Введение
Изучение игровой деятельности является одним из самых сложных вопросов науки в течение многих десятилетий. К ней обращаются не только представители психологии и педагогики, но также и ученые – социологи, зоопсихологи, этиологии и ряда других областей знаний.
Так, в психологии первая фундаментальная концепция игры была развита в 1899 г. немецким философом и психологом К. Гроссом. До него вопросы игры частично затрагивал английский философ Г. Спенсер. Впоследствии появились теории зарубежных и отечественных исследователей - К. Бюлера, Ф. Бейтендейка, Л.С. выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.
В течение XX века появилось множество исследований, посвященных исследованию игровой деятельности у различных представителей животного мира. Основной целью изучения игры у животных является объяснение ее природы, сравнение ее с игрой человека, а также определение ее функций и роли в процессе развития животного и человека. Среди таких исследований можно назвать работы Н.Н. Ладыгиной-Кате, Л.А. Фирсова, Д. Фосси.
Однако, несмотря на высокую степень изученности вопросов игры, тема остается не раскрытой до конца. Так, например, до сих пор нет однозначного и полного определения игры, очень мало работ приводят сравнение игр у различных представителей животного мира. Поэтому тема данной работы является не только интересной, но и актуальной.
Целью работы является рассмотрение игровой деятельности у разных представителей позвоночных. Для ее реализации поставлены следующие задачи:
Дать определение игровой деятельности, раскрыть ее сущность;
Рассмотреть функции игры;
Рассмотреть особенности игровой деятельности у разных представителей позвоночных – животных и человека.
Объектом исследования является игровая деятельность, предметом – особенности игровой деятельности у разных представителей позвоночных.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Приводится также список используемой литературы.
Среди источников информации по теме значительную часть занимают различные работы по зоопсихологии, например, К.Э. Фабри «Основы зоопсихологии», К Лоренца «Человек находит друга», З.А. Зориной «Игры животных» и др. Кроме того автор использует данные учебных пособий по психологии, различных справочных изданий, периодических изданий и информационных сайтов сети Интернет.
Основными методами в работе являются:
Изучение имеющейся информации
Метод описания
Метод анализа и синтеза
Метод сравнения
Они позволяют систематизировать данные по теме, изложить содержание структурных частей работы и сделать выводы, как по частям работы, так и по теме исследования в целом.
Глава 1. Понятие и сущность игровой деятельности
1.1 Понятие игровой деятельности и ее отличия от других видов деятельности
Определение понятия «игра» является одним из труднейших вопросов психологии, как человека, так и животных. Обратившись к словарям, можно встретить следующие ответы:
– это один из видов активности человека и животных, возникающий на определенной ступени эволюции животного мира.
– это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра).
– это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
– это исполнение определенных ролей.
Таким образом, понятие игры является очень емким и сложным.
Игра как вид деятельности присуща далеко не всем представителям животного мира, а только тем видам, в онтогенезе которых присутствует такой период, как детство. В частности, это представители позвоночных. Позвоночные – это наиболее высокоорганизованная и разнообразная группа животных, насчитывающая около 40-45 различных видов.
Ученые наблюдали игровую деятельность у многих млекопитающих, в частности у представителей всех семейств хищных млекопитающих, у приматов, а также у птиц. Игровая деятельность присуща также и человеку.
Все формы игры у любых представителей животного мира коренным образом отличаются от «серьезной» деятельности, но в то же время в них прослеживается явное сходство с конкретными, вполне серьезными ситуациями — и не просто сходство, а имитация. Это справедливо даже в отношений абстрактных игр взрослых людей — ведь покер или шахматы позволяют им дать выход определенным интеллектуальным способностям.
Главное отличие игры от деятельности другого вида состоит в том, что данный вид деятельности ориентирован не на столько на конкретный результат, сколько на сам процесс – правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Результатом игры не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.
Особенность игры состоит также в ее добровольном характере. Так, животное нельзя заставить играть путем положительного или отрицательного подкрепления. Условием возникновения игры служит комфортное состояние организма; отсутствие голода, жажды или неблагоприятных условий среды. Игровому поведению присущ высокий положительно-эмоциональный компонент – животным явно нравится играть. Так же и у детей. Ребенок не станет играть в случае, если не испытывает к данной игре интереса.
Таким образом, игровая деятельность – это явление, свойственное только тем представителям животного мира, в онтогенезе которых есть период детства. Главным отличием игры от других видов деятельности является ее «условный» характер, а также возникновение только в условиях эмоционального комфорта.
