Содержание
1. Характеристика государственных и частных иностранных инвестиций
2. Финансовые методы стимулирования импорта иностранного капитала
Литература
1. Характеристика государственных и частных иностранных инвестиций
В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли. Иностранные инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли. В законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».
Различают государственные и частные иностранные инвестиции.
Государственные инвестиции – это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств (например, Организация экономического сотрудничества и развития) предоставляют другим государствам. К ним относятся также государственные участия в капитале смешанных предприятий, а также инвестиции государственных предприятий и финансовых институтов. Под государственными финансовыми институтами следует понимать не только учреждения, непосредственно контролируемые государством, но и международные организации, такие как ЕБРР и Всемирный банк. Средства международных финансовых институтов также следует считать государственными.
Страны-инвесторы получают более высокую среднюю прибыль инвестиций, так как вкладывают их в более прибыльные отрасли за границей, используют там более дешевую квалифицированную рабочую силу, экспортируют туда средства труда, но этим замедляя темпы экономического роста и развития своей страны. Иностранные инвестиции и миграция рабочей силы являются современными формами перемещения трудовых ресурсов и денежных средств. Причиной миграции рабочей силы является уровень заработной платы, на который влияют экономическое развитие страны, ее природные, исторические и национальные особенности, социальные условия. Страна-экспортер капитала способствует миграции рабочей силы из своей страны и создает дополнительные рабочие места в стране-импортере, используя ее дешевый квалифицированный трудовой потенциал.
Поступающие инвестиции первоначально являются толчком для экономического развития страны-импортера, способствуя росту производственных возможностей страны и улучшая ее демографическую обстановку. Тем не менее, поступающие современная техника и технология имеют завышенную цену, так как они не самые новые, достаточно длительный период действующие в стране-экспортере. Используя иностранный капитал, трудно стать лидером на мировом рынке. Иностранные инвестиции, находящиеся под гарантией правительства, часто используются неэффективно. Страна-реципиент должна иметь четкую государственную политику в отношении поступающих инвестиций.
Государственные иностранные инвестиции осуществляются в национальных интересах, поэтому получение прибыли не всегда является основной их целью.
Можно выделить цели, которые преследуют государственные иностранные финансовые институты, инвестирующие средства в России:
- продвижение товаров национальных производителей на российский рынок;
- помощь национальным компаниям, которые намерены инвестировать средства в России, включая сбор информации, выполнение функций маркетинга, участие в проектах, пробное (или венчурное) финансирование;
- "привязка" определенных кластеров российской промышленности к соответствующим отраслям национальной экономики; развитие двустороннего экономического сотрудничества в целом.
Продвижение товаров "своих" производителей на российский рынок часто осуществляется с помощью предоставления кредитов на закупку этих товаров. Такие кредиты обычно не перечисляются на счет заемщика, а выдаются в виде кредитной линии. При этом заемщик не может использовать эти деньги на какие-либо другие цели и, по сути, не может ими распоряжаться. Однако и в случае предоставления средств в непосредственное распоряжение заемщика, иностранный кредитор устанавливает жесткий контроль за их расходованием.
Обычно кредитор стремится, чтобы часть затрат была покрыта самим заемщиком или профинансирована из других источников. В этом случае фирмы страны-кредитора получают больше средств, чем было затрачено государством на предоставление кредита.
Государственные кредиты используются как метод конкурентной борьбы - например, в результате кредита Эксимбанка США на закупку американской тяжелой техники была сорвана сделка по покупке подобной техники у японской фирмы Comatsu.
Стратегическая цель иностранных государственных финансовых институтов - включить российское рыночное пространство в сферу интересов национальных компаний. Зарубежные государственные банки и другие финансовые институты оказывают многостороннюю помощь своим фирмам при проникновении на российский рынок и инвестировании средств в российскую экономику.
Такая помощь осуществляется по следующим направлениям:
- участие в проектах, осуществляемых частными инвесторами;
- сбор информации о российских производителях, финансовых институтах, правовых нормах и т.д.;
- поиск и анализ проектов, которые могли бы быть интересны национальным (т.е. зарубежным) инвесторам;
- взятие на себя риска по "раскрутке" подобных проектов; т.е. государственный банк может гарантировать вложенные на начальной стадии проекта частным инвестором средства, либо банк самостоятельно участвует в проекте, а в случае успеха привлекает к нему частные компании;
- политическое и экономическое давление на российские властные структуры в интересах "своих" компаний.
ЕБРР реализует программу создания сети региональных венчурных фондов, которые будут заниматься инвестированием в российские предприятия. В дальнейшем планируется привлечение частных инвесторов к проектам, реализуемым венчурными фондами.
В тех областях, где технологическое отставание России достаточно сильно, использование технологий, приносимых иностранным капиталом, способствует развитию экономики.
Государственные иностранные финансовые институты реализуют ряд программ по развитию инфраструктуры в России (включая средства коммуникаций, финансовые структуры, биржи и т.д.). Одна из целей этих программ - создание условий для работы иностранного капитала.
