Рефетека.ру / Социология

Дипломная работа: Социальное обслуживание в системе некоммерческих организаций

ВУЗ Институт социальной психологии


Диплом по теме:

«Социальное обслуживание в системе НКО»


Санкт-Петербург

2009

Введение


Некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Цель создания НКО - для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 116-123 Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях», далее - Закон об НКО).

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества.

Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее время одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.

Социальное обслуживание - это предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться.

Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других – как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, а в третьих – как принципиально важный сектор социальной сферы.

По мере организации и развития сети территориальных социальных служб и формирования отрядов профессиональных социальных работников становится реальной и ощутимой возможность осуществления более эффективного социального обслуживания населения.

Цель данной работы – рассмотреть особенности и значение социального обслуживания в системе НКО на примере благотворительного фонда «Эвричайлд».

В связи с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

Провести анализ НКО г. Санкт-Петербурга, занятых в социальной сфере;

Охарактеризовать законодательство, регулирующее деятельность НКО в Санкт-Петербурге;

Дать краткую характеристику благотворительной организации по защите прав детей «Эвричайлд» и представить описание её деятельности;

Определить цель, задачи, этапы и организация исследования эффективности деятельности благотворительной организации по защите прав детей «Эвричайлд» на примере проекта «Передышка»;

Выявить мнение родителей о проекте до и после проведения мероприятий и представить рекомендации для информирования родителей о проекте.

Объект исследования: НКО в современном российском обществе.

Предмет исследования: особенности участия НКО в социальном обслуживании населения современной России.

База исследования: филиал благотворительной организации по защите прав детей «Эвричайлд» в Санкт-Петербурге.

Степень разработанности темы. В современной науке феномен НКО относится к числу недостаточно изученных. В существующей литературе рассматриваются по большей части прикладные, практические аспекты деятельности некоммерческих организаций. В частности, можно выделить отдельные направления исследования развития и функционирования «третьего сектора»:

предпосылки формирования «третьего сектора» в России, эволюция организационно-правовых форм некоммерческих организаций (И.В. Мерсиянова, И.А. Скалабан, Дж. Бредли и др.);

особенности взаимоотношений государства и гражданского общества, «третьего сектора» как его организационной основы (А. Арато, Ю.М. Резник, З.Т. Голенкова и др,);

роль «третьего сектора» в производстве и распределении социально-значимых благ (СВ. Панасенко, А.В. Мещеряков, П.Ю. Гамольский и др.);

нормативно-правовые основы деятельности некоммерческих организаций, генезис правового регулирования организаций «третьего сектора» (Е.А. Абросимова, С.С. Юрьев, М.Л. Макальская, НА Пирожкова и др.);

место и роль «третьего сектора» в системе социальных институтов современного российского общества, основные этапы его институционализации (И.М. Модель, Б.С. Модель, И.В. Мерсиянова, Ф.М. Бородкин и др.);

развитие добровольческого движения и благотворительной деятельности (Т.Н. Гаврилова, В.И. Шарин, Э.Ш. Гарифулина, И.В. Антонович, А.Ю. Бендрикова, Е.В. Белокурова);

особенности участия организаций «третьего сектора» в социальном обслуживании населения (И.М. Войтенко, М.И. Либоракина, К.Г. Чагин);

межсекторное социальное партнерство государства, социально ориентированного бизнеса и «третьего сектора», принципы и механизмы его осуществления (В.Н. Якимец, В.Л. Хананашвили, А.Н. Толмасова, В.П. Юшко, Е.А. Панова и др.).

Но до сих пор отсутствует социологическое исследование роли НКО в социальном обслуживании населения.

Глава 1. Функционирование НКО в Санкт-Петербурге: опыт и нормативно-правовая база


1.1 Анализ НКО Санкт-Петербурга, занятых в социальной сфере


Специфика социальной защиты населения на современном этапе обусловливается тем, что социальная политика, проводимая государством, требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных по оказанию населению необходимого комплекса социальных услуг. Одним из основных звеньев социальной защиты является система социального обслуживания.

По качественному признаку субъекты социальной защиты можно разделить на два уровня. К первому уровню можно отнести государственные органы, специально созданные для реализации мер социальной защиты, ко второму - организации независимо от их организационных форм и форм собственности, реализующие отдельные меры социальной защиты для получения предусмотренных законодательством налоговых и иных льгот.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

комплексные центры социального обслуживания населения;

территориальные центры социальной помощи семье и детям;

центры социального обслуживания;

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

социальные приюты для детей и подростков;

центры психолого-педагогической помощи населению;

центры экстренной психологической помощи по телефону;

центры (отделения) социальной помощи на дому;

дома ночного пребывания;

специальные дома для одиноких престарелых;

стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

геронтологические центры;

иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ.

В данном разделе представим список НКО, функционирующих в социальной сфере в г. Санкт-Петербурге.


Таблица 1 - Сводный перечень НКО СПБ, занятых в социальной сфере

НАЗВАНИЕ АДРЕС ГОД ОСНОВАНИЯ МИССИЯ

Благотворительное общество «Невский ангел» ул. Галерная, 57, оф. 3. Т/ф. 315 - 20 - 33, 1988 г Поддержка и развитие социального добровольчества и социального партнерства.

фонд «Ночлежка» 192007, СПб, ул. Боровая, 112-б тел.: 380 50 44 1990 г. Улучшение качества жизни бездомных посредством оказания социальной помощи, методами защиты прав и изменения отношения общества к проблеме.

РОО инвалидов «Лига жизненной помощи людям с проблемами развития» 199106, Санкт-Петербург, Весельная ул., д.7/10 тел.: 322 05 72 1992 г социальная и правовая поддержка людей с умственными и множественными ограничениями, а также их близких.

СПб БОО «Волонтерская служба» Санкт-Петербург, Лиговский пр., 87, оф. 300 тел.: 8 (950) 023 45 17, 8 (951) 671 47 20 1992 г. поддержка и развитие молодежных инициатив, помощь нуждающимся (дети из детский домов, пожилые, люди с ограниченными возможностями).

СПб БОО «Теплый дом» ул. Чайковского, д.1, лит.А, пом.11н (вход с ул.Оружейника Фёдорова); ул. Двинская, д.10. Тел.: 275-81-65 2003 г. Разработка и реализация социальных проектов, программ и проведением мероприятий, обеспечивающих поддержку различных приютов, центров социальной помощи, беспризорных детей, детей-сирот, детей-инвалидов.

Общественная благотворительная организация «Перспективы» ул.Гороховая, д.64/17 1995 г Деятельность организации направлена на социально незащищенных детей и молодых людей- инвалидов с множественными нарушениями в развитии.

