РЕФЕРАТ
Тема:
Комедия Грибоедова «Горе от ума» и её влияние на российскую действительность.
2008 г.
Два выдающихся исторических события русской жизни, современником и участником которых был Грибоедов,— Отечественная война 1812 года и революционное движение декабристов — имели решающее значение для его идейно-творческого развития.
Грибоедов вошел в литературу в 1815—1817 годы. В истории России это были знаменательные годы. Только что закончилась со славой всенародная освободительная война с Наполеоном. Победа русского народа в Отечественной войне показала всему миру его могучую силу и волю к свободе и независимости. Эта победа подвела итог целой полосе русской жизни и в громадной мере способствовала развитию в России независимой общественной мысли и подъему национального самосознания, неотделимого от общенародной освободительной борьбы. Патриотизм людей, переживших великие испытания и великие победы Отечественной войны, приобрел новое качество: для просвещенного и передового человека, сторонника и провозвестника новых освободительных идей, любовь к родине естественно и нерасторжимо сочетались с ненавистью к самодержавию и крепостничеству, унижавшим национальное достоинство России. Поднявшаяся на вершину славы и могущества, освободившая Европу от тирании Наполеона, Россия оставалась страной, где господствовали деспотизм и произвол. Крепостное право сковывало творческие силы русского народа, препятствовало нормальному экономическому и культурному развитию России. Лучшие люди эпохи, проникнутые благородным чувством тревоги за судьбу родины и родного народа, вступали на путь революционной борьбы с деспотизмом.
После Отечественной войны в России образовалась целая сеть политических кружков и тайных обществ, из которых вышли будущие декабристы. Грибоедов, как мы уже говорили, с ранней юности был теснейшим образом связан с декабристской средой. В этой среде сложились его философские, общественно-политические и литературные взгляды, определились характер и направление его творческих исканий. В русской литературе творчество Грибоедова представляет собою одно из наиболее ярких проявлений декабристской идеологии. Пламенное патриотическое чувство, любовь к народу и активное, творческое отношение к жизни лежали в основе мировоззрения Грибоедова.
Грибоедову было в величайшей мере присуще чувство национальной гордости. «Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил свое отечество, как Грибоедов любил Россию,— рассказывает один из близко знавших его людей.— Он в полном значении обожал ее. Каждый благородный подвиг, каждое высокое чувство, каждая мысль в русском приводили его в восторг». Он тонко понимал русский национальный характер, любовался широтой размаха, отвагой, душевной красотой и живым умом русского человека.
«Я хочу быть русским»,— говаривал Грибоедов и был им во всех своих чувствах, мыслях и поступках. Ему был сладок «дым отечества» и дороги «отечественные нравы». Он говорил, что готов «голову положить за соотечественников», и с замечательной энергией служил России на дипломатическом поприще, мужественно отстаивая интересы родины и ревностно оберегая высокое достоинство русского дипломата. «Уважение к России и к ее требованиям — вот мне что нужно»,— сказал он незадолго перед тем, как пасть в далеком Иране жертвой политической провокации.
Как писатель и общественный деятель декабристского направления, Грибоедов настойчиво боролся за самобытность русской культуры, за то, чтобы сберечь многовековые богатства национальной культуры, созданной народом, от растворения в модном внешнем «европеизме» дворянского класса, чуждого интересам народа.
В «Горе от ума» он поднял гневный голос против «жалкой тошноты по стороне чужой», против «пустого, рабского, слепого подражанья», против «чужевластья мод», которыми дворянская верхушка — этот, по определению Грибоедова, «поврежденный класс полуевропейцев» — отгораживалась от народа, названного в комедии «умным» и «бодрым».
В «Горе от ума» вся толпа гостей Фамусова рабски копирует обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему.
Известно со слов современника, что Грибоедов «чрезвычайно любил простой русский народ». И дума о разобщенности даже лучшей, передовой части дворянской интеллигенции с народом никогда не покидала его. «Каким черным волшебством сделались мы чужие между своими!.. Народ единокровный, наш народ разрознен с нами»1,— записал Грибоедов однажды. Он пламенно любил Россию, но не государство царей, помещиков и чиновников, а Россию народную, с ее могучими, затаенными до времени силами, заветными преданиями, умом и бодростью. Эта подлинная любовь к родине оборачивалась горячей ненавистью ко всяческому рабству и угнетению народа — социальному, политическому, духовному.
