Рефетека.ру / Иностранный язык

Учебное пособие: Краткий грамматический справочник

1. Склонение имен существительных в единственном числе



І скл. м.р., ср.р.

ІІ скл. ж.р.

ІІІ скл. ж.р.

И

кто? что?

дом_, учитель, озеро, море

страна, земля

жизнь, ночь

Р

кого? чего?

дома, учителя, озера, моря

страны, земли

жизни, ночи

Д.

кому? чему?

дому, учителю, озеру, морю

стране, земле

жизни, ночи

В.

кого? что?

дом_, учителя, озеро, море

страну, землю

жизнь, ночь

Т.

кем? чем?

домом, учителем, озером, морем

страной, землей

жизнью, ночью

П

о ком? о чем?

о доме, об учителе, об озере, о море

о стране, о земле

о жизни, о ночи


2. Склонение имен существительных во множественном числе



І скл. м.р., ср.р.

ІІ скл. ж.р.

ІІІ скл. ж.р.

И

кто? что?

дома, учителя, озлра, моря

страны, земли

жизни, ночи

Р

кого? чего?

домов, учителей, озлр_, морей

стран_, земель_

жизней, ночей

Д.

кому? чему?

домам, учителям, озлрам, морям

странам, землям

жизням, ночам

В.

кого? что?

дома, учителей, озлра, моря

страны, земли

жизни, ночи

Т.

кем? чем?

домами, учителями, озлрами, морями

странами, землями

жизнями, ночами

П

о ком? о чем?

о домах, об учителях, об озлрах, о морях

о странах, о землях

о жизнях, о ночах


3. Склонение имен прилагательных



м.р., ср.р.

ж.р.

мн.ч

И

какой,-ое, -ая,-ие?

новый, последний, новое, последнее

новая, последняя

новые, последние

Р

какого, -ой, -их?

нового, последнего

новой, последней

новых, последних

Д.

какому, -ой, -им?

новому, последнему

новой, последней

новым, последним

В.

какой, (-ого), -ую, -ие,(-их)? как И.п или как Р.п.

новую, последнюю

как И.п или как Р.п.

Т.

каким, -ой, -ими?

новым, последним

новой, последней

новыми, последними

П

о каком, -ой, -их?

о новом, о последнем

о новой, о последней

о новых, о последних


4. Основные, самые употребительные значения падежей

И.

кто? что? подлежащее, именное сказуемое

брат, сестра; друзья, соседи (Брат читает. Иван и Саша – мои друзья.)

Р.

кого? чего? нет

брата, сестры, друзей, соседей, хлеба, письма, молока


какого, - ой, -их? / чей? чье? чья? чьи?

ответ брата, книга сестры, письма друзей


сколько?

два брата, три сестры, много друзей


у кого? у чего? (есть)

у брата..., у сестры..., у друзей...


из чего? = откуда?

от брата, из школы с работы

Д.

кому? чему? (подарить; нравится)

брату, сестре, друзьям


кому? чему? (холодно, интересно, скучно...)

брату, сестре, друзьям, мне, тебе, ему, нам, вам, им

В.

кого?, что? (знать, любить...)

брата, сестру, иностранный язык_, своих друзей


когда?

в два, в понедельник_, в среду


куда?

в школу, на работу, в университет_

Т.

с кем? с чем?

с братом, с сестрой, с друзьями, с сумкой


чем? (совершать действие)

резать, ножом, есть вилкой

П.

о ком? о члм? (говорить, сообщать)

о брате, о сестре, о друзьях, о проблемах


когда?

на этой неделе, в мае, в этом году


где?

в школе, на работе, в газетах, на мосту


5. Видовременные характеристики глагола


несовершенный вид – что делать?

совершенный вид – что сделать?

настоящее время

пишу, -ешь,...; люблю, -ишь,...; интересуюсь, -ешься,...;

-

прошедшее время

писал, -а, -о, -и; любил, -а, -о, -и; интересовался, -ась, -ось, -ись

написал, -а, -о,.-и; полюбил, -а, -о, -и; заинтересовался, -ась, -ось, -ись

будущее время

буду писать, будешь писать,...; буду любить,...; буду интересоваться,...

Напишу, напишешь,...; полюблю, полюбишь,...; заинтересуюсь, заинтересуешься,...


6. Основные структурные модели русского простого нераспространенного предложения

Простое предложение (Кто что делает/сделает?)

Мы изучаем русский язык.

Предложения с составным глагольным сказуемым

Я хочу рассказать вам о себе.

Предложения с составным именным сказуемым

Россия - огромная страна. Он будет (был) художником.

Неопределенно-личные предложения

В газетах пишут об Олимпиаде.

Обобщенно-личные предложения

Что посеешь, то и пожнешь. Век живи, век учись.

Безличные предложения

Ребятам очень весело. На улице потеплело. Легко дышится.

У кого (есть) что? кто? У кого нет кого? чего?

У Андрея большая семья. У меня нет брата.

Назывные предложения

Зима. Мороз.

Похожие работы:

  1. Общее языкознание - учебник
  2. • Конкуренция иллокутивных модальностей речевых актов как ...
  3. • Н. Ф. Кошанский: жизнь и творчество
  4. • Краткий справочник по физике.
  5. • Политология - Краткий тематический справочник
  6. • Архивная эвристика
  7. • Тесты как средство контроля развития грамматических ...
  8. • Выбор рационального варианта грузоперевозок
  9. • Краткий справочник по Таиланду
  10. • История, природные ресурсы и сфера туризма в ...
  11. • Шпаргалка по архивоведению
  12. • Территориальная организация населения Центрального ...
  13. • Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и ...
  14. • Использование просторечной лексики как стилистико ...
  15. • Тестирование как вид контроля грамматических навыков
  16. • Тяговый расчёт автомобиля
  17. • Краткий справочник инфекционных болезней
  18. • Происхождение письменности
  19. • Экономика автомобильного транспорта
Рефетека ру refoteka@gmail.com