РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Литература на Кубани в конце ⅩⅠⅩ – начале ⅩⅩ в»
Подготовил
ученик 11 «А» класса
СОШ №73
Кокора Максим
Краснодар 2008 год
Литература на Кубани в конце XIX – начале XX в
Новый этап социально-экономического развития страны, характеризовавшийся вступлением на путь буржуазного развития и окончанием Кавказской войны, активизировал дальнейшее развитие литературы на Северо-Западном Кавказе. Вторая половина XIX - начало XX в. примечательны тем, что, с одной стороны, учитывая состав населения, где значительное место занимали выходцы с Украины, продолжается украинская литературная традиция; с другой, пореформенная колонизации региона привела к массовому притоку чисто русского элемента, что также не смогло сказаться на языке литературных произведений, и, наконец, с третьей, в результате окончательного вхождения горцев Закубанья в состав России, обнаружилась их тяга к русской культуре, к русскому языку и литературе. В результате и среди коренных жителей края, не знакомых ранее даже с элементарной грамотностью, стали появляться кадры национальной интеллигенции, в первую очередь, литераторы.
Ярким представителем украинской литературной традиции на Кубани являлся В.С. Мова, выступавший в печати под псевдонимами В. Лиманский, В. Мигуцкий, В. Мигученко (1842-1891 гг.). Диапазон его творчества был достаточно широк: он выступал как поэт, прозаик, драматург, историк и мемуарист. Выходец из семьи сотника Черноморского казачьего войска, он получил первоначальное образование по совету Я.Г. Кухаренко в Уманском окружном училище, а затем в Екатеринодарской мужской гимназии, где царил культ поэзии украинских литераторов И. Котляровского и Т. Шевченко. На становление писателя оказало большое влияние знакомство с Я.Г. Кухаренко. Последующая учеба на историко-филологическом факультете Харьковского университета усилила тягу будущего писателя к украинской литературе. Здесь он пишет первые свои поэтические фрагменты и целые поэмы ("TpoПстe кохання" и "Ткачиха"). По возвращении на родину в 1869 г. Мова первоначально испытал творческий кризис, который он объяснял застоем в культурной жизни края. В последующем этот кризис был им преодолен и Мова написал цикл рассказов "Рисунки с натуры", повествующие о повседневной жизни черноморских казаков.
К этой же группе писателей, этнографов-фольклористов и кубанских просветителей относится М.А. Дикарев (1854— 1899 гг.), уроженец Воронежской губернии, с 1893 г. связавший свою судьбу с Кубанью. Работая архивариусом Кубанского областного правления, он имел доступ к уникальным документальным материалам, помогавшим ему в его творческой деятельности. Дикарев публиковался в "Кубанских областных ведомостях", "Кубанском сборнике", "Киевской старине", но чаще всего в "Этнографическом обозрении" и в украинском "Этнографическом сборнике". Свой личный архив, денежные средства, а также десять томов неопубликованных произведений и собранные им материалы для украинского словаря он завещал львовскому Науковому товариществу им. Т.Г. Шевченко. Небольшая часть этих материалов была опубликована И. Франко, заметившим в них не одно "золотое зерно" правды.
Определенное влияние оказал М.А. Дикарев на творческую судьбу уроженца станицы Павловской Кубанской области А.Е. Пивеня (1872-1962 гг.). Вначале по поручению Дикарева он записывал для него фольклорные материалы, а после его смерти занялся самостоятельным сбором фольклора. Свои научные изыскания Пивень публиковал в изданиях Москвы, Киева, Харькова и в станице Уманской. Сборники кубанского фольклора писались им на черноморском диалекте украинского языка, что особенно привлекало внимание жителей старых черноморских станиц, населенных в большей своей части выходцами с Украины. Творчество Пивеня было очень популярно среди казаков: его знаменитая сатирическая "Горилка" была даже записана на граммофон. Во время гражданской войны его публичные выступления перед казаками, имевшие целью мобилизовать войсковое сословие против большевиков, собирали многотысячные аудитории.
В начале 1900-х годов приехал на Кубань Г.В. Доброскок (1876-1938 гг.), драматург, прозаик и общественный деятель. В Екатеринодаре он стал заведовать библиотекой им. А.С. Пушкина. Здесь вышли его пьеса “Сiчовий орел” (1906 г.) и рассказ "Крамольник" (1907 г.). Во время празднования 100-летнего юбилея хоров Кубанского казачьего войска была поставлена его драма "Козацьки прадiди", посвященная отмечаемому событию. Кроме того, свои рассказы Доброскок печатал в екатеринодарских газетах "Кубань", "Кубанская жизнь", "Кубанский курьер", "Заря" и др. Он являлся членом художественного кружка при Екатеринодарской картинной галерее, а по данным Кубанского областного жандармского управления, был "видным украинским эсером, имевшим связь с участниками революционных организаций и анархистами-максималистами".
