Одной из главных проблем Австро-Венгрии был национальный вопрос. В этой стране ни одна из наций и национальностей не доминировала численно. Дополнительную сложность представлял факт формального разграничения империи в 1867 г. на две части: Цислейтанию (собственно Австрию) и Транслейтанию (собственно Венгрию); особо выделялась Босния и Герцеговина, аннексированная Австро-Венгрией. По данным на начало XX в. из 26.150.708 чел. населения Австрии немцы составляли большинство - 36,2%; чехи - 23,4% населения. Всего же по Австро-Венгрии в целом немецкое население составляло 24,7% населения, венгры являлись вторыми по численности (19,7%), чехи - третьими (13,1%).
Межнациональные противоречия наложили отпечаток на развитие социалистического движения в Австро-Венгрии. Формально существовало две партии пролетариата - австрийская и венгерская. В венгерской части, где рабочее население было не столь значительно, как в австрийской, межнациональные противоречия в нем проявлялись не столь ярко. Здесь немецкий пролетариат действовал совместно с остальными национальностями Венгрии, в рамках Всеобщей рабочей партии Венгрии, а с 1890 г. - в рамках Социал-демократической партии Венгрии. Немецкие рабочие представляли собой наиболее организованную часть пролетариата в Транслейтании, особенно в столице Будапеште, в Прессбурге (Братиславе), трансильванских городах Темешбурге (Темешваре) и Германштадте (Сибиу).
Социал-демократическая партия Австрии была образована на Учредительном съезде в Нойдорфле в 1874 г., и задумывалась как интернациональная организация рабочих всех национальностей. Однако четыре года спустя чешские социалисты на съезде в Бржевнове провозгласили создание собственной Чехославянской социал-демократической рабочей партии, в программе которой были зафиксированы пункты о праве "свободного самоопределения наций", и о том, что каждая социал-демократическая партия должна быть организована по национальному принципу. Таким образом, организация чешских социал-демократов оказалась главной противницей интернациональной формы организации рабочего движения.
Несмотря на решения Хайнфельдского съезда 1888-1889 гг. об организационном единстве социал-демократической организации Австрии, единая социал-демократия Австрии была преобразована на пятом (Прага, апрель 1896 г.) и шестом (Вена, июнь 1897 г.) общеавстрийских съездах в федерацию шести практически самостоятельных организаций: немецкой, чешской, итальянской, польской, югославянской и с 1899 г. - русинской (украинской). Такое деление формально оправдывалось необходимостью выработки каждой из организаций собственной тактики применительно к национальным условиям.
В 1899 г. на общеавстрийском съезде в Брюнне была сделана новая попытка консолидировать многонациональную социал-демократию страны на основе общей национальной программы. Проект программы исходил из необходимости преобразования Австрии в "союзное государство национальностей", разделенного на национальные автономные области, преимущественным принципом образования которых должна была быть языковая общность. Самоуправляющиеся области каждой отдельной нации должны были образовать единое национальное объединение, которое будет самостоятельно заниматься решением национальных вопросов (таких, как языковые и культурные). Национальная программа, принятая на Брюннском съезде 1899 г., базировалась на принципах территориальной, а не культурно-национальной автономии, как предлагали, в частности, представители от югославянских земель. Она не сняла противоречий между отдельными национальными организациями социал-демократии Австрии, в первую очередь, между чешской и немецкой.
Чешские социалисты выступали за преобразование Австрии в демократическую федерацию национальностей, Помимо создания собственных сепаратных профсоюзных организаций (1893 г.), они после выборов 1911 г. создали отдельно от остальных национальных социал-демократических организаций Австрии собственную фракцию в рейхсрате. При этом небольшая часть чешских сторонников единства профсоюзного движения (централисты), исключенная из партии, основала в 1911 г. самостоятельную Чешскую социал-демократическую рабочую партию Австрии. Эта малочисленная организация со главе с П. Цвинглером была принята в ряды II Интернационала.
Национальные противоречия в социал-демократическом движении Австро-Венгрии обусловили интерес местных социалистических идеологов к национальному вопросу. Ни Маркс, ни Энгельс, ни их ближайшие последователи и ученики, не создали целостной концепции национального вопроса. Это сделали н начале XX в. представители нового поколения социал-демократических теоретиков - австрийцы Карл Реннер и Отто Бауэр.
