МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра финансы и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)»
на тему:
Источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия
КАЛУГА 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы источников финансирования
Сущность и классификация источников финансирования предприятия
Содержание собственных источников финансирования
1.3 Заемные источники финансирования предприятия
Глава 2. Управление источниками финансирования предприятия
2.1 Управление собственными и заёмными средствами
2.2 Управление эмиссией акций
2.3 Управление привлечением банковского кредита
Глава 3. Проблемы источников финансирование предприятий в России
Современные инструменты финансирования деятельности предприятий
Проблемы привлечения долгосрочных источников финансирования деятельности российских предприятий в условиях финансового кризиса
Расчётная часть
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях формирования рыночной экономики положение хозяйствующих субъектов принципиально меняется по сравнению с тем, которое они занимали ранее в командно-административной системе. Трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, и появление разнообразных форм собственности определили многообразие хозяйственного поведения экономических субъектов.
Но конечный результат их деятельности всегда сводится к получению прибыли и повышению рентабельности, что во многом зависит от объема финансовых средств и от источников финансирования.
Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.
Каждое предприятие в процессе своего формирования и развития должно определить, какой объем собственного капитала должен быть вложен в оборот. Целесообразность привлечения того или иного финансового источника необходимо сравнивать с показателями рентабельности вложений данного вида и стоимости данного источника. Потребность предприятия в собственных и привлеченных средствах является объектом планирования, соответственно принятие решения данного вопроса оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние и возможность выживания предприятия.
Выбор способов и источников финансирования предприятия зависит от многих факторов: опыта работы предприятия на рынке, его текущего финансового состояния и тенденций развития, доступности тех или иных источников финансирования.
Однако необходимо отметить главное: предприятие может найти капитал только на тех условиях, на которых в данное время реально осуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий, и только из тех источников, которые заинтересованы в инвестициях на соответствующем рынке (в стране, отрасли, регионе).
Целью работы изучение источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия и проблем из привлечения.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы источников финансирования;
- изучить методики управления источниками;
-исследовать проблемы источников финансирования деятельности российских предприятий.
Предмет исследования – источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия
Методология исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход. При выполнении работы были использованы общенаучные и специальные методы исследования.
Источники информации. В качестве источников информации использованы труды отечественных учёных, посвящённых основам управления капиталом и изучению дивидендной политики организаций, периодические издания.
Объём и структура курсовой работы. Курсовая работа написана на 53 листах машинописного текста и содержит 1 рисунок.
Во введении отражены актуальность темы, её изученность, цели и задачи курсовой работы, предмет исследования, а также методы исследования, используемая литература, структура и содержание курсовой работы.
В первой главе «Теоретические основы источников финансирования» рассмотрена классификация источников финансирования и состав собственных и заёмных средств.
Во второй главе «Управление источниками финансирования» приведены основные механизмы управления источниками хозяйственной деятельности предприятий.
В третьей главе «Проблемы источников финансирования предприятий в России» изучены современные инструменты финансирования предприятий и исследована проблема привлечения долгосрочного источника финансирования деятельности предприятий в России.
Заключение содержит основные выводы и приложения курсовой работы.
Список литературы состоит из 27 источников.
1. Теоретические основы источников финансирования
Сущность и классификация источников финансирования предприятия
Финансирование хозяйственной деятельности предприятия – это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства.1
Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане процесс образования капитала предприятия во всех его формах.
При выборе источников финансирования деятельности предприятия необходимо решить пять основных задач:
- определить потребности в кратко- и долгосрочном капитале;
- выявить возможные изменения в составе активов и капитала в целях определения их оптимального состава и структуры;
- обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;
- с максимальной прибылью использовать собственные и заёмные средства;
- снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности.
Классификация источников финансирования разнообразна и может производиться по следующим признакам:
По отношениям собственности выделяют собственные и заемные источники финансирования.
По видам собственности выделяют государственные ресурсы, средства юридических и физических лиц и зарубежные источники.
По временным характеристикам источники финансирования можно разделить на краткосрочные и долгосрочные.
Организационные формы финансирования:
Самофинансирование (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, резервный капитал, добавочный капитал и др.).
Акционерное или долевое финансирование (участие в уставном капитале, покупка акций и т.д.).
Заемное финансирование (банковские кредиты, размещение облигаций, лизинг и пр.).
Бюджетное финансирование (кредиты на возвратной основе из федерального, региональных и местных бюджетов, ассигнования из бюджетов всех уровней на безвозмездной основе, целевые федеральные инвестиционные программы, государственное заимствование и т.д.).
Особые формы финансирования (проектное финансирование, венчурное финансирование, финансирование путем привлечения иностранного капитала).
Первоначальным источником финансирования любого предприятия является уставный (складочный) капитал (фонд), который образуется из вкладов учредителей. Конкретные способы образования уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия. Минимальная величина уставного капитала на день регистрации общества составляет:
в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) – 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
в закрытом акционерном обществе (ЗАО) – 100 МРОТ;
в открытом акционерном обществе (ОАО) - не менее 1000 МРОТ.2
Учредители акционерного или иного общества обязаны полностью внести уставный капитал в течение первого года деятельности.
Решение об уменьшении уставного капитала принимается 2/3 голосов владельцев голосующих акций и реализуется одним из двух способов:
Уменьшением номинальной стоимости акций;
Приобретением и погашением части акций (если это предусмотрено уставом организации).
Решение об увеличении уставного капитала принимает общее собрание акционеров. Это происходит либо путем увеличения номинальной стоимости акций, либо размещением дополнительной объявленной эмиссии акций. Однако для развития бизнеса недостаточно обладания первоначальным капиталом, внесенным учредителями (акционерами). Предприятию в процессе своей деятельности необходимо аккумулировать другие доступные источники финансирования (рис.1).
Содержание собственных источников финансирования предприятия
Нераспределенная прибыль является реинвестированным источником собственных средств для замены оборудования и новых вложений.
Прибыль предприятия зависит от соотношения доходов, полученных по итогам деятельности, с расходами, обеспечившими эти доходы. Выделяют валовую прибыль, прибыль от продаж, операционную прибыль, прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерского учета), налогооблагаемую прибыль (по данным налогового учета), нераспределенную (чистую) прибыль отчетного периода, реинвестированную (капитализируемую нераспределенную) прибыль.
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации - это многоцелевой источник финансирования ее потребностей. Однако основными направлениями распределения прибыли являются накопление и потребление, пропорции между которыми определяют перспективы развития предприятия.
Формирование фондов накопления и потребления, а также других денежных фондов может предусматриваться учредительными документами и принятой учетной политикой предприятия, тогда их создание обязательно, либо решение на направление прибыли в эти фонды принимается собранием акционеров по представлению совета директоров (участниками).
Наличие нераспределенной прибыли зависит от прибыльности акционерного общества и коэффициента дивидендных выплат. Коэффициент выплаты дивидендов характеризует принятую организацией дивидендную политику, содержание которой будет рассмотрено позже.3
Прибыль выступает также основным источником формирования резервного капитала (фонда).
Резервный капитал – часть собственного капитала, выделяемого из прибыли для покрытия возможных убытков. Источником формирования резервного капитала является чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении организации.
В обязательном порядке резервный фонд создают только акционерные общества. Минимальный размер резервного фонда составляет 5% уставного капитала. При этом размер ежегодных обязательных отчислений в резервный фонд не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.
Средства резервного фонда общества используются:
для покрытия убытков общества;
погашения облигаций;
выкупа акций акционерного общества в случае отсутствия других денежных средств.
Резервный капитал не может быть использован для других целей.