Революционную деятельность с литературным творчеством и актерством сочетал другой украинский писатель - Я.В.Жарко (1861-1933 гг.), летом 1904 г. переехавший в Екатеринодар. Здесь, войдя в пору творческой зрелости, Жарко написал сборник "Песни" (1905 г.), "Басни" (1912 г.), "Екатеринодарцам" (1912 г.), исторический очерк "На Кубани" (1912 г.), "Баллады и легенды" (1913 г.), а также стихи и басни на украинском языке. Жарко сотрудничал с ОЛИКО, являлся одним из организаторов и руководителей екатеринодарской "Просвиты" (Кубанского просветительного товарищества"), общественной организации, ставившей своей целью пробуждение национального самосознания украинского населения Кубанской области. Был членом Революционной украинской партии.
Я.В. Жарко стал первым поэтическим наставником другого кубанского, украинского и русского поэта - А.А. Кирия (1889-1954 гг.). Он одобрил первый сборник стихов Кирия "Рцша нива" (1910 г.), наполненный воспоминаниями о родных украинских местах, тоской по Черниговщине. Годом раньше вышла его пьеса "Сибиряки", премьера которой состоялась в любительском театре станицы Выселки. Свои стихи он также печатал в газете "Новая заря", которую редактировал известный на Кубани писатель В.А. Потапенко. Основная часть его творческой жизни проходила после октябрьских событий 1917 г., когда были написаны такие произведения, как "У ногу з днями" (1931 г.), "Адыге" (1948 г.), и др.
С весны 1880 г. на Кубань переехала жить известная украинская и русская писательница революционно-демократического направления Марко Вовчок (настоящая фамилия и имя Мария Александровна Вилинская-Маркович; 1833-1907 гг.). Этот переезд состоялся в виду назначения ее мужа управляющим имениями в Абрау-Дюрсо и Дагомысе. Трехлетний период пребывания Вовчок на Кубани обогатил ее свежими впечатлениями, впоследствии воплотившимися в художественные образы и портреты ее новых литературных произведений.
Среди других украинских писателей, работавших на Кубани, следует назвать Ф.И. Капельгородского (1882-1942 гг.), ВА. Потапенко (1863-1937 гг.), М.И.Мандрыку (1886-1979 гг.), СА. Шарапа (1833 - после 1876 г.), И.Т. Ротаря (1873-1905 гг.) и др. Самым известным из них являлся В.А. Почгапенко, который до своего переезда в Новороссийск в 1900 г. был знаком украинскому читателю как рассказчик и драматург. Прибыв на Кубань, он сначала работает в новороссийской газете "Черноморское побережье", а с 1904 г. в Екатеринодаре - в различных труппах, одновременно сотрудничая в газетах "Заря", "Утро", "Новая заря" (1906-1910 гг.). Особенно активно он печатался в "Новой заре", редактором-издателем которой являлся (рассказы "Чабан", "На новые гнезда", "На рассвете", "Первое уголовное дело" и др.).
С Кубанью было связано творчество известного русского писателя, автора книг "Нравы Растеряевой улицы", "Власть земли" и многих других, Г.И. Успенского (1842-1902 гг.), впервые побывавшего здесь проездом в 1882 г., направляясь в Баку и Тифлис. Затем в 1885 г. - тоже проездом во Владикавказ. В 1886 г. он совершил специальную поездку в Кубанскую область и Черноморский округ, двигаясь из Ростова-на-Дону в Тихорецкую, Екатеринодар, Новороссийск, Темрюк. Причем из Екатеринодара писатель проехал к морю три раза: во-первых - кубанским степным почтовым трактом, во-вторых - другою дорогой, идущею в предгориях, третий - на пароходе по Кубани до Темрюка, а по черноморскому берегу доезжая до Лазаревского поста, ниже Туапсе, где, по выражению писателя, "прошлялся в скверных пароходишках между Темрюком и Керчью". В своих очерках "Люди всякого звания" Г.Успенский писал, что, несмотря на то что поездка его "была поспешна и непродолжительна, разнообразие впечатлений, мест и всякого звания людей было настолько обильно", что он "не мог и пожелать ничего большего". "Нигде, думается мне, - подчеркивал писатель, - не скопилось так много, как на Кавказе, явлений русской жизни данной Минуты, рисующих наши русские порядки, отношения и настроения, и нигде нет такого разнообразия местных географических условий, способствующих, чтобы разные порядки, вовсе одни на другие непохожие, уживались почти рядом друг с другом. То, что в России надобно изучать по отдельным областям Великороссии, Малороссии, Волыни или казанской татарщины, - все это можно видеть здесь как бы в образчиках, сгруппированных на незначительных пространствах места, точно в музее". В Екатеринодаре он обратил внимание на "настоящий женский рынок" для найма рабочих на табачные плантации. "По воскресным дням на местном базаре, - писал Успенский, - с раннего утра стоит уже тысячная толпа этих рабынь, предлагающих на продажу свои руки и вынужденных даром отдавать все, чего пожелают многочисленные администраторы табачного производства". Результатом его поездки на Кубань явились острые публицистические очерки "Кой про что", "Письма с дороги", "Мирошник", "Разговоры в дороге", в которых перед читателем проходят и хлеборобы, склонившиеся над плугом, и бородатые рыбаки, тянущие свои незатейливые снасти под Темрюком, и табачные плантаторы, эксплуатирующие труд станичной бедноты, и иногородние, поставленные в неравноправное положение с казаками.
