Оглавление
1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи
2. Основные этапы разработки ораторской речи
5. Репетиция публичного выступления
Введение
Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы. В свое время А.П. Чехов писал: "В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным".
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие.
Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи
Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т.п.
Известный русский издатель И.Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.
Не случайно появилось даже такое понятие, как "ораторская лихорадка". Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.
Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге "Слово предоставлено вам" называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления,
Такой причиной, по его мнению, бывает чрезмерное погружение в собственные переживания. В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи.
Нередко ораторы просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.
Некоторые ораторы волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет: Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т.д.
Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно.
Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.
Причиной тревожного состояния может стать и недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Известный судебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу:
Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать.
Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что "многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь".
Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.
2. Основные этапы разработки ораторской речи
Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.
Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.
Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.
Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Как-то по центральному телевидению показывали трехсерийный фильм "Месяц длинных дней". Один из героев фильма, Павел Степанович, на вопрос, почему он не на лекции, ответил: "А меня название отпугнуло". Лекция называлась "Аутогенная тренировка". В названии темы использован научный термин иностранного происхождения, который не всем известен, поэтому не каждый поймет, что речь идет о тренировке самовнушением.
Следует избегать и слишком общих названий. Например, формулировка темы лекции "Забота о здоровье" может вызвать ряд вопросов. Прежде всего непонятно, о чьей заботе пойдет речь - о заботе государства, лечебных учреждений, здравоохранения, семьи или каждого человека. Возникает и второй вопрос, о чьем здоровье будет рассказывать лектор - о здоровье дошкольников, школьников, студентов, рабочих, служащих, пенсионеров и т.п. Целесообразно дать более конкретные формулировки данной темы: "Группы здоровья для людей пожилого возраста", "Работа скорой помощи в нашем районе", "Профилактика заболеваний гриппом", "О вреде самолечения" и др.
Общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда будут недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы.
Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: "Поговорим о себе" (для вас, молодые матери), (для вас, будущие мужья) и др.
Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреждений, президентам акционерных обществ, управляющим фирмами, директорам коммерческих структур, менеджерам, служащим и т.д.
Особое внимание следует обращать на названия при разработке повестки дня совещаний, заседаний, программ семинаров, конференций, симпозиумов. Формулировки пунктов повестки дня, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.
Довольно распространенным в повестке дня является пункт "О разном", "Разное". Представляется целесообразным расшифровывать и этот пункт. Ведь порой вопрос, включенный в "Разное", бывает очень важным для кого-либо из присутствующих, и человек должен иметь возможность заранее продумать и подготовить свое выступление.
Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.
В.В. Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее - "Как делать" или "Что делать", перекрываются теперь литературным лозунгом: "Для чего делать? ", т.е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.
Так и оратор, готовясь к выступлению, должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении. Например, в одной из аудиторий лектор прочитал лекцию "О вреде курения". Он имел медицинское образование и не раз выступал с подобной темой перед населением. Когда лекция была закончена, лектора спросили: "А для чего вы нам все это говорили? " Оказалось, что аудитория почти на 100 процентов некурящая, о чем выступающий знал. Лектор затруднился ответить на заданный вопрос. Значит ли это, что он не должен был выступать перед данной аудиторией с такой темой? Отнюдь нет. Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы. И в соответствии со своей целью излагать материал. Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения.
В повести С. Антонова "Дело было в Пенькове" рассказывается о выступлении одного молодого лектора - Димы Крутикова.
