Введение
Основными экономическими рычагами, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, являются налоги. Посредством налогов государство влияет на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления рыночной системой.
Налог – это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он служат дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей. Общим источником налогов служит национальный доход. Наиболее характерной чертой налогов является их возвратность. Взимаемые государством налоги в конечном итоге расходуются на удовлетворение материальных и культурных потребностей всех членов общества.
Для того чтобы налоги могли регулировать экономику, необходимо наличие у общества модели, программы экономического развития, смещение социально-политических акцептов на предпринимателя и на предпринимательство, создание и внедрение стабильной финансово-кредитной и налоговой системы.
Налоги являются важной частью рынка, рыночного хозяйства, поэтому налоги, их сущность и характер управления ими следует рассматривать во взаимосвязи с закономерностями функционирования рынка и товарно-рыночных отношений.
Функции налогов являются проявлением их сущности, способом выражения их свойств; показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Раздел I. Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций является прямым и относится к категории региональных налогов. Налог на имущество вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.
Налог на имущество организаций введен на территорию России с 1 января 1992 г. законом РФ от 13 декабря 1991г. № 203-1 «о налоге на имущество организаций».
В настоящее время порядок налогообложения налогом на имущество организаций регламентируется следующими нормативными правовыми актами: главой 30 НК РФ; инструкцией Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество организаций»; инструкцией Госналогслужбы России от 15 сентября 1995 г. № 38 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации»; иными нормативными правовыми актами.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев. Представительный орган субъекта РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налог и авансовые платежи исчисляются плательщиком самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении: облагаемого имущества по местонахождению организации; имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс; каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации; имущества, облагаемого по разным ставкам.
Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода.
По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.
На основании данных в бухучете организации:
1. Рассчитать среднегодовую стоимость имущества организации и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
2. Заполнить налоговую декларацию.
А-1 Б-2 С-1
Счета бух.учета | Данные по бух.учету (тыс. руб.) | |||
на 1января | на 1 февраля | на 1марта | на 1 апреля | |
01 | 3АБ | 3БА | 4БА | 2АБ |
02 | 1БА | 1АБ | 2АБ | 1БА |
10 | 3А | 3Б | 3С | 1С |
41 | 2А | 3Б | 4А | 4Б |
50 | 1Б | 2А | Б | 9 |
51 | 1А | 2Б | 6А | 1С |
70 | А | Б | С | - |
Данные для расчета:
Счета бухучета
Данные по бухучету (тыс. руб.)
Счета бухучета | Данные по бухучету (тыс. руб.) | |||
на 1января | на 1 февраля | на 1марта | на 1 апреля | |
01 | 312 | 321 | 421 | 212 |
02 | 121 | 112 | 212 | 121 |
10 | 31 | 32 | 31 | 11 |
41 | 21 | 32 | 41 | 42 |
50 | 12 | 21 | 2 | 9 |
51 | 11 | 22 | 61 | 11 |
70 | 1 | 2 | 1 | - |
Согласно со ст. 375 НК РФ остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Определяем остаточную стоимость основных средств
На 1 января = 312-121 = 191 тыс. руб.
На 1 февраля = 321-112 = 209 тыс. руб.
На 1 марта = 421-212 = 209 тыс. руб.
На 1 апреля = 212-121 = 91 тыс. руб.
2) 1) В соответствии с НК РФ ст. 375 п.1 налоговая база для исчисления суммы налога рассчитывается как среднегодовая стоимость основных средств.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-ое число каждого месяца налогового периода и 1-ое число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества = (191+209+209+91)/4=175 тыс. руб.
Рассчитываем сумму авансового платежа
Cумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Налог на имущество организации = (175*2,2%/100)*1/4=0,9625тыс. руб.
Раздел II. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации — от сырья до предметов потребления. Идея создания конструкции рассматриваемого налога принадлежит французскому экономисту М. Лоре, представившему в 1954 г. схему действия НДС и доказавшему эффективность собираемости этого налога и способность противодействовать уклонению от его уплаты.
Введение НДС в нашей стране (который заменил собой налог с оборота и налог с продаж) 1 января 1992 года законом РФ от 6 декабря 1991 года №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» связано с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.
Необходимость введения НДС в РФ зависела от различных факторов, таких как: пополнение доходов бюджета во время финансового кризиса; создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики и т.д..
Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Как известно, этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов идущих на потребление, поскольку имеет более широкое, чем у других налогов, налогообложение.
НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.
В настоящее время в РФ порядок налогообложения НДС регламентируется следующими нормативными правовыми актами: гл.21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ; постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах налога на добавленную стоимость»; методическими рекомендациями по применению гл.21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2000 г.№БГ-3-03/447.
Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации; передача на территории Российской Федерации товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Налоговая база является одним из обязательных элементов налога. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется организациями в зависимости от особенностей реализации приобретенных ими на стороне товаров и оказанных услуг (работ).
