Содержание
Введение
1. Экономическое содержание категории «прибыль» и виды прибыли
2. Информационная база и характеристика нормативно-законодательных документов для анализа финансовых результатов. Задачи анализа финансовых результатов
3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
4. Факторный анализ прибыли от продаж на примере конкретного предприятия
5.Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукцией (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности организации обеспечивает укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту его инвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной и финансовых сферах. Отсюда определение экономического содержания финансового результата деятельности предприятия, раскрытие задач анализа и формирование методики проведения анализа занимают центральное место в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности.
Для любого предприятия получение финансового результата означает признание обществом (рынком) полезности его деятельности или получение выручки от реализации производственного на предприятии продукта в форме продукции, работ, услуг.
Ведущие экономисты в области экономического анализа и финансового менеджмента большое внимание уделяют в своих исследованиях изучению финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, однако подходят к определению экономического содержания данного понятия в различных аспектах и с разной степенью детализации.
Например, А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин, раскрывая предлагаемую ими методику анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия, отмечают, что «финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного каптала отчетного периода»1. Данное определение корреспондирует с определением выручки по Международным стандартам учета и финансовой отчетности. Авторы относят к наиболее важным показателям финансовых результатов: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного года; нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода.
В работе, посвященной анализу хозяйственной деятельности в промышленности, Н.А. Русак и другие авторы рассматривают понятие «конечный финансовый результат», под которым понимается прибыль, представляющая «… собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом»2. Авторами выделяются следующие показатели прибыли: балансовая, налогооблагаемая; льготная; остающаяся в распоряжении предприятия и чистая прибыль.
Под финансовым результатом деятельности предприятия О.В. Ефимова понимает прибыль, в то же время отмечает, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым, обладают собственники»3, и в мировой практике под ним подразумевается «прирост чистых активов»4.
Имеются различия и в подходе к составу и последовательности аналитических процедур, проводимых при анализе финансовых результатов деятельности предприятия; выделяются различные задачи анализа финансовых результатов.
Темой данной курсовой работы является рассмотрение методики проведения анализа финансовых результатов деятельности организации. Актуальность данной темы подтверждается тем, что показатели прибыли являются важнейшими качественными показателями оценки деятельности предприятия, а поскольку руководство организации интересует, прежде всего, прибыль от продаж, которая характеризует эффективность управления текущей производственной деятельностью, то данному показателю уделяется особое внимание и в курсовой работе будет рассмотрен факторный анализ именно прибыли от продаж.
К задачам данной работы можно отнести следующие: определение экономического содержания и видов финансовых результатов деятельности организации; раскрытие информационной базы анализа финансовых результатов и определение задач данного анализа, а также проведение анализа финансовых результатов на основе конкретных данных.
Для написания данной работы использовался материал различных учебников, учебных пособий и научных трудов по комплексному экономическому анализу, анализу финансовой отчетности, финансовому анализу хозяйственной деятельности, а также статьи из периодических изданий (журнал «Экономический анализ» и другие).
1. Экономическое содержание категории «прибыль» и виды прибыли
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем выше величина прибыли и уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Прибыль характеризует превышение результата производственно-финансовой деятельности предприятия над всеми его затратами как живого, так и овеществленного труда, выраженными в денежной форме.
В хозяйстве прибыль применяется для обеспечения сбалансированности экономики. Важнейшим условием успешного решения этой задачи является полная увязка объема работ с наличием ресурсов. Она достигается путем составления на каждом предприятии баланса доходов и расходов, показатели которого определяются на основе производственного плана.
Данные о прибыли необходимы при определении размера потребности предприятий в кредитах банка. Посредством увязки суммы кредитных ресурсов с собственными средствами предприятия, направляемыми на покрытие расходов, создаются необходимые предпосылки для сбалансированного, более полного и рационального использования в стране временно свободных денежных средств, ускорения оборота ресурсов в хозяйстве.
Прибыль используется в экономике для укрепления коммерческого механизма в работе субъектов хозяйствования. Поскольку наличие прибыли - одно из главных условий коммерческой деятельности предприятий, борьба коллективов за рост этого показателя требует улучшения внутреннего содержания коммерческого расчета. Материальная заинтересованность работников предприятия в росте прибыли побуждает эффективнее использовать основные фонды, повышать производительность труда, снижать материальные затраты на единицу продукции. Так, посредством прибыли можно укрепить коммерческие принципы деятельности предприятий.
Прибыль также используется для определения сроков окупаемости затрат на мероприятия по строительству и модернизации основных фондов, внедрению в производство новых, более совершенных научных разработок.
Показатель прибыли учитывается при изменении организационной структуры управления предприятием.
Показатели прибыли необходимы для осуществления повседневного контроля за работой структурных подразделений предприятий и выявления возможностей получения каждым из них в отдельности более высокого конечного суммарного эффекта от выполняемой работы. Контроль за правильным расходованием ресурсов на предприятии проводится на всех стадиях деятельности разными методами. Прежде всего, его осуществляют при составлении плана прибыли.
Таким образом, прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.
Итак, понятием «прибыль» оперируют постоянно, причем, часто не задумываясь о смысловом содержании; более того, нередко прибыль олицетворяют с денежными средствами. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли; два из них – с условными названиями «экономический" и «бухгалтерский» - можно рассматривать как базовые. Суть первого – в исчислении прибыли по результатам изменения рыночных оценок чистых активов фирмы; суть второго - в ее расчете как разницы между доходами и затратами (расходами) фирмы, относимыми к отчетному периоду.
В соответствии с первым подходом экономическая прибыль-это прирост капитала собственников фирмы (за исключением операций по преднамеренному его изменению), имевший место в отчетном периоде и проявляющийся в увеличении ее чистых активов, исчисляемых как капитализированная стоимость будущих чистых поступлений за минусом обязательств. Можно рассчитать прибыль более простым способом: как изменение рыночной капитализации за период, за исключением эффекта, обусловленного операциями по преднамеренному изменению капитала фирмы:
Pn= MV1-MV2,
где Pn-чистая прибыль за период;
MV1-рыночная капитализация на начало отчетного периода;
MV2-рыночная капитализация на конец отчетного периода.
В основе бухгалтерского учета - факты хозяйственной деятельности. Поэтому « … бухгалтер предпочитает оперировать не тем, что «может быть», а тем, что «есть, имеет или имело место», причем любой факт, отражаемый в системе учета, должен быть оформлен документально»5. Следовательно, вполне логично, что бухгалтерская прибыль исчисляется как превышение документально подтвержденных совокупных доходов над совокупными затратами. Итак, бухгалтерская прибыль – это положительная разница между доходами предприятия, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников предприятия, и его затратами (расходами), понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников предприятия, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала:
Pn=R-Ex,
где Pn- чистая прибыль за период;
R-; общая сумма доходов за период
Ex- общая сумма расходов (затрат) за период.
