Реферат
на тему: "Творчество Н.В. Гоголя и поэма "Мертвые души""
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в Полтавской губернии, в Больших Сорочинцах Миргородского уезда. Его детство прошло в небольшом поместье, где жизнь текла мирно и естественно. В гимназии высших наук города Нежина Гоголь получил довольно глубокое образование, здесь сложился его характер (наблюдательность, остроумие, умение "характеристически" воспроизвести особенности поведения какого-либо человека). Юноша мечтал о жизни в Петербурге и "служении государству". Но поначалу его преследовали неудачи. Приехав в Петербург, он не смог найти достойную гражданина государственную службу, провалилась его попытка поступить на сцену. Он вынужден был довольствоваться местом переписчика бумаг в департаменте... Но после успеха первой повести из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" - "Вечер накануне Ивана Купалы" - он оставляет службу в департаменте. Очень важными для молодого писателя было знакомство с Пушкиным и его друзьями, их одобрение и поддержка.
"Вечера на хуторе близ Диканьки" (1830) привлекли внимание читателей широким обращением к устному народному творчеству. Они внесли в русскую литературу свежую струю - светлый мир мечты, сказки, поэзии. В повестях, вошедших в этот сборник, воспевались труд и любовь как основа народной жизни. Уже в первых произведениях Гоголя звучит тема денег, богатства, убивающих человеческую душу. "Это был совершенно новый мир творчества, которого никто не подозревал и возможности", - писал Белинский.
Сборник "Миргород" (1835) написан в совсем другой тональности. На этот раз предметом изображения стал мир мелкопоместного дворянства, окутанный тиной жизненных мелочей. Этому миру противопоставлены героическая эпопея ("Тарас Бульба") и трагические тайны бытия ("Вий"). У Гоголя двойственное отношение к обитателям поместий - он то прибегает к сатире, то поэтизирует патриархальный быт и доброту, которая, по его мнению, угасает в современном человеке.
В 1842 г. увидели свет "Петербургские повести", над которыми Гоголь работал в течение семи лет. Все произведения этого цикла связаны общей темой: монументальным образом Петербурга николаевской эпохи.
Картина города, огромного и разного, блестящего и шумного, жестокого и нищего, складывается по кусочкам из разных повестей, в которых много условного, даже фантастического.
Главная улица Петербурга - Невский проспект. Повестью под таким названием открывается цикл. Именно здесь Гоголю удается показать "две полярные стороны одной и той же жизни" (В.Г. Белинский). Шумная, суетливая толпа, гуляющая по Невскому, - фон, оттеняющий искренность чувств и веру в истинную красоту героя повести художника Пискарева. Но чистые мечты о красоте оборачиваются для Пискарева полным крушением всякой веры в жизнь и даже безумием. Мечта терпит крах в "царстве пошлости", считает писатель. Зато отсутствие возвышенных, чистых помыслов, примитивные потребности удерживают на плаву другого героя повести - поручика Пирогова. Он полностью потерял чувство собственного достоинства, утратил себя как личность (выпоротый, он танцует на балу), что позволяет ему сохраниться на Невском проспекте.
Художник и поручик - представители разных социальных типов. Первый из них - это накал эмоций, некая индивидуальность, а второй - олицетворение пошлости, власти чина, отсутствие личности.
В повести "Портрет" раскрыта проблема сущности и назначения искусства. Оно, по мысли Гоголя, должно отображать все стороны действительности. Художник должен не копировать действительность, а, следуя своим замыслам, идеалам, творчески преобразовывать ее. Трагедия художника Чарткова в том, что между ним и изображаемой им жизнью встали деньги. Желание быстрой славы и богатства развратило душу художника. Он идет навстречу вкусам толпы, отказываясь от своей творческой индивидуальности, и гибнет как личность, как художник. Вновь, как и в первой повести, торжествует пошлость.
