Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Н.
Островский
- крупнейший
драматург
второй половины
19 века.
"Гроза”
- одно из
его ярчайших
произведений.
Оно было написано
в 1859 году, во время
коренных перемен,
происходивших
в русском обществе.Он
один из первых
дал широкое
описание купечества
в России. Свою
драму “Гроза”,
Александр
Николаевич
написал под
впечатлением
от путешествия
по Волге. И не
случайно он
избрал именно
такое название
для своей пьесы.
В слове “гроза”
заключен огромный
смысл. Гроза—
это не только
природное
явление, но это
и символ перемен
в “темном
царстве”, в том
жизненном
укладе, который
существовал
в течение нескольких
веков в русской
жизни.
В центре
пьесы - конфликт
представителей
“темного
царства” с их
жертвами. На
фоне прекрасной
спокойной
природы рисуется
невыносимая
жизнь людей.
И главная героиня
— Катерина —
не выдерживает
гнета, унижения
ее человеческого
достоинства.
Об этом свидетельствуют
и изменения
в природе: краски
сгущаются,
надвигается
гроза, небо
темнеет. Чувствуется
приближение
грозы. Все это
является предвестием
каких-то грозных
событий.
Впервые
слово “гроза”
звучит в сцене
прощания с
Тихоном. Он
говорит: “...Недели
две никакой
грозы надо мной
не будет”. Тихону
очень хочется
хоть ненадолго
вырваться из
атмосферы
родительского
дома, вырваться
из-под власти
своей маменьки
Кабанихи,
почувствовать
себя свободным,“на
весь год отгуляться”.
Под “грозой”
он понимает
гнет матери,
ее всевластие,
страх перед
ней, а также
страх перед
возмездием
за совершенные
грехи. “Гроза
нам в наказание
посылается”,
- говорит Дикой
Кулигину. И эта
боязнь возмездия
присуща всем
героям пьесы,
даже Катерине.
Она ведь религиозна
и считает свою
любовь к Борису
большим грехом,
но поделать
с собой ничего
не может.
Единственный,
кто не стал
бояться грозы,
- так это механик-самоучка
Кулигин. Он
даже пытался
противостоять
этому природному
явлению, соорудив
громоотвод.
Кулигин видел
в грозе лишь
величественное
и прекрасное
зрелище, проявление
силы и мощи
природы, а не
опасность для
человека. Он
говорит всем:
“Ну
чего вы боитесь,
скажите на
милость? Каждая
теперь травка,
каждый цветок
радуется, а мы
прячемся, боимся,
точно напасти
какой!.. У вас
все гроза!.. Изо
всего-то вы
себе пугал
наделали. Эх,
народ. Я вот не
боюсь”.
Итак,
в природе гроза
уже началась.
А что же происходит
в обществе? Там
тоже не все
спокойно —
назревают
какие-то перемены.
Гроза в этом
случае является
предзнаменованием
грядущего
конфликта, его
разрешения.
Катерина уже
не в состоянии
жить по домостроевским
правилам, она
хочет воли, но
у нее уже нет
сил бороться
с окружающими.
Не случайно,
кстати, появление
сумасшедшей
барыни на сцене,
которое сопровождается
ударами грома.
Она предсказывает
главной героине
близкую гибель.
Таким образом,
гроза является
толчком к развязке
конфликта.
Катерина очень
испугалась
слов барыни,
ударов грома,
приняв их за
знак “свыше”.
Она была очень
эмоциональной
и верующей
натурой, поэтому
просто не смогла
жить с грехом
на душе - грехом
любви к чужому
человеку. Катерина
бросилась в
пучину Волги,
не выдержав
страшного,
тяжелого,
подневольного
существования,
которое сковывало
порывы горячего
сердца, не смирившись
с лицемерной
моралью самодуров
“темного
царства”. Вот
такие последствия
имела гроза
для Катерины.
Надо отметить,
что гроза является
еще и символом
любви Катерины
к Борису, племяннику
Дикого, потому
что в их отношениях
есть что-то
стихийное, как
и в грозе. Так
же, как и гроза,
эта любовь не
приносит радости
ни героине, ни
ее возлюбленному.
Катерина - замужняя
женщина, она
не имеет права
изменять своему
мужу, потому
что дала клятву
верности перед
Богом. Но брак
был совершен,
и как ни старалась
героиня, она
не могла полюбить
своего законного
мужа, который
не был способен
ни защитить
свою жену от
нападок свекрови,
ни понять ее.
Но Катерина
жаждала любви,
и эти порывы
ее сердца нашли
выход в привязанности
к Борису. Он
был единственным
обитателем
города Калинова,
который не
вырос в нем.
Борис был
образованнее
других, обучался
в Москве. Он
единственный,
кто понимал
Катерину, но
помочь ей не
мог, так как
ему не хватало
решимости.
Очевидно, это
было не столь
сильное чувство,
ради которого
можно было
пожертвовать
всем. Об этом
говорит и тот
факт, что он
оставляет
Катерину совсем
одну в городе,
советует ей
покориться
судьбе, предчувствуя,
что она погибнет.
Свою любовь
Борис променял
на наследство
Дикого, которого
он никогда не
получит. Тем
самым Борис
также является
частью
калиновского
мира.
Островский
в своем произведении
сумел показать
изменения,
происходившие
в русском обществе
во второй
половине XIX века.
Об этом свидетельствует
и название
пьесы “Гроза”.
Но если в природе
после грозы
воздух становится
чище, происходит
разрядка, то
в жизни после
“грозы”
вряд ли что
изменится,
скорее всего,
все останется
на своих местах.