Департамент образования Нижегородской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по учебной работе
____________ Т. А. Бозина
подпись
___________________
число
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому проекту на тему
«Разработка макета женского платья Англии XVI века.»
260903.ПКПЗОО.967
Разработчик: студент ___________ Т.А. Трофимова
подпись
Руководитель проекта ___________ Н.А. Еремина
подпись
Нижний Новгород
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Художественно-композиционная характеристика исторического костюма
2 Анализ моделей-аналогов
3 Формирование концепции композиционного строения моделей и коллекции
4 Разработка макета исторического костюма
5 Графическая разработка моделей авторской коллекции в режиме ассоциаций
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Исследование исторического костюма играет не маловажную роль в жизни человека. Чем больше изучаешь историю костюма, тем больше совершаешь открытий.
В течение нескольких веков человек умело придает куску ткани разнообразные формы, дополняя их разнообразными отделками и украшениями. Искусство создания одежды – это умение выразить идеи человека посредством удачного расположения кусков ткани.
Для более тщательного исследования исторического костюма важно знать не только историю моды. Еще это требует внимательного исследования конструирования и производства предметов одежды определённого периода, а также соответствующих портретов, скульптуры, гравюр и фотографий для того, чтобы знать, как эти наряды носили.
В данной работе автор исследует один из периодов английской моды- эпохи Возрождения. Костюм Англии в этот период испытывал сильное влияние испанской и итальянской моды.
В современном мире существует множество фильмов обращенных к истории, сюжет которых вымышленный или основан на реальных событиях, А для того, чтобы полностью передать эпоху, необходимо точное воспроизведение костюмов, поэтому многие современные театральные художники обращаются к теме исторического костюма. Так, например, фильм Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» по роману В.Шекспира. Фильм наполнен особой атмосферой. Во время просмотра невозможно оторваться от экрана, в частности благодаря костюмам, которые полностью передают дух того времени. Смотря этот фильм, как будто окунаешься в шестнадцатый век.
Режиссеры фильмов «Собака на сене», и « Благочестивая Марта» так же обращались к данной эпохе.
Но не только театральные художники и художники- кинематографисты обращаются к данной эпохе, но и многие дизайнеры берут исторический костюм в качестве творческого источника, изучают, перерабатывают его, и воплощают свои идеи в жизнь, в результате получаются современные модные коллекции, которые представляются на всемирных показах.
На показе в Санкт- Петербурге были продемонстрированы коллекции русских дизайнеров Егора Зайцева, Юлии Далякян, Ольги Роминой и так далее. Они так же использовали исторический костюм эпохи Возрождения как творческий источник.
Кристобаль Баленсиага стремился, прежде всего, к совершенству, черпая свое вдохновение в прошлом – в искусстве эпохи Возрождения, Средневековья или XVIII в.
Целями и задачами, которые стоят перед автором, в данном курсовом проекте являются:
- изучение литературы по эпохе возрождения;
- создание макета исторического костюма;
- создание коллекции творческим источником, которой является женский костюм придворной дамы XVI века.
1 ХУДОЖЕСТВЕННО – КОМПОЗИЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА
В курсовом проекте объектом разработки становится копия модели исторического костюма эпохи Возрождения. Возрождение славилось своими художниками, скульпторами, архитекторами, мастерами прикладного искусства. И хотя культура данной эпохи испытывала сильное влияние античности, интерес к которой был огромный, в этот период были созданы более сложные и многогранные образы, а духовная жизнь человека в них раскрывалась более полно и глубоко. В качестве источника творчества, принятого далее в разработку, выбран женский костюм Англии шестнадцатого века рисунок 1.
Эстетика одежды стиля ренессанс состояла не в графичности и вертикальности, не в вычурности и натуралистическом подчеркивании отдельных частей тела, как это было в эпоху готики, а в живописной колористической гамме ярких цветов и естественности линий и форм. Этот карнавал красоты в костюме был созвучен бурной жизни общества эпохи Возрождения.