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с налоговой главой.
При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
При реализации имущества, в стоимость которого входит НДС, налоговая база представляет собой разницу между стоимостью реализованного имущества (по рыночным ценам) с учетом НДС, акцизов и остаточной стоимостью имущества (с учетом переоценки).
Необходимым элементом налогообложения являются ставки. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; работ (услуг), связанных с производством и реализацией этих товаров; услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации; товаров (работ, услуг) в области космической деятельности и т.д.
Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации: конкретных продовольственных товаров и товаров для детей; периодических печатных изданий; медицинских товаров отечественного и зарубежного производства и т.д.;
Остальные товары (работы, услуги) облагаются по ставке 18%.
На установленные налоговые вычеты налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской в отношении - товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения; товаров, приобретаемых для перепродажи и т.д.
На основании счетов–фактур (документы, служащие основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров) производятся налоговые вычеты.
Вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) производятся только при предоставлении в налоговые органы соответствующих документов.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога.
Если сумма налоговых вычетов в каком – либо налоговом периоде превышает общую исчисленную сумму налога, то положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой начисленного налога подлежит возмещению налогоплательщику.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами в случае выставления ими покупателю счета – фактуры с выделением суммы налога, к ним относятся: лица, не являющимися; налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании журнала хозяйственных операций:
1. Рассчитать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.
2. Заполнить налоговую декларацию по НДС
Журнал хозяйственных операций ООО «Эмели» за 1 квартал 2008г.
№ п/п | Хозяйственные операции | Сумма в Руб. | Сумма в руб. (по варианту) |
Реализована продукция: | |||
1 | Важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника | 1Б0С00 | 120100 |
2 | Прочие изделия медицинского назначения, не относящиеся к числу важнейших и жизненно необходимых изделий | 8С0А00 | 810100 |
3 | Продукты диабетического питания | 6А0С00 | 610100 |
4 |
Произведена отгрузка: В марте изделий медицинского назначения не входящих в перечень важнейших и жизненно необходимых изделий (в т.ч. НДС) в счет авансов поступивших в прошлом году |
3А00 Определить |
3100 473 |
5 | В феврале получен аванс в счет предстоящей поставки продукции диабетического питания | 5СА00 | 51100 |
6 | Поставщикам уплачен НДС по приобретению товаром и услугам, причем сумма налога, уплаченная поставщиком и использованная в данном налоговом периоде при осуществлении операций освобожденных от налогообложения |
4СА00 5С0А |
41100 5101 |
7 | Безвозмездно передана образовательной школе компьютерная техника | 3АС00 | 31100 |
8 | Оплачен НДС на таможне при ввозе товаров из Нидерландов в Россию, причем НДС по товарам, реализованным в 1-ом квартале, которые освобождены от налогообложения |
1А0С00 1С0А0 |
110100 11010 |
9 | Выявлена ошибка в декларации за 4 квартал предыдущего года: неправомерно принят к вычету НДС, не оплаченный поставщикам в размере | 4А000 | 41000 |
10 | Поступило сообщение от комиссионера о полученной им предоплате под поставку товаров облагаемых по ставке 18% включая НДС | 6С0А0 | 61010 |
Порядок заполнения деклараций по НДС
Раздел 2.1 Расчет общей суммы налога
1.В графе 4 указывается налоговая база по НДС. Налоговая база по прочим изделиям медицинского назначения, не относящимся к числу важнейших и жизненно необходимых, подлежащим налогообложению по ставке 18% составляет 810100 руб., налоговая база по продуктам диабетического питания, подлежащая налогообложению по ставке 10% - 610100 руб.
Суммы 810100 руб. и 610100 руб. следует отразить в графе 2 строк 170 и 180 соответственно.
В графе 6 отражается сумма НДС по соответствующей налоговой ставке, исчисленная с налогооблагаемой базы, отраженная в графе этой же строки.
Суммы расчетов по НДС следует отразить в графе 6 строк 170 и 180.
В нашем примере реализация важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники на сумму 120100 руб. не является объектом налогообложения в связи с действием освобождения от налогообложения;
2.Безвозмездная передача образовательной школе компьютерной техники согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового Кодекса в целях исчисления НДС признается реализации. Поэтому по строке 070 в графе 4 указывается налоговая база 31100 руб., а в графе 6 сумма НДС, исчисленная с данного объекта налогообложения
3.В графе 4 пункта 1 раздела 2.1 указывается общая величина налоговой базы по НДС, которая определяется в соответствии со статьями 154-158 Налогового Кодекса РФ. Налоговая база в разрезе ставки налога 18% определяется в нашем примере как сумма строк 070 и 170, налоговой декларации, и отражается по графе 4 (810100+31100). Налоговая база, отражаемая по этой же графе в разрезе ставки 10% равна налоговой базе, отраженной по строке 180 – 600100.