На почве подобных настроений сложился и гуманизм Грибоедова, проникнутый верой в человека и пафосом борьбы за его освобождение.
Применить свой идеологический опыт и свои знания к живому делу и тем самым послужить России и русскому народу — таково было всегдашнее побуждение Грибоедова. Меньше всего он был человеком отвлеченного мышления. Не оставаться праздным наблюдателем происходящего в мире, но самому практически и активно участвовать в происходящем, «самому быть творцом нравственного улучшенного бытия своего» и тем самым творчески содействовать людям—так понимал Грибоедов назначение человека и цель его деятельности.
Все эти черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в комедии «Горе от ума», прежде всего в образе Чацкого.
Замечательны сила и острота политической мысли Грибоедова, выраженной в комедии. Он поистине заклеймил в «Горе от ума» пошлый и варварский мир крепостнического общества, где, по его словам, «холод до костей проникает», где достоинство человека ценилось «в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов». Белинский назвал комедию Грибоедова «благороднейшим гуманистическим произведением, энергическим (и притом еще первым) протестом против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников, против нашего.,, светского общества, против невежества, добровольного холопства и пр., и пр.» '.
В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, человека нового склада ума и души, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров — ханжей и мракобесов, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним, а, напротив, отрясшего его прах со своих ног.
Чацкий, более чем кто-либо другой из героев русской литературы 20-х годов XIX века, воплотил в себе черты такого «нового человека». Это очень хорошо понял русский революционный мыслитель А. И, Герцен. «Образ Чацкого,— писал он,— меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист...» ' Также и И. А. Гончаров, написавший лучшую статью о «Горе от ума», говорил, что «Чацкий начинает новый век—и в этом всё его значение и весь ум». Вне такого понимания нельзя правильно осмыслить и исторически оценить образ Чацкого как прямого предшественника гражданских героев русской классической литературы XIX века.
Печальна была в условиях самодержавно-крепостнического строя судьба такого одинокого борца, проникшегося сознанием необходимости изменения существующего порядка вещей, каким изображен Чацкий, Вдохновенный мечтатель, разумный и благородный человек, Чацкий показан во враждебном окружении. Он противопоставлен сплоченному и многоликому миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких с их мелкими целями и низкими стремлениями.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной и «ум» понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятиями «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей — и еще определеннее,— о члене тайного политического общества, будущем декабристе. Пылкость таких «умников» сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и всяческих обывателей «безумием», «горем от ума».
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов и Загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва «чудаком», «странным человеком», а потом — просто безумцем, «Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел » — уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес. Сам Грибоедов в письме к П. А. Катенину важном для понимания его замысла, очень ясно показал, как планомерно и постепенно нарастает конфликт Чацкого с реакционным обществом.
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, всё же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе «мучителей» Чацкого. Именно поэтому интимная драма Чацкого обусловлена в комедии социально, показана как следствие общественных условии, определивших судьбу одинокого мечтателя в фамусовском мире. Именно поэтому личная и общественная Драмы Чацкого не противоречат одна другой, но взаимно дополняют одна другую; конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения.
Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. Интимная драма Чацкого разрастается, таким образом' в общественную драму целого поколения передовых людей декабристской эпохи,
В этой связи важно отметить, что первоначальный замысел «Горя от ума» рисовался Грибоедову в иной форме. В одной дошедшей до нас заметке он говорит - «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его». ‘ И все же многое от этого замысла в комедии осталось. В сущности, «Горе от ума» вовсе не комедия в обычном значении этого слова, а патетическая драма о горестной судьбе умного, передового человека в фамусовско-молчалинско-скалозубовской России.
Но, рассказав о печальной судьбе Чацкого, Грибоедов не утратил веры в творческую силу разума. Недаром настоящим источником «ума» в комедии Грибоедова назван народ — «умный» и «бодрый» (то есть жизне-творческий, жизнедеятельный)— и, конечно, не случайно к этому живому народному уму обращается Чацкий в своей критике фамусовского мира. Патриотической верой в русский народ были проникнуты также и все творческие замыслы Грибоедова, возникшие после создания «Горя от ума».
