1. Религия древних греков
1.1 Поклонение силам природы
Греки, как и другие древние народы, не понимали и боялись многих явлений природы. Они верили, что боги и богини населяют всю природу и управляют ею.
По воле «тучегонителя» Зевса проливается на землю дождь или наступает засуха. Разгневавших его людей и богов могучий Зевс поражает золотыми стрелами — молниями.
Не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись «колебателя земли» — морского бога Посейдона. Своим огромным трезубцем Посейдон сотрясает землю, вызывает на море бурю и топит корабли.
День наступает оттого, что бог солнца Гелиос выезжает на небо на золотой колеснице, запряженной белоснежными конями. Бог света и искусства был Аполлон.
Увядание растительности осенью и оживление природы весной зависят от богини плодородия Деметры.
После смерти человека его душа спускается в подземное мрачное царство мертвых, где правит суровый Аид, владыка подземного царства. У ног Аида сидит трехглавый пес, который всех впускает в подземное царство, но никому не позволяет из него выйти.
Главных богов греки представляли в виде людей, но бессмертных, могучих и красивых. Лесных богов — сатиров — представляли в виде людей, обросших шерстью, с козлиными ногами и ушами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами.
1.2 Боги покровители хозяйства
Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ремесел — есть свои боги-покровители.
Бог виноделия Дионис научил людей разводить виноград и делать вино. В честь него устраивали праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино.
Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте — покровителе кузнецов. Гефест сам работает в кузнице под землей. Вулканы, извергающие огонь и дым,— выходы из его подземной кузницы. Гефест носит простую одежду ремесленника; его руки и лицо выпачканы сажей.
С развитием торговли и у нее появился покровитель — бог Гермес. Он же выполнял поручения Зевса и летал из одного города в другой. Поэтому Гермеса часто изображали с крылышками на сандалиях и на шляпе.
1.3 Отражение в религии неравенства среди греков
Греки верили, что Зевс и другие главные боги живут на самой высокой горе Греции — Олимпе. Их называли олимпийскими богами.
Жизнь богов на Олимпе греки представляли себе похожей на жизнь знатных людей. Боги живут во дворцах, носят нарядные одежды, часто пируют. Как знатные люди управляют племенами, так «олимпийцы» во главе с Зевсом управляют людьми и природой. Боги так же властолюбивы, жестоки и мстительны, как многие знатные люди.
Одних людей боги сделали богатыми и знатными, других — бедными, третьих рабами. Того, кто восстает против порядка, установленного богами, ждут их гнев и суровое наказание.
1.4 Миф о Прометее
Боги скрывали от людей тайну огня. Но благородный герой Прометей принес людям с Олимпа огонь в пустой тростинке.
Разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея цепями к горе на Кавказе. Каждый день Зевс присылал орла выклевать у Прометея печень. За ночь печень вырастала вновь. Не смотря на страшные муки, гордый и мужественный Прометей не примирился с Зевсом. В образе Прометея греки чтили борца с несправедливыми и злыми богами за счастье людей.
В религии древних греков, как и у других древних народов, искаженно отразились окружавшая их природа, их занятия, их переход к рабовладельческому строю.
1.5 Рассказ Одиссея о гибели его последнего корабля
Мачту поднявши и белый на мачте расправивши парус,
Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море,
И краток был путь для него. От заката примчался
С воем Зефир, и восстала великая бури тревога;
Мачта, сломясь с парусами своими, гремящая пала
Вся на корму… Тут Зевс, заблистав на корабль громовую
Бросил стрелу… закружилось пронзенное судно, и дымом
Серным его охватило. Все разом товарищи были
Сброшены в воду, и все, как вороны морские, рассеясь,
В шумной исчезли пучине.
1.6 Миф о Деметре и Персефоне
Прекрасная Персефона, дочь Деметры, богини плодородия и земледелия, гуляла с подругами по лугу. Внезапно раскрылась земля, и на колеснице, запряженной черными конями, появился мрачный бог Аид. Он похитил Персефону и увез ее в свое подземное царство, где она стала его женой и царицей. От всевидящего бога солнца Деметра узнала, где находится Персефона. Она тосковала о дочери, и от этого завяли цветы, облетели с деревьев листья, не росли ни ячмень, ни виноград. На земле начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Тогда Зевс приказал Аиду каждый год отпускать Персефону на несколько месяцев к матери. Когда она приходит на землю, Деметра радуется. Наступает весна, и вся природа оживает. Когда же Персефона уходит в подземное царство, ее мать грустит, наступает осень и зима, растительность увядает.
2. Природа Греции. Древнейшее государство в Европе
2.1 Местоположение и природа Греции
На юге Европы находится Балканский полуостров. В южной его части расположена небольшая горная страна — Греция.
Горы Греции скалисты и обрывисты. На их каменистых склонах росли кустарники и редкая трава. Среди гор располагались небольшие равнины с плодородными почвами.
В Греции встречались месторождения железа, меди, серебра, мрамора.
Восточное побережье Греции, омываемое Эгейским морем, очень изрезано. Узкие полуострова выступают далеко в море, а морские заливы глубоко врезаются в сушу и образуют бухты для стоянки судов. Море было богато рыбой.
В Греции во время короткой зимы идут дожди и нередки сильные бури. Остальное время года на безоблачном синем небе светит яркое солнце. Реки летом почти совсем пересыхают. Провожая друзей в дорогу, греки желали им «счастливого пути и свежей воды».
2.2 Раздробленность Греции
Природа разделила Грецию на три части: Южную, Среднюю и Северную Грецию. Морские заливы отделяют Южную Грецию, или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. В древности по нему шла единственная проезжая дорога из Средней Греции на север.
Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было или проехать по морю, или пройти по горным тропинкам.
Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров — Крит.
2.3 Крит во II тысячелетии до нашей эры
На Крите во второй половине XIX века археологи нашли развалины городов III—II тысячелетий до н. э. с богатыми каменными домами и хижинами бедняков. В огромном дворце стены парадных залов были расписаны фресками. Их краски сохранили свежесть и яркость в течение тысячелетий. В нижнем этаже дворца было множество помещений с запутанными переходами,
Коридорами и лестницами. Здесь размещались мастерские и кладовые с оружием, драгоценностями, продовольствием.
Критяне успешно занимались сельским хозяйством. Они достигли большого мастерства в изготовлении бронзового оружия и золотых украшений, в строительстве зданий и кораблей. У них была своя письменность, но никому еще не удалось ее прочесть.
На острове были большие и удобные гавани для торгового и военного флота. Найденные вещи свидетельствуют, что Крит вел торговлю с Египтом, с Финикией и через нее с Вавилоном. Археологические исследования доказали, что на Крите в III—II тысячелетиях до н. э. образовалось первое в Европе классовое общество и государство; значительного развития достигла культура.
Они же позволили решить и вопрос о причинах падения этого государства.
2.4 Великая катастрофа
В середине II тысячелетия до н. э. на небольшом острове к северу от Крита произошло грандиозное извержение вулкана. Следы извержения найдены на островах и на дне Эгейского моря. Подземный толчок разрушил многие дома и на Крите. Почти одновременно на остров обрушились тучи пепла, вулканической пыли и гигантские морские волны в десятки метров высотой. Они уничтожили уцелевшие еще сады и посевы.
Опустошенный Крит был легко завоеван греческими племенами, переправившимися на него из Пелопоннеса.
2.5 Миф о Дедале и Икаре
На Крите жил грек Дедал, искусный архитектор, скульптор, изобретатель многих полезных инструментов. Он построил для царя лабиринт — здание с такими запутанными переходами, что, войдя в него, нельзя было найти выход. Дедал хотел покинуть Крит, но царь не отпускал его. Тогда Дедал сделал для себя и для своего сына Икара крылья из птичьих перьев, слепив их воском. На крыльях оба улетели с Крита. Сначала Икар следовал за отцом, но затем, увлеченный полетом, поднялся высоко в небо. Жаркие лучи солнца растопили воск. Икар упал в море и утонул; только перья от крыльев плавали по волнам. Дедал долетел до далекого острова Сицилия.
2.6 Миф о Тесее
В Средней Греции находится город Афины, возникший во II тысячелетии до н.э. Некогда правил городом престарелый Эгей. Царь Крита наложил на город тяжелую и позорную дань: афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Их пожирало чудовище с телом человека и головой быка, жившее в знаменитом лабиринте.
Сын Эгея — могучий Тесей решил поехать на Крит в числе юношей, приносимых в жертву, и сразится с чудовищем. На корабле в знак в знак печали были черные паруса; в случае победы Тесей обещал отцу заменить их белыми.
На Крите дочь царя Ариадна тайно дала Тесею острый бронзовый меч и клубок нитей. Тесей привязал нить при входе в лабиринт и углубился в его помещения, разматывая клубок. С диким ревом, наклонив свои острые рога, чудовище бросилось на Тесея, однако герою удалось схватить его за рог и вонзить меч ему в грудь. По размотанной нити Тесей вышел из лабиринта сам и вывел своих спутников. На корабле они отплыли в Афины.
Тесей забыл об обещании, данном отцу, и не сменил паруса. Эгей, увидев корабль с черными парусами, в отчаянии бросился в море и утонул. В память о нем море назвали Эгейским. Править Афинами стал Тесей.
Выражение «нить Ариадны» означает способ выйти из трудного положения.
3. Первые греческие государства во II тысячелетии до н. э. и их падение
3.1 Памятники микенской культуры
Катастрофа на Крите не привела к полному уничтожению созданной на нем культуры. Во II тысячелетии до н. э. развивалась связанная с ней культура на Балканском полуострове. Впервые археологи обнаружили ее памятники при раскопках города Микены на Пелопоннесе. Поэтому она получила название микенской. Пелопоннес в то время населяли греческие племена ахейцев.
В Микенах успешно развивалось сельское хозяйство. Ремесленники изготовляли бронзовое оружие, глиняную посуду, одежду, укрепления, каменные дома.
Микенский акрополь стоял на высоком холме, среди плодородной равнины. Его стены сложены из огромных обтесанных камней. На акрополе находились царский дворец и дома знати. Вблизи дворца высечены на скале гробницы. На лицах погребенных лежали золотые маски. В гробницах было множество бронзового оружия и золотых вещей. Вокруг холма теснились дома торговцев, хижины ремесленников и земледельцев.
Города, дворцы и гробницы II тысячелетия до н. э. обнаружены и в других местностях Греции, например в Афинах. В греческих городах археологи нашли исписанные глиняные таблички. Надписи на них ученым удалось прочесть. Оказалось, что греки приспособили к своему языку изобретенную на Крите письменность. Таблички содержали списки земледельцев с указанием взыскиваемого с них налога, перечни рабынь (мужчин-рабов в то время было немного), скота и другие записи. Быки и лошади названы в списках по именам, а для рабынь указано только их общее число и число у них детей.
Во II тысячелетии до н. э. в наиболее плодородных областях Греции начал складываться рабовладельческий строй и возникли государства. В остальных областях население продолжало жить первобытнообщинным строем.