В добровольном порядке резервные фонды могут создавать все предприятия. Размер и порядок формирования фондов устанавливаются в учредительных документах.
Амортизационные отчисления. Амортизация – способ возмещения капитала, затраченного на создание и приобретение амортизируемых активов путем постепенного перенесения стоимости основных средств и нематериальных активов на производимую продукцию.
Функции амортизации разделены на экономическую и налоговую.
Налоговая амортизация определяется согласно Налоговому кодексу РФ и ее роль заключается в уменьшении налогооблагаемой прибыли.
Бухгалтерская амортизация может быть больше налоговой амортизации в зависимости от принятого способа ее определения согласно действующим стандартам бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления основных средств включаются в состав себестоимости продукции по установленным нормам к балансовой стоимости основных средств. Основные средства группируются в зависимости от срока их полезного использования, а нормы амортизационных отчислений применяются к стоимости каждой группы.
Для целей бухгалтерского учета существует четыре способа начисления амортизации основных средств:
линейный;
уменьшаемого остатка;
списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
списания стоимости пропорционально объему продукции.
Выбранный способ начисления амортизации фиксируется в учетной политике организации и применяется в течение всего срока эксплуатации объекта основных средств.
Для целей налогового учета начисление амортизации на объекты основных средств осуществляется с применением линейного или нелинейного (ускоренного) методов в зависимости от срока полезного использования объекта - принадлежности к определенной амортизационной группе.4
Посредством амортизации также погашается стоимость нематериальных активов.
Для целей бухгалтерского учета амортизация нематериальных активов начисляется одним из следующих способов:
линейным;
уменьшаемого остатка;
пропорционально объему продукции.
Дополнительная эмиссия акций ведет к уменьшению собственности уже существующих акционеров, и поэтому может совершаться только с их согласия на общем собрании. Если при учреждении общества допускается оплата акций в размере 50% к моменту регистрации, а в остальной сумме – в течение года, то при выпуске дополнительных акций оплачивается не менее 25% номинала их приобретения, а в остальной сумме – не позднее года с момента их размещения. В соответствии с законодательством РФ номинальная
стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала общества.
Размещение ценных бумаг (акций, облигаций) на первичном рынке ценных бумаг осуществляется в двух формах:
через посредника,
путем прямого обращения к инвесторам, т.е. непосредственная продажа ценных бумаг предприятия инвестиционным фондам (фирмам) и частным лицам.
В мировой практике и России наиболее распространен андеррайтинг - способ размещения ценных бумаг на рынке капитала через посредника. Суть его в том, что весь объем выпущенных ценных бумаг продается посреднику, в качестве которого выступает инвестиционный банк (андеррайтер) по оговоренной между банком и предприятием цене. Банк полностью или частично принимает на себя риски и реализует акции (облигации) на рынке ценных бумаг по более высокой цене. За операцию андеррайтинга банк получает компенсацию в виде разницы между ценой приобретения банком ценных бумаг у предприятия и ценой их реализации на фондовом рынке.
Помимо оплаты банку за операцию андеррайтинга, эмиссия новых акций влечет за собой и иные административные издержки: оплата регистрационного сбора за эмиссионный проспект, затраты на печать, уплата налога на операции с ценными бумагами (0,8% от номинала вновь выпускаемых акций) и другие расходы.
Большинство западных компаний из них крайне неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составной части финансовой политики.
Недостатки акционерного финансирования:
дополнительная эмиссия акций - весьма дорогостоящий и протяженный по времени процесс;
эмиссия может сопровождаться спадом рыночной цены акций компании – эмитента;
отсутствует налоговый щит.
Величина рыночной стоимости акций определяет капитализацию предприятия. Капитализация – рыночная стоимость предприятия, акции которого имеют хождение на бирже, т.е. рыночная цена акций, умноженная на число акций (чаще всего привилегированные акции не учитываются при расчете этого показателя).
Эмиссия депозитарных расписок. Депозитарные расписка – это свободно обращающаяся на фондовом рынке производная (вторичная) ценная бумага на акции иностранной компании, депонированные в крупном депозитарном банке, который выпустил расписки в форме сертификатов или в бездокументарной форме. ADR – рыночные ценные бумаги, обращающиеся на биржевом и внебиржевом рынках США, представляющие определенное количество лежащих в их основе акций (т.е. отдельные ценные бумаги они представляют очень редко). Глобальные депозитарные расписки (GDR) могут продаваться за пределами США в других странах.5
Существует ряд ограничений на выпуск американских депозитарных расписок.
Цели размещения российскими компаниями депозитарных расписок:
привлечение дополнительных денежных средств и повышение капитализации на международном рынке;
обеспечение продаваемых ценных бумаг листингом на ведущих биржах всего мира;
косвенное привлечение внимание всего мира к продукции или услугам, предлагаемым компанией-эмитентом;
рост цены своих ценных бумаг на российском фондовом рынке, повышение их ликвидности.
Для того чтобы продать собственные депозитарные расписки, российская компания должна:
найти зарубежный банк-партнер, способный найти покупателей и помочь документально оформить продажу расписок;
иметь хорошую отчетность;
быть совершенно прозрачной компанией;
отразить данные (в соответствии с международными стандартами) о владельцах компании, ее финансовом состоянии за последние несколько лет, структуре активов и долговых обязательств. Причем под любые долговые обязательства и риски компании должны формировать отдельные резервы.
Добавочный капитал является специфическим собственным источником финансирования предприятия организации. В отличие от уставного капитала, он не делится на доли (акции) и показывает общую собственность всех участников (акционеров).
Формирование и увеличение добавочного капитала могут производиться в следующих случаях:
При получении эмиссионного дохода.
При переоценке объектов основных средств.
При возникновении курсовых разниц в результате формирования уставного капитала, выраженного в иностранной валюте.
При получении целевых инвестиционных средств из бюджета на финансирование капитальных вложений (для некоммерческих организаций).
Из рис. 1. видно, что к источникам финансовых ресурсов, приравненным к собственным, относятся денежные средства, поступающие в порядке перераспределения: страховые возмещения по наступившим случаям, средства внебюджетных фондов (на оплату больничных листов, путевок в санатории и др.) и прочие поступления.
Заемные источники финансирования предприятия
Российские банковские кредиты. Кредит может быть предоставлен в денежной или товарной форме на условиях срочности, платности, возвратности и материальной обеспеченности.
Основная сумма долга по полученному займу или кредиту учитывается организацией-заемщиком в соответствии с условиями договора займа (или кредитного договора) в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором.
Рассматривая вариант привлечения средств с помощью долгосрочного кредита, предприятие выбирает банк, предлагающий меньшую процентную ставку при прочих равных условиях. Условия кредитного договора являются оптимальными для двух сторон, если в основу сделки заложен рыночный уровень процентной ставки, который позволяет уравнять рыночную стоимость капитала, полученных в обмен на задолженность, и нынешнюю стоимость платежей по ней, предстоящих в будущем.
Процент по кредиту определяется путем начисления надбавки к базовой ставке. Базовая ставка устанавливается каждым банком индивидуально, исходя из учетной ставки Центрального Банка России. Надбавка зависит от срока ссуды, качества обеспечения и степени кредитного риска, связанного с ее предоставлением.
В качестве обеспечения кредита принимаются:
залог имущества,
поручительство,
банковская гарантия,
государственная и муниципальные гарантии,
переуступка в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу.6
Несмотря на ряд недостатков для предприятия (с одной стороны - ухудшение структуры пассивов организации, необходимость временных и финансовых затрат на подготовку квалифицированного бизнес-плана, на проработку кредитной заявки в коммерческом банке), банковское долгосрочное кредитование по-прежнему является одним из наиболее эффективных путей финансирования. Для предприятия наличие в составе источников ее имущества долгосрочных заемных средств является положительным моментом, поскольку это позволяет располагать привлеченными средствами длительное время. Долгосрочные кредиты российскими предприятиями могут быть получены как в российских банках, так и зарубежных.