В соответствии с другим определением, экономическая прибыль (от англ., economic profit) - разница между совокупными доходами и совокупными экономическими издержками, включающими (вмененные) издержки. Прибыль экономическую следует отличать от бухгалтерской прибыли, исчисляемой как разность между валовым доходом и явными издержками, включающими лишь фактические затраты (отраженные в бухгалтерской отчетности). При расчете прибыли экономической в экономических (вмененных) издержках любого ресурса, используемого для производства товара, помимо явных издержек, учитываются также и неявные (не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации), то есть условно включаемые в сумму бухгалтерской прибыли. При всех условиях фирма стремится производить такое количество продукции, которое обеспечивает ей максимальный доход и минимальные потери. При сравнении общих (валовых) издержек производства и общего (валового) дохода фирме имеет смысл производить продукцию, если она будет получать прибыль экономическую. При отрицательной экономической прибыли рационален уход фирмы с рынка. В условиях долговременного равновесия экономическая прибыль всех фирм стремится к нулю, но эта тенденция означает, что сама отрасль является конкурентной. Только те фирмы, которые имеют собственные технические патенты или иные преимущества, позволяющие выпускать продукцию с более низкими, чем у других, издержками, на краткосрочном этапе получат повышенную экономическую прибыль.
Если же мы обратимся к Налоговому Кодексу РФ, то увидим разделение прибыли на бухгалтерскую прибыль и прибыль для целей налогообложения, величина которых часто не совпадает из-за разницы в методах определения прибыли.
Прибыль:
для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов
для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета — налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий — управленческий).
В соответствии с другими классификациями прибыли выделяют также прибыль налогооблагаемую и не облагаемую налогом. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечного эффекта.
По характеру инфляционной очистки прибыли некоторые авторы выделяют номинальную и реальную прибыль. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной суммы прибыли за анализируемый период, скорректированной на индекс инфляции в соответствующем порядке.
По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода, прибыль отчетного периода и планируемую прибыль.
По регулярности формирования прибыль делится на регулярно формируемую и так называемую «чрезвычайно» формируемую. В рыночной экономике данный вид прибыли характеризует необычный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее получения.
По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, выделяют капитализированную и потребляемую части. «Капитализированная прибыль представляет собой ту ее часть, которая направляется на финансирование прироста активов, а потребляемая – ту часть, которая израсходована на выплату собственникам, персоналу или социальные программы предприятия»6.
Также в некоторой литературе можно встретить упоминание об избыточной прибыли, которая имеет несколько форм (Кодацкий), например, избыточная прибыль первой формы образуется в результате деятельности субъектов хозяйствования в более благоприятных природных условиях и в первую очередь возникает в сельском хозяйстве и добывающей промышленности, а избыточная прибыль второй формы появляется, если предприятие работает в более благоприятных экономических условиях, созданных обществом и может образовываться во всех отраслях производства. Данный автор также выделяет неожиданную прибыль.
Кроме того, в литературе разделяют прибыль по видам деятельности предприятия на прибыль от производственной , инвестиционной и финансовой деятельности ( косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на более выгодных, чем среднерыночные, условиях) .
Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, что находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Если ориентироваться на бухгалтерскую прибыль, то из формулы ее определения следует очевидный вывод: если в алгоритме расчета последовательно учитывать те или иные однородные доходы и расходы, то можно получить несколько показателей прибыли. Например, можно рассматривать доходы и расходы, связанные с основной деятельностью, а можно принять во внимание внереализационные доходы и расходы,- очевидно, что величина прибыли изменится. Подобное последовательное принятие во внимание логически сопоставимых доходов и расходов полезно и информативно, поскольку позволяет исчислить финансовый результат по отдельным совокупностям фактов хозяйственной жизни, отличающихся друг от друга, но оказывающих влияние на конечный финансовый результат. Кроме того, в результате подобных расчетов могут быть получены несколько последовательно развертываемых и соответственно взаимосвязанных показателей прибыли, которые несут самостоятельные аналитико-познавательные значения. Эта идея как раз реализована в отчете о прибылях и убытках, в котором мы можем видеть целую систему показателей прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль отчетного периода. В данной форме представлена система формирования прибыли предприятия по правилам бухгалтерского учета.
Валовая прибыль представляет разницу между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. Понятие валовой прибыли тождественно понятию маржинальная прибыль (валовая маржа), которая представляет собой разницу между выручкой-нетто и переменными затратами.
Для расчета прибыли от продаж необходимо определить разницу между той же выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя коммерческие и управленческие расходы. Прибыль от продаж – это финансовый результат от основной деятельности предприятия (производства продукции или услуг, продажи товаров)7. Прибыль от продаж образуется как результат покрытия валовой прибылью коммерческих и управленческих расходов. Это главный элемент прибыли до налогообложения, который у нормально функционирующей организации составляет основу чистой прибыли и отражает роль маркетинговых и производственных факторов в формировании финансовых результатов. Убыток от продаж свидетельствует о неэффективном ведении хозяйственной деятельности, что требует выявления причин высоких расходов, оценки ценовой политики организации.
Для расчета следующего показателя прибыли – прибыли до налогообложения необходимо учитывать, что помимо доходов и расходов по обычным видам деятельности, организация также получает прочие доходы и несет прочие расходы , не связанные с предметом деятельности организации. К ним могут быть отнесены:
Операционные доходы: 1.Поступления, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации. 2. Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров. 3. Проценты, полученные за предоставление в пользование денежные средства организации, а также проценты за пользование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке. 4.Прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества). 5. Закрытие неиспользованных резервов. 6.Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности. 4. Прочие операционные доходы. |
Операционные расходы: Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации. Расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций. Расходы, связанные с продажей основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров. Убытки, полученные в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества). Отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и другие) Прочие операционные расходы (суммы отдельных видов налогов и сборов, которые по законодательству относятся на финансовые результаты - налог на имущество, налог на рекламу и другие). |
Перечень операционных доходов и расходов является закрытым.
Стоит обратить внимание, что в форме №2 предусмотрены отдельные статьи «Проценты к получение», «Проценты к уплате», «Доходы от участия в других организациях». Однако они не являются обязательными для заполнения, если являются несущественными для оценки финансовых результатов организации. Тогда суммы эти операционных расходов отражаются в составе прочих. В ином случае эти статьи показываются самостоятельными строками, причем требование существенности может привести к дальнейшей детализации отдельных доходов и соответствующих им расходов. При этом организация должна дать разъяснения в отчетности по данному вопросу.
