Содержание
1.1. Характеристика экскурсионной деятельности и виды туристических ресурсов
2.1. Составление и описание экскурсии «Жемчужины Екатеринбурга. Знаменитые храмы города»
2.3. Разработка аналогичных религиозных туров
2.3.1. Религиозные православные туры по Уралу
2.3.2. Разработка тура «Православные святыни Прикамья»
Введение
В современном мире туризм - это многогранное явление, тесно связанное с экономикой, историей, географией, архитектурой, медициной, культурой, спортом и другими науками. Однако ни одна из них не может полностью и исчерпывающе охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в возможности самостоятельно решить комплекс его проблем.
Значительную роль в процессе дальнейшего развития туризма в Росси начинают отыгрывать факторы, связанные с появлением сферы услуг и непроизводственной сферы, строительством инфраструктуры.
В условиях возрастания психологических нагрузок, интенсификации жизни людей в индустриальных странах туризм действует как эффективное средство рекреации. Из предмета роскоши он становится необходимостью населения высокоразвитых индустриальных стран.
В конце XX ст. наблюдается увеличения спроса на туристические услуги среди людей среднего и ниже среднего достатка. Этой еще большей мерой дифференцировало туристический рынок, привело к многообразию туристический продукт, рассчитанный на людей с разным материальным положением, разными интересами и требованиями к уровню сервиса. Все это делает актуальной экскурсионную деятельность, как главное направление туризма.
Целью данной работы является теоретическое изучение основ экскурсионной деятельности и практическое выполнение задания для закрепления полученных знаний.
Передо мной, как автором работы, стоят следующие задания:
1. Описать теоретическую часть экскурсионной деятельности.
2. Разработать экскурсионный рассказ для экскурсии «Жемчужины Екатеринбурга» (Знаменитые храмы г. Екатеринбурга).
3. Описать перспективу религиозных православных туров по Уралу.
4. Оформить курсовую согласно принятым стандартам.
Глава 1. Теоретическая часть
Последние 6 лет в России развивается внутренний туризм. По данным Ростуризма, рост внутреннего туризма в России в 2007 г. составил 7,7% и достиг 28 млн человек.
До 1 июня 2008 г. Ростуризм должен представить в Правительство РФ доработанный проект стратегии развития туризма в РФ до 2015 г, где особое внимание будет уделено приоритетным направлениям развития туризма и вопросам участия субъектов РФ в развитии туризма.
Важное значение для развития как международного, так и внутреннего туризма имеют туристические ресурсы, которые являются основной целью путешествий. Вследствие этих обстоятельств они предопределяют и определяют важнейшие экономические показатели туризма, такое как количество туристов, цена на услуги, география путешествий, их сезонное распределение, продолжительность пребывания и др. Поэтому коммерческая работа в области экскурсионной деятельности должна строиться на всеохватывающем учете туристических ресурсов по отдельным регионам.
Туристические ресурсы можно разделить на три группы:
Рекреационные (естественные) ресурсы - уникальные явления природы, пещеры, водопады, скалы, заповедники, горы, реки, моря, лечебные воды, климатические и бальнеологические возможности;
Объекты, которые представляют историческое и культурное прошлое страны, - музеи, памятники и памятные места, связанные с историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся представителей науки, техники, культуры, а также уникальные архитектурные и этнографические объекты;
Объекты, которые демонстрируют современные достижения страны в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, науке и культуре, медицине и спорте.
Под туристическими ресурсами понимают совокупность естественных и искусственно созданных человеком объектов, которые имеют комфортные свойства и пригодные для создания туристического продукта. Как правило, наличие туристических ресурсов определяет формирования туристического бизнеса в тому или другом регионе.
Россия владеет богатыми природноклиматическими, культурно-историческими и национально-этнографическими ресурсами, которые создают предпосылки для развития экскурсионного дела. Большинство регионов Росси имеют туристические ресурсы, которые принадлежат ко всем трем группам, которые дают возможность выхода на туристический рынок с привлекательными экскурсионными предложениями.
В нашей экскурсии мы будем делать основной упор на объекты исторического и культурного значения. Также их можно причислить к объектам, демонстрирующим современные успехи города Екатеринбурга.
Экскурсия – вид туристического продукта, представляющего наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях.
Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительской работы среди населения. 1
При построении экскурсии учитывают такие ее составляющие, как композиция, сюжет, фабуле и кульминация.
Композиция – структура экскурсии, сведение воедино разных объектов. Сюжет – смена событий. Фабула – цель экскурсионного рассказа. Кульминация – наиболее яркое и интересное место экскурсии.
Экскурсия одновременно является и видом деятельности и формой общения. Она содержит в себе педагогическую, психологическую и логическую составляющую. В ходе проведения экскурсии человек познает, ощущает определенную гамму эмоций и логически структурирует полученную информацию, делая свои выводы.
Экскурсии классифицируются:
- по содержанию (обзорные и тематические),
- по составу и количеству участников (индивидуальные или групповые, для разных категорий туристов),
- по месту проведения (городские, загородные, музейные, комплексные),
- по способу передвижения (пешеходные, транспортные и комбинированные),
- по продолжительности (от одного академического часа – 45 минут, до суток),
- по форме проведения (массовка, прогулка, лекция, концерт и т.д.).
Для познавательности важен принцип наглядности, который заключается в демонстрации объектов и использовании экспонатов «портфеля экскурсовода».
Используются как наглядные предметы, так и изобразительные средства, словесно-образная наглядность.
Экскурсионный рассказ – условное название устной части экскурсии. Рассказ комментирует увиденное экскурсантом и поясняет то, чего в данный момент он видеть не может.
Разрабатывается он индивидуально, с учетом лексики разговорной речи и в виде монолога. Рассказ должен быть тематическим, конкретным, связным, логичным, кратким, доступным и убедительным. При этом он также должен сохранять научность и связь с реальными объектами.
Иногда рассказ экскурсовода прерывается репликами экскурсантов. Их не стоит игнорировать, но и не отвлекаться от основной темы рассказа. Необходимо спокойно разъяснить вопрос или заявление автору реплики. Лучше всего заранее условится, что вопросы задаются в конце экскурсии.
Крайне важно, чтобы устная речь экскурсовода трансформировалась в зрительные образы. Для этого необходимо строить предложения реконструирую события, добавлять отрывки из художественных произведений и следить за техникой речи, голосом, дикцией, выразительностью.
