Северо-Кавказский горно-металлургический институт
(государственный технологический университет)
РЕФЕРАТ
Тема: «Финансы бюджетных учреждений в сфере муниципального общего образования»
Ст-ка: 6 курса, группы ФКз-03-1
Черчесова Марина Казбековна
Преподаватель: Датиева И.К.
Владикавказ 2009 год
Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Таким образом, государственный бюджет дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование, являются средства бюджетов разных уровней.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения, осуществление федеральных образовательных программ и на образовательные субвенции в пределах бюджетных трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.
В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование в сфере образования с федерального на региональные и муниципальные уровни.
Все это происходит в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения формируются за счет межбюджетных трансфертов.
Трансферты – это средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
Само понятие межбюджетных отношений является более широким по отношению к понятию межбюджетных трансфертов, межбюджетные трансферты предоставляются и используются в рамках межбюджетных отношений, но действующая глава 16 БК РФ не акцентирует внимание на этих вопросах и вообще не проводит параллель и взаимосвязь межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, ограничиваясь лишь определением межбюджетных отношений в ст. 6 БК РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе».
Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов необходимо определить ключевые понятия и их соотношения:
Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе;
Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
Межбюджетные трансферты для бюджетных учреждений в сфере образования предоставляются в виде:
1. Финансовой помощи из местных бюджетов;
2. Субвенций по переданным полномочиям (на классное руководство);
3. Субвенций на образование.
Для того чтобы определить общий объем вложений государства в развитие образования на всех территориях страны, необходимо выяснить объем консолидированного бюджета страны и предусмотренную в нем сумму расходов на образование на очередной финансовой год. Образовательные учреждения расположены по всей территории страны и находятся в ведении различных уровней власти (федеральной, региональной, местной) и соответственно финансируются ими из средств формируемых ими бюджетов (федерального, субъектов РФ и местных). В случае недостаточности средств их дополнительно направляют на развитие образования из бюджета более высокого уровня власти. Кроме того, этот механизм используется и при необходимости финансирования целевых образовательных программ, например, федеральных и региональных. То есть выделяются средства целевого назначения дополнительно к суммам, предусмотренным в сметах доходов и расходов образовательных учреждений на текущее содержание. Таким образом, реализуется принцип функционирования российской модели бюджетного федерализма.
Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие данные по доходам и расходам. Источникам поступлений средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов РФ.
Показатели консолидированного бюджета используются в бюджетном планировании.
Основным условием финансирования из бюджета является утверждаемая смета доходов и расходов. Она представляет собой документ, в котором отражаются все доходы образовательного учреждения, получаемые из соответствующего бюджета, а также от оказания платных услуг (образовательные услуги), использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления и другой деятельности.
Смета доходов и расходов оставляется на основе прогнозируемых объемов предлагаемых образовательных услуг с учетом установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление и затем утверждается главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
Образовательные учреждения создаются в форме бюджетного учреждения органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления образовательных функций, деятельность их финансируется из соответствующего бюджета.
Образовательные учреждения обязаны:
своевременно подавать бюджетные заявки;
иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
своевременно представлять отчеты и иные сведения об использовании бюджетных средств.
На примере Управления образования Алагирского района сравним процент использования запланированных бюджетных средств за период с 2006г. по 2007г.
За 2006 год.
план | факт | % исполнения | ||
Итого расходов |
77619595 | 77617089,99 | 100 | |
Заработная плата | 211 | 49515785 | 49515780 | 100 |
Прочие выплаты | 212 | 835200 | 835200 | 100 |
Начисления на оплату труда | 213 | 13214270 | 13214268 | 100 |
Услуги связи | 221 | 86539 | 86539,92 | 100 |
Транспортные услуги | 222 | 243800 | 243800 | 100 |
Коммунальные услуги | 223 | 3752039 | 3752039 | 100 |
Услуги по содержанию имущества | 225 | 1726518 | 1726518,77 | 100 |
Прочие услуги | 226 | 477979 | 477979 | 100 |
Прочие расходы | 290 | 46080 | 46080 | 100 |
Увеличение стоимости основных средств | 310 | 4625000 | 4622500 | 100 |
Увеличение стоимости материальных запасов | 340 | 3096385 | 3096385,30 | 100 |
За классное руководство 2006 год
план | факт | % исполнения | ||
Итого расходов | 3749534 | 3749534 | 100 | |
Заработная плата | 211 | 3003097 | 3003097 | 100 |
Начисления на оплату труда | 213 | 746437 | 746437 | 100 |
За 2007 год.
план | факт | % исполнения | ||
Итого расходов | 95802000 | 96073467,19 | 100,28 | |
Заработная плата | 211 | 62243000 | 62365582,59 | 100,20 |
Прочие выплаты | 212 | 2189000 | 2189100 | 100 |
Начисления на оплату труда | 213 | 16321000 | 16482483 | 100,99 |
Услуги связи | 221 | 112000 | 111950,60 | 99,96 |
Транспортные услуги | 222 | 52000 | 51622 | 99,27 |
Коммунальные услуги | 223 | 4405000 | 4403710 | 99,97 |
Услуги по содержанию имущества | 225 | 3047000 | 3047400 | 100 |
Прочие услуги | 226 | 608000 | 607234 | 99,87 |
Пособие по социальной помощи населению | 262 | 75000 | 65000 | 86,67 |
Прочие расходы | 290 | 91000 | 90380 | 99,32 |
Увеличение стоимости основных средств | 310 | 2330000 | 2330000 | 100 |
Увеличение стоимости материальных запасов | 340 | 4329000 | 4329005 | 100 |
За классное руководство 2007 год
план | факт | % исполнения | ||
Итого расходов | 3828000 | 3147902 | 82,23 | |
Заработная плата | 211 | 3033000 | 2673338 | 88,14 |
Начисления на оплату труда | 213 | 795000 | 474564 | 59,69 |
На примере Управления образования Алагирского района показано, что фактические объемы расходов соответствуют утвержденным планам финансирования.