Резкие социальные контрасты отразил в своих произведениях А.М. Горький (1868-1936 гг.), побывавший на Кубани не один раз (в 1891, 1892, 1900,1903 гг.). В рассказах "Мой спутник", "Два босяка", "Чужие люди", "Дед Архип и Ленька", "Женщина" и др. отражены непосредственные наблюдения автора над жизнью в кубанских станицах, в одной из которых (станица Ханская) он сам нанялся на работу к богатому казаку молотить хлеб и где стал свидетелем гибели товарища по работе, ставшего жертвой машинной уборки зерна.
В 1900 г. вместе с А.М. Горьким, а также художником В. Васнецовым и врачом А. Алексиным в Новороссийске побывал выдающийся русский писатель А.П. Чехов (1860-1904 гг.). Первую же свою поездку в наш край Чехов совершает в июле 1888 г., путешествуя вдоль Черного моря, начиная от Новороссийска. Впечатления от увиденного позднее нашли отражение в повести "Дуэль". В последующем А.П. Чехов неоднократно бывал на Кубани (1896, 1899, 1900, 1901 гг.), встречаясь с "городом будущего" - Новороссийском.
В Новороссийске с 1885 г. жил и работал секретарем местной таможни брат Чехова, Александр Павлович (1855— 1913 гг.), тоже русский писатель. Здесь он приобрел участок земли и построил свой дом. В редкие перерывы между служебными и хозяйственными делами он продолжает творить. К январю 1886 г. у него уже было заготовлено восемнадцать рассказов и по совету младшего брата новороссийский таможенник приступил к созданию книга. "Пишу теперь ревностно и сознательно большую вещь, - сообщает он Антону Павловичу, - обдумываю каждую строку, и дело подвигается поэтому медленно. Пишу я "Город будущего" и копирую Новороссийск, излагая свои наблюдения и впечатления, почерпнутые на Кавказе..." Однако завершить задуманное не удалось, так как неожиданная слепота поразила писателя и он покидает Новороссийск. "Город будущего" остался незавершенным. Взамен этого он тем не менее опубликовал рассказы о Новороссийске ("На маяке". - "Новое время". - 1887. - 1 августа). Остался незавершенным также его исторический роман "На высотах Кавказа", задуманный им после поездки на юг в 1903 г.
Очень тесно были связаны жизнь и творчество с Черноморским побережьем Кубани русского писателя и публициста В.Г. Короленко (1853-1921 гг.). В Джанхоте, недалеко от земельного участка и дома Ф.А .Щербины, он построил дачу для своего больного брата Иллариона и начиная с 1900 г. почти ежегодно сам со своей семьей посещал это красивое место. Здесь он написал очерк о жизни уральских казаков ("У казаков", 1901 г.), рассказы "Постройка дома" и "Ушел!", переписал повесть "Без языка". В знак протеста против исключения Николаем II А.М. Горького из списка почетных академиков Российской Академии наук он отсюда отправил А.П.Чехову письмо, извещавшее об отказе от звания почетного академика. А в 1904 г. отсюда же посылает в "Биржевые ведомости" новый протест: на этот раз против развязанной русской и японской буржуазией войны на Дальнем Востоке. Получив в Джанхоте известие о смерти А.П. Чехова, пишет свои воспоминания о нем, опубликованные под названием "Антон Павлович Чехов" в журнале. "Русское богатство" за 1904 г. Здесь же он завершил написание своих воспоминаний о Н.Г.Чернышевском и статьи "Гражданская казнь Чернышевского". В 1908 г. Короленко, на этот раз в новороссийской гостинице "Европа", трудится над завершением рукописи "История моего современника". Приезжал он на дачу в Джанхот и в последующие годы, последний раз в ноябре 1915 г., когда умер его брат Илларион, после похорон которого он сюда больше не возвращался. В 1964 г. по инициативе Геленджикского историко-краеведческого музея в Джанхоте был открыт мемориально-литературный музей писателя.
