Содержание
Введение…………………………………………………………………………..
Формы заемных средств……………………………………………………..
Виды кредита……………………………………………………….
Факторинг………………………………………………………….
2. Обеспечение баланса денежных потоков на предприятии ООО «Престиж»……………………………………………………………………….
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Престиж»………………..
2.2. Анализ и оценка движения денежных потоков на основе данных финансовой отчетности ООО «Престиж»………………………………..….
2.3.Расчет эффекта финансового рычага ООО «Престиж»………………..
Заключение…………………………………………………………………........
Список литературы……………………………………………………………...
Введение
В настоящее время многие предприятия финансируют свою деятельность как за счет собственных, так и заемных средств.
Прежде всего, заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста предприятия, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т.д. Инфляция и недостаток собственных оборотных средств вынуждают большинство предприятий привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала. Преимуществом финансирования за счет долговых источников является нежелание владельцев увеличивать число акционеров, пайщиков, а также относительно более низкая себестоимость кредита по сравнению со стоимостью акционерного капитала, которая выражается в эффекте финансового рычага.
Заемный капитал – это совокупность заемных средств, приносящих предприятию прибыль.
Цель управления финансовыми и денежными потоками – обеспечение кругооборота средств предприятия, являющегося условием для его нормального функционирования – обуславливает актуальность и значимость темы данной работы для современных предприятий различных сфер и направлений деятельности.
Анализ денежных средств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств.
Целью данной работы является анализ управления денежным оборотом предприятия, обеспечение баланса денежных потоков за счет привлечения заемного капитала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выполнить анализ движения денежных средств организации;
произвести расчет финансовых коэффициентов;
разработать рекомендации по улучшению механизма управления денежными потоками предприятия.
1. Формы заемных средств
Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия являются собственные, заемные и привлеченные средства1. В соответствии с этим выделяют фонды собственных, заемных и привлеченных средств.
Фонды заемных средств включают кредиты (банковские и коммерческие (товарные)), лизинг, факторинг и другие фонды специального назначения.
1.1. Виды кредита
Банковский кредит – основная форма кредита. Это означает, что именно банки чаще всего предоставляют свои ссуды субъектам, нуждающимся во временной финансовой помощи. Это денежная форма кредита, возникает при передаче денежных средств в долг на условиях срочности, возвратности, платности. Кругооборот средств позволяет мобилизовать временно высвобождающиеся денежные средства и одновременно их перераспределять в пользу тех, кто в них нуждается. Такую эмиссию берет на себя банк, так как свободные денежные средства оседают на счетах в банке, и банк располагает информацией о том, как эти ресурсы могут быть использованы.
Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, представляемого банками взаймы за плату во временное пользование. Он выражает экономические отношения между кредиторами (банками) и субъектами кредитования (кредитополучателями), в качестве которых могут быть как юридические и физические лица.
Банковский кредит может действовать в национальных рамках и в форме международного кредита. Он предоставляется с заключением кредитного договора для каждого кредитополучателя индивидуально, чтобы степень риска кредитной сделки была минимальной. Кредитный договор - это юридический документ, регламентирующий взаимоотношения между банком и кредитополучателем при выдаче кредита, определяющий взаимные права и обязательства сторон.
Банковский кредит может быть прямым и косвенным. Прямые кредитные отношения (банк-кредитополучатель) являются преобладающими. Более ограниченно применяется косвенное банковское кредитование, т.е. предоставление ссуды заемщику через посредника, например, торговую организацию, ломбарды и др.
Внутри формы кредита выделяются виды кредита, которые формируются в зависимости от особенностей объекта, целевого направления кредита, его срока, обеспеченности возврата и других признаков. Так, например, с учетом сроков выдачи выделяют следующие виды ссуд: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные; с учетом их направления по отраслям хозяйства: кредитные вложения в промышленность, сельское хозяйство, торговлю, строительство и т.д.; по объектам различают ссуды в затраты, связанные с созданием и увеличением оборотных текущих и внеоборотных (долгосрочных) активов; потребительскими нуждами населения. В зависимости от формы предоставления бывают разовые ссуды и ссуды, выданные по кредитной линии. С точки зрения техники предоставления можно выделить кредиты консорциальные, вексельные, ломбардные, акцептные, наличные, безналичные, в виде кредитных карточек и др. По методам погашения ссуды бывают срочные, отсроченные, просроченные, долгосрочно погашенные.
