Курсовой проект
Тема «Проектирование рационального варианта технического обслуживания машинно-тракторного парка агропредприятия»
Введение
Техническое обслуживание – основное мероприятие по поддержанию машин в работоспособном состоянии в процессе их применения и хранения.
Постоянная готовность машин зависит от качества их изготовления, так и от качества технического обслуживания.
Для обеспечения высокого качества технического обслуживания машин требуются стационарные и передвижные средства обслуживания, соответствующая документация, а так же квалифицированное обслуживание. Всё это вместе составляет систему технического обслуживания машинно-тракторного парка.
Поддержать работоспособность машин можно только в том случае, когда значение каждого заданного параметра его технологического состояния варьирует между номинальным и предельным значениями. Осуществить это можно операциями технического обслуживания двух видов: с периодическим и регламентированным. Для поддержания машин в исправном состоянии большое значение имеет ведение диагностирования технического состояния. Это позволяет продлить срок службы до ремонта.
Целью проекта является разработка рационального варианта технического обслуживания для машинно-тракторного парка агропредприятия. Для достижения поставленной цели в проекте решены следующие задачи:
1. Определение количества технических обслуживаний.
2. Определена общая трудоемкость на выполнение технического обслуживания.
3. Выбраны средства для проведения технического обслуживания и организация их работы.
4. Определена трудоемкость диагностики технического состояния машин, предложена организация диагностики.
5. Определено количество заправочных средств.
6. Предложена организация службы машинного двора.
Исходные данные
Таблица 1. Количество машин и годовой расход топлива
№ | Марка трактора | Количество машин | Годовой расход топлива, т. |
1 | К-701 | 3/1 | 128 |
2 | Т-4А | 4/2 | 232 |
3 | ДТ-75М | 5/2 | 197 |
4 | МТЗ-80 | 6/2 | 97 |
5 | Нива | 11 | 41 |
6 | Дон-1500 | 7 | 55 |
7 | Енисей-1200 | 11 | 66 |
Таблица 2. Годовой расход топлива в процентах по месяцам, %
№ п/п |
Марка трактора |
Месяц | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
1 | К-701 | 5 | 4 | 4 | 6 | 8 | 10 | 10 | 15 | 17 | 15 | 2 | 4 |
2 | Т-4А | 6 | 6 | - | 12 | 10 | 8 | 8 | 10 | 20 | 15 | - | 5 |
3 | ДТ-75М | 5 | 5 | 5 | 10 | 20 | 4 | 3 | 8 | 15 | 20 | - | 5 |
4 | МТЗ-80 | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | 15 | 15 | 15 | 10 | 10 | 3 | 2 |
5 | Нива | - | - | - | - | - | - | 6 | 41 | 39 | 14 | - | - |
6 | Дон-1500 | - | - | - | - | - | - | - | 45 | 40 | 15 | - | - |
7 | Енисей-1200 | - | - | - | - | - | - | 8 | 38 | 42 | 12 | - | - |
Таблица 3. Нормативная периодичность проведения ТО, кг [1] стр. 64
Вид обслуживания | К-701 | Т-4А | ДТ-75М | МТЗ-80 | Нива | Дон-1500 | Енисей-1200 |
КР | 220800 | 115200 | 80640 | 48000 | - | - | - |
ТР | 73600 | 38400 | 26880 | 16000 | - | - | - |
ТО3 | 36800 | 19200 | 13440 | 8000 | - | - | - |
ТО2 | 9200 | 4800 | 3360 | 2000 | 3400 | 2200 | 5720 |
ТО1 | 2300 | 1200 | 840 | 500 | 850 | 550 | 1430 |
Таблица 4. Нормативная трудоемкость элементов ТО, чел./ч [1] стр. 66
№ |
Марка трактора | ТО1 | ТО2 | ТО3 | Сез.ТО | ДК | ДП | ПХР | ОХР | СХР | tзапр |
1 | К-701 | 2,2 | 11,6 | 25,2 | 18,3 | 14 | 4,9 | 18,2 | 0,7 | 7,6 | 3 |
2 | Т-4А | 1,7 | 5,7 | 31,8 | 16,5 | 10 | 3,5 | 9,2 | 0,9 | 11,6 | 3 |