Для расчета прибыли до налогообложения также следует учитывать внереализационные доходы и расходы, «…которые возникают в связи с хозяйственными операциями и фактами хозяйственной жизни, не относящимися к обычным видам деятельности и прочей операционной деятельности. Они непосредственно не связаны с процессом производства и обращения. Иначе говоря, внереализационные доходы не являются заработанными, внереализационные расходы не относятся к числу расходов, объективно необходимых для ведения хозяйственной деятельности. Перечень данных расходов и доходов является открытым»8.
В качестве примера можно привести следующие доходы и расходы:
Внереализационные доходы Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров (полученные и к получению). Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году. Положительные курсовые разницы по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте. Прочие внереализационные доходы. |
Внереализационные расходы 1. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров (уплаченные и к уплате). 2. Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году. 3. Суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания. 4. Отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте. 5. Прочие внереализационные расходы (судебные издержки, арбитражные сборы и другое). |
Стоит отметить тот факт, что в форме отчетности № 2 «Отчет о прибылях и убытках» операционные и внереализационные доходы отражаются по статье «Прочие доходы», а одноименные доходы и расходы по статье «Прочие расходы».
Прибыль до налогообложения характеризует величину общего экономического эффекта, полученного от финансово-хозяйственной деятельности в обычных условиях функционирования организации. Ее формирование в значительной степени может определяться финансовыми результатами по операциям, не относящимся к обычным видам деятельности, в частности внереализационным. Не исключено, что существенная сумма прибыли от продаж теряется в результате прочих убытков.
Таким образом, прибыль (убыток) до налогообложения определяется расчетным путем как сумма всех прибылей и доходов, уменьшенная на сумму всех убытков и расходов. Данный показатель адекватен показателю «бухгалтерская прибыль».
Конечным финансовым результатом деятельности организации является чистая (нераспределенная) прибыль, которая рассчитывается в отчете о прибылях и убытках по формуле:
Прибыль (убыток) до налогообложения - Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
Чистая прибыль является важнейшим показателем, обобщающим результаты хозяйственной деятельности. Аналитическое значение этого показателя обусловлено разнообразными и многочисленными факторами его формирования. Оценка роли этих факторов позволяет анализировать качество прибыли, реальный прирост капитала, прогнозировать изменение финансовых результатов, оценивать качество управленческих решений руководства организации в отчетном году. Роль показателя чистой прибыли обусловлена также и тем, что он показывает возможности и границы направления капитала организации на цели расширенного воспроизводства и выплату доходов собственникам (участникам и учредителям организации) по результатам отчетного года.
Также может рассчитываться показатель чистой прибыли на 1 рубль прибыли от продаж.
Нераспределенная прибыль отчетного периода представляет собой чистую прибыль за минусом дивидендов и характеризует прирост капитала, достигнутый в отчетном году в результате ведения хозяйственной деятельности.
В зарубежной практике используются аналитические показатели, рассчитываемые также на основе отчета о прибылях и убытках,- показатели операционной прибыли и финансовые коэффициенты, которые используются для оценки эффективности хозяйственной деятельности, способности покрывать расходы и генерировать прибыль:
1) earnings before interest and taxes (EBIT)- прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (показатель близок прибыли от продаж в российском отчете о прибылях и убытках). Он используется для оценки величины дохода, покрывающего задолженность перед бюджетом (по налогу на прибыль) и кредиторами (в части расходов по обслуживанию долга, отражаемых в составе в составе операционных расходов) и достаточного для формирования чистой прибыли как источника финансирования расширенного воспроизводства и выплаты дивидендов; доходности активов при осуществлении инвестиционных мероприятий в сравнении со средневзвешенной стоимостью капитала; влияния роли финансовых факторов (доли заемных средств в структуре капитала и процентной ставки за пользование заемными средствами) на чистую прибыль и рентабельность собственного капитала; значений коэффициента покрытия расходов по обслуживанию долга (доход до выплаты процентов и налога на прибыль (проценты к уплате);
2) earnings before interest, taxes, deprecation and amortization (EBITDA)- прибыль до вычета амортизации, выплаты процентов и налога на прибыль. Используется, как и предыдущий показатель, для оценки доходности и возможностей компании покрывать расходы. На его основе рассчитывается коэффициент покрытия как доля EBITDA в выручке от продажи;
3) сумма чистой прибыли и амортизации – показатель денежного потока, очищенного от обязательств-процентов за кредит и налоговых платежей, который характеризует величину дохода, остающегося в распоряжении организации на цели простого и расширенного воспроизводства; на выплату доходов собственникам. На основе приведенных показателей можно построить следующую схему, которая не дублирует заложенный в отчете о прибылях и убытках алгоритм формирования конечного финансового результата, при этом под переменными расходами (затратами) следует понимать затраты сырья, труд и некоторые накладные расходы, имеющие следующую объединяющую их особенность - они изменяются пропорционально объему производства, причем в расчетах нередко делается допущение о прямой пропорциональной зависимости.
Под условно-постоянными расходами (затратами) понимаются расходы, величина которых существенным образом не зависит от изменения объема производства (например, управленческие расходы, значительная часть коммерческих расходов).
Схема:
Переменные расходы (затраты) |
Выручка от продаж (нетто) |
Прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов (EBITDA) |
Условно-постоянные расходы (затраты) |
Прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль) |
Проценты к уплате |
Прибыль до вычета налогов |
Налоги и прочие обязательные платежи |
Чистая прибыль (прибыль к распределению) |
Показатель прибыли, исчисляемый как разница между выручкой от реализации и переменными затратами, также называется маржинальным доходом (прибылью), который обеспечивает покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Обособление показателей прибыли, приведенных в схеме, вызвано не только логикой формирования итогового финансового результата, но и тем обстоятельством, что отдельные показатели прибыли в известном смысле ориентированы на различные категории пользователей. Например, поставщики заемного капитала должны получать на регулярной основе проценты как плату за предоставленный ими капитал. Из схемы видно. Что формальным источником процентов является прибыль до вычета процентов и налогов. Если эта прибыль устойчиво мала, слишком вариабельна в динамике или имеет место тенденция к ее понижению, то отношение кредиторов к фирме как финансовому реципиенту может существенно ухудшиться.
2. Информационная база и характеристика нормативно-законодательных документов для анализа финансовых результатов. Задачи анализа финансовых результатов
Информационное обеспечение анализа и принятия решений по управлению финансовыми результатами деятельности предприятия формируется за счет внешних и внутренних источников информации.
К внешним источникам относятся9:
1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информационных показателей этой группы служит основой анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия. Это необходимо при разработке комплексной политики управления прибылью, осуществления инвестиционной деятельности, выявления резервов роста прибыли, ориентируясь на достигнутый уровень среднеотраслевых показателей. К данной группе показателей относятся: национальный доход, чистый доход, среднеотраслевые нормы прибыли, средние нормы банковского процента, ставки налога на прибыль, данные об инфляции, ставка рефинансирования.
