Введение
1. Парижская Коммуна 1871 года
1.1 Возникновение
1.2 Коммуна как первый опыт диктатуры пролетариата
2. Конституция Франции 1875 года
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Крепнущие патриотические настроения во Франции, лозунги защиты отечества все чаще стали сопровождаться требованиями революционного переустройства общества. Этому способствовала деятельность французской секции I Интернационала и революционных политических клубов. В революционной печати все настойчивее звучали призыв в созданию Парижской Коммуны, с которой связывались не только успешная с внешним врагом, но и создание политических учреждений, «покоящихся на денежной основе народного суверенитета», гарантий прав и свобод каждого гражданина, решение настоятельных слоев населения Парижа.
Сразу же после сентябрьской революции в 20 округах Парижа возникают комитеты бдительности, делегаты которых входят в Центральный комитет 20 округа Парижа. Новый демократический орган выдвинул требования укрепления обороны, вооружения парижан, улучшения жилищного и продовольственного положения в столице, ликвидации всех ограничений свободы печати, собраний и прочее.
В страхе перед революционным взрывом правительство «национальной обороны» спешно проводит в феврале 1871 года выборы в Национальное собрание, правомочное заключить мир с Пруссией, чтобы развязать себе руки для «обуздания Парижа». Мир означал для Франции передачу Пруссии Эльзаса и Лотарингии, выплату 5 млрд. контрибуции, длительную оккупацию значительной части французской территории немецкими войсками.
В феврале была создана Республиканская федерация Национальной гвардии и её выборный руководящий орган – Центральный комитет. Таким образом, возникла массовая организация демократических сил Парижа, начитывающая в своих рядах 250 тыс. вооруженных национальных гвардейцев. В результате восстания 18 марта власть в Париже перешла ЦК Национальной гвардии.
ЦК Национальной гвардии, стремясь избежать упрека в намерениях противозаконно захватить власть, направил свои усилия на организацию выборов в Совет Парижской Коммуны.
После выборов в Париже установилась Парижская Коммуна, и 26 марта ЦК национальной гвардии передал власть избранному на основе всеобщего голосования Совету Парижской Коммуны.
Выбрав эту тему, я хочу рассказать о возникновении и, о главных преобразованиях, которые произошли во время правления Парижской Коммуны.
Парижская Коммуна – одна из тех тем, издавна привлекающих самое пристальное внимание исторических мыслей различных направлений.
1. Парижская Коммуна 1871 года
1.1 Возникновение
Возникновению Парижской Коммуны предшествовала восстание 18 марта 1871 года. Предлогом к нему являлась попытка правительственных войск отобрать у национальной гвардии артиллерию.
Поздно вечером 17 марта 1871 г. в глубине рабочих кварталов Парижа заседал Центральный комитет национальной гвардии. В зале царила спокойная, деловая обстановка. И казалось, ничего не предвещало «бури».
Когда члены ЦК расходились по домам, по распоряжению военного министра Лефло во дворах казарм выстраивались полки линейных войск, командиры которых получили приказ выступить и захватить все опорные пункты национальной гвардии, и прежде всего высоты Монмартра и Бельвиля, где была сконцентрирована артиллерия национальной гвардии.
На первых порах казалось, что зловещий план Тьера (глава исполнительной власти) выполняется идеально. Париж спал, выведенные на улицы войска никаких препятствий не встретили. К 5 часам утра 18 марта передовые части генерала Леконта достигли высот Монмартра и Бельвиля.
Как только войска Леконта вошли в соприкосновение с караулом у пушек и раздались первые выстрелы, на высоте Монмартра стали стекаться национальные гвардейцы и парижане. Леконт торопил офицеров и солдат поскорее завершить операцию по эвакуации орудий с Монмартра. Здесь как раз и произошло то, что не было учтено контрреволюционерами. Солдаты 88-го полка на Монмартра и войска на высоте Бельвиля начали братание с народом. Леконт, пытавшийся призвать их к повиновению, был схвачен своими же солдатами и расстрелян вместе со вторым генералом Клеманом Томом.
