Реферат
Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности
Введение
Сорокин Питирим Александрович один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателей американской социологии, эмигрировавший в 20-х годах из СССР в США. Американский социолог русского происхождения.
Питирим Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в обществе, на всех его уровнях – от отдельного индивида до человечества как единого, многослойного и разнообразного целого. В его понимании макросоциология выступает как вершина обществоведения, обогащает все частные общественные науки и обогащает ими, позволяя проникать в глубинные тонкие механизмы пульсации общества.
Его теория существования суперсистем культуры – одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, которая, в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры»
Основные труды П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937–1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм – моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963).
Сорокин Питирим Александрович (1889–1968). Российский и американский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889–1904 гг.). Мать была коми, отец – русский. До приезде в Санкт-Петербург П. Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы Первой русской революции (1905–1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г., то есть уже в 20-летнем возрасте) сдал экзамены за гиназический курс. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в С.-Петербурге, где проучился один год. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как «разновидность эмпирического неопозитивизма». Параллельно занимался революционной деятельностью и пару недель отсидел за это в тюрьме.
В 1917 г., после Февральской революции, социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплины. П. Сорокин в 1919–1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем – отделения социологии Петроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса «Уголовной социологии». В сентябре 1922 г. П. Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете.
Что такое социология и что она изучает
Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности, – таково общее определение социологии.
Социология изучает жизнь и деятельность людей.
Наблюдая свою собственную жизнь и жизнь других людей, мы видим, что она состоит в непрестанной деятельности. Мы постоянно действуем, постоянно что-то делаем. То мы делаем одну работу, то другую; то отдыхаем, то трудимся; временами мы смеемся, временами плачем; временами помогаем и любим кого-нибудь, иногда – враждуем и ненавидим. Каждый человек с момента своего рождения непрестанно действует. Одни из его действий сознательны, другие – бессознательны; одни поступки обдуманы, другие – нет; одни хороши, другие – плохи. Но пока человек живет, – он действует. Только в часы сна напряжение этого действия ослабевает. Только в эти часы шумное море человеческих действий затихает на время. В остальные же часы человеческие поступки похожи на бурный и стремительный водопад, кипящий, бурлящий, бьющий ключом. В таком непрестанном действии и состоит человеческая жизнь. Рядом с этим мы видим и другое. Видим, что поступки или действия разных людей не одинаковы. Крестьянин большую часть жизни трудится над землей; рабочий – на фабрике; чиновник – в канцелярии; купец – в магазине. Одни люди властвуют и правят, другие – подчиняются. Одни богаты, другие – бедны. Одни живут хорошо, ведут себя честно, другие совершают преступления и попадают в тюрьму.
Вот и встает вопрос: почему же деятельность людей такова, а не иная? Почему у одних жизнь сложилась. одним образом, у других – иначе? Почему они действуют не одинаково? Вместе с этим мы знаем, что не только отдельные люди, но и целые группы людей, целые народы по своей жизни и истории отличаются друг от друга. Английский народ не похож на русский, оба отличны от японцев и т.д. Характер, образ жизни, религия, язык, нравы, обычаи этих народов отличны друг от друга.
Несходны также их история и исторические судьбы. И здесь снова встает тот же вопрос: чем объяснить это различие? Почему жизнь англичан сложилась одним образом, а жизнь китайцев – другим?
Социология и ставит своей главной и конечной задачей объяснить жизнь, поведение и судьбу отдельных людей и целых народов.
Но ясно, что эта задача очень трудная. Для того, чтобы решить ее, нужно изучить ряд других вопросов, которые связаны с этой главной загадкой. Чтобы уметь считать миллионы, нужно предварительно знать, как складываются, вычитаются, умножаются и делятся единицы, десятки, сотни и тысячи. То же и тут.
Первым из них является строение человеческого организма и его свойства. Движения всякой машины ближайшим образом определяются ее строением. Самовар не может вертеться и шить материю, швейная машина не может кипятить воду, а веялка не может тащить вагоны, потому что так действовать не позволяет им их строение. Корова не может быстро бегать, свинья – доить молоко, а лошадь – летать, потому что их строение не дает им возможности так поступать. То же применимо и к человеку. Его действия и поступки ближайшим образом зависят от его анатомического строения. Если бы у нас было иное устройство гортани, мы не могли бы говорить; если бы у нас не было таких членов, как руки и ноги, мы не могли бы двигаться и делать тысячи постоянно выполняемых нами тонких и сложных движений. Если бы у нас не было мозга или развитой нервной системы, мы не могли бы мыслить. Если бы наши пищеварительные и питательные органы были устроены так, как они устроены у коровы или овцы, тогда мы могли бы питаться травой и пастись подобно этим животным. Но они устроены у нас иначе, потому и пища иная и добывать ее мы должны иным способом.
