Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Институт государственного управления
Кафедра экономической теории
Специальность: Государственное управление и экономика
КУРСОВАЯ РАБОТА
Прямые и косвенные методы регулирования цен на промышленную продукцию
Автор работы
ГУЭ 2, 2 курс Е.С.Исаенко
Руководитель К.эк.н. Л.П.Пацкевич
Минск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы регулирования цен на промышленную продукцию
1.1 Цена как экономическая категория
1.2 Принципы и методы регулирования цен на промышленную продукцию
2. Опыт социально-экономического регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь и за рубежом
Государственное регулирование цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь
Государственное регулирование цен на промышленную продукцию в странах Европейского союза
3. Пути совершенствования государственного регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:
поддержание сбалансированного общественного производства;
стимулирование роста производства
обеспечение полной занятости;
повышение эффективности общественного производства;
справедливое распределение дохода;
стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;
сохранение природной и окружающей среды и т.д.
Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут – то и возникает ещё одна цель государственного регулирования – сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.
И наконец, государство вырабатывает определённые методы регулирования. В зарубежной практике сложились следующие методы государственного регулирования:
управление государственной собственностью
государственное потребление
социальные программы
бюджетная политика налогообложение [2 – C.39]
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.
Регулирование цен – есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства[2 – C.53].
Тема актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.
Цель данной курсовой работы – определить пути совершенствования регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение цены как экономической категории, рассмотреть ее структуру;
произвести анализ прямых и косвенных методов регулирования цен на промышленную продукцию;
исследовать опыт регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь и за рубежом, на основе их сравнения сделать выводы.
Объектом исследования выступает экономика республики Беларусь, а предметом исследования – методы регулирования цен на промышленную продукцию.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРОМЫШЛЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ
1.1 Цена как экономическая категория
Цена – денежное выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода – это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар, потому что рынка без купли – продажи нет. Стратегия ценообразования следующая – найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной.
Функции цен:
измерительная – благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;
соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности;
учетная – цена становится вспомогательным инструментом учета;
инструментом анализа, прогнозирования, планирования;
социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;
внешнеэкономические функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;
стимулирующая функция – влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции. [5 – C.33]
В зависимости от сфер торговли различают несколько видов цен:
оптовые – цены, по которым продукция реализуется крупными партиями;
розничные – цены, по которым товар продается в розничной торговой сети;
закупочные – цены государственных закупок продукции у предприятий;
цены на услуги. [6 – C.20]
Виды цен, различаются по степени и способам регулирования.
Жестко фиксированные, твердые цены – назначаются государственными органами ценообразования.
Регулируемые цены – регулируются государственными органами – утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности.
Договорные цены – определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.
Свободные рыночные цены.
Ценообразование является процессом установления, регулирования цен (тарифов) и контроля за применением установленного законодательством порядка формирования цены юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.
Основными понятиями процесса ценообразования являются:
цена как денежная оценка стоимости единицы товара;
тариф как денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.
При рассмотрении теоретических подходов к ценообразованию можно выделить два направления: отечественный или марксистский, основанный на теории трудовой стоимости; западный, состоящий из:
теории предельной полезности;
теории издержек производства;
теории спроса и предложения.
Согласно теории трудовой стоимости цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. В основе стоимости лежит труд, затраченный на производство данной продукции, таким образом, воплощенный в товаре труд образует стоимость товара. Величина стоимости товара должна измеряться количеством труда, затраченного на производство продукции.
Теория предельной полезности, как альтернативная концепция по отношению к марксистскому подходу, вводит понятия ценности и полезности для описания процесса ценообразования.
Ценность является меновой стоимостью товара, но не всякая полезная вещь, согласно данной теории, обладает ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, то они ценностью не обладают. Ценностью обладают только те вещи, запас которых строго ограничен. Таким образом, ценность характеризует отношение человека к вещи, а не отношение людей по поводу вещей. Человек дает ту или иную оценку вещи в зависимости от того, какую она ему приносит полезность. Полезность определяется, во-первых, способностью товара или услуги удовлетворять потребность человека; во-вторых, удовлетворением или удовольствием, которое человек получает от потребления товара или услуги; в-третьих, полезность является субъективным свойством товара.