Тема чина - главная в "Петербургских повестях", блестяще раскрывается писателем в повести "Нос". Личность человека не имеет значения, важно лишь внешнее благообразие. Недопустимо отличаться от других, выделяться из толпы. Звание чиновника обязывает иметь нос, а коллежский асессор Ковалев нос потерял - в этом причина его "трагедии". Нос же, существуя самостоятельно, имеет все аксессуары "значительного лица" (мундир, шпагу, шляпу с плюмажем), поэтому принимается в обществе с почтением. Характерные черты николаевской эпохи - военный дух, бездумное послушание, недопустимость проявления индивидуального - показаны в соединении действительного и фантастического. Открытие Гоголем реалистического гротеска будет потом использовано и развито другими писателями. И в частности Салтыковым-Щедриным в "Истории одного города" и в сказках.
В "Записках сумасшедшего" изображена трагедия "маленького человека", попытавшегося освободиться от всепобеждающей власти чина, вообразив себя испанским королем. А началось все с того, что молодой человек, чтобы выбиться в люди, стремится всеми правдами и неправдами получить чин. Все в Петербурге внушало ему, что достоинство человека зависит от его материального положения. Но Поприщин, так звали молодого человека, не верил в это до конца и мечтал не только о повышении чина, о достатке, но и о самой директорской дочке, хотя понимал, что это - дерзость. Параллельно в нем зреет протест против своего положения. И когда мечты рухнули и герой прозрел, он пережил душевную катастрофу.
Последняя запись, сделанная им уже в доме для умалишенных, - кульминация распада сознания и человеческой боли. Здесь вскрывается совсем другой пласт личности, звучат совсем другие мотивы. Он взывает к матери, стремится к родному дому - к подлинно человеческим ценностям. Страшная правда, гротескно изображенная Гоголем, в том, что только сумасшедший, мыслящий не как все, сохранил человеческую индивидуальность.
Вершиной петербургского цикла по праву считается повесть "Шинель" - своеобразный символ гоголевской школы в русской литературе.
Тема повести - человеческое страдание, вызванное невозможностью существования в бездуховном обществе, где происходит стирание, нивелирование личности, где все решает звание. Это продолжение темы "маленького человека", поднятой Пушкиным в "Медном всаднике" и "Станционном смотрителе". Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин занимает низший чиновничий чин, он "вечный титулярный советник". Все художественные средства, которые использует Гоголь (портретное описание, изображение деталей обстановки, в которой живет его герой, развитие сюжета), служат одной цели: показать неизбежность превращения "маленького человека" в ничто, в "простую муху". При этом Гоголь показывает, что власть чина губительна для всех, независимо от общественного положения. Даже "значительное лицо", к которому Башмачкин обратился с просьбой о защите, еще недавно был незлым существом, "да генеральский чин совершенно сбил его с толку". Гоголь подчеркивает типичность, обыденность ситуации "Шинели" словами: "В одном департаменте служил один чиновник..." Башмачкину автор отказывает во всем - в чувстве собственного достоинства, в желании бороться за свою честь, в любви, практически во всем, что делало бы Акакия Акакиевича неповторимой личностью. Бюрократизм, жестокий и равнодушный мир канцелярских бумаг превратил человека в крохотное исполнительное звено. Но все-таки Акакий Акакиевич нашел свою поэзию, способ выражения своей скромной индивидуальности. Его поглощал сам процесс письма, который доставлял ему эстетическое удовольствие. Это было укрытием бедного чиновника от убогости жизни.
Требование всеобщей беспрекословности лишает человека достоинства, доводит до такой степени приниженности, которая делает протест невозможным. Башмачкин терпит обиды и унижения и от "значительного лица", олицетворяющего бюрократическую государственность, и от глумящихся над ним молодых чиновников, и от уличных грабителей. Гоголь пробуждает в читателях чувство жалости и сострадания, изображая трагедию "маленького человека". Писатель взывает к человечности, напоминая читателям, что Башмачкин такой же, как они, их "брат". За ничтожным переписчиком бумаг проступает образ человека. Трагически звучит тема разрушения его личности.
