Реферат
Тема:
Культура средневековой Европы
Древнерусская литература: семь веков.
Русская литература насчитывает почти тысячелетнюю историю. Это одна из Старейших литератур Европы. Её начальный, или древнейший, период длился более семи столетий, с 11 по 17 век, и имел специфические черты, присущие средневековью, выражавшиеся, прежде всего, в мировоззренческой основе литературы и её рукописном характере.
Литература на Руси появилась во второй половине 10 века с распространением христианства и славянской письменности. Христианство – письменная религия. Возникновение и развитие письменности обусловлено потребностью в изложении и распространении христианского вероучения. С одной стороны, переводная литература дала толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с другой её возникновение было в значительной степени подготовлено высоким уровнем развития устного народно – поэтического словесного творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в отличие от фольклора, литература формировалась иным типом мышления, на иной эстетической основе. Фольклор – результат творчества широких народных масс. Его среда обетования была гораздо шире среды обетования литературы. Литература – продукт деятельности не всей, а только образованной части общества.
Как область умственной деятельности, средневековая литература тесным образом была связана с философско – мировоззренческими представлениями писателей, выражая их прямо или отражая опосредованно. Для древнерусской литературы эта связь была тем более сильна, что в средневековый период художественный метод отражения бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от научно – познавательного метода по причине синкретизма средневекового личностного и общественного сознания. В результате развитие литературы было тесным образом связано с развитием философскомировоззренческой мысли Древней Руси. При периодизации литературного процесса необходимо не только исходить из смены и взаимоотношений исторических событий и эпох, но и учитывать процесс развития мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей связи этих двух процессов. В этой связи необходимо рассмотреть философско – мировоззренческие представления Древней Руси 10 – 17 вв., отражение взглядов в литературе и влияние их на развитие литературного процесса средневековья.
Миры видимый и невидимый в сознании книжно – образованных людей 10 – 13 вв., к которым относились и писатели, составляют сотворённую Богом Вселенную. В центре неё находится сам Творец. Оттуда взирает он на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир – из центра мироздания, из глубины иконы, отразили иконописцы в обратной перспективе икон. Человек, стоящий перед иконой и общающийся через неё с Богом, был последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с ней целое, как бы «замыкает» икону. Благодаря обратной перспективе на человека обращён идущий из глубины иконы взгляд Создателя.
«Что есть человек, что ты знаешь о нём?» этими словами из Псалтыри начинает свои рассуждения о человеке, о смысле жизни в «Поучении» детям киевский князь Владимир Мономах (1053-1125). Проблема человека в древнерусской литературе, на всём её семисотлетнем протяжении, остаётся центральной. И весь путь её можно обозначить как путь, начинающийся в 11 в. с постижения мироздания и определения места человека в нём, до постижения в 16 – 17 веках самого человека, попытки покрытия его внутреннего мира и характера.; от духовности к душевности.
В 11 веке человек представлялся как малый мир, «микрокосмос»,подобие большого мира, «макрокосмоса», Вселенной. «Сотворил Бог человека, как бы некий второй мир: малый – в великом», говорит Иоанн Дамаскин.
Как и весь окружающий его мир, человек – божественное творение. И в значении своём они почти равнозначны. Наблюдая окружающий мир, человек убеждался в величии Творца. А человек – подобие Творца, вершина его творения, и тем он возвышается над сотворённым видимым миром.
Мир устроен волею Бога, и его движение изначально предопределено. Отсюда – провиденциализм в истории: события жизни не взаимосвязаны между собой, каждое из них происходит повелением свыше. Такой взгляд на историю отразился в крупнейшем историческом сочинении Киевской Руси – «Повести временных лет» первом отечественном летописном своде, составленном около1113 года мономахом Киево – Печерского монастыря Нестором.
В основу «Повести» легли русские летописные своды 11 в. и византийские хроники, тексты Священного писания и народные предания и легенды, рассказы очевидцев и личные впечатления составителей.
«Повесть» включила в себя разнообразные литературные жанры: от кратких погодных записей, повестей, поучений, притч, преданий до легендарно – библейских сказаний и княжеских житий.
Следует отметить, что историческая тематика занимает в древнерусской литературе доминирующее место. Уже в одном из первых дошедших до нас историософском сочинении русского митрополита Илариона «Слове о Законе и Благодати», написанном между 1037 и 1051 годами, сделана удачная попытка осознать историческое место Древней Руси в контексте мировой христианской истории. В «Повести временных лет» эта тема получила своё дальнейшее развитие.
Литература Киевской Руси в 1238 – 1240 гг. была богата самыми разнообразными по темам и жанрам произведениями. Период 11 – 13 веков очень плодовит в жанрообразовательном плане. Древняя Русь быстро усвоила жанровую систему, привнесённую переводной, прежде всего, церковной литературой, и стала формировать свою собственную. Конечно же, жанры церковной литературы занимали в древнерусской письменности этого периода ведущее место, однако заметно и значительное развитие жанров мирской литературы.
