Контрольная работа по дисциплине ""
Методические рекомендации.
Контрольная работа по дисциплине "Русский язык и культура речи" состоит из шести разделов, которые отражают языковые явления на уровне орфографии и пунктуации, акцентологии и орфоэпии, морфологии, лексики, фразеологии и синтаксиса. При выполнении заданий необходимо пользоваться словарной и справочной литературой:
К разделу 1. "Норы орфографические и пунктуационные"
1. Большой орфографический словарь русского языка. А-Я. /Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова. М.: ОНИКС, "Альянс-В", 1999.
2. Орфографический словарь русского языка: Около 100000 слов /РАН. Институт русского языка. Отв. ред.В. В. Лопатин.32-е изд. М.: Русский язык, 1996.
3. Орфографический словарь русского языка. /Под ред. С.Г. Бархударова. М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2003.
4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Книга, 1978 и др.
к разделу 2. "Нормы акцентологические и орфоэпические"
1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. /Под ред.Д.Э. Розенталя.5-е изд. М.: Русский язык, 1984.
2. Орфоэпический словарь русского языка. /Под ред.Р.И. Аванесова.4-е изд. М.: Русский язык, 1988 и др.
К разделу 3. "Нормы морфологические"
1. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударения: Около 12000 слов. М.: Русский язык, 1994.
2. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М.: Русский язык, 1986.
3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Книга, 1978 и др.
К разделу 4. "Нормы лексические"
1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М.: Русский язык, 1994.
2. Булыко А.Н. Большой словарь иноязычных слов. - М.: Мартин, 2004.
3. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов с грамматическими формами, синонимами, примерами употребления. М.: Астра-Пресс, 1999.
4. Красных В.И. Толковый словарь паронимов русского языка: 1100 паронимических рядов. М.: Астрель АСТ, 2003.
5. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2001.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999.
7. Словарь иностранных слов. /Гл. ред.Ф.Н. Петрова. Изд.6-е, перераб. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1964.
8. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М.: Астрель АСТ, 2001 и др.
К разделу 5. "Нормы фразеологические"
1. Бирих А.К. и др. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. - СПб.: Гос. ун-т; СПб.: Фолио-Пресс, 1999.
2. Фразеологический словарь русского языка. /Под ред А.И. Молоткова. М.: Советская энциклопедия, 1967 и др.
К разделу 6. "Нормы синтаксические"
1. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М.: Русский язык, 1986.
2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.
3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Книга, 1978 и др.
Требования к оформлению самостоятельной работы.
Работа выполняется на листах формата А4 в печатном или рукописном виде.
Поля: верхнее, нижнее, правое - 1 см, левое - 2,5 см.
Размер шрифта - 14 пт. Межстрочный интервал - полуторный.
Оформление титульного листа.
Образовательная автономная некоммерческая организация
Волжский университет им. В.Н. Татищева
Факультет – информатики и телекоммуникаций
Специальность –
Кафедра
Контрольная работа по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
Вариант 1.
Студент 1 курса
заочной формы обучения
группы ___________
Фамилия, имя, отчество
Преподаватель:
Паршина О.Д.
Дата сдачи:______________
Оценка:_________________
Тольятти 2007 г.
1. Нормы орфографические и пунктуационные
Упражнение. В тексте вставьте пропущенные буквы (там, где это нужно), раскройте скобки, расставьте знаки препинания. В случае затруднения справьтесь в орфографическом словаре или в пособиях по орфографии и пунктуации.
Образец: Беда только в том, что люди не способны без помощи слов обмениваться мыслями, делиться ими друг с другом.
Язык…знание изуча…т все виды все изм…нения языка. Его инт…р…сует всё что связа (нн, н) о с уд…вит…льной сп…собност…ю г…ворить при пом…щи звуков передавать другому свои мысли. Эта сп…собность во всем мире свойстве (н, нн) а только ч…л…веку.
Язык…веды хотят д…знат…ся как люди овл…ели такой сп…собност…ю как создали они свои языки как эти языки живут изм…няются ум…рают.