Экскурсионный рассказ зависит от скорости передвижения. Пешеходная экскурсия предполагает более длительный, углубленный рассказ. Также рассказ должен быть четко подчинен показу, дополнятся зрительным показом, задействовать воображение экскурсантов.
Не менее значимы зрительные доказательства из «портфеля экскурсовода» - материалы, создающие зрительные образы.
Рассказывая о событиях и фактах, произошедших на месте экскурсионного объекта экскурсовод должен быть максимально убедительным.
Сочетание показа и рассказа очень важно для полноценной экскурсии. Наиболее оптимальным является вариант, когда показ главенствует над рассказом. Рассказ же органически ему подчинен.
Любая экскурсия – результат взаимодействия трех элементов: экскурсантов, экскурсовода и экскурсионного объекта. Чем активнее их взаимодействие, тем эффективнее проходит экскурсия.
Экскурсионная методика
Экскурсионная методика – совокупность способов эффективного проведения экскурсии, правила и методические приемы экскурсионной деятельности.
Методика – основа профессионализма экскурсовода, механизм подачи материала и процесс систематизации экскурсионной деятельности. Она отвечает на вопросы: «Какова цель экскурсии?», «Каковы ее вопросы и содержание?», «Как эффективно организовать экскурсию?».
Делится методика на методику показа и методику рассказа.
Требования экскурсионной методики заставляют отбирать объекты, показа, непосредственно относящиеся к теме экскурсии. Например, храмы города Екатеринбурга для экскурсии «Жемчужины Екатеринбурга. Знаменитые храмы города». Они должны быть наиболее типичными, но не однотипными, удобно расположенными, в логичной последовательности.
При построении маршрута должно учитываться его время и экономичность при передвижении. Учитывается, как время показа и рассказа, так и время пауз.
Необходимо преодолеть уличные шумы, максимально завладеть вниманием экскурсантов, предложив во время паузы просмотреть материалы из «портфеля экскурсовода», привести экзотические, увлекательные факты, добавить нотку эмоциональности.
Движение экскурсионного процесса намечается от показа к рассказу. Вначале экскурсанты должны ознакомится с объектом показа, а после услышать информацию о нм. Исходной точкой является тезис сохранения или не сохранения до наших дней определенных памятников.
Методика требует непрерывного совершенствования, заключающегося в пополнение знаний экскурсовода, разработка методической документации, «портфеля экскурсовода», практическое усвоение методических приемов, владение основами психологии и логики.
На основе экскурсионной методики совершается подготовка каждой экскурсии.
Предварительная работа включает подбор материалов будущей экскурсии, накопление знаний по теме, определение цели и задач экскурсии.
После этого составляется экскурсионный маршрут, пишется контрольный текст, выбираются приемы показа и рассказа.
Заключительной частью является утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсовода, защитившего тему.
Вступление экскурсионного рассказа состоит из двух частей организационной и информационной. Первая часть призвана к ознакомлению с группой, вторая информированию экскурсантов о маршруте, продолжительности и целях.
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах. Количество подтем и остановок обычно колеблется от пяти до двенадцати.
Заключение, как и вступления не повествует об объектах экскурсии. Оно призвано подвести итог экскурсии и проинформировать ее участников и других проводимых экскурсиях.
Отбор объектов завершается составлением карточки (паспорта) объектов. Вносятся наименование объекта, историческое событие, связанное с ним, местонахождение, краткое описание, источник сведений, сохранность и охрана памятника, в каких экскурсиях используется, дата составления карточки, фамилия и должность составляющего. К ней прикрепляется фотография объекта.
Маршрут строится по принципу правильности расположения объектов, их логическая последовательность, доступность, наличие благоустроенных остановок и небольшая длительность переездов. Производится обязательный объезд – предварительный осмотр маршрута экскурсии.
После выбора темы составления маршрута пишется контрольный текст экскурсии. Этот текс – черновой вариант основного рассказа, краткая характеристика оценки объектов экскурсии, точка зрения на события, связанные с ними. Текст требует краткости и красивого, литературного языка.
На следующем этапе происходит определение основной методики и техники показа и рассказа.
Составляется методическая разработка – документ, характеризующий проведение экскурсии, методику и технику ее эффективного проведения. В разработке указываются маршрут, остановки, объекты показа, наименование подтем и перечень вопросов, организационные и методические указания.
Затем составляется индивидуальный текст экскурсии и происходит сдача.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Составление и описание экскурсии «Жемчужины Екатеринбурга. Знаменитые храмы города»
Данная экскурсия разрабатывается как городская, тематическая, пешеходно-транспортная, среднепродолжительная экскурсия-прогулка для молодежи и людей зрелого возраста.
Она предполагает осмотр исторических и современных культовых строений Екатеринбурга: храмов, соборов, церквей, монастырей, часовен. Ее целью является воспитание уважения и интереса к историческому прошлому российского православья, расширение кругозора экскурсантов.
Среди задач можно отметить информирование участников экскурсии об истории главных храмов города Екатеринбурга, показ и рассказ об этих объектах, пробуждение их воображения и создание ярких наглядных образов в ходе экскурсии.
Предварительная работа включает подготовку материалов на основе литературных архивных источников, накопление и сведение воедино знаний о храмах Екатеринбкрга.
Экскурсионный маршрут начинается от Храма Преображения Господня на Уктусе. Этот объект избранны первым, так как он сочетает в себе историческую ценность, современное значение и живописность. Сюда экскурсанты могут быть привезены из места собрания, скажем Октябрьской площади. Далее следуют остановки указанные на технологической карте (приложение 1).
Технологическая карта экскурсии - технологический документ, составленный и утвержденный руководителем субъекта туристической деятельности, что определяет логическую последовательность пересмотра историко-культурных объектов на туристическом маршруте.
Последовательность объектов определяется их расположением и значимостью. Так Спасская церковь рассматривается второй, как связанная с значимыми историческими событиями города Екатеринбурга.
В комплексе ритуальных строений центра города первым предлагается на ознакомление экскурсантам Ново-Тихвинский монастырь – исторический и архитектурный памятник, содержащий ряд примечательных построек.
Между всеми объектами экскурсии существует нить логической связи – переход от более значимых, к мене значимым памятникам, от более близких к более удаленным.
На каждый объект составляется карточка (паспорт) (приложение 2).