"Дима принадлежал к тому типу ораторов, - пишет автор, - которые заботятся прежде всего о том, чтобы удивить публику своим талантом, поразить и оглушить ее своей ученостью, способностью запомнить наизусть цифры, даты, фамилии и мудреные названия". Поэтому его лекции не были целенаправленными, он мало заботился о практической пользе своих выступлений. Читая лекцию о разведении кукурузы, Дима Крутиков сообщил слушателям много интересных сведений. "Он говорил, что кукурузу привезли из Америки, что еще в давние времена эта культура произрастала в Южной Америке, и в частности в государстве Перу. Тут Дима несколько отвлекся и рассказал много любопытного об ацтеках и инках. Затем он довел до сведения колхозников, что Колумб впервые увидел кукурузу на острове Куба в 1492 г., и снова лектор вынужден был отвлечься, чтобы опровергнуть распространенное мнение о том, что Колумб открыл Америку. Потратив на разъяснение этого исторического факта минут десять, Дима перескочил с каравелл испанской королевы прямо на молдавскую землю и сообщил, что в Молдавии из кукурузы приготовляют вкусную мамалыгу, а в Грузии - особый хлеб под названием "мчади". Тут он не удержался от искушения рассказать, как он лично в прошлом году ездил на теплоходе "Грузия" и что интересного повидал в поездке". Однако, несмотря на обилие познавательного материала, слушатели были разочарованы и не удовлетворены лекцией. Они ждали от лектора анализа причин плохих урожаев кукурузы, надеялись получить практические советы и рекомендации по выращиванию этой культуры.
Отсутствие определенной целевой установки снизило эффективность лекции, оратор не добился желаемой реакции слушателей.
Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.
Образцом четкого определения цели может служить речь крупнейшего оратора Америки Уэнделла Филлипса:
Леди и джентльмены! Меня просили рассказать об одном замечательном человеке предшествовавшего нам поколения - о великом правителе острова Сан-Доминго Туссене-Лувертюре, чистокровном негре, в венах которого не было и капли крови белого человека. В своем выступлении я расскажу Вам кратко его биографию - биографию негра-военачальника и государственного деятеля. Я изложу ее в защиту той расы, представителем которой он был... Моя цель, - хотя вы можете посчитать ее нелепой, - убедить вас в том, что негроидная раса, вместо того, чтобы вызывать сожаление или заслуживать презрение, как вы обычно считаете, имеет среди народов право на место, близкое к англосаксам.
3. Варианты произнесения речи
В современном динамичном мире информация стремительно обновляется и, чтобы быть эрудированнее других, необходимо очень много читать. Времени же для чтения катастрофически не хватает. Как быть?
Есть четыре способа решения вопроса:
1. Освоить скорочтение.
2. Эффективнее использовать время чтения.
3. Освоить систему рационального расходования времени.
4. Использовать метод Авраама Линкольна.
Скорочтение
Техника скорочтения позволяет в 4-5 раз ускорить прочитываемость текстов при полном их усвоении. Достигается за счет специальной техники восприятия зрительной информации. Обучиться этой технике можно по самоучителям, но еще лучше - на специальных занятиях.
Первые два приема скорочтения: не "проговаривать" (мысленно) слова и не концентрировать взгляд на прочитываемом слове, а "видеть" сразу целую строку.
Время чтения
Его можно использовать значительно эффективнее, чем это делает большинство. Не считая себя вправе навязывать свои взгляды, сошлюсь на мнение энциклопедиста Вольтера и философа Френсиса Бэкона.
Биограф знаменитого французского писателя и философа-просветителя Вольтера вспоминал:
"Когда он получал какой-либо новый труд, он имел обыкновение быстро просматривать его, читать лишь несколько строк на каждой странице. Если он замечал, что в нем содержится что-либо заслуживающее внимания, он отмечал это место закладкой. Кроме этого, он весьма внимательно перечитывал ее, иногда даже два раза, когда книга казалась интересной и хорошо написанной, и делал на полях заметки... "
Опыт автора показывает, что предварительный просмотр по диагонали позволяет экономить много времени. Дело в том, что по-настоящему интересные, высокоинформативные тексты встречаются довольно редко, и многое из читаемого - "словесная шелуха".
Эту мысль подтверждает следующее утверждение известного английского философа Ф. Бэкона: "Одни книги можно лишь попробовать, другие - проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить".
Рациональное использование времени
Времени не хватает тому, кто не умеет его использовать. Тот же, кто умеет, получает огромное преимущество и добивается в жизни большего.
