В соответствии с п. 7.7-1 ст. 3 Закона Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль" (в редакции, действующей с 1 января 2007 г.) (далее - Закон о налоге на прибыль) при определении облагаемой налогом прибыли не учитываются расходы на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном Трудовым кодексом Республики Беларусь.
Одновременно согласно п. 1.1.1 ст. 2 Закона Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции, действующей с 1 января 2007 г.) (далее - Закон об НДС) собственным потреблением непроизводственного характера товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (далее - объекты), стоимость которых не относится на издержки производства и обращения, является любое их потребление для собственных нужд, за исключением отнесения на затраты и внереализационные расходы, участвующие в исчислении прибыли, облагаемой налогом на прибыль, дохода, облагаемого подоходным налогом с физических лиц (для индивидуальных предпринимателей) и налогом на доходы. Следовательно, отнесение стоимости объектов, потребленных для собственных нужд, на затраты и внереализационные расходы, не участвующие в исчислении прибыли, облагаемой налогом на прибыль, дохода, облагаемого подоходным налогом с физических лиц (для индивидуальных предпринимателей) и налогом на доходы, для целей исчисления налога на добавленную стоимость (далее - налог, НДС) также является собственным потреблением непроизводственного характера.
Кроме того, той же статьей Закона об НДС установлено, что такие обороты по передаче внутри организации, а также индивидуальным предпринимателем для собственных нужд произведенных и приобретенных объектов, за исключением основных средств и нематериальных активов, для собственного потребления непроизводственного характера, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения, являются объектом налогообложения.
Таким образом, по расходам, не участвующим в определении налогооблагаемой прибыли, у организации возникает объект обложения налогом. Другими словами, расходы на командировки работников сверх установленных норм облагаются НДС.
Вместе с тем в п. 1.17 ст. 3 Закона об НДС сказано, что не подлежат налогообложению обороты по реализации объектов, приобретенных для собственного потребления непроизводственного характера, если суммы налога, уплаченные при приобретении (ввозе), относятся на увеличение их стоимости. Данное положение применяется и в отношении объектов, приобретенных без НДС.
Следовательно, расходы на командировки сверх установленных норм не облагаются налогом, если сумма НДС, уплаченная при приобретении работ, услуг, относящихся к командировочным расходам, отнесена на их стоимость либо если данные работы, услуги приобретены без налога.
Указанное положение применяется по объектам, стоимость которых относится за счет собственных средств организации в 2007 году, независимо от того, когда они были оказаны и оплачены.
Напомним, что в прошлом году стоимость командировочных расходов сверх установленных норм также облагалась НДС. Вместе с тем налогообложение производилось и в тех случаях, когда сумма "входного" налога была отнесена на стоимость работ, услуг, относящихся к командировочным расходам, или налог не был предъявлен продавцом этих работ, услуг.
Одновременно следует обратить внимание на тот факт, что, как и в 2006 году, п. 1.1.1 ст. 2 Закона об НДС, в котором определен объект обложения НДС при собственном потреблении непроизводственного характера объектов, содержит указание о том, что такой объект обложения возникает только по оборотам по реализации объектов на территории Республики Беларусь. Таким образом, если местом реализации объектов не является территория Беларуси, то нет и необходимости в исчислении НДС.
Следовательно, если местом реализации работ, услуг, относящихся к командировочным расходам, не признается территория Республики Беларусь, то при их сверхнормативном потреблении объект налогообложения не возникает.
Поскольку командировочные расходы чаще всего включают в себя транспортные услуги, услуги по найму жилого помещения и суточные, рассмотрим порядок налогообложения по каждому виду этих затрат.
Транспортные услуги
1. Стоимость транспортных услуг по перевозке командированного работника относится за счет собственных источников организации (полностью либо сверх установленных норм).
Исходя из ст. 33 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) местом реализации транспортных услуг является территория Беларуси, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих транспортные услуги, осуществляется на ее территории и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь, так как транспортные услуги не указаны ни в одном из подпунктов п. 1.4 данной статьи. Однако на практике определить место деятельности перевозчика исходя из купленного билета затруднительно.
В 2006 году данный вопрос решался по-другому: транспортная услуга считалась оказанной за пределами Беларуси, если одна из конечных точек маршрута находилась не на ее территории.
Нормы законодательства текущего года позволяют использовать иной подход к налогообложению транспортных услуг в составе командировочных расходов. Как уже указывалось выше, согласно п. 1.17 ст. 3 Закона об НДС не подлежат налогообложению обороты по реализации объектов, приобретенных для собственного потребления непроизводственного характера, если суммы налога, уплаченные при приобретении (ввозе), относятся на увеличение их стоимости. Данное положение применяется и в отношении объектов, приобретенных без НДС.
