Реферат
Украина под властью иноземных феодальных государств
Украинская народность. Украина под властью иноземных феодальных государствТермин «Украина» известен еще со времен феодальной раздробленности. Позже он стал собственным именем юго-западных русских земель. Впервые название Украина появилась в Киевской летописи под 1187 г. и касалось территории Переяславской, Киевской и Черниговской земель. Под 1189 г. Украиной именовалась также Галицкая земля, куда входили Галицкая земля, куда входили Галичина, Буковина, Покутье и Поднестровье вплоть до берегов Черного моря и устья Дуная. В Галицко-Волынской летописи под 1213 г. название «Украина» распространяется на Волынскую и Подольскую земли. Население стало называть эту местность Украиной (в значении «край», «краина»), а себя — украинцами. Вместе с этим названием существовало и традиционное — «Русь», «Русская земля» (например, Галицкая Русь, Карпатская Русь). Украинцы Карпатской Руси называли себя русинами.
На территории Юго-Западной Руси исторически сложились Киевская, Переяславская, Чернигово-Северская, Подольская, Волынская и Галицкая земли, а также Северная Буковина и Закарпатье. Именно на этой весьма большой территории в период феодальной раздробленности постепенно сформировалась украинская народность, первоосновой которой была древнерусская народность.
Историческим центром формирования украинской народности стало среднее Поднепровье (Киевщина, Переяславщина, Черниговщина), к которому тяготели другие земли Украины. Центром этого процесса оставался Киев.
Главными условиями формирования украинской народности были: осознание общности происхождения и собственного названия; четкое определение территории для проживания и производственной деятельности дальнейшее развитие земледелия, скотоводства, ремесел, промыслов, торговли, укрепление экономических и Политических связей между землями Украины; возникновение украинского языка для общения, самобытных черт культуры, быта и характера; стремление к единству в процессе нарастания' освободительной борьбы.
Украинская народность в процессе, своего формирования не. Литовские и польские феодалы прилагали усилия, чтобы разорвать давние связи земель Украины с Московским великим княжеством, к которому они тяготели как к объединительному центру. Согласно Кревской унии (1385) Польши и Литвы католическая церковь распространяла свое влияние не только на литовские, но и на белорусские и украинские земли. Это вызвало протест православного населения Литвы. Православная церковь Украины и Белоруссии выделялась в Киевскую митрополию, независимую от Московской. Нарушение религиозного единства создавало угрозу ослабления связей между братскими народами. Но украинцы и белорусы продолжали поддерживать связи с русскими.
Польские феодалы в течение длительного времени добивались объединения Польши и Литвы в одном государстве с целью укрепить свое господство, захватить новые земли. В конце концов, им удалось заручиться поддержкой влиятельных литовских, белорусских и украинских феодалов и добиться, чтобы сейм принял соответствующий государственный акт. На общем польско-литовском сейме (съезде) в Люблине в 1569 г. была провозглашена уния, согласно которой Великое княжество Литовское объединялось с Польским королевством в одно государство Речь Посполитую.
Вследствие этого белорусские земли остались под властью Литвы, а украинские земли перешли к Польше. Украина делилась на Волынское, Брацлавское, Киевское, Черниговское и Подольское воеводства. Западноукраинские земли входили в Русское и Белзское воеводства. Шляхетско-магнатские сеймики в воеводствах стали орудием господства как польских, так и украинских феодалов над населением Украины, где царил тягчайший социальный и национальный гнет. Началось захватническое колонизационное движение польских магнатов и шляхты на Украину, земельные богатства которой привлекали феодалов.