Английские дамы с 20-х годов XVI в. стали носить жесткие кожаные корсеты поверх рубашки. На таком корсете держался лиф платья котт. Декольте лифа принимает форму каре. Как верхнее платье женщины носили гаун, который шили из тяжелой цветной ткани. Каркас юбки гауна делали из плотного проклеенного полотна. Сверху его покрывала цветная узорчатая юбка котт, которая была видна из-под скошенных впереди расходившихся пол гауна. Юбка верхнего платья могла быть и сплошной.
Нижнее и верхнее платья (котт и гаун) всегда шили из разной ткани. Гаун - из однотонной материи, а котт - из узорчатой. Котт мог быть комбинированным: те его части, которые не были видны через шнуровку лифа гауна, вырезы и т.д., делали из простого полотна, а те части, которые были видны (рукава, юбка или только низ ее и пр.) - из дорогой ткани.
Женский костюм первой половины XVI в. был красив своими пропорциями, красочными сочетаниями, чувством меры в украшении.
С 1553 года, в период царствования Марии Тюдор, в Англии распространилась испанская мода. У юбки появился испанский каркас, хотя и не такой широкий. Лиф верхнего платья стал закрытым. Низкое декольте прикрывалось вставкой.
Увлечение испанской модой приводит к увеличению форм, нагромождению деталей, экстравагантности. При дворе королевы Елизаветы внешний блеск и роскошь достигли апогея. В гардеробе королевы насчитывалось более трех тысяч дорогих платьев.
Лиф женского костюма становится очень узким с длинным мысом, который зрительно удлиняет талию, почти до уровня середины бедра. Пропорции фигуры при этом искажаются, и она, кажется уродливо-коротконогой. Юбка сильно расширяется в боках; в парадных платьях ее натягивали на каркас с "плоеным колесом" на талии. У платьев появляются двойные рукава, несколько воротников.
В это время английские аристократки начинают носить платье для верховой езды. В женском костюме средних слоев населения в первой половине XVI в. еще сохраняются черты готики. Со второй половины века простые горожанки начинают подражать дворянскому костюму.
Женщины также носили туфли из мягкой кожи, парчи или бархата на мягкой подошве. Их украшали вышивкой. С конца XVI в. женщины становятся на небольшие каблуки или толстую, до тридцати сантиметров, подошву. Вышивка заменяется розетками из лент, которые укреплялись на подъеме.
Прически английских дам XVI в. были очень сложные. Иногда они надевали парики. Знатные дамы и простые горожанки носили чепчики. У богатых женщин они украшались вышивкой, драгоценностями и имели каркас. Кроме того, у леди вуаль была черная, а у простых женщин - белая.
Во второй половине XVI в. появился женский головной убор "френчхуд" ("французский чепец"), который имел вид небольшой серповидной наколки, и к нему прикреплялась черная вуаль.
По постановлению королевы Елизаветы шляпы стали привилегией дворянства, средний класс не имел права их носить.
Английские дамы любили парфюмерию, которой душили волосы и платье.
Женские прически богато декорировались нитями жемчуга, бархатными наколками с ювелирными украшениями, перьями, вуалями. Перчатки, которые были необходимым дополнением костюма, также украшались вышивкой и драгоценными камнями.
В костюмах знатных дам, можно было встретить драгоценные пояса, золотые розетки с драгоценными камнями, фестоны, вышитые золотом и шелком, бантики, кружева, жемчужные нити, маленькие зеркала в ювелирной оправе.
Автор при разработке коллекции предполагает применить эстетику строения исторического костюма придворной дамы Англии XVI века рисунок 1.
Композиционный анализ для дальнейшей разработки модели и моделей коллекции, был выполнен и представлен, на рисунке 2. На схеме показано, что силуэт прилегающий, по строению он симметричен. Расположение фактуры и отделок одинаково, преимущественно вертикально. Психологическим центром композиции костюма является зона груди, украшения, меховая отделка на рукавах, физическим центром композиции костюма является массивная юбка по краям расшитая золотой тесьмой.