Лизинговый кредит2 — это отношения между юридически самостоятельными лицами по поводу передачи в лизинг основных средств производства или товаров в длительное пользование, а также по поводу финансирования, приобретения движимого и недвижимого арендуемого имущества. Лизинг рассматривается, с одной стороны, как альтернатива капиталовложения, а с другой — как альтернатива финансирования. Лизинг представляет собой форму имущественного (товарного) кредита и является одним из видов инвестирования в оборудование, недвижимость и прочие основные фонды.
Объектом лизинга может выступать любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным фондам и являющееся предметом купли-продажи. Объекты лизинговой сделки не уничтожаются в производственном цикле. К объектам лизинга могут относиться программные средства и рабочие инструменты высокой стоимости, обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов.
Субъектами лизинга выступают лизингодатель, лизингополучатель (пользователь), производитель.
Лизингодатель — юридическое лицо, передающее по договору лизинга объект лизинга. Он является собственником объекта лизинга.
Лизингополучатель — субъект хозяйствования, получающий объект лизинга во временное владение и пользование по договору лизинга.
В качестве производителя выступают предприятия, организации и другие субъекты хозяйствования, осуществляющие производство или реализацию товарно-материальных ценностей, так называемые поставщики объектов лизинга.
Лизингодатели, лизингополучатели, производители (поставщики) — это прямые субъекты лизинговой сделки. Косвенными участниками сделки могут быть банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок, страховые компании, брокерские и другие посреднические фирмы.
На практике используются самые разнообразные виды лизинга, лизинговых сделок, лизинговых контрактов. Они могут быть классифицированы по различным признакам (табл. 1)3.
Таблица 1
Классификация лизинга
Признак |
Вид лизинга |
По составу участников |
Прямой Косвенный Групповой |
По типу имущества |
Движимости Недвижимости |
По способу заключения контракта |
Обычный (основной) Генеральный Сублизинг |
По способу приобретения имущества |
Стандартный Возвратный Производителя (поставщика) Возобновляемый Револьверный |
По степени окупаемости, условиям амортизации объекта лизинга |
Оперативный Финансовый |
По объему обслуживания |
"Чистый" С полным набором услуг С частичным набором услуг "Мокрый" |
По типу финансирования |
За счет источников лизингодателя С привлечением кредита Раздельный |
По территории действия |
Внутренний Международный |
Коммерческий кредит4 характеризует кредитную сделку между предприятием-продавцом (кредитором) и покупателем (кредитополучателем). Кредит предоставляется в товарной форме в виде отсрочки платежа при продаже товара (услуги), когда приобретаемые ценности поступают раньше, чем оплачены. Разбежка во времени с момента поставки до времени платежа может быть различной. Она устанавливается в договоре поставки или регламентируется национальными нормативными актами.
Коммерческие кредиты можно превращать в движимое имущество (оборотный капитал) до наступления срока оплаты данной задолженности. Долг, причитающийся предприятию с его заказчика, оформляется в виде векселя на сумму, соответствующую настоящей величине долгового обязательства. Покупатель выдает вексель с обязательством осуществить платеж в установленный срок и оплатить проценты, сумма которых включается в цену товара и сумму векселя.
Векселедатель — особа, которая передает вексель векселедержателю и обязуется выплатить по векселю сумму денег, на которую выдан вексель. Векселедержатель — владелец векселя, который имеет право на получение указанной в нем суммы денег. В зависимости от субъекта, производящего выплату денег по векселю, бывают простой и переводной векселя.
Простой вексель — ценная бумага, выписанная должником, которая свидетельствует о безусловном обязательстве векселедателя выплатить определенную сумму денег особе, указанной в векселе, или особе, указанной при передаточной надписи. Это своего рода долговое обязательство, долговая расписка.
Простой вексель (иначе — соло-вексель) предполагает участие в сделке двух лиц: векселедателя и векселедержателя.
Переводной вексель (тратта) — ценная бумага, которая выписывается векселедателем и представляет собой письменный приказ плательщику выплатить сумму денег, обозначенную в векселе, третьей особе (векселедержателю, получателю по векселю) или по его приказу другому лицу.
Переводной вексель изначально предполагает участие трех лиц: векселедателя (трассанта), который переводит (трассирует) платеж на плательщика; трассата, являющегося плательщиком по векселю; векселедержателя, имеющего право на получение платежа у трассата
1.2. Факторинг
Факторинговые операции как вид торгово-комиссионных операций возникли в XVI—XVII вв. Сначала это были операции специализированных торговых посредников, а затем — торговых банков. В процессе хозяйственной деятельности у предприятий может возникнуть потребность в немедленном превращении дебиторской задолженности в реальные деньги с помощью факторинга.