2.Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка. Система показателей данной группы является необходимой для оценки, анализа и принятия решений в области ценовой политики и доходов по операционной деятельности, привлечения капиталов из внешних источников, определения затрат по обслуживанию дополнительно привлекаемого капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных финансовых вложений. В состав этих показателей включаются объемы продаж, свободные рыночные ниши, эластичность по цене и доходу, кредитные проценты в зависимости от сумм и сроков предоставления.
3. Показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов. Система информационных показателей этой группы используется для осуществления оперативного анализа и регулирования отдельных аспектов формирования и использования прибыли. К ним относятся цены на сырье, комплектующие, материалы, на продукцию конкурентов, на товары-заменители, рентабельность хозяйственной деятельности конкурентов и контрагентов.
К внутренним источникам информации относятся10:
1. Показатели финансового учета предприятия. Среди этих показателей можно отметить следующие: масса годовой валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. На основе этих показателей осуществляется обобщенный анализ, прогнозирование и текущее планирование прибыли. Источником данной информации являются данные финансовой отчетности. Преимуществом показателей финансовой отчетности является их унификация, что позволяет использовать типовые методики анализа и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным вопросам формирования и использования прибыли. Данная информация обеспечивает высокую степень надежности и регулярности сведений, а также сопоставимость с показателями других предприятий. Недостатком финансовой отчетности является обобщенность информации в целом по предприятию, выражение ее только в стоимостных измерителях. Из форм бухгалтерской отчётности используют: бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива); отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам и является главным источником информации о формировании и использовании прибыли, а также информационной базой анализа является учетная политика предприятия на анализируемой период, бизнес-план о себестоимости, продажной стоимости-нетто, рентабельности продаж, балансовой стоимости и рентабельности активов.
2. Показатели управленческого учета. Управленческий учет включает не только стоимостные, но и натуральные показатели. Он может быть структурирован в любом разрезе: по центрам ответственности; по видам деятельности; по видам продукции; по видам ресурсов; по регионам деятельности. В процессе построения системы информационного обеспечения анализа и управления прибылью в управленческом учете формируются показатели, отражающие объем деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов.
3. Нормативно-справочные показатели. Основу этой системы показателей составляют различные нормы и нормативы, разработанные в рамках самого предприятия –нормативы численности, нормативы затрат времени, нормативы обслуживания, нормативы удельных расходов сырья и материалов и так далее. Эта система показателей дополняется различными справочно-нормативными показателями, действующими в целом по стране или в отрасли: нормы амортизационных отчислений, нормы отчислений прибыли в резервный фонд, ставки налогов, сроки уплаты налогов и так далее.
Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную не только на эффективное текущее и оперативное управление формированием и использованием прибыли, но и на принятие стратегических решений.
Законодательной базой определения доходов и расходов предприятия является Налоговый Кодекс РФ, содержащий требования к определению доходов и расходов, их классификации, порядку признания и оценке. В настоящее время эффективная организация и ведение бухгалтерского учета невозможны вне взаимосвязи с учетом для целей налогообложения. В сложившейся ситуации одним из направлений совершенствования отечественной теории учета становится изучение различий между бухгалтерским и налоговым учетом.
Положениями главы 25 НК РФ введено понятие налоговых регистров, которые выступают связующим звеном между первичными документами и налоговыми расчетами, с одной стороны, с другой – структурируют бухгалтерскую информацию, что дает значительное количество сведений не только для расчета налогов, но и для различных аналитических процедур.
Информационная база бухгалтерского и налогового учета едина. Отличие состоит в способах и приемах группировки, систематизации, обработки этой информации в соответствии с конкретными целями: достоверным отражением фактов финансово-хозяйственной деятельности организации или корректного исчисления ее налоговых обязательств согласно установленного порядку.
Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.
Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования для выявления резервов с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Основными задачами анализа финансовых результатов являются11:
-систематический контроль за формированием финансовых результатов;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов;
- анализ оценка качества прибыли;
- разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.
3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли. Внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации; результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну.
Внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности.
По масштабам деятельности можно выделить анализ прибыли по предприятию в целом; по структурному подразделению; по отдельным изделиям.
По объему исследования также выделяют полный и тематический анализ прибыли. Полный - проводится с целью изучения всех аспектов формирования, распределения и использования в комплексе.
Тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли.
По периоду и глубине проведения анализа выделяют предварительный анализ прибыли; оперативный (проводится в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли); последующий (углубленный), который осуществляется по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим анализом, выявления факторов, повлиявших на финансовые результаты, для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого предприятием бизнес-плана; детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.
В процессе анализа финансовых результатов используются следующие показатели прибыли: маржинальная прибыль - разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами (переменные затраты) по реализованной продукции); прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода; общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) включает финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные расходы и доходы; чистая прибыль – та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений; капитализированная прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов; потребляемая прибыль – та часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу организации или на социальные программы.
Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала - общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала - чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия – капитализированная (реинвестированная) прибыль.
Также необходимо учитывать неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат - чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочнения своих рыночных позиций. Государство в первую очередь интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность предоставляла сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.
Одним из основных источников информации для проведения финансового анализа и соответственно базой для принятия управленческих решений является бухгалтерская отчетность, представляющая собой итоговую систему данных об имущественном и финансовом состоянии предприятия и о результатах его финансово-хозяйственной деятельности. Менеджеры предприятия используют данные бухгалтерской отчетности наряду с внутренними источниками информации, в том числе учетного характера. Большая часть этой внутренней информации является конфиденциальной, а, следовательно, недоступной для принятия управленческих решений в отношении организации внешними пользователями. Для последних бухгалтерская отчетность представляет собой порой единственный источник информации о конкретном предприятии. В этом смысле бухгалтерская финансовая отчетность выступает как средство коммуникации между различными субъектами рынка.
Объем и общий характер информации, содержащийся в бухгалтерской отчетности, ограничивает возможности анализа. Однако умение читать отчетность, знание методов и методик анализа позволяют достаточно полно и объективно оценить многие направления финансового состояния организации, увидеть причины их изменения, сделать прогноз на перспективу и принять соответствующие управленческие решения.
Теоретической базой анализа финансовых результатов организации является принятая для всех организаций, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма, основанная на формировании прибыли в соответствии с формой № 2 бухгалтерской отчётности «Отчёт о прибылях и убытках». Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка как независимые товаропроизводители, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.
В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов (горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный анализ). В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год, а также провести факторный анализ и выявить резервы роста прибыли.
