем продаж большинства товаров этой группы |
|(телевизоров, видеомагнитофонов и др.) из-за падения покупательной |
|способности населения сократился на 40-60% (в 1998 г. стиральных машин |
|было продано на 40% меньше, чем в 1997 г., холодильников — на 9%). |
|Экспорт электротехнических изделий в 1998 г., даже в условиях |
|девальвированной воны, сократился на 13% (телевизоров — на 22%). Вместе с|
|тем экспорт микроволновых печей и холодильников увеличился на 6% и 0,7% |
|соответственно. Сократились объемы экспорта южнокорейской бытовой |
|электроники в странах ЮВА, СНГ и Лат. Америки. А экспорт этой категории |
|товаров в США возрос в 1998 г. на 23% (видеомагнитофонов и микроволновых |
|печей на 60 и 30% соответственно). |
|В период экономического кризиса южнокорейские компании прилагали максимум|
|усилий для диверсификации рынков сбыта, усовершенствования маркетинговых |
|технологий. Особо агрессивная политика проводилась на рынках Бл. Востока |
|и Сев. Америки, что вызвало антидемпинговые меры со стороны США (они |
|касались корейских телевизоров высокой четкости изображения и |
|проекционных телевизоров). |
|В первой половине 1999 г. ожидалось увеличение экспорта бытовой |
|электроники, за которым должно последовать увеличение её производства. |
|Вместе с тем, такие факторы, как высокие цены на импортные комплектующие,|
|финансовая нестабильность развивающихся рынков и низкие цены на |
|электронику на мировом рынке (особенно производимую развивающимися |
|странами), будут оказывать сдерживающее влияние. С учетом этого |
|южнокорейские товаропроизводители концентрируют усилия на экспорте |
|высокотехнологичных товаров (например, цифровых электробытовых приборов) |
|на рынки развитых стран. |
|В 1999 г. не ожидается увеличения спроса на бытовую электронику и в самой|
|РК, поскольку новые виды товаров (цифрового формата) пока лишь начали |
|появляться на рынке. |
|Производство полупроводников. В июне 1998 г. экспорт полупроводников |
|сократился на 27,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.|
|В последующем тенденцию к снижению экспорта этой категории товаров |
|удалось переломить, и общий объем поставок полупроводников по итогам года|
|сократился лишь на 3,2%. Производство полупроводников увеличилось в 1998 |
|г. на 35,4%, стоимость «чипов» (DRAM) на протяжении того года продолжала |
|оставаться на низшей отметке, отмеченной в июне. Эти обстоятельства, а |
|также неясные перспективы мирового рынка полупроводников вынуждают |
|южнокорейские компании сокращать (почти на треть) объемы инвестиций в |
|производство полупроводников как внутри страны, так и за рубежом — три |
|основные производителя полупроводников в РК были вынуждены сократить |
|объемы производства из-за низких мировых цен на выпускаемую продукцию. |
|Невысокая норма прибыли в этой отрасли вынуждает южнокорейские компании |
|идти также на реструктуризацию производств, особенно с учетом того, что |
|цены на продукцию падают быстрее, чем затраты на ее производство. |
|Повышенные затраты в этой области связаны, в первую очередь, с |
|удорожанием (в долларовом эквиваленте) аренды взятого в лизинг импортного|
|оборудования. В данных условиях компании пытаются привлечь дополнительные|
|заемные средства из-за рубежа и избавляются от ряда производств, которые |
|становятся мало конкурентоспособными. Правительство призывает |
|южнокорейские компании сконцентрироваться на профилирующих производствах.|
|(Речь, в частности, идет о слиянии полупроводниковых производств компаний|
|«Хёндэ» и «Эл-Джи». В случае их объединения новая компания станет вторым |
|крупнейшим производителем полупроводников в мире после компании |
|«Самсунг».) |
|Отмечается усиление давления со стороны иноконкурентов на южнокорейских |
|производителей полупроводников. В ход идут антидемпинговые меры, угрозы |
|задержать предоставление траншей, обещанных РК в рамках стабилизационной |
|программы МВФ, и т.д. В сент. 1998 г. США ввели высокий антидемпинговые |
|пошлины на «чипы» компаний «Хёндэ» и «Эл-Джи». Не исключено, что примеру |
|США последуют европейские и другие страны. |
|В 1999 г. в области производства полупроводников началось оживление (рост|
|на 13,3%). При этом экспорт должен увеличиться на 13,7% (из-за массового |
|распространения в мире программы Windows 98 и спроса на ПК с процессором |
|Pentium II). |
|Южнокорейским компаниям вряд ли удастся достигнуть объемов экспорта |
|прежних лет. Этому будут препятствовать затоваривание на рынке |
|полупроводниковой продукции, «сужение» азиатских рынков в результате |
|экономического кризиса. Однако спрос на современные виды продукции |
|неуклонно растет. |
|Телекоммуникационное оборудование. Объемы продаж упали на 10-20% |
|(поставки телефонных станций и компьютеров на 50% и 35% соответственно). |
|Было отмечено увеличение спроса лишь на мобильные телефоны и |
|сопутствующее оборудование (на 40%). Экспорт телекоммуникационного |
|оборудования из РК сократился в 1998 г. на 4,8% при одновременном |
|снижении экспортных цен. Вместе с тем экспорт мобильных телефонов вырос в|
|1998 г. почти на 60%, главным образом на американский рынок. |
|В 1999 г. прогнозируется увеличение производства телекоммуникационного |
|оборудования, в первую очередь мобильных телефонов. Однако темпы роста |
|будут невелики из-за ограниченных возможностей внутреннего рынка. |
|Основным катализатором здесь станет экспорт телекоммуникационного |
|оборудования стандартов GSM и CDMA. Рынок телекоммуникационного |
|оборудования РК начиная со второй половины 1999 г. стал полностью |
|открытым для иноконкурентов. |
|Компьютеры. Ситуация на рынке компьютеров РК в 1998 г. оставалась |
|сложной. Так, объем экспорта компьютерных мониторов, которые являлись |
|основным товаром, поставляемым за рубеж, сократился в ценовом выражении |
|почти на 30% (несмотря на увеличение объемов поставок). Среди |
|производителей ПК «на плаву» остались лишь крупные компании — в основном |
|те, которые переключились с производства компьютерных мониторов на выпуск|
|жестких дисков и CD-ROM. Многие компании в поисках выхода из кризисной |
|ситуации создавали СП (за счет продажи части своих акций иностранцам) по |
|производству мобильных телефонов. |
|В 1999 г. местные производители связывают надежды на увеличение объемов |