Значит, чтобы понять поведение людей и характер их деятельности, мы должны знать анатомическое строение человеческого организма и его жизненные (физиологические) свойства. Эти знания дают нам науки о жизни, в частности анатомия и физиология человека. Социология берет их готовыми у этих наук. Отсюда следует, что успешное усвоение социологии требует хотя бы элементарного знакомства с этими науками.
Если бы, однако, поведение или деятельность людей зависели и объяснялись только их анатомическим и физиологическим строением, то дело обстояло бы сравнительно просто. Тогда не нужно было бы и социологии. Анатомия и физиология человека тогда нам объяснили бы все.
Но дело обстоит иначе. Ежедневное наблюдение показывает нам, что люди, имеющие более или менее одинаковое строение, ведут себя самым различным образом. Бедняк по своему строению не больше отличается от богача, чем от бедняка. Между тем, жизнь и деятельность богача и бедняка совершенно различны. Один и тот же человек, не меняющий своего строения, иногда в течение одного, двух месяцев или годов резко меняет свое поведение. Сегодня он – царь, окружен почетом, все перед ним преклоняются; все ему подвластно. Завтра – он ничто, пленник, который не может выйти из своего дома, которого никто не слушает, которым командует первый приставленный к нему солдат или стражник. Такова, например, была судьба Николая Романова. И обратно. Сколько мы видим людей, которые в короткое время из бедняков делались богачами, из незаметных лиц – героями, из подчиненных – начальством. Вместе с изменением их положения изменялась и вся их жизнь, все их поведение. Их анатомо-физиологическое строение оставалось тем же самым, а поведение и жизнь коренным образом менялись. Такие факты наблюдает и знает каждый. Значит строение человека не объясняет еще его поведения. В чем же дело?
Зависимость поведения человека от других людей. Дело в том, что жизнь и судьба человека зависит не только от него самого, но и от других людей. В поговорке: «каждый человек кузнец своего счастья» – только половина истины, а не вся. Если бы люди жили уединенно, одиночками, если бы они не встречались друг с другом, если бы они похожи были на Робинзона, попавшего на необитаемый остров, тогда, быть может, дело и обстояло бы так. Но мы знаем, что люди жили и живут не уединенно, а в среде других людей. Дома их построены рядом. Скопления таких домов образуют деревни, села, города. В последних на небольшом клочке земли бок о бок живут целые тысячи, сотни тысяч и миллионы людей. Иными словами, люди живут не уединенно, а в обществе себе подобных, ведут они не одиночную, а общественную жизнь. Постоянно встречаются друг с другом, разговаривают, совместно работают. Совместно веселятся или горюют, борются или помогают друг другу и т.д.
При такой общественной жизни поведение и деятельность человека зависят не только от него самого, но и от других людей.
Мы влияем на жизнь и судьбу других людей, и другие люди влияют на нас самих. Не все зависит от нашей воли и желаний, но многое зависит и от воли других. Часто мы ставим себе определенную цель и думаем ее достигнуть, но вмешиваются люди, встают «поперек нашей дороги», препятствуют нам, и наша цель оказывается неосуществленной. Иногда бывает и наоборот: то, что не под силу нам одним, оказывается возможным и осуществимым благодаря помощи других людей. Один крестьянин не может купить много товару и не может бороться с купцом, но много крестьян, соединившись в одно кооперативное общество, эту задачу решают успешно. Один человек не может построить громадный дворец, но много людей совместными силами строят громаднейшие дворцы, огромные города, прорывают туннели, засыпают реки и т.д.