В процессе горизонтального анализа финансовых результатов, в процессе которого отслеживаются изменения каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом. Данный анализ заключается в построении одной или нескольких таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста или снижения. Цель данного анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных показатели прибыли за определенный период времени и дать оценку этим изменениям. Данный анализ позволяет изучить динамику показателей. Вариантом горизонтального анализа является трендовый анализ, при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики соответствующего показателя.
Цель вертикального анализа - расчет удельного веса отдельных показателей в общем итоге и оценке этих изменений.
Следующим направлением анализа является факторный анализ, с помощью которого определяется влияние отдельных факторов на показатели финансовых результатов. Также факторный анализ позволяет выявить причины изменений показателей прибыли, а значит разработать соответствующие рекомендации.
Особое внимание в процессе анализа финансовых результатов следует обратить внимание на наиболее значимую и существенную статью их формирования - прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее.
Поскольку руководство организации интересует, прежде всего, прибыль от продаж, которая характеризует эффективность управления текущей производственной деятельностью, то данному показателю уделяется особое внимание, поэтому в дальнейшей части курсовой работы будет приведена методика факторного анализа прибыли от продаж.
Вообще в настоящее время существует несколько методик факторного анализа прибыли от продаж. Принципиальное их различие заключается в количестве определяемых факторов и в источниках информации, используемых для проведения анализа. Однако наиболее реальное значение имеет применение методики факторного анализа, основанной на данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности « Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения прибыли от продаж под влиянием следующих факторов: изменения объема продаж; изменения уровня валовой прибыли; изменения уровня коммерческих расходов и уровня управленческих расходов.
В соответствии со второй методикой факторного анализа прибыли от продаж (Л. А. Донцова, Н.К. Никифорова) на изменение прибыли от продаж влияют следующие факторы:
1)изменение цен;
2) изменение объема продаж (в количественном выражении);
3) изменения уровня себестоимости продаж;
4) изменение уровня коммерческих расходов;
5) изменение уровня управленческих расходов
Практически все данные также берутся на основании формы № 2. Также необходимо учитывать средний индекс потребительских цен (можно использовать также средний уровень инфляции).
Следующая методика анализа прибыли от продаж ориентирована на данные управленческого учета и приводится в учебных пособиях А.Д. Шеремета, Л. Т. Гиляровской и других авторов. В соответствии с ней на изменение прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:
изменении физического объема продаж (прямое влияние);
изменение себестоимости отдельных видов продукции (обратное влияние);
изменении цен на отдельные виды продукции (прямое влияние);
изменение структуры реализованной продукции, то есть соотношение отдельных видов продукции с разными уровнями рентабельности;
изменение управленческих и коммерческих расходов
Для проведения факторного анализа по данной методике необходимо составить таблицу по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
4. Факторный анализ прибыли от продаж на примере конкретного предприятия
Оценить состав и динамику элементов формирования прибыли от продаж и чистой (нераспределенной) прибыли следует на основе достоверных данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» с учетом разделения прочих доходов и расходов на операционные и внереализациионные.
Для проведения анализа динамики и состава прибыли составим таблицу.
Таблица № 1:
№ п/п | Показатель | Отчетный год | Предыдущий год | Отклонение (гр.1-гр.2) | Уд. вес, % | Отклонение в % | Темп роста в % | |
отчетный год | предыдущий год | |||||||
1 | Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг) | 2497318 |
2248000 |
+249318 | 100 | 100 |
- |
100,7% |
2 | Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг) | 1336925 |
1049325 |
+287600 | 53,54 | 46,68 | +6,86 | 127,40% |
3 | Валовая прибыль (п.1-п.2) | 1160393 | 1198675 | -38282 | 46,47 | 53,33 | -6,86 | 96,806% |
4 | Коммерческие расходы | 61420 | 28430 | +32990 | 2,46 | 1,27 | +1,194 | 216,04% |
5 | Управленческие расходы | 484571 | 391410 | +93161 | 19,40 | 17,42 | +1,99 | 123,8% |
6 | Прибыль (убыток) от продаж (п.1-п.2-.п4-п.5) | 614402 |
778835 |
-164433 | 24,61 | 34,65 | -10,04 | 78,89% |
7 | Операционные доходы | 47000 | +47000 | 1,89 | +1,89 | 100 % | ||
8 | Операционные расходы | 116200 | 118300 | -2100 | 4,66 | 5,26 | -0,61 | 98,23% |
9 | Внереализационные доходы | 154100 | 74300 | +79800 | 6,17 | 3,31 | +2,87 | 207,4% |
10 | Внереализационные расходы | 64900 | 151500 | -86600 | 2,60 | 6,74 | -4,15 | 42,84 % |
11 | Прибыль (убыток) до налогообложения (п.6+п.7-п.8+п.9+п.10+п.11+п.12-п.13) | 634402 |
583335 |
+51067 | 25,40 | 25,95 | -0,55 | 108,75% |
12 | Налог на прибыль и другие обязательные платежи | 152256 |
140000 |
+12256 | 6,097 | 6,23 | -0,13 | 108,75 % |
13 | Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 482145 |
443335 |
+38810 | 19,31 | 19,73 | -0,41 | 108,75% |
Как свидетельствует обобщающая информация данной таблицы о состоянии и динамике всех существенных показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности организации, к ним относятся не только различные виды прибыли, но и такие важнейшие финансовые инструменты, как выручка от продаж, полная себестоимость произведенной и реализованной продукции, товаров (работ, услуг) и другие.
Горизонтальный анализ показал, что в отчетном году по сравнению с прошлым выручка увеличилась на 249 318 тыс. руб. темп роста выручки от продажи составил 100,7 %, что означает, что в отчетном году выручка увеличилась на 0,7 % по сравнению с прошлым годом; себестоимость проданных товаров – на 287 600 тыс. руб. (возросла на 27,408 % по сравнению с прошлым годом). При этом валовая прибыль уменьшилась 38 282 тыс. руб. (по сравнению с прошлым годом прибыль снизилась на 3,19 %).
В отчетном году по сравнению с предыдущим возросла величина управленческих и коммерческих расходов на 32 990 тыс. руб. и 93 161 тыс. руб. соответственно (темп роста составил соответственно 216,04% и 123,8 % - то есть коммерческие расходы увеличились на 116,04 % , а управленческие – на 23,8 %). Дальнейший анализ должен быть направлен на изучение причин и обоснованности увеличения данных расходов.
Величина прибыли от продаж в отчетном году уменьшилась на 164 433 тыс. руб. (на 21,11 %) , а прибыль до налогообложения и чистая прибыль в отчетном году превысили показатели отчетного года на 51 067 тыс. руб. и 38 810 тыс. руб. соответственно (темп роста чистой прибыли и прибыли до налогообложения составил 108,75 %). От продажи основных средств и прочего имущества получен отрицательный финансовый результат, обеспечивающий снижение прибыли отчетного года на 69 200 тыс. руб.