|продаж с ростом экспортных поставок высокоскоростных периферийных |
|устройств, увеличением спроса со стороны частного сектора и государства, |
|а также с диверсификацией сбытовой сети за рубежом. Ожидается рост |
|объемов производства на 16,7% по сравнению с прошлым годом, экспорта на |
|15,6% (до 5,9 млрд.долл.), рост внутреннего потребления — на 18,6% (до |
|2,7 млрд.долл.). |
|Общее машиностроение. Несмотря на то, что в этой области в 1999 г. |
|прогнозируется увеличение объемов производства и экспорта, докризисные |
|показатели в ближайшем будущем вряд ли будут достигнуты — низок уровень |
|загрузки производственных мощностей, простаивает оборудование стоимостью |
|20 трлн.вон. |
|При условии, что азиатские страны сумеют в какой-то степени преодолеть |
|кризисные явления в экономике, появится возможность увеличить в 1999 г. |
|объем экспорта продукции общего машиностроения РК до 8,9 млрд.долл., что |
|на 3,8% больше показателей прошлого года. |
|Сталелитейная промышленность. Поставки на внутренний рынок холоднокатаной|
|стали в 1998 г. сократились на 60,1%, металлоконструкций — на 56,1%, |
|стальных труб — на 46,1%. Благодаря заказам со стороны судостроительных |
|компаний, поставки листового железа сократились лишь на 4,5%. |
|Производство стали в РК в 1998 г. уменьшилось на 0,4%. Банкротство таких |
|сталелитейных компаний, как Hanbo Steel и Hwan Young Steel, привело к |
|сокращению выпуска практически всех видов металлоизделий за исключением |
|листового железа. Загрузка производственных мощностей в южнокорейской |
|металлургии в 1998 г. в среднем не превышала 85%. |
|Сокращение производства стали в РК было обусловлено также общемировой |
|тенденцией к снижению объемов производства в этой области. В марте 1998 |
|г. Япония начала сокращать объемы производства стали в целях поддержания |
|цен, ее примеру последовали Россия, Индия, страны ЮВА, некоторые |
|европейские страны. Не стала исключением и РК. |
|Несмотря на падение спроса на металл со стороны азиатских стран и Японии,|
|экспорт стали из РК в 1998 г. увеличился на 47%, что было связано с |
|девальвацией воны. Однако рост поставок южнокорейской стали встретил |
|жесткое противодействие со стороны правительств США и стран Европы, |
|которые рассматривают возможность применения антидемпинговых процедур по |
|ряду позиций южнокорейского экспорта (нержавеющая сталь, горячий прокат, |
|холоднокатаная сталь). |
|В 1999 г. в сталелитейной промышленности РК дальнейший спад производства |
|маловероятен, поскольку потребление стали основными отраслями |
|промышленности растет (за год потребление должно увеличиться на 5,2%). |
|Экспорт стали сократится в 1999 г. на 13,6% по сравнению с прошлым годом.|
| |
|В 1999 г. ожидается сокращение поставок стали на внутренний рынок на 3,7%|
|(будет произведено 38 млн.т., на 2,9% больше объемов прошлого года). |
|Нефтехимическая промышленность. В 1998 г. спрос на продукцию нефтехима на|
|внутреннем рынке РК сократился на 15-35% (в основном на те виды |
|продукции, которые находят применение в автомобилестроении, строительстве|
|и производстве электротехнических изделий). |
|Основными рынками сбыта нефтехимии стали США и Европа. Несмотря на |
|сокращение экспортных цен, доходы нефтехимических компаний РК в 1998 г. |
|продолжали оставаться стабильными, чему способствовали такие факторы, как|
|низкие цены на сырую нефть, выгодный для южнокорейских компаний обменный |
|курс воны и возросшие объемы экспортных поставок. Увеличившийся спрос на |
|продукты нефтехимии со стороны КНР и сокращение поставок на мировой рынок|
|нефтехимической продукции из РК, Японии и Тайваня позволили поддерживать |
|мировые цены на относительно высоком уровне. После сокращения объемов |
|производства в 1998 г. степень загрузки производственных мощностей в этой|
|отрасли не превышала 80%. |
|В 1999 г. спрос на продукцию нефтехимической отрасли на внутреннем рынке |
|РК будет расти. Однако объемы производства и экспорта останутся ниже |
|уровня прошлых лет из-за отсутствия новых инвестиций в эту отрасль в 1998|
|г. и усилившейся конкуренции на мировом рынке нефтехимпродукции. |
|В первом полугодии 1999 г. объем экспорта должен был возрасти на 4,8% (до|
|3,4 млн.т.), а во втором полугодии — несколько сократиться из-за роста |
|потребления на внутреннем рынке. РК в 1999 г. планирует импортировать |
|продукции нефтехима в объемах прошлого года, на 28 млрд.долл. |
|Текстильная промышленность. В 1998 г. производство текстильных изделий в |
|РК сократилось на 9,1%, объем продаж упал на 1,8%, 10,3% произведенной |
|продукции остались нереализованными. |
|Производство готовой одежды в этот же период сократилось на 24,9%, |
|поставки — на 26%, объем нереализованной продукции составил 9,6%. |
|Сокращение объемов экспорта тканей — одной из главных статей |
|южнокорейского экспорта — повлияло на общее сокращение экспорта |
|текстильных изделий (на 6,6%). Вместе с тем, экспорт готовой одежды из РК|
|увеличился на 14,9% (лучший показатель с 1990 г.). Основными рынками |
|сбыта одежды южнокорейского производства стали США и Европа. |
|В 1999 г. ожидается увеличение спроса на шерстяные ткани, готовую одежду |
|южнокорейского производства со стороны импортеров. В целом спрос на |
|внутреннем рынке должен увеличиться на 3,6% до 15,4 млн.т. Прогнозируется|
|рост объемов производства на 4,8% (в основном за счет выпуска |
|синтетических тканей). Должно возрасти также производство х/б тканей на |
|9%. |
|Экспорт текстильной продукции мельче, в 1999 г. достигнет 1,68 млн.т. (на|
|7% больше показателя предыдущего года). В долларовом выражении объем |
|экспорта текстиля из РК увеличится на 3% до 17,1 млрд.долл. |
|Объемы производства и экспорта продукции РК в %, по сравнению с |
|аналогичным |
|периодом 1998 г. и 1 полуг. 1999 г. |
| Произв. Эксп. |
|Произв. Эксп. |
|Автопром -29,4 -15,8 |
|18,5 12,8 |
|Судостроение 5 5 |
|2 1,4 |
|Электротехника -31,7 -58,2 |
|4 6,2 |
|Компьютеры -27,4 -13 |
|12,9 15,2 |
|Полупроводники -7,5 -13 |
|13 12,6 |
|Телеком 4,4 -3,9 |
|6,3 17,2 |
|Машиностроение -21,9 16,8 |
|-2,3 4 |
|Металлургия -7,8 -4,8 |
|-9,1 -20,7 |
|Нефтехимия 6,8 18 |
|4,5 5 |
|Текстиль -0,4 3,2 |
|5,2 4,8 |
|Промышленность — -3,9 |
|— 5,1 |
| |