В мирской литературе на протяжении многих столетий доминировала историческая тематика, а среди жанров – историческая повесть, во многих своих разновидностях: воинской повести, историческом сказании, повести о княжеских преступлениях и других. Некоторые из них входили в состав летописей, как изумительная по мастерству описания «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского», помещённая в «Повесть временных лет» под 1099 годом. Некоторые бытовали самостоятельно: «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и позднее включались в сборники или своды.
«Слово о полку Игореве» самая крупная жемчужина древнерусской словесности. Окружающие его произведения только оттеняют его достоинство. «Слово» Даниила Заточника впервые поставило проблему интеллектуального служения князю, превосходства ума над физической силой.
К середине 13 века уже сложилась определённая иерархическая система жанров в Древней Руси. В церковной литературе высшую иерархическую ступень занимали Евангелия, затем следовали книги апостолов, Апокалипсис, жития святых. В светской литературе доминировал жанр летописей, затем шли княжеские жизнеописания, исторические повести, слова, послания и так далее.
Во второй половине 13 века начинался новый этап в истории древнерусской литературы. Начался он переходным периодом, длившимся почти столетие. В его продолжение в уже устоявшейся мировоззренческой системе появляются представления, которые вышли за рамки этой системы и, в конечном итоге, её значительно изменили. Символ, как средство раскрытия смысла, обретения истины, уступил место реалиям. Накапливаемый практический опыт дал толчок познавательному мышлению. Развитие самостоятельного мышления привело к изменению в 14 – 16 столетиях мировоззренческой системы. Общий взгляд на мироздание, всеобщую историю, сменился в этот период конкретным взглядом на русскую историю, её отдельные события и остановился, наконец, на человеке.
Смена мировоззренческих взглядов сказалась в творчестве писателей и изографоф. Происходящие перемены особенно заметны в иконе.
Постепенно, к концу 16 века, обратную перспективу вытесняет привычная для нас линейная перспектива. Изограф взглянул на мир глазами обыкновенного человека. В результате значительных изменений в мировоззрении, в центре внимания литературы оказался человек. Возник интерес к личности, к поступкам, чувствам и мыслям человека, отразившийся в исторической литературе и возникновении в 15 веке оригинальных бытовых повестей. В произведениях появилась личностная оценка писателя происходящих событий. Наряду с официальной государственной точкой зрения, в литературе стал проявляться частный взгляд на историю и личности.
Конечно, 16 век нельзя сравнивать ещё с 19 веком, с расцветом глубоко психологической русской прозы, но всё же к концу 16 века наметился существенный поворот во взглядах на человека. Причина этих перемен – в возросшем интересе к знаниям. В 14 – 16 столетиях переводится разнообразная средневековая научная литература, развиваются ремёсла, прикладные знания. Появился значительный интерес к своему историческому прошлому. Появляется осознание неповторимости эпох и событий, ценности человеческой личности.
Интерес к личности привёл к усилению и обогащению личностного начала в литературе. Стали выражаться различные мнения по поводу тех или иных явлений русской жизни, всё более отчётливо стали проявляться особенности индивидуального стиля писателя.
Не случайно в этот период появляются первые профессиональные писатели, которые наряду со своей основной деятельностью профессионально занимались и литературой. Так, Киприан был митрополитом, Епифаний Премудрый – монахом, оба были авторами житий.
Расширение кругозора, стремление пополнить географические знания способствовали появлению произведений о путешествиях.
Конец 15 века и век 16 – это расцвет публицистики в древнерусской литературе. Впервые появляется вымысел в исторических произведениях.
17 век внёс свои значительные коррективы в средневековые представления Древней Руси, и сказываются они, прежде всего, в секуляризации мировоззрения: отделении религиозного начала от мирского. Появляются новые виды литературы – драматургия и силлабическое стихотворство.
Одна из важнейших заслуг 17 века в развитии литературы – открытие характера. У персонажей лучших светских повестей 17 века уже показано сложное переплетение добрых и плохих черт, возникает представление о характере и его формировании под воздействием обстоятельств и влиянием других персонажей, количество которых в повести значительно расширяется. Повести заняли ведущее место в литературе 17 века.
Литература подошла к новому периоду в своей истории.
Средневековая живопись.
Живопись – важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.
Развитие западноевропейской живописи тесно связано с научными открытиями и общим расширением кругозора. Великие географические открытия, переворот в мировоззрении людей, связанный с системой Коперника, обогатили сознание людей. В Голландии, начальный период развития натюрморта нашёл своё отражение в творчестве Бальтазара ван дер Аста, картины которого демонстрируют радость нового постижения красоты природы. В композициях замечательных живописцев Питера Класа (1597 или 1598 – 1661) и Виллема Класа Хеды (ок. 1594 – ок. 1680), изображённые в картинах предметы объединяются, важным фактором становится свет, падающий на предметы.
Ощущение вещественности предметов, их жизненного естества, умение извлекать из сочетаний предметов действенные, характеризуют творчество замечательного мастера Франсуа Рейкхалса, оказавшего значительное влияние на двух крупнейших мастеров голландской живописи Абрахама ван Бейерена и Виллема Калфа. Абрахам ван Бейерен был художником страстного кипучего темперамента, ищущим, стремящимся передать в искусстве свою напряжённую жизнь.