В графе 6 пункта 1 отражается сумма НДС по соответствующей налоговой ставке, исчисленная с данного объекта налогообложения.
4. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 167 Налогового Кодекса РФ и пункта 36 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ для налогоплательщиков, утвердивших учетной политики для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, оплатой товаров признается, в том числе поступления денежных средств на счета или в кассу его комиссионера. Поступления предоплаты расчет комиссионеров – это получение комитентом сумм, связанных с оплатой товара. В связи с тем, что предстоящие поставки товаров облагаются НДС по ставке 18%, сумм авансовых платежей исчисляется НДС по ставке 15,25% согласно пункта 4 статьи 164 Налогового Кодекса РФ. В графе пункта 5.1 строки 280 в разрезе соответствующей ставке налога отражается сумма налога.
а в графе 4 налогооблагаемая база – 61010 руб.
5.В графе 6 пункта 5.1 строки 290 в разрезе соответствующей ставке налога отражается сумма НДС, исчисленная с авансовых платежей в соответствии со статьей 162 Налогового Кодекса РФ. НДС, исчисленный с авансовых сумм составит в соответствии с пунктом 4 статьи 164 Налогового Кодекса РФ.
а в графе 4 этой же строки отражается налогооблагаемая база - 51100 руб.;
6.В графе 4 пункта 5 показываются общие суммы, связанные с расчетами по оплате товаров, увеличивающие налогооблагаемую базу по НДС в разрезе применяемых ставок налога. Следовательно, пункт 5 переносится в данный пункт 5.1 по соответствующим графам 4 и 6 в разрезе применяемых ставок налогов;
7.По строке 300 отражается общая сумма начисленного НДС сумма строк 020, 030, 260, 270 по графе 6.
Налоговые вычеты
8. Сумма НДС «в размере – 473», раннее исчисленная с авансов, поступивших в прошлом году, которые засчитываются при отгрузке продукции в 1 квартале текущего года, входит в состав налоговых вычетов в соответствии со статьями 17.1 – 172 Налогового Кодекса РФ и отражается по строке 360 декларации:
9.Сумма НДС в размере 41100 руб., уплаченная поставщикам по приобретенным товарам и услугам, подлежащие вычету в отчетном периоде, отражается по строке 310 декларации;
10.Сумма НДС в размере 110100 руб., оплаченная на таможне, показывается по строке 331 «Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации», а так же по строке 330 в разделе «В том числе таможенным органам при ввозе 43 государств дальнего зарубежья».
11.По строке 370 показывается сумма НДС по товарам, использованным в данном отчетном периоде при осуществлении операции, которая освобождены от налогообложения,
12.По строке 380 показывается общая сумма налоговых вычетов, при этом нашем примере складываются величины строк 310, 331, 360 налоговой декларации и вычитается строка 370
13.По строке 390 Расчеты по НДС за налоговый период отражается общая сумма НДС, подлежащие уплате в бюджет за данный налоговый период – из строки 300 вычитается строка 380,
Эта же величина показывается по строкам 400 и 430 налоговой декларации;
Раздел 4. Операции, не подлежащие налогообложению
14.По Разделу 4 справочно указываются операции, освобождаемые от налогообложения. По графе 1 указывается ссылка на подпункт 1 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ, что подтверждает правомерность пользования налоговой льготой. По графе 2 проставляется стоимость реализованных товаров в отчетном периоде – 120100 руб.
Сумма НДС, уплаченная по приобретенным товарам, работам, услугам, но не входящая в состав налоговых вычетов по НДС (расчетная в 11 п.), отраженная ранее по строке 370 налоговой декларации, указывается в графе 4 данного приложения;
Внесение изменений в налоговую декларацию при обнаружении в данном отчетном периоде ошибки, допущенной в IV квартале прошлого года при определении суммы налога, подлежащей вычету в размере 41000 руб., которая повлекла за собой занижение сумм налога, подлежащего взносу в бюджет, производится путем представления налоговой декларации за IV квартал прошлого года с внесенными в нее изменениями.
Раздел ΙΙΙ. Налог на доход физических лиц и единый социальный налог
Налог на доходы физических лиц существуют практически во всех странах. В настоящее время в РФ НДФЛ по сумме поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль организаций и НДС и является основным налогом с населения.
Особенностью налога на доходы физических лиц является то обстоятельство, что хотя он и удерживается из дохода физических лиц, но ответственность за его исчисление и перечисление в бюджет несет организация, выплачивающая доход, выступая при этом в качестве налогового агента государства.
НДФЛ (подоходный налог) введен на территории России с 1 января 1992 года законом РФ от 7 декабря 1991 года № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».
В настоящее время порядок налогообложения НДФЛ регламентируется следующими нормативными правовыми актами: гл.23 «Налог на доходы физических лиц» НКРФ; методическими рекомендациями налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части 2-й НК РФ, утвержденными приказом МНС России от 29 ноября 2000 года № БГ-3-08/415;
Объектом налогообложения для физических лиц – налоговых резидентов РФ является доход, полученный ими от источников как в РФ, так и за рубежом, а для физических лиц – нерезидентов – от источников только РФ.