5.Иноинвестиции

В РК прямые иностранные инвестиции (ПИИ или FDI) определены как корпоративная деятельность иностранцев по приобретению права прямого участия в управлении предприятиями через покупку акций или предоставление долгосрочных займов.

Основными целями привлечения ПИИ являются: повышение конкурентоспособности страны, развитие внешней торговли, стимулирование занятости, получение доступа к высоким технологиям. Начиная с янв. 1960 г., когда был принят «Законодательный акт о привлечении иноинвестиций» (FCIA), и до недавнего времени политика по привлечению сводилась, в основном, к расширению сфер для инвестиции, упрощению инвестиционных процедур, сокращению налогов и предоставлению различных стимулов и льгот иноинвесторам.

Важные законодательные меры по привлечению иностранных инвестиций были предприняты в фев. 1997 г., когда начала действовать уведомительная система в отношении FDI и были разрешены инвестиции путем «дружественных» М&А
(слияния и приобретений) и предоставления долгосрочных кредитов. В целях дальнейшего стимулирования FDI в фев. 1998 г. были внесены исправления и дополнения в соответствующее законодательство, вступившее в силу 16 апр.
1998 г. Новым законодательством предусматриваются, в частности, возможность инвестиций через «враждебные» M&A, расширение сфер для иностранных инвестиций и увеличение товарных групп, с одновременным предоставлением льгот при аренде иностранцами земли в целях ее промышленного использования.

Система осуществления ПИИ до 16 апр. 1998 г. В фев. 1997 г. правительство РК приняло к исполнению «Закон о ПИИ и привлечении иностранных инвестиций (FDIFCIA)», который придал более универсальный характер внутреннему инвестиционному законодательству и сделал его более соответствующим международным нормам.

Основными законодательными актами РК, регулирующими ПИИ, стали Правила, регулирующие порядок применения Закона о ПИИ, а также «Закон о контроле за операциями с инвалютой» (FECA), «Закон о ценных бумагах и операциях с иностранной валютой (МОРЕ)», «Закон о приобретении и использовании земли иностранцами» (ALFMA), «Закон о внешней торговле» (FTA).

Главные функции по контролю за надлежащим осуществлением ПИИ были возложены на минфинансов и экономики (MOFE), которое контролирует операции с инвалютой и отвечает за общие вопросы, относящиеся к ПИИ. Комитет по рассмотрению иноинвестиционных проектов (FCPRC) являлся консультативным органом при минфине. ЦБ осуществляет непосредственный контроль за операциями с инвалютой и управляет денежной массой. Многие функции, связанные с осуществлением ПИИ, были переданы банкам, имеющим лицензии на операции с инвалютой.

К иноинвесторам были причислены физические лица, имеющие иностранное гражданство, юридические лица, образованные на основе иностранного законодательства, а также корейские граждане, постоянно проживающие за рубежом.

С 1 фев. 1997 г. система выдачи разрешений на осуществление иноинвестиций в открытые сектора экономики была заменена на уведомительную систему, в соответствии с которой иноинвестор мог осуществлять инвестиции сразу же после направления соответствующего уведомления местному банку.

Минимальный размер ПИИ был определен в 50 млн.вон в один проект. В случаях, когда несколько иноинвесторов осуществляли совместные инвестиции, доля каждого из них должна была быть не менее 25 млн.вон. При последующих инвестициях их размер мог быть ниже вышеупомянутого минимального уровня.

Как общее правило, доля иностранного участия (ПИИ) должна была превышать
10%. Если иноинвестор непосредственно участвовал в управлении предприятием, то доля его акций в капитале данной компании могла быть менее 10%.

В РК все виды предпринимательской деятельности классифицируются в соответствии со «Стандартной промышленной классификацией» (KSIC), разработанной Национальным статистическим офисом. С июля 1984 г., уведомительная система осуществления ПИИ стала основываться на «системе запретительных списков», подразумевающей, что иноинвесторы могут осуществлять инвестиции во все виды деятельности кроме упомянутых в
«запретительном списке».

В соответствии с процедурой, введенной в фев. 1997 г., иноинвестор, в случае получения соответствующего согласия совета директоров местной компании и после уведомления минфина, смог приобретать выпущенные в обращение акции данной компании (разрешительная система действует лишь в исключительных случаях).

Долгосрочные займы, со сроком погашения через пять лет или более, также были приравнены к ПИИ. При этом заемщиком должна быть зарегистрированная компания с инокапиталом, а кредитором — ее материнская компания, которая предоставила заем дочерней компании или ее зарубежному представительству, имеющим связи с материнской компанией.

Компания с инокапиталом может привлекать инвестиционные займы в любом объеме. Эти займы должны использоваться для импорта средств производства.
Компании с инокапиталом, занимающиеся производственной деятельностью, могут получать займы в размере 50% от общего объема инвестированных средств, но не более 10 млн.долл., для использования их в производственных целях.

Иноинвесторам в РК были также предоставлены различные льготы и гарантии, такие, как, например, налоговые преимущества и гарантии на перевод вложенных средств и дивидендов за границу. Предприятия с инокапиталом рассматриваются как внутренние предприятия и, следовательно, имеют право на налоговые освобождения и льготы, предусмотренные «Законом о подоходном налоге», «Законом о налоге с корпораций» и «Законом о контроле за налоговыми освобождениями и льготами (TERCL)», такие, как освобождение от подоходного налога, уменьшение суммы таможенных платежей или их отмена, освобождение от ряда других налогов.