Методика экскурсии предполагает переход от показа к рассказу в сочетании с материалами из «портфеля экскурсовода».
В технике подачи материала используются прием репортажа, рассказ об создании, истории объекта и событиях, связанных с ним. Соблюдается синхронность, рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах. Частично характеризуется внешний облик и стиль архитектуры храмов, используются выдержки из документов.
Прилагается методическая разработка (приложение 3).
После положительной оценки текста, технологической карты, методической разработки, «портфеля экскурсовода» назначается дата сдачи экскурсии.
Руководитель творческой группы отвечает за сдачу экскурсии перед начальником экскурсионного учреждения. В случае его отсутствия по уважительной причине сдача полагается на заместителя – одного из членов творческой группы экскурсионного проекта.
Прием экскурсионного проекта проходит в форме изложения его основных положений, опираясь на вышеперечисленные материалы и дискуссии между всеми его участниками.
После официального утверждения экскурсионного проекта группа сотрудников преступает к его реализации.
2.2. Экскурсионный рассказ
Вступление
Здравствуйте! Меня зовут… . Сегодня я ваш экскурсовод по знаменитым храмам города Екатеринбурга.
Наверняка, многим из Вас приходилось и ранние видеть эти чудесные шедевры русского церковного зодчества. Они завораживают и радуют глаз не только гостей города, но и коренных жителей. Ведь православие всегда было оплотом и основой духовности России и Екатеринбурга в частности.
Поэтому наша экскурсия носит название «Жемчужины Екатеринбурга». Мы с Вами сможем ознакомится с наиболее известными храмами и соборами Екатеринбурга. С первыми церквями городами, закладываемыми их основателями и более новыми строениями. Многие из них продолжают действовать и пой сей день, вселяю силу веры в жителей города.
История духовной жизни и культового строительства столицы Урала были сложными, а порой и драматическими. Я постараюсь раскрыть Вам все ее подробности и поведать самые интересные факты о храмах – жемчужинах Екатеринбурга.
Наше путешествие займет около 150 минут. Для того, чтобы это время прошло максимально интересно и эффективно, заранее условимся о правилах прохождения экскурсии. Соблюдайте правила дорожного движения в пешеходной части экскурсии. Постарайтесь, осматривая достопримечательности, не отставать от вашей группы, во время остановок, для того, что бы все могли хорошо услышать мой рассказ, удобнее будет встать полукругом. Безусловно, у вас в ходе экскурсии возникнут вопросы. Обязательно возникнут, потому, что я вижу ваши горящие, любопытные глаза. Задать эти вопросы можно в конце нашей экскурсии. Именно в конце у меня будет много времени, для того чтобы ответить в полном объеме на любой ваш вопрос по теме экскурсии.
И так, в путь!
Основная часть экскурсионного рассказа
Остановка первая
Объекты показа:
Храм Преображения Господня (Преображенская Церковь) – действующий православный храм, расположенный на Уктусе – одном из самых живописных мест города, старые фотографии храма «из портфеля экскурсовода».
Мы находимся в одном из самых красивых мест Екатеринбурга – Уктусе. До возникновения города здесь находилась одноименная деревня. 2 Сейчас это лесистый микрорайон города, рядом с которым располагается лесопарковая зона.
Первоначально на месте Преображенской церкви была расположена старейшая церковь Екатеринбурга во имя Святителя Николая при Уктусском заводе. Это была небольшая церковь-мазанка. Деревянная Никольская церковь, построенная в 1712 году, прослужила всего 95 лет, так как в 1807 году в результате пожара она полностью сгорела. Поэтому в 1808 году был заложен уже каменный храм, с разделением на тёплый и холодный. В тёплом храме на южной стороне располагался придел в честь явления Казанской иконы Божией Матери, на северной — во имя Святителя Николая. По причине тесноты из-за большого количества прихожан в конце 1860-х годов храм был расширен.
После октябрьской революции и начавшихся гонений на Русскую Церковь храм Преображения Господня подвергся разорению. 25 марта 1930 года были снесены храмовые купола. В 1937 году церковь закрыли окончательно, а в её здании устроили военный завод, выпускающий продукцию для обороны страны в годы Великой Отечественной Войны.
В 1995 году на Пасху в ещё не переданном епархии здании завода было совершено богослужение. По завершении пасхальных празднеств начались работы по восстановлению и реставрации церкви. Полностью храм был передан верующим к престольному празднику Преображения Господня в том же 1995 году. Начиная с 1996 года, начались ежедневные богослужения.
Всмотритесь в белизну его стен, золото куполов, мозаичное оформление, в особенности на изображение Оранты над входом.
Можете сравнить его нынешний вид со старыми архивными фото храма.
Теперь предлагаю проехать к следующему пункту нашей экскурсии – Спасской церкви на Елизавете.
(Экскурсия проезжает дальше).
Остановка вторая
Объекты показа:
Спасская («толстиковская») церковь – одна из старейших действующих церквей Екатеринбурга, план церкви из «портфеля экскурсовода».
В петровские времена на Урале было сильно раскольническое движение. Для предотвращения этого движения в Екатеринбург периодически посылались церковные мисси для борьбы с расколом.
Так, в 1788 г. сюда была выслана специальная раскольничья миссия, результатом деятельности которой было обращение в единоверие одного из столпов, именно знаменитого ревнителя Якова Толстикова, который построил первую в Екатеринбурге единоверческую церковь, известную и сейчас под именем «толстиковской».3
Именно ее мы и можем видеть перед собой.
Позднее церковь получила название Спасской и стала одной из наиболее популярных в городе. В 1851-60 годы на Спасскую церковь приходилось около 386 человек прихожан.
Ознакомьтесь с планом церкви.
Постройка каменная, трехпрестольная. Построена в русско-византийском стиле. Очень благоприятно вписывается в окружающий ее ландшафтно-архитектурный ансамбль.
И сейчас Спасская («толстиковская») церковь имеет очень современный и привлекательный вид, оберегая за свою двухсотлетнюю историю духовные потребности многих поколений жителей города. Вы можете убедится в этом, посмотрев на количество посещающих ее людей. Желающие могут осмотреть внутренне убранство церкви.
Дальнейшая часть нашей экскурсии пройдет в историческом центре Екатеринбурга.
Остановка третья
Объекты показа:
Ново-Тихвинский монастырь — женский православный монастырь в Екатеринбурге. Александро-Невский, действующий собор при Ново-Тихвинском монастыре, старые фотографии строений монастыря, планы из «портфеля экскурсовода».
