Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Косы в настоящем, прошлом и будущем

Содержание


Введение.

1. История косы

2. Коса на Руси

3. Виды и техники исполнения современных кос.

4. Виды косичек будущего.

Список использованной литературы.


Введение


Издревле главным украшением женщины считались длинные, красивые волосы. Согласно преданиям, в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены, смотрели на стан, лицо и толщину косы.

Мир изменился и иметь свою «косу до пояса» стало практически невозможно. Листаешь модные журналы, завидуешь моделям. «Ах, какие у них волосы – мне бы такие» - сколько замечательных причесок можно сделать из длинных волос! Но именно в этой работе я хочу рассказать о косе и ее истории.


1. История косы


Коса́ — причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди. Внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.

Помните библейского Самсона, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос. Неудивительно, ведь косы — самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.

Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей — о племени, о характере, о намерениях. Самая удобная прическа — коса. Мелкие косички носили в Африке, косы и косички носили некоторые племена индейцев. Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян. Но для нас косы — традиционная русская прическа. Сами по себе длинные волосы считались украшением, что отличает иудеев, греков и древние народы Ближнего Востока от египтян, бривших головы, но также употреблявших парики в виде косичек. О последнем упоминает и "отец истории" Геродот.

Однако, возвращаемся в античность. В Греции и Риме можно видеть сложные прически из кос, благо до нас дошли образцы скульптуры и живописи. О накладных косах упоминает Овидий и ряд других авторов I-II веков н.э. Римские матроны любили высокие каркасные прически с пучками из тонких плоских косичек, уложенных в пучок. Одними из лучших считались светлые волосы, доставляемые в "столицу мира" из Германии. Носили их как женщины, так и мужчины.

Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда. До замужества девушки заплетали волосы в косу, украшая ее на конце лентой или "косником" ("накосником"). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок.

Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба. Делали они и высокие сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами, при этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывая его в виде корзинки или ракушки. Не пренебрегали римляне и накладными косами, об этом упоминает Овидий. Одними из лучших считались светлые волосы, которые привозили из Германии. Традиционная прическа римских невест — шесть уложенных вокруг головы кос, которые перевивались красной лентой.

Потом наступили другие времена: в Западной Европе в средние века тон задавала церковь, и женщины независимо от сословия обязаны были покрывать голову. Косы не ушли из жизни: под головным убором у дам были височные косы, перевитые широкими лентами. Иногда косы знатных особ были очень длинными благодаря добавлению отдельных полосок ткани. Ширина их кос достигала размера ладони за счет многопрядного, в четыре-пять плетешков, плетения. В историю прически эти косы вошли с названием “рыцарские”. В средние века в Западной Европе дамы носили прическу "рыцарские косы", волосы перевивались лентами, могли быть плоскими, в четыре-пять плетешков. Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название.

Готика потребовала смены образа. Дамы по-прежнему носили головные уборы, но преимущественно тонкие льняные платки, а на лбу они оставляли тонкую косичку, уложенную в форме полукруга, по ней можно было определить цвет волос. В то время появилась и совсем новая прическа из кос, закрученных над ушами в виде улиток. Для этих “улиток” изготавливались специальные украшения.

В эпоху Возрождения волосы перестали скрывать головными уборами. Это дало новый импульс прическам, к ним возвратилась индивидуальность, вкус, фантазия исполнителя. Одной из самых популярных причесок был собранный на затылке пучок, перевязанный крестообразно. Локоны по обе стороны лица коротко подстригались. Но чтобы придать необходимые прическе объем и форму, дамы использовали накладные косы. В это время на Западе дамы эпохи Возрождения стали носить сложные прически, в которых косы были перевиты с локонами и жгутами. Эти прически можно увидеть на многочисленных картинах эпохи Ренессанса. Хорошо видны они на рафаэлевском "Снятии со креста" в галерее Боргезе. У девочек на картине Доменикино "Охота Дианы". Весьма эффектны накладные шиньоны у "Красавицы" Тициана (галерея Питти во Флоренции). Изящное плетение волос представлено и в "Коварстве" Веронезе в Национальной галерее в Лондоне и (просто потрясающе!) у "Марии Магдалины" Баккьякки. Естественно, не стоит путать на картинах косы с завитыми локонами и прядями, также популярными в то время.

Наиболее интересны с точки зрения причесок два варианта "Суда Париса" Рубенса. Прически богинь в них значительно различаются. В "Суде" из музея "Прадо" мы видим Минерву с распущенными волосами, Венеру с кудрями и Юнону с уложенной на затылке косой.