Налоговая база является одним из обязательных элементов налога. Устанавливается следующий порядок исчисления налогооблагаемой базы. Учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Если из дохода плательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база исчисляется отдельно по каждому виду доходов, по которым установлены различные ставки.
Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Если при этом сумма вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, то в этом периоде налоговая база считается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой вычетов в этом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, не переносится.
Необходимым элементом налогообложения являются ставки. Ставка НДФЛ зависит от вида получаемого физическим лицом дохода. Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в сумме, превышающей 4000 руб., облагается по ставке 35%; доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - 30%; доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов, - 9%; все виды доходов при условии, что ст. 224 НК РФ не установлено иное (в том числе заработная плата, надбавки и доплаты, премии) - 13%.
Каждому налогоплательщику предоставлено право уменьшить налоговую базу по НДФЛ на сумму налоговых вычетов, к которым относятся: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
Стандартные налоговые вычеты работнику предоставляет работодатель, а индивидуальному предпринимателю - налоговый орган.
Профессиональные (получить вычет в сумме расходов, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) имеют право индивидуальные предприниматели, физические лица, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение произведений науки, литературы и др.);
Имущественные (имущественный вычет предоставляется, в частности, при покупке и продаже недвижимого имущества: жилых домов, помещений, квартир, дач, садовых домиков, земельных участков и др.);
Социальные (социальные вычеты в размере сумм, уплаченных, в частности, за обучение и лечение, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика - физического лица при подаче налоговой декларации в налоговый орган по месту своей прописки по окончании календарного года).
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.
Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.
Введенный в действие с 1 января 2001 г., ЕСН заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования, которые взимались в период с 1 января 1992 года по 31 декабря 2002 года. В едином социальном налоге в полной мере проявляется налоговая политика Российской Федерации, направленная на упрощение правил расчета, уплаты налога и представления налоговой отчетности.
В настоящее время порядок налогообложения ЕСН регламентируется следующими нормативными правовыми актами: гл.24 «Единый социальный налог» НК РФ; методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденными приказом МНС России от 5 июля 2002 года № БГ-3-05/344.
Основное предназначение этого налога состоит именно в том, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Объект налогообложения является одним из обязательных элементов налога. Объектом налогообложения признаются: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам; выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц; доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Важной составляющей налога является налоговая база. Налоговая база налогоплательщиков определяется: как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц; отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом; как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Сумма ЕСН исчисляется налогоплательщиками отдельно по каждому фонду и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Для начисления ЕСН применяются разные ставки в зависимости от величины выплаченных доходов и от вида налогоплательщика.
Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, — организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, применяют с 01.01.2005 г. базовую ставку 26,0% при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. Налоговая база на каждое физическое лицо разделена на интервалы (до 280 тыс. руб.; от 280 001 руб. до 600 тыс. руб.; свыше 600 тыс. руб.), и для каждого интервала установлена отдельная ставка.
Доля налоговой базы, зачисляемой в Фонд социального страхования (ФСС), составляет 3,2% для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями). Для всех плательщиков ЕСН установлена единая базовая ставка в размере 0,8% в части суммы, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Произошли существенные изменения в порядке исчисления пенсионной части ЕСН в 2002 г. Предусмотрено уменьшение суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. Эти взносы начисляются в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ и предназначены для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Максимальный размер налогового вычета ограничен суммой налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, начисленной за тот же период.
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Плательщики представляют декларацию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ее копию с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации, плательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР.
Рассчитать з/п работников ООО «Эмели», удержать НДФЛ, начислить ЕСН по следующим данным за февраль месяц:
№ п/п | Ф.И.О. | Количество детей | Сумма стандартного вычета | Сумма дохода, руб. | Сумма по варианту, руб. | |
код | Вар. | |||||
1 | СамойловВ.Н | А | 1 | 3000 | 1Б000 | 12000 |
2 | Рябинин С.Т. | С | 1 | 500 | 1СБ00 | 11200 |
3 | Павлова Р.А. | С | 1 | 400 | 1БС00 | 12100 |
4 | Тарасова З.Г. | А | 1 | 400 | 4БС00 | 42100 |
5 | МатвееваС.И. | А | 1 | 500 | 2СБ00 | 21200 |
6 | Нечаева Н.К. | С | 1 | 400 | 2Б000 | 22000 |
7 | Фадеева И.К. | А | 1 | 400 | 2С000 | 21000 |
Расчет оформить в расчетно-платежной ведомости.
Самойлов В.Н.
Самойлов В.Н. имеет стандартный вычет в размере 3000 руб.., поскольку он относится к категории лиц, перенесших лучевую болезнь вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также 1000 руб. – вычет на ребенка. При расчете НДФЛ эта сумма вычитается из суммы из суммы полученного им дохода. Для расчета НДФЛ применяется ставка 13%.