Российские предприятия остро нуждаются именно в долгосрочных вливаниях, направленных на восстановление и модернизацию основных фондов, что предполагает расширение долгосрочного кредитования реального сектора экономики и введение более «благоприятных» ставок по подобным кредитам. Однако по данным статистики, наибольший удельный объем в кредитных портфелях российских коммерческих банках составляют кредиты предприятиям со сроком погашения от 6 месяцев до 1 года. Такая ситуация обусловлена нежеланием банков принимать на себя непрогнозируемые кредитные риски системного характера, которые связаны с непредсказуемостью макроэкономической ситуации в России.
Зарубежные банковские кредиты (еврокредиты). Стоимость еврокредитов включает в себя комиссионные (управляющему банку за управление, членам банковского синдиката), банковскую маржу и процентные ставки по кредитам. Процентные ставки пересматриваются каждые 6 месяцев в соответствие с действующими или базовыми ставками. Обычно за основу берется ставка LIBOR. Могут использоваться и другие учетные ставки: ставка prime rate США – самая низкая ставка, устанавливаемая для наиболее надежных заемщиков, PIBOR (Paris Interbank offered rate,) и др.
В России практически отсутствуют финансовые институты, способные выдавать кредиты в сотни миллионов долларов на сроки более одного-двух лет. Поэтому для проектного и торгового финансирования крупные отечественные компании привлекают средства в зарубежных банках.
Стало возможным получение кредитов от нерезидентов без соответствующего получения разрешения Центрального Банка РФ на осуществление операций, связанных с движением капитала. Поэтому крупные российские компании часто делают выбор в пользу кредитования за рубежом, даже несмотря на сложность документального оформления кредита западного банка или внешнего займа.
Имеются определенные достоинства и недостатки получения зарубежных банковских кредитов.
Облигации, эмитированные в РФ. Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.
Корпоративные облигации классифицируют:
1. По срокам погашения.
Облигации с фиксированной датой срока погашения: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Облигации без фиксированного срока погашения: отзывные облигации, облигации с правом погашения, продлеваемые облигации.
2. По порядку владения: именные и на предъявителя.
3. По целям облигационного займа: обычные и целевые.
4. По форме выплаты купонного дохода: купонные, дисконтные (бескупонные), облигации с оплатой по выбору.
5. В зависимости от обеспечения: обеспеченные залогом, необеспеченные залогом.
6. По характеру обращения: конвертируемые. неконвертируемые.
Балансовая стоимость облигационного займа, как правило, не совпадает с его рыночной стоимостью. Оценка рыночной стоимости облигаций строится на основе ряда данных, указываемых на ней самой: официальная дата выпуска, номинальная стоимость, срок погашения, объявленная ставка процента, дата выплаты процентов. Предприятия, выпускающие займы, стремятся максимально приблизить объявленную ставку процента по облигации к рыночной ставке, действующей на момент размещения займа. Изменения рыночной ставки процента и рыночной стоимости займа компании-эмитента находятся в обратной зависимости. Если рыночная ставка процента превышает объявленную величину, то размещаемые облигации продаются со скидкой (дисконтом), а в противоположной ситуации – к их стоимости добавляется премия. Выпускать облигации разрешено акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью. По российскому законодательству существует ряд ограничений на выпуск облигаций. В зависимости от объема выпуска и подготовленности предприятия к осуществлению эмиссии возможно применение различных методик размещения облигаций. 7
Корпоративные еврооблигации. Различают следующие виды еврооблигаций:
еврооблигации с фиксированной ставкой:
а) обычные облигации с фиксированной ставкой (“straight bonds”),
б) облигации, конвертируемые в акции (“equity-linked”),
в) облигации с варрантом или сертификатом на подписку,
г) многовалютные облигации;
еврооблигации с плавающей ставкой:
а) облигации «мини-макс»,
б) облигации FLIP-FLOP,
в) облигации с регулируемыми ставками (“mismatch”),
г) облигации с фиксированным верхним пределом (“capped issues”),
д) облигации с валютным опционом;
другие виды облигаций, существующие на международных рынках.
Еврооблигационный заем осуществляется в долларах или евро. Ставка еврозайма (может быть фиксированной или плавающей) рассчитывается по формуле: ставка LIBOR (или процентная ставка Центрального банка любой страны ЕС либо Федеральной Резервной Системы США) плюс несколько процентных пунктов. Однако имеются некоторые особенности установления купонных ставок по еврооблигациям российских нефтяных компаний.
Лизинг – это расширенное соглашение об аренде. Собственник оборудования (арендодатель) предоставляет пользователю (арендатору) возможность эксплуатировать оборудование в обмен на регулярные арендные платежи. Лизинговые отношения выступают, по существу, как кредитные сделки, поскольку арендатор получает во временное пользование стоимость, воплощенную в машинах и оборудовании, на условиях возвратности и платности.
Бюджетные кредиты. В качестве долгосрочного заемного источника финансирования предприятия могут быть привлечены бюджетные кредиты. Конкурентоспособные предприятия, осуществляющие обновление основных фондов, могут получить предоставленные государством кредиты или правительственные гарантии для привлечения финансовых ресурсов прочих кредитных организаций, а также путем предоставления инвестиционных налоговых льгот.
Поощрение инвестиционной деятельности со стороны государства целесообразно лишь для ограниченного круга объектов и сфер деятельности, что вполне соответствует мировой практике.
Ипотечное кредитование. Под ипотекой понимается залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, нежилых помещений, квартир и иного недвижимого имущества. Не допускается ипотека участков недр, особо охраняемых природных территорий, иного имущества, изъятого из оборота, имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, многоквартирных и индивидуальных жилых домов и квартир, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также имущества, в отношении которого в установленном федеральном законе порядке приватизация запрещена.
Существует множество схем ипотечного кредитования, которые отличаются в основном по условиям получения кредитов, схемам процентных платежей и амортизации основной суммы долга. Наиболее распространенными являются: кредит с шаровым платежом, самоамортизирующийся кредит, кредит с переменной ставкой процента, канадский ролловер.
Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации.
В мировой практике четыре модели организации ипотечного кредитования:
Модель сберегательного банка.
Контрактно-сберегательная (немецкая) модель.
Модель ипотечного банка (одноуровневая модель).
Двухуровневая модель (американская).
В России институт ипотеки еще только начинает формироваться, поэтому у нас отсутствует та сложная и разветвленная инфраструктура ипотечного рынка, которая есть в развитых, а также - четкая система правового обеспечения и процедурооформления. Практически не развит вторичный рынок закладных. По сути, за исключением так называемых квазиипотечных схем, предложение на российском рынке ипотек создают лишь банки.
В настоящее время на российском рынке действует несколько схем.
За счет иностранных инвесторов.
За счет бюджетных средств.
За счет секьюритизации.
Глава 2. Управление источниками финансирования предприятия
Управление собственными и заёмными средствами
Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов. Стоимость активов, сформированных за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой «чистые активы предприятия».8
Общая сумма собственного капитала предприятия отражается итогом первого раздела «Пассива» отчетного баланса. Структура статей этого раздела позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную его часть (т.е. сумму средств, вложенных собственниками предприятия в процессе его создания) и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.
Основу первой части собственного капитала предприятия составляет его уставной капитал.
Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.