По мнению автора, образное восприятие костюма раскрывается в аналогии с формой тропического цветка, который распускается и живет, только один день, и в этот короткий период он максимально хочет привлечь к себе внимание окружающих. Фактура выразительная, цветовое решение насыщенное, богатое яркими красками.
2 АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ-АНАЛОГОВ
С целью качественной разработки эскизного модельного ряда необходима экспертная оценка признанных дизайнеров моды. Такими работами определены модели, выполненные в эстетике XVI века, модели аналоги скомплектованы в разделе приложения. Для объективности оценки качества авторской коллекции и установления параметров оптимизации композиции был проведен анализ элементов и средств композиции моделей аналогов.
В коллекциях современных модельеров и дизайнеров редко можно увидеть элементы и особенности строения костюма эпохи Возрождения. Для выявления наиболее часто встречающихся элементов исторического костюма в костюме сегодняшнего дня был проанализирован ряд моделей найденных в журналах мод и ресурсах сети Интернет
В наше время дизайнеры активно используют в своих коллекциях разнообразное и богатое декорирование как костюмов, так и различных аксессуаров и дополнений, что в свое время было очень популярно в ту эпоху. Основными тканями, употреблявшимися в эпоху Возрождения - были шерсть, лен, кожа, бархат, парча, которые остаются популярными и сегодня. В роли моделей-аналогов выступает коллекции Marc Jacobs, Bottega Veneta, Наталья Глазкова.
В процессе анализа моделей – аналогов было выявлено, что для обеспечения максимальной степени сходства в моделях используются такие композиционные приемы, как членение макроструктур путем внесения в них вставок, декоративных пуговиц.
Таблица 1 Элементы и средства композиции в моделях – аналогах
Номер модели | Зарисовка формы аналога | Образ модели | Строение формы | Решение фактуры | Решение отделок | ||||||||
Силуэт, геометрический аналог | Макроструктуры и их пропорциональное строение | Микроструктуры и их ритм размещения по полю композиции | Вид фактуры | Орнаментация | Технология создания | Вид отделки, линии отделки | Расположение и ритм отделки | Фактура отделки | |||||
1 | Строгая, стильная темпераментная | Полуприлегающий, геометрический аналог | Структуры: блуза, жакет брюки. Пропорции :2:4,5:1,5 |
Ритм структуры вертикальный. Элементы: пуговицы Пояс, карманы |
мех | Полоска, горох | машинная обработка | Декоративные пуговицы, пояс. Линии: вертикальные | Отделка на воротнике блузки и на брюках (заплатки, на коленках) | Серебристые пуговицы, тканевый ремень | |||
2 | Романтичная, скользящая | Полуприлегающий, геометрический аналог | Структуры: платье Пропорции:2:5:1,5 |
Ритм структуры горизонтальный. Элементы: рукава, кант на юбке, пояс |
гладкая | отсутствует | Машинная и обработка | Кант на юбке и на полочке. Линии: горизонтальные | Отделка на жакете со стороны полочки и на брюках по боковому шву | Отсутствует | |||
3 | Свободная, загадочная | прилегающий, геометрический аналог | Структуры: пальто, колготки. Пропорции: 4:3:2 |
Ритм структуры вертикальный Элементы: молния, рукава, низ изделия |
гладкая | отсутствует | Машинная обработка | Декоративные карманы. Линии: вертикальные и горизонтальные. | Отделка на пальто со стороны полочки | отсутствует | |||
4 | Независимая, строгая, неприступная | Полуприлегающий, геометрический аналог | Структуры: пальто, колготки Пропорции: 2:3,5:!,5 |
Ритм структуры вертикальный и горизонтальный. Элементы: пуговицы, кожаная отделка Воротник, рукава, низ |
Чёрная кожа | Отсутствует | Машинная обработка | Линии: вертикальные и горизонтальные. | Отделка на пальто по рукавам и по низу | Кожа |
5 | Гордая, темпераментная | Полуприлегающий, геометрический аналог | Структуры: жилет, шорты, блузка Пропорции: 2:2:5,2 |
Ритм структуры вертикальный. Элементы: рукава, капюшон, карманы, кант в рельефах |
гладкая | Отсутствует | Машинная обработка | Линии: вертикальные и горизонтальные. Кант в рельефах. Складки на рукавах | Отделка отсутствует | отсутствует |
3 ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ КОМПОЗИЦИОННОГО СТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ И КОЛЛЕКЦИИ
В современном мире костюм играет огромную роль, производит незабываемое впечатление уважаемого, стильного и уверенного в себе человека в глазах окружающих. В конце концов, с его помощью человек становится просто персоной первой величины.
