Рефетека.ру / Социология

Контрольная работа: Социальные слои населения

Содержание


Введение

1. Методы распределения общества по слоям

1.1 Сущность социального неравенства

1.2 Анализ структуры общества с помощью методов

неравновесной статистической механики

2. Обеспечение освещения конференций, ярмарок. Помощь

в программах, связанных с потребителями

Заключение

Список литературы


Введение


В контрольной работе раскрываются следующие вопросы: «Методы распределения общества по слоям», «Обеспечение освещения конференций, ярмарок».

Актуальность рассмотрения данных вопросов заключается в следующем.

Разделение функций и труда увеличивает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом все члены общества распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.

Поэтому основой разделения людей на группы послужило разделение труда, на которое влияли первоначально только такие характеристики как возраст, пол, состояние здоровья, а впоследствии – социальное происхождение, жизненный опыт, образование и т.д.

Для обеспечения освещения конференций создаются Независимые организации. Также они созданы для содействия становлению и развитию гражданского общества в России, углубления диалога и взаимодействия между обществом и властью, укрепления социального партнерства и гражданского согласия в России.

Цель работы: детально рассмотреть предложенные вопросы.

Для более детального и точного достижения цели, в работе поставлен ряд задач:

– определить сущность социального неравенства;

– проанализировать структуру общества с помощью методов неравновесной статистической механики;

– выяснить, кто и каким образом обеспечивает освещение конференций, ярмарок.

1. Методы распределения общества по слоям


1.1 Сущность социального неравенства


Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).

Неравенство – это неравномерное распределение жизненно важных ресурсов в классовой структуре, во втором – в системе социальной стратификации (социальной иерархии, состоящей из слоев. Классовая структура формируется вокруг распределения экономической власти в рыночном обществе. Одно из главных ее проявлений – отношения занятости. Главные позиции в этой структуре – работодатель и наемный работник. Одни выходят на рынок труда с разными формами капитала, другие – с простой рабочей силой. Классы различаются качественными характеристиками своего места в распределении экономической власти, в системе занятости.

Слои (страты) различаются количественными характеристиками распределения жизненного важных ресурсов. Одни имеют данного ресурса много, другие мало. Часто выделяют слои по таким критериям: уровень доходов и уровень жизни. Эти характеристики обычно связаны с другими критериями социальной стратификации: престиж, власть, образование. Положение человека как в классовой, так и в слоевой структуре серьезно влияет на объем и содержание его потребления. Однако влияние это не является однотипным. Рабочий и лавочник могут принадлежать к одной страте, выделенной по уровню доходов, но они принадлежат к разным классам. Преуспевающий бандит может иметь такие же доходы, как и менеджер. Они в одной страте, но в разных классах.

Существует две особенности стратификации общества в современной России:

1) динамичный характер;

2) «молодость» и незавершенность структуры, продолжающиеся трансформационные процессы.

Выделяют следующие страты в современном российском обществе:

1. Верхний слой общества (элиты и субэлиты):

а) правящая элита. К этому слою российского общества относятся руководители властных структур и политических партий, верхнее звено государственной бюрократии, а также собственники крупного капитала (олигархи). За годы реформ персональный и социальный его состав существенно обновился. Но произошло это, главным образом, за счет экономического крыла элиты, в то время как состав ее политического крыла не столько сменился, сколько перегруппировался. Как показывают многочисленные исследования, большей части партийно-комсомольской номенклатуры удалось сохранить высокий статус, конвертировав свой политический и социальный капитал в экономический. В настоящее время российская элита так же замкнута и противопоставлена обществу, как прежде коммунистическая номенклатура;

б) верхний (субэлитный) слой. Данный слой представлен преимущественно собственниками средних и относительно крупных фирм, директорами крупных и средних приватизированных предприятий, а также наиболее состоятельной частью других групп занятого населения (главным образом, менеджеров и специалистов бизнес-профессий). На три четверти он представлен мужчинами, почти 90% которых молоды или находятся в среднем возрасте; 2/3 имеют высшее образование, а большинство остальных – среднее специальное. Это наиболее урбанизированный слой.