Факторинг5 — торгово-комиссионная операция, связанная с уступкой поставщиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (покупателем) долговых требований (платежных документов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним.
В роли факторов могут выступать банки, небанковские кредитно-финансовые и другие организации. Для занятия факторинговой деятельностью фактор должен иметь соответствующее разрешение Национального банка, предоставляющее право осуществлять финансирование под уступку денежного требования (факторинг) в валюте факторинга.
По договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) одна сторона (фактор) обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом.
Основным принципом факторинга является возмещение фактором поставщику части суммы платежа по долговым требованиям к плательщикам. Перечисление остальной суммы платежа за поставленные товары осуществляется фактором после поступления средств от плательщика. Однако может иметь место незамедлительное возмещение поставщику полной суммы долга (за вычетом комиссионного вознаграждения и процента за кредит).
Поставщик предварительно получает определенную сумму (меньше всей стоимости товара) непосредственно от обслуживающей его факторинговой фирмы в момент отгрузки товара покупателю (до оплаты его покупателем), а остальная часть суммы выплачивается в течение определенного, оговоренного в договоре, срока, после платежа факторинговой компании покупателем или независимо от поступления средств от покупателя. Таким образом, поставщик сразу получает значительную сумму за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, а остальную часть — в строго оговоренные сроки. Неполная оплата счетов в момент приобретения служит для факторинговой фирмы гарантией от возможных убытков в связи с какими-либо обстоятельствами (например, недопоставкой продукции поставщиком, отказом дебитора от оплаты и др.).
2. Обеспечение баланса денежных потоков на предприятии ООО «Престиж»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Престиж»
Объектом исследования выступает ООО «Престиж». Основной вид деятельности организации – розничная продажа ювелирных изделий и швейцарских часов6.
Дата регистрации в качестве ООО «Престиж» - 2005г. Юридический адрес: Россия, 443031, Самарская область, г. Самара, ул. Г.Димитрова, 118.
Предприятие специализируется на продаже ювелирных изделий российских и иностранных производителей, часов известных мировых брендов, а так же аксессуаров, таких как вазы, столовые приборы. Основными покупателями товаров ООО «Престиж» являются люди с высоким и средним уровнем доходов.
Товары ООО «Престиж» пользуются широким спросом у населения, так как достигнуто оптимальное соотношение цены и качества предлагаемой продукции. На данный момент предприятие сотрудничает с более чем 15 известными брендами – производителями швейцарских часов и с большим количеством российских ювелирных заводов, а также иностранными компаниями ювелирной отрасли.
Продажа продукции осуществляется на территории специализированного магазина, находящегося в собственности компании. Численность работников организации составляет 25 человек, управленческого персонала – 5 человека. Разделение труда по функциональному признаку между работниками осуществляется, прежде всего, по линии обособления функций управления. Организационная структура предприятия представлена линейной системой. Она предполагает непосредственное подчинение всех категорий работников руководителю предприятия.
Основными задачами деятельности ООО «Престиж» являются:
формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей продукции в рамках среднего сегмента потребительского рынка;
обеспечение высокого качества продаваемых товаров;
обеспечение экономичности осуществления торгово-хозяйственного процесса;
минимизация издержек, связанных с транспортировкой, оформлением заказов на товары, таможенными процедурами;
максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, и обеспечение ее эффективного использования.
2.2. Анализ и оценка движения денежных потоков на основе данных финансовой отчетности ООО «Престиж»
С помощью прямого метода анализа денежных потоков можно выявить факторы изменения величины денежных средств за отчетный период7.
