Рефетека.ру / Философия

Реферат: Структура человеческой деятельности и феномен игровой деятельности

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта


Реферат

по философии

на тему: «Структура человеческой деятельности и феномен игровой деятельности»


Выполнила: аспирантка

Лазарчук Ольга Викторовна

Проверил: д. филос. наук,

Прокофьев Фёдор Иванович


Днепропетровск 2006

План.


Введение………………………………………………………..с. 3

Раздел I Основные определения и законы деятельности …с. 5

Раздел II Структура деятельности……………………………с. 7

Раздел III Категории деятельности………………………….с. 11

Раздел IV Формы практической деятельности…………….с. 14

Раздел V Игровая деятельность……………………………..с. 15

Заключение…………………………………………………….с. 24

Введение.


Деятельность определяется как человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами деятельности, которые имеются уже в простейшем индивидуальном социальном действии1.

Не могу не согласиться с автором Онищенко А. Т., который говорит о том, что деятельность является основным признаком и способом существования человека. Каждый человек на протяжении каждого дня выполняет какие-то действия как отдельное существо или как участник в составе какого-нибудь объединения людей. Деятельность людей очень сложная, а ее характер существенно зависит от общих особенностей, свойственных отдельному человеку, группе людей, организации или государству. При объединении людей в большие коллективы их деятельность утрудняется. Возникает много разных видов деятельности, которые накладываются, переплетаются и воздействуют одна на другую, что в конечном счете может приводить к результатам, которые существенно ухудшают качество жизни людей и уничтожают возможность существования многих видов животных, а иногда и людей, на больших территориях. Этот факт отмечен еще в далеком прошлом в пословице : Человек ступает по земле, а пустыня идет за ним следом. Это выражение констатирует факт пагубного вплыва сложной деятельности людей на среду, в которой они живут. Деятельность людей, которые составляют общество, определяет его состояние. В зависимости от характера деятельности он может изменяться – от состояния гражданской до счастливой жизни цветущей страны.

______________________

1 См. Социальная философия: учеб. Пособие для вузов В. Н. Лавриненко, В. П, Ратников, В. Ю. Дорошенко и др. Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. –М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- С. 79

Успехи человека в жизни определяются в значительной мере его умением действовать и активностью. Если он действовать не умеет, его преследуют неудачи и разочарования.

На протяжении тысячелетий народы накапливали информацию про общие стороны деятельности. Примером могут быть осетинские народные сказки, в которых есть формулировка принципиальных положений, которые обосновываются текстами сказочных сюжетов. Приведем примеры некоторых из них:

«Человек согласен отдать всё, лишь бы избавиться от смертельной опасности.»

«Действуй всегда обдуманно, старайся предвидеть последствия каждого своего шага.»

«Каждый имеет силу в своём деле лишь при определённых обстоятельствах.»

«Оказавшись в тяжелом положении вспомни людей, которым хуже чем тебе.»

«Каждый смотрит на вещи со своей точки зрения. »

«Не делай зла вместо добра, а делай добро вместо зла.»

«Делай добро в молодости, чтоб тебя уважали в старости.»

В наше время разные стороны деятельности являются предметом изучения многих наук. Особенно интенсивно такие исследования проводятся на протяжении последних 50-60 лет. Появилась теория систем, теория принятия решения, методология проектирования машин, начато разработку общей теории деятельности человека – праксеологии. Новый подход к одному из видов деятельности – проектирования – реализуется в работе Дж. Джонса, где предложено рассматривать общество и средства обеспечения его жизнедеятельности как единую систему. Недостатком современной науки является то, что усилия ученых в основном направлены на повышение эффективности деятельности и часто без учета её опасных последствий. Так например, в результате интенсивной промышленной деятельности без улучшения технологии очистки отходов и загрязненной воды в природе произошли изменения. От возраста чистые большие и малые реки уже не являются источниками чистой питьевой воды для народов. Её теперь получают путём очистки воды рек, загрязнённые химическими и другими отходами. Как результат отравления воды и воздуха чаще стали появляться признаки отрицательного воздействия промышленности на население. Четко обозначился замкнутый круг – промышленность должна работать потому, что страна не может существовать без работающих предприятий, но работа их сопровождается всё большим отравлением территорий. Особенность и опасность этого процесса в том, что интенсивная промышленность реализовывается именно в местах массового скопления людей, то есть в районах где находятся большие реки и наилучшие земельные угодья. В данном случае деятельность людей, как будто на обеспечение и улучшение качества их жизни, в конечном счете, может привести к исключению самой возможности их существования. В условиях, что сложились, решающее значение обретает старательное исследование особенностей деятельности людей, определения её основных законов и принципов их использования2.