Имеются различные системы экономного расходования времени. Автор может рекомендовать только ту, которую давно и с успехом применяет и имеет положительные отзывы других людей, освоивших эту систему.
Метод А. Линкольна
Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя "испечь" речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время - когда вы принимаете ванну или едете по делам. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.
4. Содержание речи
"Изобретение мыслей". Это замечательное словосочетание родилось еще у античных риторов. Именно с изобретения мыслей начинается хорошая речь. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна речь с их изложением. Точно подметил В. Гюго: "От полноты мысли зависит богатство речи". Отсутствие мыслей, достойных выступления, справедливо расценивается как пустая болтовня.
Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.
Имеет большое значение, кому говорить. Ведь цель оратора - воздействовать на сознание слушателей. Поэтому важной частью подготовки выступления является анализ аудитории и ее интересов. Без заинтересованности слушателей бесполезно рассчитывать на успех выступления. Говорить следует о том, что заинтересует аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так хороший оратор исходит из интересов слушателей.
Всякое выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно сформулировать перед аудиторией. Когда слушатели знают цели, которые ставит выступающий, это усиливает их внимание.
Прежде чем исполнять симфонию, дирижер добивается чистоты звучания основных аккордов. Так и для оратора важно, чтобы стержневая идея была ясна для слушателей.
Стержневая идея имеет большое значение и для самого выступающего, являясь связующим звеном для отдельных положений его речи.
Выступление может иметь несколько стержневых идей, но не более трех (если только они не взаимосвязаны).
Не пытайтесь "втиснуть" слишком много материала в ограниченное время. Помните: "Где мало слов, там вес они имеют" (Шекспир). Просрочка времени или перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить его. Нередко трудно использовать в выступлении весь имеющийся материал, поэтому он должен быть отобран исходя из степени убедительности. Об остальном можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться с ним после доклада.
Отбирая материал для выступления, уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля:
"Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше".
Чтобы рассчитать объем выступления, надо исходить из того, что чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления. Последние обычно отнимают много времени.
Обилие разделов обычно указывает на то, что автор досконально не продумал главную мысль. Нет необходимости намечать более четырех-пяти основных положений, так как аудитория не в состоянии удержать большего в памяти. Иногда даже два раздела могут оказаться достаточными, особенно если вы желаете сравнить две книги, два учреждения или закона, двух людей. Всегда количество отдельных пунктов, охватываемых в речи, должно соответствовать отведенному времени. Если оратор спешит, чтобы успеть охватить все разделы, слушатели потеряют нить и будут скучать. Они чувствуют удовлетворение, когда полностью разделались с одной идеей, прежде чем перейти к другой.
Если время выступления не ограничено, то это не означает, что можно не заботиться о продолжительности выступления.
Нелегко дать название докладу. Оно должно быть коротким, выразительным, благозвучным и привлекательным. Все эти требования не так просто совместить. Обычно наиболее удачное название приходит на заключительном этапе работы над выступлением.
Нередко краткая формулировка стержневой идеи является наиболее удачным названием. Желательно иметь и подзаголовок, уточняющий краткое название. Это позволяет избежать недоразумений и связанных с ними разочарований слушателей, ожидавших услышать нечто другое.
Крайне важно, чтобы заголовок отвечал содержанию речи. Слушатель должен знать, что его ждет. Поэтому объявление о докладе нельзя делать двусмысленным или слишком общим. Так, однажды объявление слишком общего характера "Вечер с Германом Гессе" послужило причиной неудачи поэта. Жители маленького городка, непритязательные в литературном отношении, настроились на "смех до упаду" или полагали, что по крайней мере Гессе споет им частушки под незатейливый аккомпанемент. Но он выдал "на потеху" новеллы и стихи. Спустя короткое время зал опустел.
Профессор атомной физики также был в высшей степени удивлен, когда на его сугубо научный по содержанию доклад "Космические лучи" собрались только женщины. На рекламном плакате значилось: "Косметические лучи".