Под частными понимаются инвестиции, которые осуществляют частные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдельные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно переплетаются между собой.
Частные инвестиции, включающие прямые, портфельные, кредитные и другие виды, осуществляются собственниками капитала, производящими долгосрочные вложения средств в отрасли экономики с целью получения максимальной прибыли.
По соотношению прямых и портфельных инвестиций определяется роль и значение иностранного капитала в экономике страны.
Прямые частные инвестиции представляют вложение в зарубежные предприятия, которые в отличие от портфельных, дают право инвестору контролировать деятельность предприятий с иностранным капиталом, в том числе совместных предприятий.
Портфельные инвестиции поступают в страну путем продажи ценных бумаг через международные финансовые институты, фонды, экспортные агентства, банки. В страну-реципиент предпринимательский капитал поступает в форме ссуд, кредитов, грантов.
Производя инвестиции в России иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:
1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых.
2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья.
3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.
4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных ФПГ, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.
5) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции.
6) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.
7) Использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана.
8) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.
Одна из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику - создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое инвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы по их коренной реконструкции. Выполнение такой программы требует очень больших затрат. Инвестирование для реализации частных проектов или для решения отдельных проблем может привести к тому, что средства пойдут на "латание дыр". Поэтому при реализации таких проектов есть смысл инвестировать не в само предприятие, а в специально созданную около него структуру.
Большинство российских промышленных предприятий имеют неустойчивое финансовое положение и устаревшую структуру. Совместное предприятие позволяет "отгородить" отдельным юридическим лицом выполнение какого-либо проекта (например, модернизация части оборудования или производство новых видов продукции) от проблем основного производства. Таким образом, создается связка "респектабельное СП" - "испытывающий трудности завод", с помощью которой предприятие может работать как в специфических условиях российского рынка (на котором действует основная производственная структура), так и выходить на иностранный рынок и создавать привычные для иностранных партнеров условия работы (этим занимается СП).
Кроме того, совместное предприятие позволяет руководству российской стороны не бояться за сохранение своих мест в рамках старой структуры и одновременно внедриться в "новую экономику".
Многие иностранные компании для работы на российском рынке создают дочерние структуры. Это позволяет компании не иметь непосредственно дело со "своеобразным" российским рынком и строить отношения с дочерней фирмой на привычной для западного бизнеса основе.
Иностранные компании могут выдавать средства не только российским фирмам, но и властям. Поскольку местные администрации не всегда располагают достаточными валютными средствами для возврата кредита, то подобные соглашения могут заключаться на бартерной основе.
В целом, методы применяемые иностранными инвесторами при вложении средств определяются тем, что иностранный капитал стремится:
- контролировать использование вложенных средств (контролировать структуры, в которые были вложены деньги) и, по возможности, застраховать их от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;
- по возможности, обеспечить независимость выполняемого проекта от экономического положения российского предприятия-партнера;
- перевести отношения со структурой, управляющей вложенными деньгами, на западные стандарты;
- свести к минимуму неудобства российской финансовой и налоговой системы, таможенных барьеров (в этой области иностранные компании используют те же методы, что и российские).
Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций - прежде всего те, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления).
2. Финансовые методы стимулирования импорта иностранного капитала
Одна из основных проблем, стоящих на пути реорганизации и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций, и принимая во внимание существенное технологическое отставание российской экономики по многим областям, России крайне необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые для России технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций, которые в состоянии сыграть огромную роль в экономическом подъеме страны.
Для привлечения иностранного капитала в мировой практике используются следующие меры:
1) налоговые стимулы - установление прямых налоговых льгот, отсрочки уплаты налогов за инвестирование капитала, освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, сырья, комплектующих изделий и др.;
2) финансовые методы стимулирования иностранных капиталовложений в виде субсидий, займов, кредита и гарантий их предоставления. Предоставление финансовых льгот зависит от конкретных регионов, отраслей экономики и др.;
3) нефинансовые методы направлены на создание условий для эффективного функционирования иностранного капитала (обеспечение факторами производства, информацией, развитие транспорта и других коммуникаций, создание специальных экономических зон). Промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам. Развивающиеся страны чаще выбирают налоговые меры, что обусловлено, прежде всего, недостатком финансовых ресурсов.
Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.
Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах. Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты.
Креди́т (лат. creditum — займ от лат. credere — доверять) — экономические отношения между двумя сторонами, при которых одна сторона передаёт другой стороне ценности на условиях возвратности, срочности, платности. Также возможны другие условия, такие как целевое использование, обеспеченность и т. д.
Иностранные капиталы, необходимые для реструктуризации экономики, Россия может получить только в том случае, если условия размещения инвестиций будут в ней относительно лучше, чем в странах, конкурирующих в сфере привлечения капитала. Кроме того, необходимо осуществлять постоянный поиск потенциальных инвесторов и проводить активную информационную и промоутерскую деятельность, открывая им доступ на российский рынок.
