студента экономического факультета, группы ФК ДО5598 Смирнова Геннадия.
Мурманск 2003г.
Я, Смирнов Геннадий Вячеславович, проходил практику в ООО “Кольский центр оценки и консалтинга” в течение 5 недель с 22 февраля по 28 марта в соответствии с содержанием, целями, задачами и требованиями, которые предусмотрены программой по специальности 060400 “Финансы и кредит”.
В ходе прохождения практики предметом профессионального изучения явился вопрос, связанный с системами регионального прогнозирования в Мурманской области.
Обращение к изучению этого вопроса обусловлено тем, что проблема выбора направлений и механизмов развития региональных социально-экономических систем, особенно актуальна на этапе реформ, обозначена в многочисленных концепциях их развития. Вместе с тем, в настоящее время не разработана целостная, опирающаяся на достижения современных экономических теорий методология формирования стратегии развития региональных социально-экономических систем, в частности:
Еще не сложилась в отдельную отрасль науки и не отражает всего многообразия типов региональных социально-экономических систем исследование принципов и механизмов устойчивого развития, хотя оно более продвинуто рубежом в сравнении с отечественной экономической наукой;
Не в полной мере выявлены и систематизированы основные свойства региональных социально-экономических систем, не исследованы возможности их использования в качестве критериев выбора приоритетов регионального развития;
Не развиты методы оценки стратегии развития региональных экономических систем, позволяющие “снять” ограничения известных методик оценки локальных инвестиционных проектов.
Приступая к изучению этого вопроса, я поставил перед собой следующие задачи:
Проанализировать содержание стратегии развития региональных социально-экономических систем;
Сформулировать цели и принципы, предложить механизмы устойчивого регионального развития;
Выявить закономерности прогрессивного технико-экономического развития и их влияние на формирование стратегии развития региона;
Исследовать экономику региона с системных позиций с целью определения приоритетов и критериев усиления ее свойств;
Обосновать условия и механизмы, необходимые для реализации стратегии развития региона.
Решение поставленных задач основывалось на изучении “Основных направлений стратегии развития Мурманской области на период до 2015 года”, “ Докладе об итогах социально-экономического развития Мурманской области в 2002 году”, периодических изданий: “Мурманский вестник”.
В результате изучения теоретических аспектов темы были:
1.Развиты теоретические положения о сущности стратегии развития, свойств региональной экономики
2.Выявлены основные свойства региона (прежде всего гибкость, экономичность, саморазвитие), что позволяет полноценно исследовать его особенности и сущность, предложить критерии и организационно-экономический механизм формирования заданных свойств;
3.Обоснованы приоритетные направления, элементы организационного механизма и некоторые параметры экономической стратегии Мурманской области, отвечающей особенностям ее экономики;
4.Выявлены методологические проблемы прогнозирования развития экономики Мурманской области.
5.Было установлено, что стратегия развития региона основывается на концепции-идее развития региона. На основе концепции разрабатываются отраслевые и территориальные программы – целевые комплексные документы, в которых позиции концепции получают подробное и конкретное обоснование, а также согласование проблемных вопросов.
Одним из важных методологических принципов разработки концепции является ее от иерархического ранга региона. Высшим звеном в этой иерархии выступает социально-экономическая система страны, за ним следуют крупные экономические районы, которым в настоящее время в значительной мере соответствуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия – “Северо-Запад”, “Центр”, “Черноземье”, “Большая Волга”, “Урал”, “Сибирское соглашение” и т.д.
Следующее звено – субъекты РФ: республики РФ, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального подчинения. Низшими иерархическими звеньями в региональной иерархии являются муниципальные образования. Чем выше ранг объекта, тем устойчивее и предсказуемые тенденции его развития, меньше зависимость от внешних, случайных факторов, больше опора на собственные ресурсы развития.
Структура концепции. В соответствии с назначением концепция состоит из четырех содержательных блоков. В первом блоке, целевом, исследуется “стартовый” уровень социально-экономического развития региона, выявляются тенденции и основный проблемы региона. В процессе ранжирования вычленяются две-три главных проблемы, определяющих характер и направления развития региона. По сути, речь идет о тех проблемах, для решения которых целесообразна первоочередная концентрация дефицитных ресурсов. Логическим завершением целевого блока является формирование субординированной системы целей ближней перспективы. Это необходимо для того, чтобы последующие этапы разработки концепции имели активный, целенаправленный характер.
От того, насколько верно установлены проблемные ситуации на базовый и прогнозный периоды, в большей мере зависит правильность выбора системы целей. В этом как раз и заложена основа учета природной, социально-экономической и геополитической специфики региона, оценки реально пригодных для использования ресурсов. Качество разработки концепции повысится, если будут установлены промежуточные проблемные ситуации. Установление их облегчит процедуру элиминирования (устранения) конечной проблемной ситуации, постановку ”узловой народнохозяйственной проблемы” развития региона в расчетном периоде.
По итогам выполнения целевого блока формируются основные положения концепции, то есть агрегированное изложение представлений об основных проблемах, принципах, целях и методах социально-экономического развития региона, возможностях ресурсного обеспечения, механизмах прямого и косвенного управления всеми процессами, протекающими в общественной жизни региона. В ходе обсуждения основных направлений уточняется круг проблемных ситуаций, формируются основные положения становятся исходным рубежом, от которого берет начало содержательная часть концепции социально-экономического развития региона.
