Оглавление
Введение 3
Глава I. Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие 4
Управление туризмом 4
Стратегия развития туризма в Беларуси 7
Глава II. Событийный туризм, его разновидности и воплощения 13
Глава III. Событийный туризм в действии 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Приложения 22-27
Введение
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики.
Развитие внешнего туризма в Республике в настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.
Некоторые исследователи считают, что ключом к раскрутке туристического рынка Республики Беларусь может стать именно событийный туризм. Событийный туризм - это очень серьезный бизнес. Его развитие должно способствовать решению вопроса формирования имиджа Республики, без которого, как вы понимаете, все разговоры о привлечении инвестиций в экономику останутся лишь разговорами. Ничего лучше, чем событийные мероприятия на имидж не работает.
Событийные мероприятия сами по себе - бизнес, и зарабатывать на нем можно и нужно.
Событийный туризм – это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.
В данной курсовой работе рассматривался как туризм Республики Беларусь в целом, так и его подвид – событийный туризм.
Кроме того, был описан ряд мер, необходимых для лучшего функционирования структуры управления туризмом и для дальнейшего развития событийного туризма в Республике.
Также приведены примеры мероприятий, не так давно проводимых в стране, и наиболее популярных программ новогодних и рождественских каникул.
Глава I.
Туризм в Республике Беларусь – его состояние и развитие
1.1. Управление туризмом
Реализацией широкой программы по развитию туризма в Беларуси занимаются соответствующие органы. В РБ сложилась и постоянно действует и совершенствуется своего рода система организационно-управленческих мероприятий по развитию туризма.
Главная роль принадлежит Министерству спорта и туризма, которое призвано создавать условия для вовлечения в активные занятия туризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированием массовой туристической деятельности в РБ, хозяйственное обеспечение этой работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы (разработки и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов, правила проведения туристических мероприятий).
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь – является центральным органом управления и подчиняется Кабинету Министров Республики Беларусь. На Министерство возлагается ответственность за проведение государственной политики в области физической культуры, спорт и туризма. В своей деятельности Министерство руководствуется законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими Министерствами и иными центральными органами управления, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями, местными исполнительными и распорядительными органами.
Основными задачами Министерства являются:
проведение единой государственной политики в области физической культуры, спорта и туризма;
разработка концепций социально-экономического развития физической культуры, спорта и туризма в республике и методов их реализации;
разработка и реализация научно обоснованной системы физического воспитания населения республики:
разработка, утверждение и реализация государственных программ по развитию физической культуры, спорта и туризма;
проведение государственной кадровой политики, направленной на укомплектование центрального аппарата Министерства, подведомственных ему организаций и учреждений высококвалифицированными специалистами, обеспечение их подбора и расстановки, формирование управленческого кадрового состава отрасли и его резерва, создание отраслевой системы непрерывного обучения кадров, организация подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием;
разработка совместно с заинтересованными организациями научно-исследовательской базы и совершенствование системы научно-методического обеспечения деятельности в области физической культуры спорта туризма;
регулирование деятельности подведомственных Министерству предприятий, учреждении и организаций путем заключения контрактов с их руководителями, утверждения положений (уставов) об этих предприятиях, учреждениях и организациях, выработки для них нормативов по административно-управленческому персоналу;
разработка экономических нормативов эффективности хозяйствования подведомственных Министерству предприятий, учреждений и организаций, осуществление контроля за их применением;
пропаганда и распространение знаний о физической культуре, спорте и туризме, об укреплении здоровья, организации активного отдыха;
обеспечение подготовки спортсменов и национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и участия их в Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других крупнейших международных соревнованиях;
организация и проведение республиканских и международных спортивных и туристских мероприятий на территории Республики Беларусь;
организация и проведение спортивных и туристских лотерей;
направление спортсменов и специалистов по физической культуре, спорту и туризму – граждан Республики Беларусь за границу на работу по контракту, на обучение, стажировку в спортивных и туристских организациях, учебных заведениях и научных учреждениях;
осуществление внешнеэкономической деятельности в области физической культуры, спорта и туризма, в том числе производства спортивных и туристских инвентаря и оборудования;
содействие республиканским ассоциациям, клубам, союзам и федерациям по видам спорта и туризму, иным общественным объединениям по физической культуре, спорту и туризму в их деятельности;
участие в формировании и реализации государственной политики по созданию материальной базы физической культуры, спорта и туризма, в производстве товаров физкультурно-оздоровительного, спортивного и туристского назначения в республике;
представление интересов Республики Беларусь в области физической культуры, спорта и туризма на международном уровне;
осуществление контроля за реализацией законодательств Республики Беларусь по физической культуре, спорту и туризму;
Министерству предоставлено право:
издавать в установленном порядке постановления, приказы и инструкции по вопросам, находящимся в компетенции Министерства, обязательные для исполнения другими министерствами и иными центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а также юридическими и физическими лицами;
вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории республики, противоречащих законодательству нормативных и иных актов других министерств и иных центральных органов управления по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