1.2 Функции игры
Одним из самых сложных вопросов в изучении игры является определение ее функций. Первые попытки определить функции игры предприняты в работах Г. Спенсера и К. Гросса – первых исследованиях игровой деятельности животных.
Согласно теории Спенсера, игровая активность рассматривается как расход некой «избыточной энергии»1. Иначе говоря, она возникает в случае, когда у животного нет необходимости в других формах поведения, существенных для выживания, таких как питание или спасение от хищников. Бездействовать же животное не может.
Иного мнения придерживается К. Гросс, трактующий игровую деятельность как «практику для взрослого поведения».2 Игра является упражнением в особо важных сферах жизнедеятельности. Она позволяет молодому животному без риска упражняться в жизненно важных действиях, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий: в ходе игры возможно совершенствование наследственных форм поведения еще до того как недостатки поведения роковым образом «предстанут перед судом естественного отбора». 3
Таким образом, основная функция игры заключается в «подготовке к взрослой жизни». Происходит формирование охотничьего поведения, отрабатываются навыки будущего социального взаимодействия.
Все появившиеся впоследствии исследования соглашались либо с первой точкой зрения, либо со второй. В итоге были определяют следующие функции игры:
Ориентировочно – исследовательская или познавательная. Заключается она в том, что с помощью игры происходит накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их многообразии и свойствах.
Развивающая функция. Игра помогает представителям животного мира развивать качества, которые являются характерными для данного вида: реакционность, быстроту, ловкость и т.д.
Функция социализации, которая выражается в приобретении посредством игры навыков общения.
Данные функции отражают большое значение игры в развитии животного или человека.
Глава 2. Особенности игровой деятельности у различных представителей позвоночных
2.1 Особенности игровой деятельности у животных
Игровая активность у животных проявляется в такое время, когда нет необходимости в других формах поведения, существенных для выживания, таких как питание или спасение от хищников. Детеныши млекопитающих проводят, играя, много времени – их игра представляет собой сложный комплекс поведенческих актов, которые вместе и составляют основное содержание поведения молодого животного до наступления половой зрелости. Взрослые периодически тоже могут играть, но с возрастом эта потребность ослабевает.4
Игра у животных включает широкий круг видов деятельности: от двигательной активности, в которой смешаны стереотипы пищевого, полового или оборонительного поведения, до сложных, иногда неповторимых сценариев, изобретенных и спланированных применительно к обстоятельствам. Она предстает в различных формах:
подвижные игры
манипуляционные игры
социальные (или коллективные)
образное фантазирование
Рассмотрим их подробнее. Подвижные игры включают в себя погони, преследование, подкрадывание, бег, прыжки и все элементы охоты за добычей. Важным компонентом подвижных игр являются игровые схватки, игра-борьба.5
Манипуляционные игры, или игры с предметами, некоторые авторы считают наиболее «чистым» проявлением игры животных. Они характерны для млекопитающих, а также для некоторых видов птиц. В ходе игры с предметами формируются, упражняются и совершенствуются важные компоненты охотничьего, гнездостроительного, пищевого и других форм поведения взрослых животных. 6
Ярким примером такой игры является поведение котят. Вот как описывает их в своей книге «Человек находит друга» … : «Котенок играет со своей традиционной игрушкой - клубком шерсти. Он неизменно начинает с того, что трогает его лапкой - сначала осторожно и вопросительно, вытянув ее и загнув подушечку внутрь. Затем он выпускает когти, подтягивает клубок к себе и тут же отталкивает или отпрыгивает назад и припадает к полу. Весь подобравшись, он настороженно поднимает голову и так внезапно, что, кажется, будто он неминуемо должен удариться подбородком о пол. Задние ноги выполняют своеобразные чередующиеся движения - он то переступает ими, то скребет, словно отыскивая твердую опору для прыжка. Внезапно он описывает в воздухе широкую дугу и падает на игрушку, выставив вперед сведенные вместе передние лапы. Если игра достигла определенной кульминации, он даже может начать кусаться. Котенок снова толкает клубок, который теперь закатывается под буфет, в щель, слишком узкую, чтобы котенок мог пролезть туда. Изящным «отработанным» движением котенок подсовывает под буфет одну лапу и выуживает свою игрушку наружу. Те, кому доводилось хоть раз видеть, как кошка ловит мышь, немедленно замечают, что котенок, которого разлучили с матерью чуть ли не слепым, проделывает все сугубо специализированные движения, помогающие кошке в охоте на основную ее добычу - на мышей. Ведь для диких кошек мыши - это их «хлеб насущный».