2. Средний протослой. Около 2/5 этого протослоя составляют мелкие предприниматели и менеджеры, несколько больше – квалифицированные специалисты (профессионалы) и примерно 1/5 – служилые люди (среднее звено бюрократии и офицеры). Фактором, объединяющим эти группы, служит срединное положение на социально-стратификационной шкале. Однако они мало напоминают средние классы современных западных обществ. Это скорее зародыш полноценного среднего слоя, своего рода протослой. Группы, относимые нами к среднему слою, не похожи друг на друга ни положением, ни социокультурным обликом, их совокупность социально гетерогенна. Можно выделить как минимум две группы: первая – «новый слой», сформировавшийся в период экономических реформ, воспринявший ориентации западного типа и выделяющийся по уровню благосостояния; вторая – старый «дорыночный» средний класс, принадлежность к которому определяется неким «высшим качеством» личности (высокая нравственность, приоритет духовных ценностей). Сформировавшийся разрыв в доходах между этими двумя группами компенсируется такими важными характеристиками старого класса, как образование, культура, информация, диапазон социальных связей.

а) верхний слой представлен в основном менеджерами и предпринимателями, специалистами, военными, гуманитарная интеллигенция. Более 50% занято в частном секторе;

б) средний слой составляют специалисты и квалифицированные рабочие, руководители предприятий. Почти 50% занято в частном секторе, много молодежи (до 25 лет);

в) нижний слой – «белые» и «синие» воротнички, 2/3 занято в государственном секторе.

Высокий профессионально-квалификационный потенциал, благоприятная структура занятости, сравнительно терпимое материальное положение, относительная многочисленность и тенденция к дальнейшему расширению позволяют рассматривать средний протослой как потенциальную движущую силу трансформационного процесса. Именно формирование полноценного среднего слоя служит одновременно показателем стабильности и поступательного развития общества, так как он сосредоточивает в себе квалифицированные кадры, обладающие высоким профессионализмом, гражданской активностью.

3. Базовый слой. Этот наиболее массивный элемент социальной структуры представлен средними рядовыми россиянами. Подавляющую часть их составляют работники средней и невысокой квалификации, занятые исполнительским трудом по найму. Три четверти из них работают в государственном секторе и только 9% – в частном. Это пролетаризированная интеллигенция, полуинтеллигенция (технические служащие), рабочие, крестьяне, низовые работники торговли и сервиса; 55% базового слоя составляют женщины чаще среднего и старшего возраста, с образованием в пределах школы или техникума. Большинство его представителей живут в средних и небольших провинциальных городах, селах и деревнях.

4. Нижний слой. Нижний слой общества в наших расчетах представлен работниками, не имеющими профессий и выполняющими простейший труд. Это наименее образованный, самый бедный, малоинициативный и социально беспомощный слой. Доля пожилых людей здесь в 1,6 раза выше средней, женщин в 1,5 раза больше, чем мужчин.


1.2 Анализ структуры общества с помощью методов неравновесной статистической механики


С помощью методов физической экономики построена модель реконструкции функции распределения элементов Российского общества, по ликвидным накоплениям и изучено влияние её на экономические характеристики общества.

В качестве исходного уравнения мы выбираем стохастическое дифференциальное уравнение Ито баланса доходов и расходов семей с учетом случайных факторов.

Необходимо отметить, что результаты полученного уравнения не зависят от малых изменений правой части. Модели, нечувствительные к малым изменениям носят название структурно устойчивых.

Случайными изменениями внешних условий являются:

1. Неконтролируемое налогообложение – обеспечение максимальных поступлений в бюджет при дополнительном условии: сохранении высокой рентабельности производства, платежеспособного спроса, уровня жизни людей и социальной стабильности.

2. Ценообразование – при каких условиях свободный рынок может регулировать цены, и при каких необходимо вмешательство государства и / или общества.

3. Адресная эмиссия – денежная эмиссия ведет к инфляции в унимодальном обществе, в случае, когда эмитированные средства распределяются равномерно. В бимодальном обществе эмиссия адресуется в определенный слой общества и ведет к понижению цен.

Показано, что корректное получение функции распределения элементов Российского общества по ликвидным накоплениям возможно с помощью стохастического дифференциального уравнения Фоккера-Планка в формализме Ито. Показано, что предложенная модель структурно устойчива. Построены графики, отражающие экономическую структуру общества в 1995, 1998, 2008 гг. позволяющие проследить динамику Российского общества за эти годы.