3 | ДТ-75М | 2,7 | 6,4 | 21,4 | 17,1 | 10 | 3,5 | 6 | 0,6 | 7 | 3 |
4 | МТЗ-80 | 2,7 | 6,9 | 19,8 | 3,5 | 8 | 2,8 | 7 | 0,7 | 7,5 | 3 |
5 | Нива | 5,1 | 6,6 | - | - | 6 | 2,1 | 24 | 0,9 | 20,4 | 3 |
6 | Дон-1500 | 3,6 | 7,2 | - | - | 6 | 2,1 | 20,2 | 0,5 | 13 | 3 |
7 | Енисей-1200 | 5,1 | 6,6 | - | - | 6 | 2,1 | 26,9 | 0,7 | 22,7 | 3 |
Расчет программы технического обслуживания машинно-тракторного парка
Определим годовой расход топлива по маркам машин:
Таблица 5. Годовой расход топлива по маркам машин, 103 кг
№ п/п |
Марка трактора | Месяц | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
1 | К-701 | 6,4 | 5,12 | 5,12 | 7,68 | 10,24 | 12,8 | 12,8 | 19,2 | 21,76 | 19,2 | 2,56 | 5,12 |
2 | Т-4А | 13,92 | 13,92 | - | 27,84 | 23,2 | 18,56 | 18,56 | 23,2 | 46,4 | 34,8 | - | 11,6 |
3 | ДТ-75М | 9,85 | 9,85 | 9,85 | 19,7 | 39,4 | 7,88 | 5,91 | 15,76 | 29,55 | 39,4 | - | 9,85 |
4 | МТЗ-80 | 4,85 | 4,85 | 4,85 | 4,85 | 9,7 | 14,55 | 14,55 | 14,55 | 9,7 | 9,7 | 2,91 | 1,94 |
5 | Нива | - | - | - | - | - | - | 2,46 | 16,81 | 15,99 | 5,74 | - | - |
6 | Дон-1500 | - | - | - | - | - | - | - | 24,75 | 22 | 8,25 | - | - |
7 | Енисей-1200 | - | - | - | - | - | - | 5,28 | 25,08 | 27,72 | 7,92 | - | - |
итого: | 35,02 | 33,74 | 19,82 | 60,07 | 82,54 | 53,79 | 59,56 | 139,35 | 173,12 | 125,01 | 5,47 | 28,51 |
Количество технических обслуживаний определим аналитическим способом. Количество ТО, планируемое по определённой марке трактора, рассчитывается по следующим формулам:
Количество планируемых капитальных ремонтов: [2] стр. 32
nкр=, (1)
где QI - планируемый годовой расход топлива тракторами одной марки, кг;
Qo - остаток топлива с прошлого года или месяца, кг;
Qкр - периодичность проведения капитального ремонта в килограммах расходуемого топлива;
nкр - количество капитальных ремонтов.
Количество планируемых текущих ремонтов: [2] стр. 32
nтр=- nкр, (2)
где Qтр - периодичность проведения текущего ремонта в килограммах расходуемого топлива;
nтр - количество текущих ремонтов.
Количество планируемых ТО3: [2] стр. 32
nТО3=- nкр - nтр, (3)
где nТО3 - количество ТО3;
Q3 - периодичность проведения ТО3 в килограммах расходуемого топлива.
Количество планируемых ТО2: [2] стр. 32
nТО2=- nкр - nтр- nТО3, (4)
где nТО2 - количество ТО2;
Q2 - периодичность проведения ТО2 в килограммах расходуемого топлива.
Количество планируемых ТО1: [2] стр. 32
nТО1=- nкр - nтр- nТО3- nТО2, (5)
где nТО1 - количество ТО1;
Q1 - периодичность проведения ТО1 в килограммах расходуемого топлива.
Система технического обслуживания МТП включает в себя проведение комплексной технической диагностики (Дк), периодической диагностики (Дп), поставку техники на хранение (Пхр), обслуживание техники во время хранения (Охр), снятие с хранения (Схр), сезонное техническое обслуживание (СТО). Комплексная техническая диагностика проводится при ТО3 на стационарном пункте обслуживания или в мастерской [2] стр. 33.
Периодическая техническая диагностика проводится через ТО2 [2] стр. 33.
Следовательно, количество проводимых Дк равно количеству ТО3, а количество проводимых Дп равно половине количества проводимых ТО2. На основании ГОСТ 20793-86/7/ сельскохозяйственная техника снимается с хранения за 15 дней до начала полевых работ и становится на хранение в течении 10 дней после окончания работы. Количество тракторов и сельхозмашин, подлежащие постановки на хранение, на основании количества техники [2] стр. 33.