Следовательно, если в билете, приобретенном на территории Республики Беларусь, предъявлена сумма налога, которая принята к вычету, то при отнесении стоимости билета за счет собственных источников производится исчисление НДС. В случае же, когда данная сумма налога к вычету не принята, а отнесена на стоимость билета, НДС не исчисляется. Порядок вычета суммы налога по приобретенным транспортным услугам по перевозке пассажиров и багажа установлен п. 4 ст. 16 Закона об НДС, согласно которому вычет налога по данным услугам производится на основании проездных документов, в которых указана соответствующая сумма НДС, подтверждающих факт оплаты услуг.
Пример 1
Работник организации принимал участие в семинаре, проходившем в Гродно. Стоимость поездки отнесена за счет собственных источников. К авансовому отчету приложен железнодорожный билет стоимостью 23 600 руб., в том числе НДС - 3 600 руб. Сумма налога к вычету не принята, а отнесена на стоимость билета.
Налогообложение транспортных услуг не производится.
Если в билете, приобретенном на территории Республики Беларусь, предъявлена ставка НДС 0%, налог при непроизводственном характере потребления не исчисляется, так как билет приобретен без налога (сумма налога равна нулю).
Пример 2
Для поездки на семинар в Украину работник приобрел в кассе вокзала Минска билет по маршруту "Минск - Киев". В билете предъявлена ставка НДС 0%. Стоимость билета отнесена за счет расходов, не уменьшающих облагаемую налогом прибыль.
Исчисление НДС по транспортным услугам не производится, так как услуга приобретена без налога.
В соответствии с п. 2 Положения о некоторых особенностях применения налоговых вычетов и исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 397 (по состоянию на 19.03.2007) (далее - Указ № 397), суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами при приобретении у них на территории Беларуси объектов, принимаются к вычету плательщиками в случае, когда такие продавцы состоят на учете в налоговых органах Республики Беларусь в качестве плательщиков налога. Следовательно, если в билете, приобретенном за пределами Беларуси, предъявлена сумма НДС, то ее вычет не производится, так как это предъявление произведено продавцами, не являющимися плательщиками налога в Беларуси. В свою очередь, при отнесении стоимости билета за счет собственных источников налогообложение не производится.
Пример 3
Командированный работник белорусской организации, следовавший из Минска в Тольятти через Москву, приобрел билет в Москве на поезд до Тольятти. В билете указана сумма НДС. Данная сумма налога к вычету не принимается, а относится на стоимость билета.
Следовательно, учитывая положение п. 1.17 ст. 3 Закона об НДС, при отнесении стоимости билета за счет собственных средств организации НДС не исчисляется.
Если в билете, приобретенном за пределами Республики Беларусь, предъявлена нулевая ставка налога, то при отнесении стоимости билета за счет расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль, исчисление НДС также не производится.
Пример 4
Командированный в Москву работник белорусской организации приобрел обратный билет в Минск в кассе московского вокзала. В билете указана ставка НДС 0%.
При отнесении стоимости билета за счет собственных средств организации налогообложение не производится, так как билет приобретен без налога.
2. Стоимость транспортных услуг по перевозке командированного работника относится на затраты, участвующие при исчислении налогооблагаемой прибыли.
Исходя из положений ст. 2 Закона об НДС при отнесении стоимости транспортных услуг по перевозке командированного работника на затраты, участвующие в исчислении облагаемой налогом прибыли (дохода), объект обложения налогом отсутствует.
Учитывая приведенную выше норму Указа № 397, можно сделать вывод, что если билет приобретен на территории зарубежных государств и стоимость билета относится на затраты плательщика, то предъявленная в билете сумма НДС к вычету не принимается, а относится на стоимость приобретенных услуг, поскольку она предъявлена продавцом, являющимся плательщиком налога в ином государстве, а не в Республике Беларусь.
Пример 5
Работник организации приобрел в Смоленске билет на поезд "Минск - Москва" до Москвы. В билете предъявлена сумма НДС. По возвращении работника был составлен авансовый отчет, и стоимость указанной поездки отнесена на затраты организации.
Налогообложение транспортных услуг не производится. Сумма налога, указанная в билете, к вычету не принимается, а относится на стоимость билета.
Если местом приобретения билета является Республика Беларусь (его продавцом является плательщик Беларуси) и стоимость этого билета относится на затраты плательщика, то вычет суммы НДС, указанной в билете, производится на основании этого билета.