СПб РОО «Российский красный крест» ул. Миллионная, 11 1998 г. Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поиск доноров крови по запросу родственников, пропаганда донорства, обучение первой помощи, профилактика ВИЧ-инфекции и ИППП, помощь беженцам и лицам, ищущим убежище.

СПб БОО «Врачи детям» 197376, СПб, ул. Льва Толстого 7, офис 707, ул.Расстанная, 20/80; ул.Шелгунова, 17. Тел.: 380-3092 1989 г. оказывает комплексную социальную, медицинскую и психологическую помощь детям разных групп риска (безнадзорным и беспризорным, воспитанников приютов и детских домов); содействует семейному жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей путем восстановления родственных связей или размещение детей в российских приемных семьях; способствует формированию общественного мнения в отношении приемных семей и семей группы риска, а также детей, оставшихся без попечения родителей.

СПб ОБФ «Родительский мост» 191023, CПб, ул. Моховая, 30, лит. Г (второй двор) тел.: 272-6851, 272-2364 1985 г Фонд «Родительский мост» первая организация на территории России, которая стала оказывать профессиональные услуги по оказанию кризисной помощи и семейному жизнеустройству детей-сирот.

СПб РОО по работе с детьми и молодежью «Центр «Инновации»

ул. Думская, д.1/3

Тел.: 315 48 25

1996 г поддержка, подготовка и осуществление проектов и программ, направленных на прогрессивные инновации в работе с детьми и молодежью, социальная поддержка и защита детей, молодежи и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

СПб РБОО «Упсала-цирк» Санкт-Петербург, ул. Седова, 12 тел.: 8-963-320-11-59 с 2000 г Организация привлекает детей в цирк, обучает цирковому мастерству и организует выступления, оказывает социальную и психологическую помощь детям и их семьям, организует питание, досуг, летний и зимний отдых, стимулирует регулярное посещение детьми школ и помогает восполнить пробелы в образовании. Целевая группа- дети и подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

СПб БОО «Детский кризисный центр» 196135, С-Пб, ул. Гастелло, 15 тел.: 371 61 13 2001 г. профилактика детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, поддержка семей, нуждающихся в материальной и социальной помощи; оказание социальной и психологической помощи детям и родителям, оказавшимся в различных кризисных ситуациях.

Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» СПб, Обуховской обороны, д. 199 тел.: 362 76 78 (79) 12 июня 1992 года Объединение и координация усилий общественных объединений, представляющих интересы детей-инвалидов, молодых инвалидов с детства, их семей и оказывающих им помощь и поддержку.

Клуб социальной реабилитации «Феникс» пер. Подъездной, д. 21 тел.: 8 (911) 235 63 80 2001 г. решение широкого круга проблем, с которыми сталкиваются в жизни люди с проблемами психического здоровья.

БФ «Милость» 191025, Россия, СПб, Невский пр., 102, оф. 43/1 тел.: 579 43 51 2005 г повышение качества жизни людей, способствование созданию и развитию гражданского и милосердного общества Деятельность фонда направлена на возрождение и развитие цивилизованной общественной благотворительности, развитие социального партнерства. Фонд активно помогает детям, людям пожилого возраста, инвалидам, а также способствует решению социальных проблем и реализует культурные проекты.

Филиал благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ

Приморский пр., 33.

Тел.: 431 04 60

1994 г поддержка и развитие новых социальных услуг на базе центров; содействие в разработке и внедрении изменений в социальной политике на городском и федеральном уровне; методическая поддержка и профессиональное сопровождение специалистов социальной сферы; развитие межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы; развитие альтернативных форм семейного жизнеустройства детей, разлученных с родителями.

Фонд поддержки социальных и культурных инициатив ИнАРТ 191014, Санкт-Петербург, Басков пер., д. 32-34, лит. А, пом. 3-Н 2006 г. Сбор и распределение средств для поддержки маргинальной культуры и развитие творчества людей с проблемами в области психического здоровья. Популяризация творчества, содействие улучшению и повышению качества жизни людей с проблемами в области психического здоровья. Повышение толерантности общества к людям с проблемами в области психического здоровья. Содействие профилактике психического здоровья населения.

НП «Центр социальной помощи «Доверие» 197101, СПб, Кронверская ул., 4 оф.Н-1, Н-2 тел.: 232 33 44 1992 г. оказывает различные виды помощи социально уязвимым группам населения Санкт-Петербурга (людям старшего и пожилого возраста, инвалидам; женщинам, попавшим в тяжелые жизненные условия; детям, лишенным родительского попечения).

Благотворительный фонд «Шаг навстречу» Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, д.53/8, лит. А, пом. 22Н тел.: (812) 310 08 24 2004 г. помогает детям с ограниченными возможностями развить свои способности и получить возможность выступать с известными мастерами на исторических площадках нашего города.

СПб РБОО им. Р. М. Гуревич 191014, Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 8 тел.: 364-91-76 2000 г. Социальная реабилитация, поддержка и защита семей.

СПб БОО Центр развития детей «Сообщество» Санкт-Петербург, ул. Школьная д. 110 тел.: 491 92 29 2004 г. Регулярное проведение благотворительных праздников, экскурсий, спектаклей, встреч с известными деятелями культуры и спорта для детей-сирот, детей-инвалидов, воспитанников приютов и школ-интернатов.

СПб РОО «Ассоциация инвалидов, ветеранов, блокадников» ул.3-я Красноармейская, д.10 тел.: 317-85-53 2001 г. Организация оказывает различные виды помощи инвалидам, ветеранам и блокадникам.

Молодежный Волонтерский Клуб «СОК» Введенский канал 7, офис 403 тел.: 326-45-97, 8-950-023-45-17 2003 г. профилактика ВИЧ/СПИДа в молодежной среде.

1.2 Законодательство, регулирующее деятельность НКО в СПб


Социальная защита представляет собой организационно-правовой метод соблюдения социальных прав человека и достижения целей социального государства в Российской Федерации, опирается на нормативные источники, регулирующие правоотношения социальной защиты в таких важнейших сферах общественной жизни, как образование, здравоохранение, труд и занятость, социальное обеспечение.

Социальную защиту следует рассматривать как относительно самостоятельный институт права России, включающий соответствующие общественные отношения и нормативные акты, которые регламентируют гарантии социальной защиты на основе статьи 7 Конституции Российской Федерации. Этот институт охватывает, в частности, сферы труда и занятости, семейной и молодежной политики, социального обеспечения, здравоохранения, поощрения мероприятий социального характера, реализуемых негосударственными субъектами. Применительно к отраслям законодательства он носит комплексный межотраслевой характер.