Польские феодалы, используя власть и религию, пытались лишить украинский народ его языка и культуры. Проводилась политика ополячивания и окатоличения бесправного населения Украины. Чтобы сохранить свои имения, украинские феодалы сами принимали католическую веру, отказывались от родного языка и культуры. В 1596 г. на церковном соборе в Бресте (Белоруссия) по инициативе иезуитов, магнатов и шляхты, польского правительства и с согласия украинских феодалов и значительной части высшего православного духовенства была провозглашена уния католической и православной церквей Украины и Белоруссии. Униатство несло украинскому и белорусскому народам лишение религии их предков, родного языка и культуры, угрозу разрыва духовных связей украинского народа с братским русским народом. Православная церковь оказалась вне закона, и Киевская митрополия стала униатской, подчиненной папе римскому. Польско-шляхетское правительство объявило унию обязательной для всех православных Речи Посполитой (украинцев и белорусов). Украинские крестьяне, мещане, казаки, часть шляхты, старшины и духовенства боролись против униатства. Эта борьба была составной частью освободительного движения украинского народа против польско-шляхетского господства.
Единое Российское государство, которое в XIV—XV вв. формировалось на землях Северо-Восточной Руси, противостояло агрессивным устремлениям феодалов Золотой Орды, Литвы, Польши, Турции, Крымского ханства. Величайшим подвигом русского народа стало свержение золотоордынского ига: победная Куликовская битва (8 сентября 1380 г.), в которой вместе с войском московского князя Дмитрия Донского участвовали отряды из Украины и Белоруссии, положила начало освобождению и объединению русских земель. В 1480 г. золотоордынское войско навсегда отступило с опустошенных русских земель, а сама Золотая Орда распалась на ряд удельных ханств.
Сильное Российское государство стало центром притяжения порабощенных людей украинских и белорусских земель, где разворачивалась народно-освободительная борьба, активизировалось движение за воссоединение с Россией. Конечно, господствующие круги России заботились о своих классовых интересах, о расширении своих земельных владений. Объективно же их государственные действия способствовали освобождению и воссоединению русских земель. Объединительная политика России благоприятствовала усилению освободительного движения на Украине. Важную политическую значимость имело освобождение (в результате русско-литовской войны 1501 —1503 гг.) и воссоединение с Россией Чернигово - Северщины (1503), населенной украинцами и русскими.
Иноземное господство тормозило экономическое, политическое и культурное развитие Украины, мешало развитию связей с Российским государством, воссоединительная политика которого играла прогрессивную роль в исторической судьбе украинского народа.
Социально-экономическое развитие и феодальное угнетение народных масс УкраиныГосподствующим классом-сословием на Украине были феодалы — князья, бояре, магнаты, шляхтичи, старшины, высшее духовенство. Литовские великие князья и польские короли считали украинские земли собственностью своих государств и распоряжались ими в интересах феодалов. Они раздавали грамоты на владение землями и угодьями с правом эксплуатации крестьян, проживающих на этих землях. Права феодалов на владение землями, закабаление и закрепощение крестьян узаконивались в государственных актах — Литовских статутах 1529, 1566 и 1588 гг., а также в многочисленных привилегиях, которые обеспечивали феодалам шляхетские звания, государственные должности, освобождение от повинностей и налогов.
Со второй половины XIV и до середины XVII в. на Украине возникло немало магнатских и шляхетских владений, которые охватывали огромные пространства украинских земель. Литовские, польские и украинские феодалы угнетали зависимых крестьян и мещан, превращая их в крепостных. Князьям Острожским на Волыни принадлежало около 700 кв.км. земель, города Острог, Броды, Чуднов, Городечна, сотни сел. Магнаты на Украине 170 городами и 740 селами. Князь Ярема Вишневецкий унаследовал или захватил на Полтавщине 53 городами села, эксплуатировал 40 тысяч крестьянских и мещанских дворов, получал прибыль от 423 мельниц.
Феодальное хозяйство оставалось натуральным, то есть обеспечивало в основном потребности владельца имения. Но товарно-денежные отношения, которые быстро развивались, подрывали его замкнутость, вынуждали приспосабливаться к запросам рынка. Поэтому феодалы начали создавать собственные хозяйства — фольварки, основанные на принудительном подневольном труде крестьян — барщине. Кроме земледелия и скотоводства, в фольварках развивались промыслы — рыболовство, винокурение, пивоварение, селитроварение, мельничное дело, пчеловодство. Торговля продукцией этих промыслов приносила феодалам немалые прибыли.
