Введение
Туризм является индустрией, активно использующей рабочую силу с различным уровнем профессиональной подготовки, разного возраста и пола. Программы и учебный процесс, применяемые в университетской системе, в колледжах и многопрофильных профессиональных училищах, охватывают большой спектр профессий, необходимых для индустрии туризма, но не все.
Бизнес-планирование опирается на набор ключевых положений, необходимых для обоснования и осуществления инвестиционных проектов. Основными позициями в бизнес – планировании является маркетинговые исследования, составление производственного проекта и проекта менеджмента, расчеты инвестиций.
Актуальность работы заключается в том, что фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность в перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Исходя из актуальности, сформулируем цель – разработать бизнес-план фирмы «Нова Тур», сферой деятельности которой является предоставление населению города и района туристических услуг.
Чтобы удовлетворить поставленную цель, необходимо решить ряд задач, а именно:
Объяснить в чем заключаются цель и задачи разработки бизнес-плана;
Дать описание предоставляемых услуг;
Проанализировать рынок и спроса;
Произвести расчет потребности в производственном персонале, суммы капиталообразующих инвестиций, операционных материальных затрат, заработной платы персонала предприятия, косвенных расходов, себестоимости единицы продукции и обоснование цены, показателей экономической эффективности проекта;
А также сделать качественный и количественный анализ вероятных рисков;
Определить условия безубыточности проекта;
По итогам работы сделать выводы и изложить их в заключении работы.
Объектом практической работы станет система и методы бизнес – планирования.
Предметом исследования – туристическое агентство «Нова Тур».
При написании работы использовалась специальная литература в области: менеджмента, маркетинга, инвестиционного проектирования, бизнес планирования, анализа проектных рисков, бухгалтерского учета, финансов и кредита, статистики.
При подготовке также были использованы интернет – сайты.
В качестве практического пособия использовалась учебное пособие Шинкевича И.А. «Бизнес-план в бакалаврской работе по менеджменту».
1. Теоретическая часть
1.1 Управление туристической фирмой «Нова Тур» в юридическом аспекте
1.1.1 Цель и задачи разработки бизнес-плана
Целью разрабатываемого бизнес – плана является создание новой туристической фирмы ООО «Нова Тур». Фирма собирается предложить своим клиентам разнообразные услуги в сфере туризма и отдыха и предполагает заниматься организацией туризма в пределах Российской Федерации и за рубежом для граждан Российской Федерации и иностранных граждан, а также предполагает заниматься оказанием гостиничных услуг.
Равной целью фирмы является: обеспечение клиентов качественными услугами, создание новых рабочих мест, проникновение на рынок и завоевание доли рынка в первый год работы компании не менее 5%, достижение среднегодовой суммы чистой прибыли не менее 2,3 млн. рублей в год.
Основными направлениями деятельности ООО «Нова Тур» являются:
прием и обслуживание туристов;
оказание услуг туризма, экскурсионных, гостиничных, культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных, транспортных, рекламных, сервисных и переводческих услуг;
Бизнес-план разрабатывается на основе анализа рынка туристических услуг, оценки потребительских характеристик туризма.
1.1.2 Перечень предоставляемых услуг
Услуга – организация туризма и отдыха в пределах Российской федерации и за рубежом.
ООО «Нова Тур» предоставляют следующие виды туристических услуг:
прием и обслуживание туристов;
предоставление гостиничных, культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных, экскурсионных, транспортных, рекламных, сервисных и переводческих услуг;
оформление в установленном порядке туристские или проездные документы, визы в иностранных посольствах;
обеспечение своих клиентов авиабилетами и соответствующим трансфером;
размещение клиентов в гостиницах, которые располагают всеми необходимыми условиями для отдыха и работы;
предоставление по просьбе клиента за минимальные тарифы любые экскурсии и развлечения, обеспечение сопровождающими и гидами;
предоставление возможностей для проведения деловых встреч и научных конференций.
Туристические услуги фирмы «Нова Тур» удовлетворяют потребности клиентов в получении широкого спектра туристических и гостиничных услуг, в высоком уровне обслуживания, а также привлекают своими достаточно не высокими ценами на предоставляемые услуги, что выгодно отличает ее от конкурентов
Отрасль применения.
Рынок туристических услуг. Услуги по организации туризма и отдыха в пределах России и за рубежом. Развитие туризма предполагает наличие современного рынка услуг, средств их осуществления и клиентов.
В последние годы, в связи с изменившейся рыночной ситуацией в нашей стране, у многих российских граждан появилась возможность выезжать за рубеж. Следовательно появилось большое количество туристических фирм, предлагающих гражданам свои услуги по организации туризма и отдыха на различных курортах мира.
Государственный орган по управлению туризмом выдал более 10000 лицензий на право предоставления туристических услуг различного характера. Анализ потребности в услугах туристических фирм показывает значительный неудовлетворенный спрос со стороны государственного хозяйственного сектора, коммерческих структур, а также со стороны населения.
Потребители.
На первоначальном этапе работы фирмы основными клиентами являются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, а также в основном мелкие и средние предприятия и организации.
Основные характеристики создаваемой фирмы «Нова Тур»:
Технические данные обеспечения работы фирмы.
помещение: хорошее техническое состояние, респектабельный внешний вид, доступное местонахождение;
современное оборудование (оргтехника и компьютеры);
средства связи (достаточное количество линий связи);
доступ к глобальной сети Интернет;
программное обеспечение, для обработки данных, ведения клиентской базы и технического анализа рынка;
персонал: менеджеры высокой квалификации, имеющие опыт работы в данной области, бухгалтер со специальным образованием, генеральный директор.
Натуральные единицы измерения объемов продаж:
Фирма выступает в качестве посредника между клиентами (туристами), с одной стороны, и транспортными компаниями, гостиницами и другими предприятиями, оказывающими клиентам услуги в рамках тура, с другой стороны.
