Рефетека.ру / Философия

Контрольная работа: Проблема первоначала в античной философии

Введение


Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в 6 веке до н.э. в Греции и просуществовала до 6 века н.э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 году последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала 1200 лет. Однако ее невозможно определить только с помощью территориальных и хронологических определений. Философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.

Философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет философии – бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей.

Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движение, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений и т.д. главный вопрос древнегреческой философии – о первоначале мира. Здесь философия пересекается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику.


1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности


Материализм (лат. materialis – вещественный) – научное философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие теории зрелости материализма. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, не сотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая знание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая о познаваемости природы. В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь, оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материалистов появились вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китае и Греции – за несколько веков до н.э. – в связи с прогрессом в области астрономии, математики и другими естественнонаучными знаниями, а ее достижения были всегда связаны с конкретными философами. Этот период называют досократовским, а философов – досократиками. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм к нему относится Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит при различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Материализм в античной философии развивали Анаксагор, Эмпедокл. Материализм состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древних материалистов было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Однако внутри этой наивно-материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые в последствии привели к возникновению идеализма. Раскол на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти противоречия, превратились во второй половине 5 в до н.э. и в первой половине 4 в. до н.э. в противоположность материализма и идеализма.

Фалес (ок. 625 – ок. 547 гг. до н.э.) сочетал разностороннюю практическую деятельность с глубоким интересом к изучению природы и мироздания. Ученик вавилонских жрецов, занимавшихся астрономией, он сам сделал ряд открытий. Ему принадлежит год на 365 дней, и определил продолжительность в 30 дней, составил календарь. Имеются свидетельства практических достижений Фалеса: он был строителем мостов, изобретателем военных технических усовершенствований, гидротехником, создателем гидравлических часов.

Учение Фалеса о воде как о вечной, бесконечной, движущейся, вещественной первооснове, из которой происходят все вещи и в которую они превращаются вновь, уже содержало в себе диалектическое миропонимание. Но материализм Фалеса был еще наивен, и в нем оставалось еще немало мифологических представлений.

Анаксимандр (ок. 10 – после 547 г. до н.э.). первоначалом он полагал первовещество, которое назвал «апейрон», т.е. неопределенное (беспредельное, бесконечное). «…у него (беспредельного) нет начала, но оно само кажется началом остальных вещей. Оно объемлет все и сам правит»1. таким образом, первый в качестве первоначала выступило вещество не в его чувственно воспринимаемой форме., а как не дифференцируемое в своих качествах, как вещество вообще, а природе свойственна стихийная диалектика бесконечного (апейрон).

Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 гг. до н.э.), который материальным первоначалом всего сущего считал воздух. Большое значение у Анаксимена приобрела идея о влиянии количественной степени плотности на качества вещей: различные степени разрежения и уплотнения воздуха приводят к возникновению всех разнообразных веществ. Так, разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь ветром, затем – облаками, водой, землей, камнями. Души людей так же родственны воздуху. Управление миром со стороны какой-либо сверхъестественной силы Анаксименом отвергалось.

Гераклит Эфесский (ок. 520 – 460 гг. до н.э.). В основу всего существующего Гераклит вещественной первоначало – огонь, оно же представляет собой первоначало и общественный образ всеобщего процесса. Выбор огня в качестве первоначала у Гераклита был не случаен: мир или природа, согласно Гераклиту, находится в процессе непрерывных изменений, а из всего, что есть в природе, наиболее способен к изменениям, наиболее подвижен именной огонь.

Эмпедокл считал элементами материи («корнями всего сущего») четыре первовещества – землю, воду, воздух и огонь, а движущими силами – любовь (силу притяжения) и вражду (силу отталкивания). Когда любовь преобладает над враждой, все разнородные элементы соединяются и в конце концов сливаются, образуя единый, образуя единый бескачественный шар. При преобладании вражды элементы все более разъединяются, и в конечном итоге мир распадается. Мир Эмпидокла представляет собой то полное единство, то бессвязную множественность, и это чередование происходит до бесконечности.

Анаксагор был сторонником атомизма и придерживался учения о неразрушимых элементах (атомах). Однако количество их он считал бесконечным и бесконечно делимым (а бесконечные множества, могут быть не только конечной, но и бесконечно малой).