Зачастую, тренера юных теннисистов, а последнее время всё чаще родители, заставляют детей выполнять чрезмерные нагрузки и играть огромное количество соревнований, при этом травмируя их как физически так и психологически. Это вызвано желанием попечителей ребенка добиться высокого результата как можно скорее и любым путем, не понимая, что при этом травма может быть очень тяжелой и непоправимой. Недаром за последнее время возросли проблемы отношений родителей и детей. Так

______________________________

2 См. Онищенко А. Т., Основи раціональної діяльності. –Дніпропетровськ. Видавництво “Навчальна книга”.-1997., с. 13-18

Елена Докич и Евгения Линецкая регулярно испытывали тяжесть руки своих отцов на себе, Анна Курникова судилась с матерью из-за дискриминации её прав. В то же время американская теннисистка Дженифер Каприяти, вошедшая в первую десятку лучших теннисистов мира в 14 лет, не выдержала давления отца, слишком высоких физических и психологических нагрузок. В последствии чего начала искать выход в применении наркотиков.

Таким образом, в данном случае прослеживается более интенсивная тренировочная и соревновательная деятельности теннисистов, но какие же последствия?


Раздел I. Основные определения и законы деятельности.


Для того, чтоб выработать представление о действии, рассмотрим качества живых организмов, что имеют место на протяжении их существования в окружающей среде. Живой действующий объект – система, которая существует в среде. Он имеет внутреннюю структуру и механизм обмена энергией, информацией и материей со средой.

Для живого объекта характерно то, что в его внутренней части существует конкретное множество четко обозначенных, согласованных процессов, а в окружающей среде он взаимодействует путем реализации направленных конкретных процессов обмена. Множество процессов в живом имеет способности полноты. Отсутствие, или недостаточная эффективность одного или нескольких процессов означает потерю жизнедеятельности живого действующего объекта.

Возможность существования живого определяется качеством среды, то есть мерой соответствия его характеристик природы живого. Совокупность условий в среде, в которых находится действующий объект, обозначим общепринятым понятием «ситуация». Она вмещает в себе факторы, что не могут быть изменены средствами, функционально доступными для живого, а также факторы, которые могут быть изменены его активными действиями. Независимые факторы могут быть изменены настолько быстро, что живое не может к ним приспособиться. В таком случае оно отмирает. В случае постепенного изменения условий выживания видов живого возможно, но при этом происходит изменение их параметров и особенностей.

Ситуация в среде не может быть постоянной. Она постоянно изменяется. Поэтому цель деятельности живого – удерживаться в границах ситуаций, достаточных для выживания. Область ситуаций, при каких существование живого возможно, будем называть «областью существования живого». Граница области существования разделяет ситуационное пространство на два – где существование возможно и такой, где оно не возможно.

Каждому действующему объекту, согласно его природе, структуре и размеру соответствует один режим наилучшего функционирования, такой, когда все процессы в нём протекают при наилучшем обеспечении их необходимыми элементами и энергией, при отсутствии неблагоприятных факторов. Поэтому бесконечное улучшение ситуации невозможно. Но наилучшая ситуация не может сохраняться постоянно. Факторы, которые её составляют, изменяются и процесс их изменений не зависит от живого. При отсутствии активных действий живого изменения параметров и свойств среды приводит к тому, что их значение приближается к границе области существования, то есть, ситуация при отсутствии активных действий живого ухудшается. Это качество ситуации следует рассматривать как основной закон ситуации – «При отсутствии активных действий живого ситуация в среде , по отношению к нему, ухудшается».Однако, активные действия могут иметь как положительные так и отрицательные последствия в зависимости от того, насколько они обеспечивают реализацию процессов, которые приводят к улучшению ситуаций. Иначе говоря, активные действия должны быть определены по отношению к ситуации и направлены на её улучшение. Это означает, что смысл действия – улучшение ситуации. Поэтому уместным следует считать такие действия, которые ведут к улучшению плохой, или стабилизации принятой ситуации. Отсюда можно сформулировать основной закон существования живого действующего объекта: «Существование живого действующего объекта возможно только при условии исполнения им целенаправленных действий по стабилизации или улучшению его ситуации».

Существование живых существ в природе всегда является процессом выполнения ими действий. Именно их существование является признаком их уместных действий, поскольку выполнение ими неуместных действий приводит их к гибели. Если умение выполнять уместные действия сокращенно называть «умом», то можно утверждать, что всё живое (каждое в своих условиях) – умное.