На основании приведенных графиков можно сделать вывод о том, что структура общества находится в постоянной динамике. Если 1995 г. структура бимодальна, то к 1998 г. изменяются пропорции бимодального общества и появляется «убегающий хвост» подчиняющийся закону Парето, формулирующийся следующим образом: примерно три процента наивысших индивидуальных доходов следуют обратному степенному закону, что дает нам «хвост». Парето предположил, что этот «хвост», вероятно, возникает потому, что богатый человек может более эффективно умножать свое богатство, чем средний индивидуум. В 2008 г. изменились только пропорции распределения населения.

Также необходимо отметить влияние государства на модель. Анализ показывает, что наибольшее влияние на структуру доходов населения государство оказывало в 1995 г., в 1998 г. влияние государства практически отсутствовало, в 2008 г. мы вернулись к государственному регулированию.


2. Обеспечение освещения конференций, ярмарок. Помощь в программах, связанных с потребителями


Независимые организации созданы для содействия становлению и развитию гражданского общества в России, углубления диалога и взаимодействия между обществом и властью, укрепления социального партнерства и гражданского согласия в России.

Для выполнения своих задач данные организации предусматривают:

– содействовать преемственности демократических преобразований в России, ее устойчивому развитию путем становления институтов гражданского общества;

– содействовать развитию национальной экономики, науки, образования, культуры, спорта, стабильному эволюционному развитию страны, налаживанию цивилизованных отношений между представителями различных политических сил и социальных групп российского общества,

– объединять и координировать усилия общественных организаций и гражданских объединений представителей делового сообщества страны с представителями всех ветвей власти по становлению и развитию полноценного гражданского общества в России;

– участвовать в организации и проведении Всероссийских и межрегиональных компаний, гражданских акций по обеспечению конституционных прав граждан на свободное волеизъявление на выборах в федеральные, республиканские, областные и местные органы законодательной власти и местного самоуправления, добиваться включения в предвыборные программы партий, избирательных объединений и их кандидатов положений о необходимости гарантий всемерного содействия развитию Гражданского общества и его институтов в России.

– участвовать и оказывать всемерную поддержку деятельности и реализации проектов общероссийских общественных организаций, в которых Независимая организация «Гражданское общество» и Национальный фонд «Общественное признание» являются соучредителями, прежде всего, Национальному Гражданскому Комитету по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, Национальному Гражданскому Совету по международным делам, Международной Академии телевидения и радиовещания, а также своим соучредителям Московскому Английскому Клубу, Социально-экономическому учреждению «Деятели искусства и спорта за гражданское общество» «ДИСГО» и другим некоммерческим партнерским организациям и гражданским объединениям;

– осуществлять организационную, информационную и благотворительную деятельность с целью оказания поддержки конкретным научно-образовательным, культурным и спортивным проектам, служащим целям укрепления интеллектуального и творческого потенциала российских граждан, возрождению духовности и здоровья нации;

– содействовать в реализации и защите гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан РФ, способствовать их активному вовлечению в гражданское общество и расширению международного гуманитарного сотрудничества;

– оказывать материальную, социальную, моральную поддержку раненым военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб, участникам антитеррористических операций, семьям погибших воинов и ветеранам боевых действий, связанных с защитой территориальной целостности страны и охраной ее границ;

– осуществлять сотрудничество с Русской Православной Церковью и иными религиозными концессиями в рамках реализации совместной социальной программы «Возрождение духовных ценностей – основа гражданского общества России».

Независимые организации проводят социологические исследования по актуальным проблемам общественного развития, публиковать их результаты в собственных и др. СМИ.