Рассчитаем НДФЛ:
НДФЛ=(12000-3000-1000)*13%/100%=1040 руб.
Начисляем ЕСН:
12000*20%/100%=2400 руб. в Фед. Бюджет
12000*2,9%/100%=348 руб. в ФСС
12000*1,1%/100%=132 руб. в фед. ФОМС
12000*2,0%/100%=240 руб. в терр. ФОМС
12000*26%/100%=3120 руб
Рябинин С.Т.
Данный налогоплательщик имеет право на два вычета при удержании НДФЛ. Этот стандартный вычет в размере 500 руб., который предоставляется Рябинину С.Т., и вычет на детей, составляющий в 1000 руб., поскольку доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года не превысили 40000 руб.
Рассчитаем НДФЛ:
НДФЛ=(11200-500-1000)*13%/100%=1261 руб.
Начисляем ЕСН:
11200*20%/100%=2240руб. в Фед. Бюджет
11200*2,9%/100%=325 руб. в ФСС
11200*1,1%/100%=123,2 руб. в фед. ФОМС
11200*2,0%/100%=224 руб. в терр. ФОМС
11200*26%/100%=2912 руб.
Павлова Р.А.
Павлова Р.А. имеет право на 2 вычета при удержании НДФЛ. Налоговый вычет в размере 400 руб., предоставляется так как доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года не превысил 40000 руб. Павлова Р.А имеет 1 ребенка, следовательно применяется налоговый вычет в размере 1000 руб.
Рассчитываем НДФЛ:
НДФЛ=(12100-400-1000)*13%/100%=1391 руб.
Начисляем ЕСН:
12100*20%/100%=2420 руб. в Фед. Бюджет
12100*2,9%/100%=350,9 руб. в ФСС
12100*1,1%/100%=133,1 руб. в фед. ФОМС
12100*2,0%/100%=242 руб. в терр. ФОМС
15200*26%/100%= 3146 руб.
Тарасова З.Г.
Тарасова не имеет право на стандартный вычет в в размере 400 руб., т.к. данный налоговый вычет предоставляется, согласно ст.218 НК РФ, только в том случае, если доход налогоплательщика нарастающим итогом с начала года не превышает 40000 руб. Однако Тарасова З.Г имеет право на вычет на ребенка в размере 1000руб.
Рассчитываем НДФЛ:
НДФЛ=(42100-1000)*13%/100%=5343 руб.
Начисляем ЕСН:
42100*20%/100%=8420 руб. в Фед. Бюджет
42100*2,9%/100%=1220,9 руб. в ФСС
42100*1,1%/100%=463,1 руб. в фед. ФОМС
42100*2,0%/100%=842 руб. в терр. ФОМС
42100*26%/100%=10946 руб.
Матвеева С.И.
Матвеева имеет право на стандартный вычет в размере 500 руб, а также 1000 руб. на ребенка.
Рассчитываем НДФЛ:
НДФЛ=(21200-500-1000)*13%/100%=2561 руб.
Начисляем ЕСН:
21200*20%/100%=4240 руб. в Фед. Бюджет
21200*2,9%/100%=614,8 руб. в ФСС
21200*1,1%/100%=233,2 руб. в фед. ФОМС
21200*2,0%/100%=424 руб. в терр. ФОМС
21200*26%/100%=5512 руб
Нечаева Н.К.
Нечаевой Н.К не предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб., т.к. ее доход настающим итогом в феврале превышает 40000 (согласно ст.218 НК РФ), но предоставляется вычет 1000 руб. на ребенка.
Рассчитываем НДФЛ:
НДФЛ=(22000-1000)*13%/100%=2730 руб.
Начисляем ЕСН:
22000*20%/100%=4400 руб. в Фед. Бюджет
22000*2,9%/100%=638 руб. в ФСС
22000*1,1%/100%=242 руб. в фед. ФОМС
22000*2,0%/100%=440 руб. в терр. ФОМС
22000*26%/100%=5720 руб.
Фадеева
Фадеевой И.К. согласно ст.218 НК РФ не предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб., он она имеет право на вычет в размере 1000 руб. на ребенка.
Рассчитаем НДФЛ:
НДФЛ=(21000-1000)*13%/100%=2600 руб.
Начисляем ЕСН:
21000*20%/100%=4200 руб. в Фед. Бюджет
21000*2,9%/100%=609 руб. в ФСС
21000*1,1%/100%=231 руб. в фед. ФОМС
21000*2,0%/100%=420 руб. в терр. ФОМС
21000*26%/100%=5460 руб.
Заполняем налоговую декларацию
Приложение №3-4
Раздел IV. Транспортный налог
Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования национальной экономики, международных экономических процессов. И для финансирования дорожного хозяйства России налоги имеют не менее важное значение. До недавнего времени дорожные фонды формировались главным образом за счет четырех налогов: налога на пользователей автомобильных дорог; налога на владельцев транспортных средств; налога на реализацию горюче-смазочных материалов; налога на приобретение автотранспортных средств.