Ситуация в среде меняется во времени по всех параметрах с разной скоростью. Действия живого является процессом принудительного изменения его ситуации. Поскольку действия состоят из отдельных операций, а каждая операция выполняется на протяжении некоторого времени, то ситуация при выполнении каждого действия изменяется дискретно и в разных факторах, которые её составляют. Результатом каждого действия является новая ситуация. Поэтому можем дать новое определение понятия «действия». Действие – активная реакция живого действующего объекта на ситуацию. Каждое действие начинается с некоторой ситуации, направлено на её изменение, и заканчивается появлением новой ситуации. Поэтому действие является процессом перехода действующего объекта от одной ситуации к другой.


Раздел II. Структура действия.


Одно из важнейших мест в структуре человеческой деятельности занимает познание. У целого ряда известных мыслителей оно (познание) сопоставляется с жизнью – познание рассматривается ими в контексте жизни. При этом они выступают против сведения человеческого существования к познавательной деятельности, иссушающей и омертвляющей жизнь. Например высказывание одного из самых популярных представителей «философии жизни» - Ницше Ф. Он задается вопросом: «Должна ли господствовать жизнь над познанием?» И незамедлительно отвечает: «Никто не усомнится: жизнь есть высшая господствующая сила, ибо познание, которое уничтожило бы жизнь, уничтожило бы вместе с нею и само себя. Познание предполагает жизнь…»3. Таким образом, жизнь – это естественное существование человека, его всевозможные активные проявления, свойственные ему как живому существу. Один из сторонников этого направления так раскрывает то, что она собой представляет: «Поток жизни, проникающий в нас через уши или глаза, должен вернуться во внешний мир посредством наших рук, ног или уст. Мысли, которые порождаются в нас этим потоком, в сущности, только определяют, к какому из упомянутых органов должен быть направлен последний при данных обстоятельствах для того ,чтобы действия наши всего более способствовали нашему благополучию»4.

В своей деятельности человек использует три вида знаний:

знания о вещах и законы природы;

знания о методах использования вещей природы на основе знаний о вещах и законах природы;

знания о том, какие действия являются уместными, какие из них являются приоритетными, в какой последовательности их следует выполнять и как это делать. Это знание имеет название «здравый смысл», имеет вид «способности» и приобретается человеком в процессе воспитания и накапливания жизненного опыта. Именно знания третьего типа отыгрывает значительную роль в жизни каждого человека и общества в целом, поскольку оно отражается на всех процессах жизнедеятельности как отдельных людей так и групп

___________

3 См. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 227

4 См. Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1904. С. 131.

людей, организаций и стран.

В то время, когда два первых вида знания являются объектом изучения многих специализированных наук, процесс получения третьего на данное время изучено недостаточно, каждый человек накапливает его индивидуально в меру её возможностей и под воздействием окружающих обстоятельств.

По своей сути теория деятельности является теорией выживания (или существования). Чтоб её создать необходимо разработать её научную основу и на этой основе систематизировать все методологические знания.

Действие, как процесс направленного изменения в заранее определенного направления, может быть выполнено только путем обеспечения целого ряда условий. Необходимо:

собрать информацию о ситуации;

определить направление развития ситуации;

выработать представление о желанном состоянии ситуации;

определить необходимость изменения ситуации;

определить характер необходимости изменения ситуации;

определить характер необходимых операций, их объём и исполнительные органы, достаточные для достижения необходимых изменений;

выбрать план выполнения операций;

выработать команды на выполнение операций;

выполнить операции;

оценить достаточность выполнения операций;

провести оценку изменения ситуации, которая возникла как следствие действия.

Выполнение этих условий имеет вид системы последовательно протекающих процессов: собрание информации; её обработка; формирование представления о ситуации; определение изменения ситуации; определение направленности этих изменений; определение уместности реагирования на эти изменения; оценка достаточности объема информации; оценки объективности представлений; формирование представления о ситуации, что будет (если действие не выполнять); формирование представления про желанное состояние ситуации; выделение факторов, которые поддаются воздействию при использовании средств; выявление направлений желанных изменений факторов; оценка достаточности ресурсов для влияния на факторы в необходимых объемах; принятие решения про выполнения влияния на обозначенный фактор; выбора средств воздействия; выбора времени и режимов воздействия; принятие решения про выполнение воздействия; формирование команд для исполнительных механизмов; непосредственного выполнения определенной последовательности операций; оценка изменений, которые возникают в результате выполнения операций; оценка достаточности результатов; принятие решения про прекращение или продолжение выполнения операций, повторения действия, или выполнения другого действия. Эта последовательность процессов при детальном рассмотрении может быть разделена на три части – качественную, которая реализовывается, в основном, на уровне собирания информации и мышления, количественную – определение средств и разделение ресурсов в процессе выполнения действия и активную – выполнение плана действия.

