МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМУ: У истоков древней мифологии. “Глиняная поэзия” Древнего Востока. Наука и техника древнего Двуречья. Египет — культура “речной” цивилизации
Выполнила студентка 33 группы
Биланенко Людмила
Киев 2009
У истоков древней мифологии
Древнейшие мифы Двуречья — это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычаи античности, с ними во многом связаны или перекликаются библейские истории. Отголоски миропонимания, характерного для государств Двуречья, можно найти в древнееврейских, египетских и арабских мифологических и религиозных системах.
Жители поклонялись множеству божеств, связанных чаще всего с природными явлениями: это боги неба и земли, воды и различных стихий, божества луны, солнца и других небесных светил.
Представление о мироустройстве у шумеров исходит из того, что первоначально все то, что составило самые различные явления природы, было слито в единую огромную гору, которая плавала в Мировом океане. Он имел персонифицированное начало и представлялся в виде праматери всего сущего — Намму, которая произвела из самой себя Ана (“небо”) и Ки (“земля, низ”) и “поселила их раздельно: Ана — на вершине горы, а Ки — внизу, у подножья” [212, с. 33]. Когда они стали мужем и женой, у них появились дети: Энлиль — бог воздуха и еще “семь могучих стихий, без которых не было бы света, тепла, влаги и процветания” [там же]. Когда же стало на горе тесно от детей, внуков и правнуков Ана, он решил расширить жизненное пространство для своих потомков. Для этого он вместе с Энлилем разделили гору на две части и разорвали ее. Ан поднял вершину горы вверх, и стало небо в виде твердого свода, а Энлиль опустил плоское подножье вниз, и появилась земля — “плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора была разорвана, а не разрезана” [там же]. Затем Энлиль соорудил в центре земного диска город Ниппур (древнейший культовый центр и, вероятно, центр шумерского племенного союза), где он повстречал свою невесту Нинлиль, от их брака родился бог луны — Наина (аккадское — Син). Поклонялись шумеры и сыну. Наины — Уту, богу солнца (впоследствии его называли Шамаш), богине Инанне (в аккадской мифологии — Иштар, имя восходящее к древним формам семитских наречий “астар”, “астарт”, “Астарта” — т. е. богиня) — богине плодородия, плотской любви и распри, покровительнице войны, с которой связывали приход весны и возрождение природы (праздновавшиеся как начало нового года). Под именем Нинсианы почиталась также как астральное божество — “звезда утреннего восхода” (планета Венера). Цикл мифов посвящен любви Иннаны и Думузи, божества цветущей степи и одновременно пастуха со свирелью.
В Двуречье каждая община имела свое главное божество, покровителя общины. Чаще всего это были божества плодородия: Адад — бог грома, ветра, бури, олицетворяющий как губительные, так и плодоносные силы природы, который часто изображался в образе быка — символа неукротимости и плодородия; Бау — покровительница города Лагаш, божество плодородия и врачевательница; Думузи, который должен был проводить в подземном царстве полгода, что связывалось с засухой (он стал впоследствии всеобщим богом плодородия в Междуречье); Энки — владыка пресноводного подземного океана (естественно, что пресная вода была особой ценностью для земледельцев Междуречья), ему приписывается начало земледелия.
Миф об Энки говорит: “До него земля была покрыта непроходимыми чащами и болотами — не пройти через нее, не проскакать. Не было никакого спасения от змей и скорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали повсюду, загоняя смертных в мрачные пещеры. Став за плуг, Энки выкорчевал кустарник, провел по земле первые борозды и засеял их зернами. Для хранения урожая он соорудил закрома. Он наполнил Тигр и Евфрат животворной силой и сделал все, чтобы они служили плодородию. Берега он засадил тростником, воды заполнил рыбой... Скот пасти поручил богу-пастуху Думузи, показав ему, как надо надаивать молоко и отстаивать сливки, как строить овчарни и хлевы” [212, с. 37].
С развитием городов и появлением новых государств древние боги Двуречья обретали новые имена, им возводили новые храмы, но сохранялась сущность этих богов — покровительство городам и ремеслам, человекоподобие, способность принимать облик и человека, и зверя. С возникновением Вавилонского государства центральным божеством, господствующим над всеми древними богами и над Вселенной, становится бог Мардук, культ которого распространяется в Ассирии и иногда совпадает с местным ассирийским божеством Ашшуром.