Реннер был первым из теоретиков австрийской социал-демократии, кто вплотную обратился к национальной проблеме. Изначально он рассматривал национальное деление как препятствие на пути социал-демократии, которое необходимо преодолеть, исходил из традиционного марксистскою постулата о наднациональном характере рабочего движения. При этом Реннер исходил из также традиционного для австрийской социал-демократии принципа сохранения целостности монархии Габсбургов. В произведении "Государство и нация"(1899 г.) и др. он разработал план национального преобразования дуалистической монархии. В основе воззрений Реннера по национальному вопросу в этот период лежал "принципа персональности", согласно которому отдельным национальностям империи необходимо предоставить не территориальную автономию, а обеспечить защиту преде гавителей каждой национальности во всех частях Австро-Венгрии. Такое положение, по мнению Реннера, можно достичь путем превращения каждой из национальностей в правовой объект.
В отличие от своего товарища по партии О. Бауэра, ратовавшего за автономию по национальным округам, Реннер выступал за правовое регулирование отношений между различными нациями Австро-Венгрии (концепция "органического законодательства"). В последующих работах, в частности, в книге "Борьба наций Австрии за государство" (1902 г.), Реннер значительно отошел от своих теоретических разработок. Он разработал план двойной организации Австрии по административным областям и национальному принципу. Согласно этому плану предусматривалось деление империи на самоуправляющиеся округа, включающие в себя по возможности представителей одной национальности (Реннер таким образом допускал осуществление территориального принципа). В тех же округах, где ни одна из национальностей не преобладает, Реннер и предлагал осуществить "принцип персональное™". В каждом таком округе представите национальных групп решают свои национальные дела в рамках округа, создавая национальные корпорации, присоединяющиеся к большому организму всей нации или национальности. Эти последние национальные объединения ведают, по Реннеру, лишь вопросами, связанными с национальной культурой (в первую очередь - вопросами языка).
Реннер был первым из крупных социалистических теоретиков, особое внимание уделивших национальному вопросу в Австро-Венгрии. Однако наибольший резонанс имели разработки его друга и товарища по партии австрийской социал-демократии О. Бауэра, который создал фундаментальное произведение "Национальный вопрос и социал-демократия" (1907 г.), ставшее на долгие годы неофициальной программой разрешения национального вопроса социал-демократией.
Критикуя Брюннскую национальную программу социал-демократии Двстрии 1899 г., Бауэр подчеркивал, что "основным недостатком этой программы является тот факт, что национальный вопрос в Австрии рассматривается изолированно от исторического положения и исторической роли пролетариата". Этот и другие, по его мнению, недостатки национальной программы австрийской социал-демократии, Бауэр попытался исправить в своем фундаментальном сочинении. Он считал, что Австрия должна быть преобразована в демократическое союзное государство национальностей, в котором для представителей той или иной национальности должны быть созданы национальные автономные самоуправляющиеся общины. При этом Бауэр весьма наивно полагал ограничить права национальных сообществ областью культуры, ратуя за "объединение всего культурного человечества для общего господства над природой".
Таким образом, в оценках национального вопроса Бауэр исходил из традиционных марксистских постулатов об отмирании в будущем наций и нецелесообразности дробления существующих государств национальностей (Бауэр, правда, критиковал Энгельса, считавшего в середине XIX в. невозможным для "неисторических" наций создание собственных государственных объединений). Очень раздражающе выглядит в труде Бауэра заимствованное у Гегеля положение о "неисторических нациях", к которым тот относил народы, лишенные в силу тех или иных причин, собственной государственности: чехов, хорватов, словенцев и др. И, хотя Бауэр и оговаривался, что "неисторическими мы называем эти нации лишь в том смысле, что в эпоху, когда только господствующие классы являлись носителями национальной культуры, они не имели своей национальной и культурной истории", даже само употребление этого термина к той или иной нации или народности как бы ставили на них печать неполноценности.
Наиболее сложным для Австро-Венгрии был, по мнению Бауэра, чешский вопрос. Он детально рассмотрел соотношение немецких и чешских секторов в Богемии, резко возражая против преобразования социал-демократической организации Австрии в некий консорциум национальных партий, как это предлагали чешские социалисты. Бауэр считал, что, несмотря на активизацию сепаратистских настроений в начале XX в., славянские народы Не представляют реальной угрозы распада Австро-Венгрии изнутри.
Бауэр и Реннер исходили из неверного, как показало время, постулата о возможности преобразования государств национальностей в содружество наций в эпоху социализма. Бауэр указывал, что окончательное решение национального вопроса должно произойти в условиях социализма, когда состоится "объединение культурного человечества", в рамках автономных национальных общин, в которых люди смогут сполна использовать свои культурные и национальные ценности. В этом и заключалась суть концепции "культурно-национальной" автономии австрийской социал-демократии. В ее основе лежал расчет на возможность решения национального вопроса в рамках Австро-Венгрии.