Формирование собственного капитала предприятия подчинено двум основным целям:
1. Формированию за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов. Сумма собственного капитала предприятия, авансированная в разнообразные виды его внеоборотных активов (основные средства; нематериальные активы; незавершенные строительство; долгосрочные финансовые инвестиции и др.), характеризуется термином собственный основной капитал.
Сумму собственного основного капитала предприятия рассчитывают по следующей формуле:
СКОС = ВА-ДЗКВ
где СКОС — сумма собственного основного капитала, сформированного предприятием;
ВА — общая сумма внеоборотных активов предприятия;
ДЗКВ — сумма долгосрочного заемного капитала, используемого для финансирования внеоборотных активов предприятия.9
2. Формированию за счет собственного капитала определенного объема оборотных активов. Сумма собственного капитала, авансированная в разнообразные виды его оборотных активов (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции; текущую дебиторскую задолженность; денежные активы и др.), характеризуется термином собственный оборотный капитал.
Сумму собственного оборотного капитала предприятия рассчитывают по следующей формуле:
СКОб = ОА-ДКЗО – КЗК
где СКОб — сумма собственного оборотного капитала, сформированного предприятием;
ОА — общая сумма оборотных активов предприятия;
ДЗКо — сумма долгосрочного заемного капитала, используемого для финансирования оборотных, активов предприятия;
КЗК — сумма краткосрочного заемного капитала, привлеченного предприятием.
Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с
формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием
собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования.
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, — она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов.
Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления; хотя сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают.
Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого или акционерного капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня).
В число прочих внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.
Приумножение собственного капитала предприятия связано в первую очередь с управлением формированием его собственных финансовых ресурсов. Основной задачей этого управления является обеспечение необходимого уровня самофинансирования развития хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем периоде.
1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.
На первой стадии анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем, объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.
На второй стадии анализа рассматриваются внутренние и внешние источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала из различных источников.
На третьей стадии анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде. Критерием такой оценки выступает показатель «суммы прироста чистых активов предприятия». Его динамика отражает тенденцию уровня обеспеченности развития предприятия собственными финансовыми ресурсами.
2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле:
ПОФР = - СКН - ПР
где ПОФР — общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;
ПК — общая потребность в капитале на конец планового периода;
УСК — планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;
СКН — сумма собственного капитала на начало планируемого периода;
ПР — сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде.
3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников.
4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. При изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы.
ЧП + АО®СФРМАКС
где ЧП — планируемая сумма чистой прибыли предприятия;
АО — планируемая сумма амортизационных отчислений;
СФРМАКС — максимальная сумма собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних источников.10
5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников.
Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников рассчитывается по следующей формуле:
СФРВНЕШ = ПСФР - СФРВНУТ
Где СФРВНЕШ — потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;
ПСФР — общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;
СФРВНУТ — сумма собственных финансовых ресурсов, планируемых к привлечению за счет внутренних источников.
6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:
а) обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;
б) обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.
Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде.
Коэффициент самофинансирования развития предприятия рассчитывается по следующей формуле:
КСФ =
где Ксф — коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия;
СФР — планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;
А — планируемый прирост активов предприятия;
Псфр — планируемый объем расходования собственных финансовых ресурсов предприятия на цели потребления.
Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:
Долгосрочные финансовые обязательства (заемный капитал со сроком его использования более 1 года).
2. Краткосрочные финансовые обязательства (все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до 1 года).
В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Заемные средства классифицируются по целям, источникам, формам и периоду привлечения, а также по форме обеспечения.
С учетом классификации заемных средств дифференцируются методы управления их привлечением.11
Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития.
Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам.
1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.
3. Определение предельного объема привлечения заемных средств.
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. 5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.
6. Определение форм привлечения заемных средств.
7. Определение состава основных кредиторов.
8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов.
9.Обеспечение эффективного использования кредитов.
10.Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
Управление эмиссией акций
Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам.
1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.
2. Определение целей эмиссии. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:
а) реальное инвестирование;
б) необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала;
в) намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта;
г) иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.
3. Определение объема эмиссии.
4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие — на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии).
5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала.
Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
2.3 Управление привлечением банковского кредита
В составе финансового кредита, привлекаемого предприятиями для расширения хозяйственной деятельности, приоритетная роль принадлежит банковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах.
Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.12
Банковский кредит предоставляется предприятиям на современном этапе в следующих основных видах:
1. Бланковый (необеспеченный) кредит под осуществление отдельных хозяйственных операций. Как правило, он предоставляется коммерческим банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия. Хотя формально он носит необеспеченный характер, но фактически обеспечивается размером дебиторской задолженности предприятия и его средствами на расчетном и других счетах в этом же банке. Этот вид кредита предоставляется, как правило, только на краткосрочный период.
2. Контокоррентный кредит («овердрафт»). При предоставлении этого кредита банк открывает предприятию контокоррентный счет, на котором учитываются как кредитные, так и расчетные его операции. Контокоррентный счет используется в качестве источника кредита в объеме, не превышающем установленное в кредитном договоре максимальное отрицательное сальдо (контокоррентный лимит). По отрицательному остатку контокоррентного счета предприятие уплачивает банку установленный кредитный процент; при этом договором может быть определено, что по положительному остатку этого счета банк начисляет предприятию депозитный процент. Сальдирование поступлений и выплат по контокоррентному счету предприятия происходит через установленные договором промежутки времени с рассчетами кредитных платежей.
3. Сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга. Этот вид кредита предоставляется обычно на формирование переменной части оборотных активов на период их возрастания в связи с сезонными потребностями предприятия. Его особенность заключается в том, что наряду с ежемесячным обслуживанием этого кредита (ежемесячной выплатой процента по нему) кредитным договором предусматривается и ежемесячная амортизация (погашение) основной суммы долга. График такой амортизации долга по размерам увязан с объемом снижения сезонной потребности предприятия в денежных средствах.
4. Открытие кредитной линии. В договоре обусловливаются сроки, условия и предельная сумма предоставления банковского кредита, когда в нем возникает реальная потребность. Для предприятия преимущество данного вида кредита заключается в том, что оно использует заемные средства в строгом соответствии со своими реальными потребностями в них. Обычно кредитная линия открывается на срок до одного года. Особенностью этого вида банковского кредита является то, что он не носит характер безусловного контрактного обязательства и может быть анулирован банком при ухудшении финансового состояния предприятия — клиента.13
5. Револьверный (автоматически возобновляемый) кредит. Он характеризует один из видов банковского кредита, предоставляемого на определенный период, в течение которого разрешается как поэтапная «выборка» кредитных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательств по нему. Преимуществом этого вида кредита в сравнении с открытием кредитной линии являются минимальные ограничения, накладываемые банком, хотя уровень процентной ставки по нему обычно выше.
6. Онкольный кредит. Особенностью этого вида кредита является то, что он предоставляется заемщику без указания срока его использования (в рамках краткосрочного кредитования) с обязательством последнего погасить его по первому требованию кредитора. При погашении этого кредита обычно предоставляется льготный период (по действующей практике — до трех дней).
7. Ломбардный кредит. Такой кредит может быть получен предприятием под заклад высоколиквидных активов (векселей, государственных краткосрочных облигаций и т.п.), которые на период кредитования передаются банку. Размер кредита в этом случае соответствует определенной (но не всей) части стоимости переданных в заклад активов. Как правило, этот вид кредита носит краткосрочный характер.
8. Ипотечный кредит. Такой кредит может быть получен от банков, специализирующихся на выдаче долгосрочных займов под залог основных средств или имущественного комплекса предприятий в целом («ипотечных банков»). Предприятие, передающее в залог свое имущество, обязано застраховать его в полном объеме в пользу банка. При этом заложенное в банке имущество продолжает использоваться предприятием.