Таким образом, прирост общей суммы прибыли до налогообложения обусловлен увеличением операционных и внереализационных доходов на 47 000 тыс. руб. и 79 800 тыс. руб. (на 100% и 107,4 % соответственно), снижением внереализационных расходов на 86 600 тыс. руб. (на 57,6 %) . и операционных расходов на 2100 тыс. руб. (на 1,77%) , а учитывая уменьшение прибыли от продаж в отчетном году на 164 433 тыс. руб. получается, что в конечном результате прибыль до налогообложения в отчетном году возросла на 51 0678 тыс. руб.
Данные таблицы также позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечные финансовые результаты - чистую прибыль (убыток), то есть провести вертикальный (структурный) анализа, с помощью которого определяется изменение соответствующих статей бухгалтерской отчетности. Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи продукции – 96, 84% за отчетный год, что ниже аналогичного показателя в прошлом году на 36. 68 %.
Данный анализ в целом показал, что имеют место отрицательно складывающиеся в отчетном году по сравнению с прошлым годом тенденции, выразившиеся в увеличении удельного веса затрат на 6.86 %, также доли управленческих и коммерческих расходов на 1.194% и 1.99 % соответственно. Также снизился удельный вес валовой прибыли в выручке от продаж на 6.86 %, прибыли от продаж на 10.04 %, прибыли до налогообложения на 0.55 %, чистой прибыли на 0.41 %. Все это заставляет организацию изыскивать возможности и усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых ее средств и повышения эффективности их использования. Однако стоит отметить и положительные тенденции: увеличение доли операционных и внереализационных доходов на 1.89 % и 2.87 % соответственно; снижение доли операционных и внереализационных расходов на 0.61 % и 4.15 % соответственно. Однако увеличение удельного веса прочих доходов свидетельствует о снижении качества прибыли организации.
Финансовому менеджеру совместно с главным бухгалтером следует разработать программу включения выявленных резервов (сумма выявленных резервов составила 413 751 тыс. руб.) в производственно-хозяйственную деятельность предприятия на следующий год, предварительно определив причины их возникновения и возможности организации по мобилизации таких резервов в производство.
Для проведения факторного анализа используем данные, приведенные в таблице №1 на основании Отчета о прибылях и убытках из методического руководства по комплексному экономическому анализу (раздел «Финансовый анализ») за «n» год, которые позволяют рассчитать влияние вышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг.
Методика расчета влияния факторов на изменение прибыли от продаж:
1.Расчет изменения прибыли от продаж (∆ P):
∆ Р=614 402-778 835= - 164 433 тыс. руб.
2.Расчет темпа роста объема продаж в денежном выражении (Tv=N1/N0*100-100):
Tv=2 497 318/2 248 000 - 100=11.0906 %.
3. Расчет изменения прибыли за счет изменения объема продаж:
∆P(N) =Tv* П0 (прибыль от продаж предыдущего периода) / 100 = 11.0906 % * 778 835 / 100= 86 377.47 тыс. руб.
За счет роста объема продаж в денежном выражении на 249 318 тыс. руб., прибыль от продаж возросла в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 86 377.47 тыс. руб.
4. Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня валовой прибыли:
∆P (УВП)= ∆ УВП*N1/100,
∆ Р( УВП)= - 6.86 % * 2 49 7318 / 100 = - 171 316.01 тыс. руб.
где УВП - изменение уровня в валовой прибыли в % к выручке, N1-объем продаж в денежном выражении за отчетный период.
Это означает, что прибыль от продаж уменьшилась на 171 316.01 тыс. руб. в связи с уменьшением уровня валовой прибыли (увеличением себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг).
5. Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня коммерческих расходов:
∆P (УКР)= ∆ УКР * N1/100* (-1),
∆P (УКР) = 1.194 * 2 497 318 / 100 * (-1) = -29 817.98 тыс. руб.
где ∆УКР - изменение уровня коммерческих расходов в % к выручке от продаж; N1-объем продаж в денежном выражении за отчетный период.
Так как между величиной коммерческих расходов и величиной прибыли от продаж обратная зависимость, то в связи с ростом коммерческих расходов прибыль от продаж уменьшилась на 29 817.98 тыс. руб.
6. Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня управленческих расходов:
∆)P (УУР)= ∆УУР * N1/100* (-1),
∆)P (УУР) = 1.99 % * 2 497 318 / 100* (-1) = -49 696.63 тыс. руб.
где ∆УУР - изменение уровня управленческих расходов в % к выручке от продаж; N1-объем продаж в денежном выражении за отчетный период.
Так как между величиной управленческих расходов и величиной прибыли от продаж обратная зависимость, то в связи с ростом управленческих расходов прибыль от продаж уменьшилась на 49 696. 63 тыс. руб.
Таким образом, за счет совместного влияния 4 факторов: изменения объема продаж в денежной форме, изменения уровня валовой прибыли, изменения уровня коммерческих и управленческих расходов в отчетном году по сравнению с предыдущим годом прибыль от продаж уменьшилась на 164 433 тыс. руб. Наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж оказало влияние уменьшение уровня валовой прибыли в выручке от реализации.
В соответствии со второй методикой факторного анализа прибыли от продаж (Л. А. Донцова, Н.К. Никифорова) на изменение прибыли от продаж влияют следующие факторы:
1)изменение цен;
2) изменение объема продаж (в количественном выражении);
3) изменения уровня себестоимости продаж;
4) изменение уровня коммерческих расходов;
5) изменении уровня управленческих расходов
Практически все данные также берутся на основании формы № 2. Также необходимо учитывать средний индекс потребительских цен (можно использовать также средний уровень инфляции). Приведем алгоритм расчета:
1.Расчет изменения прибыли от продаж (∆ P):
∆ Р=614 402-778 835= - 164 433 тыс. руб.
2. Расчет изменения прибыли за счет изменения цен:
∆P(Ц) =∆ N ц* R0 / 100 ; R0 = П0 / N 0 * 100 , N =∑ q*Ц; ∆ N ц = N1 – N 1 / J ц; J ц = (100 +(-) ∆ Ц) / 100 ;
где R0-базовый уровень рентабельности; q - объем продаж в количественном выражении; Ц – цена единицы продукции; J ц – индекс цен;
N 1 и N 0- объем продаж в денежном выражении за отчетный и базовый (предыдущий период) в тыс. руб.
∆ N ц = 2 497 318 – 2 248 000 / 1.19 = 608 242.37 тыс. руб.
R0 = 778 834 / 2 248 000 * 100 = 34.65 %
∆P(Ц) = 608 242.37 *34.65 % /100 = 210 729,466 тыс. руб.
