Армия, как и общество, не может жить без культуры. Она пользуется достижениями науки и техники. Армию невозможно представить без музыки, художественной литературы, театра, кино, живописи и других видов искусства.
Но и культура не существует без армии. Защита Отечества — это защита и его культуры, всего, что создано народом, его веры, традиций, обычаев. Не менее важно и то, что наша армия всегда являлась носительницей и важнейшим источником культуры. Российские военные, и прежде всего офицеры, внесли неоценимый вклад в развитие отечественной культуры. Традицией российской армии всегда было воспитание людей не только беспредельно преданных Родине и воинскому долгу, но и высокообразованных, думающих, творческих личностей. Их деятельность проявилась во всех областях российской культуры.
Опора отечественной духовности равомерно сказать, что армия — это духовный сгусток общества, опора отечественной духовности. Культура и армия — не антиподы, как иногда утверждается, а явления взаимосвязанные, неразделимые.
Гордость отечественной культуры, А.С. Пушкин, по мнению одного из героев Отечественной войны 1812г. полковника Липранди, был "создан для поприща военного". Пушкин страстно хотел быть на поле чести, там, где сражался Отдельный кавказский корпус, где в военных мундирах служили Отечеству "лицейские, еромоловцы, поэты". В кругу боевых офицеров Пушкин всегда чувствовал себя своим человеком. Гордостью за русское воинство и суровым предупреждением врагам звучат его слова: "Страшись, о рать иноплеменных, России двинулись сыны".
Армия воспитала не только полководцев, но и руководителей русской науки, академиков адмиралов Ф.П. Литке и Ф.П. Врангеля, композиторов офицеров Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, океанолога адмирала С.О. Макарова, генералов медицинской службы Н.И. Пирогова, С.П. Боткина и Н.В. Склифосовского, офицеров — создателей русской стали и булата П.П. Аносова и П.М. Обухова, отряд офицеров — горных инженеров, на которых держалась отечественная металлургия, создателя железных дорог генерала П.П. Мельникова, офицеров-топографов, переложивших на карту всю огромную территорию нашей Родины. Эта связь русской культуры с армейской средой закономерна.
Армия, военная служба — один из самых мощных вдохновляющих источников художественного творчества писателей и поэтов, композиторов и живописцев, скульпторов и архитекторов, ученых-естествоиспытателей и т.д.
Ратные люди всегда были героями произведений, составляющих славу российской культуры. Носители этой культуры — былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Все русские князья были воинами, и их изображения на стенах храмов напоминали соотечественникам о святости военного долга. Земледелец также всегда знал, что воинская дружина — гарантия сохранности его дома, его веры, традиций и культуры.
Россия всегда почитала святых — ратников. Языческая Русь чтила Святослава, христианская Россия причислила к лику святых Александра Невского, его сына Даниила Московского, позднее — Дмитрия Донского. К святому российскому воинству принадлежат князья Щеня и Михаил Воротынский. На этапе императорской России наступила эпоха "светлейших князей" — Суворова, Кутузова и других патриотов земли Русской.
Наша армия всегда была носительницей благородных устремлений. Во всех военно-учебных заведениях мира военную науку
постигают по трудам англичанина Ллойда, швейцарца Жомини, немца Клаузевица. Все три всемирно известных авторитета в разное время были боевыми офицерами русской армии. Автор полонеза "Гром победы, раздавайся, веселися, храбрый росс" Осип Козловский молодым офицером сбежал из родной Польши и пошел волонтером в русскую армию. Явление это не случайное. Во всем мире знали о высоких нравственных устремлениях русского воинства, о том, что "воюет росс за общее благо, за свой, за ваш, за всех покой".
Спокойная сила и правота звучали в пьесах генерала А. Сумарокова на сцене театра Сухопутного кадетского корпуса. Неумирающий тип русского воина через многие десятилетия талантливо воплотился в красноармейце Сухове из замечательного фильма "Белое солнце пустыни".
