Содержание
Образование Древнерусского государства.
"Норманская" теория, её сущность
Введение
История государства и права России изучает возникновение и развитие исторически сложившихся государственных образований, типов и форм государства и права, как части надстройки над экономическим базисом у народов, существовавших на территории нашей страны с древнейших времен.
На протяжении 6-8 вв. складывались союзы племен, которые еще не были государством, в то время лишь подготавливались условия для его возникновения.
Первыми государственными образованиями были Киевское княжество, а также Новгородское, Смоленское, Полоцкое и др.
Государственные образования складывались на основе союза славянских племен и целях защиты имущественных интересов богатой части общества, насильственного принуждения населения к повиновению этой знати, а также защиты территории племен от нападения извне.
В конце девятого века на территории Восточной Европы сложилось могучее Древнерусское государство. По уровню развития хозяйства, культуры и государственной организации оно занимало выдающееся место среди других государств Европы. Древнерусское государство поддерживало оживленные торговые и дипломатические отношения с Византией и странами Западной Европы. Оно просуществовало до середины двенадцатого века, после чего выросшие в его недрах местные феодальные центры добились самостоятельности, и наступил период феодальной раздробленности.
Образование Древнерусского государства
Отдельные русские волости - княжения в конце 9 века соединились в относительно единое Древнерусское государство (Киевское) государство. Предпосылками этого объединения были:
этническая общность древнерусской народности, говорившей на одном языке;
стремление соединить силы в борьбе с кочевниками и Византией;
экономические интересы древнерусских княжеств по пути "из варяг в греки", желание русских князей установить свой контроль на всем протяжении этого торгового пути;
тяготение к Руси ряда северных и прибалтийских народов, искавших у нее помощи в борьбе с внешними врагами.
Большое значение для объединения имело и принятие единой христианской религии.
Народные массы видели в объединении защиту от наседавших кочевников и избавлении от войн между местными князьями. Этим объясняется сравнительная легкость и быстрота объединения. Оно произошло в результате похода Новгородского князя Олега на Киев, которым он овладел в 882 г., и подчинения им ряда других восточных княжеств.
Древнерусское государство было одним из наиболее мощных в Европе того времени. Уже в 907 г. Олег предпринял успешный поход на Византию, водрузив по преданию свой щит на вратах Царьграда. Русь осуществляла оживленные дипломатические и торговые отношения со многими западноевропейскими государствами и странами Востока.
Борьба за расширение территории Древнерусского государства, походы против Византии продолжались и приемниками Олега - Игорем, Ольгой и Святославом. В результате походов заключались Русско-византийские договоры, регулировавшие торговые и политические отношения между государствами.
Экономическая основа Древнерусского государства была очень непрочной, и его политическое единство было неполным и шатким. Этническое родство древнерусского народа, из которого лишь значительно позднее выделились русская, украинская и белорусская народности, а затем и нации, не могло помешать разделению в дальнейшем Древнерусского государства на отдельные княжества. Заинтересованность в совместном отпоре наседавшим кочевникам, использование торговых путей (путь "из варяг в греки" и др.) могли побуждать местных князей к "единачеству", к признанию верховной власти киевского князя лишь в тот период, когда их казна пополнялась, главным образом, за счет сбора дани, уголовных штрафов и доходов от внешней торговли. По мере оседания дружинников на землю, выделения из среды общинников богатых людей, развитие крупного феодального земледелия и укрепления экономики местных княжеств развивались центробежные тенденции. Князья и окружавшие их бояре стали получать основные доходы от своего хозяйства, обрабатывавшегося феодально зависимыми людьми, от различных форм ренты. Поэтому усилилась борьба и взаимные столкновения местных князей с Киевом, вассальную зависимость от которого уже перестали признавать. Впоследствии все это привело к распаду относительно единого Киевского государства на отдельные независимые княжества.
