Содержание
Введение 2
1. Плательщики налога на имущество. Объекты налогообложения 3
2. Налоговый период. Порядок определения налоговой базы 4
3. Льготы по налогу 7
4. Ставка налога, порядок расчета и уплаты 8
Заключение 11
Список использованных источников 12
Введение
Государственные налоги возникли вместе с появлением государства как средство по покрытию расходов на выполнение его основных задач и функций.
Первоначально налоги взимались в натуральной форме. С развитием товарно-денежных отношений они приобрели преимущественно денежный характер. В капиталистических странах наблюдается большой удельный вес налогов в общем объеме национального дохода: от одной трети до половины его размера. Эти средства направляются на военные цели, содержание государственного аппарата, финансирование разного рода программ по регулированию экономики. Основная часть налоговых поступлений в экономике капиталистических стран формируется за счет налогов населения (физических лиц).
Подобные процессы происходят сейчас и в нашей стране. Однако, в отличие от капиталистических стран, в общей сумме поступающих налоговых платежей значительный объем занимают и суммы налогов предприятий, организаций и учреждений.
Налог на имущество предприятий введен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей. Хотя он не причислен к основным видам налогов (в рыночной экономике основными налогами считаются подоходный налог; налог на прибыль предприятия; косвенные налоги; взносы социального страхования), однако для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности юридических лиц.
1. Плательщики налога на имущество. Объекты налогообложения
Налог на имущество организаций взимался в РФ с 1992 г. на основании Федерального закона от 13.12.91 г. № 2030-1 “О налоге на имущество организаций”. За прошедший период в порядок его исчисления и уплаты было внесено незначительное число поправок. С 1 января 2004 г. этот налог взимается в соответствии с новой гл.30 Налогового кодекса РФ.
Налог относится к группе региональных налогов, т.е. он вводится на соответствующей территории законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации. Они могут устанавливать конкретные ставки этого налога (в пределах, определенных Налоговым кодексом), дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков, конкретные сроки уплаты, а также форму отчетности по налогу. Законодательными органами власти субъектов Федерации могут также приниматься решения о замене налога на имущество организаций налогом на недвижимость.
Плательщиками налога на имущество являются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
С 1 января 2004 г. налог уплачивают и ранее освобождаемые от уплаты организации, а именно: Банк России и его учреждения, бюджетные учреждения и организации, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Объектами налогообложения являются:
Для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Для российских организаций в состав объектов налогообложения включается также имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, а также внесенное по договору о совместной деятельности. С 1 января 2005 г. в состав объектов налогообложения включаются также объекты мобилизационного и иного особого назначения.
Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета.
Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, – находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности. НК РФ выделены две группы имущества, не признаваемого объектами налогообложения:
земельные участки и иные объекты природопользования;
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
2. Налоговый период. Порядок определения налоговой базы
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Законодательный орган РФ при введении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. В этом случае налог исчисляется и уплачивается единовременно, по окончании налогового периода.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, закрепленным в учетной политике организации.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Налогооблагаемая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Если объект недвижимого имущества находится на территориях разных субъектов РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ, то налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Среднегодовая стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величины остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Определение среднегодовой стоимости имущества производится следующим образом:
за первый квартал – следует сложить остаточную стоимость налогооблагаемого имущества на 1-е число каждого месяца с января по апрель, и полученную сумму разделить на четыре;
за полугодие – сложить стоимость имущества на 1-е число каждого месяца с января по июль, и полученную сумму разделить на семь;
за девять месяцев – сложить стоимость имущества на1-е число каждого месяца с января по октябрь, и полученную сумму разделить на десять;
за год – сложить стоимость имущества с января текущего года по январь следующего, и полученную сумму разделить на тринадцать.
При определении среднегодовой стоимости имущества необходимо иметь в виду, что в него включаются остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:
01 “Основные средства”;
02 “Амортизация основных средств”;
79 “Внутрихозяйственные расчеты” (субсчет “Расчеты по договору доверительного управления имуществом”);
58 “Финансовые вложения” (субсчет “Вклады по договору простого товарищества”).
