Тема: .
Введение
В период гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Переход к миру потребовал новых подходов в решении национально-государственного вопроса. 16 января 1921 г. был подписан договор между РСФСР и БССР, по которому признавался суверенитет Беларуси. Создавались объединенные наркоматы военных и морских дел, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщения, почты и телеграфа, ВСНХ. Однако окончательно отношения между государствами, которые возникли на территории бывшей Российской империи, были не определены. Нужно было выработать такие формы объединения, которые бы не дестабилизировали ситуацию. Нужно было провести объединение так, чтобы не вызвать новый хаос в хозяйстве и новую гражданскую войну в национальных районах.
Сельское хозяйство страны было подорвано Первой мировой и гражданской войнами. Даже через два года после окончания гражданской войны посевы зерновых составляли всего 63,9 млн.га (1923). Восстановления довоенных посевных зерновых площадей — 94,7 млн га — удалось добиться лишь к 1927 году (общая посевная площадь в 1927 составила 112,4 млн га против 105 млн га в 1913 г.). Также удалось немного превысить довоенный уровень (1913) урожайности: средняя урожайность зерновых культур за 1924—1928 достигла 7,5 ц/га против 7,4 ц за период 1909—1913. Практически удалось восстановить поголовье скота (за исключением лошадей). Валовая продукция зерновых к концу восстановительного периода (1928) достигла 733,2 млн ц. Товарность зернового хозяйства оставалась крайне низкой — в 1926/27 году средняя товарность зернового хозяйства составляла 13,3 % (47,2 % — колхозы и совхозы, 20,0 % — кулаки, 11,2 % — бедняки и середняки). В валовой продукции зерна колхозы и совхозы занимали 1,7 %, кулаки − 13 %, середняки и бедняки − 85,3 %. Количество индивидуальных крестьянских хозяйств к 1926 году достигло 24,6 млн, средняя площадь посева составляла менее 4,5 га (1928), более 30 % хозяйств не имело средств (инструмента, рабочего скота) для обработки земли. Низкий уровень агротехники мелкого индивидуального хозяйства не имел дальнейших перспектив роста. В 1928 году 9,8 % посевных площадей вспахивалось сохой, сев на три четверти был ручным, уборка хлебов на 44 % производилась серпом и косой, обмолот на 40,7 % производился немеханическими способами (цепом и др.).
В результате передачи крестьянам помещичьих земель, произошло дробление крестьянских хозяйств на мелкие наделы. К 1928 году их число по сравнению с 1913 годом выросло в полтора раза — с 16 до 25 млн.
К 1928-29 гг. доля бедняков в сельском населении СССР составляла 35 %, середняцких хозяйств — 60 %, кулаков — 5 %. В то же время именно кулацкие хозяйства располагали значительной частью (15-20 %) средств производства, в том числе им принадлежало около трети сельскохозяйственных машин.
Западная Беларусь
В соответствии с Рижским мирным договором от 18 марта 1921 г. к Польше отошли Гродненская губерния, Новогрудский, Пинский, часть Слуцкого, Мозырского и Минского уездов Минской губернии, а также Ошмянский, Лидский, Виленский и Дисненский уезды Виленской губернии. Еще в октябре 1920 г. захваченные территории Виленского, Свентянского и Трокского уездов Виленской губернии также были присоединены к Польше. Эти территории в исторической литературе получили название Западная Беларусь. В официальных польских документах употребляется название "кресы восточные" или "восточные окраины".
Земельные отношения в Западной Беларуси характеризовались господством крупного помещичьего землевладения. Помещичьи и магнатские имения, которые в начале 20-х гг. не насчитывали и 1% от всех хозяйств, имели 40,5 % всех земельных угодий. В среднем на помещичье хозяйство приходилось 500 га, а на крестьянское хозяйство 7 га земли. От 2 до 5 га земли владели 34,2 % крестьянских хозяйств. Лишние свободные руки в крестьянских хозяйствах были источником пополнения дешевой "армии" сельскохозяйственных рабочих, которых насчитывалось в разные годы от 80 до 100 тыс. человек.
В целях снижения социальной напряженности власть пошла на аграрные реформы. В июле 1925г. сейм Польши принял "Закон об осуществлении земельной реформы", который вошел в историю под названием "Закона о парцелляции и комасации". Составной частью реформы являлось проведение так называемой парцелляции , т.е. продажа мелкими участками (парцеллами) части помещичьей и государственной земли, а также комасации (хуторизация) и ликвидации сервитутов.
Власти использовали парцелляцию для насаждения на "восточных кресах" польских военных колонистов - осадников , которые стали его военно-политической опорой. С 1921 г. по 1930 г. в трех западно-белорусских воеводствах поселилось 4 436 военных осадников. Большинство из них составляли бывшие офицеры и унтер-офицеры легионов Пилсудского - участников польско-советской войны 1919-1920 гг. Осадники получили бесплатно или по низкой цене земельные наделы до 45 га.