Сезонное техническое обслуживание тракторов подразделяется на два вида:
а) СТО-ВЛ – сезонное техническое обслуживание весенне-летнее проводится весной при установлении среднесуточной температуры +50С [2] стр. 33;
б) СТО-ОЗ – осенне-зимнее сезонное техническое обслуживание проводится осенью при установлении среднесуточной температуры +50С [2] стр. 33.
Комплексная диагностика комбайнов проводится после проведения полевых работ, перед постановкой на хранение [2] стр. 34.
Трудоёмкость технического обслуживания машинно-тракторного парка
Трудоёмкость элементов технического обслуживания определяется по нормативам на техническое обслуживание: [2] стр. 34
Т=n∙t , (6)
где n - количество технических обслуживаний, шт. (табл. 6);
t - нормативная трудоёмкость проведения технического обслуживания, Чел.-ч (табл. 4);
Т- трудоёмкость элементов технического обслуживания, Чел.-ч.
Полученные результаты заносим в годовой план-график трудоёмкости проведения технических обслуживаний (табл. 7).
Аналогично определяем трудоёмкость комплексной и периодической диагностики: [2] стр. 34
Тдк=nдкtдк, (7)
где nдк - количество комплексной диагностики, шт.;
tдк - нормативная трудоёмкость проведения комплексной диагностики машины, Чел.-ч.
Тдп=nдпtдп , (8)
где nдп - количество периодической диагностики, шт.;
tдк - нормативная трудоёмкость проведения периодической диагностики машины, Чел.-ч.
Трудоёмкость при сезонном техническом обслуживании тракторов: [2] стр. 35
Тсез.то=nсез.тоtсез.то , (9)
где nсез.то - количество машин, подлежащих сезонному обслуживанию, шт.:
tсез.то - трудоёмкость сезонного технического обслуживания одного трактора, Чел.-ч.
Трудоёмкость при постановки на хранение: [2] стр. 35
Тпхр=nпхрtпхр , (10)
где nпхр - количество машин, подлежащих постановке на хранение, шт.;
tпхр - трудоёмкость обслуживания одной машины при подготовке к хранению, Чел.-ч.
Трудоёмкость при снятие с хранения: [2] стр. 35
Тсхр=nсхрtсхр, (11)
где nсхр - количество машин, подлежащих снятию с хранения, шт.;
tсхр - трудоёмкость обслуживания одной машины при снятии с хранения, Чел.-ч;
Трудоёмкость при обслуживании во время хранения: [2] стр. 35
Тохр=nохрtохр, (12)
где nохр - количество машин, подлежащих обслуживанию во время хранения, шт.;
tохр - трудоёмкость обслуживания одной машины при обслуживании во время хранения, Чел.-ч.
Трудоёмкость устранения неисправностей (Н) при обслуживании машин, принимаем равной 35 % от суммарной трудоёмкости ТО-1, ТО-2 тракторов [2] стр. 35.
В январе для трактора К-701:
ТО3 – отсутствует;
ТТО2 – отсутствует;
ТТО1=nТО1 tТО1 =2∙2,2=4,4 чел./час;
Сез. ТО – отсутствует;
ДК – отсутствует;
ДП – отсутствует;
Пхр – отсутствует;
Охр=0,7 чел./час;
Схр – отсутствует;
ТН=(ТТО1+ ТТО2) •0,35=(4,4+0) •0,35=1,54 чел./час.
Для остальных месяцев и тракторов расчеты производятся аналогично.
План загрузки механизированных средств технического обслуживания
Распределение трудоёмкости технического обслуживания расчетного машинотракторного парка по видам агрегатов осуществляется на основе данных приведенных в таблице 7. Агрегаты АТО планируем на летнее время для проведения ТО-1, ТО-2 тракторов и комбайнов, а также устранение неисправностей в летнее время [2] стр. 35.