Предприятия с инокапиталом, которые имеют производственные мощности за пределами столичной области или в областях, определенных как промзоны, или располагаются в свободных экспортных зонах, пользуются налоговыми льготами или освобождаются от налогов.

Хотя налоговые освобождения или льготы не применялись к предприятиям с инокапиталом, расположенным вблизи Сеула, тем не менее, налоговые освобождения или льготы были возможны, если компания применяла высокие технологии и действовала в таких областях, как электроника, информатизация, прецизионное оборудование, новые материалы, оптическое оборудование, космос, транспортные услуги и энергетика.

Кроме этого, в РК были созданы свободные экспортные зоны — специальные промрайоны, где предприятия с инокапиталом могли создавать склады и производства, собирать или обрабатывать продукты для экспорта, используя ввезенные беспошлинно сырье и полуфабрикаты. Процедура предоставления налоговых и таможенных льгот была упрощена.

Правительство РК определило 25 промрайонов, которые предлагают различные стимулы инвесторам. Эти районы не являются свободными от налогообложения, но при инвестициях в местную промышленность предприниматели могут приобретать или арендовать по низким ценам, по сравнению с другими областями, производственные мощности и объекты инфраструктуры. В специальных промрайонах стимулировалось развитие электроники, промоборудования, с согласия таможенных властей в них можно было создавать таможенные склады.

Другие виды поддержки иноинвесторов предусматривали льготные условия обеспечения их электричеством, водой, транспортной инфраструктурой, связью, складскими помещениями, ремонтной базой и т. д.

В соответствии с действовавшим до 16 апр. 1998 г. законодательством, иноинвесторы или поставщики технологий должны были платить налоги, связанные с доходом от инвестиции, такие, как, например, доход с дивидендов или доход с авторского гонорара, которые получены в РК. Если же иноинвесторы не имели производственных мощностей (например, если они просто поставщики технологий), то местное предприятие, которое является в этом случае источником их дохода, должно было уплатить подоходный налог за счет удержания части прибыли инвестора. В этом случае, инвестор, чья страна подписала с РК договор об избежании двойного налогообложения, должен уплатить (через удержание) налог по максимальной налоговой ставке, которая не должна превышать «предельную налоговую ставку» в двустороннем договоре, вне зависимости от того, какие налоговые ставки предусмотрены местным законодательством. В случае же уменьшения дохода с дивидендов, через удержание взималась меньшая из сумм между «предельной налоговой ставкой» в двустороннем налоговом договоре и суммой, полученной после сокращения налогооблагаемой базы.

К иноинвесторам применялась также система компенсационного кредитования налогообложения (TSC). Так, если инокапитал поступал из стран, допускающих применение TSC в двусторонних налоговых договорах, то иноинвесторы могли избегать двойного налогообложения, получая налоговые скидки в своих странах, независимо от налогов, уплачиваемых ими в РК с доходов с дивидендов или доходов с авторских гонораров.

В ряде случаев предприятия с инокапиталом, арендующие или использующие госсобственность, освобождались полностью или частично от уплаты арендной платы.

Предприятиям с инокапиталом предоставлялись также госгарантии в отношении перевода их капитала и полученной прибыли за границу на основании
FDIFCIA. Тем не менее, при осуществлении банковского перевода необходимо было иметь подтверждение Foreign Exchange Bank. В случае инвестиций, не подпадающих под действие FDIFCIA (например, инвестиции, осуществляемые отделениями зарубежных компаний), порядок банковского перевода определялся
«Правилами контроля за операциями с иностранной валютой» (FECR).

Перевод капитала и прибыли за границу, осуществляемый материнской зарубежной компанией в момент закрытия своего отделения в РК, требовал одобрения ЦБ. Прибыль предприятий с инокапиталом от предоставленных займов и гонорары по соглашениям о передаче технологий могли беспрепятственно переводиться за границу.

Вся собственность предприятий с инокапиталом защищалась от экспроприации или реквизиции корейским законодательством. РК является также участником международных соглашений, включая WTO/TRIPs, «Парижское соглашение»,
«Договор о сотрудничестве в области патентов» (РСТ), «Международное соглашение об авторском праве», «Будапештский договор», «Бернскую конвенцию». РК выступает в поддержку защиты прав ИС через механизм Закона о защите авторских прав на разработку полупроводниковой продукции, Закона о предотвращении нечестной конкуренции и т.п.

Обновленная в начале 1998 г. система привлечения ПИИ. В фев. 1998 г. правительство РК внесло изменения в FDIFCIA, которые вступили в силу 16 апр. 1998 г. Были внесены изменения в статью 8 FDIFCIA, новая редакция которой значительно упрощает процедуру ПИИ и разрешает осуществлять нежелательные M&As.

Согласно предыдущему закону, если иностранная компания приобрела акции корейской корпорации (кроме новых акций), не получив на это согласия совета директоров корпорации, чего требовал закон, то акции инокомпании лишались права голоса. Подобный порядок фактически препятствовал осуществлению нежелательных M&As инокомпаниями.

МВФ потребовал отменить это положение, и правительство РК сочло возможным согласиться, поскольку без осуществления этого требования заявления об увеличении допустимого предела иноучастия в акциях корейских компаний до 55% будут бессмысленными. Пересмотренный закон поднимает порог иноучастия в акциях корейских компаний с 10 до 33,3%, что, правда, требует согласия совета директоров компании в случаях, когда иностранцы приобретают не вновь выпущенные, а уже существующие акции, что является одной из форм прямых инвестиций.

Кроме того, пересмотренный закон упраздняет существовавший до этого порядок, при котором требовалось разрешение минфинансов и экономики на приобретение акций компании с суммой активов, превышающих 2 трлн.вон.
Согласно новому положению, упомянутое разрешение теперь требуется только в случае приобретения акций компаний, относящихся к оборонной промышленности и/или стратегически важным отраслям, перечень которых определен президентским указом. В РК насчитывается 81 оборонное предприятие, зафиксированное в соглашении между минпромом и ресурсов и МО.