9. Ролловерный кредит. Он представляет собой один из видов долгосрочного кредита с периодически пересматриваемой процентной ставкой.
10. Консорциумный (консорциальный) кредит. Банк, обслуживающий предприятие, может привлечь к кредитованию своего клиента другие банки (союз банков для осуществления таких кредитных операций носит название «консорциум»). После заключения с предприятием-клиентом кредитного договора банк аккумулирует средства других банков и передает их заемщику, соответственно распределяя сумму процентов при обслуживании долга.14
Многообразие видов и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в этом виде заемных финансовых средств. Такое управление осуществляется по следующим основным этапам.
1. Определение целей использования привлекаемого банковского кредита.
2. Оценка собственной кредитоспособности.
В современной банковской практике оценка уровня кредитоспособности заемщиков при дифференциации условий их кредитования исходит из двух основных критериев: 1) уровня финансового состояния предприятия;
2) характера погашения предприятием ранее полученных им кредитов — как процентов по ним, так и основного долга.
3. Выбор необходимых видов привлекаемого банковского кредита.
В соответствии с установленным перечнем видов привлекаемого кредита предприятие проводит изучение и оценку коммерческих банков, которые могут предоставить ему эти виды кредитов.
4. Изучение и оценка условий осуществления банковского кредитования в разрезе видов кредитов. Этот этап формирования политики привлечения банковских кредитов является наиболее трудоемким и ответственным в силу многообразия оцениваемых условий и осуществления многочисленных расчетов.
5. «Выравнивание» кредитных условий в процессе заключения кредитного договора. Термин «выравнивание» характеризует процесс приведения условий конкретного кредитного договора в соответствие со средними условиями покупки-продажи кредитных инструментов на финансовом рынке. В качестве основного критерия при проведении процесса «выравнивания» кредитных условий используются показатель «грант-элемент» и эффективная ставка процента на кредитном рынке.
6. Обеспечение условий эффективного использования банковского кредита. Критерием такой эффективности выступают следующие условия.
7. Организация контроля за текущим обслуживанием банковского кредита. Текущее обслуживание банковского кредита заключается в своевременной уплате процентов по нему в соответствии с условиями заключенных кредитных договоров. Эти платежи включаются в разрабатываемый предприятием платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга его текущей финансовой деятельности.
8. Обеспечение своевременной и полной амортизации суммы основного долга по банковским кредитам.
Глава 3. Проблемы источников финансирование предприятий в России
Современные инструменты финансирования деятельности предприятий
В условиях перехода к рынку начинают применяться и нетрадиционные инструменты финансирования деятельности российских предприятий. К ним можно отнести коммерческий кредит, опционы, залоговые операции, факторинговые операции, лизинг и др.
Опционы
В условиях рыночной среды важным инструментом, способствующим размещению эмитированных корпоративных ценных бумаг, является опцион.
Суть опциона состоит в том, что он предоставляет одной из сторон сделки право выбора: исполнить контракт или отказаться от его исполнения. В сделке участвуют два лица. Одно лицо покупает опцион, т.е. право выбора, а другое — продает (выписывает опцион), т.е. предоставляет право выбора. За полученное право выбора покупатель опциона уплачивает продавцу вознаграждение, называемое премией. Покупатель имеет право исполнить опцион, т.е. купить или продать финансовый актив только по той цене, которая зафиксирована в контракте. Данная цена называется ценой исполнения.15
Опцион позволяет инвесторам формировать различные стратегии. Простейшими из них являются сочетания дополнительной эмиссии акций и опционов. Для эмитента акций выпуск так называемого опциона на льготную покупку акций для уже имеющихся акционеров позволяет избежать возможной потери контроля над предприятием и снижения доли доходов на одну акцию. В таком опционе указывается число акций, которое можно будет купить, и фиксируется цена исполнения, равная цене подписки.
Опционы являются ценными бумагами и могут обращаться на рынке самостоятельно, при этом их рыночная цена может значительно отличаться от номинальной. Это связано в первую очередь с ожиданиями инвесторов относительно акций конкретной компании.
В странах с рыночной экономикой опционы являются достаточно распространенным инструментом финансовой политики компаний. Что же касается России, то этот опыт, вероятно, может быть использован в современных условиях экономического кризиса, чтобы стимулировать успешное размещение акций российских предприятий. Это связано с тем, что форма опциона позволяет продавать акции с учетом их возможного будущего удорожания.
Крупными зарубежными компаниями вместе с облигационными займами выпускаются также варранты. Варрант выпускается на достаточно длительный срок или может быть даже бессрочным. Кроме того, цена исполнения в варранте обычно выше курсовой на 10—20%, что имеет целью повысить ее привлекательность, а также создать возможность для увеличения уставного капитала в случае исполнения варранта.
Залоговые операции
В странах с развитой рыночной экономикой залоговые операции получили широкое распространение, в частности в отношениях банков с фирмами, имеющими определенные трудности с уровнем платежеспособности, так как для кредитных учреждений важно иметь гарантию возврата выданного кредита. Обеспечением в данном случае может служить залог, являющийся способом обеспечения обязательств, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательств получить удовлетворение за счет заложенного имущества.
Субъектами залоговых операций выступают залогодатель и кредитор (залогодержатель). Залогодателем является лицо, которому предмет залога принадлежит либо на правах собственности, либо полного хозяйственного ведения.
Договор залога может предусматривать и передачу заложенного имущества во владение залогодержателю. Такой договор признается закладом. При закладе залогодержатель имеет право пользоваться предметом заклада, а получаемые при этом доходы или иные выгоды идут в счет погашения процентов по кредиту или самого кредита, обеспеченного закладом.
Залог предприятия, строения, здания, непосредственно связанных с землей, вместе с земельным участком или правом пользования им называется ипотекой. Особенностью ипотеки является ее распространение на все имущество предприятия, включая его уставный капитал, финансовые активы, имущественные права и т.д.16
Ипотечная ссуда получила широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой, так как она является одним из источников долгосрочного финансирования. Сумма ссуды обычно ниже оценочной стоимости закладываемого имущества, причем этот уровень регулируется законодательством государств. Так, например, в США, за некоторым исключением, запрещается выдача ссуд, превышающих 80% оценочной стоимости имущества. Как правило, объектами залога являются жилые дома (в США на них приходится 3/4 общей суммы закладных), земля, фермы и др.
Ипотечные ссуды могут выдаваться коммерческими банками, специальными ипотечными банками, различными ссудно-сберегательными ассоциациями.
Ипотечные ссуды могут представляться на различных условиях. Если выдается стандартная, или типовая ипотечная ссуда, то это означает, что заемщик получает от кредитора некоторую сумму, а затем погашает задолженность равными, как правило ежемесячными, взносами. Срок ипотеки бывает достаточно продолжительным (например, в США — до 30 лет).
Известны и нетрадиционные схемы ипотеки. Большинство из них нацелены на снижение уровня выплат Заемщика на начальных этапах операции и перенос основной нагрузки по погашению долга на более поздний период. Так, существуют ссуды с пропорциональным ростом платежей, ипотека с периодическим увеличением суммы взносов (каждые 3—5 лет) и т.д.
Поскольку ипотечные ссуды выдаются на длительные сроки, они связаны с определенным риском, в частности, изменением уровня процентной ставки на денежном рынке. Чтобы смягчить риск возможных потерь, используются условия ссуды с периодическим пересмотром процентной ставки. В этом случае стороны каждые 3—5 лет возобновляют кредит на основе пересмотренного уровня процентной ставки на денежном рынке. По сути происходит среднесрочное финансирование при долгосрочном погашении задолженности.