Таким образом, события на Монмартре и Бельвиле показали, что контрреволюционеры плохо рассчитали: общее недовольство во Франции охватило тогда все слои населения и проникло в армию. Это был момент, когда генерал остался без армии.
Рабочие Парижа взялись за оружие, чтобы отстоять свои завоевания. В 6-м часу утра 18 марта на Монмартре ударили колокола двух местных церквей. Разбуженные парижские рабочие и ремесленники становились под знамена батальонов национальной гвардии и под руководством её мужественных командиров перешли вскоре от обороны к наступлению. Около часа дня 18 марта Тьер дал распоряжение оттянуть свои деморализованные войска назад, в западные округа Парижа, а потом отступить с ними дальше за черту города, в сторону Версаля. Тьер стремился спасти все, что можно было ещё спасти, для повторного контрреволюционного удара. Этому невольно содействовали сами национальные гвардейцы.
К вечеру 18 марта штурмом была захвачена ратуша. Власть буржуазии была свергнута. Так свершилась в рамках одного города первая в истории пролетарская революция.
Поставленный ходом событий у власти, Центральный комитет национальной гвардии рассматривал себя как временную власть и считал необходимым немедленно приступить к выборам в Парижскую Коммуну. В это время среди рабочих и ремесленников Парижа весьма популярным было требование образовать Коммуну как осуществление традиций революции 1789-1794 гг. Совершенно естественно, что ЦК национальной гвардии, опиравшийся на вооруженный народ, не мог не удовлетворить эти требования. Но ЦК проявил излишнюю щепетильность, торопясь передать власть новому выборному органу. Члены ЦК опирались, чтобы их не упрекнули и не обвинили в узурпации власти, хотя для всех было очевидно, что именно ЦК тогда является единственным представителем вооруженного народа Парижа.
Первоначально выборы в Парижскую Коммуну были назначены на 23 марта, но развернувшиеся события в Париже заставили перенести выборы на 26 марта. Буквально на второй день после взятия власти ЦК национальной гвардии столкнулись с попытками контрреволюционных элементов восстановить свое господство в Париже. Сначала буржуазные мэры Парижа на своем собрании попытались оспаривать власть ЦК национальной гвардии и через его голову назначили командующим национальной гвардией генерала Сэссе. Только бдительность членов ЦК предотвратила внезапный контрреволюционный переворот в Париже. Назначение Сэссе было отменено решением ЦК национальной гвардии, а 22 марта национальные гвардейцы разогнали группы контрреволюционных аристократов, пытавшихся захватить штаб национальной гвардии. 24 марта было подавлено контрреволюционное выступление отряда Сэссе.
Казалось, что эти первые контрреволюционные выступления должны были насторожить ЦК национальной гвардии и побудить его к решительной ликвидации контрреволюционного очага в Версале. Вместо этого драгоценное время было потрачено на выборы Совета Коммуны, которые состоялись 26 марта 1871 года на основе всеобщего избирательного права.
28 марта на площади у ратуши при огромном стечении народа члены ЦК национальной гвардии передали власть избранному Совету Коммуны. Под звуки оркестров торжественно было провозглашено первое в мире пролетарское государство – Парижская Коммуна. Из 85 членов Совета Коммуны большинство были рабочими или их признанными представителями. Таким образом, рабочие стали ведущей силой Коммуны.
1.2 Коммуна как первый опыт диктатуры пролетариата
Коммуна была государством, осуществившим первый опыт диктатуры пролетариата.
Аппарат Парижской Коммуны как особая форма власти, созданной в восставшем городе, был приспособлен прежде всего к тому, чтобы максимально полно реализовать поставленные перед ним всем ходом событий революционные цели. Чтобы Совет Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению. Таким образом, устранялись институты парламентской демократии, принцип разделения властей.