Человек в процессе мышления оперирует дискретными понятиями потому, что необходимо разделить действие на характерные блоки и поставить их в соответствии понятиям. Поскольку действие является процессом беспрерывным, то его можно разделить на части во множестве вариантов. Наиболее приемлемым является вариант разделения этого процесса на блоки на основе выделения его составных частей, которые могут быть определены с помощью существующих в языке понятий. Этот вариант наиболее удобен, поскольку язык является средством общения людей именно в процессе деятельности, а поэтому он уже имеет в своем составе выработанные на протяжении тысячелетий понятия и термины, свойственны для обозначения специализированных функциональных блоков действия, которые четко выделяются в его составе. Это:

Сбор информации;

2. Прогнозирование развития ситуаций;

3. Формирование представления о желанной ситуации;

4. Определение потребности;

5. Определение цели;

Определение способов и средств достижения цели;

Синтез (проектирование);

Планирование достижения цели;

Выполнение плана;

Оценка качества выполнения плана;

Оценка качества реализации цели;

Удовлетворение потребности.

Важными и такими, что реализуются на всех этапах действия, операциями являются принятие решения и определение качества. Они реализуются в каждом случае, когда существует необходимость выбора конкретного варианта из многих возможных.


Раздел III.Категории деятельности.


Философы и психологи подробно обосновали значение категорий деятельности, предметной деятельности в теории познания, в методологии науки, в познании человека. В частности, А. Н. Леонтьев, назвал деятельность человека «единицей жизни», а затем фактически показал, что эта «единица» выглядит по разному в изучении таких различающихся целостностей, как индивид и личность. Индивид, как прежде всего генотипическое образование, продолжает формироваться в процессе жизни, в постоянном взаимодействии внешнего и внутреннего. Иными путями формируется личность, представляя собой целостное: личностью не родятся, личностью становятся в процессе предметной деятельности. Таким образом, Практическая деятельность может быть представлена как сложная сеть различных актов преобразования объектов, где продукты одной деятельности становятся исходными другой.

Однако, автор Карпинская Р. С. в своем труде «Человек и его жизнедеятельность» утверждает, что значение предметной деятельности, безусловно, признавалось, но при чрезмерном акценте на «личность». В стороне оказались важнейшие моменты жизнепроживания и жизнеощущения индивида. Целостный подход к человеку непременно предполагает внимание к его жизнедеятельности во всех его проявлениях. Соответственно возникает потребность в использовании методологически значимых понятий, способных выражать двойственную детерминацию, но и её асимметричность в сторону социального.

Одним из таких понятий как раз и может быть понятие предметной жизнедеятельности человека. Корректное использование разработанных биологией понятий жизнедеятельности и активности возможно и необходимо именно на основе методологических установок о предметности человеческой жизнедеятельности. При этом «предметность» следует относить не только к общественно значимой деятельности человека, к процессам познания и преобразования окружающего мира, но и к любому проявлению жизни, повседневного бытия. Все реальные обстоятельства человеческой жизни наполнены ориентацией на предметный мир и отражение этого мира в идеальном. Именно поэтому в человеке нет ничего «чисто» биологического, целиком и без остатка копирующего свойства «биоса», то есть внечеловеческого органического мира. Но в равной мере в человеке нет ничего «чисто» социального, поскольку человек проживает, а не только осмысливает все обстоятельства своей жизнедеятельности5.

__________

5 См. Карпинская Р. С. Человек и его жизнедеятельность.–М.: Знание, 1988. С. 32-33.

Тем не менее, структурные характеристики элементарного акта практики можно выявить, если взять за образец марксов анализ процесса труда. Рассматривая труд «в простых и абстрактных его моментах», К. Маркс выделял следующие стороны (элементы) процесса труда: человека с его целями, знаниями и навыками, осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности; объекты, включенные в ходе этих операций в определенные взаимодействия. Объекты, в свою очередь, расчленяются по своим функциям на предмет (исходный материал) труда, средства труда (прежде всего орудия) и продукты, получаемые в результате преобразования предмета труда. Труд как преобразование человеком вещества природы предполагает взаимодействие всех этих элементов.