С В.Г. Короленко был дружен писатель-публицист С.И. Васюков (1854-1908 гг.), который в 1903 г. приобрел на Черноморском побережье Кавказа (в Архипо-Осиповке) свое имение, в нескольких десятках километров от Джанхота. Прибыв в Черноморскую губернию уже сложившимся литератором, выпустившим несколько сборников рассказов и очерков ("Среди жизни. Этюды и очерки", "Очерки и рассказы", "Карьеристы и идеалисты"), Васюков в Архипо-Осиповке написал воспоминания "Былые дни и годы", очерки "Переселенцы", "В глуши" и др. Здесь он подготовил свои книги "Край гордой красоты", "Типы и характеры. Кавказское Черноморское побережье", на первую из которых дал отзыв В.Г.Короленко, отметивший, что "Край гордой красоты" издан прекрасно и привлечет в Черноморскую губернию туристов. Жизнь писателя трагически оборвалась в 1908 г., он был убит бандитами, напавшими на него в Архипо – Осиповке, и похоронен на местном кладбище.
В разное время около двадцати лет прожил на Кубани и в Черноморье писатель Ф.В. Гладков (1883-1958 гг.). Свою творческую жизнь он начал сравнительно рано: ещё учась в Екатеринодарском шестиклассном училище, писал свои рассказы и затем печатал их в "Кубанских областных ведомостях" {1900-1902 гг.). Самым известным его произведением является роман "Цемент", написанный уже в годы гражданской войны.
Следует отметить, что деятельное участие в судьбе Ф.В. Гладкова принял известный на рубеже двух веков на Кубани публицист и общественный деятель, автор ряда литературоведческих и исторических сочинений Л.М. Мельников (1865-1922 гг.). Уроженец Подольской губернии, он уже в гимназические годы был арестован и посажен е тюрьму за участие в подпольном кружке "Немировская лига". С конца 80-х годов Мельников на Кубани, где работает редактором ряда газет. Его перу принадлежат такие работы, как "Интеллигентный черноморец 40-х годов (Золотаренко)", "Иногородние в Кубанской области". Отдельной темой проходят публикации, посвященные Т.Г. Шевченко. Он первым поставил вопрос об оценке творческих связей Шевченко и черноморского литератора Я.Г. Кухаренко.
Мельников вел также активную общественную деятельность, участвуя в работе ОЛИКО, Екатеринодарского и Ейского общества любителей изящных искусств и др.
В начале XX в. как литератор и издатель проявил себя уроженец станицы Архангельской И.С.Молодцов (1887-1974 гг.). С мая 1908 по январь 1910 г. он состоял в переписке с Л.Н.Толстым, от которого узнает о вышедшем в декабре 1909 г. первом номере журнала "Жизнь для всех", редактором которого был известный общественный деятель того времени В.А. Поссе. В этом журнале печатались статьи как известных писателей, поэтов, критиков и историков, так и молодых, начинающих литераторов из рабочей и крестьянской среды. Эту идею издания журнала "для всех" решил осуществить на Кубани И.С. Молодцов. В 1912 г., отказывая себе во всем и собрав необходимые средства, он выпускает первый сборник молодых авторов под названием "Вокруг жизни", созвучный журналу Поссе. По истечении двух лет он выпускает второй сборник "Перед зарею", в котором смогли поместить свои произведения двенадцать авторов из разных губерний и областей России.