Совет Коммуны не мог использовать старый, буржуазный государственный аппарат, который являлся орудием в руках эксплуататорских классов для угнетения трудящихся. К.Маркс ещё на основании опыта революции 1848 года в своей работе «18-тое брюмера Луи Бонапарта» указывал, что рабочие, захватив власть, должны будут сломать буржуазный государственный аппарат и создать свой, новый государственный аппарат. Саботаж оставивший в Париже чиновников и служащих подтвердил необходимость слома буржуазной государственной машины. Во многих министерствах остались на месте лишь сторожа, вахтеры, полотеры и в лучшем случае низшие служащие.
Высший государственный орган – Совет Коммуны был избран путем всеобщего голосования. Он состоял из выборных на основе всеобщего избирательного права по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственны перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов. Каждый член Совета Коммуны, который не выполнял волю народа, отзывался из него. Совет Коммуны соединял в своих руках как законодательную, так и исполнительную власть.
Высший орган состоял из десяти комиссий. Комиссия труда, промышленности и обмена должна была содействовать подъему промышленности и коммерции, заботиться об общественных работах и торговле.
Комиссия общественных служб ведала почтой, телеграфом, путями сообщения. Ей поручалось изучить возможность передачи железных дорог в ведение Коммуны.
Комиссия внешних сношений должна была наладить связи Парижа с другими «коммунами Франции», подготовить условия для создания «федерации», а также, при благоприятных условиях, посылать своих представителей в другие государства.
На комиссию общественной безопасности возлагалось обеспечение порядка внутри страны. Следя за всеми «подозрительными гражданами», она должна была заботиться о «неприкосновенности» Коммуны.
Военная комиссия, которой надлежало заменить Центральный комитет Национальной гвардии, должна была заниматься вопросами дисциплины, вооружения, обмундирования и снаряжения Национальной гвардии. Она обязана была вместе с Комиссией общественной безопасности обеспечивать безопасность Коммуны и следить за действиями Версаля.
Комиссия продовольствия должна была заботиться о снабжении Парижа продовольствием, «вести самый детальный и самый полный учет всех продуктов», имевшихся в магазинах Парижа.
На Комиссию юстиции возлагалась обязанность «поднять существующее судопроизводство на высоту демократических и социальных учреждений», обеспечить текущее судопроизводство до принятия особого декрета.
Комиссия просвещения должна была подготовить реформу школьного дела. Ей поручалась разработка о введении «бесплатного, обязательного и исключительно светское обучение».
Комиссии финансов было поручено составление бюджета Парижа. К ней переходили все полномочия бывшего министерства финансов, в том числе вопросы, связанные с деятельностью французского банка.
На исполнительную комиссию возлагалось проведение в жизнь всех декретов Коммуны и постановлений других комиссий.
Неэффективность в деятельности Исполнительной комиссии, а также в организации других комиссий, не имевших ответственных руководителей, вызвали их последующую реорганизацию. Во главе каждого ведомства был поставлен делегат Коммуны, а комиссии превратились в контрольно-совещательные коллегии при этих делегатах. Все 9 делегатов составляли Исполнительную комиссию Коммуны.
1 мая 1871 года был принят декрет об организации Комитета общественного спасения с широкими полномочиями в отношении комиссии, но на практике этот комитет не смог укрепить положение Коммуны, и главное, не имел необходимых связей с население Парижа.
Для защиты пролетарского государства, подавления сопротивления буржуазии и помещиков, организации борьбы с военными силами версальцев, которые уже в начале апреля начали войну против коммунаров. Перед Коммуной встала задача вооружения народа. Коммуна приняла декрет о роспуске постоянной армии и замене её национальной гвардией.
Коммуна уничтожила буржуазную полицию, охрану города несли сами вооруженные рабочие и ремесленники. Таким образом, важнейшие органы буржуазного государства – армия и полиция – были разрушены и заменены органами пролетарской власти.
Взамен буржуазных чиновников, проводивших саботаж, во все ведомства и учреждения были назначены рабочие, которые благодаря своей энергии, неподкупности, честности и преданности делу сумели наладить деятельность государственного аппарата. Тысячи рабочих и ремесленников заменили старых чиновников, сотни рабочих заняли командные посты в национальной гвардии.