В честь богов в каждом городе возводились зиккураты — культовые ступенчатые башни, прямоугольные в плане, стоящие на высокой платформе, предохраняющей от наводнений. Вокруг башни сооружались длинные лестницы и пандусы, по которым к ее вершине, где располагалось святилище, поднималась процессия, состоявшая из жрецов и жителей города. Такого рода процессии нашли свое отражение в библейских текстах. Отголоском шумерских легенд стала и легенда о всемирном потопе. Это самый древний вариант мифа о потопе, в котором ситуация удивительно узнаваема. Бог Энлиль, возмущенный людской мелочностью, суетой и шумом, решает их уничтожить. Он посылает на людей разные беды и болезни, но с помощью бога Энки люди избавляются от них, и человечество множится вновь. Поэтому Энлиль насылает потоп, который продолжается семь дней и ночей. Гибнут все, кроме одного человека — Атрахасиса, предупрежденного Энки. Он строит “ладью, сохраняющую жизнь”, на которую погружает свою семью, зерно, имущество, а также ремесленников и животных, “тех, кто ест траву”.
“Глиняная поэзия” Древнего Востока
Междуречье — родина не только первых в истории человечества городов, государства, законов и мифологии, но и одной из первых систем письменности (вторая почти одновременно была изобретена в древнем Египте). Вначале появилась пиктография, а затем и клинопись (предположительно на рубеже IV и III тысячелетий до н. э.), знаки которой состояли из групп клинообразных черточек. В Междуречье не рос папирус, еще не было ни шелка, ни бумаги, зато под рукой в изобилии имелся природный продукт — глина. Первыми были хозяйственные документы: записи доходов и расходов, долговые расписки, всякого рода списки, описи полученных или выданных продуктов, которые можно было предъявить в случае возникновения каких-либо споров и разногласий [101, с. 114]. Будучи расшифрованными лишь в XIX веке, письмена, увековеченные на обожженных глиняных табличках, рассказали об организации жизни в древних государствах и о событиях, которые писцы считали достойными упоминания.
В пиктографии было почти полторы тысячи разных знаков-рисунков, каждый из них мог обозначать слово или сочетания слов. Постепенно количество знаков сокращалось, на закате вавилонской цивилизации их остается 300. С переходом к клинописи появляется слоговое письмо. Изменение характера письменности расширяет и сферу ее применения: появляются тексты гимнов в честь богов, сборники пословиц и (специально для школьников) перечисления известных в то время гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и первые в мире словари [101, с. 114]. Клинопись получила большое распространение: считается, что она повлияла на письменность многих языков “вавилонского столпотворения” и даже через них на формирование греческого алфавита ранней эпохи. Во второй половине II тысячелетия до н. э. клинопись становится средством международного общения на Ближнем Востоке.
Существует предположение о том, что в древних цивилизациях Двуречья было довольно много грамотных людей, так как при раскопках практически во всех частных домах были найдены таблички с текстами. Это были упражнения, которые писали ученики шумерской школы,— эдуббы, различные песни, поэмы, сказки, легенды и мифы. Их герои узнаваемы, поскольку многие произведения более позднего времени повторяют их сюжеты в той или иной форме. “Вот вождь, предводитель дружины, кличет в трудный и опасный поход холостых одиноких молодцов, и “пятьдесят их, как один”, становятся рядом с ним... Находчивый... юноша-подросток... очутился один-одинешенек в темном лесу. Он находит орленка — птенца чудовищной птицы, исполинского орла, ...кормит его лакомствами: в награду за это орел готов одарить хитреца всеми благами мира...” [248, с. 120]. Эти и еще многие другие истории знакомы почти всем народам Европы и Азии.
Материал — глина — позволял хранить текст как угодно долго, поэтому при школах, храмах, а также в дворцах царей собирались библиотеки из “глиняных книг”.