Марксову схему можно распространить на структуру практической деятельности, которую можно представить как единство двух сторон: «субъектной» (человек с его способностями, целями и целесообразными действиями) и «объектной» (средства, исходные материалы и продукты, получаемые из исходных материалов благодаря воздействию средств деятельности). Причем надо иметь в виду, что в функции объекта практической деятельности могут выступать не только фрагменты природы, преобразуемые в производстве, но и люди, «свойства» которых меняются, совершенствуются, развиваются. Поэтому человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Взятая в качестве общественно-исторического процесса, практика предстает как единство предметно-материального изменения общественных отношений, в процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта практики.

В рамках практической деятельности людей по созданию различных объектов (вещей) для использования их в процессе жизнедеятельности людей используется понятие «качество», которым обозначается совокупность свойств вещи, что определяют её способность удовлетворять нужды людей. Качество вещи в данном случае определяет человек по отношению к его собственным нуждам. При этом определение свойств возникает на основе свойств человека как действующего объекта. Качество имеет чувственную природу, но из-за неодинакового восприятия разных людей не может быть четко очерченной, поскольку изменяются потребности, условия и представления людей.


Раздел IV. Формы практической деятельности.


Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития. Именно возникновение материальной производственно-практической деятельности явилось исходной предпосылкой становления специфически человеческого отношения к миру, преодоления рамок животного существования .

Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди одновременно строят свои собственные общественные отношения, преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.

Важно еще раз подчеркнуть, что эта форма практики органически связана с материальной производственной практикой. По существу, имеется единая практическая деятельность, включающая две стороны – отношения людей к самим себе. Однако в процессе общественного развития эти стороны практической деятельности дифференцируются. Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений – социальная, классовая борьба и т. д., - выступает как особая форма практики.

Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить также ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее необходимую в современном обществе. В этом обществе все большую роль начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности. Оно обладает проективно-коструктивной функцией, то есть дает даёт знания о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в качестве которой выступает научный эксперимент. Научное экспериментирование, хотя оно и опирается на возможности производства и социального опыта, достигнутые на данном этапе развития общества, часто выходит за пределы существующего уровня и предвосхищает принципы технологии и способов управления и организации общественной жизнедеятельности, которые могут быть реализованы в будущем. Современное научное экспериментирование, таким образом, выступает в качестве важнейшего средства осуществления проективно-конструктивной функции научного познания.


Раздел V. Игровая деятельность.


Если проанализировать любую человеческую деятельность до самих пределов нашего познания, она окажется не более, чем игрой. Нечто Сущее помимо игры в чистом виде как искусственно сконструированной модели реальной жизни создало большое количество игровых элементов, которые вкраплены в эту жизнь, переплелись с нею порой до такой степени, что трудно провести грань между игрой и борьбой за существование, используя для реализации своего Бытия врожденные стремления человека стремиться ввысь, переживать чувство удовольствия от борьбы, напряжения и победы, разгадывания тайн, создания вокруг себя красоты и гармонии. Элементы игры пронизывают труд, бизнес, войны, художественное и научное творчество. Между реальной жизнью и игрой нет непроходимой границы. Более того, эта граница не просто проходима, часто она совершенно размыта, и отделить игру от работы довольно сложно, а порою и невозможно6. По моему мнению, в жизни профессионального теннисиста граница практически незаметна, поскольку теннис диктует свои правила не только на корте, но и в жизни. Для достижения высоких результатов современный спортсмен полностью посвящает себя и свою жизнь избранному виду спорта. Стремится работать как можно больше, постоянно совершенствуясь. Игра становится его шансом проявить себя, свои возможности, умения, показать то, чему он научился и на сколько хорошо может владеть своим умом, эмоциями, телом. Кроме того для профессиональных теннисистов игра и работа – это синонимы.

Й. Хейзинга поднимает вопрос о том, как расходовать человеку свободное время. «…сама природа требует чтобы мы могли не только хорошо трудиться, но и прекрасно пользоваться досугом. Ибо досуг есть началом всего. Досуг предпочтительнее труда и есть цель последнего»7. К теннису, как и к любому другому современному виду спорта, это имеет самое прямое отношение, так как без полноценного отдыха и восстановления, невозможно достичь максимального результата и полностью раскрыть свой потенциал. Тренируясь на недовосстановлении можно развивать выносливость и некоторые другие физические качества, но при этом растет риск травматизма, а также накапливается психологическая усталость, что

__________________

6 См. Козырева Н. А. Бытие игры или игра бытия: сравнительный анализ произведений Й. Хейзинга «Homo ludens: человек играющий» и Х.-Г. Гадамер «Истина и метод», с. 5.

7 См. Хейзинге Й. Homo ludens. –М.: Прогресс, 1992, с. 182.

явно не способствует росту спортивного результата. Таким образом, профессиональный теннисист, играя турниры и тренируясь ежедневно стремиться отдыхать и восстанавливаться своевременно и полноценно.