Крупнейшим мастером натюрморта является фламандский живописец Франс Снейдерс (1579–1657). В зрелый период своего творчества он создаёт монументальные декоративные полотна, в которых изображает груды битой дичи, фруктов, овощей, цветов. Мощь, изобилие природы, яркая, жизнеутверждающая сила материи прославляются Снейдерсом в его многочисленных, огромных по размеру композициях, предназначенных для украшения дворцов фламандских вельмож.
Изображения отдельных предметов, несущие в себе как символическое, так и чисто декоративное значение, мы видим во многих портретах кисти таких итальянских художников, как Венето, Морони, Лотто, Бронзино.
Ростки испанского натюрморта можно найти в творчестве Франсиско Сурбарана (1598 –1664). Его картина «Детство Богоматери», где образ юной Марии трактован столь живо и лирично, даёт нам яркое представление о том, как испанский художник не только виртуозно передаёт фактуру и форму вещей, но и каждую из них наделяет большим духовным смыслом.
К числу наиболее ярких представителей немецкого искусства 17 в. принадлежит Георг Флегель, художник, предметы в картинах которого обладают свойством вступать в непосредственный контакт со зрителем.
Говоря о живописи, нельзя не упомянуть Леонардо да Винчи (1452 –1519) итальянского живописца, скульптора, архитектора, учёинженера. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Гуманистический идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы (Джоконда).
Микеланджело Буонарротти (1475 – 1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт . Он с наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а так же трагические ощущения кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой появились уже в ранних произведениях.
К Великим живописцам средневековья так же относятся Рафаэль Санти и Рембрандт Харменс ван Рейн. Рафаэль Санти (1483 –1520)итальянский живописец и архитектор – с классической ясностью и возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Его ранние произведения проникнуты изяществом и мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях комнат Ватикана, достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. В портретах создал идеальный тип человека Возрождения. Проектировал собор святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта – Мария дель Пополо в Риме.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 69) – голландский живописец, рисовальщик, офортист. Его новаторское искусство отличается демократизмом и жизненностью образов. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, основанной на эффектах светотени, писал портреты, в т. ч. групповые и мифологические сцены. К 1660-м годам относятся наиболее сложные по психологической структуре религиозные и исторические композиции. Широкая, свободная живопись Рембрандта приобретает пространственную глубину, светотень выступает как средство раскрытия психологических коллизий.
Театр
Важнейший вклад в развитие средневековой культуры внёс английский драматург и поэт Уильям Шекспир (1564 – 1616) – крупнейший гуманист эпохи Позднего Возрождения. В творчестве Шекспира отразились социальные противоречия, предшествовавшие Английской революции 17 века. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта» и т. д. В исторических хрониках запечатлён кризис феодальной системы. Шекспировский канон включает 37 драм. Глубокий лиризм и поэтичная образность присущи как поэмам и «Сонетам», так и драмам (написанным преимущественно белым стиххом), отличающимся проникновенным знанием характеров и страстей. Масштаб событий у Шекспира делает личные драмы героев явлениями государственного и общественного значения. Изображение характеров во всей их многогранности и движении – важнейший вклад Шекспира в развитие человеческой культуры.
Развитие науки в Европе
Николай Коперник (1473 – 1543) – польский астроном, совершивший переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учении о центральном положении Земли, объяснив видимые движения небесных светил вращением планеты вокруг оси и обращением её вокруг Солнца.
Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский учёный, один из основателей точного естествознания – всю свою жизнь боролся против схоластики, считая основой познания опыт. Заложил основы современной механики, построил первый телескоп. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира Коперника, за что был подвергнут суду инквизиции.
Надо сказать, что в средние века большинство учёных подвергалось гонениям со стороны инквизиции – судебно – полицейского учреждения для борьбы с ересями. Учёный, который опровергал учения церкви, считался еретиком и обычно приговаривался к сожжению. Примером тому может служить судьба итальянского философа – пантеиста и поэта Джордано Бруно (1548 – 1600), выдвинувшего концепцию о бесконечности и беслисленном множестве миров Вселенной.
Работы Исаака Ньютона (1643 – 1727) – английского математика, механика, астронома и физика – надолго определили пути развития физики и математики. Значительная часть классической механики надолго сохранилась в виде, созданном Ньютоном. Закон всемирного тяготения постепенно осознавался как единый принцип, позволяющий строить совершенную теорию движения небесных тел. Созданный им матемачический анализ открыл новую эпоху в математике.
ВЫВОДЫ
Трудно представить, какой была бы современная жизнь без гениев средневековья, людей, которые не смотря на протесты церкви, провозглашали свет Высокой культуры. Об этих людях, известных нам со школьной скамьи, можно написать очень много.
Литература
А. Н. Ужанков «Хрестоматия по древнерусской литературе»
Анатолий Томилин «Рассказы об электричестве»
«Советский Энциклопедический словарь»
М. Шахнович «Тайны Прометея»
«Энциклопедический словарь математика»
Журнал «Огонёк» 1987 года.