представлять республику в международных спортивных и туристских организациях, заключать в пределах своей компетенции с органами физической культуры, спорта и туризма других государств соответствующие соглашения;
осуществлять контроль за деятельностью подведомственных Министерству предприятий, учреждений и организаций, в том числе за использованием ими финансовых и материально-технических ресурсов;
проводить конференции, семинары и совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
образовывать в установленном порядке совместно с заинтересованными межведомственные комиссии, координационные и экспертные советы, а также временные творческие коллективы и рабочие группы по проблемам физической культуры, спорта, туризма;
в установленном порядке запрашивать у других министерств и иных центральных органов управления, предприятий, учреждений и организаций и получать от них информацию по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
осуществлять другие полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Руководящие органы (см. Приложение №1):
Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. В настоящее время им является Ворсин Е. М.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
Министр руководит деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на это Министерство задач и функций. Он распределяет обязанности между заместителями Министра, руководителями структурных подразделений Министерства; согласовывает кандидатуры на должности руководителей структурных подразделений по физической культуре, спорту и туризму облисполкомов и Минского горисполкома; утверждает структуру и штатное расписание работников центрального аппарата Министерства, структуру и численность подведомственных ему организаций и учреждений в пределах расходов на их содержание, а также положения об этих организациях и учреждениях; самостоятельно распоряжается имуществом и средствами Министерства в пределах, установленных законодательством и сметой; назначает на должности и освобождает от должностей работников центрального аппарата Министерства и руководителей подведомственных ему организаций и учреждений; создает в установленном порядке фонд на представительские цели.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, а также других работников Министерства и подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается Кабинетом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министра. В случае разногласий, возникших между председателем и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений, председатель проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Кабинет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии в свою очередь имеют право сообщить свое мнение в Кабинет Министров Республики Беларусь.
Финансирование:
Центральный аппарат Министерства содержится за счет средств республиканского бюджета. Фонд оплаты труда работников указанного аппарата утверждается Кабинетом Министров Республики Беларусь.
Областные советы по туризму отвечают за организацию туризма в рамках своих территорий в соответствии с директивой вышестоящих органов. Они обязаны утверждать туристические и экскурсионные маршруты, подготовить методические рекомендации, подготовка и переподготовка инструкторских кадров, контроль за исполнительной дисциплиной в подопечных органах.
В Республике Беларусь действует система туристских органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Она охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи – создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активное занятие туризмом.
Руководит всей работой Министерства связанной с туризмом Шульга Вячеслав Каземирович – заместитель министра по туризму.
В настоящее время ведется большая массовая работа среди школьников и студентов для вовлечения их в занятия туризмом. Министерство спорта и туризма заключила соглашение с Министерством образования о разработке специальных экскурсионных и познавательных маршрутов для учащихся, что бы они имели практическую сторону во время написания рефератов, курсовых и дипломных работ.
1.2. Стратегия развития туризма в Беларуси
Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 2026 от 29 декабря 2000 г., предусматривает определение оптимальных задач, обоснованный выбор приоритетов и достоверное исследование ресурсов развития белорусского туризма.
Важнейшей задачей развития туристско-рекреационной деятельности в Беларуси является сохранение ценных туристских и курортно-рекреационных ресурсов. Нерегулируемое туристско-рекреационное освоение природных территорий и территорий исторических мест и поселений, связанное со строительством зданий и сооружений для размещения и обслуживания туристов и отдыхающих, прокладкой туристских экскурсионных маршрутов, автодорог, инженерно-технических коммуникаций, приводит к значительным изменениям в природных экосистемах и трансформации природных ландшафтов. Превышение допустимых нагрузок вызывает ухудшение состояния или разрушение ценных природных комплексов, недвижимых объектов историко-культурного наследия, приводит к снижению аттрактивности и комфортности среды обитания и перегрузкам исторических мест и центров поселений. Все это мы уже, к сожалению, познали на собственном опыте.
Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. Современное состояние туризма в республике можно рассматривать как кризисное, характеризующееся резким падением объемов предоставления туристских услуг и ухудшением состояния материальной базы отрасли, сформированной еще в советский период.
Однако надо двигаться дальше, развиваться, конечно же, с учетом пройденного.
Предварительно потребовалось проделать многое. Так, оценен наш туристский потенциал по населенным пунктам, городам, регионам и республике в целом, разработана классификация существующих типов туристско-рекреационных образований республики и отдельных регионов по ряду признаков (значению и роли в общей системе туризма и отдыха, профилю, составу и особенностям использования ресурсов, тенденций развития и т.п.). Параллельно определены существующие типы центров туристско-рекреационных систем республики и отдельных регионов по комплексу признаков, установлены параметры и закономерности перспективного развития отдельных типов туристско-рекреационных образований и их состав. Наконец, выделены основные планировочные оси, формирующие каркас национальной и региональных систем туризма и отдыха. По принципиальным показателям ранжированы наши перспективные территориальные системы туризма и отдыха.
В процессе исследований собраны данные о наличии и состоянии туристско-рекреационных ресурсов.