В библиотеке Ашшурбанипала по его повелению писцы снимали копии с книг, собиравшихся и хранившихся в библиотеках древних городов в течение столетий, начиная со II тысячелетия до н. э. Его первая в мире систематически подобранная библиотека содержала сотни глиняных книг, состоявших из многих “листов” — табличек одинакового размера и расставленных в определенном порядке, по отраслям знаний. На каждой табличке было написано название книги и стоял номер листа. Поиски нужной книги облегчали каталоги — списки, где указывались названия книг и число строк в каждой табличке. Многие книги были представлены в нескольких экземплярах.
Наиболее выдающимся памятником древней словесности считается поэма о Гильгамеше. Это история поисков бессмертия, смысла жизни, где говорится о бескорыстной дружбе, мужестве, подвигах, которые герой совершает и на земле, и на небе, и в подземном царстве. Подвиги Гильгамеша предшествуют подвигам Прометея. В поэтической форме создан образ бескорыстного и благородного искателя справедливости и истины. Весь эпический цикл написан прекрасной ритмической прозой и, хотя и подвергся различным переосмыслениям в период становления аккадской культуры, предстал перед нами как цельное произведение, автор которого, может быть, превосходит Гомера по степени проникновения в психологию подвига и философскую сторону земного бытия людей.
Последовательно расцветавшие на этой территории культуры создали также великолепное пластическое искусство, скульптура и рельефы которого поражают своим спокойным достоинством, изысканностью, строгой гармонией. Оно во многом предвосхитило греческую скульптуру периода архаики, а может быть, и легло в ее основу.
Наука и техника древнего Двуречья
Письменность позволила сохранить научные достижения шумеро-вавилонской культуры. Следует заметить, что это была лишь система знаний, но не наука в полном смысле этого слова: ее составляли различные сведения о мире, но в ней отсутствовали теории). Уже в шумерский период было известно деление круга на 360 градусов, часа — на 60 минут, а минуты — на 60 секунд. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и различных планет. Астрономы Вавилона (самые известные из них Набуриан и Киден) разработали систему определения фаз луны, продолжительности солнечного года. Существовали астрономические школы, распространявшие знания вавилонян на восток и на запад. Уже с XIII века до н. э. известны 12 созвездий зодиака, а их символические обозначения сохранились до нашего времени. Начиная с VIII века до н. э. в Месопотамии создается астрономическая служба наблюдения за светилами, которая рассчитывала положение небесных тел.
Работы, связанные с постройками, измерениями полей, проведением каналов, подсчетом запасов, привели к возникновению математики. В Месопотамии использовались системы уравнений с двумя неизвестными, был вычислен корень квадратный из 2 до шестого знака после запятой (1,414213), определено число “пи” как величина 3,125. В древнем Вавилоне знали свойства прямоугольных треугольников, умели вычислять проценты, измерять площадь и объем разных геометрических фигур и тел.
Особое место в мировой культуре занимает уровень развития технических знаний в Шумере, Вавилонии, Ассирии. Среди “чудес света” упоминаются “висячие сады” Семирамиды, построенные вавилонским царем Навуходоносором. При нем был возведен знаменитый зиккурат — храм бога Мардука, известный как Вавилонская башня. Украшая столицу своего царства, Навуходоносор приказал построить сады на непригодных для этого скудных землях. На скальных уступах, выровненных, как ступени большой лестницы, укрепляли каменные балки, которые вначале покрывали тростником и составом, напоминающим асфальт, затем укладывали кирпичи, на них — завезенные издалека свинцовые пластины, и уже сверху насыпали плодородную землю, постоянно поливаемую при помощи системы каналов и различных способов подъема воды. Это было сложное инженерное сооружение. Уровень знаний о способах выращивания растений, которые привозились воинами царя из походов и торговцами из путешествий, был высоким. По существу — это первый в мире ботанический сад, воспетый современниками, а затем греческими и римскими авторами.
В I тысячелетии до н. э. в Ниневии был пробит длинный тоннель в скалах на высоте 500 м над уровнем моря. Для переправ через реки сооружались мосты. Так, в Вавилоне в IV веке до н. э. через канал был построен мост из кусков тесаного камня, скрепленных железом и свинцом. Греческий историк Геродот (490/480 — ок. 425 до н. э.) пишет: “...на этом мосту ...в начале дня клали настил из деревянных брусьев, по которому и переходили вавилоняне. На ночь настил снимался, чтобы они не переходили через реку и не обворовывали друг друга” [62, с. 83].