(На) ряду с "живыми" языками их зан…мают и языки "мертвые" на которых се…одня уже (не, ни) г…ворит (не, ни) кто. Мы знаем (не, ни) мало таких. Одни и…чезли на памяти людей но о них с…хранилась б…гатая л…тература до нас д…шли их гра (м, мм) атики и словари. Нет только (не, ни) кого кто (бы) считал се…час их св…ими р…дными языками. Такова латынь язык древнего (Р, р) има таков (древн…) греческий язык и (древн…) индийский санскрит. Таков среди более близких к нам языков (церковн…) сл…вянский или (древн…) б…лгарский. Изучение их (не, ни) так (уж) сложно.
Но ведь есть и другие скажем египетский вавилонский или хеттский. Еще два века назад (не, ни) кто (не, ни) знал (не, ни) единого слова на этих языках. Люди с (не) доумением вз…рали на таинстве (н, нн) ые (не, ни) кому (не, ни) понятные на…писи на скалах на стенах древних р…звалин на глиня (н, нн) ых плитках и (полу) и…тлевших папирусах сдела (н, нн) ые тыс…чи лет назад (не, ни) ведомо кем и (не, ни) и…вестно по каким пр…чинам. Но терпение и остр…умие человека (не, ни) имеет границ. Ученые язык…веды ра…гадали тайны многих пис…мен.
Благ…даря этому мат…матики п…знакомились с мл…денчеством ар…фметики и г…ометрии медики узнали как л…чили б…лезни во времена царя Хаммурапи астр…номы смогли заглянуть в обс…рватории (В, в) авилона. Но больше всех к…нечно т…ржествовали историки перед ними открылся целый (до) селе (не) ведомый мир с именами ж…стоких владык и подвигами (вольно) любивых народных вождей с датами грозных битв и (крово) пролитных во…станий с л…гендами и пес…нями со всеми его давно забытыми обыч…ями законами вер…ваниями бытом.
(Л.В. Успенский "Слово о словах")
2. Нормы акцентологические и орфоэпические
Упражнение 1. Расставьте ударения в словах.
Образец: избалованный, бунгало (допуст. бунгало).
Квашение, пригубить, кладовая, костюмированный, ломота, позвонит, исчерпать, щавель, пиала, плато, обеспечение, подбодрить, премировать, послушник, сгрудиться, осужденный, дрофа, феномен, христианин, начался.
Упражнений 2. Установите особенности произношения выделенных частей данных слов, обращаясь к словарям. Запишите их частичную транскрипцию.
Образец: Булочная - [чн, шн], боа - [о], партер - [тэ].
Вето, барокко, какао, сливочный, лавочник, конечно, тендер, реликвия, регби, реквием, одессит, орхидея, сумасшедший, гренадер, желчь, острие, недоуменный, опека, сессия, брызжет.
3. Нормы морфологические
Упражнение 1. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания.
Образец: Кольраби (ж. р) - свежая кольраби, МГУ (м. р) - известный МГУ, Сан-Франциско (м. р) - шумный Сан-Франциско.
Арго, антраша, банджо, виски, рантье, салями, бра, мокко, Килиманджаро, Миссисипи, АТС, ВГИК, ВТО, вуаль, забияка.
Упражнение 2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа данных имен существительных. Расставьте ударения.
Образец: отпуск - отпуска, конструктор - конструкторы.
Бант, торт, кран, аэропорт, уголь, гребень, сирота, средство, клешня, герб, тормоз, корпус, шофер, инспектор, пропуск.
Упражнение 3. Образуйте форму повелительного наклонения 1 лица ед. ч. глагола.
Образец: написать - напиши. Отдельно выпишите глаголы, от которых не образуется такая форма, объясните почему.
Отъехать, течь, ездить, засахариться, знобить, сесть, съесть, порадоваться, толпиться, лазить.
Упражнение 4. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант личного местоимения. Укажите возможность использования обоих вариантов.
Образец: вопреки ему - после наречного предлога, управляющего дательным падежом, согласный н не добавляется.