В целях привлечения ПИИ новая редакция «Указа о порядке применения
FDIFCIA» устанавливает более низкий порог для получения льгот при уплате арендной платы за госземлю, на которой расположены промобъекты. Указ, наряду с разрешением привлекать коммерческие займы со сроком погашения свыше 3-х лет и на сумму больше 1 млн.долл., снимает все ограничения относительно размеров, целей и порядка использования долгосрочных займов, причисленных к ПИИ.

Согласно новой редакции «Правил, регулирующих порядок применения Закона о FDIFCIА», после 16 апр. 1998 г. из 1148 отраслей южнокорейской экономики количество полностью открытых для ПИИ отраслей увеличилось с 1096 до 1106, частично открытых — сократилось с 31 до 24, а полностью закрытых — с 31 до
21 отрасли.

Другие реформы в области привлечения ПИИ. С приходом к власти нынешней администрации в РК начался процесс реформирования всех сфер экономики, в том числе и в области финансов.

Реформы в финансовой области, осуществленные в целях привлечения ПИИ, включали следующие меры: отмену «валютного коридора»; снятие ограничений на рост процентных ставок; увеличение допустимого предела совокупного иноучастия в акциях южнокорейских компаний с 26 до 55% и индивидуального предела с 7 до 50%; отмена ограничений на операции с гос., спец. и корпоративными облигациями; предоставление инобанкам и брокерским домам права открывать отделения в РК; открытие для иноинвесторов рынка ценных бумаг, выпущенных нефинансовыми учреждениями; тщательный анализ деятельности всех комбанков и отзыв лицензий у 14 комбанков.

В результате «большого компромисса», достигнутого между представителями профсоюзов, работодателей и правительства, в РК началась реформа рынка труда, в частности, южнокорейские компании получили право на массовые увольнения и были созданы биржи труда. В фев. 1998 г., в целях придания большей эластичности рынку рабочей силы, подверглись пересмотру Закон о трудовых стандартах и Закон о защите прав увольняемых работников.

В целях реструктуризации корпоративного сектора и обеспечения
«прозрачности» деятельности корпораций была введена система обязательных консолидированных финотчетов; одновременно мелкие акционеры получили доступ к проверке корпоративных документов и возможность влиять на деятельность руководства компаний в том числе через подачу коллективных исков в суд.

Реформирование системы осуществления ПИИ осенью 1998 г. Наряду с вышеперечисленными мерами по привлечению ПИИ, правительство РК стало готовить новый пакет законодательных актов, направленных на улучшение местного инвестиционного климата.

Предлагаемые правительством меры включали следующее:

1. Полная либерализация операций с инвалютой (операции по текущим счетам в СКВ, свободное привлечение резидентами инозаймов и инвестиций в инвалюте и перевод денег за рубеж, портфельные инвестиции инокомпаний и т.д.).

2. Дальнейшее увеличение количества отраслей южнокорейской экономики, доступных для иноинвестиций.

3. Упрощение порядка и процедуры осуществления ПИИ (Корейское агентство по торговле и инвестициям, KOTRA, будет готовить для иноинвесторов набор необходимых юридических документов и соглашений «под-ключ»).

4. Предоставление дополнительных льгот иноинвесторам, в том числе — продление в ряде отраслей «налоговых каникул» до 10 лет.

5. Создание госфонда помощи (с капиталом порядка 71 млн.долл.) местным администрациям в привлечении ПИИ.

6. Создание при минфинансов и экономики специального подразделения по корректировке и подготовке проектов новых законодательных актов, регулирующих ПИИ. Образование при минторговли, промышленности и энергетики
РК службы, занимающейся поиском потенциальных иноинвесторов. Наделение
МИДВТ функцией продвижения (через аппараты своих загранпредставительств)
ПИИ в РК. Выделение Комитета по иностранным инвестициям в самостоятельное ведомство, призванное координировать всю работу по ПИИ.

7. Открытие дополнительно трех новых «зон свободных инвестиций», где инокомпании, участвующие совместно с фирмами РК в разработке и производстве продукции высоких технологий, получат на 7 лет освобождение от уплаты корпоративного налога, налога на прибыль и налога на имущество, плюс снижение 50% этих налогов в течение последующих пяти лет.

В целях стимулирования притока иноинвестиций в страну правительство разработало новый подход к политике взаимодействия с иностранными фирмами, заменив прежнюю разрешительную практику на систему активного поощрения и содействия ПИИ. Основные положения нового подхода были зафиксированы в утвержденном Национальным собранием РК 2 сент. 1998 г. «Акте содействия иностранным инвестициям» (Foreign Investment Promotion Act), который вступил в силу 17 нояб. 1998 г., тем самым отменив действовавший до этого времени «Акт о ПИИ и поощрении инокапвложений». Перенесен акцент в решении задачи привлечения иноинвестиций с центральных органов власти на уровень местных органов, которым отводится решающая роль в развитии собственных регионов.

Новый Акт направлен на создание в РК режима наибольшего благоприятствования ПИИ, полностью соответствующего международным стандартам, в частности, стандартам ОЭСР. В этих целях предусматривается либерализация практически всех секторов экономики РК. Число закрытых и частично закрытых для иноинвесторов направлений деловой активности сокращено с 21 до 13 и с 31 до 18 соответственно. С учетом того, что в экономике РК насчитываетсяя 1148 секторов, 98,9% всех отраслей и сфер экономической деятельности в Южной Корее становится открытым для международных капвложений.

К числу 13 закрытых отраслей новое законодательство относит: зерноводство (хлебные злаки), речное и морское рыболовство, оптовую торговлю мясом (будет частично открыта с 1.I.2001 г.), мед. и соц. страхование, теле- и радиовещание, организацию скачек и игорный бизнес (за исключением инвестирования в казино, которое частично разрешено с 1.IX.1999 г.), авиаперевозки, выращивание крупного рогатого скота (частично разрешено с 1.I.2000 г.) и деятельность информационных агентств (частично разрешена с
1.I.2000 г.).

Новое законодательство определяет сферы экономической деятельности, привлечение иноинвестиций в приоритетные отрасли, а также закрепляет перечень льгот в налогообложении, предоставляемых в случае инвестирования в данные сектора экономики.

К вышеуказанным направлениям деловой активности отнесены: передовые технологии, сервисные сектора бизнеса, направленные на поддержку и развитие высоких технологий, повышение конкурентоспособности национальной промышленности; деятельность предприятий, работающих в свободных экономических зонах (СЭЗ).