Согласно теории предельной полезности, цена определяется не объемом затрат труда на производство товара, а субъективными представлениями о полезности блага, которые оценивает потребитель с точки зрения конечного его потребления.
Сторонники теории издержек производства считали, что на цену, которую согласен уплатить покупатель в зависимости от степени полезности товара, влияет и цена, по которой производитель товара согласен его продать. Причем цена производителя не может быть ниже издержек, поэтому в основе расчета цены должны лежать калькуляция затрат и какая–то предполагаемая норма рентабельности. Ведь если потребитель не ездит на машине, то для него стоимость бензина, колес и других деталей к машине равна нулю. Возникает вопрос, чьи субъективные оценки должны лежать в основе цены – потребителя или производителя? Однако, если производитель не компенсирует своих затрат и не получает прибыли, то он не будет вообще производить данную продукцию.
В качестве компромисса между производителями и потребителями выступила теория рыночного спроса и предложения. Почему она является таковой? Спрос отражает интересы покупателей. Спрос на какой–либо товар или услугу представляет собой желание и возможность купить определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный период времени. Спрос характеризует не просто желание купить товар, но и способность покупателя заплатить за него, то есть рассматривается только реальная возможность покупки.
В свою очередь, предложение отображает интересы производителей. Предложение какого–либо товара или услуги отражает готовность производителей продать определенное количество данного товара или услуги по определенной цене в течение определенного периода времени.
Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне, который устраивает в определенный момент времени обе стороны. [17 – C.19]
Любая цена состоит из определенных элементов. При этом в зависимости от вида цен и характера обслуживаемого оборота этот состав может меняться, так как в цену входят различные элементы. Набор элементов, выраженных в стоимостных единицах измерения, будет представлять состав цены.
Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру цены. Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от конъюнктуры рынка, одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уровня цен. Схема формирования розничной цены имеет следующий вид.
При рассмотрении структуры цены отметим прежде всего отпускную (оптовую) цену предприятия — это цена изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию потребителям. По своему экономическому содержанию она является конечной ценой для многих видов продукции производственно-технического назначения. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в условиях рынка.
При этом оптовая цена предприятия по своему составу состоит всегда из себестоимости и прибыли. Отпускная же цена может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.
Себестоимость представляет собой наибольшую величину в структуре цены, изменение которой в ту или иную сторону ведет к росту либо снижению абсолютной величины прибыли.
Себестоимость продукции в классическом определении — это денежное выражение затрат, необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг. [15]
Состав расходов, относимых на издержки производства и обращения, законодательно регулируется практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты компаний и организаций по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции либо возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей).
1.2 Принципы и методы регулирования цен на промышленную продукцию
Государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленную деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение социально-экономических задач. Данное определение может быть применено и к определению государственного регулирования процесса ценообразования, так как цена является одним из основных инструментов воздействия на состояние всей национальной экономики. [3 – C.35]
Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Выделяют две формы государственного регулирования цен:
косвенное регулирование (косвенные методы) включает меры, воздействующие на спрос и предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности, и не затрагивающие напрямую уровень цены, среди которых:
антимонопольное законодательство;
поддержка малого предпринимательства;
разгосударствление и приватизация;
снижение бюджетного дефицита;
налоговая политика;
дотации и субсидии и другие.
2. прямое регулирование (прямые методы) осуществляется путем введения регулируемых цен, таких как:
фиксированной цены;
предельных цен, которые устанавливаются через:
-«ценовой потолок»;
-«ценовой пол»;
-«коридор цен». [6 – C.37]
При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.
К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.
Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др. [1 – C.42]
Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.
Фиксирование цен или установление пределов их повышения имеет место при регулировании цен на продукцию естественных монополий (важнейший фактор поддержания низкого уровня инфляции и создания условий для экономического роста), а также на промышленную продукцию, обеспечивающую экономическую безопасность страны. Надо отметить, что фиксирование цен используется в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.
В двух случаях государственное вмешательство может увеличить общее благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов.
Трудности рынка – второй случай, когда государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующее полезность решение о покупке. В таком случае государственное вмешательство может оказаться желательным. [10 – C.86]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее эффективным в условиях перехода к рыночной экономике будет такое сочетание методов регулирования цен, при котором:
прямое регулирование будет применяться только в исключительных случаях, где косвенные методы не эффективны (топливно-энергетическая и другая стратегически важная продукция);
наиболее распространенным инструментом государственного регулирования цен будут косвенные методы;
на большей части рынка будут устанавливаться свободные рыночные цены.