Совет Коммуны реформировал судебный аппарат: установил выборность судей, ввел институт народных заседателей и право свободной защиты.
Большое значение имели декреты Коммуны об отделении церкви от государства. Запись актов гражданского состояния – о рождении, браке и смерти – была изъята из рук церковников и передана в руки государственных учреждений.
Весьма существенно было органическое слияние центрального государственного учреждения – Совета Коммуны – с муниципалитетом. Депутаты Советы Коммуны от округов непосредственно руководили у себя в округах муниципалитетами. Это способствовало более тесной связи Совета Коммуны с населением. Свой практический опыт государственного строительства Коммуна хотела перенести на всю Францию.
Коммуна осуществляла на деле централизм, объединявший нацию. Ведь декреты об уничтожении постоянной армии, о ликвидации бюрократического аппарата, об отделении церкви от государства, и многое другое имели общегосударственное значение и создавали предпосылки для единства нации.
2. Конституция Франции 1875 года
После того как Парижская Коммуна была потоплена в крови, в истории Франции начинается смутное время, когда на французский трон претендовало сразу три династии: Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты.
Хотя 4 сентября 1870 г. улицы Парижа наполнились народом, требовавшим установление республики. Парижские депутаты провозгласили республику и образовали Временное правительство национальной обороны. Это была революция. В третий раз за свою историю Франции стала республикой. В результате народного восстания во Франции была провозглашена республика, в Национальном собрании большинство принадлежало монархистам; меньшинство составляли республиканцы, среди которых было несколько течений. В стране существовала «республика без республиканцев».
Однако, план реставрации во Франции монархии провалился. Основная масса населения Франции была за установление республики, а монархистов не поддерживал ни один класс. За республиканский строй были рабочий класс, большинство разочаровавшегося в монархии крестьянства, многие представители промышленной и торговой буржуазии.
Но вопрос об определении политического строя Франции долго не решился. Только в 1875 г. Национальное собрание большинством в один голос приняло дополнение к основному закону, признавшее Францию республикой. И после этого Франция ещё несколько раз была на грани монархического переворота.
С 1873 по 1879 г. президентом Франции был ярый монархист Мак-Магон, этот.
Принятая в 1875 г. Конституция Третьей республики была компромиссом признать республику, монархисты постарались придать ей консервативный, демократический характер. Единой конституции в республике не было, а были конституционные законы (три ограничительных закона), регулировавшие организацию и деятельность учреждений государственной власти: Закон об организации сената от 24. сентября 1875 года, Закон об организации государственной власти от 25 февраля 1875 года, Закон об отношениях между государственными властями от 16 июля 1875 года. Во всех трех законах насчитывается всего 34 статьи, поэтому многие вопросы конституционного устройства регулировались текущим законодательством.
Законодательная ветвь власти была вверена парламенту, состоявшему из палаты депутатов и сената. Сенат избирался на 9 лет и обновлялся через три года на одну треть. Для сенаторов был установлен возрастной ценз – 40 лет. Палата депутатов избиралась на 4 года только мужчинами, достигшими 21 года и прожившими не менее 6 месяцев в данной общине. Женщины военнослужащие, молодежь, сезонные рабочие не получали избирательных прав.
Исполнительная власть вручалась президенту, избираемому Национальным собранием на 7 лет. Ему было предоставлено право объявлять войну, заключать мир, а также право законодательной инициативы и назначения на высшие гражданские и военные должности.
Конституция 1875 года предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Закреплялся принцип коллективной ответственности правительства перед парламентом. Президент был чисто номинальной фигурой в системе политических отношений. Так, характерной чертой государственного устройства Третьей республики стало усиление политического влияния законодательной ветви власти.
В государственной системе органов Третьей республики важную роль играл Государственный совет, члены которого назначались президентом с согласия Совета министров.
Конституция Третьей республики была конституцией буржуазной, защищавшей интересы имущих классов. Тем не менее республиканский строй давал трудящимся некоторые ограниченные политические права, предоставляя им возможность шире развернуть борьбу против капитализма.