Программа содействия развитию отечественной экономики, социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры и спорта включает в себя следующие мероприятия:

– разработка и реализация совместных программ с Российским союзом промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палатой РФ;

– организация и проведение общественных всероссийских и межрегиональных экономических форумов, конференций, симпозиумов и «круглых столов» по проблемам взаимодействия государственных и гражданских институтов (прежде всего предпринимательских объединений и саморегулируемых организаций), привлечения в реальный сектор экономики страны российских и зарубежных инвесторов, развития фондового рынка, повышения социальной ответственности российского бизнеса, совершенствования пенсионного обеспечения и страхования граждан. (Минэкономразвития, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации РФ);

– участие в заседаниях клуба «Открытый форум» (совместно с Национальной Ассоциацией политических прогнозов);

– участие в организации и проведении общественных конференций «Стратегия развития России и вызовы глобализации XXI века»;

– участие в организации и проведении конкурса «Окно в Россию», целью которого является привлечение внимания к творческим коллективам, организациям и учреждениям в сфере культуры в провинции, развитие межрегиональных связей в области культуры.).

Учреждение Золотого товарного знака «Общественное признание» Национального фонда «Общественное признание» и Независимой организации «Гражданское общество».

1. Разработка и регистрация Золотого товарного знака «Общественное признание», вручаемый предприятиям и авторским коллективам, чья производственная или интеллектуальная продукция получила широкое признание в российском обществе и качество которых подтверждено соответствующим заключением профильных специалистов и Экспертных Советов Национального фонда «Общественное признание» и Независимой организации «Гражданское общество» в следующих номинациях: «Экономика и предпринимательство», «Здравоохранение, спорт, экология», «Наука и образование», «СМИ и информационные технологии».

2. Создание Экспертной комиссии и Большого общественного экспертного Совета для решения вопроса о присуждении Золотого товарного знака «Общественное признание» товару-номинанту.

Проект «Права человека – основа гражданского общества»

Главная цель проекта – практическая правовая помощь потребителям, для чего на всей территории страны формируется некоммерческая информационная структура по просвещению граждан в сфере защиты потребительских прав, о системе защиты прав потребителей в лице органов государственной власти, местного самоуправления и обществ защиты потребителей, о правах потребителей в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», возможностях и механизмах защиты потребительских интересов. Для оказания бесплатной правовой помощи потребителям создаются некоммерческие информационно-консультационные центры и пункты.

Основными принципами функционирования сети являются:

– свободный и бесплатный доступ к информационным ресурсам сети;

– первичная бесплатная консультативная помощь при защите прав потребителей;

– использование практического опыта юристов СПРФ по защите потребительских прав.

Общероссийский проект «Сеть правовой защиты прав потребителей» неразрывно связан со «Стратегией 2020» – долгосрочным планом развития России в первую очередь, потому, что направлен на правовое просвещение самого большого социума нашего общества – потребителей и, потому что потребители, кем бы они не являлись по своему социальному статусу и профессии, наиболее заинтересованы в поддержке «Стратегии 2020».

Потребители заинтересованы:

– в преодолении правового нигилизма, т. к. он мешает защищать права потребителей;

– в правоприменении потребительского законодательства, в первую очередь – Закона «О защите прав потребителей»;

– в борьбе с коррупцией, т. к. в конечном счете «коррупционные расходы» предпринимателей ложатся на потребителей;

– в формировании среднего класса, т. к. хотят непосредственно и разумно расходовать заработанные средства на качественные услуги и товары, и хотят быть сильным средним классом;

– в построении общества с высокими стандартами жизни, т. к. потребители – это подавляющее большинство нашего общества, стремящееся к улучшению качества жизни.

В соответствии со «Стратегией 2020» проект «Сеть правовой защиты потребителей» направлен на первоочередные ориентиры:

– повышение безопасности граждан в различных сферах услуг и при приобретении товаров;

– защита интересов потребителей – пенсионеров;

– улучшение качества жилья;

– повышение качества медицинских и образовательных услуг;

– правовое просвещение потребителей и предпринимателей;

– обучение молодежи основам потребительских знаний.

Создание информационно – консультационных центров проекта «Сеть правовой защиты потребителей» рассматривается «как мера реализации «Стратегии 2020» на уровне территории» и, как важный фрагмент системы непрерывного правового просвещения и обучения потребителей через структуры современных информационных коммуникаций.

В 2008 году как подразделение проекта начал свою работу информационно-консультационный центр в Москве для жителей Московского региона (Москвы и Московской области), который осуществляет свою деятельность фактически для потребителей из всех регионов.