Пример 6
Работник организации приобрел билет на поезд "Москва - Прага" для поездки в командировку из Минска в Брест. В билете предъявлена сумма налога.
При отнесении стоимости билета на затраты организации налогообложение не производится. Вычет НДС осуществляется на основании билета.
Услуги по найму жилого помещения
В соответствии с п. 1.3 ст. 33 НК местом реализации объектов признается территория Республики Беларусь, если услуги фактически оказываются на ее территории в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта. Это позволяет сделать вывод, что если услуги по найму жилого помещения оказываются на территории Беларуси, то при их непроизводственном характере потребления возникает объект обложения налогом.
Согласно п. 4 ст. 16 Закона об НДС вычет налога по операциям, не предусматривающим предъявление продавцами первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке, производится на основании иных первичных учетных и расчетных документов. Учитывая данную норму, вычет суммы налога по услугам по найму жилого помещения, оплаченным за наличный расчет, осуществляется на основании предъявленного гостиницей первичного учетного документа, соответствующего требованиям к составлению первичных учетных документов, изложенным в ст. 9 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".
В случае, когда услуги по найму жилого помещения оказываются за пределами Республики Беларусь, при их непроизводственном характере потребления налогообложение не производится, так как местом реализации этих услуг не является территория Беларуси. Соответственно и суммы НДС, предъявленные в гостиничных счетах зарубежных государств, к вычету не принимаются.
Суточные
Налогом облагаются обороты по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь. Поскольку суточные являются денежной выплатой командированному работнику, не относящейся ни к товарам (работам, услугам), ни к имущественным правам на объекты интеллектуальной собственности, то при их выплате за счет собственных источников организации не возникает объекта обложения налогом.
Возмещение расходов на командировку,
полученное от сторонних организаций
Ситуация 1.
Заказчик возмещает подрядчику командировочные расходы, связанные с пребыванием в городе заказчика работников подрядчика, выполнивших ремонт оборудования. Возмещение производится сверх стоимости выполненных ремонтных работ.
Анализ ситуации.
В соответствии со ст. 2 Закона об НДС объектом налогообложения признаются обороты по реализации объектов на территории Республики Беларусь и за ее пределы.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 6 Закона об НДС при определении налоговой базы оборот по реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах.
Таким образом, суммы возмещаемых заказчиком командировочных расходов сверх стоимости ремонтных работ облагаются НДС у подрядчика.
Ситуация 2.
Заказчик отдельно возмещает командировочные расходы водителей, осуществляющих перевозку грузов заказчика.
Анализ ситуации.
В соответствии с п. 13 Положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Министерства экономики и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.04.2001 № 74/8 (по состоянию на 15.09.2004), при формировании тарифов на перевозку грузов в плановую себестоимость включаются затраты, непосредственно связанные с перевозками.
Тарифы на дополнительные работы и услуги, связанные с перевозками (экспедирование, погрузочно-разгрузочные работы, хранение груза, взвешивание груза, перевозка багажа, предоставление в пользование контейнеров, прицепов, прочие аналогичные работы и услуги), формируются перевозчиком или другими организациями - производителями указанных услуг. При этом расходы на оплату за проезд по платным дорогам, мостам, переправам, оплату экологических, местных и иных установленных в соответствии с законодательством сборов, а также командировочные расходы водителей и сопровождающих его лиц в тарифы на перевозку грузов и тарифы на дополнительные работы и услуги не включаются. Указанные расходы дополнительно возмещаются заказчиками или иной стороной в соответствии с договором в случаях, когда перевозчик несет указанные расходы по поручению заказчика.
Общая сумма платы за перевозку груза определяется как сумма платы перевозчика за перевозку груза и за дополнительные работы и услуги, связанные с его перевозкой.
Статьей 7 Закона об НДС установлено, что налоговая база при реализации объектов определяется с учетом положения п. 4 ст. 6 Закона об НДС как стоимость этих объектов, исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) на объекты с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога.
Учитывая изложенное, а также приведенную выше норму п. 2 ст. 6 Закона об НДС, командировочные расходы водителей, которые возмещаются заказчиком транспортных услуг отдельно от стоимости работ, включаются в выручку от реализации товаров (работ, услуг) и подлежат обложению налогом.
Ситуация 3.
Заказчик возмещает расходы на проживание работников подрядчика, выполняющих работы, освобожденные от НДС (ремонт жилого дома).
Анализ ситуации.
Согласно ст. 3 Закона об НДС от налогообложения на территории Республики Беларусь освобождаются обороты по реализации объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда по перечню таких работ, утверждаемому Президентом. В настоящее время действует перечень, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость" (далее - Перечень).