3.2 Поход греков на Трою
Большие раскопки были произведены и в Малой Азии, на высоком холме, недалеко от моря. В древности люди селились на этом холме более десяти раз. От каждого поселения остался слой земли со следами жилищ, брошенными и потерянными вещами. Были найдены и развалины города Трои микенского времени. Троя была окружена мощной каменной стеной и, как показали находки, вела торговлю со многими странами. Археология подтвердила древние сказания о морском походе греческих племен на Трою около 1200 лет до н. э.
3.3 Вторжение дорийцев в Грецию
Длительная война с Троей истощила силы греческих городов.
В конце II тысячелетия до н. э. в Грецию вторглись с севера новые греческие племена — дорийцы. Их культура была значительно ниже микенской. Дорийцы разграбили и разрушили Микены и другие города. Они заселили Пелопоннес. Часть населения была ими покорена, а часть бежала, многие переселились на острова и восточное побережье Эгейского моря.
Вторжение дорийцев привело к резкому упадку хозяйства и культуры в Греции. Небольшие государства, возникшие во II тысячелетии до н. э., были уничтожены. В течение столетий здесь не строили каменных зданий. Ремесленные изделия стали грубыми. Торговля сократилась. Письменность была забыта.
3.4 Значение для истории греческих сказаний
Древнейшая история Греции, однако, сохранилась в памяти народа. Сказители передавали устно из поколения в поколение древние мифы, добавляя к ним новые подробности. Поэты-певцы, подыгрывая себе на лирах, пели о «златообильных» и «крепостных» городах, о подвигах и приключениях героев, о великанах, о богах.
Большинство ученых считали эти сказания целиком вымышленными. В них действительно много вымысла. Но в мифах и песнях рассказывается о борьбе древних греков с природой, их занятиях, орудиях труда, обычаях, о том, в каких бывали они в странах, в каких богов верили. Древние мифы и песни — важный исторический источник о далеком прошлом Греции.
3.5 Миф об аргонавтах
На Кавказе на берегу черного моря, висело в роще золотое руно — шкура барана с золотом шерстью. Оно принадлежало царю, владевшему морским побережьем. Дракон, никогда не смыкавший глаз, сторожил руно.
Со всей Греции собрались храбрецы, решившиеся на далекое и опасное путешествие за золотым руном. Их вождем был знатный юноша Ясон. Искусный мастер Арг построил для них деревянный корабль, ходивший под парусами на веслах. По имени мастера корабль назвали «Арго», а путешественников — аргонавтами.
Долго плыли аргонавты. Им пришлось проплыть между скалами, которые то расходились в разные стороны, то сходились и сталкивались со страшной силой и грохотом. «Арго» едва успел проскользнуть между ними: скалы лишь раздавили последнюю доску рулевого весла. После многих приключений аргонавты прибыли на Кавказ. Царь обещал отдать золотое руно, если Ясон выполнит опасное задание.
Волшебница Медея, дочь царя, дала Ясону чудодейственную мазь. Ясон натер мазью свое тело, и оно приобрело нечеловеческую силу: ноги стали могучими, как медные столбы, руки крепкими, как клещи. Два огромных огнедышащих быка бросились на Ясона, наклонив рога. Но он даже не покачнулся от их ударов. По приказу царя Ясон запряг быков в плуг, вспахал поле и засеял его зубами дракона.
От этого посева сначала показались из земли наконечники копий и верхушки шлемов, а затем целое войско в медных доспехах. Грозно двинулось оно на Ясона. Ясон бросил в его ряды камень. Между воинами началась драка, а в это время Ясон перебил их своим мечом.
Хотя Ясон выполнил задание, царь не отдал руно. Медея усыпила колдовством дракона, охранявшего сокровище. Взяв руно, аргонавты отплыли от берега. С трудом спаслись они от погони и возвратились в Грецию.
3.6 Мифы о Геракле
По приказанию богов могучий Геракл должен был выполнить 12 подвигов.
Огромный лев нападал на животных и людей. У него была такая крепкая шкура, что от не отскакивали стрелы с бронзовыми наконечниками. Геракл сломал дуб и сделал дубину, которую не смогли бы поднять двадцать человек. Смело вошел он в пещеру, где жил лев. Тот бросился на Геракла, но богатырь ударом дубины оглушил, а затем задушил хищника руками. Шкура льва стала заменять Гераклу панцирь и шлем.
В топком болоте жила гидра — змея с девятью головами, покрытая блестящей чешуей. Выползая из болота, она пожирала стада скота. Геракл сразился с гидрой, но когда он отрубал чудовищу голову, то на ее месте вырастали две новые. Тогда Геракл приказал своему спутнику прижигать горящими головами перерубленные шеи гидры. Головы перестали отрастать, и Геракл убил чудовище.
У царя Авгия было пять тысяч быков. Никто не убирал скотный двор, и он переполнился навозом. Геракл должен был очистить его за один день. В то время, когда Авгий пировал с гостями, Геракл запрудил две реки, протекавшие по близости. Реки, развились, и бурный поток воды смыл весь навоз.
Геракл отправился в дальний путь за золотыми яблока ми. Они росли в саду на берегу океана, далеко от Греции. Там по верованию древних греков, небо сходилось с землей; могучий Атлант держал на своих плечах небо — огромный полукруглый свод. Пока Атлант срывал для Геракла яблоки, тот держал на своих плечах небо. От тяжести ноги его до колен ушли в землю, кости трещали, пот струился по телу.
4. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
4.1 Происхождение поэм
Особенно много сказаний было о походе на Трою. На основе этих сказаний были созданы две большие поэмы «Илиада» и «Одиссея». По преданию их сочинил великий поэт слепой Гомер. Предполагают, что поэмы были составлены в VIII веке, а записаны в VI веке до н. э. Они не только рассказывают о самом походе, но содержат яркие картины жизни, обычаев, верований, существовавших у греков в течение столетий.