Таблица 2
Балансовые данные для расчета денежного потока (руб.) за 1 полугодие 2007г
Статьи баланса | Начало периода | Конец периода | Изменение (+;-) |
1.Внеоборотные активы, в т.ч.: | 5988000 | 4658000 | -1330000 |
1.1.Основные средства | 5988000 | 4658000 | -1330000 |
2.Оборотные активы, в т.ч.: | 45470000 | 47049000 |
1579000 |
2.1.Запасы | 39878000 | 46370000 |
6492000 |
2.2.ДЗ (платежи более 12 мес.) | 3882000 | 0 | -3882000 |
2.3.Прочие оборотные активы | 494000 | 206000 | -288000 |
3.Собственный капитал | 18635000 | 19944000 |
1309000 |
4.Долгосрочные кредиты и займы | 13506000 | 12829000 | -677000 |
5.КЗ, в т.ч.: | 19317000 | 18934000 | -383000 |
5.1.Поставщики и подрядчики | 19196000 | 18806000 | -390000 |
5.2.Задолженность перед персоналом | 82000 | 98000 |
16000 |
5.3.Задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 12000 | 14000 |
2000 |
5.4.Задолженность по налогам и сборам | 27000 | 16000 | -11000 |
6.Денежные средства | 1216000 | 473000 | -743000 |
Таблица 3
Расчет факторов прироста денежных средств за 1 полугодие 2007г
Показатели (факторы) | Значения показателей | |
Руб. | В % к сумме | |
I. Увеличивающие денежные средства | ||
1.Уменьшение: | ||
1.1.Основных средств | 1330000 | 19,48% |
1.2.Прочих оборотных активов | 288000 | 4,22% |
1.3.ДЗ (платежи более 12 мес.) | 3882000 | 56,86% |
2.Увеличение: | ||
2.1.Собственного капитала | 1309000 | 19,17% |
2.2.Задолженность перед персоналом | 16000 | 0,23% |
2.3.Задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 2000 | 0,03% |
II. Уменьшающие денежные средства | ||
1.Увеличение: | ||
1.1.Запасов | 6492000 | 85,76% |
2.Уменьшение: | ||
2.1.КЗ поставщикам и подрядчикам | 390000 | 5,15% |
2.2.Задолженности по налогам и сборам | 11000 | 0,15% |
2.3.Долгосрочных кредитов и займов | 677000 | 8,94% |
III. Итого увеличивающие факторы | 6827000 | 100 |
IV. Итого уменьшающие факторы | 7570000 | 100 |
V. Уменьшение денежных средств | 743000 | - |
Таблица 4
Балансовые данные для расчета денежного потока (руб.) за 9 месяцев 2007г
Статьи баланса | Начало периода | Конец периода | Изменение (+;-) |
1.Внеоборотные активы, в т.ч.: | 5988000 | 4392000 | -1596000 |
1.1.Основные средства | 5988000 | 4392000 | -1596000 |
2.Оборотные активы, в т.ч.: | 45470000 | 45266000 | -204000 |
2.1.Запасы | 39878000 | 44772000 | 4894000 |
2.2.ДЗ (платежи более 12 мес.) | 3882000 | 0 | -3882000 |
2.3.Прочие оборотные активы | 494000 | 3000 | -491000 |
3.Собственный капитал | 18635000 | 25304000 | 6669000 |
4.Долгосрочные кредиты и займы | 13506000 | 0 | -13506000 |
5.Краткосрочные кредиты и займы | 0 | 10851000 | 10851000 |
6.КЗ, в т.ч.: | 19317000 | 13503000 | -5814000 |
6.1.Поставщики и подрядчики | 19196000 | 13421000 | -5775000 |
6.2.Задолженность перед персоналом | 82000 | 68000 | -14000 |
6.3.Задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 12000 | 9000 | -3000 |
6.4.Задолженность по налогам и сборам | 27000 | 5000 | -22000 |
7.Денежные средства | 1216000 | 491000 | -725000 |
Таблица 5
Расчет факторов прироста денежных средств за 9 месяцев 2007г
Показатели (факторы) | Значения показателей | |
Руб. | В % к сумме | |
I. Увеличивающие денежные средства | ||
1.Уменьшение: | ||
1.1.Основных средств | 1596000 | 6,79% |
1.2.Прочих оборотных активов | 491000 | 2,09% |
1.3.ДЗ (платежи более 12 мес.) | 3882000 | 16,53% |
2.Увеличение: | ||
2.1.Собственного капитала | 6669000 | 28,39% |
2.2.Краткосрочные кредиты и займы | 10851000 | 46,20% |
II. Уменьшающие денежные средства | ||
1.Увеличение: | ||
1.1.Запасов | 4894000 | 20,21% |
2.Уменьшение: | ||
2.1.КЗ поставщикам и подрядчикам | 5775000 | 23,85% |
2.2.Задолженности по налогам и сборам | 22000 | 0,09% |
2.3.Задолженность перед персоналом | 14000 | 0,06% |
2.4.Задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 3000 | 0,01% |
2.3.Долгосрочных кредитов и займов | 13506000 | 55,78% |
III. Итого увеличивающие факторы | 23489000 | 100 |
IV. Итого уменьшающие факторы | 24214000 | 100 |
V. Уменьшение денежных средств | 725000 | - |
Решающим фактором увеличения денежных средств на конец периода по сравнению с его началом является увеличение собственного капитала. Одновременно произошло увеличение доли краткосрочных кредитов и займов с одновременным уменьшением доли долгосрочных кредитов и займов. Так же увеличились запасы и уменьшилась дебиторская задолженность поставщикам и подрядчикам.