С 1921 по 1925 гг. в трех западно-белорусских воеводствах под видом парцелляции помещики продали около 450 тыс. га земли. Средняя цена 1 га земли по частной парцелляции была 610-830 злотых. Основными покупателями земли были торговцы, предприниматели, чиновники, осадники.
Коллективизация сельского хозяйства
В 1927 г. в стране возник кризис хлебозаготовок. План хлебозаготовок в Беларуси был выполнен только на 71,5%. Сокращение государственных заготовок зерна создало угрозу планам индустриализации, обострило социальные конфликты в городе и деревне.
Как известно, в Беларуси к концу первой пятилетки намечалось обобществить 18% посевных площадей. Но вскоре цифры были пересмотрены. Пятого января 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В ответ на это постановление Пленум ЦК КП(б)Б, проходивший 6 января 1930 г., принял решение коллективизировать к началу весеннего сева текущего года 75 - 80% крестьянских хозяйств. Десятого февраля 1930 г. ЦК КП(б)Б направил в ЦК ВКП(б) записку, в которой просил включить Беларусь в число районов сплошной коллективизации.
Для проведения коллективизации в деревню были направлены сотни уполномоченных, которые не знали запросов крестьян. Часто угрожая наганом, они составляли списки «желающих» вступать в колхозы. Всех сопротивляющихся раскулачивали. К маю 1930 г. было раскулачено 15629 хозяйств. Уровень коллективизации стремительно повышался. Если в январе 1930 г. коллективизацией было охвачено 20,9% крестьянских дворов, то к марту этого же года уже 58%.
Главным итогом насилия при создании колхозов стало массовое недовольство и протесты крестьян, вплоть до вооруженных выступлений. Только в Беларуси в 1930 г. состоялось более 500 крестьянских выступлений. Перед вступлением в колхоз крестьяне резали скот. К маю 1930 г. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 532,6 тысячи или на 25,6%.
Нарастание скрытого, а временами и активного, сопротивления в деревне вынудило Москву вмешаться. Второго марта 1930 г. была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой он всю вину за допущенные «искривления» переложил на местных работников. Семнадцатого апреля 1930 г. бюро ЦК ВКП(б)Б приняло резолюцию «О борьбе с перегибами в колхозном движении». После этих решений начался отток крестьян из колхозов. С марта по июнь 1930 г. число коллективизированных хозяйств в Беларуси сократилось с 58% до 11,1% исключало возможность свободного перемещения, юридически привязывало к колхозу, придавало их труду принудительный характер.
Социально-экономические результаты хозяйственного строительства в конце 20-30 гг. были противоречивы. С одной стороны, хозяйственное строительство создало в СССР хозяйственный комплекс, который выводил страну на рубеж мирового прогресса. На заложенной в 30-е гг. технической базе стала возможна победа в войне и восстановление разрушенного хозяйства. С другой стороны, социалистическое строительство сопровождалось огромными материальными и людскими потерями, были ликвидированы разные формы собственности, государство стало монополистом в сфере производства и распределения, сформировался затратный механизм хозяйствования, утвердилась командно-административная система руководства всеми сферами общественной жизни.
Экономика БССР в период НЭПа
После окончания гражданской войны Советское государство оказалось в кризисном состоянии. Перспективы мировой революции становились все более призрачными. Страна оказалась в политической изоляции. Правящая партия теряла доверие масс. Результатом политического и социально-экономического кризиса стало увеличение числа вооруженных выступлений против Советской власти и ее политики «военного коммунизма». Быстро росло недоверие к Советской власти.
Очень тяжелым было положение в Беларуси. Экономика республики была разрушена. Из 715 промышленных предприятий после войны осталось 235. Посевные площади сократились на 36,5%, понизилась урожайность, уменьшилось поголовье скота. Не хватало хлеба, товаров народного потребления. Усилились массовый политический и криминальный бандитизм, воровство. Широко распространились нелегальные (контрабандные) отношения с приграничными районами Польши, Латвии, Литвы. Требовала решения проблема беженцев.
Руководство большевистской партии стало перед выбором: или идти на новую гражданскую войну, которую в данных условиях оно выиграть не могло, или признать свои ошибки и пойти на отмену военного коммунизма, и предложить радикальную программу преодоления кризиса. Был избран второй путь.
Новая экономическая политика (НЭП) была принята на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Продразверстка была заменена натуральным налогом. Крестьяне получили право распоряжаться своей продукцией, которая оставалась после уплаты налогов. Учитывая размеры продразверстки, на территории Беларуси продналог был установлен вдвое большим. Для сбора налогов был сформирован штат уполномоченных. На каждый уезд были созданы по две специальные выездные сессии ревтрибунала, которые судили неплательщиков на месте. Приговоры были суровыми, вплоть до 3-х лет тюрьмы и конфискации имущества.
1 августа 1922 г. вводился единый натуральный налог. Вместо 18 видов продовольствия новый налог должен был сдаваться шестью основными продуктами. В этом же году вводились денежные налоги, которые составляли 21% от натурального. На начало 1923 г. вводился единый сельхозналог, который выплачивался частично продуктами, частично - деньгами. С 1 января 1924 г. налог взимался только червонцами в размере 5% прибыли с хозяйства.