(Здесь группа может пройти пешком, осмотрев комплексных основных храмов от третей до десятой остановки).
Уважаемые экскурсанты перед Вами Ново-Тихвинский женский монастырь- сердце центральной части города.
Он ведет свою историю с конца XVIII века, когда начала существовать богадельня при кладбищенской Успенской церкви. В 1809 году служившая в богадельне женская община была преобразована в общежительный женский монастырь.
Начиная с середины XIX века Ново-Тихвинский монастырь считался крупнейшим на Урале, принимал многочисленных паломников, приходивших поклониться Тихвинской иконе Богородицы. Монастырь посещали члены царской фамилии, император Александр I (1824), великий князь Александр Николаевич — будущий император Александр II (1937). В 1907 году в монастыре отслужил литургию св. Иоанн Кронштадтский.
В начале XX века в обители проживало около тысячи женщин. На территории монастыря было шесть храмов, корпуса келий и мастерских (всего — 18, в том числе золотошвейной, иконописной, шелкошвейной, фотографической, прядильной, финифтяной, белошвейной), больница, детский приют, епархиальное училище, библиотека, хлебопекарня.
Архивные фото позволят Вам проникнутся духом старого Екатеринбурга, его жизни.
В 1920 году обитель была закрыта.
В 1994 году был издан Указ Священного Синода специальным указом возродил Ново-Тихвинский женский монастырь. В обитель был внось доставлен список Тихвинской иконы Божией Матери, который до революции находилась в одном из монастырских храмов.
Наиболее интересной частю комплекса для нас представляется Александро-Невский собор.
Александро-Невский собор - действующий православный храм в Екатеринбурге, расположенный на территории Ново-Тихвинского монастыря.
Собор Александра Невского был сначала запланирован, чтобы быть построенным и посвященному Императору Александру I и его ангелу хранителю, святому Александру Невскому в 1807. Но он был установленон 22 августа 1814 г., после 1-ой Великой Отечественной войны 1812 г., и был также посвящен победе России в войне. Сначала это было двухэтажное здание, но вскоре он был мал для толп людей, и был реконструирован в 1838 г. Собор стал самым большим зданием в городе и мог вместить 6000 человек. В 1930 собор был закрыт властями военного города и превращён в хранилище оружия.
В 1960-х здание было передано краеведческому музею. Музей разместил там свой инвентарь.
В 1991 было установлено сообщество Александра Невского и потребовало, чтобы собор был возвращён верующим. Решение передать его им было принято 10 сентября 1991 после голодовки, в которой приняли участие члены сообщества и которая длилась приблизительно месяц. Но только в 1995 собор фактически стал храмом Ново-Тихвинского монастыря.
Полюбуйтесь им. Это очень красивый собор, утопающий летом в зелени, со свои шармом, приобретенным за долгие годы.
Следуете, пожалуйста, за мной к Свято-Троицкому кафедральному собору.
Остановка четвертая
Объекты показа:
Свято-Троицкий кафедральный собор (Рязановская церковь) — действующий православный храм в Екатеринбурге.
Собор был заложен в 1818 году как каменная трёхпрестольная церковь в стиле классицизма. Правый придел, освящённый 12 октября 1839 года, возводился во имя святителя Иоанна Златоуста. Левый придел, во имя Николая Чудотворца, был освящён 13 октября 1849 года. Спустя 2,5 года, 13 мая 1852 года был освящён главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. В 1854 году к храму была пристроена каменная колокольня.
После прихода большевиков к власти начались гонения на Русскую Церковь, в связи с этим собор был закрыт, а купола и колокольня разрушены. Это произошло в 1930 году.
Храм был возвращён Церкви лишь в 1996 году. В 1998—1999 годах были заново возведены купольные барабаны, а в 2000 году — колокольня.
Торжественное освящение, на котором присутствовал Патриарх Алексий II, состоялось 24 сентября 2000 года.
Неподалеку мы можем увидеть храм Святой Анны.
Остановка пятая
Объекты показа:
Храм святой Анны — католический храм в городе Екатеринбург. Административно относится к Уральскому деканату Преображенской епархии (с центром в Новосибирске), возглавляемой епископом Иосифом Вертом, архивные фотографии храма из «портфеля экскурсовода».
Перед вами один из немногих неправославных храмов Екатеринбурга. Католический приход в Екатеринбурге образовался в 1876 году, причём количество прихожан превышало 1000 человек. В 1884 году построен каменный храм св. Анны.
После революции 1917 года настоятель храма был расстрелян, храм был разорён, в стенах здания в советский период истории располагались библиотека, детский сад, автовокзал. В начале 60-х годов здание храма было снесено.
Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. После регистрации католического прихода было получено разрешение на строительство храма почти на том же месте, где стояло историческое здание церкви. Новый храм был построен на месте бывшей хозяйственной пристройки к разрушенному храму. Храм был освящён Апостольским администратором Западной Сибири епископом Иосифом Вертом 30 июля 2000 года.
В храме работают Сёстры Конгрегации миссионерок католического апостольства (сёстры паллоттинки).
При храме есть воскресная школа, библиотека духовной литературы, ведётся обширная благотворительная программа.
Внешний облик храма во многом напоминает старый храм, разрушенный в 60-е года. Над главным порталом храма расположена высокая колокольня, увенчанная крестом.
Интерьер храма отображает традиционное убранство католической церкви. Алтарь храма украшен триптихом, посвящённым церковным таинствам. В алтарной части храма размещены статуи Св. Анны и Св. Иосифа.
От старого храма сохранились только два предмета, ставшие теперь достопримечательностями церкви св. Анны — икона, сюжетом которой стало искушение Иисуса фарисеями, и статуя Иисус Пылающее Сердце, которые Вы и можете видеть.
Также перед Вами фотографии начала века, запечатлившие храм и окружающие его строения.
Обратите внимание на следующий объект нашей эскурсии.
Остановка шестая
Объекты показа:
Иоанно-Предтеченский Кафедральный Собор — православный храм при Ивановском кладбище в Екатеринбурге.
Это Иоанно-Предтеченский Кафедральный Собор — православный храм при Ивановском кладбище в Екатеринбурге.
Заложен в 1860 году.