Таблица 8. План загрузки механизированных средств для технического обслуживания расчётного состава МТП
№ | Марка машины |
Вид обслу- живания |
месяц | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
1 |
АТО-А |
ТО1 | - | - | - | 98,1 | 167,6 | 105,3 | 125,4 | 407,9 | 375,2 | - | - | - |
ТО2 | - | - | - | 79 | 113,9 | 69,6 | 82,9 | 234 | 267,1 | - | - | - | ||
Н | - | - | - | 61,985 | 98,525 | 61,215 | 72,905 | 224,665 | 224,805 | - | - | - | ||
ИТОГО | - | - | - | 239,085 | 380,025 | 236,115 | 281,205 | 866,565 | 867,105 | - | - | - | ||
2 |
СПТО |
ТО1 | 62,9 | 65,6 | 47,6 | - | - | - | - | - | - | 276,2 | 15,7 | 48,7 |
ТО2 | 38 | 42,7 | 33,5 | - | - | - | - | - | - | 185,5 | 6,9 | 24,2 | ||
ТО3 | - | 73 | - | 21,4 | 73 | 98,2 | 19,8 | 83,4 | 53,2 | 119,6 | - | - | ||
Сез. ТО | - | - | - | 134,9 | - | - | - | - | - | 134,9 | - | - | ||
Н | 35,315 | 37,905 | 28,385 | - | - | - | - | - | - | 161,595 | 7,91 | 25,515 | ||
ИТОГО | 136,215 | 219,205 | 109,485 | 156,3 | 73 | 98,2 | 19,8 | 83,4 | 53,2 | 877,795 | 30,51 | 98,415 | ||
3 |
Диагно-стика КИ-4270 |
ДК | - | 28 | - | 10 | 28 | 42 | 8 | 28 | 20 | 226 | - | - |
ДП | 9,8 | 7 | 9,1 | 18,9 | 30,1 | 16,8 | 18,9 | 39,9 | 61,1 | 41,3 | 2,8 | 7 | ||
ИТОГО | 9,8 | 35 | 9,1 | 28,9 | 58,1 | 58,8 | 26,9 | 67,9 | 81,1 | 267,3 | 2,8 | 7 | ||
4 | МЗ-3905А |
запр. ТСМ |
105,06 | 101,22 | 59,46 | 180,21 | 247,62 | 161,37 | 178,68 | 418,05 | 519,36 | 375,03 | 16,41 | 85,53 |
5 |
Маш. двор |
Пхр | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 518,9 | - | - |
Охр | 26,2 | 26,2 | 26,2 | 21,1 | 21,1 | 21,1 | - | - | - | - | 26,2 | 26,2 | ||
Схр | - | - | - | 59,8 | - | - | 565,1 | - | - | - | - | - | ||
ИТОГО | 26,2 | 26,2 | 26,2 | 80,9 | 21,1 | 21,1 | 565,1 | - | - | 518,9 | 26,2 | 26,2 |
Проведение ТО-3 и в зимнее время ТО-1, ТО-2, а также сезонное техническое обслуживание и устранение неисправностей в зимнее время планируем на СПТО [2] стр. 35.
Проведение комплексной и периодической диагностики, планируем на СПТО [2] стр. 37.
Заправку производим механизированным заправщиком МЗ-3905А на базе автомобиля [2] стр. 38.
Хранение техники осуществляется в машинном дворе [2] стр. 38.
Расчёт необходимого количества агрегатов АТО для проведения ТО-1, ТО-2 тракторов и комбайнов
Техническое обслуживание предлагаю проводить на АТО-А на базе автомобиля при пересмене механизаторов. [2] стр. 36
Количество агрегатов, необходимых для проведения ТО-1, ТО-2 тракторов и комбайнов, несложных сельхозмашин, в самый напряжённый месяц сезона определяем по формуле: [2] стр. 36
nАТО-А=•1/2=867,105/7•24•0,7•1, 43•2=2,58, (13)
где ТАТО - суммарная трудоёмкость технических обслуживаний в самый напряжённый месяц, Чел.-ч (табл. 7),
ТАТО=867,105 чел.-ч;
ТСМ - продолжительность смены мастеров наладчиков, ч,
принимаем ТСМ=7 ч [2] стр. 36;
ДР- количество рабочих дней в течении месяца,
принимаем равным 24 дня [2] стр. 36;
τА- коэффициент использования времени мастеров наладчиков,
τА=0,7 [1] стр. 28;
КСМ- коэффициент сменности; принимаем равным 1,43 [1] стр. 30.
Принимаем nАТО-А=3 человека.
