МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М. В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРАНАЛИСТИКИ
Кафедра зарубежной литературы
Реферат по курсу «Зарубежная литература» на тему:
«Традиция мениппеи в романе Свифта
'Путешествия Гулливера'».
Выполнила студентка 2 курса
дневного отделения 214 группы
Зотова А. М.
Москва – 2009
Джонатан Свифт
Джонатан Свифт родился в ирландском городе Дублин в небогатой протестантской семье. Отец умер, оставив семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался дядя Годвин, с матерью Джонатан почти не встречался. После школы он поступил в Тринити-колледж Дублинского университета, который закончил в 1686 году, получив степень бакалавра.
Из-за гражданской войны, начавшейся в Ирландии после свержения короля Якова II (1688), Свифт уехал в Англию, где пробыл 2 года. В Англии он служил секретарём у состоятельного отставного дипломата Уильяма Темпла. В 1690 году он вернулся в Ирландию.
В 1692 году Свифт получил звание магистра в Оксфорде, а в 1694 году принял духовный сан англиканской церкви. Он был назначен священником в ирландский посёлок Килрут. Однако вскоре, «утомившись своими обязанностями за несколько месяцев», вернулся на службу к Темплу. В 1696—1699 годах пишет сатирические повести-притчи «Сказка бочки» и «Битва книг», а также несколько поэм.
В январе 1699 года Уильям Темпл умер. Свифт занимается поисками новой должности, обращается к лондонским вельможам. Долгое время эти поиски успеха не имели, но зато Свифт близко познакомился с придворными нравами. Наконец, в 1700 году он назначен пребендарием собора Святого Патрика в Дублине. В этот период он публикует несколько анонимных памфлетов. Современники сразу отметили особенности сатирического стиля Свифта: яркость, бескомпромиссность, отсутствие прямой проповеди, ироничность.
В 1702 году Свифт получил степень доктора богословия в Тринити-колледже. Вскоре он сблизился с оппозиционной партией вигов, завёл знакомства в литературных кругах, и издал (анонимно, под одной обложкой) «Сказку бочки» и «Битву книг» (1704); книга снабжена многозначительным подзаголовком: «Написано ради общего совершенствования рода человеческого».
В 1705 году виги на несколько лет завоевали большинство в парламенте, однако улучшения нравов не произошло. Свифт вернулся в Ирландию, где ему предоставили приход (в деревне Ларакор).
В 1710 году к власти в Англии пришли тори во главе с Генри Сент-Джоном. Сент-Джон прекратил войну с Людовиком XIV, осудил коррупцию и пуританский фанатизм. И Свифт, разочаровавшийся в политике вигов, выступил в поддержку правительства тори. В знак благодарности ему предоставили страницы консервативного еженедельника «The Examiner», где в течение нескольких лет публиковались памфлеты Свифта.
В 1724 году в Ирландии анонимно изданы и разошлись многотысячным тиражом «Письма суконщика», призывающие к бойкоту английских товаров и неполновесной английской монеты. Позже скандал вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение», в котором он посоветовал продавать ирландских детей на мясо, если нет денег, чтобы спасти голодающих. Чиновники пытались поймать автора издевательских памфлетов, но задержать Свифта им так и не удалось.
В последние годы своей жизни Свифт страдал от прогрессирующего психического расстройства. 19 октября 1745 года он умер. Его похоронили у стен собора Святого Патрика. На надгробии написано: «Здесь покоится прах Джонатана Свифта, настоятеля этого собора... Ступай с миром, путник, и пытайся, если сможешь, быть как он, приверженным свободе».
Путешествия Гулливера
Книги Свифта еще при жизни писателя были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами, и популярны до сих пор. Одна из наиболее известных книг - тетралогия «Путешествия Гулливера», которая стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась. «Путешествия Гулливера» — произведение, написанное на стыке жанров: это и увлекательное повествование, роман-путешествие, это роман-памфлет, роман-утопия, и одновременно роман-антиутопия. Главному герою романа, Гулливеру, присущи некоторые черты Свифта, его мысли, его представления, однако мудрость Гулливера сочетается с «простодушием». Именно это простодушие и позволяет читателю увидеть весь абсурд тех вещей, которые «наивно» описывает герой.
