ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Контрольная работа
По истории органов внутренних дел
На тему: «Закон от 6 июля 1908 г.«О создании сыскных частей»
Выполнил: Курсант 101 учебной группы
Рядовой милиции
Суворов А.О.
Проверил: Доктор исторических наук
Доцент кафедры
Отечественной истории
Полковник милиции
Челябинск
2008
План
1. История закона «о создании сыскных отделений».
3. Управление сыскных отделений.
Список используемой литературы:
Вступление.
Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.
Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название «Об организации сыскной части», в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.
Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон «о создании сыскных частей», то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.
В цель моей работы входит раскрытие содержания самого закона, а также показать, как он повлиял на страну в целом, и на милицию в частности. Также в мои цели входит показать, чем этот закон полезен, и ценен для своего времени.
1. История закона «о создании сыскных отделений».
Для начала следует пояснить, что концу XIX – началу XX было свойственно при создании новых органов, правительство руководствовалось лишь корректированием и обобщением уже имеющихся. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.
Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными – от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях1.
В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство2. Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:
1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.
2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.
Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет «Инструкция чинам сыскных отделений», которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным3.
Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:
Убийства, разбои, грабежи и поджоги.
Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.
Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.
Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название «летучий». Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей4.
Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.
Обо всех проведённых операциях против преступности, начальник сыскного отделения был обязан уведомить окружного прокурора. В свою очередь, полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могли получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, однако при исполнении задания, были обязаны уведомить своего непосредственного начальника.
Подводя итог, можно сказать, что сыскная полиция имела определённые права и обязанности, которых не было прежде, однако каждый их шаг находился под контролем.
2. Герои сыскной полиции.
Наиболее ярким примером уголовного розыска того времени без сомнения можно назвать Аркадия Францевича Кошко (1867 – 1928). Это был поистине русский «Шерлок Холмс». Окончив Казанское пехотное училище, он получил назначение в полк, однако надолго он там не задержался. Своё истинное значение он обрёл в области криминалистики. Поступив рядовым инспектором в Рижскую полицию, он за короткое время смог стать её начальником. В 1908 году царским указом был назначен на должность Московской сыскной полиции, после чего сумел создать стройную систему розыскного аппарата.
В воспоминаниях А.Ф.Кошко5 описывал методы и средства борьбы с преступностью дореволюционной уголовной полиции, которую можно разделить по следующим категориям:
1. Работа негласных сотрудников.
2. Перлюстрация писем.
3. Контроль за телефонными разговорами.
4. Квартиры-ловушки.
5. "Личный сыск".
6. Внедрение в преступные группировки.
7. Опора на "общественность". Сюда обычно относились публикации в газетах о розыске, информирование заинтересованных учреждений и пр.
Также А.Ф. Кошко разработал и активно применял способ идентифицировать преступника с помощью дактилоскопии6. Этот метод пользовался в работе полиции, что привлекло к нему внимание других стран. Позднее многие страны начали использовать его на практике, особенно в Англии.
Также одним из героев сыскной полиции можно назвать Ивана Егоровича Бояра, который в течение 25 лет владел «столом приводов» Московской сыскной полиции. За это время он приобрёл удивительную прозорливость. Руководствуясь лишь интуицией и логикой, он мог найти улики даже при самых сложных ситуациях. И когда остальные методы уже не имели эффективности, Иван Егорович без сомнения мог сказать, что же на самом деле произошло на месте преступления.
Нельзя не отметить директора Департамента полиции А. А. Лопухина, который активно боролся с предрассудками среди населения в области негативного образа сотрудника полиции.
Заслуживает внимания и В.И. Лебедев. Вместе с Джунковским они боролись над решением проблем, которые сплошь и рядом окружали министерство внутренних дел:
- слабое техническое оснащение личного состава
- бессистемность делопроизводства
- небрежное расходование сыскного кредита
- недостаточную слаженность действий сыскных отделений и органов общей и политической полиции, наличие между ними конкуренции
- отсутствие летучих отрядов
- недостаточную конспиративность сыска
- случаи бесцельной жестокости при личном задержании и провокационного использования негласной агентуры.