Но влияние людей друг на друга такими фактами не исчерпывается. Оно гораздо больше и глубже. Поясним, в чем дело. Каждый человек, с момента своего рождения, оказывается в среде других людей. С этого же момента начинается их влияние на каждого из родившихся. Вольно или невольно, сознательно или бессознательно, они начинают формировать вновь появившегося человека по своему образу и подобию. Каковы будут окружающие ребенка люди, таковым становится и он сам. Язык, на котором будет говорить этот ребенок, будет языком тех, кто его окружает. Родившийся в среде русскоговорящих людей, будет говорить по-русски, в среде немецко-говорящих – по-немецки. Религия, которую он будет исповедовать, будет религией тех, кто его окружает. Дети православных становятся обычно православными, католиков – католиками, евреев евреями. Взгляды и убеждения ребенка определяются опять-таки взглядами и убеждениями окружающих людей. Он будет считать злом то, что считают злом его окружающие, добром-то, что называют добром последние. Его одежда, его манеры, образ жизни, занятия, нравы, привычки будут такими, какими привьют их ему окружающие. Манеры «барчука» – одни, крестьянского ребенка – другие. Занятия первого одни, второго – другие.
От окружающих же людей будет зависеть и дальнейшее образование характера и склонностей молодого мальчика. Его семья определяет, чем он будет: поступить ли в школу или нет. Если поступить, то в какую. Школа, учитель и сотоварищи ребенка продолжают дальнейшую его переделку. От первых в значительной мере будет зависеть: что будет знать ребенок, какие черты в нем будут воспитываться, к чему он будет готовиться. Дети англичан получают в школе одно образование и воспитание, дети турок – другое. Дети русских – третье, дети дикарей не учатся совсем и выходят невеждами.
Если различна эта среда людей, окружающих и влияющих на ребенка, – различными будут и дети, различные люди из них и вырастут. И действительно, англичанин не похож на русского, тот и другой на индуса, все три – на самоеда. И язык, и религия, и нравы, и вкусы, и понятия о добре и зле, и весь образ жизни у них – несходны. Какова окружающая ребенка, а затем взрослого, человеческая среда, такими выходят и люди. Если она хороша, то хорошим становится и выпускаемый ею на житейский базар человеческий товар. Если она похуже – неважными оказываются и бывшие у нее в переделке люди. Сказанное объясняет, что влияние других людей на нас огромное, решающее. Мы мыслим, чувствуем, живем, веруем, любим, ненавидим, делаем то и так, что и как «привили» нам окружающие и окружавшие нас сочеловеки. Каждый родившийся (кроме детей совершенно больных, калек, уродов и т.п.) похож на мягкий воск; что из этого воска получится – «богу ли свечка или черту кочерга», православный или язычник, земледелец-хлебороб или чиновник, монархист или социалист, образованный или невежда, «работяга» или «лентяй», русский или американец, честный или преступник, – все это зависит от того, каковы были окружающие человека люди, какие убеждения, верования, нравы они ему «привили», как его «формировали», как воспитывали. Дети преступников обычно становятся преступниками, русских – русскими, магометан – магометанами, крестьян – хлеборобами, чиновников – чиновниками, социалистов – социалистами, монархистов – монархистами и т.п.
Таким образом, жизнь и деятельность каждого человека, весь его характер, весь его умственно-нравственный уклад коренным образом определяется другими людьми, тем «обществом», которое его окружало и окружает (семья, товарищи, школа, земляки и все люди, с которыми он встречался в жизни) с первых дней рождения и в течение всей жизни.
Теперь легко понять, почему одно анатомо-физиологическое строение человека не может объяснить' жизни и деятельности людей. Мы видим, что наряду с этим строением приходится учитывать и характер того общества, в среде которого родится и живет человек.
Таково второе основное условие, необходимое для понимания поведения и жизни как отдельных лиц, так и целых народов. Вот это-то условие и является важнейшим предметом изучения социологии. Жизнь и деятельность любого человека мы не можем понять, не изучивши жизни и деятельности других людей, их взаимных влияний, их взаимоотношений, их совместного существования.
Вот почему социологии приходится изучать жизнь и деятельность не отдельного, одиноко живущего человека, а жизнь и деятельность многих совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. Без такого изучения мы не можем понять ни жизни, ни поведения отдельного человека.
Явление, когда люди взаимно влияют на поведение друг друга, будем для краткости называть взаимодействием (взаимным действием). Так, если А ударил В и, благодаря этому, В ответил ударом, то между А и В, согласно сказанному, существует взаимодействие: без влияния (поступка) Л, В не ударил бы его. Если А готов дать В фунт сахару за то, что В дает ему пять фунтов муки, то мы опять скажем: А и В взаимодействуют; их поступки взаимно обусловлены. Если при виде своего ребенка мать бросилась к нему и стала его целовать, мы опять должны сказать, что ребенок и мать находятся в состоянии взаимодействия, ибо не будь ребенка, – мать не стала бы целовать и ласкать его.
Взаимодействие людей существует всюду, где один или одни люди влияют на поведение других или другого; и обратно, взаимодействия нет, если поведение одного или одних людей не зависит от поведения другого или других.
Всякая совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом, называется социальной группой или обществом. Их совместная жизнь называется общественной жизнью. Их взаимные отношения – общественными или социальными отношениями. И общество, и общественную жизнь, и общественные отношения будем называть социальными явлениями.
Изучение общества (населения), общественной жизни и общественных отношений и является фактически главной задачей социологии. Изучив их, мы многое поймем в жизни и поведении каждого отдельного человека. И обратно, не зная ничего об обществе и общественной жизни, мы не сумеем объяснить и жизнь отдельных людей.
Теперь легко понять и само слово «социология». Оно означает в переводе на наш язык – «слово об обществе». В нашей науке человек рассматривается не как уединенно живущее существо, а как «сообщественник», живущий в среде других людей и взаимодействующий с ними, т.е. влияющий на поведение других и, в свою очередь, обусловливаемый в своем поведении другими людьми. Таким образом мы пришли к следующим выводам.
Конечной и главной задачей социологии является понимание поведения и деятельности людей. Но так как люди живут не уединенно, так как поведение и судьба любого человека зависит от поведения других людей, то для решения этой задачи нужно изучить совместную жизнь многих людей, нужно понять общество, общественные отношения и общественную жизнь: нужно рассматривать человека не как одинокое существо, а как «сообщественника», socius'a, живущего в среде себе подобных.
2. Основные отделы социологии
Как и с какой точки зрения следует изучать общество, общественную жизнь и общественные отношения?
Подобно другим наукам социология рассматривает их с следующих точек зрения.
Она изучает, во-первых, строение и состав общества или населения. Для познания любой сложной машины нужно познакомиться с ее частями и с тем, как эти части сложены. То же применимо и к любому обществу или населению. Важно знать, из каких людей оно составлено, сколько их и на какие слои или классы население распадается. Изучение строения населения составит первую часть социологии.
Во-вторых, она изучает главные формы совместной человеческой деятельности и поведения, иными словами – характер взаимоотношения людей и социальные процессы. Ниже мы увидим, что поведение людей не случайно, а закономерно. Оно определяется рядом сил и условий, которые побуждают людей делать одно и не делать другое. В этой части социология исследует те силы, которые определяют собой наше поведение и ход общественно-исторических событий. Для познания любой машины важно знать не только ее строение, но и то, как эта машина работает, какова она в действии и какие силы толкают ее на работу. Если мы не будем знать, как работает паровоз, если нам будет неизвестно, что эта машина приводится в действие паром, то наше знание паровоза будет неполным. То же применимо и к обществу. Мало знать, из каких людей оно составляется; мало знать, на какие слои оно распадается; важно еще знать, как внутри общества люди ведут себя, какие взаимоотношения существуют между ними, как из поступков отдельных людей создаются огромные общественно-исторические процессы и какие силы управляют поведением человека, а тем самым и общественными движениями. Таким путем мы познаем жизнь общественной группы. Изучение общественных сил и процессов составит вторую часть социологии.
В-третьих, социология изучает общество с точки зрения его развития. В мире все изменяется с ходом времени. Зерно становится растением, растение созревает, живет и умирает. Дитя становится юношей, юноша взрослым, взрослый стариком. Одни нравы и обычаи сменяются другими, другие – третьими. Тысячу лет тому назад люди жили не так, как живут теперь, через сотни лет они будут жить иначе, чем живут в наше время. Для того чтобы хорошо знать любую вещь, важно знать не только ее строение, ее действия или движения, но и то, как эта вещь возникла, как она изменялась, как она развивалась. То же применимо и к обществу. Для полного понимания общества важно знать не только его строение и жизнь, но и его историю: как оно возникло, как изменялось, как развивалось. Только в этом случае наше знание общества и общественной жизни будет полным. Изучение развития общественной жизни составит третью часть социологии.
Таким образом, социология изучает общество с трех главных точек зрения; с точки зрения: 1) его строения и состава, 2) с точки зрения данных в нем. процессов или его жизнедеятельности; 3) с точки зрения происхождения и развития общества и общественной жизни. Строение, жизнь, происхождение и развитие общества – таковы основные задачи изучения социологии. Согласно со сказанным выше, познание этих фактов является тем самым познанием жизни, поведения и деятельности отдельных людей.
3. Структура социологического знания
Вся социология делится им на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:
1) «…на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения». Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. «Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,… во-вторых, изучаемых … с точки зрения их строения»;
2) «…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы». Она делится на 3 части:
«…1 часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов…
2 часть… ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения… здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы…
3 часть…изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти…
Эти три части «Социальной механики» исчерпывают «физиологию общества», т.е. учение о социальных процессах».
3)»… на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений» «…ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции (в отличие от оценочной теории прогресса).
Практическая социология (или «социальная политика»): «Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни… для наилучшего использования социально-психической энергии».
4. Социологический анализ
Основа социологического анализа – социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие возможно: 1. при наличии 2-х или более индивидов; 2. наличие актов, через которые происходят взаимные переживания и поступки. Акты представляют собой реализацию психической энергии и являются, в тоже время, раздражителями. Акты – раздражители делятся на акты терпения-воздержания, продолжительного и мгновенного действия, интенсивные-слабые, сознательные-бессознательные; 3. наличие проводников (передача реакции от одного индивида к другому через язык, письменность). Соединение этих 3-х факторов образует социальную систему. Особое внимание он акцентирует на роли потребностей как мотива поведения.
Сорокин классифицирует взаимодействие по различным основаниям. В зависимости от первого структурного компонента взаимодействие делится на: взаимодействие между 2-мя индивидами; между одним и многими; между многими и многими. В зависимости от природы акта взаимодействия между: односторонними и двусторонними; длительными и временными; антагонистическим и солидарным; шаблонным и нешаблонным; сознательным и бессознательным. В зависимости от проводника – звуковым, светоцветовым, тепловым и т.д.
Связь между структурными компонентами взаимодействия образует коллективное единство – однорасовые, однополые, одновозрастные единства, пассивные и активные, связанные звуками. Он выделял 3 уровня взаимодействия:
Межиндивидуальные отношения;
Комбинация элементарным групп;
Отношения между кумулятивными группами (классы, нации, элита).
Индивид оказывается членом множества групп, которые могут быть закрытыми, открытыми и полузакрытыми. Общество не может существовать без неравенства. Равенство это миф.
Заключение
Сорокин не только надолго сохранит это видение структуры социологического знания, но также использует многие версии и наметки двухтомника «Системы социологии» в своих работах американского периода. Интересен в этом смысле комментарий В.В. Сапова: «Система социологии» по замыслу автора должна была состоять «по меньшей мере», из восьми томов, из них опубликованы два тома». Структура социологического знания, в книге, безусловно, есть, но вот структуру труда, состоящего из 8 томов, с распределением информационных блоков по каждому тому, здесь не имеется. Если следовать логике Сорокина, который посвятил «первых тома двум подотделам социальной аналитики, то можно предположить, что на социальную механику предполагалось написать 3 тома (по каждой из перечисленных выше частей), на социальную генетику, видимо, отводилось 2 тома, потому как круг поднимаемых вопросов, которые призвана решать, по Сорокину, социальная генетика, очень широк, а этого автора отличает подробное и обстоятельное изложение материала и 8 том, вероятно, планировался для изложения «рецептов» «социальной политики». Подтверждения этой моей гипотезе найти не удалось.
Интерес представляют дальнейшие выводы В.В. Сапова: «Основные идеи третьего тома «Системы социологии» изложены П.А. Сорокиным в «Общедоступном учебнике социологии». Как сильно «разросшиеся» части третьего тома можно рассматривать книги Сорокина «Голод как фактор» (Пг., 1921 г., сохранилось 17 печатных листов этого уничтоженного советской цензурой труда) и «The Sociology of Revolution» (1925). И еще две книги можно рассматривать как продолжение «Системы социологии»: «Social Mobility» (1927), и «Contemporery Sociological Theory» (1928), и, тем не менее, задуманный Сорокиным грандиозный «синтез» не был завершен. В конце 20-х годов произошла идейная переориентация Сорокина. Свои прежние воззрения он отнес теперь к умеренной форме «русского бихевиоризма» (Russion Sociology in 20 Century, 1927). Это и явилось основной причиной, в силу которой «Система социологии» в целом не была завершена».
Список используемой литературы
Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М., 1993.
Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии. // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №4.
Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994.