Основой деятельности по реализации программы социальной защиты населения являются Законы Российской Федерации:

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

«О социальной защите инвалидов в РФ»;

«Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

В настоящее время различные отрасли законодательства Российской Федерации включают нормативные правовые акты, регламентирующие гарантии социальной защиты, при этом нередко отсутствует внутреннее единство таких норм права. Считаем целесообразным объединение нормативных актов, составляющих правовой институт социальной защиты, в единый кодифицированный акт - Социальный кодекс Российской Федерации.

В данном разделе представим законодательную базу деятельности НКО в Санкт-Петербурге. Среди нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу можно выделить федеральное законодательство и региональное законодательство.

Федеральные нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации (Российская газета, 1993, № 237);

Гражданский кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301);

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 1998, № 48, ст. 5849; 1999, № 28, ст. 3473; 2002, № 12, ст. 1093, № 52, ст. 5141; 2003, № 52, ст. 5031; 2006, № 3, ст. 282, № 6, ст. 636, № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 37, № 1, ст. 39, № 10, ст. 1151, № 22, ст. 2563, № 27, ст. 3213, № 49, ст. 6039, № 49, ст. 6061; 2008, № 20, ст. 2253, № 30, ст. 3604, № 30, ст. 3616)

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930; 1997, № 20, ст. 2231; 1998, № 30, ст. 3608; 2002, № 11, ст. 1018; № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; № 45, ст. 4377; 2006, № 3, ст. 282, № 6, ст. 636)

Федеральный закон от 1 августа 1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3340; 2002, № 12, ст. 1093, № 30, ст. 3029; 2003, № 27, ст. 2708; 2004, № 35, ст. 3607, 2007, № 1, ст. 39; 2009, № 1, ст. 17)

от 15 апреля 2006 г. № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций"

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 148; 2002, № 12, ст. 1093, № 30, ст. 3029, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 19, ст. 1752; 2008, № 30, ст. 3616; 2009 № 1, ст. 17);

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122)

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2071; 2001, № 7, ст. 623; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 2, ст. 166; 2004, № 49, ст. 4854; 2005, № 19, ст. 1755; 2О06, № 43, ст. 4412; 2007, № 50, ст. 1942, №30, ст. 3616);

от 4 мая 1999 года № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

от 24.07.07 № 209-ФЗ “О формах поддержки негосударственных некоммерческих организаций”;

Региональные нормативно-правовые акты:

от 10. 10. 2001 № 697-85 "О грантах Санкт-Петербурга для общественных объединений".

Глава 2. Исследование деятельности благотворительной организации по защите прав детей «Эвричайлд»


2.1 Краткая характеристика благотворительной организации по защите прав детей «Эвричайлд» и описание её деятельности


Международная детская организация «EveryChild» была образована в декабре 2001 г. при слиянии Христианского Детского Фонда Великобритании (CCFGB) и Европейского Детского Фонда (ECT).

Христианский Детский Фонд Великобритании с 1993 года осуществлял свою деятельность в Санкт-Петербурге. 8 февраля 2007 года был зарегистрирован Филиал благотворительной компании «Эвричайлд» в Российской Федерации, который явился правоприемником деятельности Христианского Детского Фонда Великобритании и филиала благотворительной компании «Эвричайлд» в Санкт-Петербурге.

МИССИЯ – это стремление к тому, чтобы семьи, сообщества и правительство смогли обеспечить наилучшие условия для воспитания и развития детей. Мы защищаем права детей в соответствии с конвенцией ООН «О правах ребенка», поддерживая и реализуя право ребенка жить в семье.

Задачи:

Профилактика разлучения ребенка с родителями и возвращение детей в биологические семьи.

Поддержка семейных форм жизнеустройства детей.

Лоббирование идеи важности семейного воспитания для развития ребенка и содействие во внедрении этих подходов в социальную политику на городском и федеральном уровнях.

Поддержка местных неправительственных организаций, предоставляющих услуги детям и семьям, обучение их сотрудников новейшим методам социальной работы.

Специалисты компании работают в службах социальной поддержки детей и семей по месту жительства, которые предоставляют следующие услуги:

1. Индивидуальная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Социальное сопровождение семей, находящихся в сложной жизненной ситуации

Консультирование семей по социальным, психологическим и правовым вопросам

Предоставление информации об услугах других организаций и содействие в их получении

Оказание комплексной помощи по выводу семьи из кризиса

2. Помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями

Комплексная оценка потребностей ребенка и реализация индивидуальной программы помощи

Работа на дому с детьми с тяжелыми формами нарушений при активном участии членов семьи

Обучение родителей навыкам ухода за детьми и их развития в домашних условиях

Преодоление социальной изоляции детей с особыми потребностями

3. Работа с семьями группы риска и местным сообществом

Семинары-тренинги для детей и родителей

Клубная работа с дошкольниками, младшими школьниками и подростками

Развитие волонтерского движения подростков

Группы взаимопомощи родителей, совместно участвующих в решении своих проблем

Досуговая и образовательная программы

Сейчас услугами пользуются около 2000 детей из почти 1700 семей.

Службы поддержки детей и семей уже работают в Выборгском и Невском районах Санкт-Петербурга. Они оказывают комплексную адресную помощь в соответствии с потребностями ребенка и семьи.

Партнеры:

Городская и районные администрации

Районные отделы образования, здравоохранения и социальной защиты населения

Органы опеки и попечительства

Муниципальные советы

ГУВД

Районные и городские неправительственные организации

Международная благотворительная организация "Эвричайлд" (Великобритания) помогает детям в пятнадцати странах мира. История "Эвричайлд" в России насчитывает более пятнадцати лет.

В соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка организация "Эвричайлд" развивает социальные услуги для детей и семей в целях профилактики распада семьи, способствуя совершенствованию региональной и национальной социальной политики. Организация "Эвричайлд" работает с детьми и для детей. Специалисты фонда убеждены в том, что важно знать и учитывать потребности развития детей при любой форме профессиональной помощи и обеспечивать участие детей и их родителей в планировании и создании услуг.

Деятельность "Эвричайлд" в России проектно-ориентирована. Все проекты объединяет общая цель четырехлетнего стратегического плана (2007-2011 годов.), а именно: снижение численности детей, попадающих в интернатные учреждения, и повышение численности детей, возвращенных в семьи.

"Эвричайлд" оказывает профессиональную, методическую и финансовую поддержку службам, осуществляющим защиту прав детей и предоставляющим социальные услуги детям и семьям.