«Горе от ума» остается в русской литературе величайшим памятником не только передовой общественной мысли, но и передовой художественной культуры. Грибоедов, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение, ознаменовавшее в русской литературе становление нового, реалистического художественного стиля. Он смело и коренным образом обновил жанр русской комедии. Великой удачей «Горя от ума» он был обязан свободе своего творческого сознания, независимости своих художественных представлений от всяческих условных и стеснительных правил, предписанных старой теорией искусства.
Грибоедов говорил, что ставит своей задачей изображать «натуру событий». Живая жизнь, реальная действительность были одновременно и источником и предметом его искусства. Умея выделить в действительности самое существенное и характерное, Грибоедов так изобразил своих героев, что мы видим как бы стоящие за ними социальные законы, определяющие их психику и поведение. Он создал в «Горе от ума» обширную галерею реалистических художественных типов, значение которых вышло далеко за пределы их исторического времени.
Задача создания типического характера в типических обстоятельствах — главная задача, стоящая перед писателем-реалистом, и Грибоедов решил ее с величайшим успехом. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными и до сих пор служат обозначением таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Грибоедов в своей комедии был далек от бескрылого, натуралистического копирования действительности. Натуралистические образы он называл «карикатурами» и утверждал по поводу «Горя от ума»: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика». Это была поэтика художника-реалиста, не рабски копирующего «натуру», но силою искусства преображающего ее, умеющего выделить в ней самое существенное и типическое.
Таким же художником-реалистом и новатором был Грибоедов в области литературного языка. Вопросы языка вообще имели для него исключительно важное значение, и в решении их он далеко опередил большинство писателей — своих современников. Можно сказать, что, наряду с Крыловым и Пушкиным, Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка.
Литературная критика 20-х годов XIX века особенно хвалила тонкое искусство, с каким Грибоедов «переложил в непринужденные рифмы» живой «разговорный язык». Говоря о стихотворных комедиях того времени, один из критиков писал: «У одного Грибоедова мы находим непринужденный, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах, у него одного в слоге находим мы колорит русский». Творчески решая задачу создания нового литературного языка, Грибоедов создал произведение, которое останется в русской литературе величайшим памятником языкового реализма, отразившим в себе все разнообразие, всю гибкость живой русской речи.
Создавая свою комедию, Грибоедов обратился к богатствам общенародного национального языка, и многое почерпнул из них. Но и его творческая работа, в свою очередь, сделалась общенародным достоянием. На примере «Горя от ума» можно наглядно проследить двусторонний процесс взаимосвязи и взаимного обогащения живого разговорного языка народа и языка литературного,
Пушкин предсказал, что половина стихов «Горя от ума» войдет в пословицы. Так и случилось: множество грибоедовских словечек и выражений прочно вошли в повседневный речевой обиход народа и живут в нем по сей день. Люди говорят: «все врут календари» или «умеренность и аккуратность», «что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» или «нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «блажен кто верует, тепло тому на свете» или «шел в комнату _ попал в другую»,— не замечая даже, что говорят стихами Грибоедова.
Широта и верность художественного обобщения, богатство психологического содержания, стремительность и стройность сюжетного развития, разговорная живость, блеск и народность стихотворного языка — все эти качества определили непреходящее значение «Горя от ума», в истории русского искусства. Грибоедов своей комедией внес громадный вклад в дело обновления нашей национальной художественной культуры, как один из основоположников русского реализма.
«Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа»,— сказал в свое время Белинский. Трагически погибший тридцати четырех лет от роду, Грибоедов не совершил, несомненно, всего, что мог бы совершить по своим творческим силам. Ему не суждено было осуществить многочисленные творческие замыслы, поражающие своим широким размахом и глубиной. Гениальный поэт и мыслитель, он остался в истории автором одного прославленного произведения. Но Пушкин сказал: «Грибоедов сделал свое: он уже написал «Горе от ума». В этих словах содержится признание великой исторической заслуги Грибоедова перед русской литературой.
Грибоедов оставил неизгладимый след в истории нашей национальной культуры. В «Горе от ума» он выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени — тему непримиримой вражды защитников старого, косного быта и провозвестников нового мировоззрения, новой, свободной жизни. Эта тема не только не теряла своего значения в течение всего XIX века, по, напротив, приобретала все большую остроту, отражая общественно-исторические противоречия буржуазной эпохи.
Этим обстоятельством и определяется, в первую очередь, значение творчества Грибоедова в истории русской культуры. В этом и заключается главным образом секрет жизненности и идейного влияния «Горя от ума». Комедия никогда не воспринималась только как памятник прошлого, но продолжала активно воздействовать на русскую общественную мысль и литературу.