Природные туристско-рекреационные ресурсы Беларуси достаточно разнообразны и представительны. К ним относятся лесные, лесоозерные и лесоречные природные комплексы, расположенные в экологически чистых районах, и климатические особенности данных районов. Оценка природных рекреационных ресурсов осуществлялась методом суммирования результатов факторных оценок по группам показателей, характеризующих «физиологическую», «технологическую» и «эмоционально-познавательную» пригодность каждого ресурса для организации различных видов туризма и отдыха. В целом республика располагает относительно благоприятными климатическими и ландшафтными условиями, значительными лесными, ландшафтными и водными ресурсами, позволяющими организовать разнообразные виды и формы туристско-рекреационной деятельности населения республики и ее посетителей.
Историко-культурные ресурсы. На территории Беларуси находятся города с древней историей, основанные в IХ–ХI веках, такие, как Полоцк, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск, Несвиж, Туров, Ружаны, Мстиславль и др. Во многих поселениях сохранились старинные храмы, дворцы и замки, усадебно-парковые комплексы. Несмотря на многочисленные войны и разрушения, от которых особенно пострадали характерные для Беларуси деревянные постройки, среди памятников истории и культуры сохранились и уникальные, не имеющие аналогов в других странах. Особую группу городов с ценным историко-культурным наследием образуют малые города, в которых историческая застройка – главная их особенность. Это Несвиж, Мир, Слоним, Мстиславль, Новогрудок и др. Для них развитие туризма – практически единственная возможность активизировать экономику, улучшить благосостояние местного населения.
Однако вся беда в том, что мы реализуем далеко не все наше туристское достояние. Сегодня для туристско-экскурсионного показа используется менее 10% историко-культурных памятников. Многие исторические объекты нуждаются в реставрации, благоустройстве прилегающих территорий. По экспертным оценкам, в познавательно-экскурсионных целях можно использовать около 2 тыс. объектов, в большинстве сохранившихся, но частично нуждающихся в реставрации фондов или благоустройстве прилегающих территорий.
Помимо этого есть и другие изъяны в нашей организации туристско-рекреационного дела. У нас еще мало рекреационных ландшафтов, в первую очередь парков в городах; оборудование и уровень благоустройства их не соответствуют современным требованиям; недостаточно разнообразны места отдыха в пригородных зонах. Загородные рекреационные ландшафты не имеют удобных транспортных связей с жилыми районами городов; отсутствие благоустройства в местах массового отдыха населения ведет к деградации ценных природных территорий.
При развитии рекреационной инфраструктуры недостаточно учитываются рекреационные потребности различных групп населения.
Практически не применялся метод комплексной застройки туристско-рекреационных зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных и пляжных территорий, созданием эффективной инженерной и социальной инфраструктуры.
Территории отдельных туристско-рекреационных образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную систему.
Отсутствует система контроля за состоянием природных территорий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на территории вокруг объектов экскурсионного показа – охранных зон памятников, границы для большинства которых не определены и по сей день.
Крайне не развита инфраструктура обслуживания туристов на значительных по протяженности транспортных туристских маршрутах.
Наконец, банальное загрязнение окружающей среды в крупных городах и на прилегающих к ним территориях.
И главное – отсутствует законодательная база, определяющая статус, условия развития и осуществления контроля за содержанием курортно-рекреационных зон и территорий.
Планомерно устраняя эти недостатки, развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться все-таки на тех его видах и формах, которые позволяют наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники архитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционные фестивали, народные праздники и обряды.
В этой связи завершенная Схема предлагает опорный каркас национальной туристско-рекреационной системы Беларуси, который образуют основные (главные) туристские трассы (маршруты) – трансъевропейские коридоры: № 2 Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва; № 9 Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–Витебск–Санкт-Петербург; № 9А Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные в систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси с соседними странами и внутри страны: Южные регионы России–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Брест–Варшава; Москва–Смоленск–Витебск–Полоцк–Рига; Вильнюс–Глубокое–Полоцк–Великие Луки–Санкт-Петербург; Варшава–Белосток–Гродно–Вильнюс–Санкт-Петербург; Минск–Орша–Мстиславль–Костюковичи; Москва–Рославль–Кричев–Рогачев–Бобруйск; Белосток–Волковыск–Барановичи.
В этом каркасе выделяются центры национальной туристско-рекреационной системы, которые развиваются как многофункциональные поселения. В них предусмотрено сосредоточение объектов обслуживания туристов – расселение, питание, медицинское и бытовое обслуживание, транспортные услуги, объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы. Здесь сосредоточивается преимущественное большинство туристских фирм и предприятий, торгующих туристским продуктом и осуществляющих экскурсионное обслуживание. Главные и второстепенные туристские трассы национального значения Беларуси образуют радиальные связи больших городов – туристских центров между собой и с основными туристскими регионами страны, и имеют выходы на международные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. В дополнение к ним предусмотрено формирование системы туристских трасс регионального значения, позволяющих создать кольцевые маршруты и включить в систему туризма Беларуси территории с ценным туристско-рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главных транспортных магистралей страны.