Определение количества обслуживающего персонала на СПТО
Необходимое количество мастеров наладчиков на стационарном пункте технического обслуживания определяется из уравнения: [2] стр. 37
iCПТО===4,87, (14)
где ТСПТО - суммарная трудоёмкость технических обслуживаний на стационарном пункте в самый напряжённый месяц, Чел.-ч (табл. 7),
ТСПТО=877,795 чел./час;
ТСМ - продолжительность смены мастеров наладчиков, ч,
принимаем ТСМ=7 ч [2] стр. 37;
ДР - количество рабочих дней в течении месяца,
принимаем равным 24 дня [2] стр. 37;
КСМ - коэффициент сменности; принимаем равным 1,43 [2] стр. 37;
τА - для стационарных пунктов; принимаем 0,9 [2] стр. 37;
δ - коэффициент, учитывающий трудоёмкость устранения неисправностей, возникающих при техническом обслуживании тракторов,
принимаем 0,2 [2] стр. 37.
Принимаем iCПТО=5 человек.
Необходимое количество мастеров-диагностов для проведения диагностики определяется из уравнения: [2] стр. 37
iДИАГН== =1,71, (15)
где ТДИАГН - суммарная трудоёмкость диагностики в самый напряжённый месяц, Чел.-ч (табл. 7),
ТДИАГН=269,4 чел./час;
ТСМ - продолжительность смены мастеров диагностов, ч,
принимаем ТСМ=7 ч [2] стр. 37;
ДР - количество рабочих дней в течении месяца,
принимаем равным 24 дня [2] стр. 37;
КСМ - коэффициент сменности, принимаем равным 1,43 [2] стр. 37;
τА - для диагностики, принимаем 0,78 [2] стр. 37;
δ - коэффициент, учитывающий трудоёмкость устранения неисправностей, возникающих при техническом обслуживании тракторов, принимаем 0,2 [2] стр. 37.
Принимаем iДИАГН=2 человека.
Число механизированных заправщиков определяется по максимальному месячному расходу топлива. [2] стр. 37
iЗП===2,88, (16) где ТЗП - суммарная трудоёмкость заправки в самый напряжённый месяц,
Чел.-ч (табл. 7);
ТСМ - продолжительность смены мастеров заправщиков, ч,
принимаем ТСМ=7 ч [2] стр. 38;
ДР - количество рабочих дней в течении месяца,
принимаем равным 24 дня [2] стр. 38;
КСМ - коэффициент сменности, принимаем равным 1,43 [2] стр. 38;
τАЗС - коэффициент использования времени мастеров заправщиков, для механизированного заправщика МЗ-3905А, принимаем τАЗС=0,75 [2] стр. 38;
iЗП - требуемое количество заправщиков, шт.
Принимаем iЗП=3 человека.
Эксплуатационная надёжность работы машинотракторного парка во многом определяется уровнем организации хранения сельскохозяйственной техники на машинном дворе.
Необходимое количество слесарей машинного двора для постановки машины на хранение, обслуживания в период хранения и снятия её с хранения определяется по наиболее загруженному месяцу согласно табл. 7: [2] стр. 38
iМД ===2,77, (17) где ТМД - суммарная трудоёмкость машинного двора в самый напряжённый месяц, Чел.-ч,
ТМД=698,5 чел./час;
ТСМ - продолжительность смены слесаря, ч, принимаем ТСМ=7 ч [2] стр. 38;
ДР - количество рабочих дней в течении месяца, принимаем равным 24 дня [2] стр. 38;
КСМ - коэффициент сменности, принимаем равным 1,43 [2] стр. 38;
τс - коэффициент использования времени смены слесаря машинного двора (равен 0,85) [2] стр. 38.
Принимаем iМД=3 человека.
Определение типового проекта нефтесклада.
Таблица 9. Нормы расхода смазочных материалов и пускового бензина к расходу основного топлива, %
Марка трактора |
Дизельное масло |
Трансмиссионное масло |
Консистентная смазка |
Пусковой бензин |
К-701 | 4,5 | 0,1 | 0,1 | - |
Т-4А | 5,1 | 1,0 | 0,3 | 1,0 |
ДТ-75М | 5,1 | 1,0 | 0,2 | 1,0 |
МТЗ-80 | 5,0 | 1,0 | 0,25 | 1,0 |
Комбайны | 5,0 | 0,8 | 0,5 | 1,0 |
Определим суммарный годовой расход топлива:
Q∑= QК-701+ QТ-4А+ QДТ-75М+ QМТЗ-80+ QНива+ QДон 1200+ QЕнисей= (18) =128+232+197+97+41+55+66=816 т,
где Q∑ - суммарный годовой расход топлива, т;
QК-701, QТ-4А, QДТ-75М, QМТЗ-80, QНива, QДон 1200, QЕнисей - годовой расход топлива по маркам машин соответственно, т.