4.2 Народное собрание греков
Название «Илиада» произошло от имени горда Илион. Так греки называли Трою. В «Илиаде» описываются события десятого года войны.
Длительная неудачная осада Трои и потери подорвали боевой дух воинов. Чтобы подбодрить их, вожди созвали народное собрание. Шумная толпа заполнила площадь в лагере. На собрание простой воин Терсит смело обвинил знатных людей в том, что они забирают себе всю добычу. Он призывал греков вернутся домой. Одиссей жестоко избил Терсита жезлом — знаком власти вождя — и заставил его замолчать. Угрозами и насмешками вожди уговорили воинов продолжать осаду Трои.
4.3 Сражение греков с троянцами
Вновь начались бои у стен Трои. Идя в бой, греки строились в отряды по племенам иродам. Простые воины сражались пешими, в рубашках из холста — грубой льняной ткани; вооружены они были копьями и камнями. Вожди выезжали в бой на колесницах, запряженных конями. Кроме копий, у них были бронзовые мечи и доспехи, защищавшие тело вождя.
Лучшим воином среди греков считался могучий и «быстроногий» Ахилл, вождь одного из греческих племен. Самым сильным и смелым из троянцев был Гектор. В «Илиаде» описывается поединок между ними и гибель Гектора. В поэме рассказывается, что в сражения вмешивались боги; одни из них полагали грекам, другие — троянцам. Бог кузнечного дела Гефест изготовил доспехи Ахиллу.
4.4 Похороны Патрокла
В бою погиб друг Ахилла Патрокл. Греки сложили бревна для огромного костра, сверху положили тело убитого. Затем зарезали и бросили в костер много быков, овец, лошадей, собак. Ахилл сам зарезал 12 пленных юношей троянцев. Автор поэмы осудил этот кровавый поступок, сказав, что Ахилл «совершил нехорошее дело». Подожгли костер, когда он догорел, сложили обгоревшие кости Патрокла в золотую урну и насыпали над ней высокий курган.
В честь погибшего Ахилл устроил игры — состязания в гонках колесниц, в кулачном бою, в борьбе, в беге, в метании диска и копья, в стрельбе из лука. Участникам состязаний Ахилл давал призы: породистых коней, дорогие доспехи, золото, серебряную чашу, рабынь. Наиболее ценным призом был кусок железа.
«Илиада» заканчивается описанием похорон Патрокла и Гектора. О конце троянской войны сообщают сказания, не вошедшие в поэму.
4.5 Гибель Трои
Вскоре после похорон Патрокла и Гектора погиб и Ахилл. Когда он был ребенком, его мать — богиня — выкупала его в подземной реке. Тело Ахилла стало неуязвимым, кроме пятки, за которую его держала мать. Он и умер от отравленной стрелы, вонзившейся ему в пятку. Отсюда происходит выражение ахиллесова пята, что значит «уязвимое место».
Чтобы овладеть Троей, греки по совету «хитроумного» Одиссея соорудили огромного деревянного коня. Внутри коня спрятались воины, а остальное войско укрылось на ближайшем острове. Троянцы приняли коня за дар греков богам и втащили его в город. Ночью воины вышли из коня и напали на спящих троянцев. В то же время греческое войско вернулось с острова и ворвалось в город. Греки перебили в Трое мужчин, взяли в плен женщин и детей, разграбили и подожгли город. Выражение троянский конь означает дар, опасный для того, кто его получает.
4.6 Содержание «Одиссеи»
Поэма рассказывает о приключениях Одиссея при его возвращении из Трои на родину — островок Итаку, расположенный у западного побережья Греции.
На двенадцати кораблях воины Итаки отплыли от берега, на котором еще дымились развалины Трои. Множество опасностей и бедствий ожидал их. Бог холодного северного ветра поднял бурю, и греки сбились с пути. Великаны разбили каменными глыбами одиннадцать кораблей и перебили находившихся на них людей. Только кораблю Одиссея удалось уплыть в море. Спутники Одиссея рассердили бога грома и молнии Зевса. Зевс ударил в корабль сверкающей молнией и разбил его. Спасся лишь Одиссей, ухватившийся за обломок мачты. Волны вынесли его на берег.
Одиссей добрался до Итаки после десятилетних странствий. Его встретил раб, пасший стада свиней, принадлежавших Одиссею. Этот раб родился в свободной семье, но еще ребенком его украли финикийцы и продали на Итаку.
Во время отсутствия одиссея в его доме хозяйничали знатные юноши Итаки. Чтобы не быть узнанным, он пришел в свой дом под видом нищего. Поэма заканчивается рассказом, как Одиссей с помощью богини Афины перебил непрошенных гостей и вновь стал править на Итаке.
Обе поэмы Гомера принадлежат к величайшим произведениям литературы. Они написаны торжественным стихом — гекзаметром, отличаются богатством и красочностью языка.
4.7 Из «Илиады»
Поединок Ахилла и Гектора
Богиня Афина приняла вид брата Гектора и коварно уговорила его сразится с Ахиллом, обещая свою помощь. Ахилл первый бросил копье в Гектора, но тот приник к земле, и копье пролетело над головой. Бросил копье Гектор и попал в щит Ахилла; выкованный Гефестом щит выдержал удар. Афина подала Ахиллу копье. Тщетно звал Гектор брата; некому было подать ему новое копье. Тогда он устремился на Ахилла с мечом:
…выхватив меч свой, остро отточенный,
Крепкий, огромный, который висел на бедре его мощном,
Ринулся, сжавшись в комок, как орел, на высотах парящий,
Если сквозь темные тучи он падает вдруг на равнину,
Нежного чтобы ягненка схватить иль трусливого зайца,
А Ахиллес устремился, наполнивши бурною силой
Дух свой. Сработанным прочно щитом прикрывал себе грудь он,
Дивным на вид. На его голове колебался блестящий
Четырехгребенный шлем, золотые над ним развевались
Волосы, в крепких гребнях укрепленные густо Гефестом.
Ахилл копьем поразил Гектора. Он привязал тело троянца к колеснице и погнал коней в лагерь торжествующих греков.
4.8 Из «Одиссея»
Греки на острове циклопов
Корабль Одиссея приплыл к острову, где жили циклопы — великаны с одним глазом посередине лба. Одиссей с несколькими спутниками вошел в пещеру циклопа. В пещере было много кругов сыра и сосудов с простоквашей — циклоп занимался разведением овец и коз.
Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился;
Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;
Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,
Дикой вершины горы, над другими воздвигшейся грозно.
Вечером циклоп загнал в пещеру свое стадо. Вход в нее он завалил огромной каменной глыбой, отодвинуть которую было не под силу Одиссею и его товарищам. Увидев греков, циклоп съел двух из них. На следующий день он съел еще четырех человек. Одиссей напоил великана виноградным вином, и, когда тот заснул, оставшиеся в живых люди выкололи ему острым колом глаз. Утром слепой циклоп отвалил камень и стал выпускать стадо. Великан стерег у выхода и стерег, чтобы люди не ушли из пещеры. Тогда греки по совету Одиссея связали по три барана вместе. Под ними было привязано по человеку. Незаметно ускользнув от циклопа, греки взошли на корабль и покинули страшный остров. Греки называли циклопическими сооружения, сложенные из огромных глыб камня, например стену Микенского акрополя, так как думали, что построить их могли только великаны-циклопы.
5. Хозяйство и жизнь греков в XI—IX веках до н. э.
5.1 Земледелие и скотоводство
Обработка каменистой почвы Греции требовала тяжелого труда. Поле очищали от камней. Твердую землю пахали по три-четыре раза деревянным плугом да еще рыхлыми мотыгами. Нередко труд земледельца пропадал даром: при засухах посевы выгорали, а при ливнях бурные потоки размывали поля.
Пшеница плохо росла на каменистых почвах. Греки сеяли главным образом ячмень.
Коров в Греции было мало, для них не хватало хороших пастбищ. Греки разводили коз и овец, кормившихся листьями кустарников и травой на склонах гор.
В XI веке до н. э. в Греции начали обрабатывать железо. Сначала его добывали мало. Однако в дальнейшем железные орудия получили широкое распространение. От этого повысилась производительность труда греческих земледельцев и скотоводов. Стало легче обрабатывать землю, увеличились посевы и повысились урожаи.
5.2 Хозяйство простых родичей
Земля принадлежала племени. Каждая семья обрабатывала отведенный ей на поле надел и имела свой скот, который пасся на общем пастбище. Земледельцы сами изготовляли почти все нужные им вещи: ткани изо льна и шерсти грубую одежду и подстилки, на которых спали, лепили посуду, шили легкую обувь — сандалии. Лепешки и каши из ячменя были их основной пищей.
Среди родичей не было равенства. Одни родичи обеднели, нанимались на работу в чужие хозяйства или просили милостыню. Никто не удивился, когда на Итаке появился Одиссей под видом нищего.
5.3 Хозяйство знатных людей
Гомер называет знатных людей «многонадельными» — они получают большие наделы лучшей земли вблизи от ручьев или речек. Знатные люди тогда еще сами работали в своих хозяйствах. Одиссей, например, пахал и столярничал.
Для обработки своих обширных полей знатные люди стали нанимать поденщиков, а за работу давали им пищу и простую одежду. Владелец земли получал зерна, льна значительно больше, чем нужно было отдать поденщикам за их работу. Остальное он присваивал себе.
Скота у знатных людей было гораздо больше, чем у остальных родичей, и они постепенно стали распоряжаться пастбищами племени. Иметь лошадей могли только очень богатые люди.
В хозяйствах знатных людей стали использовать труд рабов. Мужчин-рабов было немного; им обычно поручали пасти скот. Больше было рабынь; они мололи зерно, ткали одежду, обрабатывали огород, готовили пищу.
5.4 Мореплавание и торговля
Между греческими племенами, широко расселившимися на побережьях и островах, сохранились торговые связи.
Деревянные корабли греков были похожи на большие лодки. Плавание на таких кораблях было опасным. Поэтому греки выходили в море только в тихую погоду и днем. Плыли они вдоль берега или от острова к острову и на ночь вытаскивали суда на сушу. Иногда они отправлялись и в дальние путешествия.
На своих кораблях греки не только вели торговлю, но и совершали военные походы для захвата добычи. Большую часть добычи забирали себе вожди и другие знатные люди.
5.5 Возвышение людей и старейшин
Почти в каждой долине и на каждом острове жило отдельное племя, состоявшее из нескольких родов. На войне родичи помогали друг другу. За убитого родича мстил весь род.
По древнему обычаю, важнейшие дела должны были решаться на народном собрании с участием всех мужчин племени. Но решение этих дел постепенно перешло к совету, состоявшему из знатных людей. Вожди очень редко созывали народное собрание — так, на Итаке оно состоялось за 20 лет лишь один раз. Если же вожди вынуждены были созвать народное собрание, они заставляли его принять угодные им решения.
Вожди и старейшины передавали по наследству сыновьям богатства и власть. Чтобы еще больше возвысится над простыми родичами, знатные люди утверждали, что их предками были боги.
В XI — IX веках до н. э. в Греции происходил постепенный переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому строю.