Следует отметить, что игра старше культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое общество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он их научил играть. Но необходимо сразу же выделить один весьма важный пункт. Даже в своих простейших формах и уже в жизни животных игра представляет собой нечто большее, чем чисто физиологическое явление либо физиологически обусловленная физическая реакция. Игра как таковая перешагивает рамки чисто биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности. Игра – содержательная функция со многими гранями смысла. В игре «подыгрывает», участвует нечто такое. Что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает в данное действие определенный смысл. Всякая игра что-то значит. Если этот активный принцип, сообщающий игре свою сущность, назвать духом, это будет преувеличением; назвать же его инстинктом – значит ничего не сказать. Как бы к нему не относиться, во всяком случае этим «смыслом» игры ясно обнаруживает себя некий имматериальный элемент в самой сущности игры.

Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т. п.) заметно меняются. Поведенческие изменения зачастую сопровождаются эмоциональными. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных состояний Я.

Психологи и физиологи, наблюдая, описывая и объясняя игры животных, детей и взрослых пытаются установить природу и значение игры и отвести игре подобающее место в плане бытия. В любом научном исследовании, при любом научном подходе безоговорочно и повсеместно принимается за отправную точку мысль, что игра занимает важное место в жизни, выполняет в ней необходимую, во всяком случае полезную, функцию. Многочисленные попытки определения этой биологической функции игры расходятся весьма значительно. Однако во всех толкованиях общим является то, что они исходят из посылки, что игра совершается для чего-то иного, служащего в свою очередь некой биологической целесообразности.

Игра есть борьба за что-нибудь или же представление чего-нибудь. Обе эти функции без труда объединяются таким образом, что игра «представляет» борьбу за что-то либо является состязанием в том, кто лучше других что-то представит. Слово «представлять» по своему происхождению значит «ставить что-то перед глазами». Это представление есть «как будто» воплощение, мнимое осуществление, есть плод «во-ображения», то есть выражения или представления в образе.

Для раннего человека что-то мочь или сметь означало власть, а что-то знать – магическую власть. Ибо для него всякое знание находилось в прямой связи с самим миропорядком. Поэтому во время священных празднеств люди состязались в подобном знании, ибо в произнесенном слове, по их мнению, оживает влияние на упомянутый мировой порядок. Мудрость культивируется как священное упражнение искусности ума. В этих культовых состязаниях, в священной игре родилась философия. «Философия здесь рождается в игровой форме. Наука, включая и философию, полемична по своей природе, а полемическое неотделимо от агонального»8. Агональный момент ранней философии проявляется еще и в том, что люди были склонны рассматривать мировой процесс как извечную борьбу первозданных противоположностей, борьбу, лежащую в сути всех вещей.

____________

8 См. Хейзинга Й. Homo ludens. –М.: Прогресс, 1992. С. 178.

Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже переплетаются с игрой. Возьмем язык, самый первый и самый высший инструмент, созданный человеком для того, чтобы сообщать, учить, повелевать. Язык, с помощью которого он различает, определяет, констатирует, короче говоря, называет, то есть возвышает вещи до сферы духа. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли. За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ, метафора, а в каждой метафоре скрыта игра слов. Так человечество все снова и снова творит свое выражение бытия, рядом с миром природы – свой второй измышленный мир.

Поэзия намеренно культивирует способность языка творить образ. Все, что в поэзии постепенно признается как осознанное качество: красота, священное, магическая сила – первоначально вплетено в примат игры. То, что поэтическая речь делает с образами, есть игра. Она располагает их в стилистическом порядке, она вкладывает в них тайны, так, что каждый образ играя, отвечает на какую-либо загадку. Элементы и средства поэзии следует понимать как игровые функции. Зачем человек подчиняет слово размеру, метру, ритму? Бытие поэзии протекает большей частью в форме коллективных игр, и Хейзинга полагает, что человек сочиняет стихи, потому, что он должен играть в коллективе.

Большое внимание уделяется формообразующему значению исторически складывающихся идеалов социальной жизни, в которых содержится много игрового, и более всего они связаны с областью мечты, фантазии, утопических иллюзий. Игра – необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал, в свою очередь определяющий духовную историю культуры. Если провести некую параллель с теннисом, то могу сказать из собственного опыта, что мечта помогает играть и стремиться к лучшему. Она помогает переживать неудачи, работать и продолжать двигаться вперед, достигая новые цели.