Это единственный храм города, действовавший даже в советское время. 11 сентября 2007 года было объявлено, что к 150-летнему юбилею со дня основания Храма, который будет отмечаться в 2010 году, будет создан прихрамовый музей.
Иоанно-Предтеченский Кафедральный Собор выполнен в стиле позднего барокко. Имеет богатое и красочное оформление. Его главный купол с желтыми звездами на синем фоне как будто стремится вверх, к небесам. Храм возвышается на окружающей его средой.
Во времена его строительства город испытывал финансовый подъем благодаря хорошо развитой торговле.4
А мы с Вами двигаемся дальше к следующему объекту.
Остановка седьмая
Объекты показа:
Екатерининская часовня – одна из главных исторических достопримечательностей города, архивные фотографии местности из «портфеля экскурсовода».
Левый берег, реки Исеть, где мы сейчас находимся был избран местом расположения церкви великомученицы. И получил название церковного.
На месте нынешней часовни, что перед Вами, мазанковая церковь во имя великомученицы Екатерины была заложена 1 октября 1723 года, а 24 ноября того же года уже праздновались первые именины завода-крепости, причем палили с крепости из пушек и поили солдат-строителей казенным вином.
Она, к сожалению, сгорела при пожаре, и в 1758 году на том же самом месте был заложен богатый каменный собор по проекту архитектора Берг-коллегии Иоганна Миллера. В 1763-1768 гг. были освящены четыре придела двухэтажного Екатерининского храма. Собор был построен в стиле барокко, весьма распространенного в России XVIII века, имел трехъярусную колокольню высотой 55,5 м, а на колокольне часы, по которым сверял время весь город.
Екатерининский собор производил величественное впечатление: он вмещал до 8 тыс. человек. Высота венчавшей собор 2-ярусной колокольни составляла почти 60 метров. Не случайно она использовалась как дозорная и пожарная вышка. Знаменит был Екатерининский собор и своими реликвиями: здесь хранилась часть святых мощей праведного Симеона Верхотурского и знамя Уральского горнозаводского батальона, переданное в храм в 1869 г.
В 1920 г. большевики совершили акт глумления над святыней: мощи были вскрыты и отобраны у церкви. В феврале 1930 г. Собор был закрыт, а весной этого же года взорван.
Теперь Вы можете увидеть его изображение на старых фото, которые я Вам предоставляю.
В 90-х годах религиозная святыня вновь возвращены епархии.
На месте алтаря Екатерининского Собора в память о нем в 1998 г. по проекту архитектора А.В. Долгова возведена Екатерининская часовня. Этот небольшой и красивый монумент призван хранить память об истории города.
А связь прошлого и будущего призван обеспечить следующий объект нашей экскурсии.
Остановка восьмая
Объекты показа:
Место строительства будущего Златоустовского храма, планы будущего храма из «портфеля экскурсовода».
На месте строительства будущего Златоустовского храма, где мы находимся, в царские времена располагалась Никольская часовня, одна из самых красивых и знаменитых на всем Урале.
Никольская часовня в Екатеринбурге затмила славу тагильской Троицы.
Никольская крест-часовня была возведена недалеко от Малого Златоуста в память временной деревянной колокольни этого храма, которую снесли после завершения строительства Большого Златоуста (храма-колокольни).
Никольскую часовню снесли по решению городских властей в августе 1928 г.
Позднее здесь был возведен храм Большой Златоуст. Главный колокол Большой Златоуст, например, весил 1015 пудов (16625 килограммов). Славен был храм и своим внутренним и внешним благолепием.
От основания до верхушки купола высота составляла более 70,6 метра, а с крестом 77. Интересная деталь: по первоначальному плану этот показатель был предусмотрен на отметке 56 метров, но по ходу строительства здание «вытянули», сделали его более величественным, очевидно, учли крепость местного грунта.
Построен храм был в русско-византийском стиле. Автором архитектурного проекта стал знаменитый петербургский архитектор Василий Морган.
Варварски разрушенный, ныне этот чудесный храм возрождается к новой жизни. Будем надеяться, что в скором времени увидим его во всей красе.
Для Екатеринбурга в последнее время является актуальным возрождение и реконструкция старинных архитектурных памятников, в особенности храмов, насчитывающих десятки. К сожалению, все из них мы не можем увидеть, лишь главные.
А пока представляю вниманию любезно предоставленный нам план будущего храма.
Двигаемся к одной из самых ярких новых построек Екатеринбурга.
Остановка девятая
Объекты показа:
Храм на Крови (Храм на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших) — один из крупнейших православных храмов Екатеринбурга, архивные фотографии дома Ипатьева из «портфеля экскурсовода», часовня преподобномученицы Елизаветы, памятник Царской семье.
Храм на Крови, полное название которого - Храм на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших — один из крупнейших православных храмов.
Ранее на месте храма располагался построенный в конце 1880-х гг. горным чиновником И.И. Редикорцевым дом, принадлежавший в последствии, с 1908 года, инженеру-строителю Николаю Ипатьеву. Он представлял собой каменный двухэтажный особняк на Вознесенской горке.
В апреле 1918 года, пока Ипатьев был в отъезде, его дом был конфискован большевиками, и, начиная с 30 апреля 1918 года, в нём была заточена, а в ночь на 17 июля расстреляна Царская семья вместе с ближайшим окружением, и после этого их тела были отвезены на заброшенный рудник Ганина Яма.
Вашему вниманию представлены архивные фото дома Ипатьева.
Как мы знаем, После октябрьской революции этот дом в разное время занимали различные высокопоставленные чиновники и правительственные учреждения.
После начала Перестройки на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, всё чаще стали собираться верующие.
Тот сложный период как нельзя лучше может характеризовать поэзия Ф.И. Тютчева «Наш век»:
«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит.
Не скажет век, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит пред замкнутою дверью:
«Впусти меня!» Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
Самые первые, ещё стихийные, собрания разгонялись милицией, но это осуществлялось скорее по инерции. 18 августа 1990 года на скорбном месте был установлен первый деревянный крест.
Храм был построен в 2000—2003 годы. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года. В настоящее время храм является местом паломничества для верующих не только со всех уголков России, но и живущих за её пределами. Кроме того, храм привлекает к себе внимание многих прибывающих в Екатеринбург туристов, в том числе известных политиков и представителей искусства.
Он представляет собой комплекс строений. Обратите внимание на Елизаветы Федоровны и Варвары. Это деревянная часовня, выполненная в стиле древнерусского зодчества.