2. Расчет изменения прибыли от продаж за счет изменения объема продаж в количественном выражении:
∆P(q) =∆ N q* R0 / 100; ∆ N q = (N 1 – N 0) - ∆ N ц;
∆ N q = (2 497 318- 2 248 000) - 608 242.37 = - 358 924,37 тыс. руб.
∆P(q) = - 35 8924,37 * 34.65 % / 100 = - 124 367. 29 тыс. руб.
3.Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня себестоимости продаж:
∆P(У S) =∆ У S * N 1 / 100 * (-1),
∆P(У S) = + 6.86 % * 2 497 318 / 100 * (-1) = - 171 316,015 тыс. руб.
где У S – уровень себестоимости в выручке от продажи продукции;
4. Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня коммерческих расходов:
∆P (УКР)= ∆ УКР * N1/100* (-1),
∆P (УКР) = 1.194 * 2 497 318 / 100* (-1) = -29 817.98 тыс. руб.
где УКР - изменение уровня коммерческих расходов в % к выручке от продаж; N1-объем продаж в денежном выражении за отчетный период.
5. Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня управленческих расходов:
∆P (УУР)= ∆УУР * N1/100* (-1),
∆P (УУР) = 1.99 % * 2 497 318 / 100* (-1) =- 49 696.63 тыс. руб.
где ∆УУР - изменение уровня коммерческих расходов в % к выручке от продаж; N1-объем продаж в денежном выражении за отчетный период.
Таким образом, за счет совместного влияния 5 факторов: изменения цен; изменения объема продаж в количественном выражении; изменения уровня себестоимости продаж; изменения уровня коммерческих расходов; изменение уровня управленческих расходов в отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль от продаж снизилась на 164 433 тыс. руб.
В связи с ростом цен в среднем на 19 % прибыль от продаж возросла на 210 729,466 тыс. руб.
В связи с уменьшением объема продаж в количественном выражении в отчетном году прибыль от продаж снизилась 124 367. 29 тыс. руб.
Вследствие повышения уровня себестоимости продаж на 6.86 % в отчетном году прибыль снизилась на 171 316,015 тыс. руб.
Вследствие роста уровня коммерческих и управленческих расходов в выручке от продаж на 1.194 % и 1.99 % соответственно в отчетном году прибыль от продаж снизилась на 29 817.98 + 49 696.63 = 79 514.61 тыс. руб.
Рассмотрим еще одну методику факторного анализа прибыли от продаж. Она ориентирована на данные управленческого учета и приводится в учебных пособиях А.Д. Шеремета, Л. Т. Гиляровской и других авторов. В соответствии с ней на изменение прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:
изменении физического объема продаж (прямое влияние);
изменение себестоимости отдельных видов продукции (обратное влияние);
изменении цен на отдельные виды продукции (прямое влияние);
изменение структуры реализованной продукции, то есть соотношение отдельных видов продукции с разными уровнями рентабельности;
изменение управленческих и коммерческих расходов
Для проведения факторного анализа по данной методике составим таблицу по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и другим учетным данным организации:
Показатели | Обозначение и формула для расчета | Предыдущий год | Реализация отчетного года по ценам и затратам предыдущего года | Отчетный год |
Объем реализации в тыс. руб. | N =∑ q*Ц | 2 248 000 | 2 507 419.20 | 2 497 318 |
Себестоимость продаж | S =∑ q*S i | 1 049 325 | 1 170 417.10 | 1 336 925 |
Валовая прибыль | ВП | 1 198 675 | 1 337 002.10 | 1 160 393 |
Управленческие и коммерческие расходы | УКР | 419 840 | 468 289.54 | 545 991 |
Прибыль от продаж | ПП | 778 835 | 868 712.56 | 614 402 |
Для расчета показателей, отраженных в столбце два, необходимо использовать данные об объеме реализации в предыдущем и отчетном годах в натуральном выражении. Известно, что в предыдущем году объем реализации составил 136 900 единиц, а в отчетном -152 700 единиц. Для получения плановых показателей, пересчитанных на фактическую реализацию продукции необходимо рассчитать тем роста объема продаж в натуральном выражении и умножить на плановые показатели.
Алгоритм расчета:
1. Расчет изменения прибыли от продаж за счет изменения физического объема продаж:
∆P (N) = ВП 0 * (∑ q1*Ц0 / ∑ q0*Ц0 – 1);
∆P (N) = 1 198 675 * (2 507 419.20 / 2 248 000 – 1) = 138 327.10 тыс. руб.
2. Расчет изменения прибыли от продаж за счет изменения себестоимости продаж:
∆P ( S ) = ( ∑ q1*S1 - ∑ q1 * S0 ) * (-1) ;
∆P ( S ) = (1 336 925 – 1 170 417.10 ) * (-1)= - 166 507.9 тыс. руб.
3. Расчет изменения прибыли от продаж за счет изменения цен:
∆P (Ц) = (∑ q1*Ц1 - ∑ q1 * Ц0);
∆P (Ц) = 2 497 318 – 2 507 419. 20 = - 101 01.20 тыс. руб.
4. Расчет изменения прибыли от продаж за счет изменения структуры реализованной продукции ;
∆P ( СТР) = ( ∑ q1*Ц0- ∑ q1 * S0 ) – ВП 0 (∑ q1*Ц0 / ∑ q0 * Ц0) ;
∆P ( СТР) = (2 507 419.20 - 1 170 417.10) – 1 198 675 (2 507 419.20 / 2 248 000) = - 0,005 тыс. руб.
5. Расчет изменения прибыли от продаж за счет изменения управленческих и коммерческих расходов:
∆P (УКР) = (УКР 1 – УКР 0) * (-1);
∆P (УКР) = (545 991 - 419 840) * (-1) = - 126 151 тыс. руб.
Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном году по сравнению с предыдущим:
- 164 433 = + 138 327,095 + (- 166 507.9) + (- 10 101.2) + (- 0.005) + 9 126 151 = - 164 433
Таким образом, за счет совместного влияния 5 факторов: изменения физического объема продаж; изменения себестоимости отдельных видов продукции; изменения цен на отдельные виды продукции; изменения структуры реализованной продукции и изменения величины управленческих и коммерческих расходов в отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль от продаж снизилась на 164 433 тыс. руб.
Комплексный факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась за счет одного фактора: увеличения количества реализованной продукции в отчетном году (+ 138 327.09 тыс. руб.).
Остальные факторы привели к понижению прибыли от продаж: наибольшее влияние на уменьшение прибыли от продаж в отчетном году оказало увеличение себестоимости продаж, которое снизило прибыль от продаж на 166 507.9 тыс. руб.; за счет снижения цен в отчетном году на продукцию прибыль от продаж уменьшилась на 10 101. 2 тыс. руб.; за счет сокращения удельного веса более рентабельных видов продукции прибыль от продаж уменьшилась незначительно - на 0,005 тыс. руб.; увеличение величины коммерческих и управленческих расходов снизило прибыль 126 151 тыс. руб.