Условия предоставления услуг:
Передача пакета документов заказчику, включающий в себя:
путевку;
документы на дорогу №
дополнительные документы.
Тенденция дальнейшего совершенствования данной продукции:
В основе туристического бизнеса лежит целенаправленная рекламная деятельность и работа по координации действий различных служб (транспорт, визы, питание, экскурсии, покупки и др.)
Ввиду высокой конкуренции, необходимо постоянное изучение зарубежного опыта туристического бизнеса и формирование у целевой группы потенциальных клиентов обновленных представлений о возможностях отдыха и желания реализовывать эти возможности. Рекламу планируется проводить в крупных процветающих фирмах (финансовых компаниях, торговых домах, банках, страховых фирмах и т.п.).
Рост числа конкурентов подтолкнет к завоеванию новых рынков (например, по географическому принципу), разработке дополнительных услуг (например реклама), использованию в технологии новых методов.
Оценка конкурентных качеств:
Рассмотрим таблицу конкурентоспособности:
Таблица №01. Конкурентная таблица
Фирма Критерии |
«Нова Тур» | ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ | ||
«Зодиак тур» | «Евротур» | «Джеф» | ||
Соответствие запросам потребителей |
Полное соответствие | Частичное соответствие | Полное соответствие | Частичное соответствие |
Надежность | Высокая степень | Высокая степень | Высокая степень | Средняя степень |
Качество | Очень высокое | высокое | высокое | хорошее |
Цена | высокая | средняя | высокая | средняя |
Быстрота обслуживания | Очень быстро | Быстро | Достаточно быстро | Средне |
Круг охватываемых проблем | Широкий |
Средний |
Широкий |
Достаточно узкий |
Послепродажное обслуживание | Консультационная поддержка, систематический анализ эффективности | Консультаци-онная поддержка | ||
Время работы | 9.00–18.00 | 10.00–17.00 | 10.00–18.00 | 9.00–17.00 |
Репутация фирмы | Новое предприятие. Новые услуги. |
Надежная |
Надежная, постоянные клиенты |
Ненадежная |
1.1.3 Анализ рынка сбыта и прогнозирование спроса на услугу
Результаты исследования рынка становятся базой для разработки долгосрочной стратегии любой фирмы.
Основной целью исследования рынка является доказательство того, что предполагаемые услуги имеют значительный и перспективный рынок сбыта и что они являются конкурентоспособными.
Стандартный анализ рынка содержит три основных этапа:
анализ спроса на товары и услуги и тенденции его развития;
описание структуры рынка, его основных сегментов, анализ форм и методов сбыта;
3) исследование условий конкуренции.
Общее описание рынка.
Анализ рынка туристических услуг по изучения рынка в целях предсказания спроса на данные услуги требует достаточно больших затрат времени средств и охватывает:
Анализ планов производства и развития соответствующей сферы услуг (в нашем случае туристических), осуществляемый путем анкетирования.
Анализ потребления туристических услуг в частности на изучаемом нами рынке туристских услуг, основанный на выборочном опросе основных групп потребителей.
Анализ реализации туристических услуг.
Эти исследования должны дать общее представление о рынке туристических услуг и дать достоверные данные об общем спросе на туристические услуги, темпах его роста.
Рассмотрим в виде диаграммы описание рынка туристических услуг за 2009 год по фирмам конкурентам.
Преимущества и недостатки предлагаемых услуг туристической фирмы «Нова Тур».
Ввиду высокой конкуренции, необходимо постоянное изучение зарубежного опыта туристического бизнеса и формирование у целевой группы потенциальных клиентов обновленных представлений о возможностях отдыха и желания реализовывать эти возможности. Рекламу планируется проводить в крупных процветающих фирмах (финансовых компаниях, торговых домах, банках, страховых фирмах и т.п.).
Рассмотрим таблицу преимущества и недостатков туристических услуг предлагаемых фирмой «Нова Тур».
Таблица №02. Преимущества и недостатки предлагаемых услуг
Вид отдыха и услуг | Преимущества | Недостатки | Меры по преодолению недостатков |
1. Отдых на: |
|||
а) море | Практически всем нравится летний отдых у моря | 2–3 дня уходит на акклиматизацию |
Организовать в первые дни экскурсии, шоппинпг, спортивные мероприятия, ограничив время пребывания под солнцем |
б) горах | Высокая эффективность оздоровления | Более высокая по сравнению с морем | Целенаправленная реклама отдыха в горах, организация отдыха по схеме «горы – море» |
2. Исследова-ния и кон сультации зарубежных партнеров |
Уникальность Предоставляемой информации и выводов из нее |
Высокая трудоемкость |
Привлечение специализированных информационных агентств и их маркетинговых служб |
Сегментирование рынка консалтинговых услуг
Сегментация рынка – это деление совокупного рынка фирмы мелкие части (сегменты). Цель сегментации – найти на рынке как можно более однородные по своему поведению группы покупателей, каждая из которых может рассматриваться как отдельный рыночный сегмент. Сегментация рынка может осуществляться по разным параметрам.
Основными применяемыми на практике методами сегментации являются нахождение однородных групп потребителей по характеру товара (услуги), в том числе длительного и краткосрочного пользования и т.д.), по категории потребителей (частные потребители, потребители-фирмы) или по географическому делению рынка. Кроме того, в зависимости от конкретной ситуации сегментация может углубляться, вовлекая все новые и новые характеристики.
Критериями сегментации рынка в зависимости от потребителей могут быть для частных лиц следующие параметры: возраст, пол, национальность, любое занятие, образование, стиль жизни, социальная принадлежность, профессия, уровень дохода, жизненный цикл семьи. Для фирм: сфера деятельности, местонахождение, объем продаж, численность персонала и другие.
Нашей фирме «Нова Тур» необходимо выделить первоначальный сегмент клиентов и тщательно проанализировать свои возможности и определить первоначальную «нишу» своих услуг на рынке.