"Норманская" теория, её сущность
Вопрос о предпосылках и истории образования Древнерусского государства вызвал и вызывает в науке оживление и споры. Русский летописец начала 7 века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии с средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трёх варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. В 18 веке приглашенные в Российскую академию наук немецкие ученые Байер и Миллер, а позднее А. Шлецер, некритически истолковали летописи, выдвинули так называемую норманнскую теорию возникновения Русского государства. Согласно этой теории Русское государство создали варяги (норманны). Этой теории позднее был придан политический смысл, на ее основе враги нашей страны пытались доказать, что русские были не способны сами создать государственную организацию и для этого понадобилась "помощь" чужеземцев-завоевателей. В одном из учебников русской истории, вышедшем в фашистской Германии, говорилось, что норманны, принадлежавшие к германским народам, "подарили славянам государство".
Основным доводом норманистов было и остается то место летописи, где говорится, что новгородцы "идоша за море к варягам, к руси", т.е. слово "Русь" рассматривается как наименование варягов. Однако ещё академик Шахматов установил, что слова "к руси" были позднейшей вставкой сводчика-летописца начала 12 века. В более ранних редакциях начальной летописи эта вставка отсутствует, там просто говорится "идоша за море к варягам" без последующих комментариев о Руси, как варяжском племени. Эти комментарии, как доказали советские исследователи, являются тенденционным домыслом сводчика, стремившегося поднять авторитет княжеской династии указанием на её заморское происхождение. Вставка противоречит древнейшим спискам летописи, где Русь перечисляется в составе племен, пригласивших варягов.
Норманисты считают, что слово "русь" было названием одного из скандинавских племен, ссылаясь на то, что финны называют шведов Ruotsi, что в Швеции существует прибрежная область Рослаген.
Но им не удалось найти слова, близкого к слову "русь", в шведском языке и какого-либо племени с этим названием. Что же касается славянских источников, то слова "русь", "рос" были очень широко распространены в топонике (совокупность географических названий определенной территории) на юге задолго до появления варягов. Русь совершала грозные походы еще в первые десятилетия 9 века Арабские источники называют русь одним из славянских племен также до появления варягов.
Слово "русь", бывшее наименованием одного из славянских племен в Приднепровье, распространилось затем на все славянские племена этой области и, наконец с образованием Древнерусского государства на все его славянское население - таковы те выводы, которые делает современная наука.
В той части летописи Нестора, которую исключили позднейшие редакторы, говорится: "се бо токмо словенск язык в Руси поляне, древляне, новгородцы, полочане…".
Трудность, вытекающую из того, что в Скандинавии нет никаких следов племени русь, некоторые норманисты пытаются преодолеть, утверждая, что русь полностью переселилась на территорию Восточной Европы и скандинавские колонии стали в последствии организующим элементом в создании государства. В соответствии с этим норманист Арне предлагает называть Древнерусское государство Великой Швецией, что является уже чистейшим домыслом.
Широко распространена среди современных зарубежных норманистов и теория завоевания славян варягами, подчинившими славян и основавшими здесь свое государство. Но летопись ни в одном из вариантов не говорит о завоевании. Для того, чтобы покорить многочисленный народ, живший на обширной территории, потребовался бы не один отряд, а большое войско. Между тем археологические раскопки свидетельствуют о весьма незначительном числе скандинавских погребений и об отсутствии варяжских поселений на территории Древнерусского государства.
Другой норманист Пашкевич выдвинул фантастическую версию о господстве варягов-завоевателей в течение четырех веков (9-12), причем варяги, по его словам, господствовали и в Ростов-Суздальской земле (13-14 вв.). Между тем Ярослав, как и его отец, Владимир, наняв варяжский отряд, после того как этот отряд перебили новгородцы, пошел в успешный поход со всей дружиной и новгородским ополчением. Это говорит о том, что варяги при необходимости использовались в качестве наемников, но отнюдь не были властителями даже в наиболее близком для них Новгороде. К тому же норманны-мореходцы завоевывали лишь такие области и государства, как Нормандия, Сицилия, Англия, которые были расположены на островах или в прибрежной местности, и овладение ими такой необъятной территорией, как территория Древней Руси, представляется просто невероятным.