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРОМЫШЛЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗА РУБЕЖОМ
Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, может реализовываться двумя путями:
1) в форме резкого перехода к рыночной экономике с помощью активной либерализации цен;
2) посредством плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий и конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.
Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли свое отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования Республике Беларусь.. Целью совершенствования системы ценообразования являлось создание такого механизма, который бы обеспечивал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения. [7 – C.31]
Вместе с тем в сфере ценообразования остались нерешенными следующие вопросы:
достаточно высокий уровень инфляции (в 2004 г. самый высокий среди стран СНГ);
опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары;
наличие меж- и внутриотраслевого перекоса в ценах на отдельные товары и услуги;
недостаточный контроль за уровнем и динамикой себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего сокращение себестоимости продукции предприятиями;
недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки;
несоответствие отдельных положений антимонопольного регулирования международным стандартам. [8]
Вследствие этого возникла необходимость появления Концепции, принятой в 2005 г., и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений и закреплены основные направления ценовой политики. В долгосрочной перспективе ценовая политика будет направлена на формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, стабильного роста жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей ценовая политика будет базироваться на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен.
В 2006 – 2010гг. основными задачами в области ценовой политики являются:
совершенствование механизмов ценового регулирования, переход на регулирование цен и тарифов преимущественно экономическими методами, создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, прежде всего, в отраслях естественных монополий базовых отраслях экономики;
сужение сферы прямого государственного ценового регулирования;
создание механизма, ориентированного на расширение рыночных механизмов ценообразования;
закрепление позитивных тенденций по дальнейшей стабилизации ценовой ситуации в республике.
Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования, однако намечается совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.
Методы регулирования цен, используемые в Республике Беларусь. Согласно ст. 8 Закона «О ценообразовании» прямое регулирование цен осуществляется путем установления:
фиксированных цен;
предельных цен;
предельных торговых надбавок к ценам;
предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену;
декларирования цен.
Косвенное регулирование в Республике Беларусь осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции[4 – C.14].
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в стране, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, отражены в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления. [9– C.16]
Итак, рассмотрим подробнее некоторые методы государственного регулирования цен в Республике Беларусь.
Прямые методы ценового регулирования, такие как фиксирование цен, установление предельных цен, установление предельных нормативов рентабельности применяются для организаций-монополистов. Основным критерием определения доминирующего положения на рынке, т.е. отнесения к монополистам, является доля хозяйствующего субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами. Для производителей продукции (кроме продукции производственно-технического назначения) предельная величина составляет для одного хозяйствующего субъекта 30%, для двух 54%, трех 78%, четырех 95%. Для хозяйствующих субъектов - производителей продукции производственно-технического назначения эта величина равна соответственно 45, 67, 86 и 100%.
Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.
Установление доминирующего положения на товарном рынке является основанием для включения хозяйствующего субъекта в Реестр и соответственно регулирования цен.
Предельные уровни рентабельности в производстве для организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, установлены в процентах к себестоимости на товары лесозаготовительных предприятий – 40%, товары организаций легкой промышленности – 35%, товары металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих предприятий, промышленности строительных материалов – 25%. По некоторым отраслям с высоким удельным весом стоимости сырья, материалов в себестоимости (свыше 85%) предельный уровень рентабельности ограничен 15%[4 – C.21].
Основным инструментом косвенного регулирования цен на промышленную продукцию является налогообложение, т.к. многие из подлежащих уплате налогов включаются в себестоимость либо иным образом учитываются при формировании цен на продукцию.
В целях поддержки малого предпринимательства кроме обычной системы в Республике Беларусь существуют и специальные режимы налогообложения. Одним из таких режимов является упрощенная система налогообложения. Применение этой системы возможно для предприятий и предпринимателей со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера), если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров не превышала размера 5000 базовых величин, установленных в данный период законодательством Республики Беларусь.
Для предприятий и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется общий порядок уплаты:
акцизов;
налога на доходы (для предприятий);
налогов, взимаемых таможенными органами привозе товаров на территорию республики;
налога за пользование природными ресурсами;
государственных пошлин;
лицензионных и регистрационных сборов;
обязательных взносов на государственное и социальное страхование.