Если мы теперь усовершенствуем игрушку, привязав ее к нитке и подвесив так, чтобы она болталась, котенок продемонстрирует совсем иную систему охотничьих движений. Он высоко подпрыгивает и хватает жертву обеими лапами, сводя их широким захватывающим движением. Во время этого прыжка лапы кажутся неестественно большими, так как когти выпущены, пальцы растопырены, а пятые рудиментарные пальцы согнуты под прямым углом к лапе. Это хватательное движение, которое котята с восторгом проделывают в игре, абсолютно точно, до мельчайших деталей, совпадает с тем движением, которым пользуются кошки, схватывающие взлетающую с земли птицу.
Биологический смысл еще одного движения, часто наблюдающегося в игре, менее очевиден, так как практически кошки пользуются им очень редко. Котенок стремительным, направленным вверх ударом вывернутой подушечки с выпущенными когтями подцепляет игрушку снизу, перебрасывает ее через плечо, так что она описывает крутую дугу, и стремительно прыгает за ней. Или же - особенно имея дело с большими предметами - котенок садится перед игрушкой, напряженно выпрямляется, подцепляет ее лапами снизу с обеих сторон и швыряет через голову по еще более крутой дуге. Часто котенок следит за полетом игрушки глазами, делает высокий прыжок и приземляется там же, где падает она. В жизни такие движения используются при ловле рыбы: первая система - для ловли мелкой рыбешки, а вторая – для крупной.»7
Особый вариант манипуляционных игр – манипуляции с добычей, они составляют важнейший компонент становления охотничьего поведения молодых хищных млекопитающих. Детеныши разных видов кошачьих играют и с живой, и с мертвой, и с искусственной жертвой. От истинных охотничьих приемов эти игры отличаются произвольной последовательностью отдельных элементов, их незавершенностью, или повышенной интенсивностью. Интересно, что, в отличие от многих других животных, кошачьи продолжают активно играть и став взрослыми.8
Социальные или коллективные игры встречаются у животных, которые живут в сложноорганизованных сообществах. В процессе таких игр отрабатываются будущие социальные взаимодействия, закладываются основы иерархических отношений между участниками.
К таким играм относятся, например, игровая борьба. Например, у сурков: молодые животные часто и подолгу «борются», поднимаясь на задние конечности, и обхватывая друг друга передними. В такой позе они трясутся и толкаются. Часто наблюдается у них и игровое бегство, в то время как общеподвижные игры встречаются у молодых сурков редко.9
Широко распространена игровая борьба у хищных. У куньих преобладают охотничьи игры (помимо общеподвижных), которые нередко переходят в игровую борьбу. Как и у других млекопитающих, преследователь и преследуемый в таких играх часто меняются ролями. У медвежат игровая борьба выражается в том, что партнеры толкают и «кусают» друг друга, обхватившись передними лапами, или наносят друг другу удары. Встречаются также совместные пробежки (или плавание наперегонки), игра в «прятки» и т.п.10
Совместные игры львят заключаются, прежде всего, в подкрадывании, нападении, преследовании, и «борьбе», причем партнеры то и дело меняются ролями. 11
Игровая борьба и охота свойственна и другим представителям кошачьих. Так, притаившись за угольным ящиком, котенок выслеживает своего брата, который уселся посреди кухни и не подозревает об этой засаде. А первый котенок содрогается от нетерпения, точно кровожадный тигр, хлещет себя хвостом по бокам и проделывает головой и хвостом движения, также наблюдающиеся у взрослых кошек. его внезапный прыжок относится к совсем иной системе движения, назначение которых не охота, а драка. Вместо того чтобы прыгнуть на своего брата как на добычу - впрочем, это тоже не исключается, - котенок на бегу принимает угрожающую позу, выгибает спину и боком приближается к противнику. Второй котенок тоже выгибает спину, и оба некоторое время стоят так, вздыбив шерсть и изогнув хвосты.
Насколько известно, взрослые кошки подобной позиции по отношению друг к другу никогда не занимают. Каждый котенок ведет себя скорее так, словно перед ним собака, и все-таки их схватка развивается как подлинная драка двух взрослых котов. Крепко вцепившись друг в друга передними лапами, они кувыркаются самым невероятным образом, одновременно дергая задними лапами так, что, будь на месте второго противника человек, у него после игры были бы расцарапаны все руки. Сжимая братца в железной хватке передних лап, котенок энергично бьет его задними лапами с выпущенными когтями. В настоящей драке такие секущие, рвущие удары нацеливаются в незащищенный живот врага, что может привести к самым печальным результатам.