Феодальное фольварочное хозяйство вело к обезземеливанию крестьян и распространению барщины, из которой вырастало крепостное право. Развитию фольварков и усилению эксплуатации крестьян послужила так называемая «волочная помера», проводившаяся на основании литовского правительственного закона «Уставы на волоки» (1557).
Согласно этому закону общинные земли делились на волоки (поля — по 16—21 га), причем лучшие земли отдавались под фольварки, а худшие — крестьянам.
На Украине крепло и ширилось церковно-монастырское землевладение. Духовенство получало от литовских князей и польских королей грамоты на владение землями и крестьянами. Самые крупные земельные владения принадлежали монастырям — Печерскому, Микильско - Пустынному, Выдубицкому (Киев), Дерманскому (Волынь), Межигорскому (Киевщина), Мгарскому (Полтавщина), Густинскому (Черниговщина) и другим. На Украине действовало не менее 100 монастырей. Значительные земельные богатства принадлежали православному и униатскому духовенству — митрополитам, епископам, архимандритам, которые тоже угнетали зависимых крестьян и слуг.
Главными занятиями крестьян на Украине оставались земледелие и скотоводство. Постепенно внедрялись трехпольная, двухпольная, переложная и подсечная системы обработки земли.
Крестьяне жили отдельными хозяйствами — дымами, которые объединялись в дворища (по несколько дымов). Дворища входили в сельские общины, где крестьяне сообща пользовались пахотными землями и угодьями, отбывали феодальные повинности. Несколько общин создавали волость. Для управления общинами и волостями крестьяне выбирали атаманов, старшин, тиунов и других представителей общества. Общины пользовались обычаевым правом и выбирали копные (общественные) суды для разбирательства крестьянских судебных дел. Крестьяне платили многочисленные налоги в пользу государства и феодалов, отбывали феодальные повинности (стража, подводы, замковые работы, ремонт плотин, дорог и мостов), отрабатывали барщину в имениях феодалов. Из века в век число дней барщины увеличивалось (в XV в. с поля или волоки — 2 дня в неделю, в XVI в.— 4, в первой половине XVII в.— 5—6 дней в неделю).
Феодалы стремились, во что бы то ни стало прикрепить крестьян к земле и запретить им переход из одного имения в другое в поисках лучшей жизни. В Литовском государстве еще в XV в. переходы были ограничены, а феодалы получили право вотчинного суда, который вытеснял крестьянский копный суд. Права феодалов расширял и Судебник 1468 года.
Крепостное право на украинских землях юридически вводилось постановлением сейма Речи Посполитой 1573 г. и Литовским статутом 1588 г. Феодалы стали владельцами всех земель, а крестьяне закреплялись за их имениями.
Беглецов разыскивали и жестоко наказывали. Феодалы имели право наказывать всех непокорных крестьян. Бедняки утратили право самостоятельно выступать на суде. Французский инженер Г. Боплан, побывавший в XVII в. на Украине, отмечал в книге «Описание Украины», что украинские закрепощенные крестьяне живут «хуже невольников на галерах». Крестьяне стонали под тяжестью барщины, налогов, повинностей, издевательств и бесправия.
Опустошенные и обезлюдевшие во время монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига, города Украины постепенно отстраивались, становились очагами ремесел, промыслов, торговли, культуры, политической жизни. В Галицко-Волынской земле были отстроены Галич, Владимир, Луцк, основан Львов. На Подолии новые замки-крепости появились в Каменце-Подольском, Смотриче, Бакоте, Жванце, Летичеве, Виннице, Буше, Хотине, Меджибоже; на Киевской земле — в Киеве, Вышгороде, Каневе, Чернобыле, Овруче, Житомире. Замки служили опорой и защитой для населения от вражеских нашествий, в них находились резиденции великокняжеских и королевских старост, дома феодалов, военные гарнизоны. Города-крепости иногда становились центрами владений магнатов. Например, в Лубнах (Полтавщина) разместилась резиденция известного украинского магната Яремы Вишневецкого.