Правительством РК были определены 446 сфер деятельности в области передовых технологий и 70 отраслей сферы сервиса, на которые распространяются льготы по налогообложению в соответствии с новым инвестиционным законодательством. В дек. 1998 г. правительство пересмотрело состав сфер деятельности, связанных с высокими технологиями, сократив их общее количество до 436. В то же время перечень сервисных секторов бизнеса, на которые распространяется льготное налогообложение, был увеличен до 97 позиций.

Предприятия с инокапиталом, подпадающие под действие нового инвестиционного законодательства и действующие в сфере высоких технологий, полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль и подоходного налога в течение 5 лет. В последующие 3 года ставки указанных налогов будут снижены на 50%. В случае расположения компаний в СЭЗ они освобождаются от уплаты налога на прибыль и подоходного налога в течение первого года после открытия и последующих 3 лет, а затем в течение 2 лет ставки данных налогов будут сокращены на 50%.

Закон предусматривает полное освобождение «высокотехнологичных предприятий» от уплаты налога на дивиденды и подоходного налога на дивиденды в течение 5 лет, с последующим их сокращением на 50% в течение 3 лет. Работающие в СЭЗ компании получат 50-процентную скидку при уплате аналогичных налогов в течение первого года после создания и следующих 5 лет.

Одновременно инвестиционное законодательство предусматривает полное освобождение предприятий с инокапиталом от уплаты общего налога на земельную собственность (включая здания), налога на покупку и собственность в течение 5 лет и их сокращение на 50% в последующие 3 года. Для фирм, действующих в СЭЗ, ставки указанных налогов в течение 6 лет будут сокращены в общей сложности на 50%.

С учетом повышения роли местных органов власти в создании благоприятного инвестиционного климата им дано право освобождать предприятия с инокапиталом от уплаты любых муниципальных налогов сроком от 8 до 15 лет, а также предоставлять льготы по выплате налогов на покупку, собственность, регистрационного налога и общего налога на земельную собственность.

Кроме того, в течение 3 лет с момента начала работы компаний с инокапиталом они будут освобождены от уплаты таможенных пошлин, НДС, спецакцизов на любое ввозимое на территорию РК промоборудование, вычислительную технику и пр., необходимые для нормального функционирования предприятий. Полностью освобождаются от налогообложения сроком на 5 лет платежи по использованию иностранных передовых технологий («роялти»).

В соответствии с новым законодательством с 20 до 50 лет продлен период аренды госсобственности. В случае покупки компанией с иноучастием госсобственности срок платежа может быть отложен на 1 год, предусматривается возможность рассрочки платежа сроком до 20 лет. Закон предусматривает различные льготы при выплате арендной платы за пользование собственностью центрального правительства — от 50-процентного ее сокращения до полной отмены. В свою очередь, местные органы власти имеют право освобождать полностью или предоставлять льготы по арендной плате, а также самостоятельно определять размеры арендных ставок. В случае намерения компаний использовать с/х или лесные угодья в промцелях они будут освобождаться от выплаты конверсионной пошлины, которая составляет 20% от стоимости земельного участка.

Значительно упрощена сама процедура администрирования ПИИ, из ранее существовавших четырех этапов (утверждение ПИИ на правительственном уровне, отчет о поступлении зарубежных капвложений, одобрение сферы деятельности, регистрация ПИИ) сохраняются только последние два. Это означает, что система превратилась из разрешительной в уведомительную, поскольку для регистрации капвложений (за исключением оборонной промышленности) достаточно направить соответствующую форму в Foreign Investment
Notification and Registration Institute. В результате количество документов, необходимых при регистрации, сокращено на 50%.

Прозрачность новой системы ПИИ обеспечивается тем, что при отказе от регистрации зарубежных инвестиций соответствующий административный орган обязан известить заявителя о причинах и законности такого отклонения.

Объем южнокорейских инвестиций за рубежом стал увеличиваться в среднем на 80% в год. При этом на первый план вышли инвестиции в промышленность (их доля увеличилась с 24 до 42 %), в горнодобывающую отрасль (возросли до 29
%). Одновременно уменьшилась доля ODI в заготовку леса (с 17 до 3 %), в строительство (с 19 до 2 %) и торговлю (с 20 до 15%). Изменилась и география инвестиций: сократилась доля Азии (с 38 до 24%), Африки (с 16 до
1%) и стран Бл. Востока (с 14 до 10%). В с 1981-90 гг. приоритетными направлениями южнокорейских ODI становятся США и Европа (рост с 24 до 44% и с 4 до 7% соответственно).

Четвертый этап ODI, по классификации южнокорейских экономистов, начался в 1990 г. и продолжается по настоящее время. В этот период южнокорейские инвесторы в ряде стран начали нести убытки, что привело, помимо прочих факторов, к образованию хронического дефицита платежного баланса РК, ставшего одной из причин нынешнего экономического кризиса. Вместе с тем правительство РК и в этих условиях не отказалось от своей политики либерализации ODI.

В 1994 г. был осуществлен переход с «уведомительной» системы на
«запретительную», при которой все компании могли без каких-либо ограничений делать инвестиции за рубежом за исключением сфер, указанные в
«запретительном списке». При этом, правда, оговаривалось, что объем ях инвестиций не должен был превышать 10 млн.долл.

В 1995 г. был введен еще более упрощенный порядок оформления ODI, в соответствии с которым для проектов с инвестициями на сумму до 10 млн.долл. достаточно было лишь решения основного банка-кредитора (прежний лимит составлял 300 тыс.долл.); проекты до 50 млн.долл. необходимо было согласовывать с ЦБ, и только для проектов на сумму свыше 50 млн.долл. требовалось предварительное решение Межведомственной комиссии по иноинвестициям РК (ранее — свыше 10 млн.долл.).

Было введено также отмененное в сент. 1992 г. положение об обязательном финансировании фирмами РК своих капвложений за границей частично за счет собственных источников: для проектов стоимостью свыше 100 млн.долл. этот норматив устанавливался на уровне в 20%, для проектов на сумму менее 100 млн.долл. — 10% от их стоимости. Возобновление этой практики правительство объясняло необходимостью несколько сдержать привлечение корейскими фирмами коммерческих займов из заграничных источников в условиях возрастающего внешнего долга республики, превысившего к тому времени уже 70 млрд.долл.