Анаксагор был первым ученым, дающим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Левкипп и Демокрит из Абдеры (ок. 460 – 370 до н.э.) сформировался атомистический материализм Левкиппа и Демокрита. Основной принцип философии Демокрита состоит в гипотезе о существовании неделимых частиц вещества (греческое слово «атомос» означает «неделимый»), который и выступает в качестве первоначала всего сущего. Атомистическая ситема Демокрита основана на принципе всеобщего детерминизма. Все в природе взаимосвязано, закон причинной связи пронизывает от начала до конца все устройство мира. Все подчинено безусловной, абсолютной связи причин и следствий. В мире нет случайных предметов и явлений.


2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности


Идеализм – философское направление, противоположное материализму. Идеализм рассматривает создание в отрыве от природы, в силу чего неизбежного мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный индетерминизм противопоставляет телеологическую теорию. Развитие теоретического мышления приводит к тому, что возможность индетерминизма – отрыв понятий от их объектов – дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становиться действительностью только в условиях классового общества, где индетерминизм возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням индетерминизм, выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. Все разновидности индетерминизма подразделяются на две группы:

Объективный индетерминизм, принимающий за основу действительности личностный или безличный дух, некое сверхиндивидуальное познание.

Субъективный индетерминизм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания.

Однако различия субъективным и объективным индетерминизмом не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного индетерминизма; с другой стороны, субъективные идеалисты, нередко переходят на позиции объективного индетерминизма. В лице Сократа, Пифагора и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. Колебавшийся между материализмом и идеализмом Аристотель также излагал свои идей в полемике с предшествующими и современными ему учения.

Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мыслительной деятельности. Сократ объективный идеалист. Смысл его философского учения состоит в признании действия родовых сущностей в окружающей действительности, реальности универсального разума, разума вообще.

Основным для Сократа было стремление к непосредственному созерцанию закономерностей природы и жизни, высвобождению философии от мистицизма. Он признавал роль общего разума в практических целях – для объяснения наглядно видимой целесообразности, необъяснимой ссылки на случайность.

Нравственные позиции Сократа были далеки от старинного благочестия. Он считал, что добродетель есть знание или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступит по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро или творит зло в целях конечного торжества добра.

В области политики он критиковал все формы правления – монархию, тиранию, аристократию, плутократию, и демократию и демократию. Идеи Сократа получили свое дальнейшее развитие в философии Платона.

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) его учение следует, что лишь мир идей представляет собой истинное бытие. Платон полагал, что мир чувствительных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, движутся и изменяются, в них нет ничего устойчивого, а значит, и истинного.

Согласно Платону, одного лишь существования «идей» недостаточно для объяснения существования вещей чувственного воспринимаемого мира. Поскольку вещи преходящи, изменчивы, то они должны быть обусловлены не только «бытием», но и «небытием». Это «небытие» Платон отождествлял с материей, которая, по его убеждению, обладает неким несовершенным, ущербным бытием. Под воздействием «идей» материя как бы преобразуется в множество чувственных вещей. Учение Платона есть объективный идеализм, так как в нем утверждается первичность духовных «идей» и вторичность вещей окружающего нас мира: ведь все, что есть у реальных вещей от бытия и качеств, дают им «» идеи» как их причины и образцы.

Область «идей» образует по Платону, сложную систему, подобную пирамиде, на вершине которой находится «идея» блага. Теория познания Платона была направлена против теории античных материалистов. Главное в ней – отрицание роли ощущений как источника знания, противопоставление теоретического мышления и интуиции чувственному восприятию действительности. Большое внимание уделяется Платоном анализу, общественной жизни, теоретическим и практическим вопросом общественного устройства, государства и восприятия. Платон противопоставляет существующим несовершенным формам государственного общежития свою концепцию идеального государства.

Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.), известный не только, как философ, но и математик. Он считал, что все есть «число». Даже человеческое счастье достигается знанием чисел. Начало всего учил он, единица. Из единицы исходят другие числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; из плоских – объемные фигур, а из них чувственной восприятие тела. В философском учении Пифагора важно выделить три момента:

ответ на вопрос о первоначале всего сущего связывался не с материальной, а с идеальной субстанцией, с идеей числа: «все есть число».

идеалистическая философия Пифагора сочеталась с ясно выраженными религиозными представлениями.

идеалистические и религиозные идеи сочетались у Пифагора с антидемократическими, аристократическими установками.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) как мыслитель объединил и систематизировал весь философский опыт Греции. В своих философских взглядах Аристотель стремился обобщить развитие материалистической и идеалистической мысли, и у него материализм часто брал верх над идеализмом. общий опыт предшествующего развития наук, Аристотель пытался построить единую систему наук, разработав для этого их классификацию. согласно Аристотелю, все науки занимаются исследованием бытия и делятся на теоретические и практические и творческие.

