Выполнил: Колганова Елена
Научный руководитель: Мещерякова Н.В.
Высказывание Л.Н. Толстого “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему” – это прямой призыв к адресной социальной помощи, к индивидуальному подходу при работе с малоимущими семьями, семьями группы риска и другими семьями, которыми по долгу службы занимается система социальной защиты населения.
В нашей области провели межведомственную научно-практическую конференцию “Семейная политика в Пензенской области: опыт и проблемы”, задачей которой было формирование идей и предложений для последующего построения концепции семейной политики в Пензенской области. С 1994 года в нашей области стала создаваться принципиально новая, ориентированная на адресный подход, разветвленная система учреждений обслуживания семьи и детей. Ее основной задачей является профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная помощь семье, женщинам и детям в кризисных жизненных ситуациях. В настоящее время практически во всех районах области действуют различные службы и подразделения, обеспечивающие решение проблем социальной защиты, помощи и поддержки семей с детьми. Создано 11 самостоятельных учреждений социального обслуживания семьи и детей. Большинство из них стали уже достаточно мощными и по направлениям деятельности, и по кадровому обеспечению, и по количеству обслуживаемого населения.
На развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей в рамках областных межведомственных программ за 1998 – 2001 годы направленно около 30 млн. руб. Ощутимая помощь в развитии детских социальных учреждений оказывается в рамках федеральных целевых программ. Минтруд России оперативно и квалифицированно обеспечивает финансирование, закупку и поставку социальным учреждениям новейшего и эффективного оборудования и техники.
Одним из основных направлений деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей является работа по оказанию экономической помощи социально незащищенным семьям. В течение года социальные учреждения оказывают помощь почти 30 тысячам семей на сумму более 5 млн. руб. Это и денежная, и вещевая, и продуктовая помощь нуждающимся. Всего по области в течение года в учреждениях социальной защиты обслуживаемым семьям с детьми предоставляется более 130 тысяч услуг.
Особую роль в развитии нашей системы сыграло принятие в 1999 году Федерального Закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Этот закон существенно изменил функции социальной защиты. Потребовалось развитие и создание новых специализированных учреждений для детей – приютов и социально-реабилитационных центров, учреждений, располагающих нормальными условиями для временного проживания, реабилитации и дальнейшего жизнеустройства безнадзорных и беспризорных детей. Только за два последние года открыто 6 новых специализированных учреждений, имеющих достаточно хорошую материальную базу. В структуре всех социальных учреждений стали создаваться отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Пример. В комплексном центре социальной помощи семье и детям Октябрьского района такое отделение имеет 12 сотрудников. Территория района поделена на микрорайоны, за каждым закреплен специалист по социальной работе. Он знает все социально неблагополучные семьи, проживающие на его территории. Знает проблемы этих семей, организует им помощь и поддержку, а если требуется, то и вмешательство силовых органов.
В случаях, если для ребенка, проживающего в семье, складывается ситуация, опасная для жизни и здоровья, его определяют в стационарное отделение центра. Параллельно продолжается работа с семьей. При необходимости, оказывается помощь в трудоустройстве родителей, в приведении в порядок жилья, разрешении семейных конфликтов. Центр находится в постоянном поиске эффективных мер воздействия на такие семьи. Одна из таких находок – помощь семье, оказавшейся в кризисной ситуации, посредством кодирования родителей-алкоголиков. Только за год совместной работы сотрудников учреждения и центра “ДАР”, размещенного на площадях центра, получен стойкий результат кодирования 52 многодетных матерей, проживающих на территории района. После кодирования семье не остается одна, она постоянно находится на социальном патронаже: ей помогают, ее поддерживают.
Особая проблема – беспризорные дети, то есть дети-бомжи. В Пензенской области создана система социальных учреждений, позволяющая поместить такого ребенка в тепле и уюте, оказать всестороннюю помощь. Ребенок, поступающий в приют, попадает в атмосферу покоя и умиротворения. Прекрасные условия, ощущение добра, заботы и участия делают свое дело. Ребенок оттаивает душой. Смена образа жизни ориентирует его на другие ценности. Здесь для них первые уроки семейного тепла. Если сердце ребенка оттаяло и готово к любви – необходимо сделать все, чтобы передать ребенка не в огромный, холодный детский дом, а в семью, которая ждет его, которой он нужен. В связи с этим стоит задача, чтобы для каждого ребенка, попавшего в приют, была найдена приемная семья.