По природным условиям Междуречье нуждалось в сложной системе оросительных каналов: нужно было регулировать уровень воды в реках, чтобы избежать заболачивания и засоления почвы. Были созданы магистральные каналы, от которых в разные стороны отводились распределительные каналы и арыки, в них вода подавалась с помощью шадуфа — шеста, на одном конце которого навешивалось кожаное ведро, а на другом — противовес. Для перекачивания воды из нижних каналов в верхние привлекали тысячи людей, которые фактически попадали в кабалу.
Уже в III тысячелетии до н. э. появилось стекло, сначала использовавшееся для бисерных украшений. Технология изготовления стекла была примитивной: все компоненты смешивались на глаз, готовность стекла определялась так же.
Месопотамия — это начало человеческой культуры, ставшей основой всех форм и видов культуры более поздних времен, вплоть до современности.
Выделим основные моменты
1. Культура Месопотамии базируется на принципиально новой форме организации жизни людей — государстве, окончательно разрушившем кровнородственные связи в обществе. Теперь человек является подданным не по родственным связям, а по другим основаниям. Среди них — проживание и деятельность на определенной территории, подчинение законам, выработанным правителями этих государств. Вместе с государственностью возникает и развивается правовая и политическая культура, появляются основы цивилизации.
2. На территории Месопотамии сложилось, расцвело и погибло несколько государств. Хотя в них в различной степени были развиты социальные, экономические и политические отношения, их культурные институты во многом сходны между собой, поэтому можно говорить об общей культуре этого региона.
3. Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составлявших ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, а позже и культуры Византии.
4. Несмотря на ранний период формирования этой культуры, она содержит в себе много удивительных догадок, а иногда и открытий, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, астрономических, математических и других знаний.
Египет — культура “речной” цивилизации
Египет — это раскинувшаяся на необозримом пространстве пустыня. Здесь никогда не бывает ни снега, ни дождя, ни тумана, воздух сух, а земля бесплодна. Здесь протекает единственная река — Нил, берущий начало в тропиках Руанды, среди озер и влажных земель. Время от времени, вобрав в себя обильные тропические дожди, он взбухает, заливает берега, затопляет сухие пески, подымается более чем на 8 метров, а потом медленно возвращается в свое русло, оставив на берегах плодородный ил. На этих местах взрастают обильные урожаи. Если же вода стоит слишком низко или, наоборот, слишком высоко, то год может оказаться неурожайным, как нередко случалось [136, с 74].
Там вздымаются ввысь пирамиды, там возлежат сфинксы, ставшие символами одной из древнейших культур мира. Построенные 5 тысяч лет тому назад, пирамиды выглядят могучими хранительницами времени, как бы застывшими в их совершенстве и неизменности.
Говорят, что в 1798 году во время египетской кампании Наполеон, чтобы воодушевить своих солдат на сражение с войском владыки Египта Мурадом, воскликнул, указывая на пирамиды, возвышающиеся среди песков: “Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!”
Вся египетская культура выглядит миром остановленного времени, миром неизменности и постоянства, но это обманчивое представление, ибо три периода истории Египта — Древнее царство, Среднее царство и Новое царство — были наполнены бурными событиями, войнами, восстаниями, смутами и долгими годами процветания. Действительно, Древний Египет в своем культурном развитии стремился к постоянству, фиксируя в искусстве, различных надписях и папирусах обычаи и традиции всех прошлых поколений. Верность памяти предков и образует мощный монолит культуры Древнего Египта [44].
Поселения в долине Нила, самой длинной реки мира, существовали за 5 тысяч лет до н. э. Деятельность людей, живших здесь, была связана именно с нею. В своем нижнем течении, на территории, где был расположен Древний Египет, Нил не имеет притоков, и люди считали, что это единственная река мира (“Нил” — одно из древнейших географических названий, предположительно из семитско-самитского “нагал” — река). Он был для египтян святыней, ему поклонялись под именем Хапи, его воспевали в стихах, ему посвящались молитвы и приносились жертвы. Так звучит текст молитвы:
"Слава тебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту... твои волны разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет небесной влаги; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипают работы в мастерских. Ты — творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда твои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди гибнут, стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, все смеется... Ты даешь всякому счастие по его желанию и никогда не отказываешь. Ты — царь, и приказы твои расходятся по всей земле" [61, с. 33].