В целях совершенствования системы финансирования дорожного хозяйства и частичной компенсации потерь доходов региональных бюджетов было предусмотрено преобразовать налог с владельцев транспортных средств в транспортный налог.
С 1 января 2001 г. был упразднен Федеральный дорожный фонд РФ; одновременно отменялись налоги на реализацию ГСМ и на приобретение автотранспортных средств. Налог на пользователей автомобильных дорог был отменен поэтапно: с 1 января 2001 г. его ставка снижена до 1%, а с 1 января 2003 г. он отменен окончательно.
Транспортный налог является региональным налогом т.е. устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Порядок обложения транспортным налогом регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: главой 28 «Транспортный налог» НК РФ; законами субъектов РФ; методическими рекомендациями, утвержденными приказом МНС России от 9 апреля 2003 г..№ БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» Части второй налогового кодекса РФ»; иными нормативными правовыми актами.
Объектом обложения является юридический факт государственной регистрации транспортного средства.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы мотосани, моторные лодки, гидроциклы и другие водные и воздушные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В связи с разнородностью объектов налогообложения предусматривается различный порядок определения налоговой базы в зависимости от мощности двигателя в транспортных средствах, валовой вместимости в регистровых тоннах или количества единиц транспортных средств.
Налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы; в отношении водных несамоходных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.
По транспортному налогу налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый, второй и третий кварталы.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Налогоплательщику - физическому лицу не позднее 1 июня налогового периода налоговым органом вручается уведомление о подлежащей уплате сумме налога.
Налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Рассчитать сумму налога имеющимся данным в ООО «Эмели». Расчеты оформить в таблицу.
Заполнить налоговую декларацию.
Данные по транспортным средствам ООО «Эмели»
№ П/П | Вид и марка транспортного средства | Мощность двигателя л.с. | Количество транспортных средств, ед. | |
код | По варианту | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 |
Автомобили легковые: УАЗ 3962 ИЖ 27156-015 |
92 73,5 |
Б А |
2 1 |
2 |
Грузовые автомобили: ЗИЛ 131 |
170 | С | 1 |
В соответствии с НК РФ главой 28 статьей 361 установлены ставки в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на 1 л.с.:
Для автомобилей с мощностью до 100 л.с. ставка оставляет 5 рублей с каждой л.с.
Для грузовых автомобилей с мощностью двигателя 150 л.с. и до 200 л.с. ставка составляет 10 руб. с каждой л.с.
Расчеты приводим в таблицу.
№ П/П | Вид и марка транспортного средства | Мощность двигателя | Количество транспортных средств |
Суммарная мощность л.с. |
Ставка налога руб. | Сумма налога руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 |
Автомобили легковые: УАЗ 3962 ИЖ 27156-015 |
92 73,5 |
2 1 |
184 73,5 |
5 5 |
920 367,5 |
2 |
Грузовые автомобили: ЗИЛ 131 |
170 |
1 |
170 |
10 |
1700 |
Итого | 2988 |
Заполняем налоговую декларацию
Раздел V. Налог на прибыль организаций
В налоговой системе РФ налог на прибыль организации занимает важное место, обеспечивая значительные поступления средств как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ.
Налог на прибыль организации – прямой, т.е. его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов их деятельности. Поэтому данный налог влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала.
Порядок налогообложения налогом на прибыль регламентируется следующими нормативными правовыми актами: главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ; методическими рекомендациями по применению главы. 25 «Налог прибыль на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729; методическими рекомендациями налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, касающимся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденными приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150; иными нормативными правовыми актами.
Объектом налога на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства, - полученные через эти представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов; для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ.
Облагаемые налогом на прибыль организаций доходы подразделяются на: доходы от реализации товаров и внереализационные доходы.
Доходы от реализации - это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и натуральной формах.
Доходы, не связанные с реализацией, считаются внереализационными. К ним относятся: доходы от долевого участия в других организациях; в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской; в виде подлежащих уплате должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду; от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности; в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов и т.д.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую и иные характеристики объекта налогообложения. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Налоговая база по прибыли определяется налогоплательщиком отдельно.
НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%. По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: 9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, физическими лицами - налоговыми резидентами РФ; 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
Сумма налога определяется умножением налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. Налоговый период по налогу на прибыль составляет календарный год.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога на прибыль, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога, особенностей исчисления и уплаты налога по истечении каждого отчетного и налогового периода обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
Налогоплательщики представляют налоговую декларацию: по истечении каждого отчетного периода по упрощенной форме — в срок не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода; по истечении налогового периода по полной форме — в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения независимо от наличия у них обязанности по уплате налога. Налоговые агенты представляют налоговый расчет: по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором ими произведены выплаты налогоплательщику; в срок не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода; в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Произвести расчет суммы налога на прибыль по имеющимся данным ООО «Эмели» за I кв. 2008 г.
