РЕФЕРАТ
Тема: Культура Крыма
Содержание
1. Крым в древности и в средние века
2. Культура Крыма в XVIII – XX вв.
Список литературы
1. Крым в древности и в средние века
В Крыму издавна обитали люди, относящиеся к самым разным этническим группам и народностям: киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне, хазары и протоболгары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и крымчаки, славяне и армяне. Каждая национальная группа, поселившаяся в Крыму, вносила свой вклад в развитие его экономики и культуры.
Человек на территории Крыма появился еще в период раннего палеолита (древнекаменного века), т.е. 250 тыс. лет тому назад. Древнейшее население Крыма известно нам уже по письменным источникам. Это киммерийцы, проживавшие в Крыму в XV – VII вв. до н.э.
Прибрежную и горную часть Крыма заселяли пастушеско-земледельческие племена тавров. Некоторые ученые считают их потомками киммерийцев. По имени тавров в эпоху античности и в средние века (до XIII в.) наш полуостров назывался Таврикой. Письменные источники говорят о пребывании тавров в Крыму до IV в. до н.э.
В VII в. до н. э. киммерийцы были вытеснены из Крыма пришедшими сюда из Азии ираноязычными племенами скифов. Основным занятием скифов в этот период было земледелие, видное место продолжало занимать скотоводство. Скифы также умели изготовлять разнообразные изделия из железа, бронзы, золота и серебра. Скифское царство просуществовало до III в. н.э. и пало под ударами готов.
Заметную роль в жизни древнего Крыма сыграли ираноязычные племена сарматов.
Сарматы появились в Крыму во II в. н. э. Проникая в города Боспорского государства, они постепенно придавали им греко-варварсий характер.
В VI – V вв. до н. э. развертывается греческая колонизация северного побережья Черного моря. Первые греческие колонии основаны в большинстве случаев выходцами из греческого города Милета. В начале V в. до н. э. они объединяются в Боспорское государство (столица Пантикапей. Боспорское царство становится важнейшим экспортером хлеба в Грецию и Малую Азию. В Боспоре чеканится сначала серебряная, а потом и золотая монета. В IV в. н.э. Боспорское царство было окончательно разгромлено гуннами.
В V в. до н.э. в районе современного Севастополя выходцами из Гараклеи Понтийской (южного побережья Черного моря) была основана крупная греческая колония Херсонес. По своему политическому устройству это была рабовладельческая республика. Главным занятием жителей Херсонеса было виноградарство, виноделие, рыболовство, различные ремесла и посредническая торговля хлебом, который привозился сюда из степных районов Крыма. В Херсонесе было 9 продольных и 27 поперечных улиц, акрополь, агора (место народных собраний), рынок, театр, порт и цитадель. В период своего расцвета он насчитывал до 20 тыс. жителей. В I в. до н. э. Херсонес попал в зависимость от Римской империи.
Римляне появились в Крыму в I в. до н. э. в связи с войнами империи с понтийским царем Митридатом VI Евпатором, закончившимися победой Рима. Главной базой римской армии в Крыму в I в. н. э. становится Херсонес. Под власть Римской империи попадают и другие населенные пункты, расположенные на побережье Крыма. После разделения Римской империи на Западную и Восточную крымские владения римлян отошли под власть Восточной Римской империи, известной в дальнейшем под названием Византия.
Греки и римляне сыграли большую прогрессивную роль в развитии экономики и культуры Крыма: в период своего пребывания в Крыму они находились на самой вершине мировой цивилизации. Следует помнить, что античная культура являлась основой и в определенном смысле непревзойденным образцом для дальнейшего развития человечества.
В течение многих веков Византия имела свои форпосты в Крыму. Она владела в Крыму и Херсоном (так назывался в средние века Херсонес), Боспором (ныне Керчь), а за пределами Крыма – Таманским полуостровом. Византию привлекали в Крыму не только богатства полуострова, его военно-стратегическое значение, но и его роль в транзитной торговле.