Также применять упрощенную систему налогообложения вправе:
организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающий 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 450 млн. руб.;
организации со средней численностью работников за каждый месяц от 15 до 100 человек включительно, если размер их валовой выручки не превысил 1500 млн. руб.
Таким образом, с 1 июля 2007 г. в зависимости от объема выручки и численности работников организации уплачивают либо налог по упрощенной системе налогообложения (без уплаты НДС) – 10%, либо налог по упрощенной системе налогообложения и в общеустановленном порядке НДС – 8%[14 – C.20].
Однако, не смотря на прогрессивную систему налогообложения, применяемую к отдельным группам предприятий, общая система регулирования цен на промышленную продукцию в республике далека от идеала. Существует ряд проблем:
большая доля рынка регулируется государством, и только маленький процент рынка применяет свободное ценообразование;
многие предприятия обременены социальной нагрузкой (должны держать на балансе детские сады, убыточные колхозы и т.д.), что мешает им развиваться;
существование затратного метода ценообразования, неэффективного использования ресурсов.
Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплаты труда и цены на готовую продукцию, во втором – государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Такая специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.
Следует также отметить, что в государственном регулировании цен основными являются косвенные методы, в частности налогообложение. Система налогов и сборов влияет на структуру и динамику производства, его размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов Франции, образуя рычаги для воздействия на экономику через расходные части бюджетов. При помощи налогов проводится протекционистская экономическая политика или обеспечивается полная свобода товарного рынка.
Преобладающая часть налоговых поступлений (68% в 2003 г.) направляется в государственный бюджет, в котором на долю прямых налогов приходится 39% и косвенных – 61% всех поступлений. В группе косвенных налогов главенствующее место занимает налог на добавленную стоимость (НДС), который впервые был разработан и введен в 1954 г. именно во Франции. Налоги Франции можно классифицировать по трем крупным группам:
подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения.
налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится.
налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода.
Структура доходной части государственного бюджета Франции в 2004 году в процентах:
налог на добавленную стоимость – 41,5;
налог на предприятия – 9,8;
прочие – 15,7[13 – C.110].
Из структуры видно, что ведущим звеном доходов бюджетной системы выступает НДС. Это общий налог на потребление, который затрагивает все товары и услуги, потребленные или использованные на территории страны. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от НДС освобождены. Уплата НДС определяется характером совершаемой сделки, при этом не принимается в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины помимо самого НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. Основная ставка налога в настоящее время равна 18%. По данному налогу имеются значительные льготы. НДС дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Косвенными налогами, помимо НДС, облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из драгоценных металлов, кондитерские изделия, а также электроэнергия и телевизионная реклама.
Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до нашего времени.
Либерализация цен не означала полного прекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства – переход от жестко «дирижистских» методов к методам косвенного воздействия на рынок и цены. Поэтому одновременно с решением о либерализации цен было принято и другое решение о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Одновременно запрещалось заключение любых соглашений о «минимальных ценах», либо о «рекомендуемых ценах» на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги.
Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных органов по регулированию цен. Департамент по ценообразованию Министерства планирования и финансов был преобразован в департамент по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен ценовой конкуренции. [13 – C.115]
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРОМЫШЛЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Совершенствование ценообразования в республике направлено на создание системы цен и условий, стимулирующих динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг), и рост жизненного уровня населения. Основными критериями в области ценообразования на промышленную продукцию являются:
переход к формированию цен с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных программными документами социально-экономического развития республики;
увязка изменения цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения с прогнозируемыми индексами изменения цен на потребительские товары и услуги, конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков;
недопущение опережающих темпов роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары. [9]
Совершенствование ценообразования должно осуществляться по следующим основным направлениям:
совершенствование механизмов ценового регулирования, обеспечивающих эффективную работу реального сектора экономики, преодоление метода ценообразования, основанного на затратах, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных прогнозными и программными документами социально-экономического развития республики;
повышение экономической обоснованности цен на продукцию естественных монополий и базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других отраслей национальной экономики, на социально важные виды товаров (работ, услуг);
гармонизация внутреннего уровня цен с ценами в сопредельных странах для защиты экономических интересов страны;
обеспечение согласованности инструментов государственного ценового и макроэкономического регулирования, ценообразования с проводимой денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, ситуацией на внутреннем и внешнем рынках;
проведение антимонопольного регулирования в соответствии с международными нормами и с учетом открытости национальной экономики.