№ п/п | Журнал хозяйственных операций | Сумма в руб. | Сумма по варианту в руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Получена выручка от реализации услуг (без НДС) | 4С20 | 4120 |
2 | Приобретены запчасти и полностью списаны в производство | 1С0 | 110 |
3 |
Пребывание Иванова В.С. в командировке в г. Воронеж С 3.03 по 10.03 Стоимость билетов: Москва-Воронеж Воронеж-Москва Квитанции по оплате в гостинице нет, суточные 22 руб. в сутки, оплата за проживание в гостинице 145 руб. при наличии подтверждающих документов, 4,5 руб. при отсутствии подтверждающих документов). |
2Б0 35С |
220 351 |
4 | В январе приобретена грузовая машина (без НДС) и поставлена на учет. 25 января введен в эксплуатацию. Пробег машины 31 марта составил – 700 км. Цена 1-го литра бензина 4 руб., списание бензина на 100 км пробега составляет 30 л. Ставка налога на приобретение автотранспортных средств – 20%. Мощность двигателя 100 л.с. ставка налога на 1 л.с. – 2 руб. Готовая норма амортизации – 20% | 18СБ0 | 18120 |
5 | Оплачены услуги банка | С00 | 100 |
Рассчитать балансовую стоимость приобретения автомобиля.
Определяем налогооблагаемую прибыль.
Рассчитать налог на прибыль в соответствующие бюджеты по ставкам, действующим в этом отчетном периоде.
Производим расчеты:
Определяем сумму командировочных расходов:
220+351+(100*8)+(4,5*7)=1453,5 руб.
Причем для целей налогообложения мы можем применить суточные, только в пределах норматива:
(100-22)*8=624 руб.- на эту сумму мы увеличим налогооблагаемую прибыль.
Рассчитываем балансовую стоимость приобретенного автомобиля:
18120*20%/100%=3624 руб. - налог на приобретение автотранспортных средств.
К стоимости автомобиля прибавляем сам налог:
18120+3624=21744 руб. – общая балансовая стоимость автомобиля.
Определяем расходы на бензин:
700/100*30*4=840 руб.
Рассчитываем налог на владельцев транспортных средств:
100*2=200 руб.
Рассчитываем амортизационные отчисления за I квартал с учетом того, что амортизация по основным средствам начисляется, начиная с месяца, следующим за месяцем ввода в эксплуатацию:
(21744*20%/100%/12)*2=724,8 руб.
Рассчитываем общую себестоимость продукции:
110+1453,5+840+200+724,8 =3328,3 руб.
Определяем прибыль организации от реализации услуг. Для этого вычитаем из полученной выручки от реализации услуг (без учета НДС) общую себестоимость продукции:
4120-3328,3 =791,7 руб.
Определяем балансовую прибыль, для этого из прибыли от реализации услуг вычитаем оплату услуг банком:
791,7-100 =691,7 руб.
Определяем налогооблагаемую прибыль. Прибыль с учетом увеличения по сверхнормативным командировочным расходам. Для этого, к сумме балансовой прибыли прибавляем сверхнормативные командировочные расходы.
691,7+624 =1315,7 руб.
Рассчитаем льготы по капитальным вложениям, с учетом того, что сумма льгот не может уменьшать налогооблагаемую прибыль более чем на 50%.
1315,7 *50%/100%=657,9 руб.
21744-724,8=21019,2 руб.
Следовательно мы можем применить только в размере 657,9 руб.
Определяем налогооблагаемую прибыль организации с учетом льгот по капитальным вложениям:
1315,7 -657,9 =657,8 руб.
Рассчитаем налог на прибыль в соответствующие бюджеты по ставкам, действующим в этом отчетном периоде:
657,8 * 24%/100%=157,87 руб. общая сумма налога, подлежащая уплате
657,8 * 2,5%/100%=16,45 руб. в фед. бюджет
657,8 * 17,5%/100%=115,12 руб. в рег. Бюджет
Фискальная – собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция – суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых программ.
Регулирующая функция налогов заключается в обслуживании процессов сознательного вмешательства государства в рыночную экономику, активно использующую налог для стимулирования экономического роста, регулирования инвестиционной активности, совокупного спроса и предложения.
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, экономических и др.
Контрольная функция означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств.
Налоги призваны обеспечивать рост богатства общества путем социализации части индивидуальных богатств, в свою очередь, налоговые формы и налоговые ставки должны соответствовать уровню общественного богатства страны, величине ее валового национального продукта и его душевому потреблению. В конечном итоге, налоги – это категория не только экономическая и правовая, но и социальная. Налоги должны учитывать и менталитет нации, и этику отношений, и психологию личности.
Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц государственный и местные бюджеты – свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего – социальных.
Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.