Рост запасов на 12,3% и уменьшение кредиторской задолженности можно считать признаком увеличения выручки от продаж, но это требует проверки в форме анализа изменений статей баланса за 9 месяцев 2007 года, а также отчета о прибылях и убытках.
Отчет показывает, что выручка от продаж действительно увеличилась, ее прирост составил 131,9%, остатки ДЗ покупателей уменьшились на 3882000 р. Остатки КЗ поставщикам уменьшились на 43,03%, при этом вся КЗ уменьшилась на 43,05%.
Сопоставив результаты этих расчетов можно сделать следующие выводы:
1. За период произошло полное погашение дебиторской задолженности покупателей.
2. Оборачиваемость КЗ ускорилась, что позволило значительно сократить сумму кредиторской задолженности поставщикам.
3. Следовательно, ликвидация дебиторской задолженности и уменьшение кредиторской не является прямым следствием увеличения выручки от продаж, а связаны также с изменениями условий расчетов с дебиторами и кредиторами, в том числе с состоянием долгов: уплачена часть долгов, возникших в предыдущие периоды и возникли новые долги.
4. При росте выручки от продаж на 131,9% балансовые запасы увеличились на 12,3%.
Затраты на проданную продукцию, исходя из данных отчета о прибылях и убытках, увеличились на 138,28%.
Денежные поступления от продаж зависят не только от выручки текущего периода, но и от возврата ДЗ прошлых периодов, и от движения прочей ДЗ, не связанной непосредственно с продажами8. Фактические затраты денежных средств также не совпадают с затратами, отраженными в отчете о прибылях и убытках. Они ограничиваются имеющимися (поступившими) денежными средствами. Денежный поток на конец периода и его изменение по сравнению с началом периода можно определить исходя из оборота денежных средств в течение периода.
Таким образом, выручка от продаж практически полностью определила сумму поступивших денежных средств. Их оказалось достаточно на оплату всех видов расходов, связанных с основной деятельностью, а также на расчеты по обязательным платежам в бюджет и единый социальный фонд.
При помощи косвенного метода расчета денежных средств (путем корректировки чистой прибыли на суммы, входящие в расчет чистой прибыли, но не входящие в расчет движения денежных средств) рассмотрим участие в формировании денежного потока чистой выручки, т.е. величины денежных средств в составе выручки от продаж. Это чистая прибыль и амортизация.
Чистая прибыль за 9 месяцев 2007 год составила 6306000 руб. Она является одним из факторов увеличения собственного капитала. Без воздействия этого фактора собственный капитал составил бы:
18635000 руб. - 6306000 руб. = 12329000 руб.
Оборотные активы без учета изменения денежных средств уменьшились бы на 204000 руб. Снижение основных средств составило 1596000 руб.
Таким образом, уменьшение денежных средств на конец периода сформировалось под влиянием положительных и отрицательных факторов.