Игра – это такое действие, которое сопровождается чувствами подъема, напряжения и несет с собой радость и разрядку. Настроение игры есть отрешенность и восторг – священный или просто праздничный, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или просто забавой. Это – свободное действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилами вне сферы материальной пользы или необходимости. Но следует отметить, что за последнее время профессиональный спорт приобретает все более выраженную материальную заинтересованность. Тем не менее вы не найдете ни одного спортсмена который бы занимался спортом лишь ради денег и который не любил бы свой избранный вид спорта. Ведь изнурять себя ежедневной физической нагрузкой, постоянно ездить по всему миру и при этом чувствовать удовольствие и радость очень сложно, если по-настоящему не любить то, чем вы занимаетесь.

Игра имеет склонность быть красивой. Слова, с помощью которых мы можем именовать элементы игры, принадлежат в большей частью сфере эстетического. Это те же термины, которыми мы обозначаем проявления прекрасного: напряжение, равновесие, балансирование, чередование контраст, вариантность, завязка и развязка, разрешение. Когда игра порождает красоту, то ценность этой игры для культуры тотчас становиться очевидной. Однако безусловно необходимой для становления культуры подобная эстетическая ценность не является. С равным успехом в ранг культуры могут возвести физические, интеллектуальные, моральные или духовные ценности. Чем более игра способна повышать интенсивность жизни индивидуума или группы, тем полнее растворяется она в культуре.

Раскрывая взаимосвязь архаической культуры и игры, Й. Хейзинга находит, что по всей Земле на территории обитания раннего человеческого общества господствует комплекс абсолютно однотипных представлений и обычаев агонистического характера. Готовое объяснение этой однотипности, этого подобия, он видит в самой человеческой натуре, которая постоянно стремится ввысь, неважно, будет ли эта высь земной славой или превосходством или победой над всем земным. Игра и есть та самая врожденная функция, благодаря которой человек осуществляет это свое стремление. Играющий, коль скоро он одержим желанием выиграть, должен держаться в предписываемых игрой рамках дозволенного. Рассматривая различные виды состязаний – загадки, средневековые турниры, войны, правосудие, культовые обряды и празднества, научные споры и конкурсы на лучшее знание, прослеживается священный ритуал и праздничное состязание – вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри которых культура вырастает как игра и в игре. В постоянно возобновляемых, освященных ритуалами боевых игрищах прорастают сами формы культуры, развивается структура общественной жизни. Аристократический быт принял форму возвышающей игры, игры чести и доблести. Идея благородного соперничества, таким образом, является одним из самых мощных импульсов культуры.

В спорте, существует такое понятие как спортивная порядочность, но довольно сложно определить, что она представляет собой. Известная теннисистка Крис Эверт объясняет спортивную порядочность как достойную спортивную борьбу. Известный баскетболист Девид Робинсон считает, что это – игра в которую вы вкладываете всю душу, с уважением относитесь к соперникам. Как видим, двое людей дают абсолютно разное определение. Американский психолог Мартенс пришел к выводу, что не существует единственного определения понятия «спортивная порядочность». Поведение соответственно к спортивной порядочности должно «привязываться» к конкретному виду спорта, возрасту спортсмена, уровню игры. В спортивной психологии существуют понятия «моральное убеждение», «моральное поведение». Моральное убеждение определятся как процесс принятия решения, во время которого оценивается правильность или не правильность действия. И моральное поведение представляет собой осуществление действия, которое считается правильным или неправильным. Таким образом, моральное убеждение является результатом индивидуального опыта, а также психического развития и, как считают, определяет моральное поведение. Кроме этого моральное убеждение рассматривают как совокупность общих этических принципов, которые лежат в основе выявления спортивной порядочности9 .(300-3001)

Вернемся теперь к философии. Среди общих признаков игры отмечается напряжение или непредсказуемость. Элемент напряжения составляет в игре особое и важное место. Напряжение означает неуверенность, неустойчивость, некий шанс или возможность. Чтобы нечто «удалось» требуются усилия. Именно элемент напряжения сообщает игровой деятельности, которая сама по себе лежит вне области добра и зла, вполне определенное этическое содержание. Всегда стоит вопрос: повезет ли, удастся ли выиграть? В ситуации неизвестности появляется ощущение тревоги. Состояние тревоги представляет собой временный, постоянно меняющееся эмоциональное состояние с субъективными, сознательно воспринятыми ощущениями тревоги и напряжения, связанных с активизацией автономной нервной системы.