Христианство проникает в Крым еще в III в. Но особенно большую роль оно начинает играть в Крыму в VIII – IX вв. в связи со значительным притоком сюда иконопочитателей. В это время в Византии разгорелась борьба разных течений христианской церкви: иконопочитателей и иконоборцев. Спасаясь от гонений императоров-иконоборцев, множество сторонников почитателей икон бежало в Таврику и создало здесь ряд так называемых пещерных монастырей. Эта миграция увеличила в Крыму удельный вес греческого населения. Славяне в Крыму появились, по-видимому, еще в период раннего средневековья. В 944 г. между Византией и киевским князем Игорем был заключен мирный договор, по которому Игорь обязывался не присваивать себе власти над «Корсуньской страной» (так назывались византийские владения на Руси). Судя по всему, во II половине X в. русские прочно утвердились в восточной части Крыма и на Таманском полуострове. Здесь образовалось русское Тмутараканское княжество.
В XIII в. Восточный Крым стал провинцией Золотой Орды, после распада которой возникло Крымское ханство (1443-1783), которое с 1575 г. было вассалом Турции. Древнейшие памятники искусства Крыма относятся к 3-2 тыс. до н.э (роспись на скалах урочища Таш-Аир, рельефы на каменных стелах и др.). Со второй половины 1-го тысячелетия до н. э. искусство Крыма связано с искусством греческих городов-колоний; для него характерно взаимовлияние греческих и местных традиций (росписи склепов Неаполя Скифского, и Пантикапея, расписные стелы и мозаики Херсонеса; надгробные рельефы, культовые и портретные статуи, терракотовые статуэтки, произведения декоративно-прикладного искусства). От первого тысячелетия до н. э. остались каменные укрепления тавров (на горах Уч-Баш, Кошка и др.). Сохранились остатки оборонительных, культовых и общественных сооружений, погребальные памятники античных колоний Херсонеса, Пантикапея и др. Сохранились уникальные изделия из золота и серебра, изготовленные боспорскими ремесленниками (ваза из кургана Куль-Оба, чаша из Гаймановой могилы, гребень из кургана Солоха, амфора из кургана Чертомлык, пектораль из Толстой могилы и др.).
С V – VI вв. в горах Крыма сооружались так называемые пещерные города и крепости (Чуфут-Кале, Эски-Кермен и др. близ Бахчисарая, Инкерман и Мангуп близ Севастополя).
Во времена средневековья в Крыму создавались памятники, связанные с культурой Византии, - христианские базилики (в Херсонесе, VII-VIII вв.) и крестово-купольные храмы (Иоанна Предтечи церковь в Керчи). В Крыму многочисленны памятники армянской, генуэзской, турецко-татарской архитектуры.
2. Культура Крыма в XVIII – XX вв.
Историческая справка. В 1783 г. Крым присоединен к России. Во время Крымской войны (1853-1856) был главным театром военных действий. Во время революции 1905-1907 гг. произошло восстание на броненосце «Потемкин», Севастопольское восстание 1905 г. Советская власть установлена в декабре 1917 – январе 1918 гг. Гражданская война продолжалась до ноября 1920 г. 18 октября 1921 г. образована Крымская АССР в составе РСФСР (в 1945 преобразована в область). Во время Второй мировой войны в Крыму шли ожесточенные бои с фашистами. В ходе Крымской операции 1944 г. территория Крыма была освобождена от немецко-фашистских оккупантов. 19 февраля 1954 г. Крымская область была передана в состав УССР.