Идеологическое воздействие комедии началось сразу же, как только Россия узнала ее. Декабристская литературная критика в лице А.А. Бестужева тогда же заявила, что «будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в числе первых творений народных». Декабристы ссылались на рукописное «Горе от ума» как на один из важных источников своего «вольномыслия», утверждая что обличительные монологи Чацкого «приводили в ярость, будили ненависть к деспотизму к произволу». Декабристы стремились использовать «Горе от ума» в целях революционной агитации: весной 1825 года они в несколько рук списывали комедию под диктовку, чтобы распространить ее по России.
Чацкий, с его революционно-патриотическим воодушевлением, гражданским негодованием и думой об «умном» и «бодром» народе, продолжал свое историческое существование как живой художественный образ типического представителя тех людей грибоедовского времени, которые на целую голову переросли свое поколение. Чацкий-декабрист, борец за дело, за идею, за правду,— это прямой предшественник демократических героев передовой русской литературы XIX века.
Русские просветители и революционные демократы не случайно чувствовали глубокую внутреннюю связь и родство с Грибоедовым. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин неизменно возвращались к мыслям и образам Грибоедова.
«Горе от ума» питало революционно-демократическую мысль и в XX веке. Видный деятель большевистской партии Серго Орджоникидзе в каземате Шлиссельбургской крепости записал в дневнике свои мысли о Чацком как о «воплощении сложившегося передового деятеля 20-х годов и представителя новых идей».
Комедия Грибоедова сыграла важнейшую роль в истории русской литературы и театра.
Русские писатели учились у Грибоедова искусству социальной сатиры, реалистическому изображению быта и нравов, типической обобщенности образов, непревзойденной разговорной живости языка. «Горе от ума» открыло собою путь развития русской драматургии, в дальнейшем ознаменованного творчеством «Лермонтова («Маскарад»), Гоголя и Островского.
В течение века комедия служила не только неизменным украшением русской сцены, но и школой актерского мастерства. Пожалуй, не было ни одного большого русского актера, который бы не связал свое имя с богатой сценической историей «Гори от ума». Замечательные русские актеры и актрисы несли в народ слово и мысль Грибоедова, каждый по-своему решая задачу сценического воплощения его неувядаемых образов.
«Горе от ума» давно уже стало всенародным достоянием. Еще в начале 70-х годов прошлого века И. А. Гончаров, отметивший, что комедия «отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова», предрекал ей «нетленную жизнь», утверждал, что она «переживет и еще много эпох, и все не утратит своей жизненности». Это пророчество полностью оправдалось.
Великая комедия и сейчас остается моложавой и свежей. Она сохранила свое общественное звучание, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает триумфальное шествие по сценам российских театров. Ее изучают в школе.
Миллионы русских людей смеются и негодуют вместе с Грибоедовым. Гнев сатирика-обличителя близок и понятен народу, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного и подлого, за всё передовое, великое и благородное. Борьба нового со старым есть закон нашей жизни. И Грибоедов — наш союзник в этой борьбе. Созданные им образы, его меткие, разящие изречения, живущие в народной речи, способны и ныне служить острым оружием сатиры. Они могут помочь разоблачению того отрицательного, что еще встречается подчас в нашей жизни, в нашем быту.
Но не только беспощадный смех Грибоедова-обличителя дорог нам, но и его горячая патриотическая страсть и глубокая вера в Россию. Он хотел видеть родину в силе и славе. Он обличал Фамусовых и Молчалиных во имя лучшего будущего родного народа, во имя его счастья и благоденствия. За пошлостью и подлостью фамусовского мира мы видим в творчестве Грибоедова образ иной России — юной, благородной и устремленной в будущее, той России, представителем которой выступил Чацкий — провозвестник новой, свободной жизни. Этим в громадной мере определяется звучание великой комедии Грибоедова в наше время. Комедия Грибоедова до сих пор овеяна дыханием жизни, зовущей людей вперед, в будущее, и отметающей со своего пути все старое, отжившее, косное.
Российский народ, построивший новую жизнь, показавший всему человечеству прямую и широкую дорогу в лучшее будущее, помнит, ценит и любит великого писателя и его бессмертную комедию. Сейчас, более чем когда-либо, громко и убедительно звучат слова, написанные на могильном памятнике Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской.,.»