Также привлекает внимание скульптурная композиция в честь царской семьи.
Перейдем к еще одному архитектурному и духовному памятнику – Вознесенской церкви.
Остановка десятая
Объекты показа:
Храм в честь Вознесения Господня (Вознесенская церковь) — один из старейших православных храмов Екатеринбурга.
Храм Вознесения Господня был заложен в мае 1770 года, а освящён 19 сентября того же года. На первых порах представлял собой весьма небольших размеров деревянное сооружение.
К 1789 году здание храма пришло в негодность и по просьбе прихожан было решено соорудить каменную двухэтажную церковь. Нижний этаж был в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а верхний — в честь Вознесения Господня.
На протяжении XIX века храм неоднократно достраивался и расширялся. В 1834 году священнослужители и прихожане решили пристроить к храму два придела с южной стороны, два придела с северной стороны и новое крыльцо.
К началу XX столетия, уже будучи весьма обширным, храм имел 6 приделов: Вознесенский, Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещенский, во имя святителя Митрофана, во имя Ильи Пророка, в честь Казанской иконы Божией Матери.
Нижний этаж был отведён под мужскую одноклассную церковно-приходскую школу.
В 1926 году храм был закрыт. Впоследствии в нём располагалась сначала школа, а затем краеведческий музей. 15 февраля 1991 года, в праздник Сретения Господня в храме была отслужена первая после долгих лет запустения литургия.
Прошу последовать в транспорт для переезда к следующей остановке экскурсии.
(Проезд к Всехсвяской церкви).
Остановка одиннадцатая
Объекты показа:
Храм во имя Всех Святых (Всехсвятская церковь) — православный храм на Михайловском кладбище Екатеринбурга.
Храм во имя Всех Святых (Всехсвятская церковь) был заложен 8 июня 1886 года и освящён 17 июня 1890 года епископом Екатеринбургским и Ирбитским Поликарпом. Храм возводился на средства местных купцов: Александра Волкова, Фёдора Михайлова и др. В честь Фёдора Михайлова кладбище и стало называться Михайловским в простонародье.
В 1918 году Храм сильно пострадал от пожара. Восстановление заняло два года. За это время здание Храма получило интересную настенную роспись. Она была сделана по картонам, написанным под руководством самого В. М. Васнецова.
В марте 1941 года церковь была закрыта и вновь возвращена верующим лишь в июле 1944 года. В послевоенные годы церковь была хорошо расписана, ей был передан сохранившийся резной иконостас Свято-Троицкой церкви.
25 августа 1961 года по решению Свердловского облисполкома община Храма была снята с учёта и объединена с общиной Кафедрального собора. Храм был закрыт, а убранство и росписи были разграблены, а алтарь - осквернён. С 1965 года в здании Храма располагалась цветочная лавка треста похоронного обслуживания.
Возрождение храма началось в 1990 году с освящения восстановленного престола во имя Всех Святых архиепископом Свердловским и Курганским Мелхиседеком.
За период, начиная с 1990 года, заметно преобразился не только Храм, но и прихрамовый двор. Были построены крестильный храм во имя архангела Михаила, часовня во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива, организованы духовный центр с отделом милосердия, церковно-приходская школа, библиотека.
В храме есть два весьма почитаемых образа: образ Спаса Нерукотворного и образ Божией Матери, именуемый «Утоли моя печали».
Теперь мы проедем немного дальше для смотра завершающих объектов экскурсии.
(Проезд к улице Машиностроителей).
Остановка двенадцатая
Объекты показа:
Храм в честь Рождества Христова — православный храм в Екатеринбурге. Матренинская церковь города.
Храм в честь Рождества Христова — первый вновь построенный православный храм Русской Церкви Екатеринбурга со времён Октябрьской революции.
Закладка храма была произведена 30 сентября 1996 года. Строительство велось быстрыми темпами, и его открытие состоялось 7 января 1999 года, в праздник Рождества Христова.
19 сентября 2000 года в честь 2000-летия христианства возле входа в Храм была установлена бронзовая статуя Архангела Михаила высотой 2,5 метра и весом более 2 тонн. Отливка статуи была произведена на Уралмаше. 23 сентября монумент был освящён патриархом Алексием II.
Время построения Матренинской Церкви Екатеринбурга точно неизвестно.
Церковь похожа на небольшую часовню, построенную в русско-византийском стиле.
Заключение
Мы с Вами осмотрели все объекты экскурсии «Жемчужины Екатеринбурга». Вы наглядно ознакомились с главными духовными и историческими достопримечательностями города Екатеринбурга.
Мне в свою очередь было очень приятно провести это время с Вами. Надеюсь, что это взаимно. Благодарю за Ваше внимание и соблюдение всех правил этой экскурсии. Теперь Вы можете задать мне интересующие Вас вопросы, которые не были освещены рассказом материалами экскурсии.
(Даются ответы на задаваемые вопросы).
Благодарю за Ваши интересные и содержательные вопросы. Это отличная возможность пополнить свой опыт и расширить в дальнейшем текст экскурсионного рассказа.
Хочу также проинформировать Вас о других туристических проектах нашего учреждения.
Для всех желающих мы проводим религиозные православные туры по Уралу, в частности новый интересный тур «Православные святыни Прикамья». Приглашаем всех принять в них участие.
Желаю Вам дальнейшего приятного времяпровождения.
Всего доброго.
(Туристы отвозятся к начальному пункту сбора).
2.3 Разработка аналогичных религиозных туров
Тур - туристическое путешествие (поездка) по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом туристических услуг (бронирование, размещение, питание, транспорт, рекреация, экскурсии и тому подобное).
Организации, которые занимаются формированием и реализацией туров, предоставлением разнообразных туристических услуг, называются туристическо-экскурсионными.
На практике они могут называться по-разному: туристические фирмы, туристические бюро или агентства, бюро путешествий, экскурсионные бюро и т. д. Но относительно вида предпринимательской деятельности на туристическом рынке их можно поделить на туристических операторов (туроператор) и туристические агентства (турагентов).
Термины "туроператор" и "турагент" определяют направление деятельности туристического предприятия.
Туроператор - юридическое или физическое лицо (имеется в виду предприниматель), которое осуществляет на основе лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта.