В 1998 г. в РК был принят новый закон, регулирующий порядок осуществления ODI, в соответствии с которым, доступными для капиталовложений за рубежом стали практически все отрасли, а допустимый предел инвестиций, не требующих согласования с финорганами, был увеличен до
50 млн.долл. Инвестиции свыше этой суммы или превышающие объем собственных средств компании должны быть согласованы с уполномоченным банком.

В новом законодательстве сохранены лишь малозначимые ограничения: для зарубежного инвестирования местными компаниями по-прежнему запрещены крупные операции с недвижимостью, в том числе приобретение земли за рубежом; продолжают действовать ограничения на вывоз капитала за границу физическими лицами и ряд других ограничений.

Одновременно за минфинансов и экономики РК сохраняется право на полное или частичное приостановление операций по ввозу-вывозу капитала как резидентами, так и нерезидентами в следующих случаях: при возникновении угрозы платежному балансу страны; в случае резких колебаний обменного курса нацвалюты; в случае, когда наплыв инокапитала в страну или отток капитала за рубеж дестабилизируют местные валютные и фондовые рынки.

Примечательно, что данный механизм госконтроля за операциями по ввозу- вывозу капитала, фактически предполагающий мораторий на подобные операции, правительством, даже в условиях экономического кризиса, не использовался.

Основным объектом инвестиционного внимания фирм РК является перерабатывающая промышленность, на которую приходится 53% общей суммы ODI, далее идет производство машин и оборудования (25%), на третьем месте — внешнеторговая сфера (20%).

География южнокорейских инвестиций характеризуется следующими данными:
ЮВА — на первом месте (44% суммы всех инвестиций), далее следуют Сев.
Америка (29%) и Европа (16%). Список государств-объектов капвложений фирм
РК возглавляют США, КНР и Индонезия. Правда, объем инвестиций в Индонезию и
КНР в последнее время заметно сократился. Общая сумма прямых южнокорейских инвестиций за рубежом по состоянию на конец июля 1998 г. составляла 18 млрд.долл.

До недавнего времени успешно действовала система оказания государством финансовой помощи местным корпорациям, инвестирующим за границей.
Заимствование из госисточников, несмотря на длительную процедуру оформления, являлось более привлекательным для фирм РК, чем привлечение средств от зарубежных фининститутов, не говоря о корейских коммерческих банках, которые в условиях нынешнего экономического кризиса практически не в состоянии кредитовать какие-либо инвестиционные проекты южнокорейских фирм.

Наиболее льготный характер носили целевые займы по линии «Фонда экономического сотрудничества и развития». «Эксимбанк» Кореи также распоряжается специальным фондом кредитования подобных проектов: заем может быть предоставлен в размере до 80% от суммы проекта для крупных и до 90% для средних и мелких фирм. Кредиты предоставляются на срок до 10 лет, включая трехлетний льготный период.

Другим каналом господдержки ODI являлись кредиты Корпорации развития мелкого и среднего бизнеса, предоставляемые на цели кредитования поставок за рубеж оборудования, уже использовавшегося в производстве. Правом предоставления целевых льготных кредитов для финансирования зарубежных проектов по разработке запасов полезных ископаемых обладают также Корейская нефтяная корпорация и Корпорация развития горнодобывающей промышленности.

Важную роль в стимулировании инвестиций корейских корпораций за границей играют система их госстрахования, а также налоговые льготы. Речь идет о возможности застраховать вкладываемые средства в Корейской корпорации экспортного страхования (на сумму до 90% инвестиций). Налоговые льготы включают, например, зачет в сумму подоходного налога, начисляемую на корейскую фирму-инвестора внутри страны, всех платежей в погашение аналогичных налогов на инвестированные средства за границей.

Экспорт

Торговля с основными партнерами. На начало 1999 г. 16 важных экспортных товаров РК подвергались антидемпинговым мерам со стороны США
(сталепродукты, провода, цветные кинескопы, фармпрепараты, фотопленка, чипы памяти dram — и т.д.), причем по одному из товаров — чипам dram имеется решение ВТО о несоответствии действий США антидемпинговым правилам. В общем объеме экспортных отгрузок РК в США указанные товары составляют около 10%.

В то же время американцы настойчиво требуют от Сеула принятия мер по открытию рынков строительных работ, кинопродукции, мяса, отказа от господдержки производителей стали. Так, в фев. 1999 г. РК посетили две американские торговые делегации с требованиями об увеличении квоты импорта мяса из США, снижения тарифов на него, изменения системы продажи импортного мяса внутри страны. Переговоры проходили жестко, корейская сторона ответила отказом на все требования, несмотря на угрозы со стороны американцев передать этот вопрос на рассмотрение ВТО (что они и сделали по окончанию переговоров).

Признавая слабость своих позиций и аргументации, корейские официальные лица не сомневаются в том, что решение ВТО будет неблагоприятным для РК.
Однако арбитраж позволит ослабить давление американцев (рассмотрение таких дел в ВТО длится 15 мес. и столько же времени разрешается затем готовиться к введению решения в действие) до янв. 2001 г., когда РК будет обязана открыть рынок с/х продукции для импорта по принятым перед ВТО обязательствам.

Другим беспокоящим Сеул обстоятельством является требование конгресса
США резко увеличить вклад РК в финансовую поддержку расположенного на ее территории американского воинского контингента (в то время как Япония тратит в год по 100 тыс.долл. на каждого американского военнослужащего, РК платит только по 10 тыс.) В этой связи в ходе 30-й встречи министров обороны была достигнута договоренность провести переговоры между министерствами обороны и финансов РК, и руководством американской военной группировки по переоценке реального вклада корейцев в ее содержание. В то время как прямые выплаты РК составили 363 млн.долл. в 1997 г., 310 млн. — в
1998 г. (должны были заплатить 399 млн., но США сделали «скидку» на кризисную ситуацию), минобороны считает, что фактически РК платит ежегодно еще по 1,8 млрд.долл. в виде непрямых выплат за пользование американцами землей и освобождение их от различных налогов (1,5 млрд. и 247 млн. соответственно). Американские военные исчисляют эту сумму значительно ниже, оценивая пользование землей только в 270 млн.долл.

Данный вопрос, наряду с другими экономическими проблемами, обсуждался с лидерами конгресса группой депутатов Национального собрания РК, выехавших в
США в начале фев. 1999 г. для переговоров об ослаблении давления на РК в области торговли. Названные противоречия, при всей их значимости для РК, не имеют чрезмерно острого характера и не воспринимаются сторонами как влияющие на уровень их взаимоотношений в целом.