Есть, к сожалению, немало предприятий с устаревшей техникой и технологией, недостатками в организации производства и труда, неполной загрузкой производственных мощностей. Для снижения затрат необходимо внедрение прогрессивных технологий, совершенствование организационной составляющей производственного процесса, использование прогрессивных систем управления, налаженной системной работы по нормированию затрат. Затраты, включаемые в себестоимость товаров (работ, услуг), должны рассчитываться по прогрессивным нормам и нормативам, устанавливаемым на основе стандартов, технологических карт, рецептур, утверждаемых в установленном порядке, которые должны периодически пересматриваться[12 – C.157].
С другой стороны использование предельных нормативов рентабельности при формировании цен стимулирует предприятия к росту затрат на производство и реализацию продукции. Ведь чем ниже себестоимость при установленном предельном нормативе рентабельности, тем меньше сумма прибыли, включаемой в цену.
Можно ли в таких условиях снижать себестоимость продукции? Использование предельных нормативов рентабельности и других методов регулирования цен направлено на сдерживание роста цен. Поэтому в условиях довольно значительных темпов инфляции без регулирования цен, казалось бы, обойтись нельзя. Безусловно, с инфляцией нужно бороться. Но для этого необходимо применять такие инструменты, которые будут действенны и обеспечат наилучшие результаты.
Такие инструменты есть! Конкуренция — наиболее эффективный метод борьбы с инфляцией и ростом затрат[12 – C.159]. Ее действенность испытали на себе сотни тысяч пользователей мобильной связи в республике. Но к такому же результату конкуренция приведет в любой сфере деятельности. Так, может быть, для сдерживания роста цен в нашей стране акцент следует сделать не на регулировании цен, а на создании условий для усиления добросовестной конкуренции?
Регулирование цен в Беларуси следует осуществлять на продукцию естественных монополий, базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих развитие других отраслей национальной экономики, жизненно важные для населения товары и услуги. Поскольку регулирование цен будет осуществляться на продукцию, работы, услуги предприятий, которые, как правило, являются государственными, то государство как собственник должно активно влиять на эффективное использование ресурсов, которыми оно их наделило. С этой целью было бы целесообразно доведение до указанных предприятий обоснованных заданий по снижению себестоимости продукции и продуманное стимулирование их выполнения. Данная мера, наряду с тщательным обоснованием затрат при установлении регулируемых цен на соответствующие виды продукции, работ, услуг, будет способствовать преодолению затратного метода ценообразования в отношении указанных товаров. Во всех остальных случаях следует отказаться от регулирования цен, создавая условия для усиления добросовестной конкуренции. Конкуренция заставит предприятия улучшать работу, снижать затраты, повышать эффективность своей деятельности и предотвратит рост цен. Установление цен в условиях конкуренции не может иметь затратный характер[15].
Таким образом, взвешенное сочетание регулирования цен на ограниченный круг товаров, с экономически обоснованными подходами по определению их уровня, стимулированием снижения себестоимости и применения свободных цен, при усилении добросовестной конкуренции, позволит преодолеть затратный метод ценообразования. Однако это, судя по всему, будет еще не так скоро, как хотелось бы.
В процессе проведения государственной конкурентной политики должно быть обеспечено равенство условий деятельности юридических лиц всех форм собственности, защита интересов отечественных производителей, повышение конкурентоспособности производимых ими товаров.
Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля, который осуществляется путем:
предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления;
пресечения недобросовестной конкуренции;
обеспечения правовой защищенности добросовестной конкуренции;
содействия развитию конкуренции на товарных рынках страны;
контроля за экономической концентрацией;
совершенствования регулирования деятельности естественных монополий[11 – C.39].
Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь предполагает достижение сопоставимых показателей, в первую очередь с Российской Федерацией, как основным экономическим партнером.
Гармонизация ценовой политики в Беларуси и России предполагает прежде всего унификацию условий ценообразования, которую необходимо осуществлять по следующим направлениям:
реализация Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании равных условий в области ценовой политики, подписанного 12 апреля 2002 г.;
соблюдение единых принципов тарифной политики на транспорте, в том числе в сообщении с третьими государствами;
унификация нормативных правовых актов в области ценообразования, определяющих принципы и порядок установления государством цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций естественных монополий;
уточнение перечня продукции (товаров, услуг), подлежащей государственному ценовому регулированию на внутренних рынках Республики Беларусь и Российской Федерации;
обеспечение взаимного согласования при принятии законодательных актов, регулирующих ценообразование.