В XVII веке коса далеко не столь распространена. Она появляется у Бернардо Строцци, Орацио Джентилески ("Лютнистка") и изредка у Караваджо. И все же распущенные волосы больше значат для ощущения эпохи (Артемизия Джентилески, скульптуры Бернини, "Аллегория музыки" Сальватора Розы и др.). С распространением париков коса временно уходит из моды. Однако в эпоху рококо она проявляет себя в мужском кругу. На пудреном парике ее у основания перевязывали черной муаровой лентой, конец завивали надо лбом и взбивали кок, создавая при этом тугие букли на висках. Хороша серия картин У.Хогарта "Модный брак" (1740-е гг.), на которой встречаются парики разных типов.

В европейской жизни в XVI веке происходили перемены, эпоха Возрождения сменилась господством испанской моды с ее сухим стилем, что отразилось и на прическах. Хотя строгость испанских причесок не подразумевала их простоты: сложнейшие прически знатных дам включали в себя элементы из кос. Такая прическа состояла из прямого пробора и кос, плоско уложенных баранками на щеках.

В последующие времена менялась не столько мода на прически, сколько мода на парики. И только во времена французской Директории француженки вспомнили про косы, по крайней мере, возникли варианты причесок с пучками и косами. К середине XIX века прически становятся строже. Локоны исчезают, им на смену приходят гладкие формы и косы, которые укладывают в виде баранок. Пучок из кос постепенно сместился с макушки на затылок, став более плоским. Популярной становится прическа “бараний рог”, когда волосы заплетают в косы от середины пряди, а их концы закрепляют в пучке.

Вторая половина XIX века характеризуется частой сменой женской прически. В моде затянутый и элегантный женский образ, а значит и в прическах стянутые виски, приподнятые к верху прически. Накладные косы не обязательны, но востребованы. Они пучками напускаются на щеки и затылок. В салонах изготовляли постижи, которые позволяли менять прическу в течение дня. Если днем прическа была более скромной, то вечером, на бал или в театр, парикмахеры делали их более сложными, с завивкой и косами.

В XIX веке косы возвращаются в женские прически. Накладные косы пучками напускаются на щеки и затылок. В салонах изготовляли постиши, которые позволяли менять прическу в течение дня. Если днем делали прическу более скромной, тo вечером на бал или в театр парикмахеры создавали более сложные с завивкой и косами. Самым простым и распространенным считали плетение в три плетешка - "русскую косу", но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетешков. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.

В конце ХIХ - начале ХХ века коса встречается не столь часто, может быть потому, что она слишком "народная, здоровая" и не вяжется с декадентским стилем. Так у одного из столпов Климта косы есть лишь в нескольких ранних работах, а потом - раз и все... Косы отсутствуют у Тулуз-Лотрека, их вряд ли встретишь и у Моро. Даже ранее прерафаэлиты при своей любви к Средним векам и возрождению предпочитали распущенные волосы. Кос не так много у импрессионистов, кроме разве что Ренуара. У него встречаются и кокетливая косичка с красной ленточкой (девочка-подросток из "Больших купальщиц"), и тяжелая темная распущенная коса ("Коса") и "хвостик" ("На лугу", "Девушки у рояля").


2. Коса на Руси


Но у европейской моды свои законы, а у русской — свои. На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Эта прическа была распространена еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов — косы. Единственное разделение — на девичьи и женские прически.

Девушки украшали косу на конце лентой или “косником” (“накосником”). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок на голове. В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. С той поры осталось выражение “опростоволосить”, то есть опозорить женщину. Самым простым и распространенным считали плетение в три плетешка — “русскую косу”, но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетешков. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.

В России после 1917 изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки “под гребенку”. А те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их “в корзинку” или обвивая вокруг головы “короной”, “венчиком”. В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся бессменной прической для школьниц. И до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах — часто две). С распространением западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.

Время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую популярность, но долгое время это не встречало понимания. Однако косы вернулись в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур.

После замужества волосы заплетали в две височные косы. Существовал обычай накануне свадьбы собираться и под пение печальных песен переплетать одну косу в две. Этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой. Женская прическа была сделана в виде короны, косы укладывали вокруг головы. покрывали маленькой полотняной шапочкой (повойником)

Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит.