Одной из задач автора является новое прочтения образа костюма и привнесение своего видения в строение одежды, благодаря чему в последствии будет создана коллекция.
Намного проще работать над коллекцией, когда в качестве источника творчества выступает исторический костюм, так как, несмотря на появление новых материалов, технологий обработки и отделки, в области конструирования практически ни чего нового не было придумано. Также современные модельеры часто опираются на опыт предшественников, которые по-своему транслировали образ исторического костюма в своих коллекциях.
Авторская коллекция на тему платье придворной дамы XVI века предполагает три выхода:
Первый выход состоит из платья и шляпки, ткани шерсть, атлас, гипюр, цветовая гамма фиолетовый, цвет фуксии. Название блока «Выход в свет»
Второй выход состоит из платья и накидки. Ткани атлас, гипюр, тафта. Цветовая гамма в розовых тонах, название выхода «Поездка в город»
В курсовом проекте будет выполнена эскизная проработка для моделей выхода три « На балу у короля».
Концептуальная идея для создания коллекции моделей формируется в следующих тезисах:
Образ модели. Коллекция предназначена для молодых девушек, Они всегда имеют свое мнение, иногда резко отличающееся от мнения большинства. Иногда, глядя на них, может возникать ощущение, что им ничто не может помешать достичь своей цели. Эмоциональный всплеск необходимо донести до зрителя. Он достигается за счет введения системы отделок, характерных для исторического костюма.
В фаворе изысканные материалы и яркие расцветки. Для создания устойчивой ассоциации с источником творчества автор будет использовать насыщенную цветовую гамму благородных оттенков. Коллекция будет исполнена в красных, бордовых, фиолетовых цветах.
Также для усиления ассоциации будет использоваться сочетание разных по структуре материалов, которые на первый взгляд практически не сочетаются.
Форма коллекции – трапеция и прямоугольник. Эти геометрические фигуры станут основными отправными точками при создании моделей. Узкие силуэты будут уживаться с просторными формами. Такое сочетание создаст дополнительный контраст объемов в модели. При тщательной проработке указанные формы будут наполнены небольшим количеством микроструктур и различной фурнитурой. Также в одном контексте будут выполнены и дополнения.
Физический центр композиции в коллекции будет располагаться в области плечевого пояса, рукавов, области линии бедер, который будет поддерживаться аксессуарами. Психологический цент композиции также будет располагаться в области плечевого пояса и области линии бедер. Во всех моделях коллекции прослеживается два закона композиции – закон массы и подобия.
Коллекция разработана по типу семейства моделей на одной конструктивной основе, в модельном ряду подвергаются изменениям только микроструктуры. Образ модели представлен в коллаже рисунок 3 Приложение А.
4 РАЗРАБОТКА МАКЕТА ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА
В курсовом проекте макет исторического костюма рассматривается как пространственный эскиз. Это необходимо для окончательного уточнения пластических свойств формы и средств организации композиции.
Основная проблема работы состоит в том, чтобы максимально приблизить аналог исторического костюма к оригиналу, для этого необходимо правильно и точно воспроизвести форму, отделку и аксессуары.