Несправедливость, царствующая в жизни, так жестока, что способна вызвать недовольство, протест даже тишайшего, смиреннейшего из людей. Правда, забитый, запуганный Акакий Акакиевич посмел проявить свое недовольство "значительным лицом" только в бреду, в беспамятстве, когда искалеченное официальным "обществом" сознание было погашено. Но Гоголь логически продолжает его протест в фантастической заключительной части повести. Справедливость, растоптанная в действительности, торжествует в художественном произведении (эпизод с мертвецом, стаскивающим шинель с генерала). Так Гоголь решает проблему губительной для личности власти чина, поставленную им в "Петербургских повестях".
В 1836 г. Гоголь завоевывает славу драматурга: в Петербурге на сцене Александрийского театра состоялась премьера комедии "Ревизор". Мнения зрителей были полярно противоположными: восторг одних и яростное неприятие у других. "Ну и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!" - якобы воскликнул император Николай I, присутствовавший на первом представлении "Ревизора".
Гоголь, тяжело переживавший упреки критиков, а среди них были и такие, кто обвинял его в "клевете на Россию", в том же году уезжает за границу. Он живет в Италии, но продолжает внимательно следить за всем, "что ни делается на Руси", ибо все до последних мелочей "стало необыкновенно дорого и близко" ему. Больше всего времени и сил отдает он работе над поэмой
"Мертвые души", которая станет главным итогом, вершиной его творчества. Сам Гоголь признавался, что был в его работе и личный мотив: долг перед памятью Пушкина. "Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание".
В 1841 г. первый том великого произведения был завершен. И Гоголь везет его в Москву. "Мертвые души" потрясли всю читающую Россию. Вокруг поэмы разгорелись яростные споры, которые, по определению Белинского, символизировали "битву двух эпох" - старой и новой, нарождающейся России. Каждая сила желала иметь Гоголя на своей стороне. Писатель не выдержал этой битвы. Он пробовал продолжить работу над вторым томом "Мертвых душ", чтобы "просветлить" своих героев, но через три года напряженнейшего труда сжег рукопись. Еще через три года он возобновил работу, но за несколько дней до смерти снова сжег на этот раз готовую книгу.
Гоголь умер 4 марта 1852 г. в Москве, измученный болезнями, в полной нищете. Не только "Мертвые души", но "самая жизнь Гоголя сгорела от постоянной душевной муки, от беспрерывных духовных подвигов, от тщетных усилий отыскать обещанную им светлую сторону, от необъятности творческой деятельности" - так реагировал на смерть своего друга писатель И.С. Аксаков.
Поэма "Мертвые души".
"Мертвые души" - одно из самых своеобразных и сложных произведений в русской литературе. Именно в "Мертвых душах" нашла наиболее полное выражение позиция Гоголя-писателя, человека, мыслителя.
Название, замысел, особенности жанра. Гоголь утверждал, что предмет (тема)"Мертвых душ" - не губерния и несколько уродливых чиновников, а "современный человек и нынешнее состояние его души". Название поэмы многозначно. Это и история о покупке "мертвых душ" как основа сюжета, и сопоставление религиозного учения о бессмертии души и бюрократически бездушного отношения к крепостным, и иносказание о душах персонажей, находящихся на разных стадиях омертвения.
Поэма была задумана в форме эпической трилогии. Ее должны были составлять три части - три ступени движения к истине (падение - очищение - возрождение души), которые дол-был пройти главный герой Павел Иванович Чичиков. Такое движение было для Гоголя единственно возможным путем духовного возрождения и всей нации. Но написана и опубликована была только первая часть.
Двигающее сюжет путешествие по Руси Чичикова (с целью скупки "мертвых душ") дало Гоголю возможность нарисовать "общую картину жизни России". Автор использует пейзажные зарисовки, путевые сценки, приводит различные сведения (экономические, исторические, географические), изображает портреты, характеры героев, показывает во всей полноте жизнь губернскую, помещичью, чиновничью, крестьянскую.