В русской живописи косу лучше других запечатлел Кустодиев. На его полотнах - толстая русская коса, величаво покоящаяся на плече ("Девушка на Волге"). Она доходит до колен (эскиз костюма Варвары к "Грозе" Островского) или залихватски развивается по ветру ("Машка, дочь купеческая"). Поэтому очень интересна акварель "Матрос и милая", на которой - в полную противоположность купчихам и красавицам - представлена женщина с короткой стрижкой.

ХХ век стал временем заката кос. Этнические влияния в среде хиппи и растаманов не меняют общей тенденции. А жаль!

В СССР, правда, популярность косы никогда не терялась, и до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах - часто две). С распространением Западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.


3. Виды и техники исполнения современных кос


Простая коса.

Если вы никогда не заплетали косы, сначала вам надо научиться заплетать простую косу, так как этот прием является базовым для многих приведенных в книге причесок. Простая коса и сама по себе замечательная прическа - аккуратная, удобная, стильная и легкая в исполнении. Тренируйтесь, пока не освоите этот прием в совершенстве, и тогда простая коса послужит вам трамплином для массы других, более сложных причесок.

Как заплести косу.

Если вы никогда не заплетали косы, сначала вам надо научиться заплетать простую косу, так как этот прием является базовым для многих приведенных в книге причесок. Простая коса и сама по себе замечательная прическа - аккуратная, удобная, стильная и легкая в исполнении. Тренируйтесь, пока не освоите этот прием в совершенстве, и тогда простая коса послужит вам "трамплином" для массы других, более сложных причесок,

1. Соберите волосы сзади в "конский хвост". Закрепите при помощи обтянутой резинки.

2. Разделите хвост на три равные части. Левую прядь держите левой рукой, правую - правой. Средняя прядь должна свободно свисать.

3. Плетение косы:

Левую прядь перенесите вправо поверх средней пряди. Левая прядь становится "новой" средней прядью, а средняя -"новой"левой.

Отпустите новую среднюю прядь и захватите в левую руку новую левую прядь.

Повторите этапы с прядью, находящейся в правой руке.

4. Продолжайте попеременно переплетать правую и левую пряди со средней прядью. Конец косы закрепите обтянутой резинкой.

5. Завяжите банты из атласной ленты в начале и в конце косы, они закроют резинки.

Слабо заплетенная французская коса.

Как только вы научитесь плести простую косу, можно будет перейти к следующему этапу - классической французской косе. Для ее выполнения используется тот же прием, что и для простой косы, за исключением того, что каждый раз вы должны вплетать новые пряди. Слабо заплетенный вариант французской косы не представляет особых трудностей. Он выполняется из широких прядей волос на затылке. Позже вы научитесь плести тугие французские косы, захватывая пряди с боковых сторон головы и заплетая их по по направлению к затылку. Слабо заплетенная французская коса хороша сама по себе, она может стать одной из вашей любимых повседневных причесок.

Простая французская коса.

Простая французская коса - это один из вариантов слабо заплетенной французской косы, они отличаются только первым и последним этапами. Слабо заплетенною косу легче выполнить начинающим, поэтому сначала потренируйтесь на ней, а затем приступайте к данной прическе.

Подобранная простая коса.

Здесь описан способ укладки простой косы. Он идеально подходит для тех случаев, когда вы хотите выглядеть по-особому, но у вас нет времени для сложных причесок. Эту довольно простую в исполнении модель можно рассматривать в качестве следующего этапа повышения квалификации для начинающих. Подобранная простая коса прекрасно смотрится и на прямых, и на вьющихся волосах независимо от их длины. Короткие прядки, которые плохо укладываются, можно завить щипцами и расположить в виде трогательных завитков на висках и на шее.

Коса, уложенная восьмеркой.

Быстрый и легкий способ создания красивой прически из очень длинных волос. Уложив однажды, свои волосы восьмеркой, вы уже никогда не захотите носить короткие стрижки. восьмерка особенно хорошо подходит для жаркой погоды, поскольку подобранные волосы оставляют открытыми шею и спину. Иными словами, эта прическа - изысканная альтернатива конскому хвосту.

Объемный пучок, обернутый косой.

Ниже мы показываем, как превратить обычный пучок в нарядную прическу. Основные приемы перекручивания и укладывания жгута кольцами, которые использовались при выполнении пучка на макушке, понадобятся и для этого объемного пучка. Однако, в отличие от предыдущей модели, в выполнении которой жгут укладывался кольцами вокруг хвоста, объемный пучок при закручивании образует только одно кольцо. Чтобы сделать пучок пышным, необходимо пальцами расправить волосы у основания хвоста.