Приоритетными зонами развития туризма на национальном уровне являются Брестско-Каменецкая, Барановичско-Слонимская, Гродненская, Новогрудско-Несвижская, Минско-Молодечненская, Нарочанско-Поставская, Полоцко-Ушачско-Лепельская, Витебско-Оршанская, Бобруйско-Могилевская и Туровско-Мозырская туристско-рекреационные зоны. Благоприятными предпосылками их развития является то, что практически все они находятся в ареале влияния или на пересечении действующих и перспективных трансъевропейских коммуникационных коридоров и концентрируются вокруг основных центров туристской инфраструктуры.
Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию. Принципиальное звено этой стратегии – завершенная Схема комплексной территориальной организации туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагает следующие перманентные операции:
оценку существующего туристского рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз туристско-рекреационных потоков;
разработку предложений по организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа к ним;
определение источников инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих развитию туристской деятельности в регионе и республике.
Теперь назовем исходные проблемы, без разрешения которых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих базисных компонентов эффективной системы туризма, а именно:
индустрии туризма как самостоятельной отрасли народного хозяйства;
единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;
должного по международным стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо больших ценах за него;
государственных и частных инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности отечественных и зарубежных инвесторов;
единой системы научного и рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
И это все при росте конкуренции на туристских рынках сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.
Важнейшие направления мероприятий, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном уровне:
реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей–пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);
расширение (модернизация) сферы туристских услуг;
стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;
реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;
организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;
определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);
подготовка региональных кадров для туристской отрасли;
разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых.
Глава II.
Событийный туризм, его разновидности и воплощения
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики.
Развитие внешнего туризма в Республике в настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.
Мы говорим о въездном туризме Беларуси, подразумевая то, что нам есть что показать. А в это время горит замок в Несвиже, погибают руины кревского замка, гольшанской и Ружанской резиденций Сапегов, заколочены многие костёлы и церкви и т.д. Что показывать?
Замок Радзивиллов сожгли 24 декабря 2002 года. Несвижский замок уже год находился на реставрации, а потому в здании не было ценных экспонатов. Однако сам замок представляет собой значительную историческую ценность. Строительство Несвижского замка было начато еще в XVI веке по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони. Во многом благодаря замку Несвиж в свое время стал одним из центров европейской культуры. В библиотеке замка хранилась часть архивов Великого княжества Литовского. С приходом советской власти законные владельцы архитектурной жемчужины покинули территорию Беларуси, а замок на долгое время стал санаторием. И только в 2000 году было принято долгожданное решение о реставрации уникального памятника зодчества, а также подготовлено решение включить его в список памятников мировой культуры ЮНЕСКО.
Спортивный и событийный туризм – это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.
Событийный туризм – это выставки, ярмарки, фестивали, концерты, спортивные и культурные мероприятия.
Беларусь, обладая богатым природным и культурным потенциалом, по-прежнему занимает довольно скромное место на международном туристском рынке. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, обозначить проблемы и возможности полноценного развития туризма в обозримом будущем, проанализируем тенденции развития въездного и внутреннего туризма в нашей стране. Статистика гласит, что за последние 5 лет продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сократилась до 1–2 дней; уменьшилось количество комбинированных туров, таких, как Вильнюс–Минск, Смоленск–Витебск, Псков–Полоцк и т.д.; сократились до минимума туристско-экскурсионные поездки по республике среди взрослого населения. Отдых приобрел ярко выраженный сезонный характер. Остро ощущается дефицит мест для проведения комфортного и разнообразного 2–3-дневного отдыха. Посещение культурно-исторических достопримечательностей может длиться не более одного дня. Если они расположены не в областных центрах, продолжительность уменьшается до 3–4 часов максимум. Одна из причин тому – крайне низкие темпы развития инфраструктуры вокруг объектов туристского показа, что делает последние менее привлекательными и малоэффективными с экономической точки зрения. (Мировая практика свидетельствует, что осмотр объектов туристского показа занимает не более половины времени путешествия, а основной экономический эффект от организации отдыха достигается за счет оказания дополнительных туристских услуг.) Большинство возможных объектов туристского показа нуждаются в восстановлении, реконструкции, обустройстве подъездных путей, смотровых площадок и т.д. Проблема состоит не в том, что памятник истории плохо сохранился или полуразрушен (в Греции, например, именно это и интересно туристам), а в отсутствии «изюминки», которая может
привлечь туриста. Ведь его интересуют не только памятники истории и архитектуры, но и само место, где происходили события. И поэтому очень важно правильно ввести данный туристский объект в логические цепочки и на их основе разработать туристские маршруты, которые включали бы в себя все необходимое: от средства размещения до сувенирного киоска.
Территория Республики Беларусь разбита на шесть областей, каждая из которых делится на районы, города и иные территориально-административные единицы. Областными центрами в Республике Беларусь являются города: Минск, Гомель, Витебск, Могилев, Гродно, Брест.