Международная благотворительная организация создает и развивает инновационные услуги самостоятельно или в партнерстве с другими НКО и государственными организациями, внедряет новые методы и технологии социальной работы, повышает квалификацию специалистов на основе передового российского и международного опыта социальной работы.

Рассмотрим некоторые действующие проекты благотворительного фонда "Эвричайлд", реализуемые в России.

Проект "Эффективные социальные службы для детей группы риска".

На пути решения проблемы социального сиротства есть много препятствий, среди которых и недостаток квалифицированных и опытных сотрудников социальных служб, и недоверие социальным службам, и недостаточное участие профессионального сообщества и НГО в политических и законодательных инициативах по защите прав детей.

Проект «Эффективные социальные службы для детей группы риска», осуществляемый Филиалом благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ совместно с Санкт-Петербургской общественной организацией «Врачи детям» при финансовой поддержке Европейской Комиссии, призван содействовать преодолению этих препятствий.

Цель проекта - создание равных жизненных возможностей для детей через развитие местных служб помощи ребенку и семье и содействие разработке федеральной и региональной политики в области защиты прав ребенка

В среднем 200 сотрудников 20 недавно созданных государственных учреждений социальной помощи воспользуются услугами методического сопровождения и профессиональной поддержки. Для 400 сотрудников учреждений, направляющих детей в интернатные учреждения, милиции, ООиП, поликлиник и образовательных учреждений будут проведены 8 информационных мероприятий, в результате чего специалисты будут лучше понимать роль и возможности городских социальных служб.

Также будет сформирована адвокативная группа, представляющая все регионы страны. Группа будет участвовать в законодательной деятельности, некоторые ее участники уже вошли в состав Общественной Палаты РФ.

Проект сформирует новые навыки и повысит уверенность в собственных силах у лиц, вовлеченных в сферу общественного контроля за принятием решений и в планирование социальной политики. Результатом станут проекты политических документов или планов действий, единый набор посланий, которые будут учтены при разработке федеральной и региональной социальной политики в отношении детей на 2011-2014 гг. Созданный ресурсный центр на базе организаций «Эвричайлд» и «Врачи детям» будет активно использоваться городскими властями и специалистами по социальной работе. В среднем 2000 детей получат поддержку от специалистов новых служб, обученных проводить оценку потребностей ребенка и оказывать психолого-педагогические и социальные услуги с учетом передовой практики. Среди направляющих учреждений повысится доверие к социальным службам и их роли в профилактике социального сиротства, возрастет количество направлений в социальные службы.

В перспективе пользу от проекта получат дети, ежегодно поступающие в интернатные учреждения страны, а также сотни тысяч детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проект "Мониторинг положения женщин и детей с точки зрения НГО в ряде регионов Российской Федерации".

Для изучения воздействия мирового финансового кризиса на благополучие семей и детей благотворительная компания «Эвричайлд» начинает новый проект под названием "Мониторинг положения женщин и детей с точки зрения НГО в ряде регионов Российской Федерации". Проект проводится при финансовой поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) с 1 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года.

Цель проекта - обобщить сведения, полученные от широких слоев населения. Такие сведения призваны дополнить доступную в России макроинформацию о влиянии глобальной рецессии на детей и семьи в выбранных регионах Российской Федерации.

От 27 НКО из 12 или более регионов страны "Эвричайлд" соберет количественную и качественную информацию и проанализирует ее на основании согласованных с ЮНИСЕФ показателей.

Выявленные факты помогут ответить на вопрос, какие проблемы и вопросы требуют дополнительного внимания специалистов, занимающихся помощью семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Полученные результаты будут предоставлены в ЮНИСЕФ для последующего использования.

Регионы проекта: Владимирская (1 НКО), Калужская (1 НКО), Ленинградская (1 НКО), Новосибирская (2 НКО), Нижегородская (1 НКО) , Псковская (1 НКО), Мурманская (1 НКО) Свердловская ( 2 НКО) области, Красноярский край (1 НКО), Карелия (1 НКО), Москва (10 НКО) и Санкт-Петербург (5 НКО).

Выбор регионов объясняется тем, что НКО, работающие там, входят в сеть по деинституционализации, созданную в рамках предыдущего проекта «Эвричайлд», и готовы участвовать в данной деятельности.

Целевыми группами проекта станут представители профессионального сообщества в области деинституционализации - руководители и специалисты детских домов, домов ребенка, отделов опеки и попечительства, центров поддержки семей и детей и НКО; а также семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проект "Развитие социальных служб для ребенка и семьи".

Проект начал свою работу в 2004 году. Он направлен на предотвращение детской безнадзорности, физического и психологического насилия в семье, а также отказа от ребенка и помещения его в государственное сиротское учреждение.

Многих этих проблем можно избежать, если оказать семье своевременную информационно-консультативную поддержку и помощь в решении проблем – социально-психологических, правовых и материальных. Государственные учреждения, занимающиеся социальной помощью населению, имеют очень ограниченный штат сотрудников. По существующим нормам на 15 тысяч населения полагается один социальный работник. Очевидно, что имеющихся ресурсов и знаний не хватает для оказания комплексной адресной помощи детям и семьям. Учитывая остроту и важность проблемы безнадзорности и социального сиротства, в рамках проекта «Эвричайлд» в партнерстве с районными администрациями и государственными учреждениями социальной защиты Выборгского и Невского районов Санкт-Петербурга были созданы службы помощи детям и семьям, которые занимаются индивидуальным сопровождением семей, находящихся в кризисной ситуации, а также групповой работой с детьми и родителями. «Эвричайлд» провел большую работу по подбору и обучению социальных работников этих служб и оплачивает их труд, при этом некоторые из них уже официально оформлены как сотрудники государственных учреждений и в будущем планируется их перевод на государственный бюджет. В рамках проекта также были проведены тренинги для всех специалистов по социальной работе, работающих в государственных учреждениях Невского района.

Индивидуальная работа с семьей начинается с визита туда социального работника, который проводит комплексную оценку потребностей и резервов семьи, оказывает эмоциональную и психологическую поддержку, а также составляет вместе с родителями ребенка индивидуальный план по выходу из кризиса. Работа с семьей в среднем длится от 3-х до 6-ти месяцев в зависимости от сложности существующих проблем, при этом частота визитов со временем уменьшается. Особенность нашей работы состоит в том, что она не сводится к разовой материальной помощи, которая может удовлетворить только текущие нужды ребенка и семьи, но не устранит причины кризисной ситуации. Ведь очень часто материальные проблемы являются лишь следствием назревшего кризиса, а не его причиной. Своевременно оказанная помощь по устройству ребенка в детский садик, информирование семьи о причитающемся ей по статусу государственном пособии, консультация по медицинским и правовым вопросам, помощь в оформлении регистрации или паспорта, без которых невозможно устроиться на работу или получить бесплатную медицинскую помощь, - все это может кардинально улучшить ситуацию в семье без особых материальных затрат. Тем не менее, иногда первое, что приходится делать социальному работнику – это покупать продукты, когда ситуация в семье настолько бедственная, что нечем кормить ребенка. Для этих целей у «Эвричайлд» существует специальный материальный фонд. Мы считаем принципиально важным, что услуги, которые мы создаем, расположены по месту жительства. Это экономит время социального работника и позволяет эффективно использовать ресурсы местного сообщества: детские сады, школы, библиотеки, поликлиники и многое другое.

Межведомственное взаимодействие. Важным аспектом нашей работы является создание системы раннего выявления неблагополучия в семье. Чем раньше оно обнаружено, тем легче его преодолеть. В этой связи очень важна слаженная работа различных государственных учреждений, таких как детские сады и школы, поликлиники, библиотеки, милиция. Важно, чтобы информация о проблемах детей и семей, с которыми они работают, своевременно поступала в службу социальной поддержки, которая сможет на них быстро среагировать. За последний год нам удалось наладить такое межведомственное взаимодействие в Невском районе. 102 семьи (135 детей), нуждающихся в социальной поддержке, были выявлены по информации, поступившей из различных учреждений района.

Групповая работа с родителями. Другое важное направление деятельности созданных с помощью «Эвричайлд» социальных служб, - это групповая работа с родителями, детьми младшего возраста и подростками. Цель ее – выработать у взрослых и детей активную жизненную позицию, помочь им поверить в то, что они сами могут изменить свою жизнь к лучшему. Разные семьи имеют схожие проблемы, и важно объединить их усилия, чтобы они могли помочь друг другу в преодолении трудностей, делиться жизненным опытом, и просто общаться друг с другом. На территории действия наших проектов в Невском и Выборгском районах работают родительский клуб, «семейная гостиная», женский клуб, которые активно посещают местные жители. Они имеют возможность придти туда всей семьей. В то время как родители обсуждают интересующие их вопросы, участвуют в информационном семинаре или тренинге, с детьми занимаются отдельно играми и другими интересными вещами. Вот некоторые из тем родительских встреч: «Монетизация льгот», «Увеличение доходов семьи», «Поиск работы и ведение переговоров с работодателем», «Организация летнего отдыха для детей». Семьям также оказывается помощь в трудоустройстве, организована группа надомного труда для тех родителей, которые имеют маленьких детей или по другим причинам не могут надолго отлучаться из дома.

Групповая работа с детьми младшего возраста. В некоторых семьях малыши не посещают детский садик в силу отсутствия в нем свободных мест или дороговизны его оплаты, родители часто не имеют возможности заниматься со своими детьми, и те вынуждены сидеть дома в четырех стенах без общения со сверстниками. Для групп таких детей сотрудники служб проводят занятия по социализации, где дети имеют возможность общаться друг с другом и развивать навыки коммуникации, что очень важно для их последующей учебы в школе. Большой популярностью пользуются уроки безопасности, где малышей учат, как вести себя на улице, при встрече с незнакомыми людьми, или когда они находятся одни дома. Эти занятия проходят в игровой форме с видео- и фотоматериалами. Такие же уроки безопасности сотрудники служб проводят в некоторых детских садах, которые очень в этом заинтересованы. Активное участие малыши принимают в различных творческих конкурсах и праздниках.

Групповая работа с подростками направлена на то, чтобы уберечь их от негативного влияния улицы, привить им позитивный круг интересов и активную жизненную позицию. Сюда входят тренинги по профилактике поведения высокой степени риска, тренинги по коммуникативным навыкам и профориентации, дискуссионный видеоклуб, а также различные экскурсии и праздники. В результате этой работы сформировался актив подростков, которые привлекаются волонтерами к работе проекта, а также творческая подростковая группа, которая занимается съемками фильма и социальных проблемах микрорайона «Рыбацкое».

Отличительной особенностью работы «Эвричайлд» является то, что семья является партнером и активным участником процесса социальной реабилитации. Главная задача – помочь родителям и детям поверить в свои силы, мобилизовать внутренние резервы, научить их справляться со схожими проблемами, которые могут возникнуть у семьи в будущем. Все это означает, что работа фонда имеет долговременные устойчивые результаты, которые принесут пользу не только детям и семьям, включенным в наши проекты, но и всем жителям районов, где работает фонд.

Таким образом, партнерство между компанией «Эвричайлд» и заинтересованными сторонами будет и дальше успешно продолжаться на высоком уровне. За последние два года достигнуты заметные результаты. Об этот свидетельствуют результаты выполненных проектов, рост числа детей, которых принимают «замещающие семьи», и главное – в обществе растет понимание, что лучшим местом для ребенка является все-таки не интернат, а замещающая семья. Этому способствовала большая совместная работа благотворительной компании «Эвричайлд» с министерствами образования и здравоохранения, другими государственными и негосударственными российскими структурами.

2.2 Цель, задачи, этапы и организация исследования


Проблема: На сегодняшний день участие в проекте «Передышка» настораживает многих родителей с детьми с синдромом Дауна. Родители переживают о том, как их ребенок будет себя чувствовать в принимающей семье. В то же время передышка действительно необходима многим родителям, так как у многих из них просто некому доверить ребенка в то время, когда необходимо решить многочисленные административные дела. Противоречие между необходимостью передышки и страхом участия в программе и составляют проблему исследования.

Цель исследования – определить эффективность деятельности проекта «Передышка» благотворительного фонда «Эвричайлд».

Задачи:

Выявить основные причины и потребности участия в проекте родителей, имеющих в семье ребёнка с синдромом Дауна;

Охарактеризовать основные страхи и опасения, возникающие у участников проекта;

Определить результаты проекта и отношение к проекту у родителей, которые стали его участниками.

Объект исследования – родители детей с синдромом Дауна, желающие участвовать в проекте «Передышка».

Предмет исследования – мнение родителей детей с синдромом Дануна о проекте «передышка».

Выборка составляет 50 человек. Мужчины и женщины, имеющие в семье ребенка с синдромом Дауна, проживающие в г. Санкт-Петербурге и желающие принять участие в проекте «Передышка».

Содержание запрашиваемой информации: мнения родителей о проекте и об оптимальных формах взаимодействия с принимающей семьёй

Формы представления результатов исследования: в форме отчёта с использованием диаграмм.