Учитывает колебания на денежном рынке и ипотека с переменной процентной ставкой. Уровень этой ставки фиксируется в договоре в виде конкретной величины, который “привязывается” к какому-либо финансовому показателю или индексу. Пересматривается ставка один раз в полугодие. При этом для смягчения колебаний ставки может предусматриваться предельная норма корректировки (например, не более 2%), может оговариваться и минимальная величина корректировки.
Факторинговые операции
Как правило, факторинговая компания заключает трехсторонний договор на определенный срок с поставщиком и покупателем, в соответствии с условиями которого гарантирует поставщику оплату счетов, выставленных на соответствующего плательщика через счет факторинга. Такие договоры могут быть долгосрочными, а также могут заключаться для осуществления разовой операции. При этом поставщики, заключившие договор факторинга, в течение срока действия договора выставляют платежные требования на плательщика от имени фактор-компании на сумму, уменьшенную на размер платы за совершение операции.
На практике факторинговые операции применяются для ускорения расчетов, экономии оборотных средств предприятия. За оказание услуг факторинговая компания получает комиссионные и ссудный процент с ежедневного остатка, представляющего собой разность между выплаченным клиенту авансом и неинкассированными счетами. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Комиссионные устанавливаются в процентах от общей суммы купленных счетов и зависят от объема оборота и степени риска.
Лизинг
Лизинг представляет собой долгосрочную аренду движимого и недвижимого имущества и является косвенной формой финансирования деятельности предприятия.17
С коммерческой точки зрения при лизинге происходит то же самое, что и при купле-продаже оборудования на условиях рассрочки платежа: лизингополучатель вносит в течение согласованного срока ежемесячные (квартальные, полугодовые) платежи в лизинговое учреждение, которое сохраняет за собой на период сделки право собственности на финансируемый объект.
Лизинг имеет определенные черты банковского кредита, так как он дает возможность лизингополучателю осуществлять платежи в течение оговоренного срока за арендуемое оборудование за счет реализации произведенной на лизинговом оборудовании продукции.
Платежи лизингополучателя относятся на себестоимость выпускаемой им продукции и тем самым снижают налогооблагаемую прибыль. Однако повышение удельного веса таких платежей приводит к увеличению издержек и может повлечь за собой рост цен и, как результат, утрату конкурентоспособности. Вот почему, принимая решение о лизинге, следует осуществить подробные расчеты суммы платежей за получаемое по лизингу имущество, сопоставить их с финансовыми расчетами, связанными с приобретением аналогичного оборудования за собственные средства или в счет долгосрочного банковского кредита.
Наиболее типичными преимуществами лизинга по сравнению с покупкой инвестиционных ценностей за счет собственных средств покупателя являются следующие:
• лизингополучатель получает во временное пользование дорогостоящее оборудование без крупных единовременных финансовых затрат;
• лизингополучатель страхует себя от возможного быстрого морального износа объекта сделки. Это преимущество является особенно важным для мелких и средних предприятий, не обладающих высокой ликвидностью;
• лизингодатель обеспечивает лизингополучателя полным набором услуг по организации финансирования сделки, консультированию, техническому обслуживанию объекта сделки;
• отделение права владения объектом сделки от права пользования лизинговым оборудованием экономически обязывает лизингополучателя использовать его только в период максимальной рентабельности;
• лизинг позволяет лизингополучателю разместить высвобождающиеся денежные средства в другие активы.
Можно сформулировать и преимущества лизинга по сравнению с привлечением банковской ссуды:
• объект лизинговой сделки не отражается на балансе лизингополучателя как его долговое обязательство. Это позволяет предприятию-лизингополучателю поддерживать оптимальную ликвидность баланса (соотношение собственных и заемных средств) и не ограничивать привлечение денежных ресурсов финансово-кредитных учреждении;
• в первые годы эксплуатации оборудования лизинговые платежи, как правило, меньше, чем суммы, выплачиваемые по кредиту;
• финансовый лизинг привлекателен по сравнению с приобретением оборудования за счет кредита, так как при этом достигается 100%-ное финансирование объекта сделки, в то время как кредит покрывает лишь 70—80% стоимости приобретаемого оборудования;
• в течение срока лизингового договора применяются фиксированные платежи, выплачиваемые чаще, чем платежи в погашение кредита. Это уменьшает размер одного платежа и способствует стабильности финансов лизингополучателя;
• сроки лизингового договора могут быть от 3 до 20 и более лет.
Форфейтинг.
Форфейтинг – это покупка обязательств, погашение которых происходит на определенный период в будущем без права регресса (оборота) на любого предыдущего должника.18
Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (форфейтинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк-форфейтор берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю (простому или переводному), который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфейтирования задолженность покупателя по коммерческому кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка). Покупка векселей оформляется стандартным договором, где содержатся точное описание сделки, сроки, издержки, гарантии и пр.
Форфейтинг соединяет элементы учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка) и факторинга (к которому предприятия-экспортеры прибегают в случае высокого кредитного риска).
Учетные ставки по форфейтинговым операциям выше, чем по другим формам кредитования.
Проблемы привлечения долгосрочных источников финансирования деятельности российских предприятий в условиях финансового кризиса
В настоящее время финансирование предприятий находится в неудовлетворительном состоянии из-за недостатка собственных средств для самофинансирования, отсутствия достаточной государственной финансовой поддержки, высокой стоимости и рискованности инноваций, долгосрочного характера окупаемости инновационных проектов и доминирования консервативных инвесторов вместо агрессивных. Для дальнейшего успешного развития российским компаниям необходимо решить две задачи: первая – оптимизировать источники финансирования для развития новых проектов; вторая – научиться отбирать такие инновационные проекты, которые принесут даже в условиях кризиса реальную отдачу. 19
Ассоциацией менеджеров России совместно с международной консалтинговой компанией Pricewaterhouse Coopers было проведено исследование мнения руководства отечественных компаний о возможных вариантах финансирования бизнеса в условиях мирового финансового кризиса. Результаты опроса показали, что в тройку самых больших сложностей вошли проблемы рынка капитала (54%), увеличение стоимости заемных средств (48%) и падение фондовых рынков (39%). Ухудшение ситуации на финансовых рынках по всему миру, ужесточение требований к заемщикам, повышение процентных ставок вызывает вполне обоснованную тревогу респондентов по поводу возможностей привлечения капитала.
Один из альтернативных финансовых инструментов предприятия в рыночных условиях – механизм IPO (Initial Public Offer), который позволяет решить проблемы финансирования интенсивного роста, увеличить стоимость бизнеса, благосостояние акционеров, а также приобрести собственников, ориентированных на долгосрочную перспективу. IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения уровня публичности компании. Многие отечественные предприятия с иностранным капиталом выходят на IPO по требованию иностранных акционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.
Основываясь на анализе отечественной практики банковского кредитования, можно сделать вывод, что долгосрочные кредиты, связанные с движением основного капитала, практически не влияют на общую динамику капитальных вложений и не играют активной роли в инвестиционном процессе. В отечественной экономике на долю банковских кредитов в общем объеме источников финансирования инвестиций приходится 8-9%. Для сравнения: в развитых странах с использованием банковских ссуд финансируется свыше 50% инвестиционных проектов. Несмотря на позитивную динамику удельного веса средне- и долгосрочных кредитов в общих кредитных вложениях коммерческих банков, их доля в ВВП пока недостаточно высокая. Так, на конец 2008 года отношение долгосрочных кредитов экономике к ВВП составило всего 19%.