После отбытия ссылки в Сибири за активное участие в первой российской революции в 1910 г. появляется на Кубани писатель и журналист, в прошлом редактор владикавказской газеты "Терек" М.Ф. Доронович (1879 - не ранее середины 50-х годов). Поселившись в Армавире, он стал издавать газету "Отклики Кавказа", печатавшуюся в его собственной типографии "Союз". Дня сотрудничества в газете привлекал как местных корреспондентов, так и журналистов, живших в столицах и за границей, - К. Злинченко, А. Луначарского, А. Богданова. Свое участие в важнейших событиях политической и культурной жизни Армавира писатель отразил в своих воспоминаниях "Выдающиеся люди Родины в Армавире", "А.И. Куприн: страницы воспоминаний" (хранятся в фондах Армавирского краеведческого музея) и изданной в 1917 г. в Армавире книге "Виктор Игнатьевич Лунин. Общественный и политический деятель",
В течение трех весенних месяцев 1912 г. жил в Сочи классик эстонской литературы А.Х. Таммсааре (1878-1940 гг.), прибывший в приморский город для лечения. После этого он переехал в село Эстосадок, где поселился в одном доме с известным исполнителем хоровых песен М. Хармой. Впечатления от посещения и жизни в чудных причерноморских местах нашли отражение в повести "Оттенки", в рассказах "Играющий на каннеле", "Мальчик и бабочка" и очерках "С побережья Черного моря", "Эстонское поселение в Красной Поляне", "Некоторые штрихи военных дорог Кавказа". Только осенью 1912 г. Таммсааре покинул полюбившиеся ему места, об одном из которых - Эстосадке - с восторгом писал в своем очерке: "Счастливый уголок! Я бы позавидовал местным жителям, если бы не испытал все сам..."
Одним из первых адыгских писателей-просветителей был Адиль-Гирей Кешев (1840-1872 гг.), публиковавший свои произведения под псевдонимом Каламбий. Литературные способности Кешева проявились уже во время учебы в Ставропольской гимназии, которую он окончил с золотой медалью. Полностью же на литературное поприще он вступил в начале 60-х годов, когда вынужденно прервал свое обучение на восточном факультете Петербургского университета и возвратился на Северный Кавказ: работает преподавателем в Ставропольской гимназии, а затем редактором газеты "Терские областные ведомости" (Владикавказ). По мнению специалистов, его произведения о жизни и нравах черкесского народа предреформенной поры являли собой образец "этнографической беллетристики". Их отличает реалистичность в изображении повседневной жизни и быта адыгов. Свои творческие задачи он формулировал так: "Я желал бы представить черкеса не на коне и не в драматических положениях (как его представляли прежде), а у домашнего очага, со всей его человеческой стороною". В 1860 г. в журнале "Библиотека для чтения" были опубликованы его рассказы "Два месяца в ауле", "Ученик джиннов" и "Чучело" под общим названием "Записки черкеса", а в "Русском вестнике" рассказ "Абреки". Самым значительным его произведением был рассказ "На холме", в котором выразился демократизм писателя, симпатии к бедным слоям адыгского общества. Демократические взгляды Кешева нашли свое отражение в направлении редактируемых им "Терских ведомостей" (1868-1872 гг.)
К числу первых адыгских писателей-просветителей относился Султан Крым-Гирей Инатов, родившийся в 1843 г. в ауле Кудако в семье офицера русской армии из адыгов. Среднее образование он получил в пансионе для детей горцев при Кубанской войсковой гимназии, затем учился по направлению в Петербургском университете, который покинул, вступив на военную службу. Его перу принадлежат работы по фольклору и истории адыгов ("Два слова о господстве турок на Кавказе и песня о Шхуруко-Тугузе", "Сафир-паша, князь Шапсугский", "Несколько слов о нашей старине"), статьи, очерки. Среди них особенно заметен по описанию быта и обычаев адыгов второй половины XIX в. очерк дорожных впечатлений "Путевые заметки", вынесенный Инатовым из его поездки по натухаевским аулам. В нем автор обстоятельно описывает свадебные и похоронные обряды и другие этнографические подробности из жизни натухайцев.
В 1912-1914 гг. разворачивает свою просветительскую и публицистическую деятельность СХ. Сиюхов (1887-1966 гг.), печатавшийся в таких периодических изданиях, как "Майкопское эхо", "Кубанский казачий листок", "Кубанские областные ведомости", "Кубанская школа", "Заря Дагестана" и "Мусульманская газета". Сиюхов был активным членом ОЛИКО и ОЛИКК. Уже после октября 1917 г. опубликовал исторический очерк "Черкесы-адыге" (1922 г.), "Развитие народного образования Адыгеи" (1925 г.). Вместе с У.Алиевым и Б.Городецким написал монографию "Адыгея (Адыгейская автономная область): историко-этнологический и культурно-экономический очерк" (1927 г.), которой заинтересовался А.М. Горький.
Жизнь и творчество адыгских писателей-просветителей показывают, что изменения, происходившие в социально-экономической и политической жизни народов Прикубанья, способствовали пробуждению национального самосознания горцев, расширяли и создавали почву для развития их национально-самобытной литературы. Во второй половине XIX в. окончательно определился переход у адыгов от фольклорного творчества к литературе малых форм и видов.
Библиография
История Кубани. Б.А. Трёхбратов. Кубань, 2003
Театральный листок. В.П. Бардадым. Краснодар, 1984
14