А вот фрагменты этого же восхваления Нила в переводе А. Ахматовой [248, с. 105]:
Слава тебе, Хапи!
Ты пришел на эту землю,
Явился, чтоб оживить Египет.
Бег его таится, подобно мраку
Среди дня, когда слуги его воздают хвалу ему.
Он орошает поля, созданные Ра,
Чтобы дать жизнь каждой козе;
Он поит пустыню и сушь,—
Ведь это его роса падает с неба;
Он правит Непра1,
Он дарует процветание ремеслам Пта...
Приносящий пишу, богатый едою,
Творящий прекрасное,
Владыка силы благоуханный,
Тот, кому радуются.
Кто родит траву стадам.
Кто сердцем помнит о жертвах богу,
Пребывающему под его покровительством,
Где бы ни был он: в преисподней, в небесах или на земле.
Он держит в своей власти Обе Земли,
Он наполняет житницы и насыпает груды зерна
И отдает добро беднякам...
Из этих донесшихся до нас из глубины веков славословий Нилу видно, какое значение придавалось самому главному дару природы. Даже греки, путешествовавшие в Египет, называли эту страну “Даром Нила”. Другое название Египта — “Айгиптюс” мы находим у Геродота. Сами же египтяне называли свою страну “Та Каме” — “Черная земля”, в отличие от земли пустыни, которая называлась “Красная земля”.
Однако не только плодородная черная земля давала блага египтянам: здесь плодоносили поля, сады и виноградники, на берегах Нила в зарослях тростника в изобилии водилась дичь, а в реке — рыба. И Красная земля не была совершенно пуста: в глубинах песков добывали камни, которые считались в Египте драгоценными: гранаты, агаты, яшму, халцедон, горный хрусталь. В более поздние времена здесь нашли изумруды и берилл. Из пустынной части Верхнего Египта перевозили по реке известняк и песчаник для строительства храмов, а из пустынной зоны к северо-востоку от современного Каира везли гранит, черный порфир, базальт для изготовления статуй и саркофагов. И только медь, золото, свинец, цинк, серебро и железо завозили в Египет из прилегающих к нему областей.
В эпоху неолита здесь появились каменные орудия труда, и почти вся многовековая материальная культура Египта связана именно с ними. Появление медных орудий труда (примерно за 4 тысячи лет до н. э.) повысило производительность во всех сферах деятельности, хотя еще долго используются каменные орудия труда как более привычные и распространенные. Бронза и железо вошли в производство поздно: для выплавки бронзы не хватало олова, а железо приравнивалось к драгоценным металлам.
Деление египетской истории на три указанных выше периода известно уже с XIII века до н. э. В период Нового царства, на излете существования египетской культуры в IV—III веках до н. э., египетский жрец и историк Манефон создал (ок. 280 до н. э.) последовательное описание истории Египта, начиная с образования единого государства. Он разделил историю Египта по династиям правителей и насчитал 30 династий, каждая из которых имела особое значение в культуре и жизни общества.
До появления (около III тысячелетия до н. э.) единого государства на территории Египта существовали два государства: на юге — Верхний Египет и на севере — Нижний Египет. Необходимость объединения диктовалась условиями жизни возле реки, два раза в год дающей обильные разливы, при том что в остальное время года солнце иссушало все живое. Нужны были ирригационные сооружения для обеспечения нормального водоснабжения в засушливый период и защиты от затопления во время разливов. Строительство и эксплуатация такой сложной гидротехнической системы требовали наличия развитого управленческого аппарата, упорядоченного административного деления и даже единого плана ремонтных работ. Все эти вопросы могло решить лишь централизованное государство, способное не допускать или устранять конфликты между интересами отдельных номов (греч. nomos “область, округ”) — административных округов (каждый из них имел политический и религиозный центры, войско, герб, богов-покровителей).