Сегодня практически все регионы Беларуси с точки зрения развития туризма находятся в одинаково сложных условиях. Исправить положение в одночасье невозможно. Выход может быть один: акцентирование внимания на развитии в каждой области 2—3 наиболее привлекательных для туристов ключевых туристских территорий, подчеркивающих отличие региона от других мест. Например, в Минске такой территорией может быть Троицкое предместье, Верхний город; в Минской области – Несвиж и Мядельский район; в Витебской – Полоцк и Браславский район и т.д. Такой подход позволит объединить в единый комплекс туристские объекты, находящиеся в удобной транспортной доступности от мест проживания туристов, обеспечить рациональное использование туристских ресурсов и привлекательность территорий через комплексное управление и маркетинг, а также даст импульс к развитию исторически сложившихся этнотерриториальных регионов Беларуси и поможет преодолеть ряд негативных тенденций в белорусском туризме.
Рассмотрим реализацию данной модели на примере создания туристско-культурной территории на базе замковых комплексов «Мир» и «Несвиж».
В пределах часовой езды от Мира и Несвижа туристам можно предложить разнообразную экскурсионную программу, основанную на исторических фактах, связанных с жизнью выдающихся личностей (И. Дамейки, Я.Брыля, А. Мицкевича, Я. Чачота, Я. Коласа), познакомить с такими достопримечательностями, как Новогрудский замок (пример оборонительного зодчества XIII–XVI вв.), Борисоглебская церковь (1517 г.), костел францисканцев (XVIII в.), фарный костел (1712 г.) и др.), усадьба Хрептовичей в д. Щорсы, Свято-Петропавловская церковь и краеведческий музей в г.п. Кореличи. Туристам может быть также предложен отдых на озере Свитязь и многое другое.
Мировая практика показывает, что туристские территории такого уровня за рубежом развиваются по «клубному методу». Это означает, что турист может провести здесь минимум 2—3 дня, получив при этом все желаемые услуги (проживание, питание, обширную экскурсионную программу, комплекс развлечений).
Что необходимо сделать, чтобы создать на базе данных замковых комплексов конкурентоспособный туристический продукт, отвечающий мировым стандартам? Кроме конструктивного решения организационно-финансовых вопросов, на основе имеющегося туристского потенциала сформировать пакет туристско-экскурсионных маршрутов, отвечающих интересам различных категорий туристов (школьников, студентов, взрослых, пенсионеров, иностранных туристов и др.). Задача заключается в дифференцированном подходе к формированию туристского продукта. При этом следует учесть, что восприятие современного туриста больше ориентировано на активное участие, а не на пассивное созерцание. Поэтому в каждом предлагаемом турпродукте должен присутствовать этнический акцент, аутентичность, он должен отвечать высоким экологическим требованиям. К тому же следует иметь полную свободу выбора маршрута и возможность мобильного изменения программы.
Основной интерес для туристов из стран Западной Европы, США и Японии представляет нетронутая окружающая среда, природные богатства, древние ландшафты и многообразие флоры и фауны. Для этой категории туристов замковые комплексы «Мир» и «Несвиж» целесообразнее использовать как центры культурных традиций, а не как памятники истории и архитектуры. Внимание польских и литовских туристов, очевидно, больше привлечет общая история периода ВКЛ и Речи Посполитой. Мотивом к приезду жителей республики могут стать культурно-массовые мероприятия (фестивали, фэсты, спортивные события), отдых на природе с посещением туристских объектов.
Одной из побудительных причин кратковременных путешествий являются культурно-развлекательные мероприятия. По данным ВТО, развлечения как основной мотив путешествий превосходят по значимости туристско-экскурсионные программы. Эта тенденция отмечается во многих странах мира. Например, во Франции на первом месте по посещаемости стоит Диснейленд, и только затем Лувр. Поэтому очень важно сформировать календарь привлекательных для туристов мероприятий, проводимых в данном регионе, делая основной акцент на местных традициях.
Культурно-массовые мероприятия могут быть серьезным мотивом увеличения количества туристов. Некоторые мероприятия можно сделать традиционными (например, фестиваль старинной музыки, конкурсы народных умельцев: «Саламяныя дзiвосы», «Разьбы зачараванне», «Матчыны кросы», «Траецкi фэст», рыцарские турниры, ряд обрядовых праздников, литературные вечера, театральные встречи, выступления батлейки). Местом проведения зрелищных мероприятий (костюмированных представлений, концертов, мастер-классов, турниров и т.п.) может стать как помещение, так и площадка под открытым небом (Несвиж–парковая зона, пруды; Мир–территория у стен замка, рыночная площадь). Не должно остаться без внимания ни одно историческое событие, имевшее место в данной местности.
Организаторы подобных анимационных мероприятий должны придерживаться девиза: «Мы не претендуем на весь ваш отпуск, но на «week–end» будем рады видеть вас среди своих гостей».
Глава III. Событийный туризм в действии
Спортивный и событийный туризм – это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.
Событийный туризм – это выставки, ярмарки, фестивали, концерты, спортивные и культурные мероприятия.
Итак, что же происходило в нашей стране не так давно и что еще произойдет?
Первый gothic-industrial фестиваль в Белоруси - фестиваль "Dark Rave", (Минск, 21.06.2003).