Пучок, обмотанный тремя косичками.

Основа этой прически -простой пучок. Его обматывают косичками шиньона, что создает иллюзию очень длинных волос. С такой прической вы будете чувствовать себя уверенно в любой обстановке, - начиная с пикника и заканчивая званым обедом.

Крестьянская коса.

Волосы со лба зачесать щеткой назад. Отделить пробором треугольник, разделить на три равные пряди. Среднюю часть отпустить, дважды переплести обычным образом. К пряди, лежащей сверху, добавлять то справа то слева по прядке наружных волос, отделяя их большим пальцем. Когда все боковые волосы вплетены, внизу косу связать, при желании подогнуть и подколоть. Модный вариант: кроющие волосы, разделив на пряди, сильно начесать снизу, это придаст объем верхней части. На конце косу закрепить при желании заколкой или бантом. Широкая и короткая крестьянская коса тоже выглядит хорошо. Заплетать подчеркнуто слабо. На половине длины косу подвернуть внутрь и подколоть. Вокруг выпустить тонкие прядки.

Совет: Заплетите мокрые волосы на ночь. На следующее утро у вас будет великолепная прическа

Косы, заплетенные по бокам.

Освоив простую французскую косу, вы легко сможете заплести боковые косички, подобные изображенным на фото. Эта прическа хорошо подходит для тонких волос и выполняется в двух вариантах: для длинных волос и для волос средней длины. Обратите внимание, как более слабое натяжение прядей в модели для волос средней длины делает эту прическу объемной. Практически любая свободно заплетенная коса кажется толще, чем тугая, что особенно выгодно для негустых волос. Чтобы сделать косу менее тугой, надо подтянуть прядки немного вверх и при помощи расчески с длинной тонкой ручкой расправить их веерам. Этим способом можно также подправить косу, если она была заплетена не очень ровно.

Французская коса, уложенная в виде обруча

Если вы научились плести французскую косу, то легко справитесь с этой моделью, в которой французская коса уложена поверх головы в виде обруча. Такая прическа идеально подходит для вьющихся волос, которые кудрявым водопадом красиво струятся по плечам.

Французские косы с лентой.

Вам нравится эта замысловатая прическа для торжественных случаев. Попросите подругу заплести вам маленькие, тугие и ровные косички. Для этой прически нужна лента, лучше всего с металлической нитью. Она придает прическе блеск и крепче держится в волосах, чем атласная лента. Как только ваша подруга освоит плетение косичек, с лентами, прическа будет выполнена очень быстро. И вы сами убедитесь, что результат стоит затраченных на нее усилий.


4. Виды косичек будущего


Африканские косички с эффектом живого кончика - с маленьким хвостиком на конце, который может иметь форму локона или завитка.

Волнистые африканские косички (получаются из обычных косичек путем нехитрой процедур, при желании им без проблем можно вернуть первоначальный вид).

Сенегальские косички или жгуты - плетутся не из трёх, а из двух частей волос.

Тайские - плетутся без использования синтетического материала, держатся до одного месяца.

Французские - косички, плотно прилегающие к голове, образуют контрастный узор.

Афрокосички – это прическа для молодых и спортивных, уверенных в себе и раскрепощенных. Для тех, кому надоел привычный стиль и кто ищет себя. Тех, кто на несколько месяцев хочет избавится от заботы о волосах или просто недоволен последней стрижкой и окраской. Афрокосички – это прическа для тех, кто не боится нового и верит в чудеса.

Африканские косички - тонкая работа двух мастеров брейдеров, в процессе которой к вашим собственным волосам приплетаются искусственные пряди из канекалона. Результатом будет совершенно уникальная прическа, именная такая, какой вы ее себе представляли. Только вы решаете, какое количество косичек должно быть у вас на голове, и какого они должны быть цвета. Косички могут быть приближенны к вашему натуральному цвету или однотонными любого другого оттенка. Они могут создавать эффект мелирования или тонирования, украшаться прядями ярких цветов – никаких ограничений по количеству используемых в рамках одной прически оттенков нет. Африканские косички делятся на два вида: косички, концы у которых запаиваются, так называемые африканские косички с «обрубленными» кончиками, и косички с эффектом «живого» кончика – мини-хвостиком на конце. При этом цвет и длину африканских косичек Вы выбираете на свой вкус.