В отношении других сопредельных стран ценовая политика должна основываться на методах тарифного и нетарифного регулирования во внешней торговле, недопущении демпинговых цен на продукцию, аналоги которой производятся на территории Беларуси, защите отечественного производителя.
Государственное регулирование ценообразования в области внешнеторговой деятельности должно отвечать целям обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, охраны здоровья населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время ни одно государство не может функционировать без продуманной политики регулирования цен.
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
Главными целями, преследуемыми государственным регулированием цен являются:
стимулирование роста производства;
обеспечение полной занятости;
повышение эффективности общественного производства;
стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;
сохранение природной и окружающей среды и т.д.
Молодая экономика белорусского государства стремится реализовать все направления ценовой политики, однако на данный момент существует ряд проблем, решение которых требует определенного времени, а также компетенции, дальновидности, где-то даже смелости руководящих кадров.
На мой взгляд, главная из этих проблем – инфляция.
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.
Как показывает зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
Поэтому в условиях довольно значительных темпов инфляции без регулирования цен обойтись нельзя. Безусловно, с инфляцией нужно бороться. Но для этого необходимо применять такие инструменты, которые будут действенны и обеспечат наилучшие результаты. К таким инструментам относятся:
1) конкуренция — наиболее эффективный метод борьбы с инфляцией и ростом затрат. Также можно сформулировать другие требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси:
2) демонополизация экономики, предполагающая поощрения развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности;
3) развитие малого и среднего бизнеса;
4) ограничение прироста денежной массы в обращении;
5) создание денежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность.
Денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.
В целях регулирования инфляции спроса могут применяться такие меры, как стимулирование сбережений населения путем процентов по вкладам. Эффективной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок на кредит, формирование либерального законодательства, стимулирующего деловую активность; создание рыночного механизма ценообразования.
Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Букин Е.И., Рычков С.Б. "Ценообразование и рынок". - М.,1995.с.268
2. Государственное регулирование цен в развитых странах// Предпринимательская деятельность: Уч. пособие, ч.2. - Мн.,1995.с.220
3. Деева А.И. Цены и ценообразование. – М.: Экзамен, 2003. с.148
4. Емельянова Т.В. Ценообразование. – Мн.: ВШ, 2006. с.255
5. Л. Купреева [Электронный ресурс].–17 мая 2005.–Режим доступа: http:// pravo.kulichki.com/dop/plan/plan 0278.htm
6. Лазаревич Н.М., Кохнович И.Н. Ценообразование. – Мн.: МИУ, 2006.с.260
7. О концепции ценообразования в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2005г., №799 ( в ред. от 28.02.2007) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь.- Мн.,2008
8. О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь № 285 от 19.05.99 г. ( в ред. от 28.02.2007) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь.- Мн.,2008
9. О ценообразовании: Закон Республики Беларусь № 255-3 от 10.05.99 г. (в ред. от 05.01.2008) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь.- Мн.,2008
10. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование. – Мн.: БГЭУ, 2001. с.320
11. Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов: Постановление Министерства экономики № 43 от 22.04.99 г. (в ред. от 08.02.2006) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь.- Мн.,2008
Прыгун И.В. Государственное регулирование цен в белорусской модели социально-экономического развития. – Минск: З. Колас, 2007. с.222
Салимжанов И. К., Барковская Л. А. Регулирование цен в зарубежных странах. – М.:Финансы,1995.с.340
Ценообразование – приложение к журналу «Главный бухгалтер» - 2007 г. №382, №415. с.80
Цены и ценообразование [Электронный ресурс]. – 2007 г. - Режим доступа: http://www.costinfo.ru/cost-structure/structure. php
Чудаков А.Д. Цены и ценообразование. – М.: РДЛ, 2004. с.289
Шаркова О.Э., Карякина О.А. Ценообразование. Учебное пособие. – Мн.: АУ при ПРБ, 2005. с.170
Шувалов М.Н. Экономическая география. - М.: РДЛ - 2000г. с.276