Участие восьми отечественных групп, играющих в разных стилях тёмной сцены и самих в сэтах ди-джеев, классика и современность индустриальной и готической музыки. Тёмные вечеринки в Минске проходят все-таки регулярно, но мероприятий подобного рода не было давно.
Фестиваль средневековой традиции и культуры «Заславский Набат». (6-7.09.03, Заславль).
По мнению ученых, на белорусских землях рыцарство возникло даже раньше, чем в Западной Европе, только называлось иначе - воярство. В конце XX в. рыцари начали возвращаться - со своим стилем, укладом жизни, стремлением показать и рассказать об истории другим. Так появились рыцарские клубы, а позже - рыцарские турниры и фестивали. Рыцарское движение в Беларуси в последние годы активно развивается: за шесть лет существования этого движения количество военно-исторических клубов перевалило за 30. На городских улицах сегодня легко можно встретить юношей и девушек в средневековых костюмах, а ежегодные рыцарские турниры и фестивали становятся уже традиционными.
Недавно в Минске состоялся установочный сейм Международной средневековой лиги: рыцари из Беларуси, России, Латвии, Литвы, Эстонии и Украины решили действовать вместе, а это 23 рыцарских клуба. Традицией становится участие представителей рыцарских клубов Беларуси в воссоздании батальных сцен Ледового побоища в России, в летнем Балтийском средневековом фестивале в Латвии, в реконструкции знаменитой Грюнвальдской битвы в Польше, а также участие в становящихся все более популярными рыцарских турнирах и фестивалях в республике.
Планируемые мероприятия:
I. «Заславский набат» с участием нескольких десятков рыцарских клубов Беларуси и возможным участием клубов из России, Украины, стран Балтии, Польши, Германии и Чехии:
реконструкция осады замка и битвы 1433 г. между войсками князя Свидригайло и князьев Заславских;
рыцарские бугурты (показательные выступления);
рыцарский турнир в традициях XV в.;
конкурс на лучшие рыцарские доспехи;
концерт средневековой музыки с участием белорусских групп и гостей;
состязания лучников и др.
II. «Заславский Дудник» - 2-й музыкальный фестиваль дударской музыки с участием отечественных дударей и возможным участием гостей из Польши и Шотландии.
III. «Город Мастеров» - показ традиционных ремесел Беларуси и выставка-продажа гончарных, ткацких, резных и пр. изделий мастеров.
IV. Бизнес-семинар о перспективах развития туристской инфраструктуры города Заславля. Семинар проводится городской мерией и газетой «Туризм и отдых» для представителей турфирм и заинтересованных лиц.
Оргкомитет праздника:
Заславский горисполком
Конфедерация Рыцарских клубов Беларуси «Рыцары Вялiкага Княжства»
Газета «Туризм и отдых»
Заславский историко-культурный заповедник
Кафе «Грунвальд»
01.10.2003—30.11.2003. Международный фестиваль современной хореографии. Витебск.
2.15.11.2003—16.11.2003. Чемпионат Европы по гандболу (женщины). Минск.
19.11.2003—20.11.2003. Чемпионат Европы по гандболу (женщины). Минск.
10-ая международная специализированная выставка «Турбизнес-2003». Минск, ул. Купалы, 27, НВЦ «БелЭкспо» 26-29 ноября.
120 компаний из 18 государств мира будут присутствовать на этой выставке туристических услуг. Кто только ни приедет в Беларусь в эти дни, чтобы представить у нас свои интересы: Мальта, Австрия, Чехия, Словакия, Испания, Греция, Турция, Тунис. Само собой киты белорусского турбизнеса тоже представят свои предложения на всеобщий суд. Чем может быть для вас интересна эта выставка?
Во-первых, именно тут вы можете сами наблюдать, как формируется рынок туристических услуг. Во-вторых, здесь вы наверняка сможете получить четкое представление о туристических предложениях на ближайшее время и даже на весь предстоящий год. Согласитесь, владеть объективными данными из первых уст много стоит - ведь можно не только вовремя сориентироваться, какой именно отдых вам по вкусу и по карману, но и корректировать время года, в которое вы хотели бы поехать отдыхать. В-третьих, проанализировав все предложения по интересующей вас стране, вы можете выбрать самые выгодные цены и скидки на поездки. Одним словом, это тот случай, когда важно оказаться в нужное время в нужном месте. Кстати, «Турбизнес-2003» представил и самые интересные туры на Рождество и Новый год (см. Приложения 2-5).
Традиционно, выставка уделяет большое внимание въездному туризму. Уже второй год работает на выставке, созданное при Министерстве спорта и туризма в сентябре 2001 года, Национальное агентство по туризму Республики Беларусь. По словам его Генерального директора Шульги Ч.К., проблема Беларуси заключается не только в слабом сервисе и неразвитой инфраструктуре, но и в отсутствии информации о существующих туристических возможностях. Многие западные туристы жаждут отнюдь не благ цивилизации, а нетронутой природы, экологического отдыха, экзотики. Беларусь может все это предложить. Сегодня туристические экскурсионные объекты в Беларуси имеют очень слабую сервисную структуру. Поэтому агентство видит создание развитой системы проката вокруг зон отдыха, как одну из своих задач.