Армия во все времена нуждалась в культуре как вдохновляющем начале трудного и опасного дела служения Родине. Славянские воины с древности использовали вдохновляющую силу искусства для подготовки к сражениям. С незапамятных времен известны боевые игры и воинственные пляски, предшествовавшие битве. На этапе Древнерусского государства возникают специальные ритуалы, непременным элементом которых стала музыка. В начале XVIII в. военно-церемониальная музыка прочно входит в жизнь русской армии, в систему ее боевой подготовки и воспитания. Выдающийся русский полководец А.В. Суворов, говоря о роли военной музыки, указывал: "Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил". ^Русских воинов вдохновляли и благословляли перед битвой святые русские иконы, мудрое "Слово о полку Игореве", бессмертная суворовская "Наука побеждать", наполненные жизненной силой картины Репина и Левитана^'Летописец замечает, что "Троица" создавалась Рублевым, "дабы воззрением на святую троицу" преодолеть страх перед любым врагом великой Руси, выстоять и победить. ^Святые иконы, как и знамена, в битвах находились впереди воинов^ Пречистая Божья Матерь всегда считалась покровительницей Руси. Ее образ сливался в сознании воина с образом матери, с образом Родины. Икона Донской богоматери вдохновляла воинов на Куликовом поле и в Казанском походе Ивана Грозного. Икона Смоленской божьей матери была рядом с ними на Бородинском поле.
Достижения мировой и отечественной культуры, российская духовность находили в лице нашей армии надежную защиту от любых посягательств недругов России и разрушителей культурных ценностей.
Чрезвычайно важно и то, что человек в военном мундире во все времена стоял в первых рядах российских писателей, художников и композиторов, деятелей театра и кино. Россиянин может по праву гордиться тем, что сделала армия для отечественной культуры. Поступать иначе — значит становиться Иваном, не помнящим родства, шш сознательно закрьшать глаза на высокую духовную связь российского воинства с культурными традициями своего народа.
Лира и боевые доблести
Убедительным примером связи армии и культуры является литература. Среди русских литераторов XVIII - - начала XX в. примерно каждый третий был военнослужащим или выходцем из военной среды.
Выдающееся место в русской литературе XVIII в. занимает Г.Р.Державин (1743—1816). Солдата Преображенского полка, офицера гвардии, его ждала завидная карьера — он стал губернатором, государственным казначеем, министром. Но наибольшую известность Державин получил как поэт. Целый ряд державинских од можно назвать военными. Таковы его стихи "На взятие Измаила", "На переход Альпийских гор" и др. Гордостью за славные традиции российской армии пронизаны строки его стихов:
О кровь славян! сын предков славных,
несокрушимый колосс! Кому в
величестве нет равных,
возросший на полсвете росс!
XIX в., начало которого связано с Отечественной войной 1812 г., еще более богато и ярко представлен талантливыми военнослужащими.
Наиболее характерным в этой связи является творчество героя многих войн и прославленного поэта Д.В. Давыдова (1784— 1839). Он вошел в историю как "поэт-гусар", "певец-герой". Защита любимой Родины была для него делом чести и славы. Гордость за Отчизну и бесстрашие воина звучат в строках многих его стихотворений.
После победы в войне 1812 г. передовые русские офицеры выступили решительными сторонниками преобразований в России. Наиболее крупными поэтами из числа офицеров-декабристов были К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, В.Ф. Раевский, А.А. Бестужев-Марлинский и его брат М.А. Бестужев (всего в семье Бестужевых было четыре брата-декабриста), Ф. Н. Глинка. Вопросы чести и бесчестья, смысла служения Отечеству на военном поприще были важнейшими для этих офицеров-патриотов.
Что лучше: жизнь, где узы плена
иль смерть, где росские знамена,
в героях быть или в рабах? —
спрашивал Ф. Глинка в "Военной песне...".
Патриотический дух декабристов унаследовали офицеры А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, В.И. Даль и десятки других великолепных поэтов и прозаиков.
А.С. Грибоедов, родившийся в семье отставного офицера, в 1812 г. добровольно вступил в Московский гусарский полк. Товарищи-гусары ценили в нем не только ум, литературный вкус, глубокие познания, но и широту натуры, гусарскую удаль и отвагу. Перу Грибоедова принадлежит ряд интересных произведений, но если бы он создал лишь "Горе от ума", то уже только этим обессмертил свое имя.