5.6 Из описания щита Ахилла в «Илиаде»
Дальше царский участок представил художник искусный.
Острым жали серпами поденщики спелую ниву.
Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,
Спешно сбирая колосья, охапками их подносили…
Слуги пищу поодаль под тенью готовили дуба.
Сделал потом на щите он и стадо коров пряморогих…
С громким мычаньем они из загона на луг выходили…
5.7 Из описания дворца в «Одиссее»
Жило в обширном дворце пятьдесят рукодельных невольниц.
Зерна златые мололи одни жерновами ручными,
Нити пряли другие и ткали, сидя за станками.
Был за широким двором…
Сад, обведенный отвсюду высокой оградой, росло там
Много деревьев плодоносных, ветвистых, широковершинных…
Саду границей служили красивые гряды, с которых
Овощи, вкусная зелень весь год собирались обильно.
Два там источника были: один обтекал, извиваясь,
Сад… Так изобильно богами был дом одарен.
6. Установление рабовладельческого строя в Афинах в VIII—VI веках до н. э.
6.1 Аттика к началу VIII века до н. э.
На юго-востоке Средней Греции далеко выдается в море большой полуостров. На нем расположена область Аттика.
На западе аттики между горами и морем находится высокая равнина. Среди нее возвышается крутой холм со скалистыми обрывами. Еще во II тысячелетии до н. э. здесь возник город Афины. На вершине холма стоял акрополь. Вокруг него располагались жилища афинян.
В VIII веке до н. э. знатные афиняне подчинили себе все население Аттики. Городом и областью управляли совет старейшин и избираемые им девять правителей. Членами совета, представителями судьями были знатные афиняне. Они перестали созывать народные собрания. Суд решал все дела в пользу знатных людей.
Свое правление знатные греки называли аристократией, что значило «власть лучших». Отсюда произошло слово «аристократ», что означает — знатный человек. В отличие от аристократов остальное свободное население Аттики называлось демос.
6.2 Развитие хозяйства в Аттике
Хотя почвы Аттики малоплодородны и ее населению не хватало своего хлеба, но здесь были и благоприятные условия для развития хозяйства.
На склонах холмов хорошо рос виноград, а в долинах — оливковые деревья. Оливковое масло греки использовали для питания, освещения и натирания тела перед состязаниями. В Аттике была хорошая для гончарных изделий глина. Из нее делали амфоры — сосуды с двумя ручками и узким, в них хранили и перевозили вино и масло. Из глины же изготовляли черепицу для крыш, трубы для водостоков, бочки для зерна.
Вблизи акрополя располагалась рыночная площадь — агора. Жители равнины привозили сюда мало и вино; пастухи доставляли с горных пастбищ скот, шерсть, кожи; ремесленники приносили свои изделия.
Рядом с агорой росли кварталы, заселенные ремесленниками. Здесь дымились печи гончарных мастерских. Кузнецы ковали у пылающих горнов орудия труда и оружие. Другие ремесленники пряли и ткали, дубили кожу. На юге полуострова добывали в рудниках серебро. В VII веке до н. э. в Афинах начали чеканить серебряную монету.
В удобных гаванях Афин грузили на суда изделия афинских ремесленников, амфоры с вином и маслом для продажи в других областях и странах. С прибывших судов выгружали хлеб, лес, выводили связанных рабов. Рядом с гаванями были устроены верфи — предприятия для постройки и починки кораблей.
6.3 Приток рабов в Афины
Развитие хозяйства в аттике было тесно связано с увеличением в ней числа рабов. Рабы выполняли наиболее тяжелый, не требовавший большого умения труд: давили прессами виноград и маслины, выламывали руду и камень, месили глину, таскали тяжести.
В свою очередь, развитие ремесел, торговли и мореплавания повышало спрос на рабов.
6.4 Разорение крестьян
С развитием в Аттике хозяйства и с ростом числа рабов изменялось и положение крестьян.
Бедные крестьяне не имели средств для разведения виноградников и оливковых садов. Они едва кормились со своих небольших участков земли. При нередких в Аттике неурожаях крестьяне занимали у знатных людей зерно или деньги под большие проценты.
Аристократ, давая крестьянину в долг, ставил на его земле камень, называвшийся долговым. На камне было написано, кому и когда крестьянин обязан возвратить долг. Если он не мог уплатить в срок долг и проценты, у него не только отбирали землю, но для погашения долга часто продавали его самого вместе с семьей в рабство.
В конце VII века до н. э. на многих участках стояли ненавистные камни, напоминавшие крестьянам об угрозе превращения в рабов. Еще больше крестьян разорялось.
6.5 Демос в конце VII века до н. э.
Большинство демоса составляли крестьяне, матросы, поденщики, ремесленники. Но в VIII—VII веках до н.э. часть демоса разбогатела. Среди демоса появились купцы, владельцы кораблей и мастерских, зажиточные крестьяне. Они сами имели рабов, нанимали поденщиков.
Однако весь демос, как беднота, так и богачи, был бесправен и подвластен аристократам. Греческий поэт, происходивший из аристократов, требовал «твердой ногой наступить на грудь народа, бить его медным копьем», так как нет народа, который добровольно терпел бы «крепкие вожжи господ».
В VIII—VII веках до н. э. а Афинах складывался рабовладельческий строй и государство.
6.6 Драконовские законы
В конце VII века до н. э. совет старейшин установил законы, по которым совершался в Афинах суд и которые охраняли жизнь и имущество аристократов. По этим законам даже за незначительные провинности назначались жестокие наказания. Например, за сорванную в чужом саду гроздь винограда подвергали смертной казни. Об этих законах говорили, что они «написаны не чернилами, а кровью». Так как их составителем считался правитель Дракон, то жестокие законы называют драконовскими.
7. Укрепление рабовладельческого государства в Афинах
7.1 Борьба демоса с аристократами и его победа
Господство аристократов вызвало всеобщее недовольство демоса. Демос добивался права участвовать в управлении Афинами. Бедняки, кроме того, требовали отменить долги, отобрать у аристократов землю и разделить ее между всеми неимущими.
В начале VI века до н. э. борьба демоса с аристократами резко обострилась. По всей Аттике происходили между ними кровавые столкновения. Демос собирался на сходки и сговаривался совместно выступить против аристократов. Готовилось всеобщее восстание.
Страх перед восстанием вынудил аристократов пойти на уступки. В 594 году до н. э. правителю Солону было поручено примирить демос и аристократов. Солон происходил из знатной, но обедневшей семьи. Он был известен как смелый воин, поэт и оратор. Солон, опираясь на поддержку созванного им народного собрания, провел реформы — преобразования — в положении демоса и в управлении государством. Долги крестьян были отменены. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получили свободу. Запрещалось и впредь обращать за долги афинян рабов. Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является сама:
«Мать черная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная.
На родину в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих на чужбину проданных.
Освободил и здесь на милой родине
Рабов, дрожавших перед волей господ».
В аттике благодаря отмене долгов и долгового рабства окрепли крестьянские хозяйства.
7.2 Обязанности граждан Афинского государства
Все мужчины — уроженцы Аттики считались гражданами Афинского государства. Но они были разделены на четыре разряда по размерам их имущества, несли разные обязанности и имели разные права.
Граждане обязаны были служить в войске или во флоте. Два года они проходили военное обучение, а во время войны являлись на службу со своим вооружением.
Малоземельные бедняки, составлявшие 4-й разряд, служили легковооруженными воинами в пехоте или матросами и гребцами на военных кораблях; флот получал отличных моряков.
Крестьяне, которые могли купить доспехи, составляли тяжеловооруженную пехоту — основную силу афинского войска.
Люди, имевшие средства для покупки верховой лошади, служили в коннице.
Богачи, включенные в 1-й разряд, занимали командные должности в войске и флоте.
7.3 Права граждан
Все граждане имели право участвовать в афинском народном собрании. Оно решало наиболее важные дела и выбирало должностных лиц, управлявших Афинским государством. С конца VI века до н. э. оно стало избирать стратегов, командовавших афинскими войском и флотом. Право занимать эти должности имели только богатые и зажиточные граждане трех первых разрядов. Бедняки были лишены этого права. Судьями же могли быть все граждане.
7.4 Афинские граждане и рабы
Реформы Солона не улучшили положения рабов, привезенных в Афины из других стран. Число рабов продолжало возрастать. Хотя вражда между аристократами и демосом и не исчезала после реформ, но и знатные, и незнатные граждане стремились приобретать рабов и держать их в повиновении. Поэтому и аристократы, и демос были заинтересованы в укреплении Афинского государства.
В VIII—VI веках до н. э. в Афинах установился рабовладельческий строй и образовалось рабовладельческое государство.
7.5 Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу
Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве, где бы я ни стоял. Я буду сражаться за мой очаг и оставлю после себя отечество не ослабевшим, но и более могущественным и сильным. И сам вместе со всеми я буду подчинятся законам, как ныне действующим, так и тем, которые будут действовать в будущем. Да будут свидетелями боги, границы моего отечества, пшеничные и ячменные поля, виноградники и оливы!
8. Спартанское рабовладельческое государство в VII—VI веках до н. э.
8.1 Местоположение и природа Лаконики и Мессении
На юго-востоке Пелопоннеса расположена область Лаконика. В центре ее лежит речная долина. Высокие и труднопроходимые горы окружают долину с трех сторон. Морские берега Лаконики, обрывистые или, напротив, низкие и болотистые, были неудобны для мореплавателей. В долине были плодородные земли и хорошие пастбища. Еще больше славилась своим плодородием область Мессения, расположенная на юго-западе Пелопоннеса.
8.2 Завоевание дорийцами Лаконики и Мессении
Дорийцы вторглись в Грецию в конце II тысячелетия до н. э. Они завоевали Лаконику и основали город Спарту. Завоеватели стали называться спартанцами.
Долгие и упорные войны спартанцы вели за покорение Мессении. В середине VII века до н. э. им удалось одержать победу над мессенцами. Часть мессенцев укрылась на вершине неприступной горы. Спартанцы окружили их убежище. Ночью во время грозы, под проливным дождем, спартанцы незамеченными взобрались на вершину и неожиданно напали на осажденных. При свете молний завязалась ожесточенная битва. Сражались не только сами мессенцы, но и их жены.
Бой шел непрерывно три ночи и три дня. Спартанцы сменяли в бою друг друга. Положение окруженных мессенцев было безнадежным. Но и спартанцы несли тяжелые потери. Они согласились отпустить мужественных героев при условии, что те навсегда уйдут из Мессении. Остальное население области попало под власть спартанцев.
Древний писатель о битве спартанцев с мессенцами рассказывает: «Устремились на врагов и женщины с камнями в руках. Они взяли оружие и этим еще больше зажгли в мужчинах смелость, когда те увидели, что и женщины предпочитают лучше умереть вместе с ними, чем стать рабынями».
8.3 Классы в Спарте
Большую часть покоренного населения спартанцы обратили в рабство. Рабов называли здесь илотами. Завоеватели составили класс рабовладельцев.
Каждый спартанец получал участок земли. Илоты должны были обрабатывать этот участок. По словам современника, илоты «несут господам от своей тяжкой нужды половину всех плодов, которые дарит земля».