Проблемами въездного туризма заняты и Управление охраняемых природных территорий и природопользования Управления делами Президента Республики Беларусь и ТЭУП «Беларустурист». Они предлагают лечение в белорусских санаториях, отдых в Национальных парках и заповедниках Республики Беларусь, организацию охотничьих туров. Впервые принимает участие в выставке Общественное Объединение «Агро- и Экотуризм». Оно представляет возможности сельского и экологического туризма, которые относятся к приоритетным для нашей страны видам деятельности. Важность расширения и укрепления этих секторов въездного туризма отмечена в Национальной программе развития Республики Беларусь.
НВЦ «Белэкспо» рассчитывает, что представленная на выставке экспозиция расширит представления посетителей не только о знаменитых зарубежных курортах, но и красивейших уголках Беларуси, где также можно отдохнуть в любое время года.
Заключение
Исходя из того, что проводится целый комплекс престижных мероприятий как российского, так и международного уровня, представляется, что ключом к раскрутке туристического рынка Республики Беларусь может стать именно событийный туризм. Событийный туризм - это очень серьезный бизнес. Его развитие должно способствовать решению вопроса формирования имиджа Республики, без которого, как вы понимаете, все разговоры о привлечении инвестиций в экономику останутся лишь разговорами. Ничего лучше, чем событийные мероприятия на имидж не работает. Конечно, всегда есть соблазн направить имеющиеся средства на решение сиюминутных проблем, порой, действительно, острых и важных с социальной точки зрения. Однако, событийные мероприятия сами по себе - бизнес, и зарабатывать на нем можно и нужно. Да, справедливо: сейчас на них больше тратится, чем зарабатывается. Но весь мир, собственно, так и делает: сначала вкладывает, потом зарабатывает.
Для развития событийного туризма нужны объединяющие концепции, стержневые опорные точки событийного ряда. Отправной точкой должен стать Новый год и весь комплекс Рождественских мероприятий. Нет необходимости целиком переносить сюда опыт других регионов, не надо никого дублировать. Имеющиеся возможности вполне позволяют попробовать запустить проект уже в этом году, а в следующем году, тем более: очень ликвидный период продаж.
Список используемой литературы
В Гродненской области Беларуси восстанавливают древние замки//Российские туристские новости от 28 октября 2003
На этой неделе можно выбрать отдых на весь год//Комсомольская правда в Белоруссии от 25 ноября 2003
О призраках и призрачном замка Гольшанского//Архитектура и строительство №3(23) от 24 июля 2003
Стратегия устойчивого развития туризма в Белоруси//Архитектура и строительство №3(23) от 24 июля 2003
Туристско-культурные территории как инструмент устойчивого развития культурно-познавательного туризма//Архитектура и строительство №3(23) от 24 июля 2003
Тур по президентским местам//Комсомольская правда в Белоруссии от 26 ноября 2003
http://www.alextour.ru/sobitya.htm
http://www.belarus.ecotour.ru/r_pr4.html
http://belarus.ecotour.ru/r_regions.html
http://belvirtclub.narod.ru
http://clubhome.narod.ru/beltur.html
http://www.gothic.com.ua/ukrrus/events/dark_rave_fest_2003.html
http://www.holiday.by/info_articles.php
http://www.nikitatour.com/new_year.htm
http://www.touragency.by
Белорусские новости/туризм
Приложения
Приложение №2
Рождественские каникулы на озере Нарочь (турфирма ГУЛАВИА)
Рождественские каникулы на озере Нарочь
24.12 - 30.12.2003 (7 дней/ 6 ночей)
Тургостиница «Нарочь», в которой мы предлагаем Вам провести Рождественские каникулы, является частью климатологического курорта республиканского значения «Нарочь». Расположена в 170 км. от Минска на берегу одноименного озера в сосновом бору. Здесь соседствуют комфорт цивилизации и вековые леса. Гостиница принимает отдыхающих круглый год в 9-этажном корпусе. К услугам отдыхающих: уютные холлы с цветными телевизорами, ресторан, кафе-бар, библиотека, видео- и киноконцертный залы, крытый бассейн и сауны, теннисные корты, охраняемая автостоянка. На прокат можно взять туристический инвентарь, велосипеды, лодки, лыжи, теннисные ракетки.