Согласно ст. 3 Закона о налоге на прибыль состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, представляет собой группировку расходов, учитываемых при налогообложении, по следующим элементам:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- затраты на оплату труда;
- амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности;
- затраты на социальные нужды;
- прочие затраты.
К прочим затратам относятся в том числе расходы организации на командировки в соответствии с нормами, установленными в порядке, определенном Трудовым кодексом Республики Беларусь. К расходам на командировки относятся также расходы, связанные с оформлением заграничных паспортов и других выездных документов, уплатой государственной пошлины, сборов иностранных представительств, а также комиссионных при обмене чеков в банке на иностранную валюту.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что законодательством освобождены от НДС работы по ремонту жилищного фонда, суммы возмещаемых денежных средств заказчиком за проживание работников подрядчика, включаемые в стоимость выполненных работ, содержащихся в Перечне, не являются объектом обложения налогом. Если возмещение производится отдельно и стоимость проживания работников подрядчика не включена в общую стоимость работ, то налогообложение суммы возмещения производится по ставке 18%.
Приобретение работником услуг и прав в
командировке
Ситуация 1.
Работнику предприятия - резидента Республики Беларусь, находившемуся в командировке в Российской Федерации, были оказаны платные медицинские услуги. При оплате командировочных расходов данная сумма была возмещена предприятием работнику и отнесена за счет собственных источников предприятия.
Анализ ситуации.
Согласно п. 1.5 ст. 33 НК местом реализации работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признается территория Республики Беларусь, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на ее территории и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Беларусь и ими выполняются работы, оказываются услуги, не предусмотренные п. 1.1-1.4 ст. 33 НК. Так как медицинские услуги в этот список не входят, предприятие не должно исчислять НДС при отнесении указанных медицинских услуг за счет собственных источников. Кроме того, организация не выступает плательщиком налога по приобретению услуг у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь, так как местом реализации услуг иностранным резидентом не является Беларусь.
Ситуация 2.
Во время пребывания в командировке в Российской Федерации работник организации уплатил регистрационный сбор за нахождение на территории России. Сумма данного сбора отнесена за счет собственных средств организации.
Анализ ситуации.
Исходя из п. 1.5 ст. 33 НК местом реализации услуг по регистрации не является территория Республики Беларусь. Таким образом, при уплате командированными работниками регистрационного сбора и пошлин за пределами Беларуси и отнесении этих расходов за счет собственных средств организации налогообложение не производится. Обязанности плательщика налога по приобретению услуг у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь, также не исполняются.
Ситуация 3.
Стоимость телефонных переговоров работника из гостиницы, находящейся за пределами Республики Беларусь, отнесена за счет собственных источников организации.
Анализ ситуации.
Местом оказания данной услуги также не признается территория Беларуси (п. 1.5 ст. 33 НК). Следовательно, необходимости в исчислении НДС как по собственному потреблению непроизводственного характера, так и по приобретению услуг у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь, не возникает.
Ситуация 4.
Предприятие оказывает транспортные услуги (международные перевозки). Стоимость платежей, уплаченных водителями таможенным органам, впоследствии возмещается предприятием и относится за счет собственных источников.
Анализ ситуации. Если таможенные платежи уплачиваются таможенному органу зарубежного государства, то объект обложения НДС не возникает в связи с определением места реализации в соответствии с п. 1.5 ст. 33 НК.
В случае, когда уплата таможенных платежей производится таможенному органу Республики Беларусь, следует руководствоваться уже п. 1.2 ст. 3 Закона об НДС, согласно которому не признаются объектом налогообложения и не подлежат налогообложению суммы, полученные уполномоченными органами за совершаемые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных, патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, в том числе органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами), платежи за пользование природными ресурсами, налоги за пользование лесными фондами и другие виды платежей в бюджет, государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Кроме того, п. 5 ст. 3 Закона об НДС установлено, что положения данной статьи распространяются также на плательщиков, у которых указанные в настоящей статье товары (работы, услуги) используются для собственного потребления непроизводственного характера. Следовательно, при отнесении таможенных платежей за счет собственных источников организации налогообложение не производится.
Приобретение товаров в командировке
Пунктом 5 ст. 16 Закона об НДС установлено, что вычетам подлежат:
- предъявленные плательщику суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности вне зависимости от периода погашения задолженности за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, являющейся регистром налогового учета, - для плательщиков, определяющих момент фактической реализации объектов по мере их отгрузки;
- фактически уплаченные плательщиком суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности либо при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после отражения их в бухгалтерском учете и книге покупок, являющейся регистром налогового учета, - для плательщиков, определяющих момент фактической реализации по мере оплаты отгруженных объектов.