Сегментирование происходит в зависимости от:
а) размера предприятий: малые; средние; крупные;
б) наличие товара на данном рынке: новый; устоявшийся.
Наибольший спрос обеспечат средние предприятия (60–70% всех клиентов).
Потребительские свойства, привлекающие клиентов (потребителей) к нашему товару (услуге): надежность; высокое качество; высокая степень полноты и точности информации; достаточно умеренная, доступная цена; консультирование по результатам исследования.
Потенциальная доля рынка: для фирмы «Нова Тур» она составляет около 10% от потенциальной туристических услуг.
Для прогнозирования спроса могут применяться различные методы:
а) метод тенденции (экстраполирования);
б) нормативный;
в) метод уровня потребления (включая эластичность спроса по доходам и ценам);
г) метод конечного использования (коэффициента потребления):
д) экономико-математические;
е) метод ведущего показателя;
ж) выборочный:
з) анкетные опросы и др.
Таблица 03. Сравнительная оценка некоторых методов прогнозирования спроса
Метод | Достоинства метода | Примечания |
Выборочный метод | Простота и точность при условии достоверности информации | Требование достоверности информации |
Анкетные опросы | Применение закона больших числе выборочного метода дают объективную информацию о спросе | Субъективность оценок |
Экономико- математическое моделирование |
При обеспечении высокого качества информации – высокая точность прогноза | Жесткое требование взаимной независимости факторов |
Нормативный метод | Не требуется проведения громоздких расчетов | В основе метода лежат нормы потребления товаров и нормы обеспечения населения товарами длительного пользования |
Оценка потребности в туристических услугах также задает емкость рынка. На нашем рынке туристических услуг действуют несколько компаний-конкурентов.
Фирма «Нова Тур», претендует на какую-то долю емкости рынка. Поэтому возникает задача спрогнозировать не только общую емкость рынка (потребность), но и долю нашей фирмы на рынке. Прогнозируемый сегмент (доля рынка консалтинговых услуг) составляет 10%.
Так как создание туристической фирмы «Нова Тур» обещает быть прибыльным, так как информация такого рода, как (надежность сведений; качественная информация (высокая степень полноты и точности); консультирование по сути предмета; быстрота предоставления информации; выработка оптимальных решений), необходима как начинающим фирмам, так и предприятиям, занявшим определенное место на рынке, но желающих увеличить объем реализуемой услуги уже имеющегося товара или вывести на рынок новый товар.
Анализ изделий аналогов и предприятий-конкурентов, обоснование конкурентных преимуществ предлагаемых консалтинговых услуг.
Проведем сравнительный анализ потребительских свойств предполагаемых туристических услуг фирмы «Нова Тур» с фирмами – аналогами, в баллах.
Таблица 04. Сравнение потребительских свойств туристических услуг с аналогами, баллы
№ показателя | Потребительские свойства |
Предполагаемая услуга Нова Тур |
АНАЛОГИ | ||
«Евротур» услуга изготовителя |
«Зодиак Тур» услуга изготовителя |
«Джеф» услуга изготовителя |
|||
1. | Производительность | 5 | 4 | 4 | 4 |
2. | Безотказность | 4 | 5 | 4 | 3 |
3. Точность |
5 | 4 | 3 | 3 | |
4. | Дизайн | 5 | 4 | 4 | 5 |
5. | Послепродажное обслуживание | 5 | 2 | 4 | 0 |
6. | Комплектация с учетом запросов клиентов | 5 | 3 | 3 | 2 |
7. | Ценовая доступность | 4 | 2 | 4 | 5 |
Выводы: Преимущества нашей фирмы «Нова Тур» выше, чем аналогичные преимущества конкурента «Зодиак Тур», конкурента «Джеф». Эти конкуренты не очень опасны, наше положение на рынке относительно них устойчивое. Однако нашей фирме следует обратить особое внимание на конкурента «Евротур» которые по некоторым показателям опережают нашу фирму.
Далее анализируют предприятия-конкуренты, их сильные и слабые стороны. Результаты анализа заносят в форму таблицы 05.
Таблица 05. Аналитическая информация о фирмах-конкурентах
Сведения о фирме |
Фирма Нова Тур |
Фирма Евротур |
Фирма Зодиак Тур |
Фирма Джеф |
1. Объем продаж или доля на рынке | 10% | 9% | 12% | 7% |
2. Качественная характеристика финансового состояния | отличное | отличное | хорошее | удовлетворительное |
3. Является ли данная продукция профильной для данной фирмы | да |
да |
нет |
да |
4. Сколько лет поставляет данную продукцию на сегмент рынка? | 0 | 2 | 3 | 2 |
5. Характеристика отзывов покупателей о продукции фирмы | высокие | высокие | средние | средние |
6. Какой вид рекламы использует |
журналы, газеты |
газеты, буклеты |
журналы, газеты |
газеты |
7. Как осуществляет продажу (напрямую, дилеры, посредники и т.п.) | напрямую | посредники | дилеры | напрямую |
8. Место расположения. Насколько удалено |
находится в соседнем районе |
находится в соседнем районе |
находится в соседнем районе |
находится в соседнем районе |
9. Общий вывод о степени конкурентоспособности | высокая | высокая | высокая | средняя |
На основе анализа услуг-аналогов и фирм-конкурентов предполагается выработать общую стратегию поведения создаваемой фирмы «Нова Тур» на рынке и обосновать долю (в процентах) завоевываемого рынка.
Как уже говорилось предполагаемая доля завоевания рынка составит 10%. Прогнозируемая потенциальная емкость рынка оценивается в 40 000 рублей.
2. Аналитическая часть
2.1 Производственный план деятельности
Немалое место в бизнес-плане уделяется производственному планированию. Нужно, прежде всего, уделить должное внимание анализу продукции или услуг, характерных для данного бизнеса, поскольку вне зависимости от стратегических соображений бизнес не будет успешным, если не обеспечить привлекательность для рынка его товаров и услуг.
Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. Производственный план призван ответить на вопрос, как фирма намерена создавать свою продукцию или услуги, охарактеризовать ее производственную деятельность.
Необходимо избегать избытка технических подробностей, которые могут затруднить изучение плана. Бизнес-план составляется до того, как разработан полный ассортимент продукции и услуг. Но даже после того, как изделия уже предлагаются рынку, фирме часто необходимо продолжать данную работу, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе.
2.1.1 Производственный процесс
Производственный процесс представляет собой совокупность выполняемых в определенной последовательности технологических и вспомогательных операций по производству в нашем случае консалтинговых услуг.
Рассмотрим основные этапы технологического процесса:
постановка проблемы;
определение круга источников информации;
сбор необходимой информации;
анализ;
расчет результатов;
выработка необходимых стратегий;
контроль за воплощением на практике;
информационная поддержка.
При разработке бизнес-плана составляют укрупненную маршрутную технологическую схему изготовления изделия или выполнения услуги, которая должна показывать последовательность выполнения укрупненных операций (процессов), а также основные сведения об этих операциях (процессах): оборудование, профессия рабочих (операторах).
Для лучшей наглядности маршрутную технологическую схему изображают в виде цепочки стандартных символов.
Выбор оборудования при помощи которого проводятся этапы технологического процесса.
Выбор оборудования при помощи которого проводятся этапы технологического процесса. Для успешного выполнения этапов производственного процесса нам необходимы: компьютер хорошего качества; принтер хорошего качества; помещение; автомобиль инабор компьютерных программ:
справочно-правовые:
бухгалтерские;
программы финансового и маркетингового планирования;
программы оценки эффективности деятельности;
специализированные издания;
2.1.2 Расчет издержек производства
В соответствии с действующей схемой реализации инвестиционного проекта в представленном бизнес-плане планируется следующие ежемесячные издержки в долларах США:
Таблица 06. Постоянные вздержки
№ | Наименование затрат | Сумма |
I | II | III |
1 | Аренда помещения под офис | 800 |
2 | Амортизация | 100 |
3 | Затраты на персонал | 1900 |
ИТОГО | 2800 |
Таблица 07. Переменные издержки
период 1 | период 2 | период 3 | период 4 | период 5 | период 6 | |
Услуги других организации | 3200 | 3500 | 3700 | 3950 | 4000 | 4000 |
Маркетинг | 4800 | 4700 | 4500 | 4300 | 4550 | 4500 |
ИТОГО | 8000 | 8200 | 8200 | 8250 | 8550 | 8500 |
Таблица 08. Калькуляция затрат по одной путевке
Сумма (в $)
ПУТЕВКА В ИТАЛИЮ | |
ПРОЖИВАНИЕ В ГОСТИНИЦАХ | 200 |
ОФОРМЛЕНИЕ ВИЗ | 50 |
ПРОЕЗД НА АВТОБУСЕ | 200 |
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ЗАВТРАКИ | 45 |
ЭСКУРСИИ (ПО ПРОГРАММЕ) | 40 |
МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА | 15 |
ИТОГО: | 550 |
ПУТЕВКА В ГРЕЦИЮ | |
ПРОЖИВАНИЕ В ГОСТИНИЦЕ | 185 |
ОФОРМЛЕНИЕ ВИЗ | 65 |
ПРОЕЗД НА АВТОБУСЕ | 185 |
ЗАВТРАКИ В ГОСТИНИЦЕ | 50 |
ЭЮКУРСИИ (ПО ПРОГРАММЕ) | 50 |
МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА | 15 |
ИТОГО: | 550 |
ПУТЕВКА В ШВЕЙЦАРИЮ | |
ПРОЖИВАНИЕ В ГОСТИНИЦЕ | 250 |
ОФОРМЛЕНИЕ ВИЗ | 10О |
ПРОЕЗД НА АВТОБУСЕ | 185 |
ЗАВТРАКИ В ГОСТИНИЦЕ | 50 |
ЭКСКУРСИИ (ПО ПРОГРАММЕ) | 45 |
МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА | 20 |
ИТОГО: | 650 |
2.1.3 Расчет потребности в персонале
Известно, что наиболее точный метод расчета численности производственных рабочих исходит из нормативной трудоемкости выполнения работ (операций). Однако, во-первых, этот метод применим только к сдельным, нормируемым работам, во-вторых, когда накоплена информация о трудовых нормах и нормативах применительно к освоенной аналогичной продукции.
При разработке бизнес-плана разработчикам приходится пользоваться приближенными методами, используя скудную информацию о проектируемом производственном процессе.
Наиболее простым и логичным, хотя и не слишком точным методом определения численности рабочих для организуемого производства (бизнеса) является метод расстановки по рабочим местам. Суть метода заключается в том, что каждая операция имеет то или иное количество рабочих мест, а рабочие места должны быть заняты рабочими.
Обычно, количество рабочих не равно строго количеству рабочих мест.
Для работы нашей фирмы нам потребуется следующий персонал:
Директор
Главный бухгалтер
Старший менеджер
Менеджер по направлению
Организационно-правовая форма фирмы «Нова Тур» – Общество с ограниченной ответственностью. Для того чтобы разработать правильную и надежную организационную структуры фирмы для начала были выделены следующие параметры влияющие на ее содержание и структуру.