В зависимости от толщины косичек, в прическе может насчитываться от 100-250 косичек. При этом следует помнить, что чем тоньше косички, тем прическа смотрится лучше. Это связано с тем, что для создания одного и того же объема тонких африканских косичек требуется гораздо больше, чем толстых, и в итоге Вы получаете роскошную гриву, а не десяток отдельно торчащих кос. Носятся классические африканские косички 3-4 месяца, затем делается коррекция или все косы полностью переплетаются.

Сенегальские косички, или жгутики, плетутся не из трех, как в классических африканских косичках, а из двух прядей, за счет чего выглядят они как жгутики. Точно так же, как и в африканских косичках, для жгутиков можно использовать самые смелые цвета и любую длину. Они более упругие по сравнению с классическими африканскими косичками, и поэтому, при очень короткой прическе жгутики будут забавно топорщиться в разные стороны, привлекая к себе всеобщее внимание. Носятся они 3-4 месяца, затем так же делается коррекция.

Пони. При создании этой афропрически плетутся классические африканские косички, как правило, средние или длинные. При этом вплетаемый материал имеет кудрявые, закручивающиеся локоны на концах. После косичек оставляют красивые волнистые кончики средней длины. Этот вариант афрокосичек подходит как для повседневной жизни, так и для создания экзотических вечерних причесок.

Гофре, или так называемое африканское наращивание: при создании этой афропрически используется пряди, по виду напоминающие мокрую химию, т.е. имеющие зигзагообразный завиток. Пряди вплетаются в собственные волосы, и плетется тоненькая косичка – на длину собственных волос. При этом у основания косички (т.е. у самых корней волос) оставляют свободную прядь гофре – для визуального прикрытия косички и создания прикорневого объема. Это наращивание особенно хорошо смотрится на коротких волосах, т.к. в этом случае сами косички получаются 10-15 см длиной, а дальше идут распущенные волнистые пряди, создавая впечатление необыкновенной длинны и густоты волос. Это наращивание идеально для тех, кто хочет иметь кудрявую с мелким завитком, очень объемную прическу. Длина, которая получается при создании такой прически – [середина спины – талия], хотя при желании ее можно и укоротить. Цвет Вы выбираете по своему желанию.

Керли, или Локоны, также являются африканским наращиванием волос – технология плетения такая же, как гофре, только здесь используют пряди, имеющие тугой упругий округлый завиток (локон). Прическа выглядит очень объемной и длинной – [середина спины – талия], хотя при желании длину можно и укоротить. Это наращивание особенно хорошо получается при «собственных» коротких волосах. Идеально для тех, кто хочет иметь кудрявую с крупным завитком, очень объемную прическу. Цвет и длину Вы выбираете по своему желанию.


Список использованной литературы


1.О.А. Панченко «Стрижка, прическа, моделирование» 2007 г.

2.О.А. Панченко «Элегантные прически» 2007 г.

3.Е. Карпова «Парикмахерская дома. Прически и макияж» 2005 г.

4.О. Сорокина «Энциклопедия домашнего парикмахера и визажиста» 2007 г.

5.А.С. Васильев «Парикмахерское искусство» 2004 г.

6.Б.Г. Филимонов «Тысяча и одна прическа» 2004 г.

7.Д.Г. Григорьев «Уход за волосами» 2008 г.

8.А.В. Кондратьев « Учебник по трихологии» 2005 г.

Похожие работы:

  1. • Особенность временной перспективы беременных женщин
  2. • Субстанциональные характеристики времени
  3. • Перспективные аспекты развития физико-топологических ...
  4. • Прошлое, настоящее и будущее в цикле "На поле Куликовом ...
  5. • Время как эстетическая характеристика пьесы (традиции А. П ...
  6. • Прошлое и будущее в диалектной картине мира
  7. • Детская психика
  8. • Абсолютное предназначение России
  9. • Абсолютное предназначение России
  10. • Как разумно сеять разумное, доброе, вечное
  11. • Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова ...
  12. • Типология смыслов политического дискурса
  13. • Взаимосвязь личностных характеристик и представлений ...
  14. • Изучение Я-концепции
  15. • Специфика ценностных ориентаций молодежи
  16. • Жизненный путь личности: осознаваемые и ...
  17. • Русская военная мысль Х-ХХ вв.
  18. • Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл
  19. • Природа исторического времени
Рефетека ру refoteka@gmail.com