Внутри (их - них), сзади (их - них), между нами и (ими - ними), при помощи (ее - нее), около (их - них), наперекор (ему - нему), за всеми (ими - ними), без (его - него), по поводу (ее - нее), а исключением (их - них), соответственно (им - ним), лучше (их - них).
Упражнение 5. Образуйте простую форму сравнительной степени от следующих имен прилагательных. Отдельно выпишите имена прилагательные, не образующие такой формы.
Образец: Сладкий - слаще, умный - умнее.
Терпкий, тряский, кофейный, тугой, боевой, тяжкий, хваткий, хлесткий, хрусткий, цепкий, шаткий, юркий, гадкий, гладкий, отсталый, жидкий.
4. Нормы лексические
Упражнение 1. Объясните значение иноязычных слов. Составьте с каждым из них предложения.
Образец: ортодоксальный - неуклонно следующий какому-либо учению (Свободный человек должен отказаться от своих ортодоксальных убеждений).
Рафинированный, трансформация, хиппи, эмбарго, чартер, реквизиты, слоган, тендер, мануальный, дотация.
Упражнение 2. Объясните значение паронимов, укажите чем отличаются эти значения. Составьте с каждым из них словосочетания.
Образец: главный - заглавный: главный - основной, ведущий (главный конструктор); заглавный - начальный в какой-либо части (заглавная буква).
Явный - явственный, будний - будничный, поддержание - поддержка, экономный -экономичный, признание - признательность.
Упражнение 3. Найдите и устраните речевую избыточность. Укажите тип ошибки (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология).
Образец: Спортсмены вуза не могут похвастаться спортивными достижениями - Спортсмены вуза не могут похвастаться достижениями (повтор однокоренных слов: спортсмены, спортивные - тавтология).
1. Квартал будет застроен так, чтобы можно было сохранить существующий парк. 2. В регионах начала развиваться промышленная индустрия. 3. В конечном итоге все согласились с докладчиком. 4. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно. 5. В нашем ресторане посетители могут попробовать вкусные деликатесы. 6. Строителям приходится работать в ледяную стужу. 7. Команда противников перешла в ответную контратаку. 8. Наша наука всегда была передовым авангардом научно-технической революции.
Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые ошибки. Укажите тип ошибки (употребление слова без учета его лексического значения, алогизм, анахронизм, нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов).
Образец: На сцене стоял актер в золочёном амплуа. - На сцене стоял актер в золочёном костюме. (Слово "амплуа" употреблено без учета его лексического значения ‘совокупность ролей, исполняемых актером’).
1. В работе коллектива больницы обнаружились серьезные пороки. 2. Когда наступила зима, его демобилизовали на фронт. 3. Писатель высмеивает людей с маленьким умом. 4. Главное для писателя - душевный мир человека. 5. Он посмотрел на её задумчивыми глазами. 6. Еще живы предки А.С. Пушкина. 7. Эти функции поручаются отделам рекламы. 8. Он был владыкой большого имения. 9. На всех придворных Плюшкина были всего одни сапоги. 10. Девочка от волнения закраснелась.
5. Нормы фразеологические
Упражнение 1. Объясните значение и происхождение фразеологизмов. Составьте с ними предложения. Ответ оформите в виде таблицы.
Образец:
Фразеологизм | Происхождение | Значение | Употребление |
Ахиллесова пята. | Мать героя-полубога Ахиллеса, желая сделать сына бессмертным, окунула младенца в воды реки Стикс, держа его за пятку. При осаде Трои именно эту пятку поразил стрелой Парис. | Уязвимое место. | Любопытство - это моя ахиллесова пята. |
Козел отпущения, кондрашка хватил, король-то голый, крокодиловы слезы, яблоко раздора, лошадиная фамилия, запретный плод, дамоклов меч.
Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, изменение его состава, изменение грамматической формы слов в составе фразеологизма, контаминация).
Образец: Не мудрствуя долго, приведу цитаты из отчета - Не мудрствуя лукаво, приведу цитаты из отчета (неоправданная замена компонентов фразеологизма).