Таблица 09. Руководитель и подразделения фирмы
Блок | Функции, закрепленные за блоком | Возглавляющий блок руководитель и подчиненные |
Кол-во (чел.) |
Директор | Образует верхний уровень управления, он обеспечивает единое взаимоувязанное управление всеми направлениями деятельности фирмы. |
Подчиненные ему непосредственно: Главный бухгалтер, старший менеджер, менеджер по направлениям |
1 |
Старший менеджер | Отдел менеджмента. Выполняет функции: Выполняет управленческие функции в области менеджмента. | Подчиненных пока нет. | 1 |
Менеджер по направлению |
Отдел менеджмента. Выполняет функции по: управленческие функции по регионам |
Подчиненных пока нет | 1 |
Главный Бухгалтер |
Финансовый отдел. Ведет всю финансовую, деятельность фирмы: расчет доходов, начисление и уплата налогов, распределение прибыли, начисление амортизации, расчет и выдачу зарплаты. |
Подчиненных пока нет | 1 |
Итого |
4 |
В составе персонала не более 10 человек. Предполагается также использовать вспомогательных рабочих вне штата, а именно: для распространения рекламных буклетов и брошюр.
В перспективе фирмой планируется создать собственный отдел рекламы, что приведет к расширению структуры фирмы и привлечению нового персонала. Планируется расширить фирму до 15 человек.
2.2 Инвестиционный план деятельности
Для принятия окончательного решения по созданию фирмы необходимо четко определить инвестиции и производственные издержки, учитывая, что прибыльность проекта будет в конечном счете зависеть от их размеров, структуры и графика осуществления.
Инвестиции и основные элементы производственных издержек сводятся в финансовом плане с тем, чтобы рассчитать общие затраты и определить финансовую и экономическую рентабельность проекта.
2.2.1 Расчет суммы капиталообразования
Стоимость оборудования.
Рассчитывается исходя из количества единицы суммы оборудования в парке (см. подраздел 2.2.) и цены за единицу оборудования.
Так как у нас новая фирма, поэтому цена на новое оборудование на момент расчета была взята из прайс-листов бюллетеней цен. Так как цены содержат НДС, надо их очистить, разделив на 1,2 (при ставке НДС-20%).
Таблица 10. Расчет стоимости приобретенного оборудования
Оборудование, модель | Количество единиц | Цена без НДС, (усл. ед). | Коэффициент износа |
А) Технологическое оборудование: | Новое | ||
1. Компьютеры | 8 | 335 | |
2. Принтеры | 3 | 70 | |
3. Телефоны | 5 | ||
4. Программное обеспечение | 10 | 150 | |
Б) Прочее оборудование | Новое | ||
1. офисное оборудование | 100 | 100 | |
В) Затраты на транспортировку и наладку (10–15% от стоимости всего оборудования) | 65,5 | ||
Итого стоимость оборудования 6950 руб. |
Рассчитаем сумму капиталообразующих инвестиций.
Таблица 11. Расчет суммы капиталообразующих инвестиций
Затраты | Примечания |
Сумма (в руб.) |
1. Здания и сооружения | нет | 0 |
2. Оборудование |
-компьютеры – принтеры – программное обеспечение – офисное оборудование |
335 70 150 100 |
3. Нематериальные активы | товарный знак и другие | 6485 |
Итого основных средств (фондов) | 7140 | |
4. НДС при обретении новых активов (20%) | 20% от стоимости нового оборудования и нематериальных активов | 2252,5 |
5. Оборотный капитал (оборотные средства) | Например – Аренда основных средств | 3 000 |
6. Некапитализируемые затраты | При необходимости | 3 000 |
Всего |
26527 |
2.2.2 Расчет суммы материальных затрат
Операционные затраты – это расходы связанные с операционной деятельностью фирмы. Практически все операционные затраты включают в себя себестоимость продукции в нашем случае услуг. Сумму операционных затрат рассчитывают на готовый выпуск услуг, когда проект выйдет на объем производственной мощности.
Затраты на основные материалы
Рассчитывают умножая норму расхода материала по каждой марке на цену этого материала. В итоге затраты на основные материалы у нас составили. При параметрах:
Цена товара (услуги) за 1 человеко-день –500 рубли
Норма расхода материала –8 человеко-день
Получим Затраты на основные материалы составят 4000 рубли
Затраты на покупные коплектующие изделия
Рассчитаем затраты на покупные изделия нескольких видов.
Таблица 12. Расчет затрат на покупные комплектующие изделия на изделия
Покупного комплектующее изделие | Количество на одно изделие | Цена за 1 шт. | Затраты в рубли |
Компьютер | 8 | 335 | 2680 |
Принтеры | 3 | 70 | 210 |
Итого | 2 890 |
Затраты на технологические цели (на энергию).
Составят примерно 1000 рублей в месяц.
2.2.3 Расчет суммы заработной платы персонала
В разделе 2.3. была определена численность персонала основных и вспомогательных рабочих, а в п. 3.1. численность управленческого и обслуживающего персонала на фирме «Нова Тур».
Теперь рассчитаем заработную плату персонала, чтобы сделать такой расчет необходимо распределить персонал по квалификационным и персональным категориям, от которых зависит размер оплаты одного работника, а также установить соотношение в оплате труда работников разных категорий, задать минимальный или средний уровень оплаты труда одного работника, соответствующего реальным условиям на данный момент времени, когда разрабатывается бизнес план.
Рассчитаем фонд заработной платы пероснала фирмы «Нова Тур» и занесем данные в таблицу.
Таблица 13. Расчет фонда заработной платы
Категория и группы работников | Количество работников | Квалификационный разряд | Ксоз | Месячный заработок одного работника в рубли | Месячный фонд заработной платы |
ОСНОВНЫЕ РАБОЧИЕ | |||||
Рабочие высокой квалификации | 3 | 5 | 3,2 | 250 | 750 |
ИТОГО МЕСЯЧНЫЙ ФОНД ЗАРПЛАТЫ | 4 000 | ||||
РУКОВОДИТЕЛИ | |||||
Директор | 1 | 8 | 6,0 | 350 | 350 |
ИТОГО МЕСЯЧНЫЙ ФОНД ЗАРПЛАТЫ | 350 | ||||
МЕСЯЧНЫЙ ФОНД ЗАРПЛАТЫ | 1900 | ||||
ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ | 70 |
Расчет фонда заработный платы был рассчитан на 1 месяц, так как фирма «Нова Тур» только начала работать.