Наряду с илотами в Лаконике и Мессении проживало много людей, которые были свободными, но подчинялись спартанцам и платили им дань.
Спартанцы были беспощадны к покоренному населению. Они убивали самых сильных и смелых илотов, чтобы запугать остальных. Илоты ненавидели своих эксплуататоров и не раз поднимали против них восстания.
8.4 Жизнь спартанцев
Спартанцы установили в завоеванных областях свои законы. В Спарте созывалось собрание, участвовать в котором могли только спартанцы. Оно избирало в совет старейшин пожилых спартанцев. Совет решил важнейшие дела, судил провинившихся. Членами совета были и два царя, командовавшие войском.
Все спартанцы были воинами; закон запрещал им заниматься другим делом, кроме военного. Спартанцы были хорошо вооружены. В бою они строились в несколько рядов, выставив копья вперед; такое построение называлось фалангой. Под звуки флейт и хоровых песен фаланга стройными рядами шла на неприятеля; казалось, что движется стена сомкнутых щитов, ощетинившаяся копьями.
В мирное время спартанцы весь день проводили в венных лагерях; там они занимались маршировкой, бегом, метанием копья и другими венными упражнениями. Ложась спать, спартанец клал рядом оружие. За нарушение дисциплины, за трусость виновного жестоко наказывали.
8.5 Из спартанской песни
Будем за родину храбро стоять и, детей защищая,
Ляжем костьми, не щадя жизни в отважном бою.
Юноши, бойтесь же, строя рядами, не будте примером
Бегства постыдного или трусости жалкой другим.
Дух сохраняйте в груди навсегда удалой и могучий
И не жалейте души, выйдя с врагами на бой…
Пусть же, широко шагнув и ногами упершися в землю,
Каждый на месте стоит, губы зубами прижав.
8.6 Жизнь и воспитание мальчиков-спартанцев
Отец приносил новорожденного мальчика к старейшинам. Если ребенок оказывался крепким и здоровым, старейшины разрешали отцу воспитывать его; если же ребенок был слаб и уродлив, его кидали в пропасть.
Когда мальчикам исполнялось семь лет, их отбирали у родителей и отдавали в школу. Здесь они жили в суровых условиях, закалявших тело и волю. Спали они на подстилках из тростника, который ломали голыми руками. Им наголо отстригали волосы, приучали ходить босыми без одежды.
Мальчиков лишь немного учили чтению и письму, а также игре на флейте и песням, воспитывающим мужество. Почти все остальное их время было занято физическими упражнениями, среди которых большое место занимали борьба и кулачный бой.
Чтобы научить мальчиков терпеливо переносить боль их беспощадно секли. Иногда кровь из рассеченного розгами тела заливала место, на котором мальчик лежал. Если он кричал, то его могли засечь до смерти.
Дети и юноши должны были беспрекословно выполнять все приказания старших. Говорить они могли только тогда, когда им это разрешали взрослые. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменных статуй, чем голос спартанских мальчиков.
Спартанцы учились говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной, то есть такой, какая была в Лаконике. Например, спартанка, провожая сына на войну и вручая ему щит, сказала: «С ним или на нем»; в Спарте считалось позором потерять щит, тело воина, доблестно павшего в бою, приносили на щите. Слова «Со щитом или на щите» стали крылатыми.
9. Образование городов-государств в Греции и на берегах Средиземного и Черного морей
9.1 Развитие хозяйства и борьба между демосом и аристократами в Греции в VIII—VI веках до н. э.
Не только в Афинах, но и в других греческих городах развивались ремесла и торговля. Купцы везли изделия ремесленников и другие греческие товары в страны, расположенные на берегах Средиземного моря и примыкающих к нему морей. Шерстяными тканями славился Милет — греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производится в городе Коринфе, а лучшие гончарные изделия — в Афинах. Большой спрос был также на греческие вино и масло.
С ростом в Греции демоса обострялась его борьба с аристократами, доходившая до кровавых столкновений. Во многих областях демос добился отмены долгового рабства и получил право участвовать в народных собраниях. В других областях господствовали аристократы. Положение здесь демоса греческий поэт Гесиод изобразил в басне о соловье и ястребе.
Ожесточенная борьба между демосом и аристократами, а также и недостаток в Греции земли заставляли многих греков покидать родину. Гесиод писал, что бедняки уезжали, «чтобы от долгов освободится и голода злого избегнуть». Когда побеждала знать, ее противники вынуждены были бежать, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов. «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял»,— писал изгнанный аристократ.
9.2 Основание колоний
Греческие торговые города стали создавать свои постоянные колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Город, основавший колонию, снаряжал целую флотилию военных и торговых кораблей. Колонисты-переселенцы собирались из разных областей Греции; это были крестьяне, потерявшие землю, ремесленники и купцы, надеявшиеся найти в колонии хороший сбыт своим товарам, люди, вынужденные бежать из родного города. Особенно много колоний основал город Милет.
В чужой стране греки захватывали земли возле удобной бухты или в устье реки. Здесь они строили город и окружили его крепостной стеной. Далеко от моря они не удалялись. Если рядом с колонией жили местные племена или народы, то греки старались установить с ними хорошие отношения.
9.3 Жизнь в колониях
Колонисты устраивали мастерские, обрабатывали около города поля, сажали виноград, разводили скот. Они торговали с местными племенами, главным образом со знатными людьми, желавшими приобрести красивые греческие вещи. В обмен на греческие изделия колонисты получали рабов и другие товары; они обещали в рабство и захваченных силой местных жителей. Часть рабов оставляли в колониях, а часть отправляли для продажи в Грецию.
40