БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансов и статистики
РЕФЕРАТ
на тему:
«Экономическое содержание бюджета и повышение его роли в современных условиях»
МИНСК, 2008
Существование бюджетных отношений вне государства невозможно, поскольку их функционирование предопределено объективной необходимостью удовлетворения общественных потребностей посредством государства.
Однако этот факт не может быть использован как аргумент для причисления бюджетных отношений к надстроечным. Бюджет лишь обусловлен наличием государства, но бюджетные отношения объективны, являются частью общей системы экономических отношений и должны рассматриваться в составе базиса, а не надстройки.
Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением, — бюджетные отношения.
Для раскрытия природы бюджета необходимо определить специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.
К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также их вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия его части в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий.
Однако для понимания специфики бюджетных отношений требуется более глубокая характеристика их сущностных особенностей.
Кроме названных, к ним правомерно отнести следующие:
бюджетные отношения опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением;
объектом бюджетного перераспределения может выступать (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;
сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств;
участниками бюджетных отношений выступают: государство (в лице органов власти различных уровней) и предприятия, организации, учреждения, население, т.е. почти все участники общественного производства — при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;
бюджетные отношения формируют центральное звено финансовой системы благодаря широкому спектру действия: государство стремится учитывать потребности расширенного воспроизводства и через бюджетные расходы формирует пропорции перераспределения финансовых ресурсов между подразделениями общественного производства, отраслями, территориями и т.д.;
бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством .
Учет специфики бюджетных отношений необходим при разработке оптимальной модели их построения и определения направлений движения бюджетных потоков при реализации бюджетной политики в условиях перехода экономики в Республике Беларусь.
Несмотря на значительное количество опознавательных характеристик, единой терминологии в отношении бюджета до настоящего времени не выработано. Термин "бюджет" в монографиях, учебных пособиях, научных статьях, а также законодательных актах используется для обозначения различных по своей природе объектов.
В ряде определений бюджета его сущность заменяется формой проявления бюджетных отношений (план, фонд, форма и др.) или их ролью (фактор, регулятор и др.).
А.Ю. Казак рассматривает бюджет как "совокупность денежных отношений, ... как основной финансовый план, ... как важнейший финансовый регулятор...".
В учебном пособии "Государственный бюджет" под редакцией М.И. Ткачук бюджетом называется "... основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств" .
В учебнике "Общая теория финансов" под редакцией Л.А. Дробозиной бюджет рассматривается как "основной централизованный фонд денежных средств".
Между тем экономическая сущность объективных бюджетных отношений остается неизменной в различных общественно-экономических формациях. Меняются лишь их формы, роль в общественном воспроизводстве и т.д.
В. К. Сенчагов возражает против однозначного определения бюджета и пишет: "Нам представляется, что экономическое содержание бюджета не может быть определено однозначно; его сущность неразрывно связана с той конкретной ролью, которую он играет как план формирования и использования централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов" .
Сущность бюджета должна определяться однозначно и раскрывать его природу как экономической категории. Именно поэтому некорректно определять бюджет как фонд, план, фактор, форму и т.п.
В учебнике "Бюджетная система Российской Федерации" под редакцией М.В. Романовского бюджет определяется как "система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд".
Представляется наиболее точным определение бюджета, приведенное В.М. Родионовой: "Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета" .
Что касается законодательных актов, то в них еще более игнорируется природа бюджетных отношений.
Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" в разделе "Основные термины и определения" представляет бюджет как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц...".
Таким образом, в различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др.
В данном случае мы имеем дело со смешением терминологических понятий "бюджет", "бюджетный фонд, или фонд денежных средств", "финансовый план государств, или бюджетный план". Вместе с тем, следуя правилам формальной логики, каждый определяемый объект должен иметь только ему присущие определение и термин.
В процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде. Правомерно сказать, что бюджетный фонд выступает лишь как материальная форма, а не сущностное выражение бюджета.
Соблюдение единого методологического подхода к терминологии не позволяет называть бюджет документом в виде "Росписи государственных доходов и расходов" или "Сметы доходов и расходов государства", или "Баланса доходов и расходов". Правильней было бы назвать такой Документ "бюджетным планом", в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно. Иначе говоря, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план — основной финансовый документ страны, в котором отражается движение централизуемой части ВВП.