2.3. Расчет эффекта финансового рычага ООО «Престиж»
Таблица 6
Расчет эффекта финансового рычага за 1 полугодие 2007 года
Показатели |
Варианты структуры финансового капитала
|
|
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Собственный капитал | 19944 | 32773 |
Заемный капитал | 12829 | |
Операционная прибыль | 1428 | 1428 |
Ставка процента по заемному капиталу | 3% | - |
Сумма процентов по заемному капиталу | 384,87 | - |
Ставка налога на прибыль | 1,2*36*2 | 1,2*36*2 |
Налогооблагаемая прибыль | 1043,13 | 1428 |
Сумма налога на прибыль | 87 | 87 |
Расходы из прибыли | 32 | 32 |
Чистая прибыль | 924,13 | 1309 |
Чистая рентабельность собственного капитала | 4,63% | 3,99% |
Эффект финансового рычага |
0,64% |
- |
Результаты вычислений, представленные в таблице 6, свидетельствуют о следующем: посредством привлечения заемного капитала организация получила возможность увеличения рентабельности собственного капитала на 0,64%, что представляется важным с точки зрения собственника, поскольку на каждый вложенный рубль собственных средств он получил дополнительно 0,64 копейки чистой прибыли. Но эффект финансового рычага в данном случае слишком мал. Увеличение рентабельности незначительно, поскольку доля операционной прибыли невелика, соответственно, соотношение чистой прибыли и собственного капитала несоразмерно мало (4,63%)
Один из способов расчета эффекта финансового рычага, рассмотренный выше, описывается формулой9:
DFL = (1 – T)(RA – RD)D / E,
DFL – эффект финансового рычага, в %;
T – ставка налога на прибыль, в относительной величине;
RA – рентабельность активов
RD – ставка процента по заемному капиталу
D – заемный капитал
E – собственный капитал
D/E – плечо финансового рычага (отношение заемного капитала к собственному)
Одной из основных составляющих формулы выступает так называемый дифференциал финансового рычага (RA – RD) или разница между рентабельностью активов организации и ставкой процента по заемному капиталу. Дифференциал должен быть положительным10. В соответствии с формулой и расчетами, представленными в таблице 5, вся сумма процентов по заемным средствам уменьшает налогооблагаемую прибыль организации. Однако согласно ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации на уменьшение налогооблагаемой прибыли относится только сумма процентов по банковским кредитам (выданным в рублях) в пределах ставки рефинансирования ЦБ, увеличенной на коэффициент 1,1. Вся остальная сумма процентов по банковским кредитам, превышающая ставку рефинансирования ЦБ, увеличенную на коэффициент 1,1, относится организацией на прибыль после налогообложения (или на увеличение убытков). Такая особенность налогообложения прибыли организации в части отнесения сумм процентов по заемному капиталу вносит определенные коррективы в расчет эффекта финансового рычага. Но, поскольку процент по кредиту составляет 12% годовых (3% за 3 месяца) вся сумма процентов по кредиту относится на уменьшение налогооблагаемой прибыли.
Таблица 7
Расчет эффекта финансового рычага за 9 месяцев 2007 года
Показатели |
Варианты структуры финансового капитала
|
|
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Собственный капитал | 18635 | 32141 |
Заемный капитал | 13506 | |
Операционная прибыль | 6829 | 6829 |
Ставка процента по заемному капиталу | 3% | - |
Сумма процентов по заемному капиталу | 405,18 | - |
Ставка налога на прибыль | 1,2*36*3 | 1,2*36*3 |
Налогооблагаемая прибыль | 6423,82 | 6829 |
Сумма налога на прибыль | 128 | 128 |
Расходы из прибыли | 36 | 36 |
Чистая прибыль | 6259,82 | 6665 |
Чистая рентабельность собственного капитала | 33,59% | 20,74% |
Эффект финансового рычага |
12,85% |
- |
Результаты вычислений, представленные в таблице 7, свидетельствуют о том, что посредством привлечения заемного капитала организация получила возможность увеличения рентабельности собственного капитала на 12,85%, что представляется важным с точки зрения собственника, поскольку на каждый вложенный рубль собственных средств он получил дополнительно 12,85 копейки чистой прибыли. В данном случае подобный эффект финансового рычага достигнут в большей степени благодаря увеличению операционной и, соответственно, чистой прибыли организации.
2.4. Формирование сбалансированных денежных потоков за счет дополнительного привлечения заемных средств
Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей. Этот документ позволяет оценить суммы, необходимые для осуществления проекта, начиная со стадии его подготовки и заканчивая получением первого положительного эффекта. Главная задача этого баланса - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, определить будущую ликвидность предприятия при осуществлении данного проекта. Под ликвидностью в данном случае понимается способность предприятия своевременно погашать задолженность перед кредиторами за счет средств, находящихся на расчетном счете. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Часть необходимого финансирования может быть получена за счет средств фирмы, часть - за счет банковских кредитов на 1 - 3 года и за счет краткосрочных кредитов.
Детализированный прогноз, который понятен и применим для руководства, может способствовать привлечению внимания к проекту, несмотря на периодическое возникновение денежных затруднений (в связи с влиянием сезонности, требованием оплаты капитальных вложений наличными). Прогнозы денежных потоков предусматриваются на каждый месяц первого года и по кварталам второго и третьего годов.
Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические моменты, например, при низком накоплении средств и предполагаемом снижении продаж. Это позволяет проверить чувствительность бюджета баланса к изменению различных факторов: объемов производства, отпускных цен, нормы рентабельности, величины вложенных средств. Баланс движения денежных средств позволяет также определить эффективность отдачи от вложенного капитала11.
Далее будут приведены балансовые данные, подкорректированные в соответствие с поставленной задачей – обеспечить баланс денежных потоков.