Такое положение обусловлено отсутствием благоприятной инвестиционной среды на всем рыночном пространстве России, дороговизной банковских кредитов, выражающейся в разрыве процентных ставок по кредитам и уровня рентабельности большинства предприятий, ориентированных на удовлетворение внутреннего спроса. Так, реальный сектор может платить по долгосрочным кредитам на инвестиционные цели порядка 10-15% годовых, поскольку средняя рентабельность промышленных предприятий составляет 13%. Банки же для поддержания нормальной доходности ориентируются на величину действующей ставки рефинансирования, которая является для них базовой ставкой, а также учитывают премию за риск. Степень риска увеличивается при предоставлении долгосрочных кредитов. Отсюда банки вправе рассчитывать на более высокую процентную ставку по долгосрочным кредитам, чем по краткосрочным, что не согласуется с возможностями реального сектора экономики.20
Одним из способов организации финансирования инвестиционных проектов, направленных на модернизацию оборудования и создание новых производств, является проектное финансирование. Проектное финансирование в его «чистом» виде в России встретишь не часто. Вместо него в стране активно развивается «грязное» проектное финансирование (как правило, с регрессом на действующий бизнес и принятием в залог существующих активов, но с ориентацией на потоки, генерируемые проектом, как единственный или как минимум основной источник возврата вложенных средств). Это специфика, отражающая объективные реалии экономики и существующие страновые, корпоративные и инвестиционные риски. При существующих законодательных ограничениях, отсутствии опыта и понимания технологий и опасностей реализации сложных и крупных проектов у бизнеса коммерческие банки просто не могут рисковать, практикуя «чистое» проектное финансирование. Но благодаря повышенному спросу на «длинные» ресурсы, можно ожидать увеличения объема «грязного» проектного финансирования, которое может стать одним из локомотивов обновления и развития производственных предприятий по всей России.
В опубликованном МЭР РФ Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. предлагаются различные варианты экономического развития. Одним из основных условий реализации умеренно-оптимистического варианта является повышение доступности кредитных ресурсов и рост реальных объемов кредитования. В 2010 году прогнозируется увеличение кредитования нефинансовых организаций и населения не менее чем на 13 %, в 2011 году – на 15-17 %, в 2012 году – на 25-27%.
Консервативный вариант характеризуется нарастанием дисбаланса между банковским и реальным секторами экономики. Рост банковского кредита в 2010 году в этом варианте оценивается на уровне 9-10 %, что в реальном выражении (с учетом инфляции) является продолжением кредитного сжатия (или стагнацией). В 2011 - 2012 годах кредитование нефинансовых организаций увеличится на 13-14 %.
Безусловно, расширение активности банковского сектора и снижение процентных ставок является одним из важнейших факторов восстановления инвестиционной активности. Российское правительство активно проводит политику по снижению ставки рефинансирования (на данный момент она составляет 10%), однако, в нашей стране ставка рефинансирования не является для российских банков индикатором для снижения ставок по предоставляемым кредитным ресурсам. Для расширения возможностей банков по предоставлению долгосрочных кредитов необходимо не только расширение ресурсной базы банков, но также снижение рисков банков за счет предоставления государственных гарантий. Основными препятствиями для предприятий по привлечению долгосрочных источников финансирования являются не только высокие процентные ставки, которые возрастают при увеличении сроков заимствования, но и требования со стороны банков по предоставлению высоколиквидных залогов. Еще одной причиной является нехватка квалифицированных финансовых менеджеров, способных разработать полноценный инвестиционный проект, который сможет заинтересовать потенциальных кредиторов.21
Расчётная часть
Задание 1
Предприятие инвестировало в строительство мотеля 40 млн. руб. Ежегодные планируемые поступления от эксплуатации мотеля в течение 4 лет составят 35, 60, 80 и 100 млн. руб. Ставка дисконтирования планируется на уровне 10%. Определить период окупаемости инвестиций.
Решение:
Размер инвестиции – 40 000 000 руб.
Доходы от инвестиций
в первом году: 35 000 000 руб;
во втором году: 60 000 000 руб;
в третьем году: 80 000 000 руб;
в четвертом году: 100 000 000 руб.
Рассчитаем дисконтированные денежные поступления по годам реализации:
1-й год: 35 000 000 /(1 + 0,1) = 31 818 181
2-й год: 60 000 000/(1 + 0,1)2 = 49 586 776
3-й год: 80 000 000/(1 + 0,1)3 = 60 105 184
4-й год: 100 000 000/(1 + 0,1)4 = 68 301 345
ИТОГО: 52 452 867 руб.
Рассчитаем дисконтный период окупаемости:
DPP =
IC = 40 000 000 руб.
= (31 818 181+ 49 586 776+60 105 184+68 301 345)/4 = 52 452 867 руб.
DPP = @ 0,8 года @ 9 мес.
Ответ: инвестиции окупятся приблизительно за 9 месяцев
Задание 2
По данным бухгалтерской отчётности проанализировать пассив баланса предприятия.
Таблица 1 Анализ состава и структуры источников средств АО «Прогресс»
Источники средств | На начало периода | На конец периода | Изменение (+, -) | |||
тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | |
1. Источники средств – всего из них: |
||||||
1.1 Собственный капитал – всего в том числе: |
315 569 | 68,8 | 311 131 | 78,6 | -4438 | +9,8 |
Уставный капитал | 202,5 | 0,04 | 202,5 | 0,05 | - | +0,01 |
Добавочный капитал | 256 806 | 56,0 | 235 465 | 59,4 | -21 341 | +3,4 |
Резервный капитал | 50,5 | 0,01 | 50,5 | 0,01 | - | - |
Фонд социальной сферы | 48 728 | 10,6 | 56 977 | 14,4 | +8249 | +3,8 |
Целевые финансирования | 3782 | 0,8 | 8279 | 2,1 | +4497 | +1,3 |
Нераспределённая прибыль | 6000 | 1,35 | 10157 | 206 | +4157 | +1,25 |
1.2 Заёмный капитал – всего в том числе: |
142 942 | 31,2 | 84 825 | 21,4 | -58 117 | -9,8 |
Долгосрочные обязательства | 1000 | 0,2 | 1200 | 0,3 | +200 | +0,1 |
Краткосрочные обязательства в том числе: |
141 942 | 31,0 | 83 625 | 21,1 | -58 317 | -9,9 |
Займы и кредиты | 2000 | 0,4 | - | - | -2000 | -0,4 |
Кредиторская задолженность | 134 095 | 29,2 | 80 525 | 20,3 | -53 570 | -809 |
Задолженность учредителям по выплате доходов | 5847 | 1,3 | 3100 | 0,8 | -2747 | -0,5 |
Валюта баланса 458 511 100 395 956 100 -62 555
В конце отчетного года по сравнению с его началом произошли существенные изменения в структуре пассива баланса АО «Прогресс» (табл. 1)
Собственный капитал в валюте баланса:
- на начало года 68,8 %
- на конец года 78,6 %
Заёмный капитал в валюте баланса:
- на начало года 31,2 %
- на конец года 21,4 %
Так, собственный капитал к концу года уменьшился на 4438 тыс. руб., а заёмный капитал сократился на 58 117 тыс. руб. Собственный капитал на начало и конец года составлял соответственно 315 569 тыс.руб. и 311 131 тыс. руб., а заёмный – 142 942 тыс.руб. и 84 825 тыс.руб. В процентном отношении: если доля собственного капитала на конец года в формировании активов составляла 78,6%, то доля заёмного капитала – всего лишь 21,4%. Заёмный капитал уменьшился по двум составляющим: за счёт сокращения кредиторской задолженности – на 53 570 тыс. руб. и задолженности участникам по выплате доходов – на 2747 тыс. руб. В общей сумме заёмного капитала кредиторская задолженность на начало года составляла 93,8% (134 095:14 942*100), а на конец года она увеличилась до 95.0% (80 525:84 825*100).