"Мертвые души" по жанру - поэма, так как образ главного героя (Чичикова) неразрывно связан с образом лирического героя (повествователя), который оценивает и поясняет не только "дела и дни" Павла Ивановича, но и жизнь всей современной ему России. Лирический герой - полноправное действующее лицо: "Долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями", - так подчеркивает Гоголь роль повествователя. "Мертвые души", названные автором "поэмой", - новый тип русского романа. Это взгляд на жизнь "сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы".
"Русь чиновничья и помещичья". Всех помещиков, изображенных в "Мертвых душах", объединяет низкий культурный уровень, безразличие и жестокость по отношению к крепостным "душам", вверенным им, и убогая, замкнутая на себе жизнь в усадьбах. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, воплощает одну из черт, развившихся под воздействием паразитического образа жизни и мысли: Манилов - беспочвенное мечтательство, Коробочка - тупое хозяйствование, Ноздрев - буйную энергию и жизнелюбие, Собакевич - цепкость и грубость в преследовании своей выгоды, Плюшкин - бессмысленное накопительство. Гоголь представляет помещиков в определенной последовательности. А логика проста - показать читателю постепенную деградацию души, и, вызванную бесцельностью существования поместного дворянства и бесконтрольным владением "душами", богатством, землей.
Художественными средствами воплощения идеи об "омертвении" души выступают композиция и стиль произведения. Картины барских поместий и описания образа жизни их обитателей однотипны по принципу изображения (сначала деревня, затем двор помещика, его портрет, интерьер дома). Каждое из описаний отличается цельностью, но при этом углубляет впечатление процесса духовного распада, произведенного предыдущей главой.
Каждая из помещичьих усадеб почти изолирована от остального мира. Тем естественнее выглядит подчеркиваемое Гоголем "родство" людей, животных, предметов обихода. Все они несут отпечаток личности хозяина усадьбы ("И я тоже Собакевич!" - заявляет "каждый предмет" в доме этого героя).
Образы чиновников роднят с образами помещиков нравы паразитического существования. Обобщенный портрет губернского города (неустроенность, грязь, запустение) подчеркивает безразличие властей к нуждам местных обывателей. Всюду бюрократизм и продажность чиновников. Гоголь дает как обобщенные, так и индивидуальные характеристики чиновников "тонких и толстых". Все они - люди без понятия о долге, чести и законности, им нет дела до службы государству. Их отличительные черты: способность превращаться "то в орла, то в муху" в зависимости от звания собеседника (это и есть чинопочитание), воровство, круговая порука. Вставная "Повесть о капитане Копейкине" показывает жестокость и бесчеловечность чиновников самой "высшей комиссии". "Повесть" посвящена теме героического 1812 г. и создает глубокий контраст бездушному и мелкому миру чиновников.
Сцена бала у губернатора - своеобразный смотр "мертвых душ" помещичьей и чиновничьей России, которую отличают праздность и пустота существования. "Балы" и "сплетни" - единственные убогие формы "общественной" и "умственной" жизни. В разговорах нет ни духовного содержания, ни здравого смысла, все они вращаются вокруг пустяков. Представление о красоте существует на уровне обсуждения расцветки материала ("пестро - не пестро"), а солидность человека определяется по тому, как он сморкается и повязывает галстук (и конечно, по его "состоянию"). Нормы поведения зависят от обывательского представления "как должно". Гоголь пишет об отсутствии истинной культуры и нравственности в современном ему обществе. Почему же сложилась такая ситуация? Почему "мораль", "религия", "обязанности перед обществом" - это только слова?"Герои мои вовсе не злодеи", - объяснял Гоголь в одном из своих писем, но они "все пошлы без исключения". Пошлость, оборачивающаяся омертвением души, моральным одичанием, - вот главная опасность для человека.
Для Гоголя самое важное - духовное состояние русского общества. Он убежден: "Все хорошее и дурное, что есть в России - от нас". Все в жизни - и государственной, и частной - зависит от нравственных качеств людей, образующих общество. "Гибнет земля наша... от нас самих", - сокрушается писатель.