В июне и нояб. 1998 г. состоялся обмен визитами президентов двух стран, что придало дополнительный импульс сотрудничеству на госуровне. Так, в конце июля 1998 г. было подписано соглашение о возобновлении корейских программ ОПИК, предусматривающих финансирование американских компаний путем предоставления льготных кредитов и кредитных гарантий, поддержки частных инвестиционных фондов и страхования от политических рисков. В сент. 1998 г.
«Эксимбанк» США объявил о выделении 2 млрд.долл. помощи корейским компаниям в закупке товаров американского производства и оказания услуг, не считая
750 млн.долл. программы аккредитивов.

В окт. 1998 г. состоялся визит Миссии по торговле и инвестициям шт.
Вашингтон в Сеул, которая была организована Корейско-Американской палатой шт. Вашингтон. Ее целью стало изучение инвестиционных возможностей в РК для компаний малого и среднего бизнеса. Важным моментом ранее стало установление побратимских связей между шт. Вашингтон и пров. Чоллабук.

По совокупному торговому обороту со шт. Вашингтон РК занимает прочное четвертое место после Японии, Канады и КНР, а по потоку морского грузооборота — второе после Японии. Основным перевозчиком порта г. Сиэтла
(по объему перевозок — пятое место в США) стала южнокорейская компания
«Ханжин» (Hanjin Shipping), которая в 1998 г. увеличила объем контейнерных перевозок на 22% по сравнению с 1997 г.

В структуре южнокорейского экспорта преобладают автомобили, прежде всего для пассажирских перевозок, и ЭВМ. Удельный вес текстиля и обуви по прежнему высок, но не играет той роли, как в конце 80-х гг. Основной статьей импорта является продукция авиакомпании «Боинг» (около 30%). Летом
1998 г. компания KAL объявила о намерении закупить 27 самолетов 737-ой модели на 1,3 млрд.долл.

В апр. 1999 г. прошел 9-й ежегодный «Корейский караван» — совместная поездка послов РК в Вашингтоне и США в Сеуле по городам Западного побережья: Сиэтл, Портленд, Сан-Франциско, Лос-Анжелес и Сан Диего с целью обсуждения с представителями деловых кругов возможности активизации бизнес- сотрудничества. Спонсорами поездки стали крупнейшие компании — как американские, так и южнокорейские («Сункуянг», «Хюндай» и т.д.).

За шесть лет официальных отношений РК и КНР сделан огромный шаг вперед в области двустороннего экономического сотрудничества. Оба государства являются третьими по величине торговыми партнерами друг для друга с объемом двусторонней торговли 23,6 млрд.долл. в 1997 г., при этом экспорт РК составил 13,5 млрд.долл., а импорт из КНР — 10,1 млрд.долл. Для РК Китай является второй страной по объему южнокорейских инвестиций, составивших к маю 1998 г. 3,5 млрд.долл. Южнокорейский экспорт в Китай в 1998 г. снизился на 8%. При этом прогнозируется, что Китай оттеснит Японию и станет вторым по величине торговым партнером РК.

Крупнейшая южнокорейская электроэнергетическая корпорация КЕПКО (КЕРСО) ведет переговоры с китайской стороной о строительстве АЭС в КНР. С 1999 г.
РК и КНР намерены наладить обмен информацией научно-исследовательского характера, полученной со спутников обеих стран. В ходе своего визита в
Китай президент РК Ким Дэ Чжун обсудил с премьером Госсовета КНР Чжу Жунцзи возможность участия южнокорейских компаний в целом ряде проектов: строительство скоростной дороги между Пекином и Шанхаем, организация сети сотовой телефонной связи на территории КНР (CDMA), а также создание СП по сборке автомобилей.

Несмотря на некоторые сложности в осуществлении политических контактов, экономическое сотрудничество между РК и Тайванем продолжает довольно успешно развиваться. Так, если в 1992 г. (когда официальные отношения между двумя странами были разорваны) объем двусторонней торговли составлял 3,4 млрд.долл., то к 1997 г. он увеличился более чем в два раза, достигнув 7,3 млрд.долл., что делает Тайвань седьмым по величине экспортным рынком РК.

Между Японией и РК объем товарооборота в 1997 г. составил 40 млрд.долл., вклады частных японских банков в экономику РК достигают 25 млрд.долл.

В Узбекистане частный капитал Сеула представлен крупными фирмами.
Многопрофильная ДЭУ стала совладельцем двух отраслей — автомобилестроительной и электронной. Благодаря построенным при фин. и техсодействии ДЭУ автозаводу в г. Асаке (в 1997 г. им произведено 65 тыс. легковых автомашин) и нескольким предприятиям «УзДЭУэлектроникс» (в 1998 г. на них собрано 234 тыс. телевизоров и 146 тыс. видеомагнитофонов)
Узбекистану удалось не только удовлетворить внутренний спрос на эти виды продукции, но и выйти на внешние рынки, главным образом России и других стран СНГ. В планах ДЭУ — довести общий объем своих инвестиций в РУ до 1 млрд.долл., из которых 800 млн. будет приходится на автомобилестроение.

Южнокорейцы намерены поэтапно переходить на местное производство основных комплектующих. При достижении Асакинским заводом проектной мощности в 200 тыс. авто в год намечается достигнуть 70% рубежа локализации производства. «УзДЭУавто» имеет 15 предприятий-смежников, число которых со временем составит свыше 40.

При участии ДЭУ в Ферганской обл. строится крупный текстильный комбинат, в Ургенче на СП «Алока-ДЭУ» налажено производство цифрового электроноборудования. В Ташкенте действует «УзДЭУбанк», соучредителем которого является ЕБРР.

Общий объем южнокорейских частных инвестиций в экономику Узбекистана превысил 600 млн.долл. и имеет устойчивую тенденцию роста.

Список литературы.

1.Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. 1996

2. Экономическая география отдельных зарубежных стран. Радионова И.Н.
Москва « Московский лицей» ,1997.

3. Географическая карта мира ,часть 1 .Общая характеристика мира .
Максаковский В.П. Ярославль , Верхневолжское книжное издательство , 1996 .


Рефетека ру refoteka@gmail.com