К концу XVII – началу XVIII века города становятся торговыми и ремесленными центрами, в которых сосредоточивались ремесленники. Ремесленники удовлетворяли, прежде всего, бытовые и хозяйственные потребности местного населения. Ремесленные изделия пользовались большим спросом и были весьма разнообразны. Изготавливались: медная посуда, обувь, одежда, ювелирные украшения, вышивки, ковры, войлок и пр. Развитие ремесла способствовало росту городов, которые возникли на границе предгорных и степных районов Крыма еще в XVI в. Наиболее значительными из них были Бахчисарай – столица Крымского ханства и Карасубазар (нынешний Белогорск), постепенно все большее значение стал приобретать Гезлев (Евпатория). Сочетая архитектурные формы Византии и Востока, используя местные строительные материалы, зодчие создали в Крыму архитектурные сооружения, исключительные по изяществу и простоте, по гармоничности и рациональности. В XVIII – XIX вв. интерьеры общественных зданий и дворцов украшались росписями и резьбой. В первой половине XIX в. на полуострове достаточно быстрыми темпами развивалось градостроительство, расширялись старые города, начали возникать новые. Характерной чертой Крыма был относительно высокий удельный вес горожан и сравнительно быстрое развитие морских портов. После присоединения Крыма правительство России уделяет большое внимание всестороннему изучению края, направляя сюда видных ученых, общественных деятелей. Постепенно начинается историческое исследование Крыма, археологические раскопки, создаются музеи и пишутся первые монографии. Один из первых музеев был открыт на территории Крыма в июне 1826 г.
Значительное место в этот период занимают литература и театр. Первым певцом Тавриды был Василий Васильевич Капнист. В стихотворении «Другу сердца» есть строки, написанные под впечатлением его поездки в Крым.
В Крыму побывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Адам Мицкевич (написал замечательный лирический цикл «Крымские сонеты»), Н. В. Гоголь, В.А Жуковский и др.
По мере роста городов и численности их населения, росла и потребность в культурных центрах, в выпуске газет и других периодических изданий.
Поселившийся в Симферополе московский купец Волков основал в 1826 г. первый в Крыму театр.
Основание первого периодического издания – «Таврических губернских новостей» относится к 1838 г. Очевидно, газета издавалась сначала как сборник официальных сообщений и указаний, затем стала «светской», сообщая самую разнообразную информацию. Впоследствии выходили газеты: «Крымский листок», «Таврида», «Крым», «Крымский вестник», «Южные вести» и др.
Архитектура. В стиле русского классицизма в Симферополе построены лавки с колоннадой (начало XIX в.), бывшая загородная усадьба врача Мильгаузена (октябрь 1811 г.), «странноприимный» дом Таранова-Белозерова (1825), загородный дом Воронцова в парке «Салгирка».
«Дом Воронцова» построен в 1826 – 1827 гг. архитектором Ф. Эльсоном. Здание имеет четкий план и весьма импозантный восточный фасад с колоннадой и широкой лестницей, спускающейся с террасы в парк. Однако в этом здании «чистота» стиля была сразу же и вполне сознательно нарушена. В стиль русского классицизма вплетаются восточные мотивы.
Высокое мастерство показали зодчие при строительстве собора во имя Александра Невского, главного православного храма губернии, построенного в Симферополе. Выбранное для церкви место было освящено в мае 1810 г. Но стройка шла очень трудно, были допущены серьезные просчеты, и почти возведенное здание в 1822 году пришлось разобрать. Собор начали строить по проекту выходца из Франции И. Шарлемана, на первой площади Симферополя (ныне Сквер Победы). Наблюдение за стройкой поручили архитектору Якову Ивановичу Колодину. В 1828 г. храм был возведен, а 3 июня 1829 г. он был освящен. Собор был очень красив и внешне, и внутренне: богатый иконостас, голубые купола, позолоченные кресты, малиновый звон колоколов, ажурная решетка ограды. В 1931 г. собор был варварски разрушен. С 2003 г.начаты работы по воссозданию храма.
Около середины XIX в. русский классицизм уступил место готике, византийской архитектуре, зодчеству мусульманского Востока. Классический стиль соблюдается в строительстве официальных зданий, а дворцы и особняки частных лиц возводились в стиле готики, ренессанса или восточном «вкусе». К числу зданий, выдержанных в традициях русского классицизма, относится колоннада Графской пристани (1846 г.) и Петропавловский собор (1848 г.) в Севастополе. Из построек, рвущих с этим стилем, наибольшей известностью пользуются Алупкинский, Гаспринский и Ливадийский дворцы.