Привлекает внимание название темы в форме вопроса. Например: "Что привело к финансовому кризису в России? " Это лучше, чем "Финансовый кризис в России". Формулировка темы в виде вопроса, правда, предполагает, что будет дан четкий ответ на поставленный вопрос.
Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоит не в произносимых, но подразумеваемых выражениях типа: "Если вы не сделаете этого, то пожалеете" или "Не могу понять, почему люди не делают то-то и так-то". Подобный слегка раздраженный тон, будоража слушателей, позволяет докладчику эффективнее донести свою идею. Приведем перечень возможных интонационных окрасок выступления:
мажорная;
беспечная или юмористическая;
шутливая;
сердитая или упрекающая;
мрачная;
торжественная;
предостерегающая;
просительная.
5. Репетиция публичного выступления
Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.
Известно, например, как тщательно готовился к своим выступлениям великий физиолог И.П. Павлов. Каждую свою речь он так отшлифовывал, что после выступления, по свидетельству его учеников, ее можно было сразу сдавать в печать. Профессор Н.А. Рожанский описал встречу с ним незадолго перед выступлением того в научном обществе в 1913 году.
Павлов попросил Рожанского прочесть вслух, написанную Иваном Петровичем речь, которую тот должен был произнести вечером. Во время чтения Павлов внимательно следил за каждым словом, стараясь представить, как оно будет восприниматься слушателями. Вечером Павлов не читал, а говорил свою речь, но, как показалось Рожанскому, говорил почти слово в слово то, что было в написанной речи. Как видим, выдающийся физиолог придавал большое значение репетиции выступления.
Можно пригласить на одну из заключительных репетиций кого-либо из своих друзей, способных указать на недостатки вашего выступления, манеру держаться и в особенности на слова-паразиты ("так сказать", "эта самое" и т.д.). Не стоит реагировать на замечания болезненно, так как они - для вашей же пользы.
Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать ее. Читка не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, когда отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием вопроса или с общей неразвитостью.
Зачитывая текст, выступающий надеется, донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совершенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная - это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие - борются с ним.
Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: "Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле".
Даже выступая "без бумаги", рекомендуется кое-что зачитывать. Прежде всего - цитаты и цифровой материал.
Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильными аргументами. Малейшая неточность может изменить заложенный в них смысл и следующие из них выводы. Например, ошибка в цифре, или простая перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова - все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называется "передергивание" (фактов). При разоблачении ссылаются на память или оговорку.
Поэтому, чтобы не подвергать сомнению важные доводы, лучше цифры и цитаты записывать.
Иногда приходится заучивать речь: когда нужно быть точным в формулировках, но читать не позволяет ситуация. Например, приветствие на торжественном мероприятии, банкете с деловыми партнерами, при якобы импровизированном выступлении.
Если речь небольшая, то это сделать сравнительно нетрудно. Если же большая (лекция, доклад), то выучить текст не каждому по силам. В этом случае выручит прием "выступление с опорой на текст".
Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты.
Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.
Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить на мгновение взгляд на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.
Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.
Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.
Заключение
В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.
Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.
Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно. Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение - важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда-публичное исполнение - был пройден успешно.
Необходимо уметь подавить неизбежно возникающее всякий раз желание сказать слушателям как можно больше. Во-первых, само время ораторского выступления не позволяет объять необъятное. Во-вторых, приходится считаться с механизмом слушательского восприятия, в частности, с возможностью восприятия и усвоения определенного объема информации и знания. Вот почему опытный лектор, пропагандист, докладчик или обозреватель никогда не стремится, если можно сказать, "выговориться" по данной теме до конца. Он всегда оставляет кое-что "про запас", и хорошо, когда слушатели чувствуют или догадываются, что говорящий мог бы выступать по освещенной теме вновь и вновь, каждый раз обнаруживая новый подход к ней, раскрывая новые ее грани.
Библиографический список
Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - М.: Издательство Московского университета, 1969. - 160с.
Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 2002. - 544с.
Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с.
Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 592с.
Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б.И., 1992. - 446с.