Налоговая база объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Особенностью определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества является то, что база определяется исходя из остаточной стоимости имущества, внесенного по договору, а также исходя из остаточной стоимости иного имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе. При этом каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении имущества, переданного им в совместную деятельность.
В отношении имущества, приобретенного совместно, исчисление и уплата налога производится участниками договора пропорционально стоимости их вклада в общее дело.
Особенностью налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, а также приобретенного в рамках договора, является то, что налогообложение производится у учредителя доверительного управления.
3. Льготы по налогу
От уплаты налога на имущество освобождаются:
организации – в отношении объектов жилищного фонда и соответствующей инженерной инфраструктуры, которые содержатся за счет бюджетного финансирования;
организации образования, социально-культурной сферы и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;
религиозные объединения и организации;
общероссийские организации инвалидов – в отношении имущества, используемого ими для социальной и прочей поддержки инвалидов;
научные организации Российской Академии наук, Российской Академии медицинских наук, Российской Академии сельскохозяйственных наук, Российской Академии образования, Российской Академии архитектуры и строительных наук, Российской Академии художеств – в отношении имущества, используемого ими в целях научной и научно-исследовательской деятельности;
имущество государственных научных центров;
имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
специализированные протезно-ортопедические предприятия;
специализированные фармацевтические предприятия, производящие медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты для борьбы с эпидемиями;
организации – в отношении космических объектов;
организации – в отношении железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи;
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;
организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
организации – в отношении законсервированных мобилизационных мощностей, испытательных полигонов, ядерных установок, объектов особого назначения и др.
Органы власти субъектов РФ могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.
4. Ставка налога, порядок расчета и уплаты
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в размерах не выше 2,2% налоговой базы. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В течение года налог уплачивается авансовыми платежами по итогам каждого отчетного периода. Сумму авансового платежа следует рассчитывать по формуле:
N = S Ч Сn Ч 1/4,
где: N – сумма налога на имущество;
S – среднегодовая стоимость имущества за отчетный период;
Сn – ставка налога.
Законодательные органы власти субъектов РФ могут освободить отдельные категории плательщиков от внесения авансовых платежей.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, уплаченных в течение этого налогового периода.
Исчисленная сумма налога относится на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и кредитным учреждениям - на операционные и разные расходы.
Сумма налога рассчитывается и уплачивается в бюджет отдельно по месту нахождения организации, ее филиала или представительства (имеющего отдельный баланс), по месту нахождения каждого объекта налогооблагаемого имущества, а также в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог по месту нахождения этих представительств, а не имеющие представительств - по месту нахождения объекта недвижимого налогооблагаемого имущества.
Налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в сроки, устанавливаемые законами субъектов Федерации, обычно не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, и не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации представляются не позднее сроков уплаты налога.
Заключение
Налог на имущество предприятий включается в группу региональных налогов. В мировой практике он известен давно. В России этот вид налога выполняет следующие задачи: обеспечивает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты (районные, городские) стабильными доходами для финансирования расходов; создает для предприятий стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества.
Плательщиками налога на имущество являются юридические лица.
Объектом обложения выступают основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, закрепленным в учетной политике организации.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в размерах не выше 2,2% налоговой базы. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
По этому налогу законом предусмотрена широкая система льгот. Из-под обложения выведены отдельные категории плательщиков.
Список использованных источников
Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 507с. (Высшее образование)
Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов/ под ред. И.А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 655с.
Налоги и налогообложение: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред.Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 311с.
Налоговый Кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Издательство “Омега-Л”, 2007. – 694с. – (Кодексы Российской Федерации)
Перов, А.В., Толкушкин, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 939с. – (Основы наук)
Тарасова, В.Ф. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2007. – 320с.