Приведенные расчеты показывают, что организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от продаж и, прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации, коммерческих и управленческих расходов, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий. Таким образом, суммы резерва повышения прибыли от продаж составила 413 751 тыс. руб.
Однако данная методика факторного анализа в современных условиях из-за трудоемкости используется редко.
5. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности
Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных и внереализационных операций, которые не являются предметом деятельности организаций. Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.
Анализ финансовых результатов от прочей деятельности показал, что в отчетном году финансовый результат от операционной деятельности представлен убытком в размере 69 200 тыс. руб., а в прошлом году организация из-за наличия операционных расходов и отсутствия доходов по таким операциям, уменьшила прибыль до налогообложения на 118 300 тыс. руб. Дальнейший анализ должен быть направлен на выявление причин возникновения операционных расходов и разработку мероприятий по их снижению.
При анализе результатов от внереализационной деятельности было выявлено, в прошлом году организация понесла от данных операций убыток в сумме 77 200 тыс. руб., однако в отчетном году результат от таких операций составил 89 200 тыс. руб., что соответственно привело к увеличению показателя прибыли до налогообложения на данную сумму и является положительной тенденцией, однако доход от внереализационных операций в общем объеме прибыли не должен быть слишком значителен, иначе это будет свидетельствовать о снижении качества прибыли, получаемой организацией.
В структуре общей суммы доходов предприятия в базисном году операционные доходы отсутствовали, а в отчетном составили 1,89 %, что свидетельствует о росте удельного веса данных доходов в общей величине доходов.
Что касается внереализационных доходов, то в отчетном году их удельный вес составил 6,17%, что выше на 2,87 % аналогичного показателя за прошлый год (3,31 %).
Доля операционных расходов в отчетном году снизилась на 0,61 % по сравнению с прошлым годом и составила 4,66 %.
Доля внереализационных расходов в отчетном году снизилась на 4,15 % и составила 2,60 %.
Следовательно, можно отметить положительную тенденцию-снижение удельного веса прочих расходов в общей величине расходов и рост прочих доходов.
Анализ внереализационных доходов и расходов необходимо осуществлять по каждому их виду отдельно. При этом сначала анализируются доходы и расходы, которые занимают больший удельный вес в составе общих расходов. В данном случае более высокий удельный вес составляют внереализационные расходы и доходы.
При анализе отдельных статей внереализационных расходов стоит иметь в виду, что убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и так далее. Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
В заключение анализа необходимо разработать конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение потерь от данных видов деятельности.
Заключение
Прибыль является одной из основных экономических категорий рыночного хозяйства. Как экономическая категория прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Она является показателем, в котором отражаются эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и затратами (расходами) на производство и реализацию с учетом других хозяйственных операций. Убыток, напротив, - это отрицательная разница между доходами и расходами по всем хозяйственным операциям предприятия.
Прибыль характеризуется многоаспектной ролью и многообразием форм, в которых она выступает. Виды прибыли могут быть систематизированы по определенным признакам: по источникам формирования; по видам деятельности предприятия; по составу элементов, формирующих прибыль; по характеру налогообложения прибыли; по характеру инфляционной очистке; по характеру использования и другие.
В международной практике оперируют такими понятиями как: earnings before interest and taxes (EBIT)- прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (показатель близок прибыли от продаж в российском отчете о прибылях и убытках); earnings before interest, taxes, deprecation and amortization (EBITDA)- прибыль до вычета амортизации, выплаты процентов и налога на прибыль.
Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования для выявления резервов с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Основными задачами анализа финансовых результатов являются:
-систематический контроль за формированием финансовых результатов;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов;
- анализ оценка качества прибыли;
- разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.
В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов (горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный анализ). В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год, а также провести факторный анализ и выявить резервы роста прибыли.
Список использованной литературы
Налоговый Кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996г.
Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/ Л.А. Богдановская Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и другие./Под ред. В.И. Стражева.- 2-е изд.- Мн.: Выш. шк.,1996 г.- 363 с.
Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие/ Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник.- 2-е изд., испр. и доп.-М . : ОМЕГА-Л,2006.- 408 с.
Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия : учеб. пособие / С. В. Галицкая.- М. : Эксмо, 2008.-652 с.
Донцова Л.В, Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Дело и Сервис.2005.-368 с.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. / Л.Т. Гиляровская и др.- М. : ТК Велби, Проспект,2008.- 360 с.
Ефимова О.В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет.- 2002.-341 с.
Кодацкий В. П. Прибыль.- М. : Финансы и статистика,2002.-128 с.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник / Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой.И.И. ,Мазуровой.- Спб. : Питер,2009.- 569 с.
Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции.- М.: Финансы и статистика, 2006.-С.24
Мицкевич А. Управление затратами и прибылью. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-192 с
Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности : учеб. посоибе.-4-е изд., испр. и доп.- М. : ИНФРА-М,2007.- 384 с.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М.-1999 г.- с.219
Графова Г.Ф. Анализ финансовых результатов предприятия в новых положениях по бухгалтерскому учету // Финансы.- 2000.- №10.- с. 53-55
Лумпов Н.А. Формула прибыли : подход к анализу и построению // Финансовый менеджмент.- 2005.- № 3.- с. 3-20
Никитин С. Прибыль : теоретические и практические подходы // Мировая экономика и международные отношения.-2002.- №5.-с. 20-27
Попова Л.В. Прибыль в деятельности предприятия и факторы, влияющие на ее величину// Справочник.-2003.-№11.-с. 29-35
1 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М.-1999 г.- с.219
2 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/ Л.А. Богдановская Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и другие./Под ред. В.И. Стражева.- 2-е изд.- Мн.: Выш. шк.,1996 г.- с.6
3 Ефимова О.В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет.- 2002.-с.5
4 Там же. - С.6
5 Комплексный экономический анализ предприятия ; учеб. пособие/ Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой.- Спб. : Питер, 2009.-С.303
6 Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. - М.: Финансы и статистика.-2006.- с.71
7 Донцова Л.В, Никифорова Н.А. Аналтз финансовой отчетности: учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Дело и Сервис.2005.-с.187
8 Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие / под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник-2-е изд., испр. И доп.- М.: Омега-Л,2006.-с. 234
9 Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции.- М.: Финансы и статистика, 2006.-С.24
10 Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции.- М.: Финансы и статистика, 2006.- С. 25
11 Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности : учеб. посоибе.-4-е изд., испр. и доп.- М. : ИНФРА-М,2007.- С. 127