Побоксировав немного, котята выпускают друг друга, и тут обычно начинается увлекательная погоня, во время которой можно наблюдать еще одну систему грациозных движений. Когда убегающий котенок видит, что другой его настигает, он внезапно проделывает сальто- мортале, мягким, совершенно бесшумным движением проскальзывает под своего противника, вцепляется передними лапами в его нежное брюшко, а задними бьет его по мордочке.12
Подобные совместные игры в большей степени являются тренировкой навыков, необходимых для охоты, в меньшей – развлечением.
Коллективные игры также необходимы для установления иерархии в отношениях между животными. Так, у псовых иерархические отношения начинают формироваться в возрасте 1–1,5 месяца, хотя соответствующие выразительные позы и движения появляются в ходе игры уже раньше. У лисят уже на 32–34-й день жизни наблюдаются вполне выраженные «нападения» на собратьев с признаками импонирования и запугивания. В начале второго месяца жизни появляются иерархические отношения у койотов.13
Такие игры содержат элементы грубой физической силы, признаки демонстрационного поведения, являясь средством психического воздействия на партнера, запугивания. Животные проявляют такие движения, как «трепание» партнера, наскакивание на него и т.п.
Животные могут коллективно заниматься манипуляционной игрой, включая в свои совместные действия какие-нибудь предметы в качестве объекта игры. В качестве примера такой игры можно привести описанные Вюстехубе совместные действия трех молодых хорьков с пустой консервной банкой. Будучи случайно уроненной в таз умывальника, эта банка затем многократно сбрасывалась ими туда, что производило соответствующий шумовой эффект. Когда же зверькам вместо банки давался резиновый мячик, хорьки с ним так не играли, но впоследствии находили другой твердый предмет – фаянсовую затычку, с помощью которой возобновляли ту же «шумовую» игру.14
У диких четырехмесячных поросят немецкий этолог Г.Фрэдрих однажды наблюдал оживленную совместную игру с монетой: поросята нюхали и придавливали ее «пятачками», подталкивали, хватали зубами и подбрасывали ее вверх, резко вскидывая при этом голову. В этой игре одновременно участвовало несколько поросят, причем каждый из них старался овладеть монетой и сам поиграть с ней описанным образом. Фрэдрих также наблюдал совместные игры молодых кабанов с тряпками. Подобно щенкам, поросята хватали зубами одновременно одну и ту же тряпку и тянули ее в разные стороны. «Победитель» или убегал с тряпкой, или продолжал самостоятельно с ней играть, трепал ее и т.д.
В подобных «трофейных» играх отчетливо выступают и элементы демонстрационного поведения, причем достигается импонирующий эффект с помощью объекта – «посредника», точнее, путем демонстрации его обладания. Не меньшую роль играют, конечно, «оспаривание», захват, отнятие объекта, равно как непосредственная «проба сил», когда животные, схватившись одновременно за объект, тянут его в разные стороны.15
Один из вариантов коллективных социальных игр – игры матери с детенышем. Они характерны для хищных млекопитающих, но особенно развиты и выражены у человекообразных обезьян, у которых мать играет с детенышем с первых же месяцев жизни и до окончания подросткового периода.16
Гудолл подробно описывает игры матери-шимпанзе с детенышем. От матери младенец получает первый опыт социальной игры, когда та нежно покусывает его зубами или щекочет пальцами. Сначала игровые эпизоды длятся недолго, но около 6 месяцев детеныш начинает отвечать матери игровой мимикой и смехом, а продолжительность игры растет. Некоторые самки играют не только с младенцами, но и с детенышами довольно зрелого возраста. Одна из обезьян играла и в 40 лет: детеныши бегали вокруг дерева, а она стояла и делала вид, что пытается схватить их, или хватала тех, кто пробегал близко. Ее дочь также играла со своим потомством в течение довольно долгого времени.17
Когда младенец достигает возраста 3–5 месяцев, мать позволяет другим детенышам играть с ним. Сначала это старшие братья и сестры, но с возрастом этот круг растет, а игры становятся продолжительнее и энергичнее.