В то время существовали города государственные и частнособственнические. Защищаясь от грабежей и притеснений со стороны феодалов, мещане боролись за собственное самоуправление. Вместе с тем литовские князья и польские короли усматривали в городах источник прибылей, искали у них поддержки против феодальной анархии. Поэтому они выдавали некоторым городам грамоты на магдебургское право, освобождавшее их от управления и суда феодалов. Мещане избирали городское самоуправление, суд, регулировали деятельность цехов, купеческих корпораций, опеку, наследование имущества. При этом узаконивалось социальное неравенство среди мещан. Выбирая магистрат во главе с войтом, города формально выходили из-под власти старост и феодалов. В XIV—XVII вв. магдебургское право получили Львов, Каменец-Подольский, Луцк, Кременец, Житомир, Киев, Винница, Брацлав, Чернигов, Переяслав и другие города.
Но большинство городов и местечек были частной собственностью феодалов. Например, в Киевском воеводстве в начале XVII в. насчитывалось 206 городов, из них 160 принадлежали феодалам. В целом на Украине свыше 80 процентов городов находились в частном владении феодалов — магнатов и шляхты.
По количеству населения города Украины были небольшими. Киев и Львов насчитывали по 15 тыс. жителей, Белая Церковь, Острог, Каменец-Подольский — по 10 тыс., а остальные — по 2—3 тыс. жителей. В 40-х годах XVII в. на Украине было около тысячи городов и местечек. По своему социальному положению мещане делились на богачей (купцы, ростовщики, владельцы ремесленных мастерских, цеховая верхушка, зажиточные ремесленники и торговцы) и городскую бедноту (подмастерья, ученики, слуги, батраки, вне цеховые ремесленники). В городах проживало также немало шляхты, крестьян, казаков, военных. Национальный состав городского населения отличался пестротой. Там жили украинцы, поляки, евреи, армяне, немцы и представители других национальностей.
Украинские города становились центрами ремесел и торговли. В первой половине XVII в. в городах Украины жили ремесленники 300 специальностей, которые объединялись в цехи, много было и вне цеховых ремесленников. Немало городских жителей занимались сельским хозяйством и промыслами. Они платили многочисленные налоги, несли повинности в пользу государства и феодалов.
Украинских горожан королевская администрация ограничивала в занятиях ремеслами, промыслами и торговлей, разрешала поселяться только в пригороде или запущенных кварталах.
Население городов Украины страдало от нападений отрядов татарских и турецких феодалов. Крымские орды внезапно нападали на города, захватывали или осаждали их, грабили и жгли, забирали горожан в неволю. В конце XV в. они дважды разрушали Киев.
Монголо-татарское нашествие принесло огромный вред ремеслам на Руси. Погибло много ремесленников-умельцев, мастерские превратились в развалины. Ремесленное производство возродилось прежде всего на Галицкой и Волынской землях, где золотоордынское иго ощущалось меньше. Туда прибывали ремесленники из разных концов Руси, а также венгерские, польские и немецкие мастера. В XIII—XV вв. там развивались кузнечное, оружейное, сапожное, скорняжное (обработка кожи и мехов), ювелирное ремесла, а также литье колоколов. В XV в. во Львове трудились ремесленники около 40 специальностей. Ремесленное производство восстанавливалось во Владимире, Луцке, Каменец-Подольском, Кременце, Чернигове, Житомире, Переяславе, Черкассах и других городах. Выдающееся место как центр ремесленного производства на Поднепровье занимал Киев. Ремесленники работали и в селах, обеспечивая местный спрос на изделия, в частности на орудия земледелия и скотоводства, одежду и обувь.
Дальнейшее развитие ремесла порождало конкуренцию и стремление феодалов нажиться за счет простых тружеников. Тогда местные ремесленники начали уже в XIV в. объединяться в профессиональные общины — цехи, стоявшие на страже интересов трудящихся. В XVI в. во Львове существовало около 20 цехов: кузнецов, слесарей, шорников (изготовляли ременную сбрую и другие вещи), седельщиков, мечников и т. п. Возглавляли цехи зажиточные мастера, эксплуатировавшие подмастерьев и учеников. Чтобы стать полноправным мастером, они были вынуждены много лет тяжело работать, а потом выдержать сложный экзамен по специальности.