Второй блок – прогнозно-аналитический, в нем обобщаются результаты предварительно разработанных прогнозов развития региона. Взаимная увязка прогнозов осуществляется на “выходе” из блока, то есть при формировании целостной системы предварительных прогнозов долгосрочного развития региона. Такая последовательность дает возможность свести к минимуму необходимость многократных корректировок в конкретных прогнозах. Нельзя иметь, например, прогноз социально-демографической ситуации без учета миграций, а последние не могут быть спрогнозированы без наличия экономического прогноза. Последний, в свою очередь, немыслим без оценки экономического потенциала, включающего в себя следующую совокупность элементов производительных сил:
Топливно-энергетическую и минерально-сырыевую базы;
Основные производственные фонды, их технический уровень, то есть физический и моральный износ;
производственную и социальную инфраструктуру, ее технический уровень;
демографический потенциал;
научно-технический и образовательный потенциал;
финансово-инвестиционный потенциал;
рыночный потенциал.
Рыночный потенциал региона является новой для нашей страны категорией. Он может быть определен на основе анализа, синтеза и прогноза развития оптового рынка, сети розничной торговли, функционирования товарно-фондовых бирж, банковской системы, рынка ценных бумаг, информационной системы. Каждый из перечисленных элементов должен быть проанализирован, синтезирован и спрогнозирован как по отдельности, так и в совокупности, причем в составе региональной системы. Именно в процессе этой исследовательской работы происходит принципиальная увязка системы целей и системы прогнозов.
Третий блок отводится учету внешних факторов, которые естественно, принимались во внимание и ранее, в других блоках, но именно здесь их исследуют самым подробным образом, поскольку они в набольшей мере воздействуют на выбор вариантов экономического и социального развития региона в долгосрочной перспективе. На этой стадии выполняется окончательное согласование целей и ресурсов, причем возможно сокращение количества целей и/или изменение их субординации. Разработка данного блока завершается взаимоувязкой экономического, социального и экологического аспектов регионального развития.
Четвертый блок – концептуальный. Он формируется на основе системы предварительных прогнозов с коррективами, вытекающими из учета внешних факторов, в соответствии с системой целей. Иначе говоря, данный блок является завершающим, сводным. В ходе разработки этого блока концепция регионального развития приобретает, с одной стороны, высокоагрегированный, а с другой - целевой характер. Некоторые разделы из этого блока переходят в разряд целевых комплексных программ, но конкретная разработка и реализация этих программ выходит за рамки концепции.
Рассмотренная схема формирования концепции обладает необходимой маневренностью, то есть учитывает местную специфику, позволяет вносить по ходу ее разработки необходимые коррективы. Обратим внимание на наличие в концепции развития региона трех разноуровневых, но в то же время взаимоувязанных аспектов: макроструктурного, межотраслевого и территориального.
6. Выявлены процедуры, необходимые для реализации стратегических целей региона:
оценка и анализ внешних факторов развития;
изучение ресурсных возможностей и ограничений;
изучение предложений, даваемых в территориальных проектировках (региональных программах, генпланах городов и т.п.);
выбор стратегии регионального развития, то есть определение основных приоритетов развития, средств и методов достижения целей;
прогнозирование сценариев развитие и этапов реализации стратегического плана.
7. Определены виды регионального прогнозирования: социально-демографический, прогноз природно-ресурсного потенциала, экономический, экологический, технологический, информационный.
Результатом практической части работы явилось изучение итогов социально-экономического развития Мурманской области за 2002 год.
Были рассмотрены:
Промышленность (химическая, рыбная, электроэнергетика);
Инвестиции;
Сельское хозяйство;
Транспорт (объем перевозок, грузооборот);
Демография, занятость населения;
Уровень жизни;
Индекс цен и тарифов;
Потребительский рынок.
Была изучена стратегия развития Мурманской области на период до 2015 года.
Особое внимание было уделено изучению базовых отраслей экономики Мурманской области:
Топливно-энергетический комплекс;
Агропромышленный комплекс;
Горнопромышленный комплекс;
Транспортно-коммуникационный комплекс;
Рыбопромышленный комплекс;
Изученная стратегия может быть использована Правительством Мурманской области для планирования экономики области.
Причиной разработки Стратегии развития области на 15-летний период является ряд обстоятельств:
Во-первых, необходимость иметь целевые ориентиры долгосрочного социально-экономического развития области, с четкими представлениями о базовых принципах, основных приоритетах, источниках и механизмах их реализации.
Во-вторых, необходимость в определенности, четкости, предсказуемости государственной и региональной социально-экономической политики, понятности ее для населения.
В-третьих, особенность специализации экономики области, ориентированной на добычу и первичную переработку сырьевых ресурсов, имеющей высокую капиталоемкость, энергоемкость и длительные сроки окупаемости капитальных вложений в производство.
В-четвертых, особенность географического расположения области, имеющей геостратегическое значение, суровые климатические условия, предъявляющие повышенные требования к созданию соответствующих условий для жизнедеятельности и труда проживающего в области населения и их будущих поколений.
Принципиальной особенностью Стратегии является то, что необходимо сделать определенный стратегический выбор типа региональной экономики, который должен быть создан в предстоящие 15 лет: традиционно-сырьевой или инновационно-индустриальный с элементами постиндустриальных информационных технологий.
Прохождение практики позволило систематизировать знания по региональной экономике, изучить более детально экономику Мурманской области; рассмотреть базовые отрасли региона; приобрести полезный практический опыт работы с нормативно-законодательной базой и другими источниками информации.