Основные этапы исследования:

Подготовка исследования; На данном этапе была сделана выборка испытуемых, составлена анкета и определено время проведения исследования.

Сбор первичной социологической информации; На данном этапе был проведён анкетированный опрос родителей, имеющих в семье ребёнка с синдромом Дауна, участвующих в проекте.

Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка и анализ обработанной информации и оформление выводов. На данном этапе были обработаны полученные данные, сделаны выводы.

Проведение проекта «Передышка» с участниками опроса.

Повторный анкетированный опрос. На данном этапе был проведён повторный анкетированный опрос родителей, имеющих в семье ребёнка с синдромом Дауна, которые уже поучаствовали в проекте «Передышка».

Гипотеза исследования: можно предположить, что настороженное отношение к проекту «Передышка» у родителей с ребёнком с синдромом Дауна будет преодолено с помощью информирования родителей о принимающих семьях и о положительном опыте успешно участвующих в проекте семей.


2.3 Результаты анкетирования родителей до мероприятия


Мы провели исследование с целью узнать мнение родителей с синдромом Дауна о проекте. Выборка состояла только из родителей, которые дали согласие на участие в проекте, то есть тех родителей, у которых была потребность в этом. Результаты первичного исследования представлены ниже:

Вопрос 1. Ваш пол.

Результаты показывают, что в основном опрошенные участники проекта – женщины. В исследовании принимали участие 44 женщины и 6 мужчин.

Вопрос 2. Возраст.

В исследовании принимали участие родители детей с синдромом Дауна в возрасте от 32 до 49 лет.

Вопрос 3. Кол-во детей в семье.

Как правило, в семье, где воспитывается ребёнок с синдрома Дауна – он единственный ребёнок. Только 8 детей из 50 имеют братьев или сестер. И только две семьи из них являются многодетными.

Вопрос 4. Как Вы считаете, участие в программе поможет Вам:

Отдохнуть физически

Сделать неотложные дела

Отдохнуть морально

Другое (указать, что именно).

На данный вопрос можно дать не один ответ, а отметить все, которые как считают родители, актуальны для них. 38 родителей ответили, что они смогут благодаря проекту отдохнуть физически, 26 считают, что смогут отдохнуть морально и 23 указывают на возможность сделать неотложные дела. 11 респондентов ответили «другое» и так как вопрос анкеты был открытым, мы проанализируем ответы.

Родители, давшие ответы на этот вопрос называли следующие факторы: «восстановится», «уделить время себе», «почувствовать себя в норме» и т.п.

Вопрос 5. На какой срок, по Вашему мнению, оптимально пребывание Вашего ребёнка в принимающей семье?

На несколько часов

На два-три дня

Более 3 дней

По данному вопросу были получены следующие результаты: 41 родитель считаю целесообразным отдать ребёнка лишь на 2-3 часа, только 6 родителей могут представить себе оставить своего ребенка с синдромом Дауна на 2-3 дня и только трое опрошенных могут отдать ребёнка на срок более 3 дней.

Вопрос 6. Какие требования Вы предъявляете к принимающей семье?

Этот вопрос предполагает открытые ответы родителей.

Таким образом, основными требованиями можно считать доброту, опыт по общению с детьми с отклонениями и профессионализм.

Вопрос 7. Укажите степень доверия принимающей семье по 10-бальной шкале.

Таким образом, основная часть родителей имеют степень доверия к принимающей семье от 5 до 9 баллов (37 родителей).

Вопрос 8. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье будет способствовать социальной адаптации Вашего ребёнка?

Да

Нет

Не знаю

Вопрос 9. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье будет способствовать развитию Вашего ребёнка?

Да

Нет

Не знаю

Вопрос 10. Есть ли у Вас опасения, что участие в программе может как-то навредить Вашему ребёнку?

Ответ представлен на рисунке 1.


Социальное обслуживание в системе некоммерческих организаций

Рис. 1


Вопрос 11. Какие беспокойства вызывает у Вас участие в проекте?

Большинство родителей на этот вопрос ответили, что участие в проекте вызывает у них беспокойства безопасности за своего ребенка. Они озабочены тем, что принимающая семья не сможет должным образом, заботиться о ребёнке с синдромом Дауна и ребенку может угрожать опасность.

Вопрос 12. Посоветуете ли Вы другим родителям детей с синдромом Дауна участвовать в этом проекте?

Ответ представлен на рисунке 2.


Социальное обслуживание в системе некоммерческих организаций

Рис. 2

Вопрос 13. Какие пожелания у Вас есть к участникам проекта?

В основном пожелания сводились к пожеланию удачи и пожеланий быть смелее и не переживать.


2.4 Описание проекта «Передышка»


Далее, после проведения опроса, родители участвовали в проекте «Передышка». Его описание представлено в данном параграфе.

Филиал благотворительной компании “Эвричайлд” (Великобритания) в РФ с октября 2007 года по июнь 2009 года реализует проект “Создание модели услуги кратковременного размещения детей с особыми потребностями в профессиональных принимающих семьях”.

Цель проекта – создание работающей, устойчивой модели услуги для детей с особыми потребностями и их семей, базирующейся на предоставлении семьям возможности кратковременного размещения ребенка с особыми потребностями в хорошо подготовленной и обученной принимающей семье.

Многие из этих детей, не имея возможности в силу тяжести своего заболевания посещать воспитательные и учебные детские учреждения, замкнуты в четырех стенах своих квартир без доступа к образовательным и медицинским услугам. Их родители, не получая достаточной помощи от государства, нуждаются в поддержке, чтобы обеспечить своим детям все необходимое для их развития.

Нередко альтернативой домашнего ухода для таких детей становятся специализированные дома-интернаты, куда родители помещают своего ребенка от безысходности, не имея возможности и средств растить его самостоятельно. Отношение к инвалидности в обществе все еще остается негативным, а государственная система социального обеспечения детей с особыми потребностями развита недостаточно.

Уход за ребенком с особыми потребностями требует больших средств, усилий и практически не оставляет свободного времени, особенно в условиях, когда в семье только один родитель. Это зачастую приводит к накоплению усталости вплоть до угрозы игнорирования или даже отказа от ребенка. Предполагается, что родители получат возможность размещать ребенка с особыми потребностями на период от нескольких часов до 15 дней в году в принимающей семье.

Таким образом, у них появится свободное время, чтобы решить срочные проблемы, совершить командировку или просто немного отдохнуть и уделить внимание своему здоровью. Услуга также позволит детям с различными нарушениями установить отношения с другими людьми помимо членов своей семьи, что очень важно для преодоления социальной исключенности.