1. В его выступлении не было ни грамма правды. 2. Каждый из этих авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства. 3. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам. 4. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом. 5. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. 6. Здесь есть к чему приложить свои способности. 7. "Не красна хата углами, а красна пирогами", - сказал мне мой товарищ.
6. Нормы синтаксические
Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки в согласовании главных и второстепенных членов предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.
Образец: Ведет прием внимательная врач Петрова. - Ведет прием внимательный врач Петрова (При сочетании нарицательного имени и собственного имени определение согласуется с ближайшим из существительных).
1. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 2. Традиционный вечер-встреча выпускников проводится в первую субботу февраля. 3. Два высокие дома построили недавно. 4. В нашей стране черная и цветная металлургии активно развиваются. 5. Создание новых оперы, балета, музыкальной комедии требует недюжинных творческих сил. 6. Педагогу особенно интересно работать со своим способным учеником и ученицей. 7. Он командирован в город Москва.
Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в построении параллельных синтаксических конструкций (причастных и деепричастных оборотов). Объясните, в чем заключаются ошибки.
Образец: Переходя дорогу, у меня слетела шляпа. - Когда я переходил дорогу, у меня слетела шляпа. (Деепричастный оборот должен быть соотнесен с глаголом-сказуемым).
1. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.2. Лицам, приобревшим путевки и не выехавшим в срок, путевки продлятся не будут.3. Заявление, сделанное председателем комитета, занимающимся этими вопросами.4. Поступившие рукописи в редакцию не возвращаются.5. Я стоял на большом мосту, тянущемся через реку.6. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и верно.
Перечень вопросов к зачету по курсу "Русский язык и культура речи"
Понятие "язык". Функции языка. Теории происхождения языка.
Система индоевропейских языков. Славянская языковая семья.
Языки естественные / искусственные. Причины создания искусственных языков.
Языки живые / мертвые. Сфера употребления некоторых мертвых языков.
История развития русского литературного языка. Роль старославянского языка в становлении русского литературного языка.
Понятие "культура речи". Основные аспекты дисциплины "Русский язык и культура речи". Понятие "норма". Типы норм.
Классификация русской лексики с точки зрения сферы ее употребления. Лексика общеупотребительная, специальная, диалектная, жаргонная. Принципиальные отличия терминов от профессионализмов, жаргонизмов от арготизмов.
Классификация русской лексики с точки зрения стилистической закрепленности. Слова нейтральные, книжные, разговорные.
Классификация русской лексики с точки зрения активности / пассивности ее употребления. Архаизмы и историзмы. Использование их в речи. Неологизмы и окказионализмы.
Классификация русской лексики с точки зрения ее происхождения. Пласты исконно русской лексики. Пути заимствований. Языки-источники заимствований для русской лексики.
Русская фразеология. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Источники русской фразеологии.
Лексические нормы современного русского языка. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность и избыточность.
Акцентологические нормы русского языка. Особенности русского ударения.
Орфоэпические нормы русского языка. Основные законы произношения гласных и согласных. Произношение заимствованных слов.
Морфологические нормы имен существительных: трудности в определении категории рода, выборе падежного окончания, склонении имен собственных.
Морфологические нормы имен прилагательных: трудности в образовании кратких форм и степеней сравнения.
Морфологические нормы имен числительных: трудности в употреблении собирательных числительных. Особенности сочетаемости числительных с Понятие "синонимии". Типы синонимов. Использование синонимов в речи.
Морфологические нормы местоимений: особенности склонения и употребления в речи.
Морфологические нормы глаголов: недостаточные глаголы, причастия и деепричастия.
Синтаксические нормы. Особенности управления: выбор предлога и падежной формы.
Публицистический стиль речи (жанры, внутристилевые черты, лексический, фразеологический, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни).
Научный стиль речи (жанры, внутристилевые черты, лексика, терминология, научная фразеология, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни).
Официально-деловой стиль (жанры, внутристилевые черты, лексический, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни).
Разговорная речь (внутристилевые черты, лексический, фразеологический, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни).