БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«ФИНАНСЫ И ИНФЛЯЦИЯ. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА»
МИНСК, 2009
Финансы как фактор инфляции
Выяснение взаимосвязи между финансами и инфляцией представляется целесообразным начать с причин возникновения инфляции. Различают два основных типа инфляции – спросную (сверхспросную) и затратную. Опросная инфляция порождается спросом, превышающим предложение, а затратная является следствием увеличения производственных затрат.
Если рассматривать инфляцию как экономический процесс, то можно выделить два механизма, в условиях которых она развивается: рыночное формирование цен и централизованное ценообразование. Исходя из этого, будет ли верным предположение, что рыночному хозяйству сопутствует сверхспросная инфляция, поскольку здесь предложение доминирует над спросом, а экономике, характеризующейся централизованно устанавливаемыми ценами, – затратная. В рыночном хозяйстве механизм цен не действует автоматически: если спрос превышает предложение, цены повышаются. Но в условиях рынка даже традиционно затратная инфляция выступает в виде спросной, потому что производитель может реализовать возросшие материальные затраты только при наличии спроса, в противном случае они не вызовут роста цен, а уменьшат прибыль, что, в свою очередь, приводит к частичному сокращению производства. Свертывание производства будет происходить до тех пор, пока не возникнет спрос обеспечивающий повышение цен и получение прибыли даже при возросших издержках производства. Таким образом, равновесие спроса и предложения достигается повышением цен при увеличении спроса и их снижением при сверхпредложении.
В хозяйственной системе с централизованным ценообразованием этот механизм не срабатывает. Увеличение спроса не сопровождается ростом цен, но неминуемо ведет к росту затрат. Производитель не видит необходимости в противодействии росту затрат, поскольку мало заинтересован в получении прибыли, и, кроме того, возросшие затраты без проблем можно переложить через цены на потребителя.
Приведенные рассуждения облегчают понимание взаимосвязи между инфляцией и финансами, поскольку последние, как было показано во второй главе, находятся в непосредственной связи с ценой при осуществлении распределительных процессов. При том, что стоимостные категории выражаются в деньгах, тем не менее полностью с ними они не сливаются. Финансы как составная часть денежных отношений испытывают на себе и последствия денежных «болезней», а инфляция есть недуг, присущий деньгам и денежному обращению.
Финансы, как и деньги, участвуют в «обслуживании» процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение, потребление. В основном финансы присутствуют на стадии распределения. Что еще отличает финансы и финансовые отношения от денежных, так это то, что в финансовых отношениях нет встречного перемещения материальных ценностей, т.е. обращение денег происходит без соответствующего товарного эквивалента.
Однако было бы неправильно пытаться находить взаимосвязь между деньгами и финансами, забывая при этом их обусловленность экономикой. Нестабильность экономик современных государств, вызванная цикличностью воспроизводственного процесса, поражает их финансовые и денежные системы. В финансах это выражается в хронических бюджетных дефицитах, государственной задолженности; в области денег – в инфляции, превратившейся в постоянную, трудноизлечимую болезнь, рецептов полного излечения от которой ни теория, ни практика пока не нашли.
Обесценивание денег, снижение их покупательной способности, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, связано с деятельностью государства. Хотя никогда и ни одно правительство не ставят перед собой такой цели, скорее наоборот – подавление всегда провозглашается одной из главных целей государства.
Почему при социализме не было инфляции, вернее сказать, она была, однако се влияние на экономику и население было незначительным, во всяком случае, намного меньше, чем в западных странах, государствах третьего мира? Ответ на этот вопрос, во-первых, кроется в том, что социалистические страны старались жить по средствам. Во-вторых, в них практически отсутствовал финансовый рынок. Последний, как известно, включает в себя не только денежный, но и фондовый (ценных бумаг) рынок. Все эти квази-деньги приводят к чрезмерному увеличению финансового капитала, рыночная стоимость которого значительно превышает по объему действительный капитал. Причем, как показывает мировой опыт, разрыв этот имеет тенденцию к увеличению, поскольку на рынок выбрасываются огромные массы корпоративных и государственных ценных бумаг. Неизбежным следствием этого является рост денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате денежная система все более отрывается от потребностей производства, а кредитные деньги, эмитируемые банковской системой, обесцениваются.
Финансы воздействуют на инфляцию по двум направлениям. С одной стороны, они стимулируют инфляцию, а с другой – являются тем мощным рычагом в руках правительства, с помощью которого становится возможным, если не полностью подавить инфляцию, то во всяком случае значительно уменьшить ее отрицательные последствия.
Финансы усиливают инфляцию и могут быть ее первопричиной в связи с ростом государственных расходов, которые в основной своей массе являются непроизводительными. Содержание вооруженных сил, правоохранительных органов, аппарата управления, поддержка нерентабельных производств ничего не добавляют к национальному богатству. А именно эти расходы приводят к дефициту бюджета, государственному долгу, расстройству финансовой системы. Выход из такой ситуации заключается в займах на внутреннем и внешнем финансовых рынках, эмиссии кредитных денег. Современные государства являются потребителями, так называемого «общественного товара» и тем самым создают специфический платежеспособный спрос. Нередко цены на них значительно завышены, например, в США средние цены на товары, поставляемые казне, в два раза выше остальных цен. Военные расходы стимулируют инфляцию еще и потому, что происходит сокращение товарного рынка вследствие того, что сырье, материалы уходят на производство военной техники и вооружений.
Особенно надо отмстить стимулирующее инфляцию государственное дотирование отдельных товаропроизводителей. Последние, даже испытывая серьезные проблемы со своей выживаемостью, не прибегают к снижению цен, а скорее идут на сокращение производства. Увеличение производства при этом приводит к дополнительным государственным расходам. В бывшем СССР дотирование превратилось в изматывающую государственный бюджет государственную повинность.
Несбалансированность бюджетов приводит к образованию и росту государственного долга. Обслуживание последнего, выражающееся в выплате процентов и погашения основной суммы долга, приводит к еще одному направлению непроизводительных государственных расходов.
Отпускную цену товаров кроме издержек производства формируют и налоги, как относимые на себестоимость, так и включаемые в выручку. Значение налогов как ценообразующего фактора, как правило, недооценивается. Между тем по отдельным товарам налоги составляют до 80% их цены. Косвенные налоги, перекладываемые через механизм ценообразования на конечных потребителей, уменьшают их покупательную способность, делая отдельные товары вообще «не по карману» многим налогоплательщикам.
В целях осуществления производства на расширенной основе предприятия должны постоянно инвестировать в основной капитал. Конкурентоспособными являются те предприятия, которые быстрее обновляют активную часть производственных фондов. В этих целях они, как правило, прибегают к политике ускоренной амортизации, а поскольку последняя переносится на готовую продукцию, это приводит к росту издержек и как следствие цены. Из сказанного следует, что ускоренная амортизация приводит к росту цен.
Финансы способны не только стимулировать инфляцию, но и подавлять се. Правительства в борьбе с инфляцией используют симбиоз финансовых и денежных регуляторов. Основной финансовый метод противодействию инфляции – сокращение государственных расходов. Уменьшение расходов обусловлено изменениями как во внутренней, так и во внешней политике, ухудшением или улучшением международного климата. Как правило, сокращение государственных расходов происходит за счет сокращения финансирования социальных программ. Однако это не является общим правилом, так как сокращение расходов на образование, здравоохранение, социальное обеспечение приводит к нарастанию социальной напряженности. Потепление международного климата в результате мер, предпринятых правительствами СССР и США в области сокращения вооружений, способствовало уменьшению военных расходов не только в этих странах, но и других регионах мира. Таким образом, финансы способны воздействовать на инфляционные процессы как в негативном, так и позитивном отношении. Взаимодействие финансовых «i денежных феноменов находится постоянно в поле зрения ученых и государственных деятелей. Не случайно согласованность финансовой и денежно-кредитной политики во многих государствах возведено в конституционную норму.
Влияние инфляции на финансы
Инфляция также не «безучастна» к положению дел в финансовой системе государства. Финансы и инфляция выступают важными методами перераспределения национального дохода. Современная инфляция оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, изменяя характер взаимоотношений между ними, а также между финансовой системой и другими секторами экономики.
Рост цен приводит к росту государственных расходов. Снижение покупательной способности значительной части населения требует от правительств принятия мер, носящих компенсационный характер, что ложится дополнительным бременем на бюджет. Вспомним недалекую отечественную историю, когда поспешность и необдуманность шагов, предпринятых правительством Е. Гайдара, в одночасье превратила население бывшего Союза в нищих, а предприятия лишила оборотных средств. В этой связи и в союзном бюджете и в бюджете БССР стали предусматриваться средства на выплату компенсации населению в связи с ростом цен на первоочередные товары. Тогда же в бюджетах стали создаваться стабилизационные фонды для оказания финансовой помощи предприятиям, оказавшимся в кризисном состоянии по независящим от них причинам.
Перераспределение национального дохода, вызванное «шоковой терапией» по-советски, в основе которой лежала либерализация цен, вернее, последствия такого перераспределения еще нуждаются в серьезных исследованиях. Однако результаты в общем-то известны, произошла гигантская поляризация населения по уровню получаемых доходов. Институт олигархов, известный в основном из опыта латиноамериканских государств, стал известен и в посткоммунистических странах, особенно в России.
Инфляция приводит к обесцениванию финансовых ресурсов. Государственные доходы при инфляции растут в номинальном выражении, что связано главным образом с расширением подоходного и косвенного налогообложения. Однако при высоком уровне инфляции происходит эрозия финансовых средств государства, налоги и займы поступают в обесцененных деньгах, а расходы надо финансировать по новым ценам.
От инфляции в большей мере страдают лица наемного труда. Это объясняется тем, что их доходы номинально увеличиваются и они поступают в группы, доходы которых облагаются по более высоким прогрессивным ставкам. Инфляция способствует в силу этих же причин расширению налогооблагаемой базы по подоходному налогу. Подсчитано, что в США за последние 40 лет количество плательщиков подоходного федерального налога увеличилось почти в 15 раз. Также установлено, что номинальное увеличение доходов на 10 процентов вызывает рост налоговых платежей в среднем на 12 процентов.
Инфляция обостряет проблему государственной задолженности, так как по темпам роста расходы значительно опережают доходы. Для финансирования бюджетного дефицита правительство прибегает к займам, выпуск которых приводит к увеличению размера государственного долга. При инфляции правительство испытывает проблемы с размещением новых займов, так как для инвесторов правительственные ценные бумаги теряют свою привлекательность. Повышая процент по займам, государство тем самым не способствует их размещению, однако при этом увеличиваются размеры государственного долга.
Финансовая политика
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых государственными органами через звенья финансовой системы в целях финансового обеспечения экономического и социального развития, укрепления позиций государства на международной арене. Финансовая политика включает в себя разработку научно обоснованного развития финансов и их использования в качестве мощного инструмента воздействия на все стороны общественного организма. Будучи частью экономической политики государства, она испытывает на себе господствующие в данном государстве и в данное время представления о путях дальнейшего развития экономики и социальной сферы. В то же время она тесно связана с денежно-кредитной политикой, проводимыми государством мероприятиями по обузданию инфляции, развитию финансового рынка.
Финансовая политика включает в себя в качестве целевых установок достижение долгосрочных и текущих показателей, связанных с размером финансовых ресурсов, направлениями их использования, эффективным использованием финансового механизма.
Как и любая другая политика, финансовая политика есть результат деятельности специалистов в области финансов, т.е. она субъективна по своей форме, однако по содержанию она должна основываться на объективных законах. Именно это обстоятельство позволяет квалифицировать финансовую политику как хорошую, или наоборот, плохую, соответствующую или несоответствующую экономическим реалиям.
Научный подход к выработке финансовой политики означает глубокий и всесторонний анализ самой разнообразной информации, начиная с макроэкономических показателей и кончая демографической статистикой.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что популизм, характерный для современных демократий, разрушительно воздействует на финансовую систему, подрывая доверие общества к правительству, не способному выполнять взятые на себя обязательства. В конце XIX в. французский теоретик в области финансов Г. Жез высказал мысль, которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время: «Опытом доказано, что законодательные собрания особенно в демографических странах относятся расточительно к народным деньгам. Они очень легко поддаются всяким гуманитарным побуждениям и подчиняются интересам выборной рекламы. Таким образом, проблема может быть выражена в следующих словах: парламент расточителен, некомпетентен и безответствен».
При выработке финансовой политики важно учитывать конкретные условия, особенности как внутренней политики, так и международную обстановку, реальные возможности государства в финансировании непроизводственной сферы. Она должна быть направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных антагонизмов. Большое влияние при этом должно уделяться определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов государства.
Не менее важно при формировании финансовой политики уделять внимание вопросам эффективности использования финансовых ресурсов посредством их распределения между отраслями и территориями, а также их концентрации на основных направлениях экономического и социального развития. Эта аксиома, что ни одно государство не может в полной мере удовлетворить потребности государства в целом и регионов в частности в финансовых ресурсах. Следовательно искусство управления этими ресурсами состоит в нахождении того оптимума в распределении, при котором в данный момент создана такая финансовая средам которая позволяет обеспечить воспроизводство всех институтов гражданского общества.
В то же время финансовая политика не должна «плестись» в хвосте событий, она должна оперативно впитывать в себя изменения в хозяйственной конъюнктуре, международной обстановка и, адаптируясь к ним, предлагать такие цели и задачи, решение которых будет способствовать укреплению экономического положения, росту размеров финансовых ресурсов.
Финансовая политика – категория историческая, носящая на себе отпечаток предопределенности. Социалистическая формация обусловила специфику финансовой политики стран, относившихся к этой формации. Ее нельзя оценивать как плохую, своему месту и времени она вполне соответствовала. С позиций сегодняшнего дня ее можно критиковать по многим параметрам. Прежде всего она была исключительно заидеологизирована, во-вторых – консервативна, поскольку с большим трутом реагировала на изменения в экономике. В-третьих, задаваемые ею направления и размеры распределяемых финансовых ресурсов не способствовали эффективной экономике, рациональной структуре народного хозяйства.
Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой политикой. В общем можно – согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.
Цели финансовой политики оформляются в виде свода нормативных предписаний, сконцентрированных в актах законодательства, прежде всего законах о бюджете и налогах.
В заключение отметим, что оценка финансовой политики государства может быть дана на основании сопоставления целей, определяемых политикой и реальными результатами их достижения. При этом в расчет должны браться в первую очередь основные макроэкономические показатели и только затем внутрисистемные достижения. Грамотно сформированная и последовательно проводимая финансовая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов.
Литература
Балабанов И.В. Финансы и государство, Мн.: Экономика, 2007 г., 320 с.
Сергеев А.С. Финансы и право, Мн: БГЭУ, 2008 г., 210 с.
Пархачев А.Г., Е. Финансы государства, Мн.: Новое знание, 2007 г. 190 с.
Самойлова П.П. Финансирование и кредитование, Мн.: Из-во Просвет, 2007 г. 205 с.