Центр создан на базе Общества защиты прав потребителей Московской области – при участии юристов этих организаций с учётом опыта их работы по защите прав потребителей, судебной практики и с использованием информационно-справочных ресурсов.

Центр создан для практической защиты потребителей – для оказания правовой поддержки потребителей путем проведения юридических консультаций по защите прав потребителя, разъяснения положений Закона «О защите прав потребителей», а также для просветительской работы, в целях достижения общегосударственных приоритетов – ликвидации бедности, повышения качества жизни, обеспечения высоких стандартов и общего благополучия граждан.

Перед Центром на период до 2010 года стоят следующие задачи:

– обеспечить информирование самого широкого круга граждан о правах, предоставленных законом РФ «О защите прав потребителей»;

– внедрить систему самообразования потребителей в части знания и применения прав, установленных законом РФ «О защите прав потребителей», и способов защиты своих интересов;

– оказывать практическую помощь потребителям по конкретным проблемам;

– осуществлять защиту неопределенного круга потребителей в судах;

– обеспечить постоянное функционирование Центра, его системное развитие.

В итоге, следует отметить следующее.

Для обеспечения освещения конференций создаются Независимые организации. Также они созданы для содействия становлению и развитию гражданского общества в России, углубления диалога и взаимодействия между обществом и властью, укрепления социального партнерства и гражданского согласия в России.


Заключение


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Социальное неравенство – это неравномерное распределение жизненно важных ресурсов в классовой структуре, во втором – в системе социальной стратификации (социальной иерархии, состоящей из слоев.

Слои (страты) различаются количественными характеристиками распределения жизненного важных ресурсов. Одни имеют данного ресурса много, другие мало. Часто выделяют слои по таким критериям: уровень доходов и уровень жизни. Эти характеристики обычно связаны с другими критериями социальной стратификации: престиж, власть, образование. Положение человека как в классовой, так и в слоевой структуре серьезно влияет на объем и содержание его потребления.

С помощью методов физической экономики построена модель реконструкции функции распределения элементов Российского общества, по ликвидным накоплениям.

Для обеспечения освещения конференций создаются Независимые организации. Также они созданы для содействия становлению и развитию гражданского общества в России, углубления диалога и взаимодействия между обществом и властью, укрепления социального партнерства и гражданского согласия в России.


Список литературы


1. Аберкрамби Н. Социологический словарь. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. – 620 с.

2. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа. // Социс. – 2005. №12. – с. 57–64.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: ИНФРА М, 2001. –624 с.

4. Заславская Т.И. Проблемы развития социальной структуры российского общества. // Безопасность Евразии. – 2006. №3. – с. 191–201.

5. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы. // Общественные науки и современность. – 2006. №5,6. – с. 5–19.

6. Радаев В.В., Шкоратан О.И. Социальная стратификация. – М.: Наука, 2005. –245 с.

7. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002. –688 с.

8. Социологическая энциклопедия. / Редкол.: Горнин А.П., Карелова Г.Н. и др. – М.: БРЭ, 2000. – 438 с.

9. Социология. / Под ред. Волкова Ю.Г. – М.: Гардарики, 2005. – 512 с.

10. Социология / Под ред. А.И. Кравченко, В.М. Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.

Похожие работы:

  1. • Социологический опрос населения: Отношение различных слоев ...
  2. • Актуальность решения проблем бедности (на примере г ...
  3. • Повременная оплата в Москве
  4. • Доходы в рыночной экономике
  5. • Права человека и их обеспечение обществом
  6. • Социальная сфера в контексте развития муниципального ...
  7. • Проблема социально-психологической адаптации ...
  8. • Возможности реализации зарубежных (американских и ...
  9. • Исследование манипулятивных технологий управления ...
  10. • Постиндустриальное общество
  11. • Программно-целевой подход в реализации жилищной ...
  12. • Государственное регулирование экономики
  13. • Государственная социальная политика Республики Беларусь ...
  14. • Технико-экономическое обосновние создания и развития ...
  15. • Социально-правовая защита семьи в современном ...
  16. • Партии и общественные движения в свете политической ...
  17. • Лексические особенности испаноязычной прессы
  18. • Разработка маркетинговой программы
  19. • Методика разработки бизнес-плана предприятия
Рефетека ру refoteka@gmail.com