Бюджетный план является организационной формой воплощения бюджетных отношений и принимает силу закона. В нем отражаются доходы государства, направления и пропорции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления финансовой политики страны.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного процесса и регламентируются законодательством. Утвержденный бюджетный план принимает силу закона. В ходе его исполнения формируется бюджетный фонд.
Бюджетный план доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с государством. Это обусловливает необходимость прогнозирования платежей в бюджетный фонд и ассигнований из него в финансовых планах экономических агентов.
Устанавливаемые в бюджетном плане взаимоотношения по платежам и ассигнованиям обладают всеобщностью и охватывают, по сути, всю национальную экономику и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая активное воздействие на процесс их образования и использования. Несмотря на то, что бюджет перераспределяет не весь чистый доход, создаваемый экономическими субъектами, он воздействует на общие размеры накоплений, оказывая тем самым влияние на принятие субъектами хозяйствования решений, касающихся их текущей хозяйственной деятельности. В этом проявляется распределительная функция бюджета.
Вместе с тем, отражая реальное движение бюджетных ресурсов и происходящие экономические процессы через систему показателей по доходам и расходам государства, бюджет объективно выполняет контрольную функцию, "предупреждая" о нежелательных тенденциях с целью своевременного корректирования бюджетной политики.
Бюджетные взаимоотношения после утверждения бюджетного плана как закона страны принимают форму государственных обязательств. Поэтому предусмотренные в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в бюджетный процесс.
Итак, именно государственный бюджет аккумулирует и перераспределяет почти половину (иногда и больше) национального дохода многих стран, около 2/3 всех денежных средств государства, что дает возможность правительству реализовать свою экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому намечаемые программы экономического и социального развития, выполнение функций государства во многом зависят от объема бюджета, его структуры, содержания доходов и расходов.
Экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:
1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.
2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества. К ним относятся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, приватизация, конверсия военных заводов, развитие топливно-энергетического комплекса, создание новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундаментальных научных исследований и др.
3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, местного транспорта, коммунального и жилищного хозяйства и др.).
4. Выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых фирм, предприятий топливного комплекса, заводов, проводящих конверсию, и т. п.).
5. Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорции в развитии экономики, поддержки предпринимательства и т. д. (стабилизационный фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и др.).
Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всем членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов.
Бюджет оказывает существенное влияние на деятельность отдельных предприятий, организаций, учреждений и посредством контроля. Он осуществляется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъятии налогов и других доходов в бюджет.
Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам можно отнести: устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих четко рамки и содержание бюджетного процесса, обязанности, права и взаимоотношения его участников. Важное значение имеет также научный аппарат, позволяющий реально обосновать объем и оптимальное распределение бюджетных ресурсов, рациональные формы изъятия налогов, сборов и методы финансирования расходов исходя из интересов всего общества. Такой аппарат должен базироваться на развитии научной теории в области экономических исследований, формирования и использования бюджета, а также на применении прогрессивных методов исчисления всех его статей на основе экспериментальных оценок, моделирования отдельных взаимосвязей и прогнозирования их результатов, выбора оптимальных решений.
Сфера действия бюджета в рыночной экономике весьма широкая, она охватывает материальное производство и непроизводственную сферу, отдельные регионы и страну в целом. Государство, руководствуясь основными принципами регулирования, с учетом конкретной ситуации может с помощью бюджета, кредита, инвестиционной политики и других экономических инструментов влиять на развитие экономики и уровень жизни населения.
Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегией их дальнейшего развития в каждой стране на определенном историческом этапе. Вместе с тем, можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития.
Разнообразием отличается расходная часть бюджета, в которой планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Поскольку в условиях рынка предприятия, малые фирмы функционируют за счет собственных ресурсов, а в случае их недостатка используют заемные средства, сфера бюджетных ресурсов ограничена. Бюджет финансирует в основном важные государственные программы (экологические, инвестиционные, конверсии и т. п.), а также в виде субсидии оказывает финансовую поддержку фермерским хозяйствам, малому бизнесу и др. Существенное место занимают военные расходы и ассигнования на содержание правоохранительных органов, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность граждан, защиту их собственности, юридических и имущественных прав.