Создание государством благоприятных условий для роста инвестиционной активности предполагает целенаправленное воздействие на воспроизводственные процессы на макро- и микроэкономических уровнях. Важнейшей областью, где должна по-новому и эффективно проявиться активизация инвестиционной роли государства, является денежно-кредитная сфера.
Обеспечение устойчивого инвестиционного подъема прежде всего предполагает рост монетаризации экономики, ликвидацию диспропорций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановлений платежной системы, дедолларизацию и повышение роли национальной валюты.
Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.
Совершенствование структуры денежной массы связано также со снижением доли наличных денег в обращении, для чего требуются введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация расчетов, расширение безналичных форм платежного оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое пространство деятельности банковского сектора, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала банков.
Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с заявленными приоритетами экономической политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом реализации инвестиционных функций банков в экономике. Реструктурированная банковская система должна отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать необходимый уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам. Однако для того чтобы банковская система могла обеспечить приток инвестиций в развитие производства, необходимо создание соответствующих макроэкономических условий.
Важное значение в повышении инвестиционной активности банковской системы имеет создание системы стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных гарантий.
К числу мер, способствующих возрастанию производственных инвестиций коммерческих банков, можно также отнести снижение нормативов резервных отчислений и льготное налогообложение.
Среди возможностей использования льготного налогообложения для стимулирования инвестиций, могут быть рассмотрены такие методы, как снижение налогооблагаемой базы на сумму инвестиционных активов, применение льготного налогообложения прибыли банков при условии выдачи долгосрочных кредитов по низким процентным ставкам, предоставление льгот по налогу на прибыль, возмещающее потери банков от выделения инвестиционных кредитных ресурсов.
В области налоговой политики создание благоприятных условий активизации инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде: освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства; скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения; налоговых кредитов; налоговых каникул.
Эффективным видом налоговых льгот, получившим распространение в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В отличие от других видов льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в большей степени учитывает имущественное положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким ставкам, то применение инвестиционного налогового кредита - для налогоплательщиков с низкими доходами.
В России порядок применения инвестиционного налогового кредита был определен Федеральным законом «Об инвестиционном налоговом кредите». В Налоговом кодексе инвестиционный налоговый кредит рассматривается как основной вид льгот, стимулирующих инвестиции в реальный сектор экономики. Предусмотрено три основания для получения такого кредита:
· проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства;
- осуществление внедренческой или инновационной деятельности, включая создание новых или совершенствование применяемых технологий, а также применение новых видов сырья или материалов;
· выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
В первом случае сумма инвестиционного кредита может быть равна 30%- стоимости приобретенного для проведения НИОКР или технического перевооружения оборудования. В остальных случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
Предприятие может получить несколько инвестиционных налоговых кредитов по разным основаниям при соблюдении определенных ограничений. В частности, в каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. Накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот период.
Инвестиционный налоговый кредит может предоставляться на срок от одного до пяти лет. Проценты, начисляемые на полученную сумму, не должны быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка. Субъектам Федерации и органам местного самоуправления дано право устанавливать иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита (в том числе сроки действия и. ставки процентов за кредит) по региональным местным налогам соответственно.
Формы деятельности органов государственной власти в области прямого привлечения инвестиций заключаются в следующем:
1) разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;
2) на практике в качестве прямого регулирующего воздействия на инвестирование считается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;
3) государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики;
4) разработка (формирования) и реализация федеральных строительных программ;
5) разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;
6) стимулирование инвестиционной активности с помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации, регулирования учетной ставки банковского кредита;
7) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Особое место среди средств стимулирования иностранных инвестиций занимают свободные экономические зоны (СЭЗ), которые представляют собой зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.
Каждая СЭЗ имеет особые льготы в отношении инфраструктуры, банковских услуг, малого и среднего бизнеса. Но базовые льготы одинаковы для всех видов зон:
- внешнеторговые льготы — беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ;
- налоговые льготы — налоговые каникулы на срок 5—20 лет, полное или частичное освобождение от налогов реинвестируемых прибылей на срок до 5 лет, скидки с налога на прибыль. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налогов на собственность, налога с оборота;
- финансовые льготы — инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные кредиты и т.д.;
- административные льготы — упрощенный порядок регистрации компаний, упрощенный порядок въезда—выезда иностранных граждан и т.д.
Литература
1. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
2. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: учебное пособие. - М.: ООО «Книгодел», 2006.
3. Игонина Л.Л. Международный рынок инвестиций: современные тенденции развития // Финансы. - 2002. - № 9.
4. Паштова Л.Г. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию // Финансы.- 2002.- №6.
5. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 2001.- № 2.
6. Цигичко А.Н. Стимулирование и регулирование притока иностранных инвестиций // Финансы.- 2002.- №7.
7. Инвестиции: учеб./ С.В. Валдайцев, П.П. Воробьев [и др.]; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
8. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях" от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.