Туроператорами называют:
- туристические организации (предприятия), которые имеют собственные или арендованные средства туристического обслуживания и предлагают своим клиентам комплекс услуг;
- оптовых посредников между турагентствами и предприятиями туристической индустрии, к которым принадлежат фирмы и организации, занятые обслуживанием туристов, но не относятся к направлению туризму, а являются представителями других областей экономики. Это транспортные компании, предприятия общественного питания, страховые фирмы, спортивные, культурные учреждения и др.
- Основные задачи туроператора - создания тура, подкрепленного программой обслуживания. Программа обслуживания - план мероприятий, направленных на удовлетворение интересов путешествующих, которые определяют назначение и вид тура.
2.3.1 Религиозные православные туры по Уралу
Предположим мы организовываем тур по православным святыням Урала для туристической организации и ее оптовых посредников. Тур условен и может подразделятся на ряд более мелких туров.
Разработка тура включает такие этапы: выбор пунктов маршрута, иерархизация этих пунктов, выбор пунктов начала и окончания маршрута, после чего ведется разработка схемы маршрута и его оптимизация. Разработка схемы маршрута и его программное обеспечение есть неразрывно связанными параллельными процессами. Расчет стоимости тура основывается на проведенных организационно-технических мероприятиях из поиска партнеров и заключенных с ними соглашений.5
Этапы первый - выбор пунктов маршрута. Критерием отбора является атрактивность объектов показа для удовлетворения цели путешествия, возможность обеспечить разнообразие программы пребывание в данном населенном пункте, его транспортная доступность и обеспеченность услугами гостеприимности. Предположим это Ганина Яма, Реж (храм в селе Леневское), Невьянск (Спасо-Преображенский собор, Наклонная башня, «Чугунный» храм святителя Николая в Быньгах), Алапаевск (храм села Арамашево в честь Казанской иконы Божей Матери), Верхотурье (Спасская церковь в Красногорье, Заимка Николаевского мужского монастыря, деревянная Богородицкая церковь в селе Актай, Николаевская церковь в селе Пия, церковь в Ямской Слободе), Усолье (Никольская церковь, Спассо-Преображенский собор, часовня Спаса Убруса, Владимирско-Рубежская церковь, церковь Похвалы Богородицы в селе Орел), Березники (Храм Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи), Кунгур (Белогорский монастырь).
Этап второй. Иерархизация пунктов маршрута ведется по указанным выше критериям, при этом основное внимание должно быть обращено на класс гостеприимности и транспортную доступность избранных пунктов маршрута. Целью данного этапа есть выделения дифференциация пунктов маршрута соответственно цели путешествия с выделением пунктов дислокации с продолжительным программным обеспечением и экскурсионных пунктов.
Этапы третий. Выбор начального и конечного пунктов маршрута осуществляется по показателям транспортной доступности, то есть связанности с местом постоянного проживания потенциальных туристов (зоной действия туроператора), взаимозаменяемости видов транспорта, типа транспортных средств. Начальным пунктом станет Екатеринбург, он же будет и замыкать тур после Кунгура.
Этап четвертый. Разработка схемы маршрута. Схема маршрута зависит от избранной формы.
Маршрут - это направление перемещения туриста. По схеме маршруты могут быть линейными, кольцевыми, радиальные и комбинированы. Выбор пунктов по маршруту согласовывается с программой соответственно вида туризма, термина и класса обслуживания. В нашем случае имеет место кольцевая форма маршрута.
Этап пятый. Оптимизация маршрута заключается в ряде объективных и субъективных ограничений. Объективные ограничения выходят из условий сегментации рынка, а субъективные определяются возможностями туроператора. Ограничения определяются прежде всего целевым потребительским сегментом (возраст, жизненный цикл семьи, стиль и уровень жизни и т.п.). Временные ограничения касаются сезонности и времени путешествия. Экономические ограничения выходят из условий функционирования рынка (конъюнктура рынка, состояние конкурентной среды, ценовая политика и т.п.).
Этап шестой. Программное обеспечение тура - его качественный признак. Программа есть ежедневным распорядком, предназначенным для реализации цели путешествия.
В нашем случае программа от четырех дней до недели. Первый день – встреча, знакомство с группой, ознакомительная экскурсия. Второй день отбытие из Екатеринбурга. Последующие дни – посещение указанных мест. Пример экскурсионной программы указан выше.
Распорядок дня: трехразовое питание, экскурсии, свободное время.
Этап седьмой. Организационно-технические мероприятия есть этапом определения класса обслуживания. Они включают отбор средств размещения, условий экскурсионного обслуживания и организации досуга. Этот этап наиболее вариативный именно по классу обслуживания. Класс обслуживания определяется уровнем услуг, которые предоставляются системой гостеприимности (услуги размещения, питания и дополнительные услуги отелей в зависимости от их класса).
Важно найти партнеров в сети городов. Например в Екатеринбурге гостиница «Урал», в Реже – отель «Гавань», в Невьянске – «Старый Соболь», в Верхотурье – «Соболь», одноименная гостиница в Березниках, «Ирень в Кунгуре.
В целом православные туры по Уралу довольно перспективный и привлекательный туристический продукт.
2.3.2 Разработка тура «Православные святыни Прикамья»
Как продолжение и детализацию к проектам православных туров по Уралу могу предложить разработку тура «Православные святыни Прикамья».
Это тематический религиозный тур рассчитанный на разные категории населения, в первую очередь на желающих совершить паломничество. Пунктами маршрутного тура станут Кунгур, Пермь и Пермский район, Чусовой и Чусовский район, Добрянка и Добрянский район, Усолье, Соликамск и Соликамский район, Чердынь, Коса и Коссинский район, Ильинский и Ильинский район, Карагайский район.
Маршрут радиальный. Начинается в Кунгуре и оканчивается в Перми, через последний город проходи дважды – сначала экскурсионно, затем как завершающий этап.
Объектами экскурсий избраны Белогорский монастырь в Кунгуре, Спассо-Преображенская церковь села Полыгарец Кунгурского района (там же крестный ход на Белую Гору), церковь Петра и Павла, Успения Пресвятой Богородицы, Воскресенская и Ильинская часовня Перми, Преображенская церковь села Гамово и Анно-Успенская церковь села Аннинск Пермского района, Камасинская Рождество-Богородицкая церковь города Чусового, Верхнечусовские городки, Богоявленская церковь села Перемского Добрянского района, Никольская церковь, Спассо-Преображенский собор, часовня Спаса Убруса, Владимирско-Рубежская церковь в Усолье, церковь Похвалы Богородицы в селе Орел, Храм Иоанна Предтечи, Свято-Троицкий Собор Соликамска, Николаевская церковь в селе Медянки, церковь село Шляпники Ординского района Соликамска, церковь Иоанна Богослова в Чердыни, церкви Косынского района, заброшенная церковь села Кыласово Ильинского района, церкви в селах Карагай, Юрич и Нердва Карагайского района.