С ростом государственного долга повышается и доля расходов на его обслуживание, увеличиваются затраты на содержание аппарата государственного управления и другие непроизводительные цели. Для финансирования всех прогнозируемых в государственном бюджете расходов необходимо, чтобы они покрывались доходами. Однако очень часто расходы превышают прогнозируемые поступления и затем мобилизованные доходы. В таком случае возникает дефицит бюджета.
Дефицит бюджета - означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает вследствие многих объективных и субъективных причин. Наиболее распространенным явлением становится ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы. Это может быть в результате спада или торможения производства, высокого уровня затрат, низкой производительности труда и других причин, содействующих несбалансированности экономики, снижению эффективности хозяйствования.
Причина бюджетного дефицита кроется и в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности, эффективности. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов нерациональная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.
Возникший как результат отрицательных явлений в экономической и политической жизни страны бюджетный дефицит усугубляет их, так как влечет за собой эмиссию денег, ускорение инфляции, более резкую несбалансированность экономики и соответственно тяжелые социальные последствия для населения.
Для сокращения дефицита бюджета существуют два главных направления: увеличение доходов и уменьшение (торможение) объема расходов. Увеличение доходов может происходить за счет выявления новых источников поступлений или расширения уже действующей базы доходов. При этом нецелесообразно усиливать налоговое бремя, поскольку, таким образом снижаются стимулы к труду, а значит сокращается материальная база налоговых поступлений в бюджет только рост экономической активности и доходов предприятий, организации, а также населения создает реальные условия увеличения массы денежных поступлений в бюджет.
Не менее сложной является проблема уменьшения расходов бюджета, которая должна решаться только с учетом целесообразности значимости отдельных затрат, выбранных приоритетов развития экономики. Подход и механизм сдерживания бюджетных расходов при дефиците различны в отдельных странах. Он проявляется в упразднении или сокращении ранее намеченных программ, передвижении сроков их реализации. Широко применяется и метод автоматического уменьшения всех расходов бюджета, если его дефицит значительно превышает допустимые размеры. Любое решение об увеличении расходов сопровождается их компенсацией за счет роста доходов либо снижением расходов по другим статьям.
Использование активной экономической формы бюджетного дефицита допускает только увеличение расходов, содействующих расширению производства товаров народного потребления, повышению занятости населения, экономному потреблению сырья, материалов и других факторов, обеспечивающих экономический рост. Но и при этом бюджетный механизм финансирования необходимо строго подчинить реальным достижениям, т. е. бюджетные ассигнования выделять под обоснованную программу, возможно под залог и по мере получения определенного эффекта. В каждом случае бюджетный дефицит становится управляемым лишь при соблюдении предельного его размера, производительном характере решающей части расходов и наличии рационального механизма финансового маневра государственными ресурсами.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, отметим, что определение бюджета не может вызывать разночтений. Оно должно раскрывать сущность категории и основываться на главной его характеристике: бюджет является составной частью финансов, центральным звеном финансовой системы.
Бюджетные отношения сопровождают движение множества денежных потоков, связанных с образованием и использованием бюджетного фонда.
Управляя этими потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой, т.е. придает им определенные формы: налоги, сборы, трансферты др. Бюджет становится важным элементом в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов.
ЛИТЕРАТУРА
Свиридович В. Устойчивость бюджета в финансовой стабилизации в Республике Беларусь // Банковский вестник. – 2007. - № 28. – С 2-5.
Сорокина Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 234 с.
Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 798 с.
Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб.пособ. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.
Ткачук М.И., Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А. и др. Государственный бюджет: Учеб.пособ. /Под общ.ред. М.И. Ткачук. – Мн.: Выш.шк., 1995. – 240 с.
Тренев Н.Н. Управление финансами. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 494 с.
Финансово-бюджетная политика государства / Под ред. А.С.Головачева, Н.Березиной. – Мн.: Экоперспектива, 1999. – 132 с.
Финансы : Учеб.пособ. / Под ред. Проф. А.М.Ковалевой.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:Финансы и статистика 2007.-384с.:ил.