Игры многих животных, в частности шимпанзе, по мере взросления приобретают все более грубый характер и нередко заканчиваются агрессивно. Благодаря этому животное получает сведения о сильных и слабых сторонах своих партнеров по игре и об относительном иерархическом положении своей матери и матерей товарищей по играм. Наряду с этим детеныш учится драться, угрожать, устанавливать союзнические отношения. Это позволяет ему впоследствии успешнее отстаивать свои права и повышать социальный ранг.
Ряд исследователей приходит к выводам, что некоторым животным присущи и так называемые высшие формы игровой деятельности. К ним, в частности, Фабри относит манипуляционные игры молодых обезьян. Такие игры заключаются в сложном манипулировании предметом. Животное в ходе такой игры подолгу и сосредоточенно подвергает предмет разнообразным, преимущественно деструктивным воздействиям или даже воздействует ими на другие объекты.
Еще один, наиболее сложный, вид игр — «образное фантазирование» - игры с воображаемыми предметами или в воображаемых обстоятельствах. Игры с воображаемыми предметами описаны Хейсами у шимпанзе Вики, которая, как уже упоминалось, в течение довольно долгого времени изображала, что она возит на веревочке игрушку. Она придавала телу соответствующую позу, обводила отсутствующую «веревочку» вокруг препятствий и дергала ее, когда та застревала или цеплялась за воображаемое препятствие.18
Ученым удалось также описать игровое поведение некоторых птиц. Например, у врановых, живущих на воле, отмечают разнообразные и сложные манипуляции с предметами. Иногда, например, можно наблюдать, как ворона на лету выпускает зажатую в клюве палочку или другой небольшой предмет и тут же ловит его, проделывая это несколько раз подряд. Характерны для них и другие весьма разнообразные подвижные игры: парные полеты, преследования, пируэты и кувыркание в воздухе, купанье в снегу, катанье с крыш и т.д.
Особенно разнообразны игры городских ворон. Достаточно часто можно наблюдать, как 2–3 вороны дразнят собаку. Они могут отвлекать ее от еды, могут заставлять гоняться за ними до полного изнеможения, могут заманивать на край оврага, чтобы собака свалилась в него, и т.п. Описано, что некоторые вороны играют даже с хозяевами собак, например, перехватывая из рук поводок.19
Коллективные игры птиц чаще всего представляют собой погони и передачи из клюва в клюв.
При всем многообразии форм игры у животных и птиц их объединяет несколько особенностей.
Во-первых, игры животного практически всегда сопряжены с большой подвижностью. В ходе таких игр развиваются такие физические способности ловкость, быстрота, реактивность, сила, а также некоторые двигательно-сенсорные координации (глазомер). В результате формируются проявления видотипичного поведения.
Во-вторых, характерной чертой игрового поведения животных является его сопряженность с перестройкой и сменой функций тех стереотипных фиксированных комплексов действий, которые составляют поведение взрослого животного. Зачастую они относятся к разным его категориям (половое, охотничье и т.п.), но переплетены в единый клубок.
Третья особенность игр у животных заключается в том, что они практически не приводят или приводят в гораздо меньшей, чем у человека, степени развития таких качеств как сообразительность, воображение, самосознание.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать выводы о том, что игровая деятельность у животных проявляется в различных формах и выполняет различные функции. Прежде всего, это функция становления поведения, физической тренировки необходимых в будущем навыков охоты, самозащиты, борьбы. Кроме того, игра выполняет познавательные функции, способствует исследованию окружающей среды, приобретению знаний о законах и явлениях окружающего мира. Третья функция игры у животных заключается в накоплении обширного индивидуального опыта, прежде всего, опыта взаимоотношений с себе подобными, который позже найдет применение в разнообразных жизненных ситуациях.
2.2 Особенности игровой деятельности человека
Игра, по мнению большинства исследователей, является ведущим видом деятельности для ребенка первых лет жизни. В целом она выполняет те же функции, что и у животных, а именно – развивающую, познавательную, функцию социализации и др.
Отличия же игр человеческих детей и детенышей животных заключаются в том, что игры выступают в несколько других формах, которые, кроме того, сменяют друг друга на протяжении роста и развития ребенка.
Так, сначала появляется предметная игра. Ребенок проводит различные действия с предметами, которые его окружают, исследует их свойства, бросая их, пробуя на вкус, разбирая и собирая. В отличие от животных, которые играют только с теми предметами, которые содержат в себе определенный для данного вида раздражитель, ребенок человека играет любыми предметами. Позже он начинает воспроизводить предметные действия взрослых. Накопив с помощью предметной игры необходимый объем знаний, ребенок переходит к другой форме игры – сюжетно-ролевой.