Концепция культурно-национальной автономии, разрабатывавшаяся лидерами австрийской социал-демократии, Реннером и Бауэром в первую очередь, представляла собой попытку перестроить национальные государства и государства национальностей в конгломерат общин, члены которой должны были быть связаны общностью национальности, точнее - общностью национальной культуры. При этом австрийские социалисты не проводили четкой разграничительной грани между разделением народа на национально-культурные общины и правом наций на самоопределение. Получалось, что эти два процесса должны идти параллельно, но при этом австромарксисты считал нецелесообразным и даже опасным распад существующих государственных образований. Таким образом, достижение полного самоопределения наций было в их устах в первую очередь идеологической посылкой. Реально и Бауэр и Реннер выступали против национального, особенно чешского, сепаратизма, отстаивая интересы немецкого национального элемента в империи.
Неслучайно, национальные концепции Бауэра-Реннера вызвали критику со стороны таких социал-демократов, как В.И. Ленин, И.В. Сталин, К. Каутский. Последний отмечал, что взгляды Бауэра и Реннера достойны всяческого внимания, но сам он при этом не разделял «тех оптимистических ожиданий, которые оба наших австрийских товарища связывают со своими предложениями». Каутский указывал на неравномерность как в экономическом развитии отдельных национальностей Австро-Венгрии, так и на их чересполосное расселение. Он так же обратил внимание на нереальность программы автономии в духе Бауэра и Реннера в связи с тем, что она не имеет никаких шансов на то, чтобы привлечь к себе какой-либо господствующий класс Австрии.
Начало первой мировой войны заставило идеологов австромарксизма внести коррективы в свои разработки по национальному вопросу. В отсутствие призванного на военную службу Бауэра, Реннер оказался единственным крупным теоретиком австрийской социал-демократии в области национального вопроса. Уже в начале войны он не только выступил с поддержкой войны, но и считал, что социал-демократы Австрии не должны просто отказаться от аннексий, что было, по его мнению, предательством в отношении "наших сыновей", ведущих войну. Проанализировав социально-экономическую и политическую ситуацию в воюющих странах, главное внимание Реннер уделил новой постановке национального вопроса и новым задачам социал-демократии. Выступая против "наивного космополитизма", разделяемого и рядом социалистов, Реннер подчеркивал, что рабочий класс никогда не был и не может быть "наднациональным". Не отрицая, что война вызвана империалистическими противоречиями, Реннер отстаивал право рабочего класса каждой нации на "оборонительную войну", противопоставляя национализму буржуазному пролетарский "демократический национализм", главным носителем которого ему виделся немецкий пролетариат. Перспективы завоевания пролетариатом власти в ближайшее время Реннер оценивал невысоко Одной из предпосылок для этого он считал достижение общеевропейского единства.
Именно на национальных принципах виделось Реннеру возможным преобразование Европы и мира во "всемирную Швейцарию", в которой каждая нация будет иметь собственную автономию. Важным шагом на этом пути Реннер называл образование союза стран и народов Центральной Европы - так называемой "Срединной Европы", идею которой он развил в серии из трех брошюр под общим названием "Обновление Австрии" (1916-1917 гг.), в которых Реннер также дал развернутую характеристику национально-политической ситуации в Австро-Венгрии и Европе и попытался обосновать уже применительно к новым условиям свои ранние теоретические положения по национальному вопросу, в том, числе, "принцип персоналыюсти".
Идеи Реннера встретили понимание в национальных регионах Австрии, в первую очередь - среди немецких социалистов Богемии. Их лидеры - Йозеф Зелигер, Йозеф Хофбауэр и Эмиль Штраус заявляли, что выступают не столько за победу Австро-Венгрии в войне, сколько за поражение России. В виду военных поражений, роста социальной напряженности и межнациональных противоречий в Австрии, немецко-богемская социал-демократия пришла к выводу о необходимости корректуры довоенных программных положений. С этой целью 16 сентября 1917 г. в Брюн-не была созвана конференция всех социал-демократических организаций Судетских земель. В работе конференции приняли участие представители немецких организаций Богемии, Моравии, Силезии, а также лидеры общеавстрийской социал-демократии, такие, как К. Реннер и К. Зайти.
Главным вопросом на конференции стала выработка концепции реорганизации Австрии и Судетских земель после войны. Конференция приняла заключение по национальному вопросу, подготовленное Зелигером, известное под названием "Программа демократической национальной автономии". Основное внимание в документе было уделено обоснованию права наций на самоопределение. Судетские социалисты признавали за остальными нациями Австрии право на самоопределение, но само содержание этого права четко расшифровано не было. В частности, не говорилось о возможности выхода из состава империи отдельных национальных районов.
Социал-демократы представили широкую программу реорганизации Австрии и Судет, в первую очередь, в духе "национальной автономии". Программа предполагала совмещение демократических преобразований (всеобщее, равное и прямое избирательное право) с реорганизацией административного деления страны в духе территориальной автономии для отдельных национальностей. Особо был оговорен принцип "защиты национальных меньшинств в областях со смешанным населением". Судетские социал-демократы подчеркивали, что выступают с позиции полного равноправия наций Австрии, признавая за ними те же права, что они требовали для немцев. При этом судето-немецкие социалисты протестовали против требований чешских националистов причислить Судетские земли к чехословацкому национальному государству. По мнению Зелигера, попытка осуществить эту идею на практике "...вызовет сильнейшее восстание всех немцев в Судетских землях...". Зелигер и судето-немецкие социал-демократы подчеркивали, что следуют положениям Брюннской национальной программы 1899 г., хотя реально в большей степени здесь были задействованы идеи Бауэра-Реннера о совмещении принципов территориальной автономии и персонального принципа. Речь на конференции шла преимущественно об административно-территориальных и политических (демократических) преобразованиях. Проблемы культурно-национальной автономни на первый план не выдвигались. Брюннская 1917 г. программа разрешения национального вопроса явилась идейной основой в определении политической линии партии в период борьбы за самоопределение судето-немецких районов (октябрь 1918 - август 1919 г.). Брюннская конференция 1917 г. была первым совместным форумом всех региональных социал-демократических организаций Судетских земель, который заложил основы их взаимодействия в борьбе за самоопределение Судет и за разрешение национального вопроса в рамках чехословацкого государства.
Помимо "Программы демократической автономии", разработанной судето-немецкими социалистами, были сделаны попытки выработать совместную программу от лица социал-демократических организаций Австрии различных национальностей. Так, левые представители немецко-австрийской, чешской и польской социал-демократии выдвинули свою программу, так называемую "Национальную программу левых", ратуя за преобразование Австро-Венгрии в федерацию из семи национальных областей: немецкой, чешской, польской, украинской, югославянской, итальянской и румынской. Программу поддерживал и Бауэр. Однако в условиях приближающегося крушения Австро-Венгрии национальные организации социал-демократии, в том числе и судето-немецкие социал-демократы, были вынуждены переориентироваться в сторону отстаивания интересов своей собственной нации.
Таким образом, в период II Интернационала немецкая национальная проблема исследовалась теоретиками международной социал-демократии в тесной связи с разработкой национальной проблематики в Австро-Венгрии, на Балканах, в России. Ведущими разработчиками теории национально вопроса выступали австрийские социал-демократы, О.Бауэр и К, Реннер. Главными принципами, на которых последним виделось возможным решение национальных вопросов было сохранение крупных многонациональных образований, монархии Габсбургов, в первую очередь, провозглашение неравномерности исторического развития передовых, немецкой, в первую очередь, и "неисторических" наций.
Немецкий национальный вопрос в богемских землях, проблема немецко-чешских взаимоотношений стояли в центре внимания теоретиков австромарксизма, выступая преимущественно, в качестве одного из основных примеров, на которых строились их рассуждения. Бауэр и Реннер отрицали возможность выделения чешских земель из состава Австрии, считали богемские территории неотъемлемой частью Немецкой Австрии. Они не при-емлили принцип самоопределения наций Австро-Венгрии. На сегодняшний день по прежнему существуют две основные крайние точки зрения по вопросу о перспективах развития многонациональных государств (государств национальностей): неизбежный распад на национальные государства или возможность сохранения и модернизации многонациональных государств. Бауэр и Реннер до 1918 г. выступали с безусловной поддержкой второй точки зрения, исходя, в частности, из традиционного марксистского постулата о централизаторских тенденциях капиталистического хозяйства, о возможности социалистических преобразований лишь в рамках больших экономических областей. В отношение Австро-Венгрии эти расчеты оказались ошибочными. В тоже время, как показывает история, далеко не все многонациональные государства нежизнеспособны. И в этом отношение крайне важным представляется концепция культурно-национальной автономии Бауэра-Реннера, которая показывает пути совместного существования нескольких наций в рамках одной государственной области. Однако применительно к немцам и чехам эта формула не сработала. После Первой мировой войны ведущие теоретики австромарксизма были вынуждены переориентировать свои национальные схемы, приспособив их к новым реалиями, созданным Версальской системой.