В современных условиях налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений, от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Мировой опыт свидетельствует о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Главная особенность налогов – это их правовой характер. Состав налогов, ставки определяются принятыми парламентами Законами. Налоги и сборы не должны носить дискриминационного характера. Необходим единый подход при их применении ко всем налогоплательщикам, независимо от их политических, идеологических, этнических и других различий. Также государство должно соблюдать единый подход к налогоплательщикам с позиции всеобщности, единства правил и равной степени убытка со стороны налогоплательщика. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.
В современном мире налоги определяют многое, и от того, сколько будет их собрано зависит благополучие государства; для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходимо определенное количество денежных средств, которые могут быть собраны только с помощью налогов.
Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.
Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Налоговая система РФ в настоящее время находится на завершающей стадии своего реформирования. За период 1999-2004 гг. были реализованы основные мероприятия налоговой реформы, направленные на снижение налоговой нагрузки, упрощение налоговой системы. Налоговая нагрузка за 2000-2004 гг. снизилась с 31,7 до 28,4%. ВВП возрос за период 1998-2004 гг. в шесть с лишним раз. Налоговые доходы России за те же годы увеличились в 8,8 раза, что несколько выше темпов роста ВВП. Более быстрый рост наблюдался в федеральном бюджете: доля федеральных налогов в консолидированном бюджете повысилась с 44,9% до 63,8%, т.е. на 19 процентных пунктов. Общий объем налоговых доходов, мобилизуемых государством, достаточно велик и составил в 2004 г. 90,5% всех его доходов, что свидетельствует о значении фискальной функции налогов.
Основными направлениями налоговой политики сегодня выступают: Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения; Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам (критерий стратегического участия предполагается установить в виде доли размером не менее 50 %;
Снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физ.лицам, не являющихся налоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время - 30%); Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний; Совершенствование НДС и т.д.
В 2007 году российскому НДС исполнилось 15 лет, и все это время он является одним из бюджетообразующих налогов, в 2006 году на его долю приходиться порядка 20% от всех поступлений в федеральный бюджет, и около 25% от всех налоговый поступлений.
Сбор НДС очень важен для формирования доходной части государственного бюджета. Как известно, НДС относится к небольшому числу тех налогов, поступления которых в бюджет являются наиболее значительными. В 2004 году в бюджет было собрано 749,08 млрд. руб. НДС, а в 2005 году - 1 025,66 млрд. руб., что составило примерно пятую часть от всех сборов налогов в 2005 году.
В 2006 году рост сбора НДС по стране в целом составил всего около 3%. Если сравнить это с темпами роста валового внутреннего продукта, то отставание очевидно.
Минфин РФ установило, что единая ставка НДС (в 2009 году) на уровне 12% приведет к потерям федерального бюджета в размере до 1,9% ВВП и потерям бюджетной системы в размере до 1,5% ВВП.
Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов.
Заключение
Выполнение данной курсовой работы способствовало приобретению новых навыков, закреплению ранее рассматриваемых основ налогов и налогообложения. В нашем случае рассматривалось решение сквозной задачи условной организации ООО «Эмели». Благодаря выполнению данной курсовой работы, я смогла более подробно закрепить знания о рассматриваемых видах налогов и применить некоторые из них на практике, куда можно отнести такие налоги, как: НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль и транспортный налоги. Также из рассматриваемой курсовой работы я пополнила свои знания некоторыми теоретическими основами, в частности я рассмотрела и закрепила для себя, насколько важны налоги в рыночной экономике, в современных условиях, а также узнала об основных направлениях рыночной реформы. По ходу выполнения курсовой работы, благодаря помощи преподавателя, я приобрела некоторые навыки в области заполнения налоговых деклараций по различным видам налогов.
Данная курсовая работа способствует перенесению полученных знаний на практику в будущем, что положительно скажется на деятельности предприятия.
Cписок литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (I, II часть с изменениями, вступившими в силу в 2008 году;
2. Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение: Учебник.» - М.: «ИНФРА-М», 2007 г.
3. Гутнов Е. В. Правовое значение объекта налогообложения // Изв. вузов. Правоведение. 2008 г. № 2.
4. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Пансков В.Г. 7-е изд., перераб. и доп. – М: МЦФЭР, 2008;
5. Киперман Г. Я., Белялов А. З. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации", Москва, МВЦ "АЙТОЛАН", 2007 г.
6. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008 г.
7. Налоги: Учеб. пособие. / Под ред. Черника Д.Г. - М.: Финансы и статистика, 2008 г.
8. Экономика. Учебник./ Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. - М.: «Проспект», 2007 г.
9. Транспортный налог. Перова А.В., 7-е изд., перераб. и доп. – М: МЦФЭР, 2008;
10. Мамедов О.Ю. Современная экономика М.: Изд-во Феникс, 2007
11. Сайт интернета ;
12. Сайт www.minfin.ru
13. Сайт интернета www. snezana.ru;
14. Сайт интернета www. 5 баллов..ru;
15. Сайт интернета www. Минфин..ru;