РЕФЕРАТ
по курсу «Философия»
по теме: «Философская антропология и гносеология»
1. Философия о природе человека
Философская антропология, в отличие от прочих наук, изучает не конкретные характеристики человека, а пытается выявить его природу и сущность.
В философской антропологии тот, кто познает, то есть субъект, является не только субъектом, но и тем, что познается, то есть объектом рефлексии. Здесь объект не существует вне нашей субъективности. Философское постижение человека невозможно без самосознания, обращения исследователя к самому себе, понимания себя как личности.
В связи с тем, что человек не является лишь объектом, не есть нечто постоянное и заданное исключительно природой, обществом, Богом, то философская антропология задается вопросами о природе, существовании и сущности человека, адаптирующихся ко времени и пространству, и о том, какой должны быть эта природа, существование и сущность, существующие через субъективность человека, его духовно-практическую активность.
2. Чувственное познание: память и воображение
Чувственное познание человеком мира осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Ощущение - отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств, первоначальный источник наших знаний. Какой бы предмет человек ни наблюдал, он охватывает, прежде всего, его внешние, доступные органам чувств признаки: запах, форму, цвет, твердость. Любой предмет обладает множеством самых различных свойств, и человек воспринимает их не разрозненно, а как единое целое. Это возможно благодаря одновременной взаимосогласованной работе различных органов чувств. Воздействие на органы чувств целостного образа предмета называется восприятием. Таким образом, восприятие позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, величину, положение в пространстве. Восприятие служит также основой формирования представлений. После прекращения воздействия предмета на органы чувств впечатление не исчезает сразу же. Оно закрепляется и сохраняется в памяти. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется представлением. Человек может представить себе когда-то виденное и слышанное, описать то, что он воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены при сохранении существенных свойств, поэтому этот образ мы называем обобщенным. «Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать, он не осознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотой истины, задача была бы выполнена и для человека не было бы иного состояния, кроме абсолютного покоя божества», - писал русский философ XIX в. В. Соловьев.
3. Рациональное познание и мышление
Познающий человек не может ограничиться лишь «восприятием данного», т.е. чувственным познанием, Он стремится проникнуть глубже в суть веще, скрытую от непосредственного взора. И он может это сделать, используя свою способность мыслить. Рациональное (лат. ratio-разум) познание - необходимый этап познавательной деятельности человека. Как же протекает процесс мышления? Основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Имея дело в практической жизни с отдельными, конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результатом этого процесса является формирование понятия о данном предмете. Таким образом, понятие - это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.
Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Но какой же из этих источников знаний - разум или чувство - является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос в XVII-XVIII вв. стал предметом острого спора среди философов. Философы-рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, подчеркивали они, человечество овладевает истинными знаниями. Представители этого направления пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания.
В противоположность этому философы-эмпирики (эмпирия - в переводе с греч. - опыт) признавали решающую роль чувственного опыта. При этом рациональное мышление сводилось к различным комбинациям того, что дается в опыте, и, таким образом, рассматривалось как ничего не прибавляющее к знаниям.
4. Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм
Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Убежденны детерминист Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистических в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с «принципом реальности», к которой приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общие явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательными прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное психическое (и прежде всего непознаваемое «Оно» - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства .права, войн и т. п. В первом приближении теория такова. Либидо, в первых работах сексуальная энергия человека, является движущей силой психики. Процесс развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в действие вытеснение и сублимация. Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в разрешенных действиях - спорт, искусство, работа, творчество. Таким образом, либидо становится движущей силой прогресса, если сублимация не происходит, то человек может психически заболеть. Конь - бессознательное и всадник - разум. Если конь взбесится, то несет всадника, куда ему вздумается.
5. Что есть истина?
«Истина означает соответствие мысли предмету», - писал французский философ Р. Декарт. В своем споре и рационалисты, и эмпирики допускали возможность обретения человеком истинного знания. Наряду с ними были философы, отрицающие эту возможность. Они получили название агностики (агностицизм - в переводе с греч, - недоступный познанию).
Что служит критерием истины? Вернемся к спору эмпириков и. рационалистов. Первые считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то и есть в действительности. Отсюда цель науки - чистое описание фактов чувственного познания, к которым приспосабливается мысль.
Для рационалистов критерием истины является разум. За истинное принимаются теоретически обоснованные знания, когда по законам логики из неких общих посылок (аксиом) выводятся все прочие суждения.
6. Ценность. Философия как аксиология
Философское учение о ценностях называется аксиологией. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей были: что есть благо, что есть справедливость? Они же являлись критериями истинного бытия. Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны (т.к. основной тезис «человек есть мера всех вещей»). Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который с одной стороны признает самодостаточные ценности (человек, счастье, справедливость), но утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. В средние века ценности связываются с божественной сущностью и приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. У Канта ценности - это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель делил ценности на экономические (товары) и духовные.
В современной литературе так же существуют разные точки зрения. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо для человека или социальной группы.
Виды ценностей.
Применяют следующую классификацию.
По содержанию: материальные (экономические) - производственно-потребительские ценности; политические; социальные; духовные (нравственные, познавательные эстетические, религиозные). По форме бытия: предметные; идеальные; духовные.
Предметные - естественные блага, потребительная стоимость, социальные блага (содержатся в общественных явлениях); историческое событие, культурное наследие, моральное добро и т.п. Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире вещей. Духовные - общественные идеалы, установки, нормативы, запреты, цели, проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле. По субъекту: субъективно-личностные; надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие). Личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания. Надындивидуальные - результат развития общества и культуры.
Список использованной литературы
1. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004.
2. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 2004.
3. Спиркин А.С. Философия. М., 2001
4. Пассмор Д. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
5. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 2006.