ПРОГРАММА ТУРА
24.12.03
9.00
- отъезд из Минска
(станция среда
Дружная)
12.00 -
прибытие,
размещение
13.30
- обед
14.00 - экскурсия
«Сказки Нарочанского
края» или «Жемчужина
Беларуси»
16.00
- полдник
19.00-ужин
20.00
- кинофильм
25.12.03
9.00
- завтрак
10.00 -
мероприятие
13.30
- обед
14.30 - бассейн
16.00
- полдник
19.00
-ужин
20.30 - дискотека
26.12.03
9.00
- завтрак
10.00 - 16.00
- поход с шашлыком
и ухой
19.00 -ужин
19.45
- кинофильм
27.12.03
9.00
- завтрак
10.00 -
«Спортландия»
13.30
- обед
14.30 - бассейн
16.00
- полдник
19.00 -
ужин
20.00 - дискотеки
28.12.03
9.00
- завтрак
10.00 -
прогулка в
курортный
поселок Нарочь
13.30
- обед
14.00 - мероприятие
16.00
- полдник
19.00 -
ужин
20.00 - кинофильм
29.12.03
9.00
- завтрак
10.00 -
Рождественский
утренник со
сладким столом
13.30
- обед
14.30 - бассейн
16.00
- полдник
19.00-ужин
20.00
- дискотека
30.12.03
9.00
- завтрак
10.00 -
выселение из
номеров
11.00 -
экскурсия
«Каменные
свидетели
истории»
15.00 -
отъезд в Минск
18.00
- прибытие в
Минск на станцию
Дружная
В стоимость входит:
проживание в 2-х, 3-х местных номерах (удобства на блок);
4-х разовое питание в столовой;
проезд в обе стороны;
экскурсии по Нарочанскому краю;
дискотеки, бассейн, кинофильмы;
поход с шашлыком и ухой;
сладкий стол.
Стоимость на 1 человека: 24 000 рублей
Необходимые документы:
копия свидетельства о рождении (паспорта);
медицинская справка;
разрешение от одного из родителей (при группе 12 человек - 1 взрослый бесплатно).
Приложение №3
Веселое Рождество на озере Нарочь
Веселое Рождество на озере Нарочь
Тургостиница «Нарочь», в которой мы предлагаем Вам провести Новый год, является частью климатологического курорта республиканского значения «Нарочь». Расположена в 170 км. от Минска, на берегу одноименного озера, в сосновом бору. Здесь соседствуют комфорт цивилизации и вековые леса. Гостиница принимает отдыхающих круглый год в 9-этажном корпусе. К услугам отдыхающих уютные холлы с цветными телевизорами, ресторан, кафе-бар, библиотека, видео- и киноконцертный залы, крытый бассейн и сауны, теннисные корты, охраняемая автостоянка. На прокат можно взять туристический инвентарь, велосипеды, лодки, лыжи. теннисные ракетки.
ПРОГРАММА ТУРА
24 декабря среда
Заезд. Размещение. Ужин. Бассейн. Сауны. Бильярд. Бар. Танцевальная программа.
25 декабря четверг
Завтрак. Бассейн. Лыжи. Бильярд. Обед. Рождественские гуляния у лесного огня «Огонек-костерок». Шашлыки, блины, уха, сбитень (за дополнительную плату). «В ночь перед Рождеством...». Ужин банкет в ресторане.
26 декабря пятница
Завтрак. Бассейн - бодрячок «У Михася». Экскурсии. Отъезд.
Стоимость тура: по запросу
Приложение №4
Новый год на озере Нарочь
Новый год на озере Нарочь
ПРОГРАММА ТУРА
31 декабря среда
Заезд. Размещение «Заходите к нам на огонек».
Обед «Ешь сало, чтоб душа скакала».
Встреча Нового года в ресторане. Новогодний костюмированный бал-маскарад.
1 января четверг
Завтрак.
Развлекательная
программа «А
где взять такие
силы!...».
Обед «Хлеб-соль...».
Забавы в Новогоднем лесу (сани, лыжи, горки, снежки, чай, шашлыки, блины и т. д.).
Танцевальная программа «Танцуй пока молодой...».
2 января пятница
Завтрак «Рассол и квасок в ассортименте...».
Торжественный очень веселый отъезд «Прощай и ничего не обещай, и ничего не говори и ничего не обещай...».
Приложение №5
Новогоднее гуляние со славянским размахом
Новогоднее гуляние со славянским размахом
на базе отдыха «Вилия»
31.12.2003 - 02.01.2004
База отдыха «Вилия» находится в Молодечненском районе в 110 км от Минска в центре соснового бора на берегу реки Вилия.
1 день |
Отъезд из Минска в 17:30 от ул. М. Танка, 30. Прибытие, размещение. 22:30 начало праздничного Новогоднего огонька. Развлекательная программа: игры с призами, викторины, дискотека до утра, фейерверк. |
2 день |
11:00-16:00 обед на природе "праздничный опохмел": глинтвейн, шашлык, уха, блины, соления. Уличные гулянья, игры, забавы, катание с чудо-горы на буранах, катание на лошадях в упряжке. Сауна, спортивный зал, теннис. 19:00 праздничный ужин, конкурсы, танцевальная программа. |
3 день |
10:00 завтрак. Свободное время. 12:00 отъезд в Минск. |
Стоимость тура включает:
проезд автобусом
проживание в корпусе - 2-х, 3-х местные номера с удобствами (санузел, умывальник)
новогодний банкет
питание по программе
культурная программа (дискотека, фейерверк, конкурсы, викторины и многое другое)
Стоимость новогоднего тура:
135000 бел. руб. - взрослые
68000 бел. руб. - дети от 9 до 16 лет
бесплатно - дети до 9 лет