В.И. Маркелов, студент,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Военно-социальная работа призвана удовлетворять социальные потребности представителей таких специфических групп населения, к которым относятся военнослужащие, лица, уволенные с военной службы, и члены их семей. Военнослужащие как социальная группа выступают объектом социальной работы и обладают рядом отличительных особенностей. Как правило, та или иная сфера военно-социальной работы определяет соответствующую ей технологию деятельности со специфической совокупностью целей и задач, способов и путей их реализации, форм и методов работы.
Ключевые слова: военнослужащий, социально-медицинская технология, военно-социальная технология.
Социальную работу с военнослужащими называют «военно-социальной работой».
Военно-социальная работа призвана удовлетворять социальные потребности представителей таких специфических групп населения, к которым относятся военнослужащие, лица, уволенные с военной службы, и члены их семей. Их социальные потребности различны.
► Удовлетворение тех из них, которые обеспечивают минимально достаточные условия жизни, составляют социальную защиту.
► Периодическое удовлетворение социальных потребностей лиц, находящихся в состоянии социального кризиса, относятся к их социальной поддержке.
► Реализация установленных государством гарантий удовлетворения социальных потребностей широкого круга лиц, имеющих на это право, относятся к социальному обеспечению.
► Удовлетворение социальных потребностей лиц путем предоставления им социальных услуг широкого спектра может быть охарактеризовано как социальное обслуживание.
Следовательно, военно-социальная работа является наиболее широким понятием, обозначающим комплекс различных видов и сфер деятельности разнообразных субъектов по удовлетворению социальных потребностей ее клиентов, осуществляемых на концептуально-политическом, нормативно-юридическом и практическом уровнях.
Социальная военная среда — это окружающие военнослужащего условия его жизнедеятельности. Социальная военная макросреда включает все окружающие его общественные, материальные и духовные условия существования, формирования и деятельности. Социальная военная микросреда представляет собой непосредственное социальное окружение конкретного военнослужащего (семья, соседи по месту проживания, воинский коллектив, референтная и другие микрогруппы и т.д.), оказывающее решающее влияние на его деятельность, поведение и общение, на развитие в целом.
Воинский социум — социальное пространство жизнедеятельности военнослужащих, членов их семей, гражданского населения военных гарнизонов, городков и воинских частей; это устойчивая социальная общность, объединенная местом и условиями жизнедеятельности, обусловленных спецификой воинского труда и быта.
Объект военно-социальной работы, как правило, конкретный человек, включенный в социальную военную среду. Предмет военно-социальной работы в этом случае — практическая деятельность соответствующих институтов и организаций, а также отдельных лиц по обеспечению взаимосвязи человека и среды его обитания. Цель военно-социальной работы — гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретного воинского социума.
Принципиально важным является акцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военная среда или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого вида социальной деятельности (на их изучение направлены усилия и других социальных наук). Именно взаимосвязь человека и социальной военной среды обусловливает три основных задачи военно-социальной работы.
Первая задача — организация и осуществление воздействий на человека в целях его социализации в военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум.
Вторая задача — совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкретного воинского социума) в интересах человека.
Третья задача военно-социальной работы — оптимизация взаимодействия человека и социальной военной среды, того или иного воинского социума.
Военнослужащие, как социальная группа, выступают объектом социальной работы и обладают рядом отличительных особенностей. С одной стороны, специфика социальной работы с данной категорией населения во многом обусловлена социально-экономическими и социально-психологическими факторами воинской среды. С другой стороны, на специфику, изначально обусловленную особым видом профессиональной деятельности, накладываются ряд негативных тенденций, характерных для современного этапа развития вооруженных сил РФ:
* усиление противоречия между обязанностями военнослужащих и их правами как граждан РФ;
* непрекращающееся снижение уровня жизни военнослужащих и членов их семей;
* снижение престижности воинского труда и ухудшение социального самочувствия военнослужащих и членов их семей;
* превращение военнослужащих в нестабильную в социально-политическом плане группу населения.
Социальная работа — оказание помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд, военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под постоянным наблюдением врачей, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво, хотя и недостаточно.
Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для армии любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Российской Федерации обусловливаются сложностью их социальной ситуации, и это не может не сказаться на их самочувствии и деятельности.
Все проблемы и кризисы российского общества находят отражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, повышают опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.
Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни.
Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие частично или полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.
Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, кто не получил ранений в вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».
Впервые подобное состояние было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии — у многих участников вооруженных конфликтов. Его основные симптомы:
— слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или самоубийства;
— чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив);
— негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам.
Этот контингент сложен еще и тем, что в первые пять лет после возвращения из «горячих точек» у них практически не бывает заболеваний. Для них в это время характерна лишь разная степень психоэмоционального напряжения. Зато через несколько лет резко возрастает заболеваемость этих лиц даже по сравнению с обычными людьми такого же возраста, не принимавшими участия в военных конфликтах. Речь в основном идет о сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваниях. В последнее время частым стал гепатит.
Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15—20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране. Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.
Как правило, та или иная сфера военно-социальной работы определяет соответствующую ей технологию деятельности со специфической совокупностью целей и задач, способов и путей их реализации, форм и методов работы. Однако в той или иной сфере военно-социальной работы может применяться одна или несколько технологий, что обусловлено мультипликаторным характером социальных потребностей военнослужащих и членов их семей.
Одной из таких сфер является диагностика и прогнозирование, ей соответствуют технологии социальной диагностики и социального прогнозирования. При этом социальной диагностике подлежат:
социальные потребности клиентов военно-социальной работы;
степень развития этих потребностей и их удовлетворения в конкретной воинской части, военном городке, гарнизоне, месте компактного проживания военнослужащих и членов их семей;
степень развития инфраструктуры конкретного воинского социума и ее соответствия потребностям его обитателей;
степень оптимальности и гармоничности взаимодействия военнослужащих и членов их семей со средой их обитания и т.д.
Объектом социального прогнозирования соответственно становятся:
перспективы развития потребностей военнослужащих и членов их семей в конкретном воинском социуме;
перспективы удовлетворения этих потребностей в нем;
перспективы развития социальной военной среды части, военного городка, гарнизона в целях удовлетворения потребностей военнослужащих и членов их семей;
перспективы развития инфраструктуры и организации социальной работы в военной среде.
Данная технология позволяет составлять социально-демографические, медико-социальные, социально-экономические, криминологические и другие прогнозы по развитию конкретного воинского социума, которые способствуют выработке объективных управленческих решений в военно-социальной работе.
Конкретизация технологии социальной адаптации (реадаптации) в связи с иерархическим характером военной организации обусловливает значительное разнообразие форм и направлений начальной стадии социальной адаптации:
молодой семьи офицера (прапорщика) к системе межличностных и межсемейных отношений в части, городке;
военнослужащего к новому воинскому коллективу;
молодого военного специалиста к специальности и должности;
каждого обитателя военного социума к инфраструктуре и т.д.
Технология социальной реабилитации может реализовываться в отношении:
военнослужащих с несоциализированным и девиантным поведением;
семей военнослужащих, имеющих неблагоприятную, негативную динамику развития;
военнослужащих и членов их семей, получивших психотравмирующие воздействия военной или гражданской службы и т.п.
Деятельность институтов и специализированных служб данной сферы, реализующих реабилитационную функцию, должна быть в значительной мере ориентирована на профилактику, своевременное предупреждение социальных отклонений и факторов, их формирующих.
Анимационная технология обусловливает формирование и функционирование сферы социально-культурного развития. Институтами данной сферы являются различные учреждения культуры (театры, кинотеатры, Дома офицеров, гарнизонные клубы, клубы воинских частей, библиотеки и др.) и специализированные службы, создаваемые негосударственными организациями в воинском социуме.
Превентивная, профилактическая и коррекционная технологии военно-социальной работы формируют сферу социальной профилактики и коррекции поведения его обитателей, условий и факторов воинской среды. Ее влияние распространяется на членов воинского социума и на весь социум в целом, на отдельные его части, структуры и институты. Необходимо отметить, что вышеуказанные технологии применяются и в других сферах военно-социальной работы ввиду того, что они являются базовыми, системообразующими технологиями социальной работы.
Образовательная технология военно-социальной работы обусловливает функционирование сферы подготовки и переподготовки кадров. Она охватывает военнослужащих, увольняющихся или уже уволившихся с военной службы, а также членов их семей и связана с их профессиональной ориентацией, переподготовкой на новые для них специальности, а также и трудоустройством в соответствии с потребностями местного или регионального рынков труда.
Организационно-распорядительская технология военно-социальной работы обусловливает развитие и функционирование сферы ее менеджмента. Ее реализация связана с деятельностью тех институтов и служб военно-социальной среды, которые занимаются управлением, руководством, организацией социальной работы и развитием ее инфраструктуры в воинских частях, городках, гарнизонах, местах компактного проживания военнослужащих и членов их семей; материально-техническим и финансовым ее обеспечением, а также институтов разработки стратегии и тактики развития социальной работы в Вооруженных Силах, в округах (на флотах), в объединениях, соединениях и частях.
Содержание еще одной технологии военно-социальной работы — социального просвещения — раскрывается посредством следующих направлений деятельности:
формирование общественных организаций в области социальной работы (ассоциаций, союзов, комитетов, фондов);
проведение симпозиумов, семинаров, конференций военно-социальных работников;
организация изучения, обобщения и распространения передового опыта военно-социальной работы;
издание и распространение научной, учебной и методической литературы по социальной работе в воинской среде;
выпуск и распространение специализированных журналов и бюллетеней;
презентация программ и проектов военно-социальной работы;
связь с общественными организациями, средствами массовой информации и т.п.
В своей совокупности эти технологии обладают следующими преимуществами:
— реализуют основные задачи, методы и организационные формы военно-социальной работы;
— определяют возможности и основные направления развития военно-социальной работы в воинском социуме;
— обусловливают инфраструктуру социальной службы в воинских частях, городках, гарнизонах;
— обосновывают потребности в кадрах специалистов в области военно-социальной педагогики и военно-социальной работы;
— определяют области возможного сотрудничества государственных и общественных социальных служб с социальными службами воинского социума и т.д.
Анализ изученной литературы по проблеме исследования показал, что система социальной работы с различными категориями военнослужащих и членами их семей в современном российском обществе находится еще в стадии становления и характеризуется незавершенностью формирования на основе новых принципов жизнедеятельности. Это является следствием недостаточной социальной ориентации государственной политики, низкого уровня финансирования социальных программ, отсутствия высококвалифицированных специалистов по социальной работе, подготовленных по специализации «Социальная работа с военнослужащими».
Литература
Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Федеральный закон РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Волошина И.А., Жидунова Л.Г., Кузнецова Л.Г. и др. Психологическая поддержка военнослужащих. М., 2001.
Гатвинский А.Н. Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас // А. Н. Гатвинский, Е. В. Слабнина; Министерство труда и социального. развития РФ. Поволжский межрегиональный учебный центр. Саратов, 2000.
http://ihtik.2x4.ru/med_22dec2006/med_22dec2006_100.rar
http://ihtik.lib.ru/sociology_21sept2007/sociology_21sept2007_№.rar
Липский И.А. Военно-социальная работа на уровне человека // Армия и общество. 1998. № 1. С. 84—95.
Луговая О.М. Дезадаптация военнослужащих — участников боевых действий и пути снижения ее негативного влияния на социум // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов. Воронеж, 2003.
Певень Л. В., Шишканов А.И. Состояние и перспективы решения социальных проблем военнослужащих // Социологические исследования. 2002. № 5.
Певень Л. В., Шишканов А.И. Социальная защита военнослужащих — у критической черты //Правозащитник. 2002. № 4.
Проблемы комплектования армии и флота по-прежнему остры // Ракурс: Теория. Практика. Информация. М.: ГУВР ВС РФ, 2001. Вып. 2. С. 23—36.
Профориентация и социальная поддержка военнослужащих, уволенных в запас / Под ред. И.В. Стазаевой. Саратов, 1995.
Скок А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ, 1997.
Технологии социальной работы: Учебник / Под общ ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 344—362.
Черносвитов Е.В. Социальная медицина. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.