В книге Свифта четыре части. За время повествования Гулливер совершает четыре путешествия, общая длительность которых составляет шестнадцать лет и семь месяцев. Выезжая всякий раз из вполне конкретного, реально существующего города, он неожиданно попадает в какие-то диковинные страны, знакомясь с их нравами, образом жизни, житейским укладом, законами и традициями, и рассказывая о своей стране, об Англии. В первой части герой смеется над нелепыми лилипутами. Во второй части он попадает в страну великанов, и здесь выясняет, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой появляются йеху, как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы — выбрать между йеху и их моральным антиподом, облечённым в лошадиную форму.
Традиция мениппеи в «Путешествиях Гулливера»
Мениппею, или «Мениппову сатиру», описывает М.М. Бахтин в четвёртой главе книги «Проблемы творчества Достоевского». Бахтин пишет, что название этот жанр получил от имени философа Мениппа из Гадары, а сам термин как обозначение определенного жанра был впервые введен римским ученым Варроном, который назвал свои сатиры «saturae menippeae». В разных вариантах и под разными названиями мениппея продолжала свое развитие в средние века, в эпоху Возрождения и продолжает развиваться сейчас. «Этот карнавализованный жанр, необыкновенно гибкий и изменчивый, как Протей, способный проникать и в другие жанры, имел огромное, до сих пор еще недостаточно оцененное значение в развитии европейских литератур. «Мениппова сатира» стала одним из главных носителей и проводников карнавального мироощущения в литературе вплоть до наших дней»1.
Одной из особенностей мениппеи является, по мнению М. М. Бахтина, карнавальный смех. Такой смех часто встречается «Путешествиям Гулливера», особенно при описании обычаев (когда Свифт гиперболизирует какие-либо современные ему обычаи), например, канатные плясуны в Лилипутии («кто прыгнет выше всех, не упавши, получает вакантную должность»2), «Академия прожекторов», или описание жизни йеху («любят блестящие камешки»3, лижут ноги вождю). Ещё один яркий пример - когда маленького лилипута именуют как «отрада и ужас вселенной», «монарх над монархами, … при одном мановении которого трясутся колени у земных царей»4.
Также мениппея характеризуется «исключительной свободой сюжетного и философского вымысла»5. Эту особенность также легко увидеть в романе Свифта. Автор отправляет своего героя в несуществующие страны (Лилипутия, Блефуску, Лапута, Бробдингнег, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобриб), описывает вымышленных существ (гуигнгнмы, лилипуты, великаны, йеху, «неправильные» лапутяне, бессмертные струльдбруги), их вымышленные обычаи и т.д.
«Важнейшая особенность жанра мениппеи состоит в том, что…фантастика служит здесь не для положительного воплощения правды, а для ее искания, провоцирования и, главное для ее испытания. Для этой цели герои …поднимаются на небеса, спускаются в преисподнюю… появляется трехпланное построение… герои странствуют по неведомым фантастическим странам…»6, - пишет Бахтин. Герой Свифта, действительно, путешествует по неведомым странам, и поднимается в небеса (летающий остров Лапута), и разговаривает с мёртвыми на острове Глаббдобриб. И происходит это, понятное дело, не просто так. В своём романе Свифт испытывает различные идеи – например, идеи правильности обычаев, законов и т.д. Свифт подвергает критике либо в словах Гулливера обычаи других стран, либо от лица других героев современную ему действительность («не что иное, как куча заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, партийности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, сластолюбия, злобы и честолюбия»7). Один из наиболее ярких примеров испытания идеи – это не прошедшая проверки идея естественного человека (люди, оказавшись в естественной среде, утратили духовность и превратились в йеху). Ещё одна особенность мениппеи – это натурализм. И он присутствует в романе Свифта. Гулливер подробно описывает, чем он питается, во что одевается, как живёт, где справляет нужду («некоторые естественные потребности побуждали меня сойти на землю»8). Он описывает сильный аромат, который идёт от великанов («их кожа издавала весьма неприятный запах»9); отвратительные привычки йеху («взобрались на дерево и начали оттуда испражняться мне на голову»10); описывает жизнь струльдбругов («никогда не приходилось видеть такого омерзительного зрелища, какое представляли эти люди»11). Больше всего натурализмов встречается во второй части (Гулливер сражается с птицами-крысами; его кусают мухи; описание обеда великанов и т.д.).