Еще одна проблема заключается в том, что социальное неблагополучие для многих семей становится хроническим. Причин экономической несостоятельности семей много. А один из результатов – общий – тиражирование социального неблагополучия. Ребенок, выросший в такой семье, уходит в жизнь с соответствующим социальным опытом. Это острейшая проблема сегодняшнего времени. Уже сегодня можно столкнуться с тем, что в результате развития социальных служб и увеличения объема оказываемой помощи, стали развиваться иждивенческие настроения отдельных категорий граждан. Приходится серьезно задумываться над тем, чтобы оказание материальной помощи было сопряжено с требовательностью к клиентам по принятию мер к самообеспеченности, по воспитанию в семьях трудолюбия, желания искать пути самовыживания. Вся государственная политика при оказании социальной помощи должна быть направлена на стимулирование обеспечения самодостаточности семьи. Поэтому важно оказывать ее такими способами, как предоставление молодняка скота, птицы, вспашка огородов, обеспечение кормами и т.п. при оказании социально-экономической помощи вместо казенного счетно-бухгалтерского подхода необходим индивидуальный учет особенностей семьи. Предоставление помощи в необходимых случаях, как правило, следует обуславливать обязательствами семьи навести порядок на своем подворье, принять другие меры по развитию самодостаточности. А для достижения необходимой объективности, решения по оказанию помощи должны приниматься коллегиально и приближенными к месту проживания семьи органами. Особый интерес в этом плане представляют так называемые социальные микроцентры при сельских администрациях, прообразы которых созданы в настоящее время в Никольском районе. 5 декабря, в день добровольцев, проводится областной семинар по распространению этого опыта на всю область.
Одна из важнейших задач – учить детей и подростков из неблагополучных семей трудиться и зарабатывать. Такая работа уже начата. Создаются для подростков учебно-производственные мастерские. По федеральным целевым программам в эти учреждения поступает оборудование для столярных, слесарных, швейных мастерских. На базе созданных мастерских не просто организуется досуг, допрофессиональная подготовка ребят, но и производительный труд, позволяющий подростку иметь небольшой заработок. Интересный трехгодичный опыт работы таких мастерских есть в Железнодорожном центре социальной помощи семье и детям. Здесь в отделении профилактики безнадзорности подростки, состоящие на учете КДН (часть из них – условно осужденные), ремонтируют под руководством мастеров обувь, выполняют несложные швейные работы по заказам пожилых людей. Подростки получают основы профессии, а через службу занятости получают заработок, который с гордостью несут в семью. Параллельно в отделении организовано общение, досуг, помощь психолога.
Вместе с тем, решить эту проблему только силами социальной защиты невозможно. Требуется широкомасштабное наступление, в котором свое место должны найти и органы образования, и молодежные организации, и службы занятости, и летние оздоровительные учреждения. Необходимо подумать о создании федеральной целевой программы “Занятость, творчество, досуг”. Это позволило бы улучшить финансирование и развитие подростковых клубов, создание творческих и производственных мастерских, рабочих мест для подростков, организацию полноценного досуга. Только имея разветвленную сеть разноплановых учреждений, хорошо оснащенную базу, можно вырвать подростка из среды социального неблагополучия, показать ему другой образ жизни, помочь ему найти себя в ней.
Важнейшим индикатором направленности семейной политики Пензенской области является областная целевая программа “Дом для молодой семьи”. Этой программой, идея которой выдвинута лично Губернатором Бочкаревым В.К., предусмотрен комплекс мероприятий в области жилищного строительства в сельской местности. Изюминкой ее является положение о продаже молодой семье жилья в рассрочку от 5 до 15 лет и об уменьшении оплаты на 25% за каждого родившегося в семье ребенка. На эти цели из бюджета области в течение пяти лет выделяется ежегодно 20 миллионов рублей. Можно предположить, что инициатива Пензенской области могла бы быть поддержана Федеральными органами власти путем создания аналогичной Федеральной программы.