Объективное существование мира для Аристотеля несомненно. материальный мир для своего объединения не нуждается в вымышленным Платоном мира «идей». Для объяснения того, как и почему этот мир существует, Аристотель выделяет четыре причины:

формальная причина – сущность бытия, в силу которой вещи каждого определенного рода таковы, каковы они есть. Эти родовые сущности суть «формы»;

материальная причина – субстрат, т.е. то, из чего что-либо состоит как из материала;

движущая действующая причина, источник, начало движения;

целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется.

Хотя Аристотель и называл материю одной из причин бытия, однако в материи он видел только пассивное начало (рассматривал материю лишь как субстрат она бескачественна и неопределенна, лишена всех свойств). Всю активность Аристотель приписывал остальным трем причинам.


3. Изложите учения о первоначале в философии античных атомистов? Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки?


Атомы рассматривались как последние неделимые, предельно малые частицы, несотворимые и неуничтожимые. Различие в числе, и весе, скорости движения и взаимном расположении атомов в телах считалось причиной всего многообразия качеств в мире. Представителями античной философии атомистов являются Левкипп, Демокрит, Эпикура, Лукреция.

Одним из влиятельных учений этого времени был атомистический материализм. Его виднейшим представителем стал Демокрит. Известно до 70 его работ, охватывающих практически все области знания этого того времени – философию, математику, астрономию, политику и этику. Продолжая традицию поисков первоначала всего сущего, Демокрит ввел представление о том, что мир состоит из бытия и небытия. Небытие – это пустота, а бытие – это атомы. Атомы – неделимые, не разрезаемые «на части» мельчайшие частицы, их нельзя воспринять нашими чувствами, но можно представить умозрительно. Атомы различаются по форме и положению. Их важнейшим свойством является постоянной движение. благодаря движению атомов в пустоте, их разъединению и соединению возникают, развиваются и гибнут все вещи и даже миры, рождается и все сложное: вода, огонь, воздух, земля. Из атомов состоит человеческая душа. Их специфика в том, что атомы особого рода – очень мелкие и подвижные. Атомы, образующие душу, рождаются вместе с человеческим телом и умирают вместе с ним, рассеиваясь в пустоте. Человек отличается от животных лишь особым соотношением атомов души и тела.

Даже боги согласно Демокриту, не являются исключением: они также состоят из атомов, но из особо прочных, однако не настолько, чтобы делать богов бессмертными.

Своеобразное учение Демокрита об умопостигаемых атомах как основе мира привело его к идее о существований, форм человеческого познания – чувственного и рассудочного. Причем предпочтение он отдавал истинному, рассудочному познанию.

Таким образом Демокрит впервые в истории античной философии разработал учение о познании, двух его основных формах.

Вместе с тем в философии Демокрита проявились и некоторые слабые стороны представляемого им материалистического направления. Наиболее серьезным недостатком был упрощенный, чисто количественный, механический подход к пониманию устройства мира.

Многие считали Демокрита лучшим из философов живших до Сократа. Для этого действительно были основания.

именно Демокрит успешнее других античных философов в своих произведениях решил вопрос о первооснове мира.

он узнал на какое важнейшее универсальное свойство мира, как движение, изменение, развитие, связывая это свойство с атомами.

он обнаружил стремление к атеизму, обосновывая мысль о смертности богов, которые, как и люди, состоят из атомов.

Философские учения Демокрита сыграли свою положительную роль в истории античной философии, укрепилось качественно новое направление – философский идеализм.

Философское учение об атомообразном строении мира и атоме, как предельной, далее неделимой элементарной частице продержалось вплоть до конца 19 века атом считался дискретной и неизменной сущности материи, «первичных кирпичиков» мировоздания. И только открытие в 1897 г. Джозефом Томсоном электрона показало сложную структуру самого атома. Поэтому современная философия признает многообразие молекул, атомов, элементарных частиц, и других микрообъектов в структуре материи (основы всего живого), их неисчерпаемую сложность, способность к превращениям из одних форм в другие. В существовании различных дискретных микрообъектов с уменьшением пространственных масштабов, что качественно меняет формы структурной организации материи, ее свойства, связи между элементами в микросистемах, законы движения. И материя теперь считается не только дискретной, но и также непрерывной


Список используемой литературы


Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3-е изд. – М.: Культура и спорт, Юнити-ДАНА, 2004. – 584 с.

Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд. – М.: Политиздат, 1999. – 690 с.

Философия: Учеб. пособие: 3-е изд., испр. И доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998 – 343 с.

1 Философия: Учеб. пособие: 3-е изд., испр. И доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998 – 343 с.

Рефетека ру refoteka@gmail.com