Образ Чичикова проходит через все произведение. Его "путешествие" дает возможность Гоголю "явить" в поэме "всю Русь". Сама возможность преступной комбинации с покупкой "душ" и отношение окружающих к этой авантюре вскрывают суть чиновничьей и помещичьей Руси.
Чичиков - новый человек, порожденный общественными процессами своего времени. В его эпоху в России деньги стали играть решающую роль, и утвердиться в обществе, добиться независимости можно было, только опираясь на капитал. Чичиков - дитя своего времени, он делец, приобретатель. В погоне за капиталом он утрачивает понятия о чести, совести, порядочности. Но это не имеет значения для "общества". Здесь Чичикова принимают как "порядочного человека", потому что считают "мильонщиком". Чичиков - "герой" своего времени", он обладает знанием людей, изворотливостью, волей, практической сметкой, активностью. Он - сила, но "страшная и подлая", такие, как он, не могут принести исцеления и счастья России, считает Гоголь.
Жажда приобретательства убила в нем лучшие человеческие чувства, поэтому Чичиков - тоже "мертвая душа".
В изображении России народной Гоголь не скрывает духовного убожества подневольного человека, его терпения и покорности. Он идет от показа приниженности, забитости крестьянства к выявлению его талантов, способности к творчеству, силы и широты его характера, стремления к воле. В способности народа к созиданию автор видит залог великого будущего России.
В "Мертвых душах" Гоголь (в предельно концентрированной форме) демонстрирует "свойства нашей русской породы", пороки, присущие русскому человеку. Бережливость Плюшкина, мечтательность и радушие Манилова, удаль и энергия Ноздрева сами по себе не заслуживают осуждения, но здесь они - "через край" и без цели - извращенная форма русского богатырства. Плутовство Чичикова - тоже искажение одной из черт русской натуры - практической сметки, энергичного стремления к намеченной цели. Перед Чичиковым - огромные возможности, у него - огромная энергия, но они не освещены ни разумом, ни великой целью, поэтому душа Чичикова разрушается.
Автор-повествователь в "Мертвых душах" - человек, думающий о России, о главных проблемах ее бытия, стремящийся к добру, высмеивающий несправедливость и зло. Повествователь не только рассказывает о героях, но и говорит о своем отношении к ним, передает свои мысли и чувства, вызванные картинами жизни. Богатство авторских интонаций: от горького сарказма до высокой патетики - связано с многообразием отраженной в поэме российской действительности и соответствует сложности и значительности поднятых в произведении проблем. Автор не только обличает пошлость, которой больна Россия, но и утверждает идею о необходимости духовного и нравственного совершенствования человека. Он занят поиском новых форм достойного человеческого существования, наполненного глубоким содержанием, и стремится вовлечь в этот поиск читателей.
Вопрос о будущем России, волновавший Пушкина ("Куда ты скачешь, гордый конь?. ", слышится и в поэме "Мертвые души" ("Русь, куда ж несешься ты?"). Но вопрос Гоголя обращен уже не к символу государственности, а к "птице-тройке" - символу национального характера, "русской души".
Писатель верит в великое будущее своей страны: "бездорожье" (непростой путь развития России) и "бричка" (символ сбившейся с пути "русской души") в финале преображаются в летящую без преград "птицу-тройку". Основой такой веры для Гоголя служит историческая молодость русской нации, еще не сказавшей, но, как ему представляется, призванной сказать всему миру новое слово, внести свой вклад в "биографию" человечества. Надежды писателя основаны и на нереализованном пока духовном и творческом потенциале русского народа.
Своеобразие художественной манеры Гоголя. Мир, созданный Гоголем в "Мертвых душах", - это предельная концентрация действительности. Писатель в необыкновенном, преувеличенном показывает повседневное, обыденное и читателя заставляет увидеть то, что "ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи". С этим принципом художественного отображения действительности связано характерное для "Мертвых душ" обыгрывание одной черты, одной привычки, определяющей характер персонажа, заострение и доведение ее до гротеска. Например, беспочвенная мечтательность Манилова, скупость Плюшкина.