Таким образом, суммы налога, предъявленные при приобретении товаров за личные средства работника, подлежат вычету организацией, определяющей выручку "по отгрузке", после оприходования этих товаров, а организацией, определяющей выручку "по оплате", - после оприходования товаров и погашения задолженности перед работником.
При этом в графе 1 книги покупок "Дата приобретения и номер документа" ставится номер чека на товар, в котором выделены ставка и сумма НДС, заверенные печатью или штампом продавца и подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного (п. 7 ст. 14 Закона об НДС), а также дата и номер авансового отчета работника. В графе 2 книги покупок "Дата оплаты и номер документа" плательщиками, определяющими выручку "по оплате", ставится дата и номер расходного кассового ордера, по которому выданы деньги работнику. Если перечисление производилось по безналичному расчету (например, на карт-счет работника), то в данной графе указывается номер и дата соответствующего платежного поручения.
В случае, когда командированному работнику выдаются под отчет наличные денежные средства для приобретения товаров, вычет сумм НДС по этим объектам производится в общеустановленном порядке.
Если же у плательщика отсутствуют документы установленного образца, на основании которых сумма налога принимается к вычету, либо имеются документы, заполненные с нарушением вышеизложенных требований, суммы НДС, предъявленные продавцами, относятся на стоимость приобретенных в командировке товаров.
В ситуации, когда товар приобретается командированным работником на территории Российской Федерации, с 1 января 2005 г. действует правило, согласно которому по товарам, отгруженным с территории России и ввезенным в Беларусь, необходимо уплачивать НДС налоговым органам. При этом в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (приложение к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного в г. Астана 15.09.2004 г.) (далее - Положение), налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров (но не позднее срока, установленного национальным законодательством Беларуси и России) как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на их транспортировку и доставку, а также подлежащих уплате акцизов.
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.
При определении стоимости приобретенных товаров в цену сделки включаются следующие расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки):
- расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;
- страховая сумма;
- стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
- стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
При этом п. 11 Инструкции о порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.02.2007 № 22 (по состоянию на 14.03.2007), уточнено, что при включении в цену сделки расходов по доставке товара в налоговой декларации по НДС по товарам, ввезенным из Российской Федерации, отражаются только оплаченные или подлежащие оплате расходы.
Следовательно, если доставка товара, приобретенного в Российской Федерации, осуществляется собственным транспортом покупателя (т.е. собственными силами), то расходы по доставке товара в налоговую базу не включаются.
В случае, когда товар доставлен из Российской Федерации работником в ручной клади, организация, направившая его в командировку, включает в налоговую базу стоимость железнодорожных билетов на проезд командированного работника к месту назначения и в обратном направлении, которая и является оплаченными расходами на транспортировку товара. Билеты представляются в налоговый орган также в качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение товара с территории России на территорию Беларуси.
При ввозе топлива в Республику Беларусь в топливных баках автомобилей НДС не взимается, так как целью ввоза является не импорт бензина как товара, а потребление его в пути следования. При этом налог не взимается по топливу, заправка которым в бак транспортного средства произведена в Российской Федерации в объеме, предусмотренном заводом-изготовителем транспортного средства либо разрешенном ГАИ. Если же топливо ввозится в иных объемах и емкостях, то НДС по ввезенному топливу уплачивается в соответствии с порядком, изложенном в разделе I Положения.
Вычет суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров из России, осуществляется в порядке, установленном п. 5 ст. 16 Закона об НДС с учетом особенностей, изложенных в Инструкции № 22.
При приобретении товаров в других государствах (не в Российской Федерации) вычет сумм налога производится, если на данный товар имеется оформленная таможенная декларация и копии расчетных и иных документов, подтверждающих уплату НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
Сумма налога, предъявленная продавцами-нерезидентами и уплаченная при приобретении товаров, относится на стоимость этих товаров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. / Минск «Беларусь» 1997.
Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года.
Дмитрук В. Н. Трудовое право. / Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000.
Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Под ред. Василевича Г.А. Издательство Амалфея. / 2003. – 1120с.
Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2001 - 592с.
Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2002 - 672с.
Трудовое и социальное право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. Мн.: Амалфея, 1999.-664с.
Трудовое право: Учебник/В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд.; перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2006с.
Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Важенкова Т.Н. – Мн.: УП «Молодежное», 2003.
Трудовое право Республики Беларусь, Краткое изложение курса / В.А. Круглов. – Мн.: Дикта 2004. – 75с.