Очевидно, АО «Прогресс», стараясь поправить свое финансовое положение, не обращаясь в банк за кредитами и займами, интенсивно использовало кредиторскую задолженность для финансирования своей деятельности за «дешевые деньги», «беспроцентные ссуды», что в конечном итоге может обернуться снижением доверия к организации со стороны партнёров, клиентов, покупателей либо к банкротству.
Задание 3
Рассчитать объём реализованной продукции и прибыль от продажи продукции
Таблица 2 Данные к расчёту объёма реализованной продукции
Показатель | Всего за год | В IV квартале |
1. производственная себестоимость товарной продукции | 168000 | 42000 |
2. полная себестоимость товарной продукции | 176500 | 44125 |
3. товарная продукция в отпускных ценах | 215300 | 53825 |
4. фактические остатки нереализованной продукции а) в отпускных ценах б) по производственной себестоимости |
16800 13700 |
4200 3425 |
5. норма запаса нереализованной продукции | 8 |
Решение:
Находим планируемые остатки нереализованной продукции на конец года
Ок. = ОВ х N,
где ОВ – однодневный выпуск товарной продукции; N – норма запаса в днях.
ОВ = ТП4 кв/90 дней
в отпускных ценах
ОВ = 53825/90 = 598 р.
Ок. = 598 х 8 = 4784 р.
по производственной себестоимости
ОВ = 42000/90 = 467 р.
Ок.. = 467 х 8 = 3736 р.
Находим показатель объема продаж продукции в планируемом периоде
V = Оф + ТП - Ок
в отпускных ценах
V = 168000 + 215300 - 4784 = 378516 р.
по производственной себестоимости
V =13700 + 176500 - 3736 = 186464 р.
Прибыль от продажи товарной продукции
378516 – 186464 = 192052 р.
Ответ: объём реализованной продукции в отпускных ценах - 378516р, а по производственной себестоимости – 186464р.; прибыль от продажи продукции – 192052р.
Заключение
Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане процесс образования капитала предприятия во всех его формах.
Классификация источников финансирования разнообразна и может производиться по следующим признакам:
По отношениям собственности выделяют собственные и заемные источники финансирования.
По видам собственности выделяют государственные ресурсы, средства юридических и физических лиц и зарубежные источники.
По временным характеристикам источники финансирования можно разделить на краткосрочные и долгосрочные.
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, — она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов.
Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления; хотя сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают.
Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого или акционерного капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня).
В условиях перехода к рынку начинают применяться и нетрадиционные инструменты финансирования деятельности российских предприятий. К ним можно отнести коммерческий кредит, опционы, залоговые операции, факторинговые операции, лизинг и др.
В настоящее время финансирование предприятий находится в неудовлетворительном состоянии из-за недостатка собственных средств для самофинансирования, отсутствия достаточной государственной финансовой поддержки, высокой стоимости и рискованности инноваций, долгосрочного характера окупаемости инновационных проектов и доминирования консервативных инвесторов вместо агрессивных. Для дальнейшего успешного развития российским компаниям необходимо решить две задачи: первая – оптимизировать источники финансирования для развития новых проектов; вторая – научиться отбирать такие инновационные проекты, которые принесут даже в условиях кризиса реальную отдачу.
Список использованных источников и литературы
Гражданский кодекс Российской федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 (с изм. от 18.07.2009) №51-ФЗ [Текст]// Российская газета - 20.07.2009.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. (ред. от 19.07.2009) N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [Текст]//Собрание законодательства РФ, 1996. -№1. - Ст.1.
Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»//Собрание законодательства РФ-30.06.2008.-N26.-Ст. 3010.
4. Белолипецкий В.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В.Г. Бело-липецкий. – М.: КНОРУС, 2008. – 448с.
5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. Курс. – 2-ое изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2005. – 656с.
6. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
7. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А. Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев, Л.И. Григорьева, О.В. Долгова, Л.А. Рыжова. – 4-ое изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 432с.
8. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учебное пособие / С.В. Галицкая. – М.:Эксмо, 2008.- 652с.
9. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. - М.: Филинъ, 2006 г.
10. Карпова Е.Н. «Проблемы привлечения долгосрочных источников средств для финансирования деятельности российских предприятий в условиях финансового кризиса» - I МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ
11. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 522 с.
12. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент – 1: учебное пособие /Ковалев В.В. – М.: Издательский дом БИНФА, 2008. – 232с.
13. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.– М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
14. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент: Учеб. Пособие для студентов вузов / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 415с.
15. Лаврухина Н.В. Финансы предприятий. – М.: МЭСИ, 2003
16. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник. – М.: ИНВРА – М, 2007. – 575с.
17 Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 288 с.
18. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 400 с.
19. Миляков Н.В.Финансы: Учебник.- 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2004. — 543 с.
21. Теплова Т.В. Финансовый решения: стратегия и тактика: Учеб. пособие. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2006.
22. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): учеб. пособие / В.И. Бережной, Е.В. Бережная, О.Б. Бигдай и др. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА – М, 2008. – 336с.
23. Финансовый менеджмент. Учебный курс. Бланк И.А. 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. — 656 с.
24. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ Под ред. Е.И.Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. – 408 с.
25. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учебное пособие. – М. Финансы 2006. – 479 с.
26. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности/Под ред. М.В.Мельник. – М.: Экономисть, 2006. – 320 с.
27. Фондовый рынок: Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля Н.И.Берзон, Е.А.Буянова, М.А.Кожевников, А.В.Чаленко Москва: Вита-Пресс, 2008
1 Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА – М, 2007. – С. 212.
2 Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» [Текст]// Собрание законодательства РФ - 30.06.2008. - N 26. -Ст. 3010.
3 Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М. Финансы 2006. – С. 215.
4 Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ – М. Финансы 2006. – С. 220.
5 Лаврухина Н.В. Финансы предприятий. – М.: МЭСИ, С. 415
6 Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ – М. Финансы 2006. – С. 156
7 Фондовый рынок: Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля Н.И.Берзон, Е.А.Буянова, М.А.Кожевников, А.В.Чаленко Москва: Вита-Пресс, 2008
8 Финансовый менеджмент: учебное пособие/ Под ред. Е.И.Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. – С. 243
9 Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): учеб. пособие / В.И. Бережной, Е.В. Бережная, О.Б. Бигдай и др. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА – М, 2008. – С. 112
10 Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – С.196
11Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений:– М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – С. 203
12 Фондовый рынок: Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля Н.И.Берзон, Е.А.Буянова, М.А.Кожевников, А.В.Чаленко Москва: Вита-Пресс, 2008
13 Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы – М.: ИНФРА – М, 2007. – С. 224
14 Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – С. 229
15 Фондовый рынок: Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля Н.И.Берзон, Е.А.Буянова, М.А.Кожевников, А.В.Чаленко Москва: Вита-Пресс, 2008
16 Соколова О.В. Финансы, деньги и кредит. Учебник. Москва: Юристъ, 2001, С.525
17 Соколова О.В. Финансы, деньги и кредит. Учебник. Москва: Юристъ, 2001, С.528
18 Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. — М.: Вузовский учебник, 2008. — С. 159
19 Карпова Е.Н. «Проблемы привлечения долгосрочных источников средств для финансирования деятельности российских предприятий в условиях финансового кризиса» I МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ – ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»
20 Карпова Е.Н. Указ.соч
21 Карпова Е.Н. Указ. соч.