Таблица 8
Исправленные балансовые данные для расчета денежного потока (руб.) за 9 месяцев 2007г
Статьи баланса | Начало периода | Конец периода | Изменение (+;-) |
1.Внеоборотные активы, в т.ч.: | 5988000 | 4392000 | -1596000 |
1.2.Основные средства | 5988000 | 4392000 | -1596000 |
2.Оборотные активы, в т.ч.: | 45470000 | 45266000 | -204000 |
2.1.Запасы | 39878000 | 44772000 | 4894000 |
2.2.ДЗ (платежи более 12 мес.) | 3882000 | 0 | -3882000 |
2.4.Прочие оборотные активы | 494000 | 3000 | -491000 |
3.Собственный капитал | 18635000 | 25304000 | 6669000 |
4.Долгосрочные кредиты и займы |
14231000 |
1450000 |
-12781000 |
5.Краткосрочные кредиты и займы | 0 | 10851000 | 10851000 |
6.КЗ, в т.ч.: | 19317000 | 13503000 | -5814000 |
6.1.Поставщики и подрядчики | 19196000 | 13421000 | -5775000 |
6.2.Задолженность перед персоналом | 82000 | 68000 | -14000 |
6.3.Задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 12000 | 9000 | -3000 |
6.4.Задолженность по налогам и сборам | 27000 | 5000 | -22000 |
7.Денежные средства | 1941000 | 1941000 | 0 |
В данной таблице внесены изменения в строку «долгосрочные кредиты и займы». Это сделано для того, чтобы обеспечить баланс денежных потоков организации ООО «Престиж».
Таблица 9
Расчет факторов прироста денежных средств за 9 месяцев 2007г
Показатели (факторы) | Значения показателей | |
Руб. | В % к сумме | |
I. Увеличивающие денежные средства | ||
1.Уменьшение: | ||
1.1.Основных средств | 1596000 | 6,79% |
1.2.Прочих оборотных активов | 491000 | 2,09% |
1.3.ДЗ (платежи более 12 мес.) | 3882000 | 16,53% |
2.Увеличение: | ||
2.1.Собственного капитала | 6669000 | 28,39% |
2.2.Краткосрочные кредиты и займы | 10851000 | 46,20% |
II. Уменьшающие денежные средства | ||
1.Увеличение: | ||
1.1.Запасов | 4894000 | 20,84% |
2.Уменьшение: | ||
2.1.КЗ поставщикам и подрядчикам | 5775000 | 24,59% |
2.2.Задолженности по налогам и сборам | 22000 | 0,09% |
2.3.Задолженность перед персоналом | 14000 | 0,06% |
2.4.Задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 3000 | 0,01% |
2.3.Долгосрочных кредитов и займов | 12781000 | 54,41% |
III. Итого увеличивающие факторы | 23489000 | 100 |
IV. Итого уменьшающие факторы | 23489000 | 100 |
V. Прирост/уменьшение денежных средств | 0 | - |
Таким образом, не произошло прироста/уменьшения денежных средств организации, то есть, обеспечен баланс оттоков и притоков.
Исходя их вышеуказанных данных рассчитаем эффект финансового рычага при сбалансированных денежных потоках.
Таблица 10
Расчет эффекта финансового рычага за 9 месяцев 2007 года по исправленным данным
Показатели |
Варианты структуры финансового капитала
|
|
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Собственный капитал | 18635 | 32866 |
Заемный капитал | 14231 | |
Операционная прибыль | 6829 | 6829 |
Ставка процента по заемному капиталу | 3% | - |
Сумма процентов по заемному капиталу | 426,93 | - |
Ставка налога на прибыль | 1,2*36*3 | 1,2*36*3 |
Налогооблагаемая прибыль | 6402,07 | 6829 |
Сумма налога на прибыль | 128 | 128 |
Расходы из прибыли | 36 | 36 |
Чистая прибыль | 6238,07 | 6665 |
Чистая рентабельность собственного капитала | 33,48% | 20,28% |
Эффект финансового рычага |
13,20% |
- |
Результаты вычислений, представленные в таблице 10, свидетельствуют о том, что посредством дополнительного привлечения заемного капитала организация получила возможность увеличения рентабельности собственного капитала на 13,20%, что на 0,35% больше, чем в предыдущих расчетах. Данный факт представляется важным с точки зрения собственника, поскольку на каждый вложенный рубль собственных средств он получил дополнительно 13,20 копеек чистой прибыли. А относительно расчета эффекта финансового рычага по балансовым данным за 9 месяцев (таб.7) рентабельность собственного капитала увеличилась на 0,35 копейки. В данном случае подобный эффект финансового рычага достигнут благодаря увеличению операционной и, соответственно, чистой прибыли организации, а так же за счет дополнительного привлечения заемных средств.
Заключение
Управление заемными средствами – это неотъемлемая часть финансового менеджмента на предприятии, активно применяемая для осуществления финансового планирования и разработки финансовой стратегии предприятия.
Финансовое планирование осуществляется постоянно или по мере осуществления финансовых и других мероприятий, т.е. составляются бизнес-планы. И очень важна здесь не только аналитическая и прогнозная работа специалистов, но и глобальное мышление в масштабах всего предприятия. Проводятся факторные анализы взаимозависимостей всех показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия при различных возможных вариантах финансирования, проводятся разработки различных вариантов мероприятий и их комплексов, оптимизируются все центры деятельности, влияющие на финансовое состояние предприятия.
Предприятие ставит определенные ориентиры, которые слагаются в определенную финансовую стратегию, а предложения к ее формированию возникают из финансового планирования. Изменение всех условий функционирования предприятия, вносит свои коррективы во все планы и стратегии.
Целью данной работы является анализ управления денежным оборотом предприятия, обеспечение баланса денежных потоков за счет привлечения заемного капитала.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
выполнен анализ движения денежных средств ООО «Престиж» за период с 1 января 2007 года по 30 сентября 2007года;
произведен расчет денежных потоков организации, факторов прироста/уменьшения денежных средств, эффекта финансового рычага;
разработан баланс организации, исходя из цели данной работы – обеспечить баланс денежных средств за счет привлечения заемного капитала.
Посредством данного исправленного баланса было выявлено, что при сбалансированных денежных потоках организации за счет заемных средств, рентабельность собственного капитала возрастает.
Итак, в данной работе обеспечен баланс денежных потоков организации ООО «Престиж» за счет привлечения дополнительного заемного капитала, что является положительным фактором, поскольку оттоки и притоки денежных средств равны, а так же появилась возможность получения дополнительной прибыли.
Список литературы
Неопубликованные источники:
Устав ООО «Престиж, 2005
Бухгалтерский баланс ООО «Престиж», 2007
Литература:
Акулов В.Б. менеджмент, - М: МПСИ: Флинта, 2007, - 264с.
Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Ника-Центр, 2004 – 653 с.
Бланк И.А. Управление активами. – Киев: Ника-Центр, 2002 – 720 с.
Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: в 2-х т./ пер. с англ. Под рел. Ковалева В.В. СПб.: Экономическая школа, 2001г., т.1 – 497 с., т.2, – 669 с.
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003, – 768 с.
Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003, – 400 с.
Прилепская Г.Д. Бизнес-план издательства: Учебное пособие, М.: Издательство МГУП, 2000, – 104 с .
Рубинштейн Т.Б. Планирование и расчеты денежных средств фирм и компаний. – М.: Ось-89, 2001, – 608 с.
Ружанская Н.В., статья «Особенности расчета эффекта финансового рычага в Российской практике финансового менеджмента», журнал Финансовый менеджмент №6, 2005
Экономика предприятия: учебник для вузов./ пер. с нем. под ред. Ф.К.Беа, Э.Дихтла, М.Швайтцера – М.: ИНФРА-М, 2003, – 928 с.
Интернет-источники:
http://finman.ru
1 Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003
2 Бондарь Н.П., Васюхин О.В. и др. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. СПб.: Бизнес-пресса, 1999. 416 с.
3 Бондарь Н.П., Васюхин О.В. и др. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. СПб.: Бизнес-пресса, 1999. 416 с.
4 Перов А.В., Толокушкин А.В. «Налоги и налогообложение».- М.: Юрайт-Издат, 2004
5 Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организаций в конкурентной среде// Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №6. С. 12.
6 Устав ООО «Престиж», 2005
7 Бухгалтерский баланс ООО «Престиж», 2007
8 Мильнер Б.З. Теория организации: Учеб. М.: ИНФРА-М, 1999. 480 с
9 Ружанская Н.В., статья «Особенности расчета эффекта финансового рычага в Российской практике финансового менеджмента», журнал Финансовый менеджмент №6, 2005
10 Акулов В.Б. менеджмент, - М: МПСИ: Флинта, 2007, - с. 156
11 Прилепская Г.Д. Бизнес-план издательства: Учебное пособие, М.: Издательство МГУП, 2000.