В ходе реализации проекта был создан банк принимающих семей, готовых заботиться о детях с особыми потребностями. Такая семья сможет принять ребенка на несколько часов или несколько суток. Для подготовки принимающих семей проводятся специальные тренинги и семинары, им будет оказана всяческая поддержка.

Проект предполагает также оказание психологической поддержки семьям, имеющим детей с особыми потребностями, формирование доверия к принимающим семьям и новой услуге.

Создатели проекта уверены, что созданная услуга получит в дальнейшем распространение не только в Санкт-Петербурге, но и на всей территории Российской Федерации.


2.5 Проведение анкетирования после мероприятия


После участия в программе было проведено повторное анкетирование родителей детей с синдромом Дауна, участвующих в проекте.

Результаты первичного исследования представлены ниже:

Первые три вопроса не задавались, так как ответы на них не могли измениться после участия в программе.

На вопрос 4 о том, что участие в программе помогло, ответили следующим образом:

44 родителей ответили, что они смогли благодаря проекту отдохнуть физически, 35 считают, что смогут отдохнуть морально и 32 указывают на возможность сделать неотложные дела. 21 респондентов ответили «другое» и так как вопрос анкеты был открытым, мы проанализируем ответы.

Родители, давшие ответы под пунктом другое называли следующие факторы: «восстановится», «дать передышку», «осмотреться», «поспать», «уделить время себе», «почувствовать себя в норме» и т.п. (рис. 3).


Социальное обслуживание в системе некоммерческих организаций

Рис. 3


Вопрос 5. На какой срок, по Вашему мнению, оптимально пребывание Вашего ребёнка в принимающей семье?

Тут мы видим, что по сравнению с ответами перед участием в проекте родители теперь считают, что ребенка можно отдать на более длительный срок.

Социальное обслуживание в системе некоммерческих организаций

Рис. 4


По данному вопросу были получены следующие результаты: 31 вместо 41 родителя считаю целесообразным отдать ребёнка лишь на 2-3 часа, теперь 16, а не 6 родителей могут представить себе оставить своего ребенка с синдромом Дауна на 2-3 дня и также трое опрошенных могут отдать ребёнка на срок более 3 дней (рис. 4).

Вопрос 6. Какие требования Вы предъявляете к принимающей семье?

Этот вопрос предполагает открытые ответы родителей. Полученные ответы были нами проранжированы по частоте и на их основе представлен рисунок 5.


Социальное обслуживание в системе некоммерческих организаций

Рис. 5

Отметим, что после участия в проекте родителей больше смелости отводят принимающей семье, более ценят умение договариваться, но менее требовательны к профессионализму и доброте принимающих родителей.

Вопрос 7. Укажите степень доверия принимающей семье по 10-бальной шкале.

Таким образом, степень доверия к принимающей семье выросла, теперь основная часть родителей имеют степень доверия к принимающей семье от 8 до 10 баллов (35 родителей).

Вопрос 8. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье способствует социальной адаптации Вашего ребёнка?

Ответ представлен на рисунке 6.


Социальное обслуживание в системе некоммерческих организаций

Рис. 6


Вопрос 9. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье будет способствовать развитию Вашего ребёнка?

Ответ представлен на рисунке 7.


Социальное обслуживание в системе некоммерческих организаций

Рис. 7


Вопрос 10. Есть ли у Вас опасения, что участие в программе может как-то навредить Вашему ребёнку?

Ответ представлен на рисунке 8.


Социальное обслуживание в системе некоммерческих организаций

Рис. 8


Вопрос 11. Какие беспокойства вызывает у Вас участие в проекте?

После участия в проекте родители по прежнему отвечали, что участие в проекте вызывает у них беспокойства безопасности за своего ребенка, но теперь они свои опасения не связывали с тем, что принимающая семья не сможет должным образом, заботиться о ребёнке с синдромом Дауна и ребенку может угрожать опасность. А скорее опасались за непредвиденные обстоятельства.

Вопрос 12. Посоветуете ли Вы другим родителям детей с синдромом Дауна участвовать в этом проекте?

Ответ представлен на рисунке 9.


Социальное обслуживание в системе некоммерческих организаций

Рис. 9


Вопрос 13. Какие пожелания у Вас есть к участникам проекта?

Теперь пожелания сводились к тому, что бы родители не боялись участвовать в проекте и рассказали всем другим родителям детей с синдромом Дауна о таком замечательном проекте.

Заключение


Социальная сфера в Российской Федерации сегодня создает больше сложных вопросов, чем получает ответов. Привычными стали такие проблемы, как бедность, безработица, преступность, безнадзорность и другие.

Но надо отдать должное органам власти, местного самоуправления - в последние годы социальной сфере уделяется все больше внимания. Отметим, что несмотря на множество принимаемых мер, изменений не заметно.

В России до настоящего времени не произошло формирования четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, в том числе и такого важного института как система участия НКО в социальном обслуживании населения. Для которого характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначены общественные институты.

В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным.

Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Таким образом, НКО может носить не только реактивный характер, но и способствовать профилактике кризисных ситуаций.

Реабилитация инвалидов и поддержка их семей в настоящее время является одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере. Это связано с тем, что на этапе коренных социально-экономических перемен в нашей стране наблюдается усиление внимания к проблемам тех категорий граждан, чьи права и свободы в наибольшей степени нуждаются в защите со стороны государства. Кроме того, Россия, став членом Совета Европы, обязалась придерживаться тех принципов, которые лежат в основе его деятельности в области социальной политики, в частности, конвенций и соглашений, посвященных реабилитации инвалидов.

Одним из основных принципов социальной политики развитых стран в отношении инвалидов (и особенно детей) является принцип их интеграции в общество и независимости. Однако следует признать, что без проведения особых мероприятий на разных уровнях невозможно воплотить в жизнь этот самый важный для большинства инвалидов принцип.

Именно в этой сфере будущее принадлежит НКО.

По мнению многих наблюдателей, российские НКО - не только подходящее средство решения наиболее тяжелых проблем страны, но и показатель возникающего «гражданского общества». Призывая к возрождению общества, НКО выступают за абсолютно новый, по сравнению с коммунистическим режимом, способ принятия и выполнения решений. Под лозунгом «самопомощи», «плюрализма в социальном обеспечении» или «третьего сектора» НКО часто выступают в качестве дополнения и даже альтернативы традиционному государственному покровительству.

Некоммерческие общественные организации - это довольно неопределенная категория, включающая в себя широкий спектр: от крупных благотворительных организаций с профессиональным штатом сотрудников до небольших групп самопомощи, не имеющих даже офиса или телефонной связи.