Введение НЭП в Беларуси совпало по времени с передачей земли крестьянам. В 1921 г. крестьянство увеличило свое землепользование на 11,4%. В сентябре 1922 г. Президиум ЦИК БССР принял закон о «Трудовом землепользовании», который провозгласил свободу выбора форм землепользования. Законными признавались артели, частные владения в виде отрубов и хуторов. Разрешалась сдача земли в аренду и использование наемного труда, поощрялось развитие кооперации. За 1923 - 1928 гг. в Беларуси на хутора вышло 25% крестьянских хозяйств. Аренда в сельском хозяйстве Беларуси не получила широкого распространения. В 1925 г. арендой пользовались 7,7%, в 1927 - 11% крестьян. В 1929 г. в сельском хозяйстве работало 81,1 тыс. наемных работников. Быстро росла кооперация. В 1929 г. насчитывалось 3348 товариществ: мелиоративных, семеноводческих, машинных, кредитных и др. Потребительской кооперацией было охвачено 30% населения. Шел процесс сокращения коммун, сельскохозяйственных артелей и товариществ по совместной обработке земли. Если в 1921 г. на территории Беларуси насчитывалось 710 коллективных хозяйств, то в 1925 г. их стало 433, которые были в основном созданы на площадях земельного фонда. До 1927 г. сельское хозяйство БССР было восстановлено.
В годы НЭП существовала частная, кооперативная и государственная торговля. В 1922 - 1923 гг. в Беларуси частникам принадлежало 90% торговых предприятий и 85% оборота. Внешняя торговля осуществлялась через комиссариат внешней торговли РСФСР. Сложилась сеть кредитных учреждений. В нее вошли Госбанк в Минске и 9 филиалов в окружных центрах, Белорусская контора Промбанка в Минске, а также специализированные, коммерческие и др.
НЭП охватил и сферу промышленности. Была введена новая система управления крупной национализированной промышленностью. Государство в лице ВСНХ и его местных органов обеспечивало руководство предприятиями, которые переводились на хозрасчет. Главки были ликвидированы, вместо них создавались тресты и синдикаты.
Значительное развитие мелкого производства было одной из особенностей Беларуси. В 1923 г. в Беларуси было 3212 частных предприятий, годовой оборот которых составлял 5432,1 тыс. рублей. Шел процесс кооперирования мелкой промышленности. На 1 октября 1927 г. насчитывалось 265 производственно-промышленных артелей. Основная масса мелких предприятий принадлежала частным лицам или находились в аренде.
В годы НЭП были восстановлены и построены десятки фабрик и заводов, в их числе кожевенный завод «Большевик» и обойная фабрика в Минске, обувная и кондитерская фабрики в Гомеле и др. Всего за годы восстановления было построено 106 новых предприятий. К концу 1925 г. валовой продукт промышленности превзошел уровень 1913 г. на 28,5%. В целом, промышленность Беларуси имела полукустарный характер и базировалась на местном сырье. В 1926 г. в мелкой промышленности было занято 73% рабочих, на ее долю приходилось 58% валового производства.
Восстановление народного хозяйства явилось не только результатом эффективности НЭП, но и героических усилий рабочего класса, крестьянства, а также помощи советских республик.
Вместе с тем, новая экономическая политика имела ряд противоречий. Она осуществлялась без реформирования политической системы, правовой базы. Основывалась не на объективных экономических законах, а на социальном заказе, волюнтаризме. Эта двойственность НЭП, которая балансировала на противоречиях между обобщенным и частнокапиталистическим хозяйством, обусловила узкие рамки для свободного рынка, частной инициативы, нарастающую тенденцию к свертыванию этой политики.
В 1926 г. был взят курс на увеличение налогов, вытеснение с рынка мелкого производства и торговли, сокращение денежного и товарного кредита частникам. Это привело к свертыванию деятельности частных промышленных и торговых предприятий. Только за один 1927/28 год количество частных торговых предприятий сократилось более, чем на 5 тыс. Чтобы преодолеть кризис хлебных заготовок, Сталин потребовал применять чрезвычайные меры - привлекать к судебной ответственности тех, кто отказывался сдавать хлеб государству.
Резкое увеличение производства зерна, повышение эффективности сельского хозяйства в целом партия видела в обобществлении крестьянских хозяйств, создании колхозов. Новая экономическая политика, вызвавшая оживление в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, в других сферах жизнедеятельности, закончилась.
Использованная литература
1. Гiсторыя Беларусi. Курс лекцый. Ч.1. Мн., 2000г.
2. Гiсторыя Беларусi. Курс лекцый. Ч.2. Мн., 2002г.
3. История Беларуси. Учебно-информационное пособие. Мн., 2001г.
4. П.Г. Чигринов. Очерки истории Беларуси. Мн., 2002г.
5. Гiсторыя Беларусi. Ч. 1,2. Мн., 2000г.