2.2.4 Расчет суммы косвенных расходов
Косвенные расходы относятся к постоянным (условно-постоянным) расходам. Их сложно разнести по отдельным услугам, поэтому их рассчитывают в общей сумме за отдельный период, в нашем случае за 1 месяц.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы рассчитываются совместно.
Сумму косвенных расходов сопоставляют с годовым фондом заработной платы (в нашем случае за 1 месяц) основных рабочих и вычисляют процент косвенных расходов, который необходим в дальнейшем для составления калькуляции себестоимости.
Рассмотрим таблицу сметы косвенных расходов за 1 месяц.
Таблица 14. Смета косвенных расходов за 1 месяц
Статья расходов | Порядок расчета |
Сумма, (в руб.) |
1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | ||
1.1. Амортизация оборудования | Стоимость оборудование см. итог таблицы №8 *10–12% норма амортизации | 695 |
1.2. Подключение к сетям | 200 (сумма была известна) | 200 |
1.3. Прочие расходы | 8–10% от суммы затрат по п.п. 1.1. – 1.2. | 89,5 |
ИТОГО РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБОРУДОВАНИЯ | 984,5 | |
2. ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ | ||
2.1. Содержание аппарата управления | Фонд зарплаты за месяц руководителей, специалистов, обслуживающего персонала – включая отчисления на социальные нужды | 7727,5 |
2.2. Аренда помещения под офис |
Площадь арендуемых помещений умножается на арендную плату за 1 кв. м. в месяц. Начисляется если офис здание арендуется. |
600 |
2.3. Электроэнергия на освещение помещения | 350кВт/ч на 1 кв. м. площади офиса и затем умножают на тариф 1 кВт-ч. | 200 |
2.4. Прочие затраты | 10% от суммы расходов по ст. 2.1. – 2.3. | 10 415,5 |
ИТОГО ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ |
12 122,5 | |
ВСЕГО КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ | 18 942,5 | |
МЕСЯЧНЫЙ ФОНД ЗАРПЛАТЫ ОСНОВНЫХ РАБОЧИХ | 5 500 | |
ПРОЦЕНТ КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗАРПЛАТЕ ОСНОВНЫХ РАБОЧИХ | 1344,25 | |
КОСВЕННЫЕ РАСХОДЫ (БЕЗ АМОРТИЗАЦИИ) | 18 247,5 |
2.2.5 Расчет себестоимости продукции и обоснование цены
Полную себестоимость единицы услуги получают составлением постатейной калькуляции. Полученная в результате калькулирования себестоимость одной услуги используется далее для расчета и обоснования цены, а также для анализа безубыточности проекта. Калькуляцию себестоимости единицы продукции (услуги) составляют по форме.
Таблица 15. Калькуляция себестоимости услуги
Статья калькулирования | Сумма, в рублях | Порядок расчета |
1. Основные материалы | 4 000 | См. подпункт 4.2. |
2. Покупные комплектующие изделия | 8427,5 | См. подпункт 4.2. |
3. Энергия на технологические нужды | 200 | |
4. Заработная плата основных рабочих | 1900 | Фонд заработной платы нужно поделить на выпуск услуги |
5. Отчисления на социальные цели | 70 | Единый социальный налог –35,6% от зарплаты основных рабочих |
6. Итого переменные затраты | 20 355 | Сумма по строкам 1–5 |
На ед. услуги | 6820 | |
7. Косвенные расходы | 1344,25 | См. таблицу 14 п. 5 |
8. Коммерческие расходы | 1017,75 | Примерно 5% от суммы по строкам 1 – 5,6 |
Итого полная себестоимость |
22717 |
Сумма по строкам 1–5,7 и 8 |
Ранее был определен уровень цены исходя из рыночных цен на аналогичные услуги.
Определим показатель рентабельности продаж (долю прибыли в цене) по средней рыночной цене:
Где
Ц – цена услуги (без НДС);
Сп – полная себестоимость услуги.
Если КрЈ 10%. то изделие считается низкорентабельным.
Если Кр =10….20%, то изделие считается рентабельным.
При Крі 20% – изделие признается высокорентабельным.
По результатам оценки показателя рентабельности принимается окончательное решение о размере цены на услуги.
Рассчитаем рентабельность наших услуг: Кр = 22%.
Рентабельность данных видов услуг считается высокорентабельным.
Выбор окончательного значения цены необходимо сопроводить комментарием о том какой ценовой политике будет придерживаться наша фирма.
У нашего товара высокая цена и качество, поэтому наилучшей будет стратегия премиальных наценок, так как:
наблюдается достаточно высокий уровень текущего спроса со стороны многих покупателей;
выгодно производить даже небольшой объем услуг;
высокая цена поддерживает образ высокого качества товара.
Наша фирма планирует производить новую оригинальную услугу по предоставлению туристских услуг на рынке туристического бизнеса, поэтому цену (без НДС) устанавливают, задаваясь показателем рентабельности (около 15–20%), в нашем случае она 22%
Где
Кр.пл – плановый показатель рентабельности продаж.
Рассчитаем цену на наши услуги:
Ц= 4543 рублей.
3. Рекомендательная часть
Завершающей частью любого бизнес-плана является выявление и анализ рисков, которые могут возникнуть при реализации проекта. На основании которых проще дать рекомендации по проекту.
Риски можно подразделить на четыре основных вида: финансовые, коммерческие, производственные и специфические.
В ходе качественного анализа необходимо выявить и описать вероятные риски, свойственные разработанному проекту. Кроме того, необходимо установить, на каком непосредственно показателе скажется данный риск и в какой степени может ухудшиться данный показатель.
3.1 Анализ проекта качественный
Содержание бизнес-плана заключается в организации фирмы по оказанию туристских услуг на рынке туристического бизнеса. Срок жизни проекта равен 3-м годам.
Возможные источники возникновения рисков:
недостаточная информация о спросе на данный товар / услугу
недостаточный анализ рынка;
недооценка конкурентов;
падение спроса на данный товар / услугу.
Результаты качественного анализа рассматриваемого бизнес-план по оказанию туристических услуг фирмой «Нова Тур» приведены в таблице 16.
Таблица 16. Качественный анализ рисков бизнес-плана по оказанию туристских услуг фирмой «Нова Тур».
Характер риска | Причина | Последствия |
недостаточная информация о спросе на данную услугу | Недостаточная информированность о аналогичных услугах оказываемых конкурирующими фирмами |
Ухудшение качества оказываемых услуг, потеря клиентов |
недостаточный анализ рынка | Недостаточная информированность о ситуации на рынке туристических услуг |
Ухудшение качества оказываемых услуг, потеря клиентов |
недооценка конкурентов | Ошибки в анализе сегментирования рынка, плохая информированность о действиях конкурирующих фирм |
Потеря фирмой своей ниши на рынке. Потеря клиентов. |
падение спроса на данный товар / услугу |
Некачественный анализ конкурентов, рынка в общем объеме, недостаток информации о ситуации на рынке. |
Потеря клиентов. Падение объема производства. Снижение прибыли фирмы. Другое. |
В ходе реализации указанного проекта могут возникнуть ситуации, приходящие к изменениям в хозяйственно-финансовой деятельности компании.
Среди возможных рисков наиболее существенное влияние могут оказать:
непредвиденное резкое ужесточение системы налогообложения, которое повлечет сильное снижение чистой прибыли компании;
непредвиденное резкое снижение спроса, которое также повлечет снижение прибыли.
3.2 Анализ проекта количественный
Количественный анализ рисков проекта заключается в определении чувствительности (эластичности) показателя экономического эффекта проекта к факторам риска, которые были установлены ранее при качественном анализе рисков.
Количественный анализ рисков выполняют в такой последовательности:
1) оценивают вероятные изменения влияющих и зависимых показателей, характеризующих факторы риска в бизнес-плане;
2) рассчитывают значения экономического эффекта (интегрального или сравнительного – в зависимости от того, как это принято в проекте) при изменении каждого показателя риска в отдельности;
3) рассчитывают абсолютное и относительное изменение экономического эффекта;
4) рассчитывают коэффициент эластичности эффекта к каждому фактору и по величине этого коэффициента назначают ранги значимости рисков;
5) выявляют наиболее значимые риски и по ним прогнозируют пессимистический сценарий;
6) намечают меры нейтрализации рисков в случае пессимистического сценария.
Количественный анализ рисков проиллюстрируем на приведенном выше примере бизнес-плана по оказанию туристских услуг на примере фирмы «Нова Тур».
Таблица 17. Расчет показателей фактора риска в рублях.
Влияющий показатель | Изменение влияющего показателя | Зависимый показатель в бизнес-плане | Базисное значение | Относительное изменение, % | Новое значение | Примечание |
1. Ставка дисконта |
+5% |
Ставка дисконта |
18 | +27,7% | 23 | |
2. Цена на выпускаемые услуги |
-10% | Выручка от реализации | 40 000 | -10% | 36 000 | |
3. Тарифы на транспортные услуги |
+30% | Коммерческие | 1017,75 | +24% | 2279,76 | 80% коммерческих расходов увеличиваются на 30% |
4. Арендная плата помещения | +15% | Годовые арендные платежи | 7200 | +15% | 8280 | |
5. Цены на исходный материал | +10% |
Затраты на основные материалы |
4000 | +10% | 4400 | |
б. Средний заработок работника |
+20% |
Оплата труда работников |
1000 | +20% | 1200 | |
7. Косвенные расходы | +10% | Косвенные расходы | 1344,25 | +10% | 1478,65 |
3.3 Точка безубыточности проекта
Условия безубыточности проекта выявляют на основе маржинального подхода. Для этого все операционные затраты подразделяют на переменные и постоянные. Деление затрат на переменные и постоянные является довольно сложной задачей. В данной работе с некоторым приближением к переменным относят прямые производственные затраты, а все косвенные расходы – к постоянным затратам.
Точка безубыточности или критический объем продаж в натуральных единицах определяют по формуле:
, где
Sn – сумма постоянных затрат за год в нашем случае она равна 18 942,5 рублей
Ц – окончательно принятая цена одного изделия;
V – переменные затраты на одно изделие 20 355 рублей.
При критическом объеме выпуска прибыль равна нулю.
Определяем запас финансовой прочности при достижении производственной мощности:
, где
М – производственная мощность предприятия = 80 чел./дня.
Запас финансовой прочности показывает, насколько процентов может снизиться выручка (например, вследствие сокращении спроса) без серьезной угрозы для финансового положения предприятия. Если этот показатель меньше 20%, то производство данной продукции считается финансово рискованным.
Расчет точки безубыточности:
Общая сумма расходов: 18942,5.
Цена за 1 человеке – день: 500.
Минимальное количество человеко-дней: 38
В первый год реализации бизнес-плана туристической фирмы «Нова Тур» выпуск продукции ниже производственной мощности (на 20–40%). Поэтому нужно выяснить будет ли рентабельным производство услуг в первый год его освоения.
Рентабельность продаж в первый год реализации бизнес-плана:
, где
bi – выручка от реализации продукции в первый год, B1 = ЦQi;
Q1-объем выпуска (продаж) в первый год в натуральных единицах.
Запас финансовой прочности в первый год реализации бизнес-плана:
,
Рассчитаем данные показатели используя финансово-экономические параметры фирмы «Нова Тур» по оказанию туристических услуг:
Производственная мощность фирмы по оказанию услуг составляет 80 шт.;
Полная себестоимость 22717 рублей;
Цена за одну услугу 500 рублей;
Переменные затраты в составе себестоимости 6820 рублей;
Сумма годовых постоянных затрат 12122,5 рублей;
Критический объем выпуска продаж – Qкр= 40 000 рублей;
Запас финансовой прочности при достижении производственной мощности: Зфп= 40%.
Таким образом фирма обладает достаточным запасом финансовой прочности.
В первый год реализации бизнеса плана будет оказано 4 000 шт., то есть при производственной мощности 80%.
Рентабельность продаж в первый год реализации составит:
Кр= 22%
Запас финансовой прочности в первый год реализации бизнес плана фирмы составит:
Зф1= 40%
Таким образом, проект по созданию туристической фирмы по осуществлению туристических услуг обеспечивает высокие показатели рентабельности и финансовой прочности с первого года его осуществления.
Заключение
Данное исследование посвящено бизнес-плану создания туристической фирмы. Таким образом, цель достигнута, все исследовательские задачи решены, хотя проведенное исследование не затрагивает все аспекты заявленной проблемы.
Тем менее по результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
На современном этапе развития предпринимательской деятельности в России наиболее эффективным способом распределения ограниченных ресурсов и производимой продукции (услуг) является бизнес планирование. Так как бизнес-план является одновременно руководством к действию и исполнению его.
Основная идея данной работы является создание новой туристической фирмы. Фирма получила название «Нова Тур».
Основная цель фирмы – фирма «Нова Тур» предполагает заниматься организацией туризма в пределах Российской Федерации и за рубежом для граждан Российской Федерации и иностранных граждан, а также предполагает заниматься оказанием гостиничных услуг.
Равной целью фирмы является: обеспечение своих; клиентов качественными услугами, создание новых рабочих мест, проникновение на рынок и завоевание доли рынка в первый год работы компании не менее 5%, достижение среднегодовой суммы чистой прибыли не менее 2,3 млн. рублей в год.
Фирма собирается предложить своим клиентам разнообразные услуги в сфере туризма и отдыха.
Основными направлениями деятельности ООО «Нова Тур» являются: прием и обслуживание туристов; оказание услуг туризма, гостиничных, культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных, экскурсионных, транспортных, переводческих услуг;
Для повышения рентабельности предприятия и улучшения экономического состояния фирмы имеет смысл внести некоторые предложения по развитию деятельности фирмы «Нова Тур» на ближайшие годы, а именно:
– освоить рынок туристических услуг и выпустить свои услуги;
– создать свой отдел рекламы;
– начать применение новых технологий.
Фирмой «Нова Тур» был также разработан стратегический план деятельности на время жизни проекта (7 лет):
4 недели: разработка рекламы, начало создания базы данных, подключение к Интернет, начало работы по заказам клиентов.
8 недель: активизация рекламы в печатных изданиях, продолжение создания базы данных.
12 недель: работа по заказам клиентов, начало работы по созданию собственной панели (определение первоначального объема направлений).
24 недели: заказы, начало формирования панели.
1 год: расширение фирмы, привлечение 2–8 новых специалистов, начало исследования новых рынков, внедрение новых методов анализа эффективности деятельности.
3 года: охват туристического рынка, полностью сформирована собственная панель, начата работа над созданием собственного отдела статистических исследований, начинают поступать заказы и от крупных клиентов.
7 лет. основные клиенты – крупные фирмы, значительное расширение фирмы, прием на работу новых специалистов, возможно создание одного – двух филиалов.
Фирма «Нова Тур» рассчитывает на успех благодаря заключению контрактов с мелкими организациями.
Фирма достигнет уровня безубыточности в следующем периоде, когда будут заключены несколько крупных контрактов в сфере деловых поездок. Комбинация работы с приходящими клиентами по телефону способствовала появлению баланса, необходимого для рентабельности фирмы.
Проект также считается экономически эффективным, исходя из показателей:
Интегрального экономического эффекта за срок жизни проекта, который составил 30782 рублей,
Запаса финансовой прочности при достижении производственной мощности: Зфп= 40%;
Рентабельности продаж в первый год реализации составит: Кр= 22%
и многих других показателей.
Таким образом, проект по созданию туристической фирмы по осуществлению туристических услуг обеспечивает высокие показатели рентабельности и финансовой прочности с первого года его осуществления. И вне сомнения данный проект оправдает себя своей эффективностью.
Список использованных источников
Учебная литература:
Багиев Г.Л. «Маркетинг».-Москва:«Издательство «Экономика»», 1999
Бронникова Т.С., А.Г. Чернявский, Маркетинг. Методы распространения товаров,
Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы: теория и практика. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2006
Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник.2-ое издание., испр. И доп. М.: ИНФРА – М, 2006
Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г., Бизнес-план, С-Пб, 1999 г.
Гуляев В.Г., Организация туристической деятельности, М, 1997 г.
Концепция и инструментарий маркетинга в системе эффективного предпринимательства. Н.В. Афанасьева, Г.Л. Багиев, Г. Лейдиг
Маркетинг менеджмент. Десятое издание. Ф. Котлер, СПб.: Питер, 2007 г.
Маркетинг-статистика. Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова,
Основы маркетинга. Ф. Котлер, 2-е европ. изд., М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2006 г.
Основы маркетинга. Для студентов ВУЗов. В.П. Федько, Н.Г. Федько. О.А. Шапор, Ростов-на-Дону: Феникс, 20071. Квартальнов В.А.
Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М., Финансы и статистика, 1999
Интернет – ресурсы:
http://www.aup.ru/books/m49/11.htm
http://www.aup.ru/books/m21/2.htm
http://marketing.spb.ru/read/m9/11.htm
http://edu.nstu.ru/curses/economics/Charter14/Charter14.html
http://www.marketing.spb.ru/read/m18/index.htm