Строительный материал, как и здания городов и поселков, был самым разнообразным – от глины (для строительства мазанок) до диабаза (дворец Воронцова). Отовсюду на подводах везли камень, песок, доски. Широкое строительство требовало значительных денежных средств, поэтому на благоустройство их не хватало. Улицы первое время имели грунтовое покрытие и поэтому летом они зарастали травой, а в ненастье были труднопроходимыми. В первой половине XIX в. вопрос «мощения улиц» решался с большим трудом.
На развитие края во второй половине века оказал влияние целый ряд событий и факторов, и прежде всего крымская война и отмена крепостного права в России. Несмотря на тяжелое положение, успешно развивается промышленность. Успехи в экономике способствуют росту городов. Заново отстраивается Севастополь, крупным торговым городом становится Феодосия, курортным и лечебным центром - Евпатория. Симферополь к концу века по праву является административным и культурно-экономическим центром губернии. В 1874 г. здесь появился профессиональный театр, с 1875 г. начала выходить своя газета. В 1893 г. появляется телефонная связь.
Во второй половине XIX в. создается целый ряд научных обществ, сыгравших значительную роль в развитии науки и распространении научных знаний: Таврическое медико-фармацевтическое общество (1868), симферопольский отдел Российского общества по изучению садоводства для хозяйственных и научных целей (1883) и др.
В Крыму открываются новые и пополняют свои фонды прежние музеи и библиотеки. В Симферополе в 1887 г. основан музей древностей Таврической ученой Архивной комиссии, а в 1899 г. – естественно-исторический музей. С историей этих очагов культуры связаны имена многих крупных деятелей – А. Стевена, А. Маркевича, С. Мокржецкого, Н. Клепинина и др. 12 ноября 1873 г. была основана библиотека «Таврика», в ней имелись редчайшие справочники, путеводители, монографии, альбомы, прижизненные издания выдающихся писателей, первооткрывателей и исследователей Крыма. В 1869 г. в Севастополе был открыт музей Севастопольской обороны, по инициативе участников обороны 1854-1855 гг.
Большое внимание уделялось образованию, в 1865 г. в Крыму было уже 262 учебных заведения, а в 1887 г. – 569.
С Крымом связано творчество многих писателей, поэтов, ученых, художников.
Так, писатель К. Станюкович в своих рассказах «Похождения одного матроса», «Морских рассказах» показывает будни русского флота. В Ялте долгое время жил и работал украинский поэт С. Руданский. С 1898 г. в Ялте жил и работал А. Чехов. Здесь им написаны «Три сестры», «Вишневый сад», «В овраге» и др.
Во второй половине века в Крым приезжали Л. Украинка, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, М. Коцюбинский, Л. Толстой и др.
Федор Александрович Васильев был одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок. Он приехал в Крым летом 1871 г. и поселился в Ялте. За короткое время он написал ряд картин – шедевров русского пейзажа: «Оттепель», «Мокрый луг», «Дорога в Крыму», «Прибой волн», «В Крымских горах». Умер художник на 24-м году жизни. Похоронен в Ялте.
Жизнь и творчество художника Ивана Константиновича Айвазовского тесно связаны с Крымом. Родился он 17 июля 1817 г. в Феодосии, учился в Симферопольской мужской гимназии. Далее учеба в Петербургской Академии Художеств, поездка в Италию для знакомства с искусством этой страны. В 1844 г. И.К. Айвозовскому было присвоено звание академика живописи. С 1845 г. он постоянно жил и работал в Феодосии. Большая часть картин выдающегося мастера морских пейзажей хранится в Феодосийской картинной галерее.
Значительный вклад в культуру Крыма внес Исмаил Бек Мустафа Оглы Гаспринский (1851-1914) – журналист и ученый, автор ряда учебных пособий и учебных программ, нового звукового метода обучения.