В последствии модель исторического костюма может послужить творческим источником при разработке современной коллекции моделей в рамках дипломного проекта.
Перед тем как начать работу непосредственно с костюмом, был сделан манекен, его сформовали и придали ему нужную форму - уменьшили талию, опустили линию плеч, все это делалось, для того чтобы максимально приблизить сходство манекена с фигурой данной эпохи.
Затем шла работа с подборкой материалов и фактур. Материалы и фактуры, из которых выполняется макет, имитируют ткань исторического костюма. Основная ткань выбрана с учетом пластических свойств формы.
Макет изделия, изготовлен, по графической копии исторического костюма. Разработка формы копии осуществлялась путем конструктивного моделирования. Создание фор-конструкции необходимо для изготовления лекал. С ее помощью достигается необходимая форма костюма. Готовая фор-конструкция в масштабе 1:4 и эскиз модели в трёх проекциях представлены в Приложении В.
Из-за отсутствия конструкции исторического костюма выбрана оптимальная система конструирования – методика Мюллер и сын. Она наиболее полно отображает структуру модели и раскрывает форму костюма.
Макет изготовлен из ткани, имитирующей оригинальную, и представлен на манекене в масштабе 1:2. Макет исторического костюма изготавливается в строгом соответствии с требованиями ГОСТов и ОСТов к изготовлению швейных изделий.
Итог данной работы, т.е. аналог женского платья Англии XVI века, может быть использован как выставочный методический материал, демонстрирующий пластический и композиционный образ исторического костюма.
5 ГРАФИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ КОЛЛЕКЦИИ В РЕЖИМЕ АССОЦИАЦИЙ
Коллекция выполнена в технике художественной графики.
При разработке вариантов силуэтного решения выбор был сделан в пользу таких геометрических фигур как трапеция и прямоугольник. Они наиболее точно отображают пластику костюма и передают динамику формы.
В качестве средства художественного выражения используется авторская техника, заключающаяся в использовании акварели, гуаши и цветных рчек. Данная техника позволяет автору наиболее точно и полно расставить цветовые акценты.
Компоновка моделей играет немаловажную роль. Это говорит о грамотной композиции.
Колорит коллекции выдержан в соответствии с цветовой гаммой исторического кстюма.
В курсовом проекте в качестве творческого источника представлен образ статной, неприступной придворной англичанки. Постановка фигуры обеспечит эмоциональное состояние, которое автор хотел донести до зрителя. Поза отвечает замыслу концепции.
Автором предложен вариационный ряд моделей, который показан в Приложении А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе разработки курсового проекта автором был произведен сбор материала по историческому костюму эпохи Возрождения, в который вошли иллюстрации и конструкция.
Были рассмотрены композиционное, конструктивное строение исторического костюма, которые помогли в дальнейшем с выбором коллекции моделей-аналогов известных дизайнеров и мастеров моды. С помощью анализа моделей-аналогов была разработана концепция авторской коллекции. В последствии, были созданы 3 блока моделей единой ассортиментной группы.
Первый выход «Выход в свет». Второй выход «поездка в город». Третий выход « На балу у короля».
Важной стадией в разработке курсового проекта было создание копии исторического костюма, наиболее точно соответствующей оригиналу. Макет был изготовлен с приближением к оригиналу, с имитацией отделки и тканей.
Подводя итог, можно сказать, что, проделав данную работу, автор смог представить коллекцию моделей и достиг поставленных целей и задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АндрееваА.Ю., БогомоловГ.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб.: «Паритет», 2001
Будур Н. История костюма. – М.: Олма-пресс, 2001
Каминская Н.М. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 1987
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. – М.: «Академия моды», т 1, 1997
Тиль Э. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 1971
info-link.ru
fationpeople.ru
www.modnaya.ru
www.film.ru
www.erudition.ru
www.style.com