С этими проблемами боролись и многие другие сотрудники сыскных отделений, но Лебедев и Джунковский придавали этому особое внимание и старались привлечь к этому окружающих.
Не человеком, но, безусловно, героем сыскной полиции можно смело отметить дрессированную собаку при московском питомнике, по кличке Треф7. Она своим чутьём неизменно оказывала помощь полиции при Московском сыскном отделении. По городу ходили слухи, что своим лаем она безошибочно могла определить не только, что человек преступник, но и то в чём именно он совершил преступление. Если она лаяла один лаз на человека, то его можно было признать. Тявкнет раз, стало быть вор, а тявкнет два – " убивец"8.
Безусловно, внимания заслуживают и многие другие лица, которые осуществляли активную поддержку сыскных отделений, но в связи с ограниченностью в объёмах я вынужден оставить их имена учебникам истории органов внутренних дел. Но история будет хранить их имена, пока есть милиция, министерство внутренних дел и Российская Федерация.
3. Управление сыскных отделений.
Что касается дел политического характера, то у начальника сыска не было полномочий на их раскрытие. Он должен был немедленно сообщить о них начальнику губернского жандармского управления или охранному отделению. Принимать какие-либо меры по устранению дела, начальнику сыска было категорически запрещено. Однако, несмотря на это, дореволюционный аппарат уголовного сыска работал достаточно эффективно: в 1913 г. на Международном конгрессе криминалистов Московская уголовная полиция была признана лучшей.
Помимо этого, далеко не каждый желающий мог попасть на службу в сыскные отделения. Каждого подвергали жёсткой проверке, по ходу которой определялось качество профессиональной подготовки и принадлежность к поступкам, порочащим личность и недостойными для службы в сыскных отделениях. Начальники сыскных отделений проходили особую проверку. Именно для них по распоряжению министра внутренних дел Столыпина П.А. были созданы специальные курсы для подготовки. Специально для курсов был приглашён В.И. Лебедев, чьи лекции активно использовались в профессиональной подготовке сотрудников уголовного розыска9.
Однако большая часть времени на подобных занятиях отводилась всё-таки практическим занятиям. Их проводили в основном в тюрьмах и сыскных отделениях, с целью изучения методов борьбы с преступностью. Эти методы были оправданы, учитывая, что большинство сотрудников до поступления не проходили курс специальной оперативно-розыскной подготовки.
В 1913 году МВД окончательно утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую для подготовки полицейских урядников, при этом, значительно улучшив общеобразовательную и правовую подготовку, которая долгое время была слабым звеном в сфере обучения полицейских служащих. Урядники должны были изучать особенности уголовной и уголовно-процессуальной деятельности в области права, а также статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской Федерации. Кроме того, в качестве дополнительной информации использовались нормативные акты МВД и постановления губернаторов.
Так как сыскные отделения в то время существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела. Этот интересный факт подтверждал серьезность подхода к выполнению оперативно-розыскной деятельности полицейскими, где предусматривалось не только профессионализм работы, но и знание законодательной части и эрудированности сотрудника уголовного сыска.
К сожалению, сложность политической обстановки, постоянное давление и критика со стороны различных политических сил и группировок, торможение проекта в Государственной думе, незаинтересованность в ней представителей местной администрации, финансовые затруднения не позволили правительству довести реформу полиции до ума. Свидетельством запоздалости назревших, но уже недостаточных, мер было Постановление Совета Министров от 23 октября 1916 г. "Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов"10.
В связи с этим мы можем сделать некоторые выводы. Уже в который раз действительно хорошая идея обернулась в незавершённый и несовершенный проект. Несмотря на затраченные силы и время, правительство смогло довольно легко расстаться с идеей о создании сыскной полиции, что свидетельствует о том, что права и свободы граждан уже в который раз уходят на второй план.
Примечательно, что по ходу истории подобная картина уже не раз возникала, как на Руси, так и СССР и Российской Федерации. Если мы углубимся в историю, то можем не раз убедиться, что именно по причине незаинтересованности правительства в современной и обеспеченной полиции, страдает простой народ.
Заключение
Закон, который создавался исключительно в целях корректирования уже изданных законов, неожиданно стал основой для будущего сыскной полиции. Претерпев немало изменений, он привлёк к себе большое внимание, как историков, так и реформаторов. Для осуществления этого закона использовались колоссальные силы и средства. Благодаря этому закону в России появились новые герои, которые были не только профессионалами своего дела, но и показателями, к которым следует стремиться.
К сожалению, и закон «о создании сыскных отделений» и впоследствии изданная инструкция МВД от 10 августа 1910 года не смогли вызвать достаточно интереса для того, чтобы действие закона продлилось достаточно долго. Хорошая, казалось бы, идея была растоптана и забыта собственными создателями. Особенно грустно осознавать это потому, что именно благодаря подобным реформам министерство внутренних дел не только существует, но может эффективнее вести борьбу с преступностью среди населения.
Довольно странные и несколько непонятны действия политиков прошлого времени: создать закон, найти людей, которые бы совершенствовали его и применяли в благородных целях, а впоследствии уничтожить саму его суть. Впрочем, нельзя сказать, что закон был бесполезен, и что от него не осталось ничего для будущих законодательных актов. Реформа уголовного розыска, проведённая в годы Первой Мировой войны, свидетельствует о том, что хороший закон никогда не будет забыт, но и наоборот, найдёт своих последователей.
Но это уже спорный вопрос, поскольку данная реформа к улучшению не привела, а ничего более нового и совершенного сделано так и не было. Возможно, это говорит о том, что закон был совершенен ровно настолько, чтобы оставить его без изменений, после проведения стольких мероприятий по его усовершенствованию. Другой же точкой зрения мы можем рассмотреть версию, что законодатели того времени действительно потеряли всякий интерес к данному закону.
К сожалению или к счастью, но мы вряд ли сможем понять мотивы людей создавших и уничтоживших закон, поскольку эти события было 90 лет назад, а с тех пор многое изменилось. Изменилась Россия, изменилось министерство внутренних дел, изменилась милиция.
Список используемой литературы:
И.А. Андреева. История органов внутренних дел России. Учебное пособие. – Омск: Омская академия МВД России, 2007.
История полиции дореволюционной России. (Сборник документов и материалов по истории государства и права). Учебное пособие. – М.: МВШМ, 1981.
Рыжов Д.С. Борьба полиции России с профессиональной преступностью (1866-1917 гг.): Монография. – Самара: Издание Самарского юридического института Минюста России, 2001.
Сизиков М. И. История полиции России (1718–1917 гг.): Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. – А.П.О., 1992.
Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. – М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.
Кошко А.Ф. Среди убийц и грабителей. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции. – М.: "Современник", 1995.
Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России: применение научных методов работы в розыске и расследовании преступлений: факты, документы, комментарии. – М.: ЛексЭст, 2005.
Шаламов А. Четвероногие сыщики // Родина. – 2000. – № 6.
Министерство внутренних дел России: 1802-2002. – Т. 2.
Борисов А.В. Министры внутренних дел России. 1802 – октябрь 1917. – СПб.: Фонд Университет, 2002.
1 Рыжов Д.С. Борьба полиции России с профессиональной преступностью (1866-1917 гг.): Монография. – Самара: Издание Самарского юридического института Минюста России, 2001. – С.17.
2 Сизиков М. И. История полиции России (1718–1917 гг.): Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. – А.П.О., 1992 - С. 97.
.
3 История полиции дореволюционной России. (Сборник документов и материалов по истории государства и права). Учебное пособие. – М.: МВШМ, 1981. – С. 74-75.
4 Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. – М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. – С. 102-103.
5 Кошко А.Ф. Среди убийц и грабителей. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции. – М.: "Современник", 1995. – C. 357.
6 Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России: применение научных методов работы в розыске и расследовании преступлений: факты, документы, комментарии. – М.: ЛексЭст, 2005. – С. 52-75.
7 Шаламов А. Четвероногие сыщики // Родина. – 2000. – № 6. – С. 37-38.
8 История органов внутренних дел. Андреева И.А. С. 100.
9 Министерство внутренних дел России: 1802-2002. – Т. 2. – С. 65-70.
10 Борисов А.В. Министры внутренних дел России. 1802 – октябрь 1917. – СПб.: Фонд Университет, 2002. – С. 230.