В XVI — первой половине XVII в. в городском ремесле начало возрастать вне цеховое ремесленное производство. Вне цеховых ремесленников в городах цеховики преследовали как своих нежелательных конкурентов. Этим искусственно сдерживалось ремесленное производство. Вместе с тем эта соревновательность, конкуренция способствовала повышению качества ремесленных изделий.
С давних времен в украинских городах и селах развивались разные промыслы: охота, рыболовство, пчеловодство, мельничное дело, производство железа, смолы, дегтя и др. Большинство промыслов принадлежало феодалам, и на них работали зависимые мещане и крестьяне. Феодалы старались выжать из промыслов побольше прибылей, а это вело к уничтожению лесов, истреблению дичи. Постепенно выделяются районы важнейших промыслов. Рудничество сосредоточилось преимущественно на Киевщине, Волыни и Подолии. Прикарпатье стало центром солеварения. Оттуда соль вывозилась чумаками в другие украинские земли, а также в Россию, Польшу, Литву, Венгрию, Молдавию. На Левобережье распространилось селитроварение (селитра использовалась для производства пороха). Ремесла и промыслы занимали важное место в экономике Украины, способствовали разделению труда, расширению товарного обмена и торговли.
Хозяйственное развитие способствовало укреплению связей между землями Украины, а также с соседними государствами. Даже в невероятно трудных условиях золотоордынского ига восстанавливалась международная торговля в Киеве, куда приезжали купцы из России, Польши, Австрии, Литвы, Молдавии, Италии, Византии и других стран. Киевские купцы посещали черноморские порты в Крыму. Львовские купцы успешно торговали в Молдавии. Вот интересный документ за 1460 г.: «Молдавский господарь и воевода Стефан IV подтверждает львовским и всем другим купцам Русской и Подольской земель, которые прибывают в Молдавию, их права и торговые льготы, предоставленные его предками, возобновляет плату пошлины купцами в г. Тегине (Бендерах) и позволяет львовским купцам иметь по купеческому обычаю заезжий дом в Сучаве».
Купечество Киева, Львова, Луцка, Каменца-Подольского и других украинских городов создавало свои объединения, чтобы конкурировать на рынках. В больших городах магистраты или владельцы-феодалы определяли места для торговли — базары, где в назначенные дни либо ежедневно велась бойкая торговля ремесленными изделиями, товарами промыслов, продуктами питания, скотом и т. п. Базары устраивались и в местечках, а иногда и в больших селах. В крупных городах по разрешению литовских князей и польских королей в определенное время года устраивались ярмарки, куда прибывали местные и иноземные купцы со своими товарами. Деньгами служили всевозможные монеты, которые чеканились в Польше, Литве, Чехии, Венгрии, России и других странах. Господствующее положение в торговле занимали феодалы, поскольку именно в их имениях производилось наибольшее количество товаров для продажи.
Торговле принадлежало главное место в укреплении связей Украины с Россией, которые не прерывались даже в условиях золотоордынского господства, власти феодалов Литвы и Польши. Это отражено в международных договорах. Например, русско-литовский договор 1427 г. гарантировал русским купцам свободную торговлю в Киеве. Русские купцы везли в украинские города в основном пушнину, железные изделия, оружие, кожаные и ювелирные изделия. На рынки России украинские купцы завозили зерно, стекло, гончарные изделия, бумагу, поташ, соль, гнали скот и лошадей. Для приезжих украинских купцов в пограничных городах России — Путивле, Рыльске, Севске строились дворы и склады. Торговые связи сближали украинский и русский народы, объективно способствовали подготовке условий для воссоединения Украины с Россией.
Список литературы
Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» - К., 1989
Сергиенко Г.Я. «Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» - К., 1987
Власов В.Ф. «История 8 класса» - К., 2002
Телихов Б.В. «Развитие Украины» – М., 1987
Сарбей В.Г. «СССР в истории Украины» – Х., 1999
14