Кроме всего выше сказанного об игре необходимо заметить следующее. Гадамер увидел всю действительность как замкнутый смысловой круг, в котором выполняется все. «В тех случаях, когда действительность понимается как игра, на первый план выступает действительность игры, которую мы обозначаем как игру искусства»10. Мир произведения искусства, в котором игра, таким образом, полностью выражается в единстве своего

_________________

9 См. Вейнберг Р. С., Гоулд Д. Психологія спорту. – К. Олімпійська література, 2001, с. 300-301.

10 См. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. –Прогресс, 1988, с. 159


процесса, на деле представляет целиком и полностью преображенный мир, по отношению к которому всякий может узнать, «как на самом деле».

Это преображение, в ходе которого человеческая игра достигает своего завершения и становится искусством, называют преобразованием в структуру. Важным следствием из этого положения является то, что только в этом случае выказывается отдельность игры из изобразительной деятельности играющих, и игра состоит в чистом явлении того, что они играют. Игра как таковая, в том числе и непредсказуемость импровизации, принципиально повторима и в этой мере постоянна. Ей присущ характер произведения, «эргона». В этом смысле её называют структурой.

Заключение.


Таким образом, мы определили что представляет собой структура человеческой деятельности, её основные законы и категории. Но также весьма интересно было рассматривать игровую деятельность. Ведь она имеет самое непосредственное отношение к спорту. Для профессионального спортсмена спорт является частью жизни, а для некоторых, наверное, всей жизнью. Для меня было весьма интересным связать спорт и философию, проникнуть глубже и тем самым понять суть спорта и жизни. Благодаря трудам многих философов, мы понимаем, как игра превращается в серьезное, а серьезное в игру. Поскольку всё есть игра, надо жить играючи!

Список использованной литературы:


Берн Эрик, Люди которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. –Санкт-Петербург –Москва «Университетская книга» АСТ, 1998.-396с.

Боллетьери Н. Теннисная академия. –М.: Изд. Эксмо, 2003.-448 с.

Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е –М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

Бряник Н. В. Введение в современную теорию познания –М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; 2003.-288с.

Вейнберг Р. С., Гоулд Д. Психологія спорту. – К. Олімпійська література, 2001.- 335 с.

Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. –К. Олимпийская литература. 2002.-289 с.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. –М.: Прогресс, 1988.

ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Введ. 26. 01. 79.

Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1904.

Джонс Дж. Методы проектирования. –М.: Мир, 1986.

Игнатенко А. А. Ибн Хальдун.- М.: Мысль, 1980.-159с.

Карпинская Р. С. Человек и его жизнедеятельность.–М.: Знание, 1988.- 64 с.

Козырева Н. А. Бытие игры или игра бытия.

Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. –М.: Экономика, 1975.-270с.

Креспо М., Милей Д. Учебник передового тренера. – Изд. ITF, 1998.-327с.

Ницше Ф. Сочинения. В 2 т., Т. 1. – М., 1990.

Онищенко А. Т., Основи раціональної діяльності. –Дніпропетровськ. Видавництво “Навчальна книга”.-1997.-114с.

Платонов В. Н. Подготовка квалифицированых спортсменов. –М.: Физкультура и спорт., 1986.-284 с.

Семенов Л. П. Советы тренерам. –М.: Физкультура и спорт, 1980.-174 с.

Скородумова А. П. Современный теннис: основы тренировки. –М.: Физкультура и спорт, 1984.- 164 с.

Социальная философия: учеб. Пособие для вузов В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, В. Ю. Дорошенко и др. Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. –М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- 240 с.

Философия: курс лекций. –М.: Гуманит, ВЛАДОС, 1997.-384 с.

Хайдеггер М. Время и бытие. –М.: 1993

Хубка В. Теория технических систем. –М.:Мир.,1987. 208 с.

Похожие работы:

  1. • Игровая деятельность как средство обучения
  2. • Особенности игровой деятельности у дошкольников с ...
  3. • Возможности формирования игровой деятельности ...
  4. • Руководство игровой деятельностью в дошкольном ...
  5. • Игровая деятельность как средство повышения ...
  6. • Особенности формирования игровой деятельности у умственно ...
  7. • Игровая деятельность как средство развития ...
  8. • Игровая деятельность у животных и людей
  9. • Развитие игровой деятельности дошкольников
  10. • Особенности развития игровой деятельности старших ...
  11. •  ... детей дошкольного возраста в игровой деятельности с ...
  12. • Формирование игровой деятельности дошкольника
  13. • Игровые методы обучения
  14. • Игровая деятельность в Интернете
  15. • Технология реабилитации людей, страдающих игровой ...
  16. • Игра как одно из средств социализации дошкольников с ...
  17. •  ... молодших школярів у процесі позакласної ігрової діяльності
  18. • Психология дошкольников
  19. • Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com