Первые парламентские выборы, проходившие на основе новой конституции, принесли победу республиканцам. В 1879 г. Мак-Магон был вынужден подать в отставку. К власти пришли умеренные республиканцы. Новым президентом был избран Жюль Греви, а председателем палаты депутатов – Леон Гамбетта.
Хотя большинство французской буржуазии было настроено республикански, даже сравнительно левые её лидеры, вроде Гамбетты, превратились в политиканов, эксплуатирующих республиканские настроения народных масс. Умеренные республиканцы фактически отреклись от важнейших требований своей программа: упразднить сенат, ограничить власть президента, отделить церковь от государства, ввести прогрессивный подоходный налог. Они развернули колониальные авантюры в Тунисе и Индокитае. В 1881 г. был установлен протекторат Франции над Тунисом, в 1885 г. закреплено право Франции на Аннам и Тонкин. В то же время Франции вела завоевание Западной и Центральной Африки, а также Мадагаскара. Колониальные войны требовали больших средств. Росли налоги. Авторитет умеренных республиканцев, выражавших интересы только крупной финансовой и промышленной буржуазии, падал.
Заключение
18 марта 1871 года французский пролетариат, поднявшись на вооруженное восстание против контрреволюционеров, взял власть в свои руки и создал Парижскую Коммуну. Она являлась первым опытом диктатуры пролетариата. Восставшие овладели городом. Правительство бежало в бывшую королевскую резиденцию – Версаль.
Коммуна была органом самоуправления, объединивший исполнительную и законодательную ветви власти.
Парижская Коммуна просуществовала 72 дня (с 18 марта по 28 мая 1871 года) и привлекла к себе внимание и правительств, и революционных демократов Европы. На стороне коммунаров против версальских войск сражались польские и бельгийские революционеры. Опыт Коммуны впоследствии рассматривался марксистами, лидерами революционных движений как прообраз будущего рабочего правительства.
Парижская Коммуна более напоминала дискуссионный клуб, чем дееспособное правительство. Меры, предпринятые Коммуной (замена постоянной армии вооруженным народом, отделение церкви от государства, ввод выборности и сменяемости чиновников государственного аппарата), носили ограничительный характер, сведясь к установлению рабочего контроля над предприятиями, брошенными владельцами, и вселением в опустевшие квартиры аристократов буржуа бедных семей из рабочих кварталов.
В Версаль стягивались верные правительству войска. Прусская армия, продолжавшая блокировать Париж, пропустила их к городу через свои позиции. Ворвавшись в город после упорных боев, версальцы добились победы. Защитников Парижской Коммуны расстреляли без суда и следствия. 28 мая 1871 года бои в Париже завершились.
Возникновение Парижской Коммуны было закономерным историческим явлением, вызванным глубокими социальными противоречиями внутри французского общества, обострившимся к концу 60-х годов.
Отдав Германии Эльзас и Лотарингию, Национальное собрание приобрело мир.
В 1875 году Учредительное собрание приняло Конституцию Третьей республики. Конституция Третьей республики представляла собой собрание разрозненных законодательных актов.
Конституция 1875 года установила парламент, состоящий из двух палат – палаты депутатов и Сената. Сенат и палата депутатов вместе составляли Национальное собрание, обладавшее законодательной властью. А исполнительная власть в Третьей республике принадлежала президенту и министрам.
Правящие круги Третьей республики, напуганные Парижской Коммуной, установили особую систему муниципального управления для Парижа, а также для крупнейших рабочих центров – Лиона и Марселя.
Список использованной литературы
Под редакцией А.Я. Юдовской, Новая история, «Просвещение», М., 2001 год;
Под редакцией Н.Е.Овчаренко, Новая история, «Просвещение», М., 1976 год;
Под редакцией А.И.Молока, Парижская коммуна 1871 года, «Политиздат», М., 1970 год;
Под редакцией Е.М.Жукова, Советская историческая энциклопедия, «Советская энциклопедия», М., 1967 год;
Н.В. Загладин, Всемирная история, «Русское слово», М., 2005 год.