Было много попыток объединить Египет, но не всегда они носили мирный характер. Об этом свидетельствует изображение битвы и покорения северян (ок. 3000 до н. э.) фараоном Нармером, правителем Верхнего Египта.
Окончательно удалось объединить страну преемнику Нармера — Мени (Мену, греч. Менесу), как гласят многие предания, хотя сохранившиеся надписи говорят о том, что у Нармера были предшественники, которые носили “две короны”, т. е. что объединение Египта произошло гораздо раньше. Во всяком случае, Менес считается основателем I династии. Геродот сообщает, что он воздвиг плотину, чтобы защититься от наводнения, и построил столицу на стыке Верхнего и Нижнего Египта — город Мемфис.
Египетская культура существует по тем же законам, что и любая “речная” цивилизация. Дело в том, что перед обществом, жизнеобеспечение которого связано с рекой, как в ассиро-вавилонской культуре или культуре инков и майя, обязательно встают проблемы строительства каналов, поскольку никакой пахарь в одиночку не имеет возможностей заниматься орошением своих земель. Уровень знаний пока таков, что сооружение, эксплуатация и управление оросительной системой могут осуществляться только централизованно. Для древнего общества централизация выражается в создании государства во главе с обожествленным монархом. Такую власть принято называть деспотической.
Божественная принадлежность правителя отражена уже в его имени, которое говорит о том, что царь — земное воплощение бога Гора (Хора), считавшегося первым мифическим властелином Египта; кроме того, он — сын Солнца (бога Ра), правитель Верхнего и Нижнего Египта, носящий имена богинь-покровительниц Юга (Нехбет) и Севера (Уаджит). Двойная принадлежность выражалась в бело-красной короне. Помимо этих титулов царь имел и собственное имя, считавшееся священным и запрещенным для повседневного употребления. Для египтян имя, как и любое произнесенное или написанное слово, обладало магической силой. Имя человека было не просто обозначением, это была часть его самого, несшая частицу его сущности [194 с. 175]. Название титула царя “фараон” (с XVI века до н. э.) произошло от египетского “перо” (“большой дом”) — в первоначальном значении “царский дворец”.
Особенностью египетской культуры являются два фактора: ее раннее возникновение, расцвет и неизменность на протяжении трех тысяч лет. С IV тысячелетия до н. э. здесь действовали сложнейшие водные сооружения, люди знали металлы и изготовляли из них различные предметы; за 3000 лет до н. э. строили из кирпича и камня храмы и пирамиды, создавали разнообразные рисунки, богатые по цвету и композиции; ткали изумительной тонкости льняные ткани и расписывали их цветными узорами; знали письмо и счет. К. Керам пишет: “...Египет был стар уже тогда, когда первые собрания на Капитолии положили основание политике римской державы. Он был древен и занесен песками уже в те времена, когда германцы и кельты охотились в лесах Северной Европы на медведей. Его замечательная культура существовала уже тогда, когда только начинала править первая египетская династия,— с этого времени можно говорить о начале достоверной истории Египта, а когда вымерла двадцать шестая династия, до начала нашей эры оставалось еще полтысячелетия. Еще должны были пройти времена господства Ливии, Эфиопии, Ассирии, Персии, Греции, Рима, и лишь тогда взошла звезда над Вифлеемом” [136, с, 731.
Уже в те добиблейские времена были созданы пирамиды, на сооружение которых использовали массивные монолиты весом по пять тонн каждый, обработанные вручную так, что и до сих пор между ними невозможно вставить лезвие бритвы; там стояли тонкие обелиски, высота некоторых из них достигала 28 метров. И на всех этих сооружениях были росписи и надписи, состоявшие из загадочных знаков, рисунков, контуров, символических изображений “людей, зверей, легендарных существ, растений, плодов, различных орудий, утвари, одежды, оружия, геометрических фигур, волнистых линий и изображений пламени” [там же]. Это письмо греки назвали иероглифами (hieros “священный” + glypho “режу”). Кроме изобразительных форм, в написании использовались еще и буквы — 24 согласных. Надписи разного рода не только вырезались на стенах храмов и гробниц, но и наносились на домашнюю утварь при помощи чернил, известных уже с первой династии, и длинных тростинок-кисточек.