Прием гиперболизации ведущей черты характера персонажа подкрепляется обрисовкой внешности. Собакевич - грубый, неуклюжий, "похожий на средней величины медведя", черты лица Манилова были "не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару".
Большое значение у Гоголя имеет речевая характеристика героя. Так, речь Манилова плавная и неопределенная. Он слащаво любезен, преувеличенно изыскан, претендует на глубокомыслие. Эффект пародии на "паренье этакое" подчеркивает ничтожность его мыслей. Собакевич - деловит и осторожен, никому не доверяет, готов любого "надуть". Его речь суха, груба, в ней много бранных слов. Внутренняя сущность персонажа оттеняется бытовой средой. Так, бесплодной мечтательности Манилова под-стать окраска кабинета - "серенькая вроде голубенькой", жалкая неуютная беседка с надписью: "Храм уединенного размышления". Символ ичны и природа, окружающая персонажей "Мертвых душ". Картина "заросшего и заглохшего сада" в усадьбе Плюшкина, например, нужна писателю для того, чтобы подчеркнуть запустение некогда богатой усадьбы, символизирующее гибель одаренной когда-то личности. Так возникает контраст живой природы и мертвой души ".
Своеобразие авторской речи. Гоголь, продолжая традицию демократизации литературного языка, вводит в авторскую речь слова, выражения, обороты самых широких слоев населения ("крепкий сон во всю насосную завертку", "из чего был состряпан его халат"). Он часто использует поговорки ("начнет гладью, а когадью", "ни в городе Богдан, ни в селе Селифан").
Гоголь восхищается меткостью, образностью языка простого народа ("заплаточник" - о Плюшкине). Этому противопоставляется косноязычие, ложная "изящность" выражений провинциального дворянства. От них "не услышишь ни одного порядочного русского слова".
Речь самого Гоголя необыкновенно богата и выразительна. В ней много синонимов, каждый из которых несет определенный оттенок. "Чичиков прошмыгнул мимо, подступил к губернаторше с дочкой очень робко, не семенил так быстро ногами". Синонимы выражают не только оттенки движения, но и внутреннее состояние действующего лица.
Для характеристики героев и окружающей их среды Гоголь использует лексику различных слоев общества. Например, язык бюрократов - "полупроцентовые", "крепостная экспедиция", охотников - "бочковатость ребер и комковатость лап", названия всевозможных кушаний - "пряженцы", "пиры с груздями", "шанежки", предметов дамского туалета - "шемизетки", "фестоны". Поэму "Мертвые души" отличает образность авторской речи: у скряги Плюшкина слуга в любое время года "отплясывал через весь двор босиком" (особенно зимой, наверное). Писатель использует приемы сатирического изображения действительности, пустоты и ничтожества жизни. Это прежде всего: несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием ("покойная комната" с тараканами и любопытным соседом, "иностранец Иван Федоров); иронические сравнения ("сделала движение головой, подобно актрисам, представляющим королеву", то есть фальшиво, а не величественно); контраст между действительным ничтожеством предмета и важностью, возвышенностью его описания (о городском саде из чахлых тонких деревьев в газете говорилось, что он "украсил город" и состоит из "тенистых и широковетвистых деревьев, дающих прохладу в знойный день... "); сатирический авторский комментарий (дом казенной палаты (чиновники которой отличались взяточничеством) был "весь белый, как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей).
Свои гражданско-патриотические идеи Гоголь выражает в лирических отступлениях, используя книжную, архаическую лексику ("упоительный", "очи", "дерзнувший"), эмоционально приподнятые эпитеты ("неведомая сила", "чудный звон"), поэтические образы ("птица-тройка").
Своеобразие авторской речи в поэме "Мертвые души" состоит в гармоничном сочетании тонкого юмора, острой иронии, сарказма и лирико-патетических интонаций, соответствующем глубине, многообразию и сложности изображаемой Гоголем действительности и важности поднимаемых им проблем.