Сюжетно-ролевая игра предполагает воспроизведение отношений, возникающих между людьми в различных ситуациях. Ребенок проигрывает действия родителей, врачей, продавцов, воспитателей и других людей, которых он встречает в реальной жизни.
Следующим этапом в развитии ребенка становится игра с правилами. Она сопровождает ребенка с конца дошкольного детства до первых лет школьного возраста. Игра с правилами постепенно усложняется. Она проходит с применением предметов, при котором значение одного предмета может переносится на другой.
Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процессе коллективной игры.
В ролевой игре происходит развитие воображения, сообразительности, самосознания, становление элементов произвольного поведения.
Важным отличием игр детей является активное участие в них взрослых. Взрослые целенаправленно приучают ребенка к искусственному миру предметов, зачастую запрещая использовать в игровых целях предметы быта, определяют социальную направленность игрового процесса.
Таким образом, игровая деятельность человека отличается от игр других представителей животного мира. Эти отличия касаются форм игры, их смены в зависимости от возраста ребенка. Игры человека отличает меньшая физическая подвижность, чем у животных, но большее напряжение сферы интеллекта, а также активное участие взрослых и применение специальных предметов – игрушек.
Заключение
В данной работе рассматривается игровая деятельность у разных представителей позвоночных. Выбор темы обусловлен возрастающим научным и общественным интересом к вопросам игры и ее возможностей.
Литература
Гроос К. Душевная жизнь ребенка. – Киев: Киевское Фребелевское об-во, 1916.
Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. – М.: Мир, 1992.
Дембовский Я. Психика молодого шимпанзе. /»Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии». – М.: Российское психол. об-во, 1997.
Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов. – М.: Наука, 1986.
Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. – М.: Мир, 1981.
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. –М.: Изд-во МГУ, 2002.
Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1977, 1986.
Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. – М.: Изд. Гос. Дарвиновского музея, 1935.
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. – М.: Мир, 1981.
Лоренц К. Кольцо царя Соломона. – М.: Знание, 1978.
Лоренц К. Человек находит друга. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
Мак-Фарленд Д. Поведение животных. – М.: Мир, 1988.
Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. –М.: Мир, 1982.
Прайер К. Несущие ветер. – М.: Мир, 1981.
Семаго Л.Л. Серая ворона.//Наука и жизнь. 1986. № 11.
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1976, 2001.
Фабри К.Э. Игра у животных. –М., 1985.
Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. – Л.: Наука, 1977.
Фосси Д. Гориллы в тумане. – М.: Прогресс, 1990.
Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. – М.: Мир, 1968.
Эйбл-Эйбесфельдт И. Зачарованные острова. Галапагосы. – М.: Прогресс, 1971.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
Эльконин Д.Б. Теории игры. /»Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии». – М.: Российское психол. об-во, 1997.
Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.
Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М., 1975.
Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. Сравнительно-психологическое исследование. Л.,1966.
Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970.
Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения беспозвоночных // Физиология поведения. Л., 1987.
Фабр Ж.-А. Жизнь насекомых. М., 1963.
Фабри К.Э. Хватательная функция руки приматов и факторы ее эволюционного развития. М., 1964.
Фабри К.Э. О некоторых основных вопросах этологии // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. 1967. Т. 72. Вып. 5.
Фабри К.Э. В.А.Вагнер и современная зоопсихология // Вопросы психологии. 1969. №6.
Фабри К.Э. К проблеме игры у животных // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. 1973. Т. 78. Вып. 3.
Фабри К.Э. О подражании у животных // Вопросы психологии. 1974. № 2.
Фабри К.Э. Орудийные действия животных. М., 1980.
Фабри К.Э. Игра у животных. М., 1985.
Фирсов Л.А. Память у антропоидов. Л., 1972.
Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.
Фосси Д. Гориллы в тумане. М., 1990.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1,2. М., 1966.
Фриш К. Из жизни пчел. М., 1966.
Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975.
Шаллер Дж. Б. Год под знаком гориллы. М., 1968.
1 Основы, 98.
2 Основы зоопсихологии, 98.
3 Там же. С.98.
4 Зорина
5 Зорина
6 Зорина
7 Человек находит друга
8 зорина
9 Фабри
10 Фабри
11 Фабри
12 Человек находит друга
13 Фабри
14 Фабри
15 Фабри
16 Зорина
17 Зорина
18 Зорина
19 Фабри