Во второй половине XIX в. бурно развивается строительство. Строятся жилые дома и банки, торговые центры и дворцы, храмы и мечети.
К 1911 г. было завершено строительство Форосской церкви.
В 1909 – 1914 гг. архитектором Тер-Микеловым по эскизам художника Вардгеса Суренянца построена армянская церковь в Ялте.
Продолжается, прежде всего на Южном берегу, строительство дворцов и особняков, архитектурный стиль которых самый разнообразный. Особенно выделяются своей претензией на оригинальностью «Ласточкино гнездо» и «Кичкинэ». Вызывает восхищение смелость архитектора А. В. Шервуда, решившего строить «Ласточкино гнездо» на обрыве Аврориной скалы, нависающей над морем. Дача построена в 1911 – 1912 гг. для нефтепромышленника барона Штейнгеля в ярко выраженном готическом стиле.
Дворец «Кечкинэ» (Малютка) построен на мысе Ай-Тодор в 1908 – 1911 гг. Своей оригинальностью он вызывает самые противоречивые отзывы. Но так или иначе, «Кечкинэ» очень колоритен и всегда привлекает внимание.
Не менее колоритен дворец «Дюльбер» (прекрасный), построенный по проекту архитектора Н.П. Краснова в 1895 – 1897 гг. В архитектуре дворца использованы мотивы восточной архитектуры. По его же проекту построен для русского императора Николая II Ливадийский дворец – лучшее здание начала ХХ в. в курортной Ялте. Дворец строился как летняя резиденция.
XX век. Народы Крыма имеют богатые традиции в области культуры и во всех областях – в производстве, науке, литературе и искусстве, религии. Многими поколениями людей в Крыму создана развитая прочная материально-техническая база культуры. Здесь работают пять профессиональных театров, Крымская государственная филармония и пять ее отделений, симфонический оркестр, ансамбли «Таврия», «Хайтарма», «Калинка». На полуострове действуют Крымская государственная киностудия, базирующаяся в Ялте, 633 клубных учреждения, 49 кинотеатров.
Многие программы пользуются большим успехом в Крыму и за его пределами. К ним можно отнести программы: «Великий шелковый путь», «Дни крымскотатарской культуры», проходившие в Киеве, «Дни А.П. Чехова» в Ялте, «Крымские зори», «Бархатный сезон Крыма»; научные чтения – «Пушкинские» в Бахчисарае, «Чеховские» в Ялте, «Волошинские» в Коктебеле; научные – «Культура Крыма на рубеже двух веков» и др.
В октябре 1995 г. В Симферополе был проведен международный симпозиум «Христианство, гуманизм, здоровье», объединивший представителей различных идейных течений.
Видное место в культурной жизни Крыма занимают театральные коллективы: Академический русский драматический театр им. Горького и Крымский украинский музыкальный театр.
Плодотворно работает Крымская писательская организация. Получила развитие издательская деятельность. С 1994 г. издается журнал «Брега Тавриды», в котором представлено творчество российских, украинских, белорусских писателей. Крымская организация Союза художников Украины насчитывает около 250 человек.
Национальная палитра Крыма представлена более чем ста этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционную бытовую культуру и активно популяризируют свое историко-культурное наследие. На территории республики проживают украинцы, русские, крымские татары, азербайджанцы, армяне, греки, венгры, болгары, грузины, евреи, казахи и др. В настоящее время в АРК действует более 27 национально-культурных объединений, 25 из них официально зарегистрированы.
Некоторый подъем культурной жизни дает основание полагать, что Республика Крым располагает реальными возможностями, чтобы стать на путь стабилизации и дальнейшего развития. Культура народов Крыма – важный фактор общественной жизни, носитель идей мира и дружбы между народами.
Список литературы
1. Берестовская Д.С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.
2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М.,2002.
3. Культурология: Учеб. Пособие. /Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
4. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.
5. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.,2002.
6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. – М., 1999.