Все объекты расположены в хронологической последовательности их посещения. Продолжительность тура – две недели.
Заключение
В ходе данной работы были проанализированы теория и практика экскурсионной деятельности.
В частности рассмотрены особенности и перспективы туризма в России в целом, туристические ресурсы страны.
Предварительная работа по составлению экскурсий включает определение ее целей и задач, накопление знаний по заданной теме, составление маршрута и выбор объектов экскурсии.
Практическая часть включает составление технологической карты, экскурсионного рассказа, паспорта одного из объектов и методической разработки маршрута экскурсии, определяющей методику и технику эффективного проведения экскурсии.
Экскурсии, для которой проработан экскурсионный рассказ носит название «Жемчужины Екатеринбурга». Это городская, тематическая, пешеходно-транспортная, среднепродолжительная экскурсия-прогулка для молодежи и людей зрелого возраста. Ее цель – воспитание интереса и уважения к историческому прошлому православья. Главные задачи экскурсии в доступной и увлекательной форме показать и рассказать об основных экскурсионных объектах: Храме Преображения Господня на Уктусе, Спасской церкви, Ново-Тихвинском монастыре, Александро-Невском соборе, Свято-Троицком кафедральном соборе, Храме Святой Анны, Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе, Часовне Екатерины, строящемся Златоустовском храме, Вознесенской церкви, Собор на Крови, Всехсвятской церкви, Церкви в Честь Рождества Христова, Матренинской церкви.
Также представлены планы проектов православных религиозных туров по Уралу, в частности тур «Православные святыни Прикамья». Проходящий через Кунгур, Пермь, Усолье, Соликамск, Чердынь, Косы, Карагай и их районы.
Предусматривается не только посещение храмов, но и свободное ознакомление с другими достопримечательностями этих районов.
Список источников литературы
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М. : Советский спорт, 2006
Весновский В. А. Екатеринбург в прошлом и настоящем. Историко-статистический очерк //Весновский В. А. Весь Екатеринбург. – Екатеринбург, 1903
Мамин-Сибиряк Д. Н. Город Екатеринбург // Собр. соч. в 12 т. – Свердловск, 1951
Ушаков И. С. Екатеринбург (очерк) // Весь Екатеринбург. Торгово-промышленный справочник. – Екатеринбург, 1910
Любимцева О.О. Методика разработки туров. –К: Альтерпрес, 2003
Приложение 1
Технологическая карта экскурсии «Жемчужины Екатеринбурга»
Приложение 2
Паспорт экскурсионного объекта
Наименование объекта: Храм на Крови во имя Всех святых, в земле российской просиявших.
Историческое событие, связанное с объектом: расстрел большевиками царской семьи 17 июля 1918 году в доме инженера Ипатьева, находящегося на месте храма.
Местонахождение: г. Екатеринбург, ул. Толмачева, 34а, проезд троллейбусами № 1, 3, 5, 6, 9, 12, 17, до остановки «ТЮЗ».
Описание: пятикупольное сооружение высотой 60 метров и общей площадью 3000 м2. Архитектура сооружения выдержана в русско-византийском стиле. Фасады здания храма до девяти метров отделаны гранитом красного и бордового цветов. В ансамбль храма включён памятник Царской семье. Это семифигурная композиция, представляющая трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал ипатьевского дома на расстрел.
Источник сведений: архив города Екатеринбурга.
Сохранность объекта: отличная.
Охрана положена на: муниципалитет города Екатеринбурга.
Составил паспорт: ФИО. Дата составления
Приложение 3
Методическая разработка экскурсии «Жемчужины Екатеринбурга» (фрагмент)
Маршрут | Остановка | Объект показа | Время | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организацион-ные указания | Методичес-кие указания |
Октябр-сьская площадь – Поход-ная ул. | Проездом | Поход-ная ул.; храм Прео-браже-ния Господ-ня, д. №2 | 15 минут |
ПодтемаΙ Преображенский храм 1.Никольская часовня. 2. История храма |
Группу вывести из автобуса, подвести к зданию. | Использовать фотографии из «портфеля экскурсовода» |
Походна ул. – Бисерт-ская ул. | Проездом | Бисертсткая ул.; Спас-ская цер-ковь, д. 12а | 15 минут |
ПодтемаΙ Спасская церковь 1.Яков Толстиков и раскольники. 2.Популярность церкви в 19 веке. |
Группу вывести из автобуса, подвести к зданию. | Использо-вать план строения из «портфеля экскурсовода» |
Бисертс-кая ул. – Зеленая роща | Проездом | Зеле-ная роща; Ново-Тихвинский жен-ский монас-тырь; Александро-Нев-ский собор, д. 1 | 30 минут |
ПодтемаΙ Ново-Тихвинский женский монастырь 1.История монастыря и его прихода 2. Современность ПодтемаΙΙ Александро-Невский собор 1. История собора и внешний вид |
Группу вывести из автобуса и продолжить движение пешком | Использо-вать фотографии и план из «портфеля экскурсовода» |
Зелена Роща – Розы Люксем-бург ул. | Пешеход-ная | Розы Люк-сембур ул.; Свято-Троиц-кий Собор, д. 57 | 15 минут |
ПодтемаΙ Свято-Троийцкий собор 1. История собора |
Пешеходный осмотр | Словесно описать строение |
1 Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М.: Советский спорт, 2006
2 Весновский В. А. Екатеринбург в прошлом и настоящем. Историко-статистический очерк //Весновский В. А. Весь Екатеринбург. – Екатеринбург, 1903
3 Мамин-Сибиряк Д. Н. Город Екатеринбург // Собр. соч. в 12 т. – Свердловск, 1951
4 Ушаков И. С. Екатеринбург (очерк) // Весь Екатеринбург. Торгово-промышленный справочник. – Екатеринбург, 1910
5 Любимцева О.О. Методика разработки туров. –К: Альтерпрес, 2003