При наличии хороших дорог достаточно иметь 10 % от суммарного объема расходуемого топлива за год: [3] стр. 68
V==∙0,1=94,88 м3, (19)
где ρ - плотность дизельного топлива, т/м3. [3] стр. 7
Подбираем типовой проект нефтесклада объемом 150 м3 704-2-16 [7] стр. 329.
Склад предназначен для хранения нефтепродуктов, их механизированного приёма, заправки автомобилей, и другой самоходной техники; выдачи и заправочные агрегаты в колхозах, совхозах и межхозяйственных объединениях АПК.
В состав склада входят: маслосклад с операторской и пунктом сбора отработанных нефтепродуктов; резервуарный парк общей вместимостью 150 м3; приема – раздаточная площадка для приёма нефтепродуктов из автоцистерн и выдачи их в автомобили, тракторы, другую самоходную технику и заправочные агрегаты.
Приём и перекачку нефтепродуктов из автоцистерн в резервуары и обратную выдачу из резервуаров в автоцистерны и приёмо-заправочные агрегатов через гибкие шланги с присоединительными устройствами и трубопроводы от агрегатов до резервуаров.
Заправка автомобилей, тракторов и другой самоходной техники проводится приёмо-раздаточными агрегатами и топливораздаточными колонками через трубопроводы и гибкие шланги.
Определение потребного количества площадей для хранения сельскохозяйственной техники
Таблица 10. Габариты машин, м2 [4] стр. 187
№ | Наименование и марка машины | Габариты, м2 |
1 | К-701 | 21,31 |
2 | Т-4А | 8,66 |
3 | ДТ-75М | 8,00 |
4 | МТЗ-80 | 7,74 |
5 | Нива | 57,7 |
6 | Дон-1500 | 54,16 |
7 | Енисей-1200 | 48,32 |
Размеры площади, которую следует отвести для площадки хранения машин:
F==21,31∙3+8,66∙4+8∙5+7,74∙6+57,7∙11+54,16∙7+48,32∙11=1730,35 м2, (20)
где F- площадь для размещения всех машин, м2;
Нi - габариты машин К-701, Т-4А, ДТ-75М, МТЗ-80, Нива, Дон-1500, Енисей-1200 соответственно, м2 (табл. 10);
ni - количество машин К-701, Т-4А, ДТ-75М, МТЗ-80, Нива, Дон-1500, Енисей-1200 соответственно, м2 (табл. 1).
Определение типового проекта машинного двора
Машинный двор – элемент ремонтно-обслуживающей базы центральной усадьбы колхоза, совхоза и другого сельскохозяйственного предприятия, где организуют хранение техники и снятых с нее составных частей, проводят досборку новой, разборку и дефектацию списанной техники, комплектование и настройку машино-тракторных агрегатов, ремонт несложных сельскохозяйственных машин. Машинный двор должен создаваться в соответствии с требованиями ГОСТ 7751 – 85 и типовым проектам решением 816-01-114.87. Исходя из количества сельскохозяйственных машин, берем машинный двор на 50 машин. [1] стр. 289
Литература
1. Аллилуев В.А. Техническое обслуживание и эксплуатация машинно-тракторного парка - М.; Агропромиздат. 1991
2. Кузнецов В.С. Техническое обслуживание и эксплуатация автомобилей - М.; Транспорт.1972
3. Морозов А.Х. Техническая диагностика в сельском хозяйстве- М.; Колос. 1979
4. Завора В.А. Курсовое и дипломное проектирование по эксплуатации машинно-тракторного парка. Барнаул-2001
5. Северный А.Э. Справочник по хранению сельскохозяйственной техники. – М.: Колос, 1984. - 223 с.
6. Руденко А.И. Нефтехозяйство колхозов и совхозов. – М.: «Колос», 1975. - 224 с.
7. Диагностика и техническое обслуживание машин: учебник для студентов высш. учеб. заведений / [А.Д.Ананьин, В.М. Михлин, И.И. Гибитов и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.