Таким образом, НКО могут быть рассмотрены как политические действующие лица, поскольку они стараются поддержать и представить интересы своих членов или клиентов на политической арене. К тому же они действуют как производители социальных услуг, снабжающие определенный круг их получателей и клиентов специфическими благами, т.е. различными социальными услугами. Наконец, НКО может стать социальным клубом, где поощряются различные формы общественной жизни. На фоне этого «возможного набора» задач основной эмпирический вопрос состоит в том, «до какой степени и в каком виде НКО наиболее склонны выполнять представительские, производительные и коммунитарные функции»? Можно предположить, что решающую роль в определении функций НКО играют общие институционализированные условия, т.е. исторические, культурные и социальные факторы.

Исходя их этих предпосылок, мы раскрыли тему работы и реализовали цель работы в связи с поставленными задачами.

В первой главе дипломной работы мы проанализировали документы и материалы, иллюстрирующие стратегии адаптации к новым условиям существования НКО. Проанализированы нормативно-правовые акты и список организаций, действующих в этой сфере.

Завершающая часть дипломной работы заключается в проведенном исследовании результатов проекта «Передышка» для родителей детей с синдромом Дауна в Санкт-Петербурге.

Список использованных источников


Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 1994.

Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд. - Вып. 11. – 1999.

Вдовиченко Л.Н. Конфликтогенные факторы в Российской Федерации // Вестних Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 1995, № 3, с. 92.

Гайнуллина Ф.И., Мирсияпов Т.А. Профсоюзы Татарстана: история, современность, перспективы. – Казань: Издательство КГУ, 1997 – 10 с.

Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.- М., 1992.

Гулина М.А. Психология социальной работы. – СПб.: “Питер”, 2002.

Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации.- Н.Новгород: НГМА, 1999 г.

Дементьева Н.Ф. Перспектива реабилитационной ориентации центров социального обслуживания // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 1999 г. № 2.

Дементьева Н.Ф., Пузин С.Н. Технология социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата // Медико – социальная экспертиза и реабилитация.- 2000 г. № 2.

Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. – Москва: ЦИЭТИН, 1991 г.

Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социальные проблемы инвалидности // Социологические исследования. – 1992.- № 5.

Доманин А.Б. Становление и развитие института социального партнерства в российских условиях. // Социально-гуманитарные знания. № 4. 2004. с. 205-219.

Заяц О.В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета , 2004.

Здравомыслов А.Г. Россия на пути преодоления кризиса. М., 2007, с. 6.

Кляйнеберг М. Некоммерческие общественные организации в Российском секторе социального обеспечения. - 2000 год, том III, выпуск 1.

Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.

Леванков В.А. Стратегия социального управления: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. 92 с.

Новикова К.Н. Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы. - Казань, 1996 г.

Основы реабилитации инвалидов в системе социальной работы // Развитие социальной реабилитации в России. – М, 2000.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- М.: ИНФРА-М, 1997.

Профсоюзы и государственная власть в условиях общественных перемен конца XX в. – Казань: Издательство КГУ, 1996.

Развитие сети реабилитационных учреждений для инвалидов в Российской Федерации // Социальная работа № 4, 2002.

Рогова Г.В. Социально-политические процессы и судьбы рабочего движения в России//Мировая экономика и международные отношения, 1996, № 8.

Семигин Г.Ю. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Мысль», 1996 – 206 с.

Словарь терминов по социальной работе. – Калуга: 1992 г.

Соколова И.А. Организация социальной реабилитации инвалидов на базе муниципального центра социальной защиты населения // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000 г. № 2.

Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук; Казань, 2002.

Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. - М.: “Инфра-М”, 2002 г.

Социальная реабилитация детей // Спецкурсы по социальной педагогике.- СПб, издат-во РГПУ, 1998 г.

Социально – бытовая и трудовая реабилитация инвалидов / Пособие для социальных работников. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1997.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997.

Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. Т.2. - М.: Проспект, 1994.

Теория и практика социальной работы6 проблемы, прогнозы, технологии. – М.: РГСИ, 1992 г.

Технологии социальной работы: Учебник под общ. редакцией проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Холостова Е.И., Осадчих А.И. Cоциальная работа с инвалидами. – М.: Ин-т социальной работы, 1996 г.

Приложение


Анкета для участника проекта (родителя ребенка с синдромом Дауна)


Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Вопрос 1. Ваш пол

Вопрос 2. Возраст

Вопрос 3. Кол-во детей в семье

Вопрос 4. Как Вы считаете, участие в программе поможет Вам:

Отдохнуть физически

Сделать неотложные дела

Отдохнуть морально

Другое (указать, что именно).

Вопрос 5. На какой срок, по Вашему мнению, оптимально пребывание Вашего ребёнка в принимающей семье?

На несколько часов

На два-три дня

Более 3 дней

Вопрос 6. Какие требования Вы предъявляете к принимающей семье?

Вопрос 7. Укажите степень доверия принимающей семье по 10-бальной шкале.

Вопрос 8. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье будет способствовать социальной адаптации Вашего ребёнка?

Да

Нет

Не знаю

Вопрос 9. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье будет способствовать развитию Вашего ребёнка?

Да

Нет

Не знаю

Вопрос 10. Есть ли у Вас опасения, что участие в программе может как-то навредить Вашему ребёнку?

Вопрос 11. Какие беспокойства вызывает у Вас участие в проекте?

Вопрос 12. Посоветуете ли Вы другим родителям детей с синдромом Дауна участвовать в этом проекте?

Вопрос 13. Какие пожелания у Вас есть к участникам проекта?

Спасибо за внимание!

Похожие работы:

  1. • Организация социального обслуживания сельского ...
  2. • Социальная адаптация граждан пожилого возраста в ...
  3. • Правовое регулирование имущественных отношений ...
  4. • Некоммерческие организации как субъект гражданского права
  5. • Соотношение общественных объединений и некоммерческих ...
  6. • Некоммерческие организации как юридические лица
  7. • Некоммерческая организация
  8. • Анализ результатов деятельности некоммерческих ...
  9. • Некоммерческие организации как субъекты ...
  10. • Некоммерческие организации: признаки и виды
  11. • Финансы коммерческих и некоммерческих организаций
  12. • Правовой статус некоммерческих организаций
  13. • Третий Сектор - Некоммерческие Организации
  14. • Система правового регулирования социального ...
  15. • Организационно-правовые формы некоммерческих ...
  16. • Особенности налогообложения некоммерческих организаций
  17. • Некоммерческие организации
  18. • Некоммерческие организации
  19. • Организационно-правовые формы некоммерческих ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com