Погиб Грибоедов в январе 1829 г., когда во главе посольской миссии прибыл в Тегеран. Многотысячная толпа, подстрекаемая муллами, напала на русское посольство и перебила всех, кто находился в здании миссии. Грибоедов храбро защищался и умер как воин.
Сегодня каждый культурный человек знает, что такое "словарь Даля", но не все осведомлены о том, что Владимир Иванович Даль (1801—1872) — писатель, лингвист, фольклорист, этнограф, естествоиспытатель, врач — с 13 лет обучался в Морском кадетском корпусе. Начал он свою службу в 1819г. мичманом, а в 1826 г. в чине лейтенанта подает в отставку. Получив диплом доктора, он отправляется на Балканы для участия в.русско-турецкой войне, а в 1831 г. в составе русской армии совершает поход в Польшу.
Среди созданного В.И. Далем — "Солдатские досуги" и "Матросские досуги" — сборники рассказов, небольших статей, пословиц и поговорок. Бесценным вкладом Даля в русскую культуру было издание им сборника "Пословицы русского народа", в который вошли свыше 30 000 пословиц, и "Толкового словаря живого великорусского языка". Многие пословицы посвящены солдатской службе и русской армии: Смелость города берет; Службу служи, а сам не тужи; Которая служба нужнее, та и честнее; Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит; Прусский гут, а русский гутее; За правое дело стой смело и др.
Огромное значение для отечественной литературы имеет творчество М.Ю. Лермонтова (1814—1841). Примечательно, что намерение служить в армии пришло к нему, когда его поэтический голос уже достаточно окреп. В 1832 г. поэт поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Среди произведений, написанных им в это время, —"юнкерские поэмы", в том числе "Моряк", стихотворение "Юнкерская молитва" и др.
После появления в начале 1837 г. его знаменитых стихов "Смерть Поэта", последовали арест и перевод в Нижегородский драгунский полк. К концу года было получено помилование, и Лермонтова переводят сначала в Гродненский гусарский полк, а затем в лейб-гвардию гусарского полка (под Царским Селом).
В творчестве поэта важное место занимают произведения, пронизанные глубоким патриотическим чувством. Широко известно лермонтовское "Бородино", где поэт создал незабываемый образ солдата-патриота:
Что туг хитрить, пожалуй к бою;
уж мы пойдем ломить стеною, уж
постоим мы головою за родину свою!
Из-за участия в дуэли Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк, на Кавказ. Здесь он участвовал в бою при р.Валерик, где проявил "отменное мужество и хладнокровие", "с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы". Этот бой отразился в его стихотворении "Валерик".
Несмотря на неоднократные доклады командования о доблести опального поручика и просьбы о его прощении и повышении в чине, положение сосланного не менялось. 15 июля 1841 г. Лермонтов, находившийся на лечении в Пятигорске, был убит на дуэли.
Середина XIX в. выдвинула новую плеяду писателей-офицеров, которую открывает Л.Н. Толстой. "Севастопольские рассказы", написанные тогда еще молодым артиллерийским офицером, свидетельствовали о том, что в литературу пришел новый мощный талант. Дух русского народа показан в этих рассказах через величие рядового солдата. Именно в солдатах Толстой находит проявление силы и достоинства человеческого характера.
В эти же годы расцветает творчество тончайшего лирика А.А. Фета, недавнего унтер-офицера кирасирского полка.
События Крымской войны и последовавшая вскоре крестьянская реформа знаменовали начало новой эпохи в русской общественной жизни. Литературе пришлось резко расширить круг проблем, в решении которых она активно участвовала. Ответы на стоявшие вопросы давали и произведения литераторов-офицеров: поэтов К.К. Случевского, СЛ. Надсона, писателей В.В. Крестовского, К.М. Станюковича, Н.Г. Гарина-Михайловского, В.М. Гаршина, А.И. Куприна и многих других.
Российским военным в XX в. выпала нелегкая судьба. На их долю пришлось немало испытаний. Но это не означает, что армия перестала растить в своих рядах поэтов и писателей. Достаточно назвать несколько известных имен литераторов, посвятивших часть своей жизни службе в армии: Н. Гумилев, М. Зощенко, Б. Лавренев, В. Вишневский, М. Шолохов, Д. Фурманов, К. Симонов, Ю. Герман, Э. Казакевич, И. Эренбург, А. Твардовский, В. Астафьев, В. Быков, Ю. Бондарев, И. Стаднюк и др.. Прапор щик Зощенко выразил свое отношение к воинскому долгу так: "Осенью 1914 года началась мировая война, и я, бросив университет, ушел в армию, чтобы на фронте с достоинством умереть за свою страну, за свою Родину"!
Значительный вклад внесли военнослужащие в развитие российского изобразительного искусства. В его золотой фонд вошли произведения таких выдающихся мастеров, как бароны П. К., М.К. и М.П. Клодты, генерал Н.А. Ярошенко, В.В. Верещагин, П.А. Федотов и многие другие.
Генерал-майор К.Ф. Клодт, участник Отечественной войны 1812 г., был художником-любителем. Сыновья Клодта — Владимир, Константин и Петр — окончили Омский кадетский корпус, а затем Петербургское артиллерийское училище. Владимир служил начальником чертежной в Инженерном штабе, Константин стал известным иллюстратором и гравером, возродил в России искусство ксилографии (гравирование по дереву). Художественно одаренными были и внуки: Михаил Петрович — живописец и гравер, Михаил Константинович — пейзажист, оставивший Горный кадетский корпус и поступивший в Академию художеств.
Наибольшую известность снискал Петр Карлович Клодт, ставший профессором и академиком. В 1828 г. он оставляет военную службу и посвящает свою жизнь искусству. Его считают основателем русского анимализма (изображение животных) в скульптуре. Особенно удавались ему лошади. Анатомическая фигура лошади, созданная Клодтом, служила учебным пособием в Академии художеств. Наиболее известны четыре конные группы Аничкова моста "Укротители коней" в Санкт-Петербурге.
Своеобразной личностью в русской живописи был Николай Александрович Ярошенко (1846—1898). Сын генерала, он окончил кадетский корпус, Петербургскую артиллерийскую академию и сам дослужился до генерала. Входивший в состав передвижников, Н.А. Ярошенко создал выразительные образы рабочего ("Кочегар"), революционеров ("Заключенный"), простых людей ("Всюду жизнь").
Всем любителям искусства знакомо имя Павла Андреевича Федотова (1815—1852), известного русского живописца и рисовальщика. В 10 лет он поступает в Московский кадетский корпус, оканчивает его первым учеником и получает назначение прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк.
Один из первых его рисунков — акварель "Освящение знамени в обновленном дворце" — настолько понравился царю, что тот предоставляет офицеру-художнику "право оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100руб. ассигнациями в месяц". Однако Федотов не решается сразу оставить службу. Он делает это только в 1844 г., уйдя в отставку в звании капитана.
П.А. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Широко известны его картины "Свежий кавалер", "Сватовство майора". Поздние его работы отражают чувства тонкого и глубокого художника, переживание одиночества ("Анкор, еще анкор!").
Символом русской батальной живописи продолжает оставаться творчество Василия Васильевича Верещагина (1842—1904). Еще учась в Морском кадетском корпусе, Верещагин посещает рисовальную школу. В 1860 г. он с отличием оканчивает Морской корпус, но принимает решение оставить военную службу и полностью посвящает себя живописи.
И все же художник навсегда остался связанным с армией. Чтобы своими глазами увидеть боевые действия, Верещагин неоднократно бывал на Кавказе и в Туркестане. Его правдивые батальные сцены на темы войны в Туркестане поражают остротой восприятия и передачи чувств ("Смертельно раненный", "Апофеоз войны" и другие картины).
Когда вспыхнула война с бухарским эмиром, Верещагин участвовал в обороне Самаркандской цитадели и получил орден св. Георгия за "блистательные мужество и храбрость".
Во время войны на Балканах Верещагин прошел с русской армией весь ее трудный путь, был ранен. Погиб В.В. Верещагин в апреле 1904 г. вместе с вице-адмиралом С.О. Макаровым, командующим Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре, на броненосце "Петропавловск", который подорвался на вражеской мине. Перед самой гибелью художника видели делающим в своем походном альбоме наброски начинающегося морского боя.
Явлением в отечественном изобразительном искусстве стала деятельность студии военных художников им. М.Б. Грекова. Она была создана в 1935 г. и названа в честь Митрофана Борисовича Грекова (1882—1934), художника-баталиста ("Трубачи Первой Конной армии", "Тачанка", "Знаменщик и трубач" и др.). В студии работали выдающиеся мастера: Е.В. Вучетич, подполковник, автор знаменитой скульптуры "Воин-освободитель" в Трептов-парке в Берлине, мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде; А.А. Гарпенко, участник Великой Отечественной войны, майор; П.А. Кривоногое, майор, офицер-кавалерист, сражавшийся в частях Л.М. Доватора, а затем в танковом соединении (работы "Сталинград", "Курская битва", "Победа" и др.); П.Т. Мальцев, в годы войны майор, руководитель группы художников Военно-Морского Флота ("Гибель "Варяга") и др.
Художественными руководителями студии в разные годы были полковники народный художник СССР Н.Н. Жуков, член-корреспондент Академии художеств М.И. Самсонов, народный художник России Н.Н.Соломин. Коллектив студии создал ряд произведений о важнейших битвах Великой Отечественной войны, открытых к 50-летию Великой Победы в Военно-историческом музее и на Поклонной горе в Москве.
Среди художников-фронтовиков четверо стали Героями Советского Союза: гвардии майор А.П. Голубовский, погибший при форсировании Одера, командир орудия сержант А.А.Тяпуш-кин, командир отделения саперной бригады сержант С.Ф. Абдул-лаев, командир взвода противотанковой батареи младший лейтенант М.Л. Гуревич.
В наградном листе М.Л. Гуревича говорится: "... лично из орудия прямой наводкой уничтожил 3 станковых пулемета противника, 4 дзота, зажег склад с боеприпасами и уничтожил 40 гитлеровцев. 7 раз раненный, истекая кровью, уничтожал фашистов гранатами и огнем своего автомата... Достоин посмертно присвоения звания Героя Советского Союза".
Среди участников Великой Отечественной войны — художники М.А. Савицкий, Б.Е. Ефимов, М.К. Аникушин, Е.И. Востоков, И.Л. Бруни, И.Г. Першудчев, Н.А. Пономарев, А.М. Грицай, П.И. Баранов, А.А. Мыльников, Ю.М. Непринцев, Л.Е. Кербель, В.Е. Цигаль, И.Ф. Титов и многие другие.
Музыка на парады и в бой!
Значительные заслуги имеют русские военные в развитии отечественной музыкалькой культуры. В становление русской музыкальной классики большой вклад внесли "Пушкин русской музыки" Михаил Иванович Глинка и его современник, гусарский офицер Александр Александрович Алябьев <1787—1851).
Участник Отечественной войны 1812г. композитор Алябьев вошел в мировую и отечественную музыку прежде всего как автор знаменитого романса "Соловей", который до сих пор является вершиной вокального исполнительства. Среди его сочинений оперы "Буря", "Волшебная ночь", "Рыбак и русалка" и др., балеты, камерно-инструментальная и театральная музыка. Он одним го первых положил на музыку стихи А.С.Пушкина, а также В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н.М. Языкова..
Автором музыки гимна "Боже, Царя храни" является штабс-капитан жандармерии А.Ф. Львов, а первый учебник истории музыки и первый музыкальный словарь в России были написаны полковником П.Д. Перепелицыным.
Во второй половине XIX в. в Петербурге формируется содружество русских композиторов, получившее название "Могучая кучка".
В числе "великолепной пятерки", совершившей переворот в развитии не только отечественного, но и мирового классического музыкального искусства, трое были профессиональными военными.
Среди них генерал Цезарь Антонович Кюи (1835—1918) — профессиональный военный инженер, крупнейший специалист своего времени в области фортификации, автор ряда научных статей и учебников, профессор Военно-инженерной академии.
Ц.А. Кюи — один из создателей и руководителей "Могучей кучки" — помог становлению таких композиторов, как Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский и А.П. Бородин. Перу Ц.А. Кюи принадлежит 15 опер, более 200 романсов и камерных сочинений. Деятельность самого Кюи во многом способствовала реализации его пророчества о том, что "русские композиторы встанут во главе музыкального прогресса и музыка от нас получит свое обновление и начнет новую эпоху".
Его товарищ по "Могучей кучке", один из наиболее исполняемых композиторов — Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908). Это профессиональный морской офицер, который по окончании Петербургского морского корпуса совершил трехгодичное кругосветное плавание на фрегате "Алмаз". Практически все 15 написанных им опер исполняются и сегодня ("Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Золотой петушок" и др.). Им создано 4 симфонии, симфоническая картина "Шехеразада", большое количество камерных сочинений и романсов.
Именно ему наше музыкальное искусство обязано тем, что Военно-оркестровая служба России — одна из ведущих в мире. В 1873 — 1884 гг. Н.А. Римский-Корсаков являлся инспектором военно-музыкальных хоров морского ведомства (сегодня это начальник Военно-оркестровой службы ВМФ России). Он принципиально изменил саму природу и служебную деятельность военных оркестров. Своеобразной оценкой его работы стали слова музыкального критика В. В. Стасова: "Военные оркестры — проводники не одной только военной, но и всяческой музыки в массу народную".
В школе гвардейских прапорщиков получил профессиональное военное образование один из величайших композиторов России, родоначальник основных направлений музыкального искусства XX в. Модест Петрович Мусоргский (.1839—1881). Его музыкальный талант, проявившийся уже в 6-летнем возрасте, расцвел в годы обучения в школе прапорщиков.
Позже, уже познакомившись с коллективом "Могучей кучки" и став ее членом, он оставляет военную службу (и посвящает себя музыке. Им написаны оперы "Борис Годунов" и "Хованщина", вокальные циклы "Детская", "Без солнца", "Песни и пляски смерти", симфоническая картина "Ночь на Лысой горе", большое количество песен и романсов.
Один из величайших композиторов и пианистов XIX—XX вв. Александр Николаевич Скрябин (1872—1915) первые музыкальные знания получил в Кадетском корпусе. Смелый новатор, он с помощью своей системы выразительных средств воплотил в музыке идеи и образы предреволюционного времени. Им созданы три симфонии, 10 фортепьянных сонат, другие поэмы, прелюдии, этюды для фортепьяно.
В послереволюционное время традиции, заложенные великими предками, развивали в армии прежде всего профессиональные военно-художественные творческие коллективы — военные оркестры и ансамбли песни и пляски. Основоположниками военно-музыкального искусства страны в советский период стали генерал-майоры С.А. Чернецкий (1881—1950), первый начальник Военно-оркестровой службы СА и ВМФ, и А.В. Александров (1883—1946), основатель и руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии (впоследствии назван его именем).
Семен Александрович Чернецкий был талантливым композитором и дирижером, родоначальником советского военного марша ("Марш танкистов", "Марш гвардейцев-минометчиков", марш "Парад"), автором произведений для воинских ритуалов ("Красная заря"), прекрасным организатором и педагогом.
Александр Васильевич Александров был профессором Московской государственной консерватории, композитором, автором множества песен, в том числе "Священной войны", и музыки Государственного гимна СССР.
С.А. Чернецкий и А.В. Александров явились создателями не имеющих аналогов в мире профессиональных музыкальных военно-учебных заведений — Военно-дирижерского факультета (1935 г.) и Военно-музыкальной школы (1937 г., сегодня — Московское военно-музыкальное училище). Композитор-фронтовик Б. Фиготин написал песню на слова Ф. Лаубе, где говорится о роли военных музыкантов и военной музыки в жизни армии:
Дирижеры военные, капельмейстеры бравые, с
давних лет служба в армии стала вашей судьбой! В
Измаиле с Суворовым и с Петром под Полтавою
шла военная музыка на парады и в бой!
Кино
Много имен людей, связанных с вооруженными силами, вошло и в историю кино. Прежде всего это есаул Войска Донского Александр Алексеевич Ханжонков (1877—1945). Ему удалось создать в дореволюционной России мощную структуру по производству и прокату кинофильмов. За 1908—1916 гг. под его руководством было выпущено на экран около 300 художественных фильмов, в том числе первая в мире полнометражная картина "Оборона Севастополя" (1911 г.). После 1917 г. московская студия Ханжонкова стала базой зарождавшейся советской кинематографии.
Многие выдающиеся отечественные кинематографисты были активными участниками Великой Отечественной войны. Боевой путь от рядового связиста до старшего лейтенанта, командира воздушно-десантной роты прошел режиссер Г.Н. Чухрай (фильмы "Сорок первый", "Баллада о солдате", "Чистое небо"). Майором закончил войну народный артист СССР Ю.Н. Озеров (киноэпопея "Освобождение" и др.). Старший лейтенант Ф.С.Хитрук создал более 200 мультипликационных фильмов ("История одного преступления", "Каникулы Бонифация", "Фильм, фильм, фильм", "Винни Пух" и др.). В ряду фронтовиков писатель и кинодраматург ГЛ. Бакланов, в годы войны лейтенант; кинодраматург капитан 1 ранга в отставке В.В. Микоша; киновед и кинодраматург майор в отставке С.И. Фрейндлих, награжденный пятью боевыми орденами, и многие другие.
Рождение русского национального драматического театра в середине XVIII в. также напрямую связано с российской армией. До этого времени в Москве и Петербурге выступали исключительно иноземные артисты, оперные и балетные труппы.
В феврале 1750г. кадеты Сухопутного шляхетского корпуса поставили под руководством первого русского драматурга Александра Петровича Сумарокова (также воспитанника этого корпуса) русскую трагедию "Хорев". Спектакль прошел с огромным успехом. За два года кадеты поставили тридцать два спектакля, главным образом по произведениям Сумарокова.
Это военно-учебное заведение окончили первые русские прославленные актеры и деятели театра Федор Волков, Иван Дмитриевский, Алексей Попов и другие.
В конце XVIII — начале XIX вв. в России было немало крепостных театров. Среди них нельзя не назвать труппу, принадлежавшую генералиссимусу А.В. Суворову. Великий полководец не только имел свой домашний театр, но и с увлечением занимался его делами.
Многие военные получали высокие посты в театральной иерархии. Например, директором императорских театров в течение четверти века — с 1833 по 1858г. — был генерал в отставке А.М. Гедеонов. Его сменил на этом посту А.И. Сабуров, гусарский полковник.
С первых дней Великой Отечественной войны деятели театра встали в боевой строй. Возникают фронтовые актерские бригады, которые выезжают в действующую армию с концертными программами. О масштабах обслуживания фронта говорят такие цифры: за время войны в воинских частях побывало 3685 артистических бригад, в которых участвовало 42 тысячи творческих работников. Ими дано 473 тысячи спектаклей и концертов. Не было в стране театра, который не послал бы в действующую армию своих актеров.
Заметный вклад в развитие театрального искусства, в героико-патриотическое воспитание воинов армии и флота вносит Центральный академический театр российской армии.
Заключение
Сегодня никто не осмелится отрицать, что воины российской армии традиционно глубоко связаны с могучей и вдохновляющей отечественной культурой. Являясь ее достойными носителями, они не остаются пассивными созерцателями и потребителями плодов цивилизации. Значительная их часть внесла достойный вклад в развитие российской культуры и духовное просвещение своего народа.
Знать и приумножать лучшие традиции предшественников — задача молодежи, которая сегодня выполняет почетную обязанность защиты своего Отечества.
Список дополнительной литературы
1.Бек А. Волоколамское шоссе. М, 1982. ^Бондарев Ю.В. Горячий снег. М., 1984. 'З.Волков С.В. Русский офицерский корпус. М,, 1993.
2.Время и судьбы: Военно-мемуарный сборник. Выпуск первый // Сост.
А. Буров, Ю. Лубченков, А. Якубовский. М., 1991.
3.Калашников М.Т. Записки конструктора-оружейника. М., 1992,
4. Пикуль В.С. Исторические миниатюры. М.. 1989.
5. Р а ш К . Б. Во славу Отечества. М., 1990.
6.Симонов К. Живые и мертвые. М., 1977.
7.Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. М., 1977.