Египетская письменность — одна из древнейших в мире, и в ней отразился практически весь начальный путь, который проделало человечество, чтобы передавать и сохранять свои мысли, чувства, знания, пользуясь специальными знаками.
Если пропустить обычный этап передачи информации при помощи различных предметов, узелков, разноцветных шнурков и прочего, то одним из первых способов письма, как и в других культурах, была пиктография. В этом письме используются обычные рисунки, обозначающие именно те предметы, которые нарисованы. Единственный нюанс — эти рисунки символичны. Например, плита фараона Нармера представляет собой не просто рельеф, говорящий о победе Верхнего Египта над Нижним,— на рельефе изображен сокол, держащий в лапе веревку, которая продета через губу поверженного человека, под соколом шесть стеблей лотоса, внизу рельефа — волнистые линии. Ученые прочли эту надпись, поскольку здесь все символы довольно прозрачны: сокол — фараон, стебель лотоса — число “тысяча”, волнистые линии — вода. Текст, с точки зрения лингвистов, должен был звучать так: “Фараон Нармер вывел из озерной страны Ва 6 тысяч пленников” [213, с. 35].
Для того, чтобы расшифровать пиктограмму (греч. gramma “черта, буква, написание”), совсем не обязательно знать язык тех, кто ее создал. Но усложнение жизни общества требует и более сложных записей, для которых недостаточно пиктографии. Нужно вести счета, составлять отчеты и донесения, письма и своды различных правил и многое другое. Поэтому в пиктографию постепенно вводятся знаки, обозначающие слова или отдельные слоги. Довольно долго такие письмена еще переплетены с остатками пиктографии. В текстах египетских стел и пирамид мы видим не только иероглифы, но и различного рода рисунки: птицы, рыбы, волнистые линии. Долгое время ученые не могли расшифровать эти записи, поскольку их затрудняло такое смешение. Французский ученый Жан Шамполном (1790—1832) был первым, кому удалось понять египетские надписи.
В Египте существовало несколько способов письма. На раннем этапе это было идеографическое письмо (греч. idea “понятие, образ”). Им владели только хорошо обученные писцы, поскольку каждый иероглиф соответствовал какому-либо слову или его значащей части (корню слова, например). Постепенно начертания иероглифов упрощаются, изображения исчезают, но степень сложности письма остается прежней. Для того, чтобы писать иероглифами, нужно обладать не только мастерством письма, но и довольно широкими знаниями. Поэтому писцы обучались при храмах почти 11 лет. Эту систему письма называют иератической (греч. hieratikos “священный, жреческий”). Дальнейшее развитие письма позволило выработать нечто вроде скорописи. Это было еще более упрощенное изображение словесных символов. Такое письмо называется демотическим (греч. demos “народ”, demotikos “народный”).
Централизованное государство требовало хорошо поставленного делопроизводства. Богатому государству нужно было вести учет всему: своим средствам (доходам и расходам), объемам строительства, необходимым материалам и продуктам питания для работающих на строительстве. Поэтому развивался счет, и египетские счетчики оперировали громадными цифрами вплоть до миллиона. Для обозначения этих чисел имелись особые слова и значки. Система счисления была десятиричной.
Велось и летоисчисление по годам, подразделенным на месяцы и дни. Хотя иногда считается, что твердого летоисчисления, которое начиналось бы с какого-нибудь определенного события (К. Керам), не было, все же принципы отсчета времени в Египте существовали. Это, конечно же, разливы Нила, во время которых тщательно измерялся уровень воды. Все события, произошедшие во время данного года, имена царей и уровень воды в Ниле увязывались вместе и записывались специально для этого назначенными чиновниками. Однако разливы Нила нужно было предвидеть и вычислять. Египтяне изучали движения светил и на этом основании имели свой календарь, который “послужил основой для введенного в Риме в 46 г. до н. э. Юлианского календаря”, доставшегося от римлян в наследство Западу и лишь в 1582 году н. э. замененного Григорианским календарем [136].
Использованная литература
1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.
1 Непра — бог зерна.