Понимая, что версия о варяжском завоевании в 862 г. не выдерживает критики, поскольку источники говорят о Руси значительно раньше, норманист Вернадский выдвинул положение о трех волнах варяжских вторжений в 7-9 вв. Первые две закончились образованием поселений и организацией властвования в Приазовье и в районе Ильменя, а третья привела к обоснованию Рюрика в Новгороде. Однако, кроме случайных и произвольно истолкованных источников, Вернадский ничем подкрепить свою компетенцию не мог.
В непосредственной связи с теорией завоевания находится и утверждение о том, что норманны составляли господствующий класс в Древнерусском государстве. Наиболее полно эта версия изложена в работах современного норманиста Стендер-Петерсона. Норманны будто бы были тем импульсом, который привел к быстрому развитию Восточной Европы, вовлечению её в мировой торговый оборот.
Колонизировав Приладожье, норманны создали своё государство, которое распространило власть на другие области, в результате чего возникло Киевское государство. В этом государстве норманны образовали высший класс в составе князей, дружинников, тиунов. Норманнами же были и купцы, торговавшие с другими странами. Такова концепция Стендер-Петерсона, которая имела широкое распространение в буржуазной литературе.
Однако летописи и археологические данные свидетельствуют, что подавляющее большинство феодалов и богатых купцов вышло из туземной, славянской среды, хотя русские князья нанимали варяжские дружины и включали варягов в состав знати.
Норманисты утверждают, что "путь из варяг в греки" был положен и использовался норманнами. Это доказывает тот факт, что в сочинении византийского императора Константина Багрянородного даны параллельно славянские и варяжские названия днепровских порогов. Но это говорит лишь о том, что в составе торговых экспедиций находились и варяжские купцы либо в качестве комиссионеров, либо со своими товарами.
Широко распространено утверждение о высоком уровне культуры варягов, которую они несли к "диким" славянам. Но никаких убедительных подтверждений этому не представляется. Между тем, сколько не старались лингвисты-норманисты, они смогли найти в русском языке только три десятка слов, заимствованных из скандинавских языков периода 10-13 вв. .
Еще один вымысел - о скандинавском о происхождении Русской Правды - отпадает, если учесть, что сходные общественно-экономические условия порождают и сходные правовые нормы, да и этих сходных норм не так-то много. Норвежский ученый К. Сельнес, после детального сопоставления скандинавских законов и Русской правды, установил, что они не совпадают в большинстве основных пунктов, причем Русская Правда является более древним памятником права, так что говорить надо было бы о заимствовании скандинавами норм русского права, а не наоборот.
Наличие множества разнообразных и нередко абсурдных домыслов и полемика в среде самих современных норманистов показывают всю шаткость выдвигаемых ими концепций. Главный порок этих построений - непонимание того, что государство возникает в результате длительного процесса разложения первобытнообщинных отношений и формирование классового общества.
Иными словами, государство - результат внутреннего развития общества.
При этом разложении первобытнообщинного строя у восточных славян и возникновение элементов государственности началось задолго до того, как Русь и варяги стали вступать в отношении друг с другом.
Легендарный характер самого рассказа о призвании новгородцами трех братьев-варягов очевиден. Характерно и совпадение с аналогичными легендами у ряда народов Запада.
К тому же наивные представления о князьях того времени как о творцах государственности, неограниченных властителях ни на чем не основаны. Князья являлись представителями класса феодалов и выполняли его волю.
Таким образом, огромный поток норманистской литературы порожден желанием доказать "исконную неспособность" русского народа к организации.
Список литературы
Хрестоматия по истории государства и права
СССР. Дооктябрьский период. Ч.1. М., 1990.
История государства и права СССР. Ч.1.М., 1967.
Рыбаков Б.А., Киевская Русь и русские княжества (12-13 вв.). М., 1993.
История отечественного государства и права. Ч.1.М., 1996.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн.1., М. 1988.