«В мениппее появляется особый тип экспериментирующей фантастики: наблюдение с какой-нибудь необычной точки зрения….»12 Эту особенность Менипповой сатиры тоже нетрудно разглядеть в романе Свифта. Гулливер с интересом, иногда страхом и недоумением изучает обычаи неизвестных ему стран («у лилипутов существует обычай …если в угоду мстительности монарха или злобе фаворита суд приговаривает кого-либо к жестокому наказанию, то император произносит в заседании государственного совета речь, изображающую его великое милосердие»13), а король Бробдингнега во второй книге и гуигнгнм в четвёртой подвергают критике порядки и обычаи Англии («являющихся худшим результатом жадности, партийности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, сластолюбия, злобы и честолюбия»14).
Кроме того, Бахтин пишет о такой особенности миниппеи, как психологизм («изображение необычных, ненормальных морально-психических состояний»15). Это в «Путешествиях Гулливера» тоже присутствует. Во-первых, сложно не назвать безумием состояние главного героя в конце книги («я не мог выносить вида моей жены и детей; даже их запах был для меня нестерпим»16). Во-вторых, Свифт каждый раз подробно описывает психологическое состояние Гулливера, когда герой находится в той или иной стране (находясь у лилипутов герой чувствует «одиночество», у великанов – «унижение»).
«Для мениппеи очень характерны сцены … эксцентрического поведения, … нарушения общепринятого и обычного хода событий, установленных норм поведения и этикета, в том числе и речевого»17, - подмечает Бахтин. «Эксцентричное» поведение героев свифтовского романа обусловлено несовпадением обычаев выдуманных стран и настоящей, современной Свифту Англии. Поведение йеху и струльдбругов, обычаи лилипутов и лапутян Гулливер находит предосудительными, тогда как другие герои тоже нередко осуждают поведение Гулливера (сцена тушения пожара в первой книге). Кроме того, к необычным сценам можно отнести многие моменты жизни Гулливера среди великанов (например, как он оказался внутри полой кости).
Также Бахтин утверждает, что мениппея включает в себя элементы социальной утопии. Разглядеть эти элементы в романе Свифта несложно. Утопические законы у лилипутов («если обвиняемый докажет во время процесса свою невиновность, то обвинитель немедленно подвергается позорной казни…считают мошенничество более тяжким преступлением, чем воровство» и т.д.), почти справедливое общество в королевстве великанов, и похожая на идеальную земля гуигнгнмов. В романе Свифта можно найти также черты антиутопии, но о связи антиутопии и мениппеи Бахтин ничего не говорил.
«Для мениппеи характерно широкое использование вставных жанров»18. В романе Свифта это – предваряющее роман письмо самого Гулливера Ричарду Симпсону («Вы не откажетесь, надеюсь, признать публично…19»), обвинительный акт лилипутов («принимая во внимание, что, хотя законом, изданным в царствование…»20 и т.д.), и др. документы.
Последняя особенность мениппеи – это публицистичность. Во времена Свифта «Путешествия Гулливера» были очень актуальным и злободневным романом, так как содержали критику государственного устройства. И даже сейчас, когда прошло довольно много времени, и произведения Свифта утратили сиюминутную политическую остроту, роман почти не теряет своей публицистичности, и стал образцом иронической сатиры.
Заключение
Итак, можно с уверенностью сказать, что роман Свифта «Путешествия Гулливера» относятся к жанру Менипповой сатиры, и этому роману присущи все особенности, характерные для мениппеи.
Список использованной литературы
1. Интернет-портал «Люди». http://www.peoples.ru/art/literature/prose/ humor/swift/
2. М. М. Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского». http://www. dostoevskiy-knigi.ru/ book/2/10/
3. М. Д. Заблудовский «Свифт». http://az.lib.ru/z/zabludowskij_m_d/ text_0020.shtml
4. Ю. Г. Фридштейн «Джонатан Свифт». http://briefly.ru/svift/
5. Д. Свифт. «Сказка бочки. Путешествия Гулливера». М.: Правда, 1987 год.
1 М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского».
2 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
3 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
4 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
5 М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского».
6 М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского».
7 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
8 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
9 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
10 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
11 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
12 М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского»
13 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
14 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
15 М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского»
16 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
17 М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского»
18 М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского»
19 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
20 Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».